Научная статья на тему 'Проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений на региональном рынке труда'

Проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений на региональном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2784
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИЯ / ВЫПУСКНИК / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков Максим Сергеевич

В статье обозначены региональные проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений Курской области на региональном рынке труда. Отмечается, что большинство молодых людей не обладают необходимыми для поиска работы знаниями. Учебные заведения, родители будущих выпускников не всегда владеют ситуацией на рынке труда, не учитывают уровень востребованности той или иной профессии. Экспресс-опрос выпускников и работодателей показывает различия в тактике и стратегии поведения данных акторов на рынке труда. В статье даются некоторые рекомендации по управлению занятостью молодежи на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьяков Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений на региональном рынке труда»

М. С. Третьяков

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА

Работа представлена кафедрой социологии Курского государственного университета.

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор Е. А. Когай

В статье обозначены региональные проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений Курской области на региональном рынке труда. Отмечается, что большинство молодых людей не обладают необходимыми для поиска работы знаниями. Учебные заведения, родители будущих выпускников не всегда владеют ситуацией на рынке труда, не учитывают уровень востребованности той или иной профессии. Экспресс-опрос выпускников и работодателей показывает различия в тактике и стратегии поведения данных акторов на рынке труда.

В статье даются некоторые рекомендации по управлению занятостью молодежи на региональном уровне.

Ключевые слова: рынок труда, профессия, выпускник, трудовая занятость, безработица, специальность.

M. Tret’yakov

PROBLEMS OF JOB PLACEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION GRADUATES AT A REGIONAL LABOR MARKET

The article highlights the regional problems of the Kursk region graduates on the regional labor market. It is noticed that that most of the young people have no skills necessary for job-hunting. Educational institutions, potential graduates’parents do not always control the situation at the labor market; they do not consider the demand rate level of a particular profession. Express-pall of graduates and employers shows the difference in the tactics and strategy of these actors’ behavior at the labor market. Some recommendations concerning the youth employment management at the regional level are reviewed in the article.

Key words: labor market, profession, graduate, employment, unemployment, job.

Анализ ситуации на рынке труда показывает, что большинство молодых людей, включая и студентов высших учебных заведений, не обладают навыками и знаниями, необходимыми для самостоятельного поиска работы и иных форм занятости.

Опрос выпускников профессиональных учебных заведений, проводившийся в 2007 г. совместно с Комитетом по занятости населения Курской области и кадровым центром «Личность и карьера», показывает, что многие из тех выпускников, которым не удалось сразу найти работу, либо растеряны и подавлены, либо пассивно ждут предложений от различных людей и организаций, в том числе и от службы занятости, рассматривая последнюю как своеобразную замену государственного

распределения. Активная позиция, попытки самостоятельного поиска работы у большинства молодых специалистов либо отсутствуют, либо носят хаотический характер. Главная причина столь неэффективного поведения выпускников видится в том, что они плохо представляют, как нужно действовать в данной ситуации. Между тем пребывание молодых специалистов в статусе безработных оказывает весьма негативное влияние на общее и профессиональное развитие личности: утрачиваются полученные знания и навыки, снижается жизненный тонус и самооценка, возникает ощущение ненужности, появляются иждивенческие тенденции в отношении самообеспечения, отмечается деградация мотивационной сферы личности.

Таким образом, назрела необходимость в специальной подготовке выпускников профессиональных учебных заведений к эффективному поведению на рынке труда по организации и планированию своей профессиональной карьеры, которые являются компонентами такого интегрального качества личности, как профессиональная готовность.

В Курской области в последние годы наблюдался подъем на образовательном рынке услуг, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении объемов его предложения. За последние пять лет произошли изменения и в структуре профессионального образования: при снижении доли начального профессионального образования значительно выросла доля высшего и несколько — среднего профессионального образования. Так, численность студентов дневных отделений только государственных высших учебных заведений с 1991 по 2007 гг. выросла почти в 2 раза и достигла более 40 тысяч человек. Численность выпускников высших учебных заведений по сравнению с 2000 г. выросла в 1,8 раза, а их удельный вес увеличился с 46 до 63% в 2007 г. Численность обучающихся в средних специальных учебных заведениях увеличилась до 22 000 человек. В то же время контингент обучающихся в образовательных учебных заведениях начального профессионального образования сократился с 16 000 до 9500 человек.

Сформировавшаяся в Курской области система профессионального образования не смягчает, а наоборот, все больше увеличивает дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Объемы, структура и качество подготовки кадров ориентируются не на происходящие изменения в структуре спроса на профессии и специальности регионального рынка труда, а на сформированные субъективным образом потребности в образовательных услугах у населения, абитуриентов и их родителей.

Анализ изменений в возрастном составе населения за последние годы свидетельствует о том, что уменьшается относительная численность молодежи, находящейся в трудоспособном возрасте и формирующей контингент уча-

щихся профессиональных учебных заведений, численность принятых в учебные заведения начального профессионального образования заметно снижается. Потерю потенциальных квалифицированных рабочих кадров в будущем будет трудно компенсировать. Резкое сужение системы подготовки рабочих кадров слабо согласуется не только с демографической ситуацией, но и с тенденциями рынка труда, где продолжают преобладать вакансии для рабочих.

Вместе с тем, в системе профессионального образования происходят качественные изменения: учебные заведения пытаются адаптировать свои программы к потребностям рынка труда. Вводятся дополнительные к основному курсу программы, расширяющие кругозор учащихся, зачастую осуществляемые совместными усилиями учреждений начального профессионального образования, средних профессиональных и высших учебных заведений. Такие программы направлены на то, чтобы постепенно осваивать более сложные профессии и, в зависимости от уровня своих способностей, повышать квалификацию.

Однако, несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей на подготовленных молодых рабочих и специалистов продолжает оставаться низким; они предпочитают молодежи опытных работников. Профессиональные учебные заведения до сих пор слабо ориентируются на потребности рынка труда, не изучая положение на нем своих выпускников. Происходит фактическая девальвация высшего образования. В результате обострения конкуренции за рабочие места, которые прежде занимали лица с более низкой образовательной подготовкой, на должности, не требующие высшей квалификации, работодатели вынуждены брать специалистов с высшим образованием.

География учреждений НПО, их профилей подготовки позволяет осуществлять подготовку рабочих кадров практически для всех основных отраслей промышленности региона, сельского хозяйства, строительства, транспорта, сферы обслуживания. Всего в Курской области 23 профессиональных училища, 5 про-

фессиональных лицеев, в которых обучается около 9500 человек. Повышение качества подготовки рабочих кадров, ориентация профилей обучения на потребительский спрос способствовали росту востребованности выпускников учреждений начального профессионального образования. Уровень их трудоустройства увеличился с 46,9% в 2001 г. до почти 90% в 2007 г.

Средние специальные учебные заведения на территории области распределены равномерно, что позволяет делать более доступным данный уровень образования для различных слоев населения. В целом система СПО сохранила свой бюджетный характер. В государственных учреждениях СПО на бюджетной основе обучаются более 70% студентов.

Анализ вопроса о трудоустройстве выпускников колледжей и техникумов области свидетельствует о наличии устойчивого спроса на специалистов данного уровня. В среднем ежегодно 25—30% выпускников трудоустраиваются по распределению, 30% — поступают в вузы,

32% — трудоустраиваются самостоятельно.

С целью уточнения профессиональных планов выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений, определения спроса на услуги службы занятости как у молодых людей, так и у работодателей комитетом по занятости населения Курской области проводилось анкетирование участников специализированных ярмарок вакансий для выпускников. Эксперсс-опросы состоялись в городах Железногорске, Обояни и в областном центре. Всего было опрошено более 300 выпускников колледжей и училищ и более 60 работодателей.

Среди ведущих факторов, обусловливающих выбор студентами колледжей и училищ той или иной профессии, на первое место выпускники ставят возможность получения хорошо оплачиваемой работы. Однако мало кто из выпускников имеет правильное представление о том, что оплачивается не профессия, а должность, а также то, что представители той или иной профессии в разных организациях и при различных условиях оплачиваются по-разному.

Многие выпускники училищ и колледжей также назвали основными причинами своего профессионального выбора престиж получаемой профессии.

Профессии «слесарь», «автослесарь», «сварщик», «газоэлектросварщик», которые получают студенты в курских профессиональных училищах № 1, 23, 27, являются на сегодня наиболее востребованными профессиями регионального рынка труда. Это отметили как работодатели, так и сами выпускники данных учебных заведений, назвав в числе основных причин выбора учебного заведения высокий заработок, престиж получаемой профессии и значительный спрос на таких специалистов. На выбор этих профессий значительным числом опрошенных повлияли позиция старших членов семьи, авторитет друзей, знакомых. Как показывает практика проведения подобных социологических опросов, престижность профессии ставится большинством на одно из самых высоких мест. Важно отметить как положительный факт, что в данном случае молодые люди считают выбранные рабочие профессии престижными, и качеством подготовки в учебных заведениях удовлетворены более 80% опрошенных выпускников.

Выборочный опрос работодателей, представивших вакансии на проводимых ярмарках, показал, что чаще всего работодатели обращаются в службу занятости для поиска работников производства (рабочих) — 69%, высококвалифицированных специалистов — 43%, неквалифицированных работников — 16%, служащих — 13%, менеджеров — 10%.

Практическому опыту работодатели придают основное значение, причем этот критерий применяется и к выпускникам учебных заведений. Наличие соответствующего образования — вторая главная составляющая подбора кадров для работодателя. Отметим, что индивидуальные предприниматели с численностью работников до 10 человек на второе место ставят определенные личные качества человека.

На фоне растущей скорости изменений во всех сферах жизни происходят значительные изменения и в системе высшего профессионального образования. К ним прежде всего можно

отнести расширение доступности и массовости высшего профессионального образования в ущерб начальному и среднему профессиональному образованию. Как следствие происходит снижение критериев при приеме и, соответственно, падение качества подготовки абитуриентов, а в дальнейшем — студентов. В связи с этим растет всеобщее недовольство качеством высшего образования: со стороны молодежи, родителей, работодателей, государства.

Следует отметить, что в условиях государственного капитализма финансирование университетов и других профессиональных учреждений образования имеет естественные ограничения. Это заставляет пересматривать роль и функции университета в системе воспроизведения трудовых ресурсов, его связи и взаимодействия с государственными и предпринимательскими структурами. Учебным заведениям, желающим идти в ногу со временем, следует стать предпринимательскими учреждениями. Предпринимательская модель профессионального учебного заведения должна удовлетворять все заинтересованные стороны: учащихся и их родителей, преподавателей и администрацию, предпринимателей и рынок труда, государство и общество. В настоящее время система высшего профессионального образования Курской области представлена 31 образовательными учреждениями, в том числе 9 государственными вузами и филиалами и 22 негосударственными образовательными учреждениями и филиалами. Вузы ведут подготовку более чем 100 наименованиям специальностей, на дневной форме обучается более 40 тысяч студентов. Высшие учебные заведения — ключевой элемент в системе подготовки высококвалифицированных кадров. Но рыночные отношения резко изменили перспективу занятости молодых специалистов. Ликвидация государственной системы распределения выпускников высшей школы привела к тому, что они целиком отданы во власть рынка труда, далекого пока от адекватного отражения общественных потребностей. Прием слушателей в высшие профессиональные учебные заведения постоянно увеличивается.

Однако впоследствии многие молодые специалисты либо не трудоустраиваются вообще, либо работают не по своей специальности, фактически утрачивая ее.

Профориентационное исследование, проводившееся среди выпускников курских вузов в 2006—2007 гг., предметом которого являлась готовность к началу профессиональной карьеры, а также определяющие ее факторы, показало, что: 55% выпускников не имеют должного профессионального опыта и необходимых трудовых навыков к моменту окончания вуза; работают временно или на постоянной основе — 39%, в том числе по специальности всего 15%, остальные выполняют работу, прямо не связанную с получаемой специальностью.

Реального профессионального плана, связанного с получаемой специальностью, у большинства студентов практически не имеется. Точно свое предполагаемое место будущей работы указали всего 11%, а даже гипотетическое место работы не смогли указать 53%.

Проблемная ситуация с трудоустройством выпускников носит субъективно-объективный характер, поэтому в каждом конкретном случае планирование карьеры возможно с учетом множества факторов.

Выпускники вузов предпочитают следующие технологии поиска работы: самостоятельный поиск любой подходящей работы — 63%; получение новой профессии, специальности — 36%; постановка на учет в службе занятости и ожидание подходящих предложений — 33%; самозанятость (индивидуальное предпринимательство) — 20%. В отношении своего трудоустройства студенты уверены, что будут работать по какой-либо специальности — 42%; будут работать по специальности — всего 13%. В отношении своего трудоустройства студенты не уверены, что найдут вообще работу — 13%, найдут работу в короткий срок — 9%.

Итак, менее половины студентов позитивно рассматривают перспективы своего профессионального старта, но видят в этом объективные сложности. Большая часть студентов не знают, как решить проблему вступления в профессиональную жизнь.

В отношении собственного трудоустройства выпускники обращаются к своим вузам с пожеланиями: уделять больше внимания вопросам планирования профессиональной карьеры студентов, проводить различные мероприятия, направленные на содействие занятости выпускников — 33%; давать больше прикладных знаний, расширять места практики — 25%; активно сотрудничать с предприятиями и кадровыми агентствами — 15%.

Таким образом, есть основания полагать, что кризис трудоустройства выпускников образовательных учреждений ситуация, имевший место в 90-х годах прошлого века, в целом завершился. Налицо явное оживление

всех отраслей производства, крупного, среднего и мелкого бизнеса, что не может не сказаться на рынке труда. Наблюдается отчетливая тенденция роста спроса на выпускников образовательных учреждений Курской области, как вообще, так и по целому ряду «рабочих» профессий. Вместе с тем в трудоустройстве молодежи остается целый комплекс проблем, связанных с недостаточной практической подготовленностью, неумением молодых людей взаимодействовать на рынке труда с работодателями, организовать свой собственный бизнес, определять тактику и стратегию профессионального и карьерного роста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузьмин С. А. Занятость: стратегии России. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 304 с.

2. Павленков В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2004. 368 с.

3. Рощин С., Маркова К. Поиск работы: способы и их эффективность // Человек и труд. 2003. № 12. С. 40-44.

4. Топилин М. Ключевые проблемы рынка труда и очередные задачи службы занятости // Человек и труд. 2003. № 1. С. 52-57.

5. Хамаганова Г. Региональные программы содействия занятости // Человек и труд. 2004. № 4. С. 53-54.

6. Четвернина Т. Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта // Вопросы экономики. 2002. № 11. С. 59-75.

7. Чижова Л. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Методологические подходы // Человек и труд. 2004. № 8. С. 37-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.