Научная статья на тему 'Проблемы учета геоэтноэкономического потенциала региона в условиях глобализации'

Проблемы учета геоэтноэкономического потенциала региона в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ГЕОЭКОНОМИКА / ГЕОЭТНОЭКОНОМИКА / STRATEGIC PLANNING / NATIONAL SECURITY / MODERNIZATION / THE EURASIAN UNION / THE CUSTOMS UNION / GEOECONOMICS / GEOETHNOECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркарян Варвара Рафаеловна

При стратегическом планировании необходимо учитывать геостратегическое положение и этнодемографическую структуру населения региона, принимать во внимание его геоэтноэкономический фактор как элемент совокупного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The accounting problems of geoethnoeconomic potential of the region in the globalization conditions

Geostrategic position and ethno demographic structure of the population should be taken into account during the strategic planning. Besides, its geoethnoeconomic factor is important because it is an element of the total capacity.

Текст научной работы на тему «Проблемы учета геоэтноэкономического потенциала региона в условиях глобализации»

www.hjournal.ru

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ГЕОЭТНОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

МАРКАРЯН ВАРВАРА РАФАЕЛОВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Теория и история экономики», Финансовый университет при Правительстве РФ, e-mail: markarianvr@gmail.com

При стратегическом планировании необходимо учитывать геостратегическое положение и этнодемографическую структуру населения региона, принимать во внимание его геоэтноэкономический фактор как элемент совокупного потенциала.

Ключевые слова: стратегическое планирование; национальная безопасность; модернизация; Евразийский союз; Таможенный союз; геоэкономика; геоэтноэкономика.

THE ACCOUNTING PROBLEMS OF GEOETHNOECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION IN THE GLOBALIZATION CONDITIONS

MARKARYAN BARBARA, R.,

candidate of economic sciences (PhD), associate professor of the department «Theory and history of Economics», Finance University under the Government of the Russian Federation,

e-mail: markarianvr@gmail.com

Geostrategic position and ethnodemographic structure of the population should be taken into account during the strategic planning. Besides, its geoethnoeconomic factor is important because it is an element of the total capacity.

Keywords: strategic planning; national security; modernization; the Eurasian Union; the Customs Union; geoeconomics; geoethnoeconomics.

JEL: R58.

Модернизация механизма управления экономикой регионов в условиях усиления самостоятельности территорий призвана создавать условия для стабильного развития бизнеса и повышения качества жизни населения регионов на основе имеющегося экономического и организационно-управленческого потенциала. Однако осуществление модернизации без досконального учета социально-территориальных особенностей региона может привести к неравномерному распределению в стране «модернизационных эффектов», что обусловит еще большие диспропорции в развитии территорий по сравнению с уже существующими. Долгосрочные стратегии и планы развития, направленные на модернизацию социально-экономической системы, должны строиться на основе учета имеющегося потенциала регионов. Социально-экономический потенциал модернизации включает не только совокупность ресурсов, но и качественные

© В. Р. Маркарян, 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

характеристики самих региональных систем. Социально-экономическая модернизация представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений, охватывающих промышленную политику, развитие научно-технического и инновационного потенциала, совершенствование социальной инфраструктуры.

Многие авторы на первый план справедливо выдвигают человеческий фактор, а именно социальную компоненту (образование и здоровое долголетие), в качестве одного из решающих факторов успешной модернизации (Гулин, 2012. С. 57).

Но в таком мультикультурном, многоконфессиональном и многонациональном сообществе, как население нашей страны, и особенно, в южных регионах, невозможно не учитывать такие факторы, как геополитика и этнодемографический состав населения данной территории. Именно в связи с этими особенностями в модернизации регионального управления экономикой на первый план выходят проблемы учета геоэтноэкономического потенциала региона в условиях глобализации (Маркарян, 2009).

Успешная модернизация экономики невозможна без повышения качества человеческого потенциала, что, в свою очередь, требует изменения существующих принципов, направлений и механизмов реализации социальной политики в регионах.

Степень успешности модернизации напрямую зависит от уровня развития социальной среды, ее восприимчивости к процессам совершенствования существующих или внедрения новых технологий, продуктов и услуг, реализации новых принципов организации экономической жизни, новых моделей и механизмов управления и т.д. Модернизация априори затрагивает ценностно-мотивационную среду индивидов и больших социальных групп. Примеры наиболее успешных «модернизационных прорывов» в истории были связаны с существенными качественными изменениями в состоянии человеческих ресурсов. Эти изменения происходили под воздействием как сверху (государство реализовывало масштабные программы социального развития, стимулировало формирование соответствующих институтов и т.п.), так и снизу (менялись потребности и целевые установки граждан, заметно повышался уровень энтузиазма и социальной мобильности и т.п.).

Сегодня на первый план в модернизационной повестке дня выходят именно задачи человеческого развития, поскольку именно оно обеспечивает конкурентные преимущества экономик с высоким технологическим укладом. При этом проблемы развития человеческого потенциала имеют глобальный характер. Большинство развитых стран вынуждены перестраивать свои социальные системы, отвечая на современные вызовы: старение населения и возрастание социальной нагрузки на трудоспособную часть граждан, рост численности городского населения, изменение ценностных ориентаций основных социальных групп. В связи с необходимостью перехода к модернизационной модели развития как на национальном, так и на региональном уровнях необходимо становление социально ориентированной институциональной политики. Для этого, как минимум, необходимо разработать комплекс взаимосвязанных направлений, включающих в себя систему национальных интересов, целей и приоритетов общественного развития, проблемы преобразования российской экономики, ее институционального устройства и содержания социально-экономической политики.

В последние годы в субъектах Федерации были выполнены концептуальные стратегические (а во многих территориях и программные) разработки по социально -экономическому развитию регионов на период до 2020 г. Актуальной является их корректировка, направленная на увязку современного состояния экономики регионов с долгосрочной стратегией развития страны, предусматривающей реализацию модернизационного сценария социально-экономического развития.

С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон "О государственном стратегическом планировании", согласно которому впервые индикативное, стратегическое планирование организовано по принципу «сверху-

вниз». Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период (Статья 35. Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период).

Согласно Закону, будет осуществляться строгий контроль за тем, чтобы макроэкономическое стратегическое планирование перестало быть просто данью научной моде. При этом основными задачами мониторинга реализации документов государственного стратегического планирования являются наблюдение, сбор, систематизация и обобщение информации о социально-экономическом развитии Российской Федерации и обеспечении национальной безопасности. Сложившаяся практика государственного прогнозирования и планирования будет преобразована в комплексную систему, утвержденную федеральным законом.

Основу этой системы будут составлять взаимосвязанные документы государственного стратегического планирования - документы государственного прогнозирования и документы программно-целевого, а также территориального планирования, федерального, регионального и местного уровней.

Проект Федерального закона "О государственном стратегическом планировании" содержит перечни этих документов, определяет общие положения процедур и полномочия различных органов власти по их подготовке и утверждению, а также сроки действия некоторых из них.

Так, стратегический прогноз, состоящий из социально-экономического, научно-технического, промышленно- технологического, демографического и экологического прогнозов, а также прогнозов в сферах национальной обороны, государственной и общественной безопасности разрабатывается по поручению Президента РФ на период до 30 лет. Прогнозы научно-технологического развития и социально-экономического развития РФ на долгосрочный период разрабатываются каждые 6 лет на 12 и более лет, прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период разрабатывается ежегодно на период от 3 до 6 лет включительно. В свою очередь стратегия национальной безопасности разрабатывается на период, не превышающий период, на который разработан стратегический прогноз, концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ и долгосрочная бюджетная стратегия РФ разрабатываются каждые 6 лет на период, не превышающий период, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период. Проекты документов государственного стратегического планирования подлежат общественному обсуждению и должны размещаться на официальных сайтах в Интернете.

Оценка результативности и эффективности государственного стратегического планирования будет осуществляться посредством системы мониторинга реализации документов государственного стратегического планирования. Основными документами, используемыми при осуществлении мониторинга на федеральном уровне, определены ежегодный доклад Секретаря Совета Безопасности РФ, сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации и доклады о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти1.

Впервые стала объектом внимания Правительства и фактором влияющим на национальную безопасность Схема расселения на территории субъекта Российской Федерации. Причем в целях устойчивого социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, реализации стратегии

1 См.: Проект Федерального закона N 143912-6 «О государственном стратегическом планировании». КонсультантПлюс. (http://www.consultant.ru/).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и генеральной схемы расселения на территории Правительством РФ осуществляется методическое обеспечение разработки и корректировки схемы расселения на территории субъекта Российской Федерации. Порядок разработки и корректировки схемы расселения на территории субъектов Российской Федерации определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Осталось только суметь правильно оценить риски и угрозы для национальной безопасности при осуществлении самостоятельной экономической политики на региональном уровне, что является не просто трудной, но почти нереальной для осуществления задачей в условиях экономической свободы хозяйствующих субъектов, да еще и в после вступления России в ВТО.

Как, например, внушить такую долю экономического патриотизма внешнеэкономическим акторам, чтобы они заключали свои бизнес-контакты и организовывали совместные предприятия только со странами СНГ, или нарождающегося Евразийского Союза, а не членами НАТО?

Вопрос кажется не просто риторическим, но и неуместным. Тем не менее, расширение экономических связей и все большая интеграция экономики Турции в наши южные регионы приведет в ближайшем будущем к усилению мусульманского фактора в его ваххабитском проявлении и, как следствие, к вспышкам сепаратизма на территории России. Тем более, что признаки этого явления уже есть в Татарстане и др.регионах. Достаточно взглянуть на карты Великого Турана в турецких школах, где проповедуется идея пантуранизма, чтобы оценить реальность намерений наших вековых соперников в региональном доминировании. Не далее, чем 14 октября 2012 г. на казахстанско-турецком бизнес-форуме в Стамбуле президент Назарбаев Н.А. предложил объединить 200 млн. тюрков. "Как сказал Ататюрк: "Придет время, когда все тюрки объединятся". Поэтому я хочу поприветствовать всех тюркоязычных братьев. Между Алтаем и Средиземным морем свыше 200 млн. братьев живет. Если мы все объединимся, то мы будем очень эффективной силой в мире", - заявил Нурсултан Абишевич. Уже сделан ряд шагов в данном направлении. В частности, создана культурная организация ТЮРКСОЙ, по инициативе Президента Казахстана сформирован Совет глав тюркоязычных государств, в Баку заработала Парламентская ассамблея тюркских государств, в Астане ведет свою деятельность Тюркская академия. Это фундамент, который сегодня во многом благодаря инициативам Нурсултана Назарбаева, закладывается во имя будущего единого дома тюркских народов. "Мы живем на родине всего тюркского народа. После того, как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства, затем Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили свою независимость. Ваши предки, уходя с исторической родины, из Тюркского каганата, забрали с собой название тюркского народа. До сих пор турки называют лучших джигитов — "казак". Вот мы и есть эти казахи»2.

Как видим хотя бы из одного этого эпизода, наряду с интеграционными процессами есть мощные предпосылки и заинтересованные силы в дезинтеграции России, поэтому в основе регионального управления должна располагаться геополитическая компонента национальной безопасности, и только потом — экономическая целесообразность и выгода. Евразийское содружество пугает многих тем, что якобы воссоздается СССР, не зря же столько усилий применяют противники Евразийского Союза, чтобы данный проект не был реализован. Ведь противостояние Россия-Запад в целом и Россия-НАТО, в частности, никто не отменял. И это противостояние дает о себе знать в наиболее проблемных регионах планеты, в том числе на Ближнем Востоке, в Закавказье и так далее.

США намерены пресекать на корню любой интеграционный процесс на постсоветском пространстве, который можно расценить как попытку возрождения

2 См.: КАЗАХИНФОРМ. В Турции Назарбаев предложил объединить 200 млн. тюрков. (http://www.amic.ru/news/195907).

Советского Союза, заявила государственный секретарь США Хилари Клинтон на встрече в начале декабря с.г. с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Клинтон «заметила движение в сторону ресоветизации региона, что вызвало серьезное беспокойство». Однако Сергей Лавров поспешил убедить ее в обратном, отметив, что новое объединение (таможенный союз) будет называться Евразийским союзом. Несмотря на слова российского министра, Клинтон заявила, что США пытаются разработать эффективные способы, которые помогут замедлить или вообще предотвратить появление такого рода объединения. Такого рода слова дают основания полагать, что США пересматривают свою «перезагрузку» отношений с Россией, объявленную еще в 2009 году (период, когда критика ситуации с правами человека была приглушена и Москва получила больше свободы действий на территории бывшего Союза) (Алёшина, 2012).

На состоявшемся 5 декабря с.г. Саммите СНГ Президентом Путиным В. В. еще раз было подчеркнуто, что «... самым важным во всей нашей работе всегда было остаётся экономическое взаимодействие в рамках СНГ. И эта задача становится особенно актуальной на фоне непрекращающегося мирового экономического кризиса, а в некоторых случаях — даже усугубляющегося». Дополнительные возможности для борьбы с кризисом и наращивания деловых связей открывает и Договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ»3.

Некоторые наши соседи объясняют нежелание участвовать в продвинутых интеграционных проектах на постсоветском пространстве тем, что это якобы противоречит их европейскому выбору. Однако ещё в 2003 году Россия и ЕС договорились о формировании общего экономического пространства, координации правил экономической деятельности без создания наднациональных структур. В развитие этой идеи мы предложили европейцам вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции. О формировании согласованной политики в сфере промышленности, технологий, энергетики, образования и науки. И, наконец, о снятии визовых барьеров. Эти предложения не повисли в воздухе — они детально обсуждаются европейскими коллегами. Теперь участником диалога с ЕС станет Таможенный, а в дальнейшем и Евразийский союз. Таким образом, вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу4 (Путин, 2011).

Но чем обернется для российской экономики подобная глобализация? Преждевременное и шоковое введение свободы внешней торговли и оборота капитала, позволившее вывезти до 1 трлн. долл. за рубеж и беспрепятственно ввозить спекулятивный капитал. Страны Западной Европы отменили ограничения в этой сфере, лишь обеспечив прочные позиции на мировом рынке, а Китай, Индия, Бразилия не сделали этого до сих пор. Первые миллиардеры сколотили свои состояния, скупая стратегическое сырьё по внутрироссийским, а продавая — по мировым ценам.

Россия стала самой открытой крупной экономикой в мире: доля экспорта в её ВВП в 2010 г. достигла 30% (США — 9, Япония — 14, Китай — 27%). По данным Росфиннадзора, криминальный вывоз капитала с помощью фиктивных сделок и фирм-однодневок вырос в 2008-2010 гг. с 8 до 163 млрд руб. По данным ЦБ5, в 2008-

2011 гг. доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ), направленных на строительство новых или реконструкцию действующих предприятий России сократилась с 50 до 20%, 40% ПИИ — российские деньги из оффшоров, не приносящие новых технологий и предназначенные для скупки активов, часто

3 См.: Путин.ру. Putin.ru - Официальный Сайт Путина. Саммит СНГ 5 декабря 2012 года, 17:00, Ашхабад. (http:// с.президент.рф).

4 См.: Путин В.: «Евразийский союз — это открытый проект» от Лиссабона до Владивостока и дальше..., 2011. 4 октября. (http://www.kpe.ru/sobyti).

5 См.: Ведомости, 10.05.2011.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

непрофильных с целью их последующей перепродажи (Калабеков, 2012).

Большой ущерб промышленности нанесло создание в России сборочных производств зарубежных ТНК. До 85% телевизоров, холодильников, стиральных машин и другой крупной бытовой техники, половина автомобилей, большая часть тракторов и комбайнов выпускается на заводах, технологические центры которых и производство сложных узлов и деталей размещены за рубежом. Это делает ненужными российскую техническую науку и инженерное образование. В Китае 100%-ные иностранные компании разрешены лишь при условии 100%-ного экспорта их продукции. Для выхода на внутренний рынок они должны передать местным компаниям интеллектуальную собственность и контрольный пакет акций.

Инновационная экономика — этап формирования постиндустриальной информационной экономики, которая будет базироваться на шестом технологическом укладе, т.е. на автоматизированном и роботизированном воздействии на предметы труда на атомно-молекулярном и генно - клеточном уровне, а не на механической обработке природного сырья. Основную производительную силу составят высококвалифицированные работники, способные самостоятельно находить, перерабатывать, создавать и использовать информацию из глобальной системы.

В России лишь несколько регионов сохранили научно-техническую базу, позволяющую начать переход к инновационной экономике. Поэтому необходима новая индустриализация — модель экономического роста, при которой его основой становится не сырьевой комплекс, а высокотехнологичное производство как в новых, так и в традиционных отраслях, включая АПК, добывающую промышленность и строительство.

Модернизация экономики прежде всего должна базироваться на новой институциональной модели экономики, на культуре региональной мезоэкономической системы, где критерием оценки её развития будет не только прибыль, но и стоимость ограниченных экологических ресурсов, а также социальный эффект производства. Если либеральная концепция базируется на микроэкономике, дирижистская — на макроэкономике, то новая теория регуляции — на балансе экономической свободы и общественного регулирования, рыночного равновесия и планирования в мезоэкономических пространственно-локализованных экономических системах (Бляхман, 2012).

Если бы у нашего Правительства хватило воли совершить судьбоносный перевод экономики от частного кредитования со стороны коммерческих банков к беспроцентному кредитованию новых производств со стороны Центробанка, выплате дивидендов за счёт использования общественного достояния всем членам общества, а также компенсаций фирмам, снижающим ресурсоёмкость и отпускные цены, то страна могла бы вылечиться от сырьевой зависимости.

В российской литературе продолжаются бесконечные и бессмысленные споры о сравнительных преимуществах рыночного и государственного регулирования (Глазьев, 2012). На деле они имеют разную сферу действия.

По данным статистики ФРГ, в этой высокоразвитой стране в 2011 г. действовало 40 тыс. вещевых рынков, где торговало 2 млн. чел. Для этой микроэкономической структуры вполне достаточно «невидимой руки», а для регулирования макро- и мезоэкономики, включая инфраструктуру, необходимы согласованные действия двух рук, причём государственная рука должна быть ясно видимой, информационно открытой и находиться под общественным контролем. В России чиновники заняты преимущественно выдачей разрешений и надзором за микроэкономической деятельностью, поскольку это приносит теневые доходы, но не стратегическим макро- и мезоэкономическим регулированием. В работах российских экономистов убедительно показано, что постиндустриальная экономика — синергетическая система, связанная с развитием большого Кондратьевского цикла, которая не может регулироваться стихией рынка.

Мировой опыт доказывает неэффективность как авторитарной, навязанной центром, так и спонтанной модернизации «снизу», при которой рынок, как это

предлагают либеральные экономисты, сам постепенно в расчете на увеличение прибыли приспособит экономику к новым условиям. Глобальная конкуренция не отводит для этого России достаточного времени. Эффективна лишь модернизация, основанная на сотрудничестве государства и бизнеса на базе стратегического планирования, демонополизации рынка и создании системы социальных стандартов и технологических нормативов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алешина В. Н. (2012). Клинтон против возрождения СССР. Плюс и минус. Экономика и бизнес. (http://plusiminus.com/).

Бляхман Л. С. (2012). Институциональные основы модернизации российской экономики. Проблемы современной экономики, № 1, с. 7-17.

Глазьев С. Ю. (2010). Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика.

Гулин К. А. (2012). Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Стратегия развития, № 4 (22).

КАЗАХИНФОРМ. В Турции Назарбаев предложил объединить 200 млн. тюрков. (http://www.amic.ru/news/195907).

Калабеков И. Г.(2010). Российские реформы в цифрах и фактах. М.: РУСАКИ.

Маркарян В. Р. (2009). Основные принципы перспективного коммуникативного планирования социально - экономического развития региона. Журнал «Вестник экономической интеграции», № 2, с. 88-94.

Проект Федерального закона N 143912-6 «О государственном стратегическом планировании». КонсультантПлюс. (http://www.consultant.ru/).

Путин В.: «Евразийский союз — это открытый проект» от Лиссабона до Владивостока и дальше..., 2011. 4 октября. (http://www.kpe.ru/sobyti).

Путин В. В. "Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня". (http://открытая-россия.рф/novosti/).

Путин.ру. Putin.ru - Официальный Сайт Путина. Саммит СНГ 5 декабря

2012 года, 17:00, Ашхабад. (httpV/с.президент.рф).

REFERENCES

Aleshina V. N. (2012). Clinton against the revival of the Soviet Union. Plus and minus. Economics and business. (http://plusiminus.com/). (in Russian).

Blyakhman L. S. (2012). Institutional modernization basis in the Russian economy. The problems of the modern economy, no. 1, pp. 7-17. (in Russian).

Glazyev S. Y. (2010). The accelerated development strategy of Russia in the global crisis conditions. M.: Economics. (in Russian).

Gulin K. A. (2012). Economic and social changes: facts, trends and outlook. Development strategy, no. 4 (22). (in Russian).

KAZAHINFORM. In Turkey, Nazarbayev proposed to join 200 million Turks. (http://www.amic.ru/news/195907). (in Russian).

Kalabekov I. G. (2010). Russian reforms in figures and facts. M. Rusaks. (in Russian).

Markarian V. R. (2009). The basic principles of long-term communicative planning of the regional social-economic development. Journal of Economic Integration, no. 2, pp. 88-94. (in Russian).

Draft Federal Law N 143912-6 «On state strategic planning». Consultant. (http://www.consultant.ru/). (in Russian).

Putin V.: "Eurasian Union - is an open project" from Lisbon to Vladivostok and on ..., 2011. October 4. (http://www.kpe.ru/sobyti). (in Russian).

Putin V. V. "The new integration project for Eurasia - a future that is born today". (http://otkrytaya-rossiya.rf/novosti/). (in Russian).

Putin.ru - Official Site Putin. CIS Summit December 5, 2012, 17:00, Ashgabat. (http://s.prezident.rf). (in Russian).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.