Научная статья на тему 'Проблемы стандартизации вузовской подготовки бухгалтеров и аудиторов'

Проблемы стандартизации вузовской подготовки бухгалтеров и аудиторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гетьман В. Г.

Статья подготовлена по материалам доклада председателя Учебно-методического совета вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» В.Г. Гетьмана на международной научно-методической конференции «Формирование современной образовательной среды уровневой подготовки экономистов» (г. Москва, 31 марта 3 апреля 2008 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы стандартизации вузовской подготовки бухгалтеров и аудиторов»

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУХГАЛТЕРОВ

И АУДИТОРОВ*

В.Г. ГЕТЬМАН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет» Финансовой академии при Правительстве РФ, председатель Учебно-методического совета вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

В сентябре 2007 г. на выездном заседании Учебно-методического совета вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» его участниками единогласно было принято обращение к властным структурам о том, чтобы при утверждении нового перечня направлений подготовки студентов в вузах России было предусмотрено отдельное направление «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в отличие от бытующего мнения, что их обучение следует осуществлять в рамках направления «Экономика» или «Прикладная экономика». Данное обращение было передано председателю УМО, ректору Финансовой академии при Правительстве РФ, профессору М.А. Эскиндарову, который доложил данную позицию в Минобрнауки России.

Подход в отношении необходимости выделения в отдельное направление подготовки в вузах России студентов, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита, разделяют руководство Минфина России (С. Д. Шаталов, Л. 3. Шней-дман, А. С. Бакаев), Института профессиональных бухгалтеров России, представители зарубежных и отечественных аудиторских компаний и предприятий. Многие из них направили в Минобрнауки России соответствующие письма.

Минобрнауки России в конце 2007 г. выделил из направления «Экономика» в отдельное

* Статья подготовлена по материалам доклада председателя Учебно-методического совета вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» В. Г. Гетьмана на международной научно-методической конференции «Формирование современной образовательной среды уровневой подготовки экономистов» (Москва, 31 марта — 3 апреля 2008г.).

направление «Прикладную экономику». Однако дальнейшие события (среди них не последнее место занимают обнаружившиеся разногласия между представителями отдельных специальностей, вошедших в направление «Прикладная экономика», по составу перечня базовых ее дисциплин и ряд других обстоятельств) вызывают необходимость вновь решать вопрос о выделении из направления «Прикладная экономика» в отдельное направление подготовки в вузах экономистов по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту.

Ситуация в данном вопросе сложилась следующая. В начале февраля в ФГОУ ВПО «Высшая школа экономики» состоялось очередное совещание ректоров и проректоров ряда вузов, которое проводило Минобрнауки России, где рассматривался и вопрос о перечне направлений подготовки экономистов. На нем было принято решение вместо направлений «Экономика» и «Прикладная экономика» оставить в их перечне только первое, но в создаваемом стандарте предусмотреть два его варианта:

1) «Экономика» (без профилей обучения);

2) «Экономика» (с указанием профилей обуче-

ния).

За первый вариант выступили представители МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Казанского государственного финансово-экономического института; Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова и др.

С таким подходом ректор Финансовой академии, профессор М.А. Эскиндаров не мог согласиться. Он предложил второй вариант — «Эконо-

мика» (с указанием профилей обучения). Эту точку зрения поддержали представители ряда вузов.

В результате жарких споров и дискуссий было принято компромиссное решение по направлению «Экономика»: в проекте стандарта должно быть предусмотрено два упоминавшихся варианта.

В первом варианте удельный вес учебного времени (в зачетных единицах), приходящихся на так называемые базовые дисциплины, составляет 50 %, а остальные 50 % отведены на вариативные дисциплины, перечень которых устанавливает сам вуз. В дипломах выпускников бакалавров будет указано: «Бакалавр по экономике», как, между прочим, и в приложении к диплому.

При втором варианте расклад зачетных единиц несколько иной:

• базовые дисциплины — 120, или 50 %;

• дисциплины профиля обучения — 48, или 20 %;

• вариативные дисциплины — 72, или 30 %.

В дипломах данных выпускников будет указано: «Бакалавр по экономике», а в приложениях к нему — «Бакалавр экономики по соответствующему профилю», к примеру, «Бакалавр экономики по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту».

При втором варианте вузы будут иметь право самостоятельно устанавливать перечень дисциплин, относящихся к вариативной части. Что же касается базовых дисциплин и дисциплин по профилю обучения, то их перечень будет четко указан в стандарте, и он корректировке со стороны вузов не подлежит.

Причем перечень базовых дисциплин установила Комиссия Минобрнауки России, адисциплин по профилю обучения — УМО и УМС по специальности.

На сегодняшний день утвержденного стандарта по направлению «Экономика» в двух его вариантах нет. Дискуссии и споры по его содержанию еще продолжаются. Ситуация в рассматриваемой сфере выглядиттак (см. таблицу).

Проект стандарта «Бакалавр экономики»

Вариант, подготовленный рабочей группой Вариант, разработанный Комиссией Позиции,

по специальности Минобрнауки России и др. по которым

Код УЦ ОПП Учебные циклы и перечень дисциплин Зачетные единицы Код УЦ ОПП Учебные циклы и перечень дисциплин Зачетные единицы имеются разногласия

Б-1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 35 Б-1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 34 +

Базовая часть: 28 Базовая часть: 24 +

1. Иностранный язык; 1. Иностранный язык

2. Экономическая теория; 2. Система российского пра-

3. Правовое регулирование хозяйственной ва

деятельности 3. Философия

4. Философия 4. Экономическая история

5. Отечественная история (?) (?)

Вариативная часть: 7 Вариативная часть 10

1. Политология

2. История и теория мировой культуры

3. Социология

4. Психология личности;

5. Этика и психология профессиональной де-

ятельности

6. Гражданское право

Б-2 Математический и естественнонаучный цикл 40 Б-2 Математический и естественнонаучный цикл 34 +

Базовая часть: 31 Базовая часть: 24 +

1. Количественные методы (математика) 1. Математика;

2. Статистика хозяйственной деятельности Математический анализ +

3. Информационные технологии Линейная алгебра +

4. Бухгалтерские информационные системы. Теория вероятностей Математическая статистика Вариативная часть: + +

Вариативная часть: 9 10

1. Контроль и защита информации в компью-

теризированных системах

2. Информатика

3. Экология и природопользование

4. Идр.

Продолжение табл.

Вариант, подготовленный рабочей группой Вариант, разработанный Комиссией Позиции,

по специальности Минобрнауки России и др. по которым

Код УЦ ОПП Учебные циклы и перечень дисциплин Зачетные единицы Код УЦ ОПП Учебные циклы и перечень дисциплин Зачетные единицы имеются разногласия

Б-3 Профессиональный цикл 135 Б-3 Профессиональный цикл 158 +

Общепрофессиональные дисциплины 43 Общепрофессиональные дисциплины

Базовая часть: 31 Б-3.1 Базовая часть: 28 +

1. Экономика и организация фирмы 1. Макроэкономика 8

2. Менеджмент и маркетинг 2. Микроэкономика 8

3. Мировая экономика и международная ком- 3. Эконометрика 6

мерческая деятельность 4. Статистика 6

4. Финансы Б-3.2 Базовая часть: 30

5. Финансовый менеджмент 1. Финансы 4

6. Страхование 2. Деньги, кредит, банки 4

7. Финансовыериски 3. Менеджмент и маркетинг 4

8. Оценка и управление стоимостью бизнеса 4. Мировая экономика 3

9. Налоги и налогообложение 5. Бухгалтерский учет и эко- 4

10. Денежно-кредитные методы регулирования номический анализ

экономики 6. Корпоративные финансы 3

11. Деловоеобщение 7. История экономических 4

Вариативная часть: 12 учений

1. Управление персоналом 8. Иностранный язык про- 4

2. Логистика фессиональный

3. Региональная экономика

4. Реинжиринг организации Вариативная часть: 10

5. Ценообразование

6. Концепции и анализ денежных потоков

7. Основынаучныхисследований

8. Идр.

Цисииплины профиля обучения 92 В-3.1 Обязательные дисииплины +

Базовая часть: 48 профиля обучения

1. Принципы и основы бухгалтерского учета Базовая часть: 48

2. Теория экономического анализа 1. Принципы и основы бух-

3. Бухгалтерский финансовый учет галтерского учета

4. Бухгалтерскийуправленческийучет 2. Теория экономического

5. Бухгалтерская финансовая отчетность анализа

6. Комплексный анализ хозяйственной де- 3. Бухгалтерский финансо-

ятельности вый учет

7. Аудит 4. Бухгалтерский управлен-

8. Лабораторный практикум по бухгалтерскому ческий учет

учету 5. Бухгалтерская финансо-

9. Международные стандарты финансовой от- вая отчетность

четности для средних и малых предприятий 6. Комплексный анализ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Бухгалтерскоедело хозяйственной деятель-

Вариативная часть: 44 ности

1. Учебно-аналитические дисциплины специ- 7. Аудит

ализации 8. Лабораторный практикум

2. Налоговый учет и отчетность по бухгалтерскому учету

3. Трансформация бухгалтерской отчетности рос- 9. Международные стандар-

сийских предприятий в соответствии с МСФО ты финансовой отчетнос-

4. Бухгалтерская мысль и балансоведение ти для средних и малых

5. Функционально-стоимостной анализ предприятий

6. Маркетинговые анализ 10. Бухгалтерскоедело

7. Контролинг В-3.2 Вариативная часть, включая 52 +

8. Внутрифирменныестандартыаудита дисциплины по выбору и

9. Финансовый анализ практику

10. Инвестиционныйанализ

11. История бухгалтерского учета

12. Практика (учебная и др.)

Окончание табл.

Вариант, подготовленный рабочей группой по специальности Вариант, разработанный Комиссией Минобрнауки России и др. Позиции, по которым имеются разногласия

Код УЦ ОПП Учебные циклы и перечень дисциплин Зачетные единицы Код УЦ ОПП Учебные циклы и перечень дисциплин Зачетные единицы

Б-4 Практика и/или научно-исследовательская работа 17 Б-4 Практика и/или научно-ис-следовательскаяработа 12 +

Б-5 Физическая культура 2 (408 часов) Б-5 Физическая культура 2 (408 часов)

Б-б Итоговая государственная аттестация 11 Б-б Итоговая государственная аттестация 12

Общая трудоемкость ООП 240 Общая трудоемкость ООП 240

Примечание. Если в составе общепрофессиональных обязательных учебных дисциплин останутся дисциплины «Бухгалтерский учет» и «Анализ хозяйственной деятельности», то в перечень дисциплин по профилю обучения придется внести соответствующие коррективы.

Следует заметить, что из 240 зачетных единиц на дисциплины по учету, анализу и аудиту (включая практику и итоговую аттестацию) приходится в проекте стандарта «Бакалавр экономики», подготовленном:

а) рабочей группой по специальности — 120 зачетных единиц (50 %);

б) Комиссией Минобрнауки России и другими участниками —115 зачетных единиц (47,9%).

Конечно, рабочей группе пока не удалось добиться от Минобрнауки России выделения отдельного направления «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», но если будет утвержден вариант стандарта, подготовленный УМО для обсуждения на Совете ректоров (проректоров), то будет сохранен перечень дисциплин и объем учебного времени, необходимого для профессиональной подготовки бакалавров по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту. Однако пока проект стандарта в предложенном варианте еще не утвержден в Минобрнауки России, следовательно, рабочей группе предстоит еще многое сделать.

По мнению автора, в предлагаемом структурами Минобрнауки России проекте стандарта необходимо изменить следующее.

1. Пересмотреть содержание, перечень дисциплин и количество зачетных единиц по циклу Б-2 «Математические и естественнонаучные дисциплины»:

— перенести из цикла Б-3 (его базовой части) в цикл Б-2 (базовую часть) дисциплину «Эконометрика»;

— убрать в проекте стандарта перечень предметов, входящих в дисциплину «Математика»;

— уменьшить количество зачетных единиц, выделяемых на дисциплины «Математика» и «Эконометрика». В проекте стандарта на первую из них предусмотрено 24 зачетные единицы (или 864 ч),

а на вторую — 6 (или 216 ч), т. е. в целом — 1 080 ч. Следует заметить, что в действующем стандарте по подготовке специалистов с 5-летним сроком обучения на эти две дисциплины выделено 720 ч (в том числе на дисциплину «Математика» — 600 ч). Нет никаких оснований увеличивать число учебных часов по дисциплине «Математика» для бакалавров по экономике с 4-летним сроком их обучения. Наоборот, его надо сократить до 400 ч (11 — 12 зачетных единиц), поскольку многое из нынешних разделов учебной программы по дисциплине «Математика» не находит применения в работе бухгалтеров и целого ряда других экономистов.

Об этом свидетельствуют и результаты проведенных исследований. Так, при разработке второго поколения стандарта была составлена и разослана по вузам анкета. В ней было множество вопросов, в том числе и такой: «Какая доля полученных знаний по математике используется на практике выпускниками вузов, бухгалтерами и аудиторами, в своей работе?». В результате анкетного опроса оказалось, что всего лишь 5 — 7 %.

Так спрашивается, зачем же увеличивать в новом стандарте объем часов на математику в 1,5 раза?

В этой связи следует напомнить и слова гениального ученого, знавшего как никто другой толк в математике, А. Эйнштейна, который сказал, что «законы математики, имеющие какое-либо отношение к реальному миру, ненадежны, а надежные математические законы не имеют отношения к реальному миру».

Бывший председатель ЦБ РФ В. В. Геращенко, как-то выступая перед студентами Финансовой академии при Правительстве РФ, также заметил, что многие знания из курса математики, полученные в вузе, оказались по сути дела не нужными в его работе, как и у других сотрудников банка.

И такое мнение является среди практических работников доминирующим, поэтому при разработке третьего поколения образовательного стандарта следует учитывать данное мнение.

2. Внести коррективы в цикл Б-3:

— убрать подразделения базовой его части на Б-3.1 и Б-3.2;

— сократить количество зачетных единиц по дисциплине «Статистика» с 6 до 3. Во многих вузах в странах с развитой экономикой в учебных программах подготовки бакалавров по экономике (в том числе по бухгалтерскому учету) данная дисциплина вообще отсутствует. Студенты у них изучают математическую статистику, которая является одним из компонентов математики;

— пересмотреть в сторону уменьшения количество зачетных единиц, выделяемых в проекте стандарта на дисциплины «Макроэкономика», «Микроэкономика», «История экономических учений». В нем их число составляет 20 (или 720 ч). В действующем сейчас образовательном стандарте для экономистов различных специальностей на дисциплину «Экономическая теория», в которую они входят, выделено 300 ч. Нет никаких оснований в третьем поколении образовательных стандартов количество учебных часов по ней увеличивать в 2,4 раза. Никто из работодателей не сетовал на то, что студенты — выпускники вузов слабо теоретически подкованы. Наоборот, их претензии относились к практической профильной подготовке выпускников вузов. Поэтому на дисциплину «Экономическая теория» следует выделить 6 — 7 зачетных единиц учебного времени, т.е. 210 — 240 ч. Кроме того, надо убрать в проекте стандарта ее подразделение на три указанных ранее дисциплины. Международная практика свидетельствует в пользу такого подхода;

— разделить дисциплину «Бухгалтерский учет и экономический анализ» на две дисциплины: «Бухгалтерский учет» и «Экономический анализ». Увеличить число зачетных единиц, выделяемых на каждую из них, до 5. Следует заметить, что это вполне достижимо, поскольку на последнем заседании Комиссии Минобрнауки России было принято решение о том, что вузы получат право в свои учебные планы включать не все базовые дисциплины, предназначенные для обязательного изучения студентами, перечень которых указан в цикле Б-3.2, а только их часть (но не менее восьми).

3. Пересмотреть содержание цикла Б-1 и число зачетных единиц, выделяемых на него:

— убрать из базовой части и перенести в вариативную часть дисциплину «Экономическая история»;

— уменьшить на 5 зачетных единиц (т. е. с 24 до 19) базовую часть данного цикла. Указанные 5 зачетных единиц направить на увеличение базовой части цикла Б-3.

4. Предоставить право вузам перераспределять между циклами до 20 % зачетных единиц, установленных в проекте стандарта.

5. Предусмотреть в проекте стандарта в качестве приложений к нему перечень вариативных дисциплин, который должен носить рекомендательный характер и быть открытым. В него следует прежде всего включить учебные дисциплины, которые входят в Международные типовые программы учебной подготовки экономистов соответствующего профиля (например, бухгалтеров), которые оказались не включенными в базовые и профильные дисциплины из-за установленных лимитов зачетных единиц по ним.

Однако создание третьего поколения данного стандарта является хотя и важной, но лишь частью работ, которые необходимо выполнить на федеральном уровне в рассматриваемой сфере. В частности, в качестве приложений к стандарту следует разработать по учебным дисциплинам (прежде всего по каждой из вошедших в базовую его часть) дидактические единицы исходя из требований профессиональных компетенций будущих специалистов; подготовить на их основе примерные учебные планы и выполнить массу других работ.

Вместе с тем для бакалавров и магистров в течение двух лет необходимо подготовить и другие материалы, входящие в УМК по дисциплине, в частности:

• учебники с грифом Минобрнауки России / УМО — прежде всего по базовым дисциплинам, а затем и по остальным, т. е. входящих в вариативную часть стандарта;

• учебные пособия с грифом Минобрнауки России /УМО — в первую очередь современные задачники по профилирующим дисциплинам;

• набор деловых игр по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту. Следует заметить, что сейчас их крайне мало используется в учебном процессе при подготовке в вузах специалистов, в особенности это касается деловых игр по бухгалтерскому финансовому учету. Ситуацию с их применением необходимо серьезно улучшать. В этой связи не случайно в проекте третьего поколения стандарта для бакалавров предусмотрен учебный курс «Бухгалтерское дело», который полностью базируется на сквозной деловой игре, а для магистров — отдельный курс «Бизнес-игры»;

• набор кейсов по специальным дисциплинам;

• электронные учебные комплексы по профилирующим дисциплинам;

• новые версии электронного лабораторного

практикума по бухгалтерскому учету и по другим специальным дисциплинам.

Кроме того, следует:

— переработать набор тестов для текущего и итогового контроля за знаниями студентов по профилирующим дисциплинам и создать его по новым предметам;

— пополнить арсенал компьютерных версий экзаменов. В настоящее время они имеются по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский учет»;

— подготовить комплекты нового обеспечения и постоянно обновлять в них учебный материал, предназначенный для использования мультимедийной техники в учебном процессе (т. е. наборы слайдов), а также интерактивных досок;

— улучшить методическое обеспечение самостоятельной внеаудиторной работы студентов;

— внести принципиальные изменения в организацию и проведение различных практик студентов исходя из современных требований к профессиональной их подготовке в период обучения в вузе.

Параллельно придется заниматься и другими делами. В том числе серьезным пересмотром содержания отдельных учебных дисциплин и даже концептуальных основ, на которых они базируются.

Дело в том, что нынешняя теория бухгалтерского учета явно отстает от запросов практики современного бизнеса. В условиях рыночной экономики обнаружились весьма явные ее огрехи и упущения. Бухгалтерский учет нередко уже не может претендовать на роль наиболее значимого поставщика информации, необходимой для управления. Нынешняя методология учета и оценки элементов финансовой отчетности приводит к тому, что на практике довольно часто встречаются ситуации, когда валюта баланса хозяйствующего субъекта, не говоря уже о чистых его активах, в несколько раз меньше стоимости его бизнеса.

Такие различия между ними свидетельствуют о том, что многие важные процессы и явления, связанные с деятельностью хозяйствующего субъекта, остаются вне рамок бухгалтерского учета. Чтобы устранить подобные негативные явления и придать последнему большую весомость в информационном обеспечении бизнеса, необходимо реализовать на практике целый комплекс мероприятий, направленных на совершенствование самих концептуальных основ бухгалтерского учета, в частности необходимо:

*

1) разобрать модель учета и составления финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, базирующуюся на справедливой стоимости. Использование ее на практике — веление времени. В отдельных странах, например в Италии, данную модель применяют уже несколько лет. Она имеет явные преимущества перед традиционными моделями учета (прежде всего по исторической стоимости), поскольку более адекватно отражает финансовое положение хозяйствующего субъекта;

2) создать и применять на практике методику учета и оценки внутренне созданного гудвилла;

3) расширить состав нематериальных активов, взяв за ориентир перечень, установленный в US GAAP;

4) уточнить порядок признания в учете полученных доходов по мере их зарабатывания;

5) доработать систему учета прогностической информации, которая сейчас охватывает лишь отдельные участки учета, что само по себе уже является ее минусом. Кроме того, на тех участках, где она есть, применяют по меньшей мере не бесспорную методику учета рассматривае-мыхявлений;

6) провести более четкое размежевание отдельных источников средств между капиталом и обязательствами;

7) разработать и использовать на практике систему учета изменения стоимости собственных акций, котирующихся на фондовых рынках. Вместе с тем надо внести изменения концептуального характера в отчетность компаний. В частности, дополнить ее показателями по социальной ответственности компаний перед обществом [1]. Параллельно следует пересмотреть саму Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, ее содержание и сроки выполнения предстоящих в этой области работ, так как ранее намеченные в ней оказались нереальными [2].

Литература

1. В.Г. Гетъман. Совершенствование отчетности коммерческих организаций по вопросам их корпоративной ответственности // Все для бухгалтера. - 2008. -№3 (219).

2. В.Г. Гетъман. Успехи и резервы в реформировании бухгалтерского учета в России на основе МСФО // Международный бухгалтерский

учет». — 2008. — № 3 (111). * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.