Научная статья на тему 'Проблемы становления ценностей и ценностных ориентаций современных россиян'

Проблемы становления ценностей и ценностных ориентаций современных россиян Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
419
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЫРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шеховцова Екатерина Юрьевна

В статье проанализированы проблемы формирования ценностей и ценностных ориентаций некоторых категорий россиян. Описаны проблемные компоненты, связанные с противоречием различных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления ценностей и ценностных ориентаций современных россиян»

УДК 316.752:17.022.1

ШЕХОВЦОВА Е.Ю. Проблемы становления

ценностей и ценностных ориентаций современных россиян

В статье проанализированы проблемы формирования ценностей и ценностных ориентаций некоторых категорий россиян. Описаны проблемные компоненты, связанные с противоречием различных ценностей.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации; абсолютное и относительной выражение ценностей.

Ценности, как известно, выступают как ориентиры в жизнедеятельности людей. Выдающийся социолог М. Вебер сравнивал их со стрелочником, который указывает путь. Ценности обеспечивают не только регулирование поведения отдельных членов общества, но и обеспечивают определенный порядок в обществе. Другой выдающийся ученый Э. Дюркгейм рассматривал ценности и нормы, верования и чувства как важнейшее средство обеспечения стабильности социальной системы и ее нормального функционирования1.

В рамках социологических исследований достоверность этих положений проверялась и подтверждалась эмпирически. Реже исследовалась проблема влияния противоречий, возникающих между разными видами ценностей и ценностных ориентаций, на личностное развитие индивидов, на социальные процессы в обществе.

В рамках данной статьи описываются некоторые проблемные компоненты, связанные с указанными противоречиями, выявленные в эмпирическом исследовании. С точки зрения предметного понимания ценность - это любой вид потребностей, интересов, стремлений человека, его оценок и установок. Следовательно, в качестве ценностей могут выступать материальные предметы, социальные институты, идеи, социальные отношения, индивиды, способы поведения и т. д. Субъектный подход определяет ценность как идею - идеал, концепцию, образец культуры, выступающие в качестве критериев различных предметов и ориентации индивидов.

Н.О. Лосский, рассматривая абсолютное и относительное выражение ценностей в аксиологической концепции2, указывает, что источником абсолютных ценностей является божественная или абсолютная полнота бытия, Царство Божие. В реальной жизни, которая хотя и направлена на достижение абсолютной полноты бытия в Царстве Божьем, но все же разобщена и обособлена, возможны только относительные ценности. Таким образом, идеи Н.О. Лосского помогают нам понять, что в сознании индивидов ценности присутствуют в абсолютном виде, а на уровне практики реализуются в относительной форме, т.к. ценности определяются предметом и критерием их оценки.

Наглядно взаимное дополнение этих подходов, на наш взгляд, осуществляется в третьем подходе к ценностям, представленном в концепции М. Рокича3. Он предложил изучать ценности в терминальном и инструментальном аспектах. В терминальных ценностях выражаются важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни. В инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в данном обществе средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с другой - качества, способности людей (например, независимость, инициативность и т.д.). Если рассмотреть эти ценности, используя подход Н.О. Лосско-го, то терминальные ценности предстают как абсолютные, а инструментальные - как относительные. При этом важно не упускать из виду предмет и критерий оценки.

Так, в сфере научного знания терминальные (абсолютные) ценности сосре-

№ 4 2009 г.

доточены вокруг вопроса объективности и достоверности нового знания. Процесс перехода от терминальных (абсолютных) к инструментальным (относительным) ценностям связан для каждого ученого с выбором концептуальной позиции, методологии в исследовании,системы научного обоснования нового знания. Но именно при этом переходе возможны искажения, принятие ложных посылок за истинные, случайное - за закономерное, что определяется критерием оценки. Проблема еще и в том, что критерии оценки той или иной ценностной идеи нередко относятся учеными к сфере их личных интересов. Но вместе с тем научные открытия кроме своей теоретической и практической значимости для дальнейшего развития прогресса тесно сопряжены с вопросами нравственности, с вопросами морально-этического порядка. В научной деятельности перед ученым любой области знания встает проблема социальной ответственности не только за результаты конкретного исследования, но и за его последствия.

Переход терминального (абсолютного) содержания ценностей и ценностных ори-ентаций в инструментальное (относительное) в сфере научного знания связан не только с вопросами научной состоятельности и объективности в исследовании,технического и технологического прогресса. Он также связан с экзистенциальными и этическими проблемами. Особенность изучения ценностей и ценностных ориентаций ученых состоит в том, что они определяют уровень личностного развития индивидов и предопределяют уровень развития общества.

На уровень развития общества влияют ценности не только представителей научного сообщества, но и всех членов общества. Если рассматривать переход терминальных (абсолютных) ценностей в инструментальные (относительные) в студенческой среде, то можно обнаружить серьезные проблемы, затрагивающие не только духовную сферу студентов, но и ценностные основы общества. В студенческой среде присутствует множество ценностей-целей в идеализированной, совершенной или абсолютной форме. Например, по результатам социологического опроса, проведенного в одном из вузов г Орла (выборочная совокупность составляла 60 чел.), среди студентов осо-

бенно распространен такой идеал, как свобода выбора. Она понимается респондентами как независимость выбора поведения в конкретной ситуации. Студенты раскрывают также смысл свободы как свой личный выбор в процессе обучения и получения знаний между подготовкой к занятиям, зачетам и экзаменам и полаганием на возможность воспользоваться на занятиях материалами других студентов, которые подготовились, на зачетах и экзаменах - вспомогательными средствами (шпаргалками). Примерно 80% респондентов полагаются на возможность воспользоваться чем-либо при контроле знаний. Как видим, терминальная (абсолютная) ценность "свобода выбора" как цель претворяется с помощью такой инструментальной ценности-средства, как "выбор вспомогательных средств". Декодируя смысл понимания данных терминальной и инструментальной ценностей, получаем, что свобода выбора фактически сводится к обману. Проблема в том, что никто из респондентов не расценивает описанный способ - средство достижения цели как обман. Более того, привыкая со студенческой скамьи к такой форме достижения своих целей, индивиды впоследствии вообще перестают расценивать его как девиантную форму поведения. Обман приравнивается к законной форме поведения. Это одна сторона проблемы. Другая сводится к тому, что описанная "свобода выбора" способствует распространению лености, дезорганизованности в течение всех учебных занятий у многих студентов. В результате мы имеем не единичные, а массовые случаи неготовности студентов к практическим, семинарским занятиям, к зачетам и экзаменам. Многие практически перестают изучать общеобразовательные и узкоспециальные дисциплины на глубоком профессиональном уровне, ограничиваясь поверхностными знаниями. Многие соответственно не стремятся показать высокий уровень интеллектуальных способностей, а довольствуются оценкой "удовлетворительно". Квалифицированных специалистов в настоящее время очень трудно выучить в силу пассивности и нежелания прилагать усилия в сторону повышения своего интеллектуального уровня.

Возникает закономерный вопрос: влияют ли инструментальные (относитель-

ные) ценности студентов на социальные процессы, происходящие в обществе? Безусловно, они сказываются, например, на мотивации честного и добросовестного труда. Противоречия в рамках терминальных и инструментальных ценностей впоследствии могут привести к снижению этой мотивации. Многие студенты в силу сложных семейных ситуаций и недостатка материальных средств на проживание, начиная полноценно трудиться, затем присоединяются к тем, кто не обременяет себя учебой. Причина этого в том, что они теряют интерес к учебе как деятельности, наблюдая, как не прилагая особенных усилий, некоторые студенты имеют те же результаты, что и усердные.

Рассматривая процесс переходатерминальных (абсолютных) ценностей в инструментальные (относительные) в сфере трудовых отношений, мы увидим, что проблемы повторяются. Во многих социологических исследованиях, имеющих целью изучить сферу трудовой деятельности, оказывается, что одной из терминальных ценностей является успех в работе. Результаты работы классифицируются как успех в работе. Для реализации этой ценности-цели у сотрудников имеется множество ценностей-средств. Одной из таких ценностей являются личностные качества, которыми необходимо обладать, чтобы добиться целей.

Выявленные личностные качества, как положительные, так и отрицательные, оказались весьма противоречивы. Оказалось, что такое качество, как "искренность", не является приоритетным личностным и деловым качеством в процессе достижения результатов работы. В числе наиболее необходимых качеств для членов коллектива ее назвали только 60% респондентов из числа персонала и 50 % руководителей (начальники отделов). При глубинном интервью с менеджерами выяснилось, что специфика деятельности их подчиненных такова, что не всегда нужно быть искренним с клиентами, а чаще, напротив, необходимо умение скрыть информацию, представить ее в ином виде. Но при этом менеджерам важно, чтобы их подчиненные были открыты и искренни по отношению к своему руководству и друг к другу.

Руководители, безусловно, осознают противоречивость их требований по отношению к персоналу в проявлении такой ценности, как "искренность". Стремясь в некоторой степени обезопасить свою фирму от неискренности со стороны сотрудников, они с осторожностью и недоверием относятся ко многим поведенческим аспектам персонала, осуществляя авторитарную политику. Так, 25% менеджеров негативно оценивают такое качество персонала, как свобода действия респондентов из числа персонала воспринимают его как таковое. Ограничение свободы действия формирует безынициативность сотрудников.

Таким образом, "искренность" не выступает как необходимое деловое качество персонала. Она не востребована, а неискренность персонала по отношению к клиентам жестко контролируется руководством во избежание ее проявления в работе любой фирмы, что, в свою очередь, поддерживает и стимулирует развитие безынициативности сотрудников. Такое сложное переплетение ценностей влияет на многие критерии оценки деятельности организации сотрудниками и руководством. Поэтому психологический климат коллектива в большинстве случаев определяет такой критерий, как "стиль руководства". А вот для персонала в качестве психологических критериев климата организации являются и стиль руководства, и культура общения. Вероятно, сотрудники ощущают на сознательном и бессознательном уровнях противоречивость ценностей, выступающих ориентирами их деятельности. Поэтому в качестве источника, снижающего противоречия, они видят культуру общения, ожидая, видимо, реализации не только инструментальных (относительных), но и терминальных (абсолютных) ценностей.

Все рассмотренные противоречия, во-первых, затрагивают психологический климат организации; во-вторых, влияют и на эффективность ее деятельности, а в-третьих, сказываются на личностном развитии каждого члена персонала. Именно выбор ценностей каждым индивидом определяет характер и средства достижения результатов его работы, закладывает смысл

№ 4 2009 г.

труда, обеспечивает то или иное распределение его интересов в процессе труда, что и формирует гармоничную или, напротив, дисгармоничную личность. Ценности, распространенные в сфере трудовых отношений, не являются приоритетными только для нее. Они входят в систему ценностных ориентаций личности и регулируют социальное поведение индивида во всех сферах его жизнедеятельности. Более того, ценностные ориентации индивидов влияют на общество как социокультурную систему. Известно, что от того, какие ценностные установки являются приоритетными для большинства людей, зависит стабильность всего общества.

Таким образом, можно отметить, что ценность представляет собой не просто цель, необходимую и должную, но и участвующую в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межсубъектные, межчеловеческие отношения, а через них и на социальную практику. Противоречия в абсолютных и относительных, терминальных и инструментальных ценностях существенно влияют не только на жизнь и деятельность отдельных индивидов, носителей этих

ценностей, но и на социальные организации, в конечном счете - на состояние всего общества в целом. Эти противоречия становятся все более глубокими, поскольку начинают зарождаться еще в первичных агентах социализации. Одним из способов уменьшения этой противоречивости может быть изменение отношения к критерию оценки ценности, что создаст возможность адекватного соотношения между ценностями-целями и ценностями - средствами их достижения. Процесс изменения отношения достаточно сложен, длителен по времени и масштабен, поскольку он задействует все социальные институты, участвующие в процессе социализации человека. Но это представляется вполне возможным, поскольку данный процесс поддается социальному управлению.

1 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1991.

3 Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1996. С. 250-315.

4 Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996. С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.