Научная статья на тему 'Проблемы тренеров при постановке танцевально-спортивных композиций, работающих в системе обучения детских юношеских спортивных школ по черлидингу'

Проблемы тренеров при постановке танцевально-спортивных композиций, работающих в системе обучения детских юношеских спортивных школ по черлидингу Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
742
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ЧЕРЛИДИНГ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / СПЕЦИАЛИСТ / КОМПОЗИЦИЯ / ДЖАЗОВЫЙ ТАНЕЦ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Верхоляк Альберт Валентинович

В статье изучаются проблемы работы инструкторов и тренеров при постановке танцевально-спортивных композиций, незнание стиля и манеры джазовой хореографии, отсутствие хореографического наполнения в постановках, хореографическая недостаточность в области знаний джазового танца. Исследуются проблемы неверно подобранного музыкального материала, несоответствие выбора музыки заявленному стилю хореографии, неправильного композиционного построения и примитивного расположения команд на танцевальной площадке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Верхоляк Альберт Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы тренеров при постановке танцевально-спортивных композиций, работающих в системе обучения детских юношеских спортивных школ по черлидингу»

ПРОБЛЕМЫ ТРЕНЕРОВ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-СПОРТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ПО ЧЕРЛИДИНГУ

Верхоляк Альберт Валентинович, Московский государственныйуниверситет

культуры и искусств

E-mail: albert27@yandex.ru

Аннотация В статье изучаются проблемы работы инструкторов и тренеров при постановке танцевально-спортивных композиций, незнание стиля и манеры джазовой хореографии, отсутствие хореографического наполнения в постановках, хореографическая недостаточность в области знаний джазового танца. Исследуются проблемы неверно подобранного музыкального материала, несоответствие выбора музыки заявленному стилю хореографии, неправильного композиционного построения и примитивного расположения команд на танцевальной площадке.

Ключевые слова Черлидинг, хореографическое искусство, специалист, композиция, джазовый танец.

Что такое черлидинг, о нём говорят так: это массовый вид спорта, сочетающий элементы акробатики, общей физической подготовки, танца, шоу и зрелищности.

Если мы придём на стадион или спортивный комплекс, то станем свидетелями соревнования команд по программам, подготовленным по специальным правилам, а также можем увидеть привлечённых зрителей, так называемых болельщиков. Привлекают их в спортивные залы, на арены, с целью эмоциональной поддержки спортивных команд, которым важно понимать, что их тренировки не напрасны, и тот долгожданный путь к результату наконец-то будет реализован и оценён не только болельщиками но и компетентными судьями. Главная цель черлидинга популяризация физкультуры и спорта, здорового образа жизни. Данный вид спорта направлен на выполнение следующих задач: в случае агрессивного поведения болельщиков на стадионе спортивные команды используя помпоны, танцевальные движения и благоприятные кричалки создают атмосферу «позитивного фанатизма», команды стараются следить за тем, чтобы благоприятный морально-психологический климат на стадионе сохранялся, управляя эмоциями фанатов. Поддерживая

58

спортивные команды, участвующие в матче черлидинговыми выступлениями.

Однако со временем черлидинг ушёл далеко вперёд и стал независимым видом спорта, способным устраивать соревновния, чемпионаты, выезды на кубки Европы для состязаний и борьбы за чемпионский титул среди спортивнотанцевальных команд по черлидингу. У данного вида спорта появились свои правила, критерии и требования оценки композиций, обязательные компоненты наполнения спортивных номеров: пирамиды, станты, выбросы спортсменов в воздух, коллективные кричалки, шпагаты, равновесие, стойки на руках и обязательные прыжки. Настолько стал независимым этот вид спорта, что уже мало используется как группа поддержки спортивных футбольных, волейбольных и баскетбольных команд на матче. В XXI веке черлидинг уже не просто спортивная направленность, данный вид спорта обращается к хореографическому искусству, (запись танца) к красоте классического балета, современному и эстрадному танцу, которые наполняют его танцевальностью и уводят от трюковой части и технической стороны , придавая ему эстетическое начало, следовательно у спортсменов происходит комплексное обучение спортивным и танцевальным дисциплинам. Взаимовлияние искусства и спорта позволяет спортсменам добиться лучших чемпионских результатов и владению новыми танцевальными навыками и стилями танца. Не случайно в наше время черлидинговые школы уже называются не акробатическими, а спортивнотанцевальными и итогом такого соединения получается синтетический вид спорта, в основе которого является действие спортсмена, так называемая эстетика спорта. Как показывает практика в системе обучения детских юношеских школ по черлидингу введены дисциплины: основы классического танца, партерная гимнастика, акробатика, спортивный танец. И только начинает вводиться в программу обучения спортивных школ джазовый танец и хип-хоп. В России это ещё молодой вид спорта, который испытывает хореографическую недостаточность в области джазового танца. Зачастую выступая в номинации «джаз», желая добиться хорошего результата, в итоге мы сталкиваемся с проблемой незнания материала джазового танца: классического джаза, соул, блюз, афро, стрит, фанки, хот, флэш, джаз фанк и мюзикл джаза. Выступая с детскими танцевально-спортивными композициями в номинации «данс», которые состоят из элементов движений: шоссе, галопы, подскоки, обязательные спортивные элементы и акробатические прыжки можно поддерживать собственную физическую формы и не терять полученных результатов, но если всё тоже самое команда выставляет в номинации «джаз» мы получаем не соответствие действительности, и черлидеры получают низкие показательные результаты и оценки судей. Главная проблема черлидинговых команд незнание стиля и манеры джазовой хореографии, отсутствие хореографического наполнения в танцевально-спортивных композициях, желание прикрыть

незнание стилей джазовых форм танца эмоциями, спортивными элементами, перестроениями из одной фигуры в другую довольно примитивными формами шага. Решить её можно только с помощью приглашения в ДЮСШ квалифицированных специалистов, имеющих высшее педагогическое образование и педагогический опыт работы с детьми по современному и эстрадному танцу, направления джаз и модерн. Существует второй вариант решения проблемы: приглашение на небольшой промежуток времени частных сотрудников, педагогов работающих в сети частных танцевальных школ и преподающих несколько направлений джазового танца: социальный танец или бытовой в проявлениях уличного джаз (street) танца; концертный джаз; театральный джаз танец; сценический джаз или сценические спектакли. Вторая проблема: неудачно или неверно подобранный музыкальный материал. В погоне за желаемым быстрым результатом, забывая о качестве спортивно-танцевальной композиции, выстроенной по всем критериям оценки и требованиям к содержанию номера, стремясь на скорую руку подготовиться к соревнованиям, выбирая музыкальный материал,(как известно 50 % успеха номера это ювелирно и качественно отобранный музыкальный материал) который лишь бы попался под руку и вместо того чтобы подобрать хорошую музыкальную композицию по её звучанию, настроению, музыкальной драматургии, а выбирая довольно обычную «попсовую» мелодию, в которой есть только темп, драйв и постоянно повторяющая тема: куплет-припев, то конечным результатом участия в

соревнованиях, соперничая с другими командами, желая стать победителями, получается наоборот: проигрыш. Всё только потому, что на первоначальном этапе отбора музыкального материала руководитель команды поспешил с выбором музыки, не достаточно трепетно подошёл к её тщательному отбору и вполне возможно судьи указали в программе после участия команды в соревновании о не эстетическом художественном вкусе выбора лидера команды музыкального материала для воплощения номера. Проблему можно решить только при тщательном прослушивании музыки, длительном выборе лучшей музыкальной композиции и поиску отличного музыкального материала. Третья проблема: несоответствие выбора музыки заявленному стилю хореографии. Выбирая красивую музыку стиля хаос и начиная вставлять на неё километры танцевальных комбинаций стиля диско мы получаем грубую ошибку: несоответствие стиля музыки стилю танца. В таком случае, чтобы избежать ошибок в работе над танцевальной композицией, руководителю следует проявить пытливость ума и разобраться в том, что это за стиль музыки, и как нужно танцевать её, потому что именно она будет диктовать стиль танца и манеру исполнения будущего номера. Не знание стиля музыкального материала, не зная как двигаться под неё, какой стиль танца использовать для выбранной музыкальной композиции, лучше воздержаться от воплощения номера и не

начинать работу просто потому, что мелодия очень понравилось. Мало осознавать, что нравиться, и хочу танцевать, потому что нравиться, важно знать и понимать как дальше действовать и каким стилем танца руководствоваться для воплощения данного музыкального направления. В таком случае решением проблемы может стать помощь профессиональных компетентных преподавателей, работающих в области эстрадного танца и преподающих конкретный стиль джазовой хореографии, встретившийся в вашей практики руководителей черлидинговых команд. Получив профессиональную консультацию, рекомендации и практическую помощь в работе над танцевальноспортивной композицией можно заранее избежать ошибок и неудач на соревнованиях. Данная проблема решается только к предъявляемым требованиям руководителя к самому себе и связана с его уровнем музыкальной грамотности и образованности. От уровня общей культуры и образованности руководителя будет зависеть будущее воспитание и развитие его учеников. Ещё одна часто встречающаяся проблема: неправильное композиционного

построение и примитивное расположение команд на танцевальной площадке. Как известно композиция это построение, в танцевальном варианте это расположение исполнителей по сценическому пространству. Зачастую при постановке танцевально-спортивных композиций страдают дети при неправильном их построении с точки зрения роста, переходов из одной фигуры в другую. Неудачно выстроенные инструктором способы перехода во время номера могут привести к столкновению исполнителей на стадионе или в спортивном комплексе, а значит к травмированию ребёнка во время тренировки или выступления. Решается проблема только при тщательном рассмотрении созданных инструктором рисунков или чертежей на бумаге, правильному распределению переходов из одного танцевального рисунка в другой, чёткому объяснению детей как переходить, какими формами танцевального шага из одного рисунка в другой. В первую очередь это ошибка тренера, а не детей. Внутри этой проблемы кроется ещё одна, примитивное владение руководителем команды композиционным построением исполнителей. Всем известные колонны, линии, диагонали, шахматное построение спортсменов, такие строгие и чёткие стандартные фигуры или рисунки танца конечно приемлемы и используются сейчас в практике, но уже устарели и не являются креативными, оригинальными и тем более ни как не раскрывают личность тренера с его художественно-творческими способностями. Найти во время репетиций интересные формы танцевального шага, мгновенные переходы танцевальных па, сделать рисунок не только статичным, но и в воздухе, на полу, расширить его по пространству и наоборот сжать, поработать с рисунком с точки зрения плоскостей: горизонталей и вертикалей, поработать с уровнями: верхний, средний, нижний, а значит в прыжке, стоя, лёжа на полу. Это и есть решение

проблемы и возможность уйти от примитивного мышления лидера команды. Основываясь на личном опыте, имея возможность преподавать в АОУ ДОД ДЮШСТ «Надежда» (Автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей детско-юношеская школа спортивного танца «Надежда») автор статьи наблюдает влияние джазового танца как метода физического воспитания, хореографического развития черлидинговых команд. В работе с детьми по подготовке их к спортивным соревнованиям были решены проблемы незнания стилей джазовой хореографии, неудачно подобранного музыкального материала, несоответствия выбора музыкального материала заявленному стилю хореографии. Автор статьи заранее избежав и не допустив ошибок сумел правильно научить детей разбираться в конкретном стиле джаз танца, увидеть успех будущего номера за счёт хорошо подобранной музыки, а соответствие правильного выбора музыки и стиля хореографии предопределили положительную реакцию зрителей и судей. Таким образом средствами джазового танца происходило физическое развитие детей, формировались навыки перестроения из одной фигуры в другую, навык ансамблевого исполнения, чувство коллективизма, были сформированы чувство стиля и манеры исполнения джазового танца, свободного и экспрессивного в проявлениях танцующих. Эффективными результатами стали развитые движенческие возможности и ранее не знакомые и неизученные новые мышечные ощущения тела у учащихся. Ученики изучили принципы джазового танца, освоили свободу движений и владение собственным телом на основе выразительных возможностей джазовых форм танца и итогом работы автора статьи с учениками стали поставленные танцевально-спортивные джазовые композиции, которые укрепили здоровый образ жизни и чувство командной сплочённости, подняли командный дух и престиж школы, позволили добиться успеха на международных соревнованиях в Европе и достигнуть определённых высот в танцевальном зрелищном виде спорта по черлидингу.

Литература:

1. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе / П.К. Петров. -Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 448 с.

2. Петрович, Г.И. Научно-практический подход к целевому планированию тренировки в Академической гребле: метод, рекомендации / Г.И. Петрович, П.М. Прилуцкий. - Мн., 2003.-32с.

3 Никитин В.Ю. Теория и практика формирования художественно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии. Метод. пособие для студентов хореографических отделений вузов культуры и искусств.-

SCIENCE TIME

М.:МГУКИ,2005.-184 с.:илл.

4. Никитин В.Ю., Шварц И.К. Композиция в современной хореографии: Учебнометодическое пособие.-М.:МГУКИ,2007.-164 с.

5. Янович, Ю.А., Корнелюк, Т.В., Дюмин, И.М. Организация учебнотренировочного процесса по черлидингу. Особенности техники выполнения основных акробатических упражнений ЧЕР-программы команд поддержки и методики их обучения / Ю.А. Янович, Т.В. Корнелюк, И.М. Дюмин - Мн.:ГУ «РУМЦ ФВН»,2008. - 60с.

6. Верхоляк А.В. Методика преподавания джаз-танца. Учебная программа.-М.:МГУКИ,2014.-27 с.

7. Никитин В.Ю. Джазовый танец. История. Методика. Практика: Учебнометодическое пособие. М.: МГУКИ, 2014. 312 стр.: с илл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.