Научная статья на тему 'Проблемы становления профессии «Менеджер» в условиях республики Бурятия'

Проблемы становления профессии «Менеджер» в условиях республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / СЛОЙ МЕНЕДЖЕРОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ / ПРОФЕССИЯ МЕНЕДЖЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бюраева Юлия Григорьевна

На основе изучения рынка образования менеджеров в Республике Бурятия анализируется становление профессии «менеджер». Оценивается значение специального образования, придаваемое студентами и выпускниками специальности «менеджер», для развития их деловой карьеры. Основные выводы базируются на проведенном автором в 2008 г. социологическом исследовании, посвященном выявлению специфики профессионализации слоя менеджеров в Республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления профессии «Менеджер» в условиях республики Бурятия»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 2 (217).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. С. 147-152.

Ю. Г. Бюраева

проблемы становления профессии «менеджер» в условиях республики Бурятия*

На основе изучения рынка образования менеджеров в Республике Бурятия анализируется становление профессии «менеджер». Оценивается значение специального образования, придаваемое студентами и выпускниками специальности «менеджер», для развития их деловой карьеры. Основные выводы базируются на проведенном автором в 2008 г. социологическом исследовании, посвященном выявлению специфики профессионализации слоя менеджеров в Республике Бурятия.

Ключевые слова: управленческие кадры, профессионализация, бизнес-образование, слой менеджеров Республики Бурятия, профессия менеджер.

Переживаемый Россией и ее регионами период трансформационных процессов носит уникальный характер. За короткое время произошла полная смена всех основ жизнедеятельности общества, системы ценностей. Трансформация социальной структуры российского общества, вызванная перераспределением собственности и власти, повлекла изменение статусных позиций многих социальных слоев, обусловила появление новых социальных групп. В первую очередь это коснулось сферы управления. Очевидной стала потребность в совершенно ином подходе к управлению и организации человеческой деятельности, субъектом которого выступили менеджеры как руководители рыночного типа. В результате изменился статус и роль управляющего персонала. Основной проблемой управленческой ситуации стала потребность в грамотных квалифицированных управленцах. В период доминирования инженеризма в производстве и сильной идеологизации практики управления менеджеры не воспринимались как эксперты-профессионалы. Сегодня ситуация меняется: наряду с академической институализацией управления как профессии практикующие менеджеры приходят к пониманию собственной профессиональной идентичности.

Как известно, к профессии «менеджер» предъявляются особые требования, предполагается наличие особых знаний и умений. Известные успехи американской экономики свидетельствуют в пользу профессионализации менеджмента. Она резко повышает эффективность деятельности организации. Так, в США насчитывается около 10 миллионов менеджеров, что примерно составляет 8 % всех работников1. Сегодня перспективы дальнейшего развития России во мно-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента РФ (№ МК-1516.2008.6).

гом зависят от успешного формирования социально-профессиональной группы менеджеров, способных обеспечить эффективное использование национальных ресурсов и вывести отечественную экономику на качественно иной уровень.

Появление специального управленческого образования в Республике Бурятия можно связывать с началом 1990-х гг., и оно, несомненно. явилось реакцией на социальные и экономические преобразования, начавшиеся в целом в России и в регионе в частности. Экономические факультеты имели место и до перестройки, однако развитие именно бизнес-образования было обусловлено выходом в 1987 г. Постановления Правительства СССР, в котором было отмечено, что в систему профессионального образования вводятся специальные учебные заведения — высшие коммерческие школы2.

В республике на это Постановление одним из первых отреагировал Восточно-Сибирский государственный технологический университет, поскольку изначально был ориентирован на подготовку специалистов-управленцев. Первый набор студентов-менеджеров был осуществлен им в 1991 г., а в 1996 г. было выпущено двадцать два специалиста. Далее такие специальности открывались при гуманитарных факультетах государственных вузов, а также практически во всех появившихся коммерческих филиалах и вузах.

Высшее образование в республике сосредоточено главным образом в столице, поэтому исследование рынка профессионального образования менеджеров предполагает изучение вузов г. Улан-Удэ, в которых осуществляется профессиональная подготовка управленческих кадров, а также сравнительную характеристику учебных программ.

Сегодня в регионе функционируют четыре государственных вуза — Бурятский государственный университет (БГУ), Бурятская государственная сельскохозяйственная академия (БГСХА), Восточно-Сибирский государственный технологический университет (ВСГТУ), Восточно-Сибирская академия культуры и искусств (ВСГАКИ) и один негосударственный вуз — Байкальский экономико-правовой институт (БЭПИ). В каждом из них готовят специ-алистов-менеджеров. Кроме того, образовательные услуги на коммерческой основе предоставляют двенадцать филиалов и представительств иногородних вузов. В девяти филиалах можно получить квалификацию «менеджер» или «экономист-менеджер». В связи с этим все имеющиеся вузы условно были разделены на две категории: классический университет и коммерческий вуз. Необходимо отметить, что филиалы и представительства не представляли интереса для изучения, поскольку в них преподают те же преподаватели, что и в перечисленных вузах, соответственно, в них формируется аналогичное информационное пространство, используются те же формы и методы преподавания, транслируются одинаковые знания. Кроме того, количество выпускаемых специалистов значительно ниже по сравнению с указанными вузами.

Основой исследования выступил экспертный опрос в форме полуформализованного направленного интервью3. Цель опроса состояла в получении качественной информации об истории и проблемах развития управленческого образования в регионе. Интервью проводилось по следующим темам:

— история создания факультета или кафедры, готовящих менеджеров (на базе каких факультетов созданы, кого раньше готовили, учитывались ли потребности региона в конкретных специалистах);

— динамика и перспективы развития факультета или кафедры;

— качественный и количественный преподавательский состав;

— качество бизнес-образования в регионе;

— сравнение между коммерческим вузом и классическим университетом;

— трудоустройство выпускников (роль кафедр, наличие социального заказа, сотрудничество с бизнес-структурами, известные практики трудоустройства).

По мнению экспертов, институализация профессии «менеджер» началась в 1994 г. с закреплением таких управленческих специальностей, как «экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «менеджмент», «менеджмент в социальной сфере», «государственное и муниципальное управление», в Государственном стандарте высшего профессионального образования. «До этого периода менеджеры не рассматривались как отдельная профессиональная группа, как профессия. С введением этих специальностей можно сказать, что профессия “менеджер” закрепилась». Главной задачей стали подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих кадров. Было провозглашено, что путем подготовки современных грамотных специалистов-менеджеров возможно изменение экономической ситуации в регионе.

Со временем перечень управленческих специальностей расширился. В целом Общероссийский классификатор по образованию 2010 г. включает в себя следующие специальности: «менеджмент организации», «информационный менеджмент», «государственное и муниципальное управление», «управление персоналом»; «экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «антикризисное управление»; «менеджмент высоких технологий», «управление качеством», «управление инновациями», по которым можно было получить квалификации «менеджер», «экономист-менеджер» или «инженер-менеджер».

С момента появления региональное бизнес-образование влияет на социально-экономическую ситуацию региона. Подготовка управленческих кадров, начавшись практически с нуля, столкнулась с отечественными реалиями. Поскольку образовательные программы придумывались на ходу, за основу брались зарубежные модели. Выпускники, подготовленные по таким программам, ощущали недостаточность полученной профессиональной подготовки. Главной проблемой для всех вузов стала нехватка преподавателей, способных качественно обучать бизнес-дисциплинам, поскольку изменилось направление подготовки: вместо специалистов для плановой экономики возникла потребность в специалистах для рыночной экономики.

Тем не менее потребность в управленцах нового формата была столь высока, что рост численности выпускников в области экономики и управления был даже более интенсивен, чем в Российской Федерации в целом. Так, с 1995

по 2008 г. их количество в Бурятии увеличилось в 7 раз, а в стране только в 6 (см. таблицу)5.

Необходимость в управленческих кадрах особенно проявлялась на начальном этапе экономических реформ. До 2003 г. самый высокий темп роста количества выпускников наблюдался именно по этой специальности. Затем он стал постепенно снижаться, но тем не менее количество выпускников — традиционно самое высокое на протяжении всего периода. На данный момент доля таких специалистов в общей структуре выпускников составляет подавляющее большинство (35,8 %), на втором месте находятся выпускники гуманитарной специальности (17,7 %).

В отношении коммерческих вузов прослеживается еще более динамичная тенденция. Число выпускаемых специалистов в области экономики и управления возросло в несколько десятков раз.

Тенденция более высокого роста численности выпускников во многом обусловлена республиканской спецификой, заключающейся в том, что трансрегиональная миграция управленческих кадров наблюдается крайне редко. Как известно, потоки миграции непропорциональны. Уезжает большее количество людей, причем в более крупные города, находящиеся в центральной части России, создавая угрозу «утечки умов», а приезжает меньшее, и, как показывает практика, это отнюдь не высококвалифицированные специалисты. Всё это создает установку на подготовку своих управленческих кадров в республиканских вузах.

Со временем модели образования на почве региональной высшей школы значительно трансформировались, однако отсутствие диалога между образовательными структурами и реальным производственно-экономическим сектором реги-

она и сейчас остается важной проблемой регионального бизнес-образования. Можно заключить, что на данный момент подготовка управленческих кадров ведется без учета потребностей в них предприятий, организаций, структур управления. Социальный заказ на специалистов управленческого профиля носит эпизодический характер, что не позволяет иметь целостное и полное представление о распределении и занятости молодых специалистов. При открытии той или иной специальности, безусловно, указывается, что регион нуждается в таких специалистах, но насколько реально — остается под вопросом. На данный момент никто из экспертов не считает, что на открытие управленческих специальностей напрямую влияет действительная потребность региона в такого рода специалистах. В основном этот процесс обусловлен спросом абитуриентов. Абитуриенты и их родители продолжают формировать рынок образовательных услуг, в то время как реальный бизнес должен выступать основным заказчиком рабочей силы. Коммерческий вуз, несомненно, ориентирован только на те специальности, которые пользуются спросом у потенциальных потребителей.

Кроме того, отсутствует общая координация деятельности вузов. Считается, что ВСГАКИ готовит менеджеров для социально-культурной сферы, БГСХА занимается выпуском управленческих кадров для сельского хозяйства, БГУ в основном ориентирован на специалистов государственного и муниципального управления, ВСГТУ — на менеджеров производственной сферы. Несмотря на провозглашенную специализацию, происходит дублирование специальностей.

При этом главной проблемой является отрыв образовательных программ от практики.

Выпуск специалистов государственными и муниципальными высшими учебными заведениями

Показатель 1995 г. 2008 г. Темп роста, %

Тыс. чел. % Тыс. чел. %

Выпущено специалистов, всего

Республика Бурятия 2,813 100 7,008 100 249,1

Российская Федерация 387,6 100 1051,5 100 271,3

По специальности «экономика и управление»

Республика Бурятия 0,346 12,3 2,512 35,8 726,0

Российская Федерация 59,1 15,2 359,7 32,0 608,6

Студенты обучаются исключительно академическим и исследовательским навыкам. В связи с этим немаловажным для понимания процессов становления профессии и профессиональной идентичности является мнение студентов, получающих специальное управленческое образование. Поскольку именно во время обучения закладываются основы профессиональных ценностей и принципов.

Чтобы вербализовать представления студентов о себе, как о будущих менеджерах, о влиянии получаемого образования на формирование жизненной стратегии, был проведен опрос студентов обеих категорий вузов региона, обучающихся на последнем курсе по таким специальностям, как «менеджмент организации», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление», «экономика и управление на предприятии»6. Необходимо отметить, что участвовавшие в исследовании выпускники получили опыт профессиональной саморефлексии, побудивший их к более осознанному отношению к своему профессиональному будущему. Анализ полученной информации показал, что их приход в профессию произошел вполне осознанно. На их выбор в первую очередь повлияло наличие определенных личностных качеств — коммуникабельность, желание работать с людьми, организаторские способности. В профессии менеджера привлекательным для них является творческая составляющая, разнообразие задач, возможность саморазвития и самосовершенствования, самостоятельность, определенная независимость. «Это работа, на которую хочется пойти, где человек имеет какую-то инициативу и желание. Главным мотиватором выступает внутреннее побуждение человека к труду. Конечно, важной составляющей является и финансовая сторона, но никакие деньги не могут компенсировать удовлетворенность трудом. Сюда можно включить самореализацию человека, т. е. возможность оставить что-то после себя, внести общий вклад в развитие организации».

Однако применение полученных во время обучения знаний на практике вызывает у студентов определенные сложности, неизбежно возникает проблема нехватки практических навыков. Считается, что в вузе человек получает лишь багаж теоретических знаний, а менеджером становится на работе, когда он выполняет определенные обязанности. Сложившейся практикой является дополнительное обучение после окончания

вуза и устройства на работу. Эксперты оценивают эту ситуацию как вполне закономерную:

«После окончания вуза студентам, конечно, придется получать дополнительное образование, и это нормально. Во-первых, они должны понять, чем занимается их организация, затем еще раз уточнить, чем они сами конкретно должны заниматься. Высшее образование академично по своей сути. Оно дает только общее направление и не может дойти до каждого рабочего места, на котором будет трудиться конкретный выпускник. Конечно, ему придется учиться дальше, и это нормально. Вообще человек всю жизнь должен учиться. Это очень старое восприятие того, что человек должен получить высшее образование и после этого вообще не должен учиться».

Высокий спрос на дополнительные образовательные услуги обусловлен также тем, что постоянные изменения в бизнес-среде ведут к устареванию профессиональных знаний. В результате на рынке образования республики появилось большое количество структур, предлагающих дополнительное образование, в том числе Межотраслевой региональный институт подготовки кадров при ВСГТУ.

По этому вопросу студенты придерживаются аналогичной точки зрения. Они считают, что полученного образования вполне достаточно на начальном этапе трудовой деятельности, но в дальнейшем необходимо дополнительное образование. Кроме того, оно повышает их конкурентоспособность при трудоустройстве. Помимо диплома о высшем образовании, который является обязательной нормой, ценными конкурентными ресурсами для борьбы на рынке труда являются различные сертификаты. «Одним образованием сегодня никого не удивишь. Это уже стандарт, непременный атрибут, который требуют все работодатели». Кто-то видит толчком для развития карьеры прохождение различных спецкурсов, тренингов, другие — получение второго образования в иной области. Наиболее востребованным является образование в сфере 1Т-технологий и иностранных языков. «Дополнительное образование, конечно, требуется. Сегодня, чтобы устроиться на работу, одного диплома недостаточно, нужно знать такие программы, как 1С-Бухгалтерия, 1С-Склад, 1С-Кадры и Зарплата и т. д., т. е. нужны дополнительные курсы, дополнительные знания. Общество

не стоит на месте, развивается, информатизируется, поэтому сейчас без знания информационных технологий никуда».

В определенной степени это обусловлено недостаточной квалификацией преподавателей вузов в области прикладных знаний при высоком уровне теоретической подготовки. Несмотря на то что в целом студенты оценивают качество получаемого образования как достаточно высокое, им крайне не хватает практических занятий, они нуждаются в более узкой специализации, ориентированной на конкретную отрасль, что дает возможность, устроившись на работу, быть в курсе основных тенденций.

Сделать учебный процесс практически ориентированным в силах вузов. Для этого необходимо приглашение специалистов-практиков для ведения практических и семинарских занятий, использование методики деловых игр, различных тренингов. Также существует проблема недостатка методических материалов, которую можно решить, заручившись согласием со стороны компаний предоставить вузам описание реальных ситуаций (case-study) для формирования учебных курсов. Кроме того, необходимо предоставление четких квалификационных требований для вузов со стороны бизнеса.

Сходным является вопрос ориентированности большинства преподавательских методик по специальным дисциплинам на общие знания, что не позволяет учитывать специфический контекст деятельности компаний. Большинство студентов высказали мнение о нехватке знаний по психологии, управлению и мотивации подчиненных, также необходима более углубленная программа изучения иностранного языка как делового, прикладных компьютерных программ, в том числе из серии 1С.

В региональном образовании до сих пор недостаточно эффективно продумана система стажировок для студентов. Механизм производственной практики практически не работает. Во-первых, договоры на прохождение практики, заключаемые между вузами и предприятиями, носят эпизодический характер и не охватывают весь поток студентов. Во-вторых, большинство студентов устраивается на практику по знакомству и ограничивается формальной отметкой о ее прохождении. В-третьих, если студенту всё-таки удается устроиться на практику, ему, как правило, доверяют весьма ограниченный круг обязанностей. «Особо практикантам ничего

не доверяют. Дают в основном бумажную работу. К основной работе, производству не допускают, потому что считается, раз человек пришел туда всего на 2-3 недели и не зачем его туда пускать».

Полагаясь на собственный опыт, выпускники рассматривают в качестве наиболее эффективной модели прохождение всех видов практик (ознакомительной, производственной, преддипломной) на одном и том же предприятии. Поскольку в этом случае им предоставляется возможность ознакомиться с конкретным предприятием, принципами работы в реальном коллективе. Также они рассматривают этот механизм как один из возможных для трудоустройства. При столь длительном нахождении на одном месте повышаются шансы проявить себя, заинтересовать потенциальных работодателей. Как известно, одним из основных критериев качества образования является уровень трудоустройства.

В связи с вышесказанным актуальная во время обучения задача трудоустройства по специальности после окончания вуза становится наиболее важной. Главная проблема состоит в том, что в основном требуются молодые специалисты, при этом обладающие достаточным опытом работы. Рынок труда отреагировал на неснижающееся предложение со стороны дипломированных менеджеров тем, что предъявляет дополнительные требования при приеме на работу в виде опыта работы. «Нужен опыт работы, а где его взять, если ты только что закончил вуз. Это большая проблема, не каждый работодатель будет нянчиться с выпускником».

Здесь мнения экспертов и выпускников значительно различаются. Первые настроены более оптимистично и считают, что выпускники их кафедр востребованы на рынке труда и с успехом могут трудоустроиться. «Если кто-то и не смог устроиться, то это люди, которые, как правило, ошиблись в свое время с выбором профессии». Сами выпускники уверены, что большое значение имеют связи и знакомства, но всё же надеются на собственные силы, личные достижения. «У меня уже есть несколько вариантов трудоустройства по знакомству, но мне не нравится то, что предлагают. Хочу попробовать сама устроиться в туристическую фирму, поскольку я менеджер туризма». Кроме того, распространенной практикой среди наиболее активных студентов становится профессиональный старт до получения диплома. Если в советский пери-

од главной мотивацией для того, чтобы начать работать, будучи студентом, был заработок, при этом работа, как правило, не была связана с будущей профессией, то сейчас студенты в большей степени заинтересованы в получении практического опыта7.

В случае неудачи трудоустройства по специальности студентами рассматривается как реальная возможность миграция в другие регионы страны, где рынок труда шире и не предъявляются жесткие требования к наличию опыта работы.

Таким образом, сложившийся уровень подготовки управленческих кадров для решения задач в условиях нестабильности региональной экономики является недостаточным. Как известно, университет, по определению, предполагает подготовку специалистов универсального профиля. Также общий поток студентов неоднороден по уровню подготовки, стремлению к получению знаний, сознательности, в то время как деловые структуры заинтересованы в сотрудниках с максимально специфическим относительно их области деятельности человеческим капиталом. Поэтому необходим отбор лучших студентов из вузов региона с последующей целевой подготовкой под потребности конкретных предприятий, в ходе которых культивируется корпоративная этика. Реализация такого подхода возможна только в тесном сотрудничестве бизнес-организаций с образовательными учреждениями.

Примечания

1 См.: Менеджер ХХ века: проблемы подготовки и социальной ответственности : материалы межвуз. науч.-практ. конф. СПб. : Кн. дом, 2003.

2См.: Абрамов, Р. Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М. : КомКнига, 2005. С. 240.

3 В качестве экспертов в опросе выступили Е. Н. Ван-чикова, д-р экон. наук, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга ВСГТУ, А. М. Балханов, канд. экон. наук, зам. декана экон. факультета БГСХА, Г.-Х. Ц. Гун-житова, зам. зав. кафедрой «Государственное и му-

ниципальное управление факультета экономики и управления БГУ, В. Б. Баиндуев, канд. экон. наук, зав. кафедрой экономики соц.-культур. сферы ВСГАКИ, И. Ц. Хазагаева, канд. экон. наук, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга соц.-культур. сферы ВСГАКИ.

4 Здесь и далее курсивом выделена прямая речь респондентов.

5 См.: Российский статистический ежегодник -2009 : стат. сб. / Росстат. М., 2009. С. 252; Статистический ежегодник : стат. сб. / Госкомстат Бурятии. Улан-Удэ, 2002. С. 132; Статистический ежегодник : стат. сб. / Бурятстат. Улан-Удэ, 2009. С. 133; Шепталина, Л. И. Профессиональное самосознание личности будущего менеджера как основной фактор его профессионального становления в условиях конкуренции // Подготовка управленческих кадров в XXI в. : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И. В. Резанович. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ

2006. С. 36.

6 В опросе участвовали 30 студентов последнего года обучения. Использовался метод глубинного по-луформализованного интервью. Выборка сформирована в равных пропорциях, исходя из действующих в республике вузов и открытых в них управленческих специальностей: по 5 студентов БЭПИ и ВСГТУ, обучающихся по специальности «менеджмент организации», по 5 студентов БГСХА и ВСГАКИ, обучающихся по специальности «экономика и управление на предприятии», по 5 студентов БГУ, обучающихся по специальности «управление персоналом» и по специальности «государственно-муниципальное управление». Интервью состояло из нескольких блоков:

- получаемое образование (качество образования, необходимые коррективы, конкретные пожелания);

- сравнение с другими вузами (подготовка таких же специалистов в другом вузе города, удовлетворенность выбором своего вуза);

- влияние полученного образования на трудоустройство;

- планы на будущее;

- стратегии поиска работы (формальные и неформальные механизмы устройства на работу);

- значимые критерии отбора при устройстве на работу;

- планы, связанные с карьерой (представления об успешной карьере, профессиональном успехе, хорошей работе).

7 См.: Система высшего образования в социальном развитии Центральной Азии. М. ; Иркутск : Наталис,

2007. С. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.