ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ»

Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ' по специальности 'ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ' Читать статью 5 Cc-big-visible Cc-big-hidden
0 6
Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды

ГРНТИ: 06.81.19 — Управление производством

показать все коды
Ключевые слова
  • рыночная экономика
  • новые направления хозяйствования
  • банкротство предприятий
  • автотранспортные предприятия
  • стратегическое развитие

Annotation
of scientific paper
2005 year, VAK speciality — 08.00.00, author — Beketov Yuriy Afanasievich, Misyura A.N., Misyura N.I.

Methodics of creating of a strategic development enterprise plan and a possibility of their use at auto-transport enterprises in Ukraine during transition economy are considered.

Научная статья по специальности "Управление производством" из научного журнала "Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета", Бекетов Юрий Афанасьевич, Мисюра А.Н., Мисюра Н.И.

Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Бекетов Юрий Афанасьевич, Мисюра А.Н., Мисюра Н.И.

Текст
научной работы
на тему "ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ". Научная статья по специальности "Управление производством"

УДК 658.5 656.078
ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
Ю.А. Бекетов, профессор, к.экон.н., А.Н. Мисюра, ассистент, ХНАДУ, Н.И. Мисюра, преподаватель,
Академия гражданской защиты Украины
Аннотация. Рассмотрены методики разработки программы стратегического развития предприятия и возможности их практического применения на автотранспортных предприятиях Украины в условиях переходной экономики.
Ключевые слова: рыночная экономика, новые направления хозяйствования, банкротство предприятий, автотранспортные предприятия, стратегическое развитие.
Введение
Переход от плановой экономики к рыночной поставил перед предприятиями новые требования. Рыночная экономика заставила предприятия ориентировать свою деятельность на изучение рыночной конъюнктуры, повышение качества продукции и координацию своей деятельности в соответствии с требованиями рынка, что вынудило руководителей предприятий искать новые направления хозяйствования, одним из которых является обоснование стратегии развития современного предприятия. В настоящее время практически отсутствуют методические рекомендации по разработке программы стратегического развития предприятия (фирмы). В данной статье авторы анализируют возможности использования имеющихся разработок в данной области в условиях переходной экономики Украины.
Анализ публикаций
Одним из основателей теории стратегического планирования считается Игорь Ансофф. По определению Ансоффа стратегия представляет собой набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности [1]. Он выделяет следующие основные группы таких правил:
1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и на перспективу. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание - заданием.
2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: ка-
кие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.
3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.
4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.
Иными словами согласно характеристик Ансоф-фа: «Стратегия - это системный подход, обеспечивающий сложной организации сбалансированность и общее направление роста» [1].
Однако Ансофф не дает четкого определения методики формирования основных и оборотных фондов предприятия, совершенствования производственно-технической базы и других факторов, составляющих внутреннюю среду предприятия. Основной упор сделан на исследование рынка и составление конкурентных преимуществ фирм в условиях рынка.
Питер Дойль определяет стратегический менеджмент, как поиск и достижение устойчивых преимуществ фирмы перед конкурентами. Эту задачу стратегического рыночного планирования возлагают на топ-менеджеров. В работе [2] Дойль выделяет основные составляющие успеха компании (структура, системы, стиль, персонал, стратегия, навыки). Под стратегией автор рассматривает преимущественно разработку маркетинговой программы поведения предприятия на рынке.
Рис. 1. Причины запаздывания реакции на внешние изменения [2]
По мнению Питера Дойла главной проблемой увеличения издержек и потерь является запаздывание реакции фирмы на появление «стратегических окон», то есть возможности занять появившуюся нишу на рынке. Наиболее полно этот процесс и его причины отражены на рис. 1.
При этом, автор главным направлением в стратегическом развитии предприятия видит исследование конкурентных преимуществ предприятия, анализ сильных и слабых сторон конкурентов, но оставляя без внимания производственные ресурсы и другие факторы внутренней среды предприятия. Основной целью стратегического развития является определение политики конкуренции, увеличение прибыли и части рынка, занимаемой предприятием, рецензия общества [3]. Здесь очень четко просматривается схема работы.
Однако такой подход не позволяет исследовать рыночное положение предприятия, так как рассматривает идеализированные условия работы рынка, не учитывающие таких серьезных факторов как изменения налоговой политики и финансово-экономические колебания в стране.
Известный американский ученый-экономист Майк Е. Портер определяет стратегическое пла-
нирование как совокупность действий, направленную на определенную модель общества.
Конкуренция в отрасли зависит от пяти основных факторов, выделяемых автором: потенциальные конкуренты (угрозы выхода новых фирм), соперничество существующих фирм, покупатели (влияние покупателей), заменители (угроза производства заменителей), поставщики (влияние поставщиков).
Интересно, что одним из важнейших условий конкуренции в отрасли автор выделяет государство, которое выступает с одной стороны в роли покупателя, а с другой - в роли регулятора производственных отношений.
Шендел и Хаттен понимают под стратегией «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящей в реализации выраженных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям» [7].
По Хиггенсу, «стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления мис-
сии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением» [7].
Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации» [7]. Определение А. Чендлера: «Стратегия
- это определение главных долгосрочных целей и задач предприятия, принятие курса действий и распределение ресурсов, необходимых для выполнения поставленных целей» [8].
В последние годы появился ряд работ таких авторов как Кох, Боумен, Аакер, в которых выделены новые аспекты рассматриваемой проблемы.
Дэвид А. Аакер определяет стратегию [6] как: бизнес-стратегию, которую иногда еще называют конкурентной стратегией или просто стратегией, которая определяется шестью элементами, или направлениями.
1. Товарный рынок, на котором будет конкурировать бизнес.
2. Уровень инвестиций.
3. Функциональные стратегии, необходимые для конкуренции на выбранном товарном рынке.
4. Обеспечивающие устойчивые конкурентные преимущества стратегические активы или компетенции, на которых базируется бизнес-стратегия.
5. Распределение ресурсов между бизнес-единицами.
6. Существование синергических эффектов между компаниями: извлечение выгоды из компли-ментарности и взаимной поддержки бизнес-единиц.
Подобные определения дают Кох и Боумен. Кох основной упор делает на определение маркетинговой политики и каналов сбыта продукции каждой бизнес-единицы, а Боумен считает залогом успеха маркетинговую культуру в предприятии и объединение персонала для ее реализации.
Проблемам разработки программ стратегического развития предприятий и организаций посвящены работы известных ученых-экономистов России и Украины Р.А. Фатхутдинова, В.С. Пономаренко,
З.П. Румянцевой, О. С. Виханского и других.
О.С. Виханский используя известные подходы Шендела, Хаттена, Хиггенса, Пирса и Робинсона под стратегическим управлением понимает такое управление организацией, которое базируется на человеческом потенциале как основе организации, ориентирует производственную деятель-
ность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Таким образом «Стратегическое управление - это скорее философия или идеология бизнеса и менеджмента» [7].
Румянцева З. П. понимает стратегическое развитие как одно из направлений стратегического планирования, под которым она понимает вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников [7]. Автором рассматривается планирование как процесс управления организацией, который включает:
- установление целей и задач;
- определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
- разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
- доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию [7].
О.С. Фатхутдинов главным в стратегическом маркетинге считает конкуренцию. «Стратегический маркетинг - это теория и практика разработки нормативов стратегической конкурентоспособности управляемых объектов на основе прогнозирования потребностей, стратегической сегментации рынка, анализа параметров рынка на рынках продавцов и покупателей, управления конкурентными преимуществами объектов» [10]. По его мнению, для предприятия первостепенной задачей устанавливается создание конкурентных преимуществ и изучение положения на рынке.
Пономаренко В.С., опираясь на определение А. Чендлера, предлагает использовать при стратегическом управлении предприятием принципиально новые экономико-математические методы. Как методологический базис для разработки методов, моделей и инструментов предлагается использовать ситуационно-ресурсный подход. Это позволит при построении алгоритма действий избежать пассивности и общности планов. Однако этот алгоритм по мнению автора нуждается в постоянной корректировке стратегий в соответствии с данными мониторинга процессов, происходящих на предприятии. Так же необходимо постоянное обучение персонала и привлечение узкопрофильных специалистов, реорганизация системы финансовой мотивации персонала, обес-
печение воссоздания капитала предприятия, формирование инновационного ядра, направленного на инновационный характер поведения работников предприятия, рассмотрение необходимости централизации и децентрализации производственных единиц, контроль всего процесса от создания до послегарантийного обслуживания.
Цель и постановка задачи
Стратегия - это всегда поиск компромисса между громоздким делегированием функций, созданием алгоритма и простым интуитивным управлением, основанным на опыте руководителей предприятия.
Имеющиеся разработки зарубежных и отечественных авторов более приемлемы для современных условий, но носят общий характер и трудно применимы в конкретной отрасли, например в автомобильном транспорте.
На автотранспорте вопросы стратегического планирования развития предприятия теоретически и методологически практически не рассматривались.
Основные направления стратегического развития транспортных фирм
При разработке стратегии развития предприятия необходимо создать алгоритм решения основных направлений развития предприятия. Однако в настоящее время большинство руководителей предприятий не имеют теоретического и практического опыта выхода из сложных ситуаций. Об этом можно судить по данным динамики количества предприятий-банкротов различных регионов Украины (табл. 1).
В качестве основных причин банкротства можно выделить [11]:
1) недооценка руководителями такой рыночной категории как банкротство;
2) несовершенство нормативно-законодательной базы механизма санации и финансового оздоровления современных предприятий и организаций, оказавшихся в сложном финансовом положении;
3) недостаточная определенность полномочий участников процесса (выделения и возврата кредитов, распорядителей имущества и ликвидационных комиссий, должников (банкротов), а также органов, уполномоченных управлять государственным имуществом);
4) отсутствие методических и практических рекомендаций по реструктуризации и реорганизации предприятий различных отраслей экономики.
Таблица 1 Количество вынесенных постановлений о признании предприятий Украины банкротом [11]
Области Годы
1996 1997 1998
АР Крым 144 341 353
Винницкая 64 69 253
Волынская 25 4 28
Днепропетровская 62 122 248
Донецкая 301 438 430
Житомирская 7 50 71
Закарпатская 44 68 110
Запорожская 27 75 115
Ивано-Франковская 28 42 37
Киевская 13 61 88
Кировоградская 61 95 104
Луганская 121 259 229
Львовская 33 123 118
Николаевская 5 33 96
Одесская 30 107 155
Полтавская 9 61 91
Ровненская 20 100 32
Сумская 14 79 188
Тернопольская 52 170 63
Харьковская 79 186 225
Херсонская 18 70 141
Хмельницкая 18 66 67
Черкасская 51 59 63
Черновицкая 15 74 59
Черниговская 11 67 65
г. Киев 324 1176 991
г. Севастополь 61 115 102
Всего 1691 4107 4525
В современной экономической литературе [12] появилось течение, которое анализирует школы стратегий развития действующих предприятий, к ним относятся: школа дизайна, школа планирования, школа предпринимательства, школа позиционирования, школа обучения, школа власти, школа культуры, школа внешней среды, школа конфигурации. Изучение сущности указанных школ позволяет сделать вывод, что до настоящего времени не уделялось должного внимания стратегии организационно-технического развития фирмы (организации). Оптимизация состава и структуры современной организации служит основой её успешного поведения на рынке, стабильного финансового состояния, успешного позиционирования. При этом для руководителя современного предприятия важно выяснить следующие вопросы:
- какова наиболее эффективная форма организационного построения предприятия и его формы собственности;
- оптимальные размеры предприятия и его структурных подразделений, уровень их специализации и место дислокации;
- оптимизация структуры управления предприятием, рациональное делегирование полномочий менеджеров и руководителей отделов (служб);
- определение направления реорганизации, реструктуризации и технического перевооружения действующего производства.
В настоящее время в структуре управления большинства действующих предприятий практически отсутствуют подразделения, менеджеры которых должны изучать конъюнктуру рынка транспортных услуг, сильные и слабые стороны конкурентов, анализировать уровень транспортных тарифов, рекламы, а также отсутствуют разработки и рекомендации по стратегическому управлению их развития.
Заключение
Анализ имеющейся зарубежной и отечественной литературы по проблемам стратегического планирования и развития предприятий позволяет сделать вывод, что различные авторы по-разному представляют концепцию развития предприятий в рыночных условиях: одни авторы главным считают конкуренцию, другие - развитие кадрового потенциала предприятия, третьи - развитие производственных единиц. Пока отсутствует единый методологический подход в данном направлении. В настоящее время для предприятий автомобильного транспорта практически нет разработок и рекомендаций по стратегическому управлению их развития, поэтому одной из задач авторов является обоснование основных направлений разработки программы стратегического перспективного развития автотранспортных фирм и предприятий исходя из анализа состояния их окружения в современных условиях.
Литература
1. Игорь Ансофф. Стратегическое управление. -
Москва: Экономика, 1989. - 500 с.
2. Питер Дойль. Менеджмент: стратегия и такти-
ка. - СПб.: Питер, 1999. - 560 с.
3. Майк Е. Портер. Стратепя конкуренций - Кшв:
Основа, 1997. - 390 с.
4. Ричард Кох. Стратегия. Как создавать и исполь-
зовать эффективную стратегию. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2003. - 320 с.
5. Клифф Боумен. Стратегия на практике. - СПб:
Питер, 2003. - 251 с.
6. Дэвид Аакер. Стратегическое рыночное управ-
ление. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
7. О. С. Виханский. Стратегическое управление:
Учебник. - 2-е изд. - Москва: Гардарики, 2003. - 256 с.
8. Румянцева З.П. Общее управление организаци-
ей. Теория и практика: Учебник. - Москва: ИНФА-М, 2003. - 304 с.
9. Пономаренко В. С. Стратепчне управлшня шд-
приемством. - Харшв: Основа, 1999. - 620 с.
10. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг.
2-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с.
11. Степан Варгш. Банкрутство: деяю проблеми
законодавчого регулювання повернення держат борпв збанкрутшим щдприемствами // Цшт папери Украши. - 1999. - № 10. - С. 4-5.
12. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Шко-
лы стратегий. - СПб.: Питер, 2000. - 336 с.
Рецензент: В.Н. Варфоломеев, профессор, д.т.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 1 февраля 2005 г.

в избранное
цитировать
читать
наверх