Научная статья на тему 'Проблемы учета и оценки качества продукции'

Проблемы учета и оценки качества продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы учета и оценки качества продукции»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£ОРЪЯ тс ЪРЛ'ХЖ'кКА

12- 2003 (декабрь)

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

В.Э. КЕРИМОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Финансовой академии при Правительстве РФ

К настоящему времени достаточно полная теория эквивалентности количества и качества продукции еще не создана. Представляется возможным создание такой теории на базе теории полезности, теории потребности и квалиметрии, что позволило бы разработать эквиваленты «количество — качество» конкретных видов продукции. Развитие такой теории способствовало бы преодолению необоснованного приоритета объема производства над качеством продукции и установлению безусловного приоритета качества в экономическом механизме, научно-техническом развитии производства, организации НИОКР и производства, организации и оплате труда.

Весь мировой опыт показывает, что с улучшением насыщения рынка товарами повышение качества продукции становится основным условием успеха товаропроизводителя на рынке. Приоритет качества здесь очевиден.

Означает ли это, что в условиях недостаточной платежеспособности потребителя (как и в условиях дефицита товаров) качество продукции отходит на второй план, поскольку сбыт ограничивается не качеством, а только ценой? Можно ли упростить проблему неплатежеспособности или снизить дефицит за счет увеличения объемов производства низкокачественных, более дешевых товаров? На эти вопросы следует дать отрицательный ответ. Продукция низкого качества не может снизить дефицит: она способна удовлетворить конкретную потребность лишь частично (не по всей совокупности потребительских свойств товара) и (или) на короткий срок, если снижаются такие показатели качества, как долговечность и сохраняемость. Потребная для удовлетворения спроса масса товаров и, следовательно, потребная для производства масса сырья возрастают. И если даже имеются достаточные для выпуска увеличенного количества товаров низкого качества производственные мощности, этого увеличения не позволит достичь всегда ограниченная сырьевая база производства.

Во многих отраслях промышленности объем производства уже сейчас ограничивается сырьевой базой. В дальнейшем эти ограничения будут возрастать. Именно по причине ограничения ресурсов многие зарубежные фирмы давно перенесли центр тяжести управления с внутрипроизводственных проблем на проблемы внешней среды, стараясь выделить предпочтительные зоны стратегических ресурсов и закрепиться в них.

Не получит удовлетворения и потребитель на рынке: с повышением спроса на сырье его цена будет расти, а вместе с ней будет расти и цена низкокачественного товара, приближаясь к цене высококачественного. В этих условиях потребитель может отложить спрос, ожидая появления на рынке более качественного товара. Более того, низкое качество данного вида продукции может вызвать снижение качества других видов продукции.

Как известно, целью компании при создании новой или модернизированной продукции является повышение рентабельности продукции и спроса на нее. Достижение этой цели зависит от возможностей технологии. Не менее важное значение имеют также маркетинг и учет интересов потребителей. Однако существуют различные взгляды на роль этих факторов в обновлении продукции. Для научно-технического специалиста технологическое совершенство продукции является достаточным основанием для выхода на рынок, в то время как руководство фирмы должно быть уверено в потенциальной прибыльности продукции. Возможные последствия различных приоритетов в подходах к достижению поставленной цели компании иллюстрируются матрицей «Выгода-убыток» (см. рисунок).

Выгода (убыток) покупателя и продавца определяется соотношением параметров качества, цены, затрат. Рассмотрим соотношение этих параметров при переходе к производству нового товара с улучшенными показателями качества.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖгоРЪЯ ъ тамхюсм

12 - 2003 (декабрь)

Цена товара, выгода покупателя

© ВЫГОДА ПОКУПАТЕЛЯ (-^■Ц - ДЦ) > 0 К © ВЫГОДА ПОКУПАТЕЛЯ А

УБЫТОК ПРОДАВЦА (ДЦ - -у Ц) < 0 ВЫГОДА ПРОДАВЦА (ДЦ - ~Ц) > 0

®

УБЫТОК ПОКУПАТЕЛЯ (^-Ц - АЦ) < 0 Л УБЫТОК ПОКУПАТЕЛЯ К

УБЫТОК ПРОДАВЦА ВЫГОДА ПРОДАВЦА

(дц - < 0 3 (ДЦ - ^-Ц) > 0 О

Доход на

капитал

продавца

Матрица «Выгода—убыток»

Цена на продукцию должна соответствовать уровню качества продукции и общественно необходимым затратам на ее производство. Потребитель заинтересован в том, чтобы с повышением качества цена повышалась не в большей степени, чем повышено качество. Изготовитель заинтересован в том, чтобы цена компенсировала затраты и принесла предприятию прибыль, необходимую ему для производственного и социального развития. Государство заинтересовано как в удовлетворении потребности населения, так и в получении части прибыли.

Когда затраты на повышение качества продукции растут пропорционально росту уровня качества и соответственно повышается цена, противоречия между интересами потребителя и изготовителя не возникают, но обе стороны не получают экономической выгоды от повышения качества. В этом случае цена не побуждает изготовителя на повышение качества. Спрос на товар сдерживается.

Когда затраты растут в большей степени, чем повышается качество, уже возникает противоречие между интересами изготовителя и потребителя: изготовитель заинтересован, чтобы цена была повышена по крайней мере пропорционально росту затрат; потребитель заинтересован в меньшем повышении цены, в том, чтобы оно было пропорционально повышению качества продукции. В этом случае нельзя согласовать интересы потребителя и изготовителя: если соблюдаются интересы изготовителя, потребителю невыгодна покупка подорожавших товаров, если соблюдаются интересы потребителя, изготовителю невыгодно повышать качество этих товаров. В первом случае понизится спрос на товар и изготовитель вынужден будет уменьшить масштаб

производства, что приведет к еще большему росту затрат на единицу выпускаемой продукции. Во втором случае спрос может расти, но изготовитель будет стремиться сдерживать масштабы производства, вследствие чего может возникнуть дефицит.

В наибольшей степени можно согласовать интересы потребителя и изготовителя в том случае, если уровень качества повышается в большей степени, чем повышаются затраты. В этом случае возможно установление такой новой цены Ц + АЦ, когда относительное повышение цены меньше относительного повышения уровня качества АК/К и выше относительного повышения затрат АЗ/З., т.е.

АК/К > АЦ/Ц > ДЗ/З,

где Ц — старая цена; АЦ — приращение цены.

В этом случае полезность товара для потребителя (его потребительная стоимость, эффект, получаемый от потребления) возросла в большей степени, чем его затраты на приобретение товара, а эффект для изготовителя (новая цена) возрос в большей степени, чем его затраты. Обе стороны оказались в выгоде. Цена в этом случае стимулирует повышение качества товара и повышение спроса на него.

Изготовитель заинтересован в повышении спроса на свой товар, так как с увеличением масштаба производства затраты на единицу продукции снижаются и он получает дополнительную прибыль. Это заинтересовывает изготовителя в поддержании спроса, для чего он вновь улучшает качество своей продукции.

Таким образом, приведенное соотношение между качеством продукции, ценой и затратами является предпочтительным.

Посмотрим, как распределится в этом случае экономический эффект от повышения качества между потребителем и изготовителем.

Если бы цена на продукцию повышенного качества была установлена пропорционально повышению уровня качества, т.е. если бы

АЦх/Ц = АК/К, АДК =

где АЦК — приращение цены от повышения качества на величину А К.

Если бы цена на эту продукцию была установлена пропорционально затратам, т.е. если бы АЦа/Ц = Д3/3,

то

АДз

АЗ

Ц.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШОРКЯ -к ЪРАТЖЪЪА

12 - 2003 (декабрь)

где АЦъ — приращение цены от повышения затрат на величину АЗ.

Условие согласования интересов потребителя и изготовителя имеет следующий вид: АДк > АД > АД3. Потребитель и изготовитель будут иметь выгоду:

• выгода потребителя: ДЦК - АЦ - —¿г Ц ~

К

A3

• выгода изготовителя: ДЦ - АЦ3 = АЦ - Ц;

3

общая выгода: АЦК - АЦ3 - (— - ~)Ц.

К 3

Если предположить, что эта общая выгода должна быть разделена на три равные части (выгода потребителя, выгода предприятия-изготовителя и выгода государства), т.е. выгода предприятия-изготовителя плюс выгода государства должны быть в два раза больше выгоды потребителя, то

Например, если АК/К= 0,5; А3/5=0,2, то АЦ= 0,4Ц, и выгода каждой из сторон составит 10% старой цены.

Квадрант I матрицы (см. рисунок) «Выгода покупателя» — «Выгода продавца» соответствует случаю долгосрочных взаимовыгодных отношений покупатель-продавец, при которых обеспечиваются как доход на инвестиции, так и удовлетворение потребностей покупателя в пределах приемлемых цен. На достижение таких результатов должна быть нацелена стратегия НИОКР.

В деятельности компаний, которые руководствуются главным образом технологической новизной продукции без предварительной оценки ее потенциальной прибыльности, может возникнуть ситуация, соответствующая левому верхнему квадранту (II) — «Выгода покупателя» — «Убыток продавца».

Такое положение может возникнуть по нескольким причинам:

• использование новой технологии начато преждевременно, до того как затраты на производство приведены в соответствие с реальным уровнем рыночных цен;

• продукция выпущена на рынок до того, как покупатель готов платить за новшества;

• объем потенциального спроса недостаточен для того, чтобы окупились расходы фирмы на НИОКР;

• число поставщиков, привлеченных перспективой роста спроса, избыточно для рынка;

• фирма продолжает разработку и продвижение на рынок продукции на основе технологии, быстро заменяемой новой технологией, в применении которой она не имеет опыта.

Нижний правый квадрант (III) соответствует ситуации «Убыток покупателя» — «Выгода продавца»: изготовитель, имея выгоду от продаж, не обеспечивает потребителя товаром, уровень качества которого соответствовал бы цене. Такая ситуация часто возникает в технологически слабых отраслях — производителях потребительских товаров. Однако такое же положение может возникнуть и в передовых отраслях, когда мало понимающие в потребностях покупателей и в соотношениях стоимости и выгоды науч-но-технические работники с благими намерениями навязывают фирмам технологически новые товары. Обусловливается это, скорее, «модной технологией», чем критерием «стоимость — выгода».

Ситуация левого нижнего квадранта (IV) «Убыток покупателя — «Убыток продавца» возникает тогда, когда энтузиастам — техническим специалистам компании-продавца удается убедить технических специалистов фирм-покупателей в технологических преимуществах своей продукции. В этом случае ни одна из групп не имеет необходимого уровня компетентности и желания оценить возможные убытки.

Для устранения разрыва между качеством, ценой и затратами при создании новой или модернизированной продукции целесообразно проведение следующих мероприятий:

• включение в группу высших руководителей, ответственных за определение стратегии, компетентных научно-технических специалистов;

• повышение квалификации ведущих руководителей НИОКР в области стратегического управления и общего руководства — по экономическим вопросам НИОКР;

• принятие важных решений о финансировании НИОКР на основе оценки как научно-технического уровня и параметров качества разработок, так и прибыльности проектов с учетом расходов по всей цепочке жизненного цикла продукции/ технологии;

• формирование в составе системы управления компанией подсистемы управления качеством продукции и научно-техническим развитием производства, которая способствовала бы наиболее полному использованию научно-техническо-го потенциала компании для достижения взаимовыгодности разработок;

• включение показателей качества продукции и технологии в число критериев эффективности стратегии компании;

• разработкадля компании конкретной стратегии научно-технического развития (стратегия НИОКР). Принципом взаимовыгодности следует руководствоваться при всех разработках, в которых реализуются те или иные рассмотренные выше принципы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.