Научная статья на тему 'Проблемы страхования в России'

Проблемы страхования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1327
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бездомова Е.В., Курзюкова Ф.В.

Приведено состояние рынка страховых услуг в России, сравнение с зарубежными странами. Указаны причины низкого уровня развития Российского рынка страховых услуг. Проведены основные проблемы дальнейшего развития рынка страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы страхования в России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Библиографические ссылки

1. Морс К., Страйк Р., Пузанов А. Эффективные решения в экономике переходного периода. М. : Айрис-Пресс, 2007.

2. Организация административного мониторинга социальных программ на региональном и ме-

стном уровнях / под ред. А. Л. Александровой. М. : Фонд «Институт экономики города», 2002.

© Байчурин Р. Т., Соколова Е. Л., 2010

УДК 658

Е. В. Бездомова Научный руководитель - Ф. В. Курзюкова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Приведено состояние рынка страховых услуг в России, сравнение с зарубежными странами. Указаны причины низкого уровня развития Российского рынка страховых услуг. Проведены основные проблемы дальнейшего развития рынка страхования.

Страхование принадлежит к числу наиболее старых и устойчивых форм обеспечения хозяйственной жизни, уходящих корнями в далекую историю. По своей сути страхование представляет собой создание целевых фондов денежных средств, предназначенных для защиты имущественных интересов населения в частной и хозяйственной жизни от стихийных бедствий и других непредвиденных, случайных по своей природе чрезвычайных событий, сопровождающихся разного рода ущербом. Но на сегодняшний день в России, к сожалению, доверие к институту страхования в значительной мере подорвано. Об этом свидетельствуют основные макроэкономические показатели: российский страховой рынок значительно уступает развитым странам и не отвечает возрастающим потребностям в защите имущественных интересов юридических и физических лиц. По сравнению с объемом мирового рынка страхования, который к началу 2009 г. достиг 4 152,21 млрд долл. США, российский рынок составляет менее 0,8 %, в то время как население России составляет 2,3 % от всего населения мира [2]. При отмеченной динамике стремительного роста Россия генерирует в 40-50 раз меньше страховых сборов, чем США. И все же следует отметить, что доля РФ на мировом страховом рынке возросла почти в 3 раза (с 0,25 до 0,72 %), что позволило России к 2009 г. по объему страховых премий в мировом рейтинге подняться на 21 место, тогда как в 2005 г. она занимала 25 место. По удельному показателю страховой премии на душу населения Россия находится на 52 месте, и ниже, чем такие страны, как Намибия и Венесуэла, уровень развития экономики которых явно уступает уровню развития российской экономики, о чем позволяет судить размер ВВП на душу населения, который по РФ составляет 11 861 долл., в Венесуэле - 9 876 долл. и в Намибии - 4 547 долл. [1]. В развитых странах расходы на ведение дела в ценах страхования коммерческих страховщиков составляют 10-15 % (в РФ - 30-35 %), процент выплат равен 80-90 % (в РФ - 15-20 %) [3]. Мировыми

лидерами по объему собранных страховых премий традиционно остаются США, Великобритания и Япония с долями 32, 13 и 10,2 % соответственно.

Рассмотрим некоторые причины и проблемы сложившейся ситуации. Основной причиной является недостаточно развитая культура потребления страховых услуг. «Оживление» наблюдается практически только в обязательных видах страхования или, зачастую, где этого требует иностранный и отечественный инвестор или кредитор. Большое количество имущественных рисков не застраховано. На сегодняшний день единственным реально пользующимся спросом из добровольных видов страхования является страхование КАСКО (ущерб, угон) автомобилей [3]. Для того, чтобы эта культура в обществе сложилась, страховым компаниям долгое время необходимо было работать на свою безупречную репутацию. Таких компаний отечественный рынок, как мы можем судить по представленным выше показателям, не имеет. На сегодняшний день ни для кого не секрет, что многие страховые компании, имея ограничения в объектах страхования, тем не менее, готовы брать на страхование любые виды рисков и предлагать страховки, цена которых составляет менее 0,1 % страховых сумм. Наблюдая такую тенденцию на российском страховом рынке, задаешься вопросом: «Можно ли доверять такому страхованию?». Поэтому практически единственной возможностью сохранения платежеспособности страховых организаций является наращивание собственных средств, что не всегда соответствует интересам учредителей, так как зачастую возможно только в ущерб последним. В том числе и принятые изменения порядка формирования страховых резервов, к сожалению, не позволяет их накапливать, что существенно подрывает платежеспособность страховых организаций.

К числу основных проблем дальнейшего развития страхования, включая несовершенство регулирования страховой деятельности, относятся:

- недостаточно развитая законодательная база (в России до сих пор не проведена четкая правовая

Секция «Современные технологии социального и проектного управления»

граница между государственным социальным страхованием и собственно страховой отраслью, базирующейся на принципах частного коммерческого страхования);

- небольшой финансовый потенциал российских страховщиков (одной из причин является спонтанное развитие страхования в переходный период российской экономики, в отличие от развитых стран, где институт страхования развивался как органический элемент социально-экономической системы, где активы страховых компаний и пенсионных фондов превышают активы банков);

- не соответствующие мировым стандартам требования к платежеспособности страховых организаций;

- низкий уровень платежеспособности страхователей;

- отсутствие многообразных стимулов для страхования;

- низкая страховая культура населения;

- уровень квалификации персонала страховых компаний;

- неразвитость инфраструктуры страхового рынка.

В настоящее время, когда в российском обществе, по всей вероятности, формируется понимание

рынка страхования, как элемента финансовой системы страны (в том числе и как элемента проведения реформ), возникает необходимость разработки концепции и комплексной программы развития российского страхового рынка. Для этого государство должно на законодательном и организационном уровнях проработать вопросы с обеспечением надежности и финансовой устойчивости системы страхования, проведением активной структурной политики на страховом рынке, повышением уровня защиты интересов страхователя. Это помогло бы развить рынок страховых услуг, вернуть утраченное доверие населения к этому финансовому инструменту.

Библиографические ссылки

1. Международные сопоставления валового внутреннего продукта за 2009 г. Статистический сборник / Росстат. М., 2009.

2. Россия в цифрах. 2009. Статистический сборник /Росстат. М., 2009.

3. Проблемы развития страхового рынка в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 17 (305).

© Бездомова Е. В., Курзюкова Ф. В., 2010 .

УДК 338.2

А. А. Беспалова Научный руководитель - Ф. В. Курзюкова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Определены основные проблемы планирования федеральных целевых программ и обоснована необходимость их решения.

На сегодняшний день наиболее распространенным инструментом социального планирования являются целевые программы. На целевые программы выделяются достаточно большие средства на всех уровнях государственного управления и с каждым годом объем проектных инвестиций растет. Процесс планирования целевых программ определен Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 594. Анализ Постановления позволил выделить следующие основные проблемы, которые в дальнейшем приводят к снижению эффективности управления программой и её результативности:

1. Стратегическое концептуальное планирование не отделено от оперативного детального планирования. Планирование программы одним субъектом приводит к тому, что заказчик (он же исполнитель) сам себе устанавливает цели и границы программы, недостаточно детализируя содержание мероприятий, ресурсы, риски.

2. Нечетко выделяются субъекты планирования -на уровне персоналий не указываются разработчики, что исключает привлечение их к ответственности,

лишает возможности получить разъяснения или консультации.

3. На этапе планирования программы нет интеграции участников - потенциальные исполнители и субподрядчики, как правило, не привлекаются к детальному планированию. Эта ситуация приводит к поверхностному планированию, без учета опыта исполнительских структур.

4. Существующие положения и нормативные документы не содержат подробных методических указаний по планированию программ, позволяя субъектам планирования самим определять границы процесса.

5. Отсутствие в процессе планирования серьезного этапа - экспертизы содержания программы приводит к некорректному определению мероприятий (не подходящих под заявленные цели).

6. Формат шаблонных документов планирования не предполагает серьезной проработки рисков, состава команды, управления качеством, обеспечение ресурсами и т. д. Положения содержат практически только отчетные формы, а не рабочую документацию планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.