Научная статья на тему 'Проблемы современной транспортной системы России'

Проблемы современной транспортной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9640
2400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ПРОБЛЕМЫ НА ТРАНСПОРТЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК / ВИДЫ ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуравина Елена Николаевна

В данной статье раскрываются проблемы транспортной отрасли России. Дается оценка современного состояния транспортной системы. Предлагаются меры по повышению эффективности ее функционирования. Для регулирования устойчивости развития транспортных предприятий в работе обосновывается необходимость внедрения передовых технологий, особенно с использованием космической навигации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шуравина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы современной транспортной системы России»

УДК 338.47

Е.Н. Шуравина*

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

В данной статье раскрываются проблемы транспортной отрасли России. Дается оценка современного состояния транспортной системы. Предлагаются меры по повышению эффективности ее функционирования. Для регулирования устойчивости развития транспортных предприятий в работе обосновывается необходимость внедрения передовых технологий, особенно с использованием космической навигации.

Ключевые слова: транспорт, транспортная система, проблемы на транспорте, эффективность перевозок, виды транспорта.

В современных условиях состояние транспортной системы и развитие ее инфраструктуры в России имеет особое значение для развития производственного потенциала и экономики страны в целом, а также обеспечения национальной безопасности и укрепления регионов.

А что же представляет из себя транспортная система? Каковы ее цели и состав?

Транспортная система — это функционально адаптированная система с обратной связью, которая выполняет различные транспортно обеспечивающие и распределительные операции и функции.

Она включает в себя ряд подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

В качестве транспортной системы можно рассматривать грузо- и товароотправителя, перевозчика и грузо- и товарополучателя и т. п.

Элементами, формирующими современную транспортную систему, являются все морские и речные судоходные пути, железные, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных авиалиний. При транспортировке грузов особое место занимают такие важные категории, как транспортные средства и устройства и сооружения, с помощью которых и функционирует транспортная система. Под транспортными средствами понимаются автомобили, локомотивы, суда, а также другие подвижные составы. Транспортные устройства и сооружения включают стоянки, депо, порты, предприятия технического обслуживания и мастерские.

При осуществлении пассажирских перевозок в качестве транспортных средств выступают самолеты, поезда, автобусы, автомобили, суда и другие. Транспортными устройствами также выступают стоянки, депо, остановки и другие необходимые объекты.

Таким образом, современная транспортная система имеет очень сложную и разветвленную структуру, каждая часть которой неотъемлемо связана с эффективным функционированием системы в целом.

Целью транспортной системы является доставка различных грузов в заданное место в необходимом количестве и ассортименте в установленные сроки при

* © Шуравина Е.Н., 2011

Шуравина Елена Николаевна (alena_IW@mail.ru), кафедра национальной и мировой экономики Самарского государственного технического университета, 443100, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244.

минимальных финансовых затратах, а также своевременная доставка пассажиров с помощью транспортных средств при соблюдении правил безопасности перевозок в пункты назначения.

Для достижения этой цели необходимо решать большое количество сложных задач, среди которых важное место занимает эффективное государственное регулирование деятельности транспортных предприятий страны.

В настоящее время в транспортной сфере следует выделить основные проблемы, которые оказывают непосредственное воздействие на функционирование всей транспортной системы, а также на взаимодействие с другими отраслями экономики:

1. Обновление основных фондов различных видов транспорта происходит в недостаточном объеме и сниженными для нормальной работы всей системы темпами (износ составляет более 50 % и продолжает увеличиваться).

2. Уровень информатизации транспортных процессов в отношении обмена информацией для более эффективного взаимодействия в отрасли транспорта с другими отраслями экономики недостаточен.

3. Недостаточное развитие научной деятельности в сфере транспорта. Объемы финансирования в исследования в сфере транспорта не способны обеспечить развитие научной деятельности в данной области.

4. Отсутствие эффективной законодательной базы, способной регулировать деятельность транспортных организаций на необходимом и достаточном для развития экономики уровне.

5. Количество высококвалифицированных специалистов во всех отраслях транспортной системы не отвечает требованиям современного рынка, что приводит многие транспортные предприятия к банкротству.

6. Применяемые транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях высококонкурентного рынка.

При этом следует также отметить, что на каждом отдельно взятом виде транспорта имеются серьезные проблемы. В качестве примера можно рассмотреть дорожное хозяйство. На начало 2010 года общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составила 776 тысяч километров, по сравнению с докризисными показателями 2007 года произошло увеличение всего на 0,65 %. По всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны. Также не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. За пять лет — с 2005 по 2010 гг. протяженность магистральных автомобильных дорог не увеличилась и составляет 30,0 тысяч километров [1]. До сих пор не урегулированы и требуют решения вопросы сопряжения магистральных дорог, которые обеспечивают подъезд автомобильного транспорта к городам, и внутригородских улиц и дорог. По состоянию на начало 2010 г. 28,5 % сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования. И это лишь небольшой перечень тех проблем, которые требуют безотлагательного решения в сфере дорожного хозяйства, а ведь есть еще и гражданская авиация, и железнодорожный транспорт, и морской транспорт, где необходимо решать не менее важные задачи.

Такая ситуация характерна для большинства регионов РФ. Так, в Приволжском Федеральном округе (ПФО) сеть автомагистралей не соответствует потребностям движения как по пропускной способности, так и по техническому со-

стоянию. И это характерно и для федеральных автодорог, и для дорог межрегиональных, и дорог местного сообщения. Слабо используется уникальная система водных путей Волжского бассейна, слабо развита сеть речных портов, а состояние речного флота просто катастрофическое. Железнодорожная сеть на территории ПФО практически исчерпала свой потенциал, на многих участках невозможен рост объемов перевозок, а также увеличение скорости прохождения. Нуждается в комплексной модернизации и инфраструктура воздушного транспорта. Деятельность большинства региональных авиакомпаний направлена на развитие сообщения только с Москвой. В стадии формирования находится и логистическая инфраструктура. Все перечисленные выше факторы сдерживают развитие экономического потенциала округа. Слаборазвитая транспортная сеть тормозит социально-экономическое развитие регионов Приволжского Федерального округа.

Неустойчивая социально-экономическая обстановка повлекла за собой уточнение приоритетов развития транспортной системы России и задач государства в области развития транспорта, направлений и механизмов их реализации. В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации была одобрена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, где были определены транспортная политика, этапы и направления ее реализации в долгосрочном периоде.

В рамках Целевой Федеральной программы по модернизации транспортной системы России решаются проблемы, касающиеся всех видов транспорта.

На железнодорожном транспорте предстоит продолжить электрификацию участков, работающих на тепловозной тяге, усилить подходы к морским портам, на ряде магистральных направлений выполнить работы, связанные с включением их в состав международных транспортных коридоров.

Большие объемы работ предстоит осуществить на сети автомобильных дорог. Необходимо построить и реконструировать многие автомобильные магистрали, улучшить их дорожные покрытия, построить обходы населенных пунктов, развязки на разных уровнях и объекты дорожного сервиса, увеличить протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием [2].

Одним из проектов, позволяющих значительно улучшить ситуацию, является строительство международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Данный проект поможет интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему страны, а также выявить дополнительные возможности для более тесного торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном, и особенно с Китаем.

На состоявшейся в июле 2011 года в Казани Международной конференции, посвященной созданию транспортного коридора «Европа — Западный Китай», заместитель министра транспорта РФ А. Недосеков заявил следующее: «новая магистраль должна стать альтернативой морским перевозкам» [3]. Ведь она позволит сократить путь почти в 3,5 раза и существенно снизить транспортные издержки. Ожидается, что реализация проекта придаст новый импульс социальноэкономическому развитию всей страны. По прогнозам, внутренний региональный продукт по участвующим регионам может возрасти почти на 7 %, а оборот розничной торговли увеличится на 6,5 %.

Для обеспечения надежного и безопасного функционирования гражданской авиации необходимы масштабные мероприятия по обновлению парка воздушных судов и их модернизации, реконструкция объектов наземной производственной базы, ее развитие и оснащение современным оборудованием в соответствии с установленными нормативами.

Для эффективного освоения прогнозируемых объемов перевозок морским транспортом и уменьшения грузопотоков, следующих в настоящее время через

порты сопредельных стран, необходимы существенное наращивание мощности перегрузочных комплексов в отечественных морских портах и модернизация погрузочно-разгрузочного оборудования в них.

На внутренних водных путях нуждаются в срочной реконструкции судоходные шлюзы на многих гидротехнических сооружениях Волжско-Камского бассейна и сибирских реках, необходимо увеличить объемы путевых работ по поддержанию судоходных условий на эксплуатируемых реках [4].

Для обеспечения согласованного функционирования всех видов транспорта важное значение будет иметь совершенствование информационного обеспечения.

Меры по повышению технического уровня транспорта должны быть дополнены и подкреплены мероприятиями организационного, экономического и административного характера, позволяющими улучшить управление перевозочным процессом и другой деятельностью транспортных предприятий, для чего предусматривается научное обеспечение разработки соответствующей нормативной правовой базы.

Большое значение будут иметь указанные мероприятия для решения таких общетранспортных проблем, как повышение безопасности работы транспорта и развитие экспорта транспортных услуг.

В современных условиях повышаются роль технических кадров, их подготовленность к внедрению новых систем управления и контроль за работой транспортного комплекса. В то же время отмечается снижение среднегодовой численности работников транспорта в целом с 3160,3 тысяч в 2005 году до 2915 тысяч на начало 2010 года. Такая ситуация характерна для железнодорожного и водного транспорта. Положительные тенденции наблюдаются по выпуску специалистов государственными и муниципальными учреждениями высшего профессионального образования по специальностям транспорта. В 2009 году выпущено всего 27175 специалистов, что превышает количество выпускников 2005 года (21164 чел.) Но в условиях внедрения систем спутниковой навигации ГЛОНАСС, новых цифровых технологий передачи информации, а также развития системы безопасности на транспорте в ближайшие годы значительно возрастет потребность в профессиональных кадрах, что потребует изменений в программах высшего профессионального образования по специальностям транспорта.

При реализации данных мероприятий в сфере транспорта можно решить такие проблемы, как повышение безопасности работы транспорта и расширение экспортных услуг на транспорте.

Решение этих задач позволит произвести техническое перевооружение транспорта, которое связано с крупным капиталовложением и требует эффективного использования инвестиционных ресурсов, концентрации их на решающих направлениях.

Россия и другие страны, в первую очередь страны СНГ, при лидирующей российской роли в развитии транспорта и транспортной инфраструктуры могут и должны сыграть более крупную роль в глобализирующейся экономике, характеризующейся, прежде всего, опережающим ростом внешней торговли по отношению к росту ВВП отдельных стран.

Значительная роль в техническом перевооружении и повышении эффективности транспортной системы принадлежит научному обеспечению. Здесь необходимо внедрение самых передовых технологий, в том числе все более сложных компьютерных систем с соответствующими программными продуктами и все более совершенных навигационных систем, особенно с использованием такой системы космической навигации, как ГЛОНАСС.

Развитие транспортной системы оказывает большое влияние на экономический рост страны в целом. Все предприятия ежедневно пользуются услугами транспортной инфраструктуры. Своевременно доставленные грузы способствуют увеличению прибыли предприятий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Таким образом, происходит минимизация издержек предприятий, что способствует более продуктивной работе компаний. При этом будет удовлетворен и спрос потребителей доставленной продукции, и изделий, повышения уровня цен на товары ввиду задержки того или иного рейса не произойдет, следовательно, увеличится уровень благосостояния населения.

Библиографический список

1. Официальный сайт государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru.

2. ФЦП: Программа «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)» [Электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ ViewFcp/View/2008/1.

3. Российская газета. 2011. 12 июля. № 149.

4. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации. URL: http: //www.mintrans.ru.

E.N. Shuravina*

PROBLEMS OF MODERN TRANSPORTATION SYSTEM IN RUSSIA

The given article deals with the transportation problems in Russia. It contains the estimation of the current state of transportation system. It also proposes certain measures to increase the efficiency of transportation system's functioning. To provide the stability of the transportation enterprises' development, the article also substantiates the necessity of utilization of advanced technologies, especially when utilizing space aviation.

Key words: transport, transportation system, transportation problems, efficiency of transportation, modes of transport.

* Shuravina Elena Nikolaevna (alena-IW@mail.ru), the Dept. of National and Wold Economy, Samara State Technical University, Samara, 443100, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.