Научная статья на тему 'Проблемы создания малых инновационных предприятий при вузах аграрного профиля'

Проблемы создания малых инновационных предприятий при вузах аграрного профиля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жевора Ю.И., Палий Т.И.

В статье рассмотрены проблемы создания малых инновационных предприятий (МИП) при бюджетных вузах на базе принятых нормативно-правовых актов. Выявлены основные трудности, возникающие на различных этапах формирования МИП перед аграрными вузами, и необходимость поддержки путем реализации приоритетного направления государственной инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы создания малых инновационных предприятий при вузах аграрного профиля»

16 (544) - 2013

Инновационное развитие

Удк 631.3

проблемы создания малых инновационных предприятий при вузах аграрного профиля

Ю. И. ЖЕВОРА, кандидат экономических наук, доцент кафедры технического сервиса, стандартизации и метрологии Е-mail: Oven-888@mail. т Т. И. ПАЛИЙ,

соискатель кафедры технического сервиса, стандартизации и метрологии Е-mail: Oven-888@mail. т Ставропольский государственный аграрный университет

В статье рассмотрены проблемы создания малых инновационных предприятий (МИП) при бюджетных вузах на базе принятых нормативно-правовых актов. Выявлены основные трудности, возникающие на различных этапах формирования МИП перед аграрными вузами, и необходимость поддержки путем реализации приоритетного направления государственной инновационной политики.

Ключевые слова: малое инновационное предприятие, интеллектуальная собственность, коммерциализация, научно-технические разработки, инновационная инфраструктура.

Развитие инновационной сферы стало важным фактором повышения конкурентоспособности национальной экономики. В настоящее время во многих странах идет активный поиск путей и методов государственной поддержки инновационных процессов, создания благоприятного климата для генерирования инновационных идей и их коммерциализации. При решении этой задачи основное внимание государства было традиционно сосредоточено на развитии инновационной инфраструктуры.

Организационно-правовой базой инновационного развития российской экономики в целях внедрения в производство разработанных за счет бюджетных средств продуктов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат учреждениям науки и образования, является Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

В соответствии с законодательными нормами бюджетные научные учреждения и высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, имеют право:

- создавать хозяйственные общества без согласия собственника их имущества (Росимущества) с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (Минобрнауки России);

- быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (РИД), исключительные права на которые принадлежат учреждениям.

Бюджетные вузы получили возможность:

- учреждать хозяйственные общества;

- вносить в их уставный капитал право использования принадлежащих учебному заведению результатов инновационной деятельности (РИД) на основании лицензионных договоров, а также денежные средства, оборудование и иное имущество, находящееся в оперативном управлении вуза;

- привлекать других лиц в состав учредителей обществ (доля вуза в АО должна составлять не менее 25 % уставного капитала, а в ООО - 1/3) при условии, что основным видом деятельности создаваемых обществ будет деятельность, направленная на практическое применение РИД.

Для реализации инновационной политики необходимо формирование соответствующей «инновационной элиты», поскольку инновационное развитие не может ограничиваться деятельностью отдельных категорий специалистов - экономистов, управленцев или инженеров-экологов. Возросшая к концу XX - началу XXI в. скорость перемен вызвала потребность в личностях с большей мыслительной универсальностью и более широком внедрении в высшее образование общего и целостного компонента. Идеи о главенствующей роли «интеллектуального класса» в жизни постиндустриального научно-инновационного общества были сформулированы еще в 1960-1970-х гг. американскими социологами Элвином Тоффлером и Иммануилом Валлерстайном [4].

В настоящее время интеллектуальный класс -это профессионалы, не просто образованные или стремящиеся к образованию, но и способные остро переживать наиболее актуальные проблемы общества и готовые творчески эти проблемы решать. Именно в области подготовки инновационной элиты преимущества имеют гуманитарные вузы, так как ее формирование - это проблема прежде всего мировоззренческого характера.

Однако некоторые противоречия в существующем законодательстве указывают на то, что нормативно-правовая база для развития сотрудничества между университетами и бизнес-предприятиями нуждается в доработках и уточнениях.

В соответствии с существующими нормативно-правовыми актами весь процесс создания малых инновационных предприятий (МИП) можно разделить на следующие этапы:

- анализ и решение вопросов правовой охраны РИД;

- оценка экономической эффективности продвижения РИД;

- принятие ученым советом решения о создании общества, утверждение доли вуза в уставном капитале;

- регистрация общества, постановка на учет, открытие счета;

- заключение лицензионного договора о передаче права использования РИД;

- организация и проведение конкурсных процедур по аренде помещений;

- заключение договора аренды.

На различных этапах создания МИП перед вузами могут возникать определенные трудности, на которые необходимо обратить особое внимание. Например, следует учитывать, что образовательное учреждение обладает специальной - уставной правоспособностью. То есть вуз вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в его уставе.

Согласно уставу денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении высших учебных заведений, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации [3].

Однако вуз не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом [1]. Кроме того, учебное заведение не может вносить денежные средства в качестве вклада в уставный капитал создаваемого МИП. Следовательно, бюджетный вуз внесет в качестве вклада в уставный капитал создаваемого МИП только права на использование РИД.

Таким образом, получая в обмен на внесенные в уставный капитал МИП права на РИД пакет акций (долю в уставном капитале), вуз приобретает непрофильные активы и вместе с ними - обязательства по уплате налога на прибыль. При этом необходимо помнить, что средств для уплаты этого налога у бюджетной организации нет.

Главная проблема состоит в том, что с бухгалтерской точки зрения при таком обмене вуз ничего из имеющихся активов не отдает, но при этом по-

лучает вполне реальные непрофильные активы на сумму, в которую были оценены права на использование РИД. Учебные заведения будут вынуждены выбирать или низкую оценку вклада в виде прав на РИД и небольшой налог на прибыль, или высокую оценку и высокий налог.

Также доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются данные высшие учебные заведения, - часть прибыли хозяйственных обществ, полученная данными высшими учебными заведениями (дивиденды):

а) поступают в их самостоятельное распоряжение;

б) учитываются на отдельном балансе;

в) направляются только на:

- правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности;

- выплату вознаграждения их авторам;

- осуществление уставной деятельности данных высших учебных заведений [2].

Однако составление отдельного бухгалтерского баланса, включающего показатели деятельности учреждения, не предусмотрено Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, ни дивиденды, ни лицензионные платежи среди возможных доходов бюджетной организации не значатся. Федеральное казначейство будет расценивать их как «неопознанные платежи» и перечислять в бюджет. Это означает, что вуз этих платежей не получит, и выплат вознаграждения авторам не будет.

Определенные трудности возникают на этапе организации и проведения конкурсных процедур по аренде помещений. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, владея на праве оперативного управления федеральным недвижимым имуществом, вправе выступать в качестве арендодателя имущества. Порядок сдачи в аренду недвижимого имущества установлен распорядительными документами Минфина России и Минобрнауки России. В соответствии с ними процедура сдачи в аренду недвижимого имущества может занимать до полугода.

Таким образом, с момента учреждения МИП вуз не вправе предоставлять ему помещения в аренду. Кроме того, в настоящее время отсутствует аналогичный по-

рядок сдачи в аренду движимого имущества. И сдавать предприятиям малого наукоемкого бизнеса в аренду оборудование учебные заведения пока не могут.

Другая проблема состоит в том, что создаваемые предприятия малого наукоемкого бизнеса при вузах не вправе применять упрощенную систему налогообложения, так как согласно законодательству этого нельзя делать организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25 % [2].

Также остро стоит вопрос о разработке необходимых норм, которые позволили бы вузам влиять на деятельность создаваемых ими предприятий малого наукоемкого бизнеса. Если доля вуза в уставном капитале МИП составит, например 25 %, то фактически все вопросы в малом инновационном предприятии будут решать частные инвесторы, а не учебное заведение. При этом отношения вуза и создаваемых МИП должны строиться на основании кооперативных принципов и ценностей, чтобы не конкурировать между собой, а взаимовыгодно дополнять друг друга в инновационной деятельности.

К другим проблемам МИП при вузах можно отнести также и процедуру их банкротства. Банкротство хозяйственных обществ, учредителями которых являются бюджетные вузы, осложнена. Ведь в соответствии с современным законодательством учредители должны расплачиваться по своим обязательствам либо деньгами, либо собственностью. Следствием этого может стать отчуждение площадей, приобретенных вузом на внебюджетные средства.

В настоящее время инновационная деятельность вуза в рамках реализации требований законодательства весьма затруднена, нет четкого определения понятия «предприятие малого наукоемкого бизнеса». Однако при этом следует учитывать тот факт, что МИП и технопарки создавались при вузах и довольно успешно работали и до принятия нового закона. К примеру, в Ставропольском государственном аграрном университете функционировало 22 предприятия малого наукоемкого бизнеса [5]. В том числе:

- ООО НПО «Региональный центр ветеринарной медицины»;

- ООО НПО «ИТ-видео»;

- ООО НПП «КАНДЕЛА».

В рамках соответствующей программы в университете было создано 19 малых инновационных предприятий, получивших финансирование Фонда содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы. По программе «У М. Н.К. » в вузе профинансировали 44 инновационных проекта.

Итак, исходя из современного российского законодательства в области малого предпринимательства и отечественного опыта создания подобных предприятий, под МИП следует понимать:

- предприятия, учрежденные (или соучрежден-ные) вузом, его структурными подразделениями, сотрудниками, аспирантами, студентами для коммерциализации РИД, полученных при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР);

- предприятия, подпадающие под определение «субъект малого предпринимательства»;

- предприятия, имеющие в качестве основных видов деятельности проведение НИОКР, производство и внедрение высокотехнологичной продукции и/или услуг;

- предприятия, осуществляющие НИОКР в структурных подразделениях вуза.

Малые инновационные предприятия:

- характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью;

- призваны решать вопросы структурной перестройки производства и повышения эффективности показателей социально-экономического развития.

Важнейшей особенностью, характерной лишь для малых инновационных предприятий при вузах аграрного профиля, являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера. Такими путями являются:

- разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и др.);

- повышение конкурентоспособности продукции и производства;

- создание обстановки инновационности в сельскохозяйственной отрасли.

Данная важнейшая особенность должна быть учтена при определении содержания малого инновационного предприятия. Сформулируем это следующим образом.

Малые инновационные предприятия - это относительно новые хозяйствующие субъекты в сфере рыночной экономики. Они характеризуются независимостью и адаптивностью и призваны выполнять задачи по структурной перестройке производства, расширению международного научно-технического сотрудничества и росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений (прежде всего принципиально новых) и создания обстановки восприимчивости к различным инновациям.

Также в рамках реализации собственной инновационной программы аграрные вузы должны уделить особое внимание возможности создания МИП с учетом интеграции, поскольку производство готового высокотехнологичного продукта в рамках малого бизнеса весьма затруднительно (в отличие от производства отдельных его элементов).

Создание МИП при бюджетных образовательных учреждениях является в современных условиях весьма актуальным в связи с тем, что вузы формируют кадровый потенциал научно-технического прогресса в отраслях народного хозяйства страны. Подготовка специалистов, способных успешно решать задачи развития науки и формирования инновационной экономики России, возможна лишь при условии установления прочной связи между образовательными учреждениями и бизнес-средой.

Главными условиями при этом становятся:

1) создание прочной и полноценной юридической базы;

2) проведение соответствующих изменений в сфере государственного законодательства:

- обеспечивающих функционирование инновационной инфраструктуры;

- способствующих повышению конкурентоспособности отечественного малого наукоемкого производства.

Таким образом, малые инновационные предприятия при вузах должны:

- содействовать расширению деятельности инновационного сектора экономики;

- обеспечить проведение эффективной национальной политики в области промышленности и сельского хозяйства.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ.

4. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT. 1999.

5. URL: http://www.stgau.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.