Научная статья на тему 'Проблемы современной модернизации аудита и ревизии в России'

Проблемы современной модернизации аудита и ревизии в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / РЕВИЗИЯ / FINANCIAL STATEMENT AUDIT / REVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузов Ю. Н.

В статье рассматривается современные проблемы развития аудита и ревизии. Анализируются базовые тренды технологической модернизации ревизии и аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы современной модернизации аудита и ревизии в России»

УДК 332

Гузов Ю.Н. ©

К.э.н., доцент, СПбГУ

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ АУДИТА И РЕВИЗИИ В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается современные проблемы развития аудита и ревизии. Анализируются базовые тренды технологической модернизации ревизии и аудита.

Ключевые слова: аудит финансовой отчетности, ревизия.

Guzov Yuri

Ph.D., Associate Professor of St. Petersburg State University PROBLEMS OF MODERN MODERNIZATION AUDIT AND REVIZION IN RUSSIA

Summary

The article deals with contemporary issues of audit and revision. Analyzes the basic trends of technological modernization audit and revision.

Keywords: financial statement audit, revision.

В современной экономики верификационные проблемы патримониального учета решаются аудитом, камерального учета - различными формами ревизионной деятельности. Развитие камеральной (использование кассового метода) и патримониальной (использование метода начисления) бухгалтерии получили самостоятельные сферы распространения: государственный сектор и частнопредпринимательский.

Для камеральной парадигмы характерно, что основным плановым и отчетным документом была смета доходов и расходов, основанная на кассовом методе «по оплате». Финансовый результат в такой системе в отчетный период равен нулю или не выводится, практически не используется информация по материальному (имущественному) балансу, поскольку изменение стоимости активов не может быть отражено кассовым методом. Значительные трудности представляет отражение дебиторской и кредиторской задолженности. Оценка в основном носит исторический или справочный характер. Материальные объекты уже оплачены и важен только их инвентарный учет и оценка возможного ущерба. Основной принцип камеральной учетной парадигмы звучит так: «ваши доходы - это ваши расходы». Следовательно, ревизионная проверка строится не на верификации источника дохода, а на правильности расходования средств. Так как публичная власть - посредник, она обязана отчитаться о целесообразности своих расходов, что предопределило инструментарий ревизии. С особой наглядностью это демонстрирует система государственного заказа. Интерес посредника к откатам - это новая страница криминальной летописи российской коррупции. Цикл государственной хозяйственной деятельности оказался разорван (доходы, якобы проверяют другие ведомства) и у ревизии фактически исчез объект проверки - отчетность. Достоверность камеральной отчетности при отсутствии баланса казны, потеряла всякий смысл. Парадоксально, но государство осталось крупнейшим собственником не имея инструмента имущественного контроля. 90-е годы XX века и начало XX1 века характеризуется кризисом ревизионной деятельности.

Масштабы ревизионной деятельности трудно оценить. В 90-е годы произошло резкое сокращение ревизионной деятельности за счет ликвидации ведомственной ревизии и

©© Гузов Ю.Н., 2013 г.

процессов приватизации. Появление муниципального сектора в экономике России увеличивает поле ревизионной деятельности, однако его объемные показатели относительно невелики. Ревизионная практика осталась частью системы внутреннего контроля бюджетных учреждений. Внешняя вневедомственная ревизия сосредоточена в настоящее время в органах министерства финансов и счетных палатах разного уровня.

Патримониальная бухгалтерия базируется на методе начисления, и ее ключевой принцип звучит так: «ваши расходы, может быть, будут вашими доходами или убытками». Основой становится учет финансового результата деятельности, большое значение получает оценка имущественного комплекса. Данная система направлена на реальное отражение дебиторской и кредиторской задолженности по методу начисления. Роль сметы здесь ограничивается обоснованием и контролем расходования бюджетных средств (план и расход по кассе). В дальнейшем с развитием управленческого учета сметная практика трансформируется в систему бюджетирования бизнеса. Основными отчетными документами становятся материальный (имущественный) баланс и отчет о прибылях и убытках, фиксирующий финансовый результат.

Вполне естественно, что аудит исследует достоверность отчетности, отражающей финансовое состояние бизнеса, комплексно охватывая весь бизнес-цикл капитала. Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Разумная уверенность -это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита. Одним из ключевых элементов верификации бизнес-цикла становится оценка эффективности системы внутреннего контроля. Развитие данного направления вызвало к жизни целый ряд инноваций: риск-менеджмент, контроль качества менеджмента и широкое развитие внутреннего аудита в корпоративной практике.

Аудиторская деятельность является предпринимательской и обладает общими для предпринимательства признаками: самостоятельностью, риском, систематичностью действий с целью получения прибыли от оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом аудиторская деятельность имеет свои особенности, обусловленные ее экономическим содержанием. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается Федеральными стандартами аудиторской деятельности [6].

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Предметами аудита являются финансово-хозяйственная деятельность экономических субъектов и достоверное представление результатов этой деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности[2]. Метод аудита - это совокупность элементов, с использованием которых формируется методика проведения аудита. Элементами метода являются: аудиторская выборка, аудиторские доказательства, рабочая документация аудитора, тесты контроля, аудиторские процедуры.

Методика аудита основана на общих принципах, в соответствии с которыми вырабатываются подходы к признанию и оценке объектов аудита. К объектам аудита относятся:

- ценности - имущество организации, финансовые вложения и т.п.;

- документы - учредительные, распорядительные, бухгалтерские и т.п.;

- операции - приобретение, выбытие, движение ценностей, начисления и т.п.

Участниками аудиторской деятельности являются:

- аудиторы - физические лица, получившие квалификационный аттестат аудитора и являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудитор - лицо, несущее окончательную ответственность за проведение аудита;

- саморегулируемые организации аудиторов (СРОА) - это некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности;

- аудиторские организации - это коммерческие организации, являющиеся членами одной из СРОА, осуществляющие аудиторские проверки и оказывающие сопутствующие аудиту услуги;

- аудируемые лица - это организации или иные субъекты рынка, чья деятельность подлежит аудиту.

Развитие аудита в последние годы характеризовалось быстрым увеличением количественных показателей. Развитие рынка аудиторских услуг за период 2006 - 2011 гг. представлено в таблице.

Таблица 1.

Динамика доходов аудиторских организаций

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Объем оказанных услуг -всего, млрд руб. 34,4 41,7 50,1 49,6 49,1 50,8

Прирост по сравнению с прошлым годом, % 19,2 21,3 20,1 -1,0 -1,0 3,5

Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн руб. выручки клиентов, руб. 494 447 417 375 352 346

Таблица составлена по данным официального сайта Минфина России. Режим доступа: www.minfin.ru.

Динамичный прирост выручки с 2006-го по 2008 г. сменился ее снижением в 2009 -2010 гг. и лишь в 2011 г. этот показатель возрос. На данный показатель существенное влияние оказали явления в экономике: кризис и введение режима саморегулирования аудиторской деятельности.

Концепция реформирования бюджетного учета в Российской Федерации начинает внедрять патримониальные принципы в бюджетный учет. Метод начисления, финансовый результат и имущество казны - начинают радикально менять формат камеральной отчетности[1,]. Но ревизионная техника пополнилась лишь аудитом эффективности использования государственных средств. Попытка расширить сферу применения налогового аудита не была подкреплена увязкой ревизией расходных полномочий. Государственный хозяйственный цикл по-прежнему разорван, а, следовательно, комплексной ревизии государственной деятельности не предвидится, нет и соответствующей государственной консолидированной отчетности.

Аудиторская деятельность в последнее время пополнилась следующими компонентами: обзорной проверкой, согласованными процедурами, рискориентированными технологиями проверки, «дью-дилидженс» (экспертиза слияний и поглощений), новые формы внутреннего аудита, аудит консолидированной отчетности[2, 4-6]. Это позволяет решать вопросы дальнейшего качественного совершенствования отчетности коммерческих структур. В частности учета рисков, а точнее риск-аппетита компаний. Первенство здесь принадлежит ГААПу. Американцы первыми ввели в учет отчетность по рискам - формы 8-к, 10-к. Аудиторы же обязаны экспертировать эти формы и оценивать состояние и

эффективность внутреннего контроля фирмы. Такой оценки в современной технике ревизии пока нет[1,].

Не использует современная техника ревизионной работы контрольные, аналитические и детальные тесты, а также уровень существенности, что значительно увеличивает трудоемкость ревизионной работы. Научной оценки трудоемкости ревизионной работы не проведено, как не используется и аудиторская техника оценки и накопления информации о трудоемкости аудиторской работы «тайм-шит». Не налажен процесс стандартизации ревизионной деятельности[7-12].

В целом можно констатировать серьезное отставание в развитии теории и практики ревизии от современных форм аудиторской деятельности.

Литература

1. Гузов Ю.Н., Журавлева Н.О. Проблемы организации бюджетного (бухгалтерского) и реестрового учета имущества казны. СПб., Монография. 2012 СПбГУ, ООО "Агенство "ВиТ-принт"", 112с.

2. Гузов Ю.Н., Стрельникова О.В., и др. Аудит. Монография — Санкт-Петербург: СПбГУ, 2008. — 168 с.

3. Гузов Ю. Н. Методика и программа контроля планирования и исполнения муниципального бюджета. Монография. — Санкт-Петербург: СПбГУ, 2007. — 122 с.

4. Гузов Ю.Н., Калвайтис Н.Ю. Из опыта развитых стран: аудит в Германии // Вестник экономической интеграции. 2007. № 3. С. 102-116.

5. Гузов Ю.Н. Рынок аудита в Санкт-Петербурге // Вестник экономической интеграции. 2007. № 4. С. 98-99.

6. Гузов Ю.Н., Савенкова Н.Д. Дью дилидженс: аудиторский алгоритм применения согласованных процедур при слияниях и поглощениях в АПК // Технологии 21 века в пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности. 2012. № 6-1. п 28. Режим доступа: http://mgutm.ru/jumal/tehnologii_21veka/eni_6_chat1/ anotaciya_chast_1.pdf на 27.03.2013 г.

7. Гузов Ю.Н., Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Технологии муниципального управления: Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 2003.-396с.:ил.

8. Гузов Ю. Н. Методика и программа контроля планирования и исполнения муниципального бюджета. Монография. — Санкт-Петербург: СПбГУ, 2007. — 122 с.

9. Гузов Ю.Н., Зазуля Н.О. Казна - новый источник ресурсной базы муниципальных образований.// Самоуправление. 2013, январь

10. Гузов Ю.Н., Бежаев О.Г., Климанов В.В. и другие. Бухгалтер муниципального образования. — М: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, 2007. — 480 С.

11. Гузов Ю.Н., Бежаев О.Г., Климанов В.В.. и другие Работник контрольного органа муниципального образования. — М: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, 2007. — 496 с.

12. Гузов Ю.Н. Программа контроля планирования и исполнения муниципального бюджета // БУХУЧЕТ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, 2009. — № 9. — С. 4-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.