Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования системы подго-товки научных кадров высшей квалификации на современном этапе развития науки и общества'

Проблемы совершенствования системы подго-товки научных кадров высшей квалификации на современном этапе развития науки и общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3163
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АСПИРАНТУРА / ДОКТОРАНТУРА / TRAINING ACADEMIC STAFF OF HIGHER QUALIFICATION / POSTGRADUATE PROFESSIONAL EDUCATION / DOCTORAL STUDIES / POSTDOCTORAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптев Владимир Валентинович

В статье анализируются проблемы подготовки научных кадров высшей квалификации в современных российских университетах. На основании анализа тенденций развития науки в информационном обществе, развития университетского образования в современной России и совершенствования системы аттестации научных кадров делается вывод о необходимости системных изменений в подготовке научных кадров, учитывающих европейские тенденции подготовки докторов философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптев Владимир Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the system of academic staff training at the present stage of science and society development

In the article the problems of scientific staff preparation at modern Russian universities are analyzed. On the basis of analysis of science development tendencies in the information society, of university education development in modern Russia and of improvement of scientific staff certification the conclusion about necessity of system changes in scientific staff preparation considering the European tendencies of preparation of Philosophy Doctors of is done.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования системы подго-товки научных кадров высшей квалификации на современном этапе развития науки и общества»

В. В. Лаптев

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБЩЕСТВА

В статье анализируются проблемы подготовки научных кадров высшей квалификации в современных российских университетах. На основании анализа тенденций развития науки в информационном обществе, развития университетского образования в современной России и совершенствования системы аттестации научных кадров делается вывод о необходимости системных изменений в подготовке научных кадров, учитывающих европейские тенденции подготовки докторов философии.

Ключевые слова: подготовка научных кадров высшей квалификации, послевузовское профессиональное образование, аспирантура, докторантура.

V. Laptev

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF SCIENTIFIC STAFF' PREPARATION

AT THE PRESENT STAGE OF SCIENCE AND SOCIETY DEVELOPMENT

In the article the problems of scientific staffpreparation at modern Russian universities are analyzed. On the basis of analysis of science development tendencies in the information society, of university education development in modern Russia and of improvement of scientific staff certification the conclusion about necessity of system changes in scientific staff preparation considering the European tendencies of preparation of Philosophy Doctors of is done.

Keywords: training academic staff of higher qualification, postgraduate professional education, doctoral studies, postdoctoral studies.

Эффективность государственной системы образования напрямую связана с ростом экономического и культурного потенциала любой страны, со значением и ролью ее в мировом сообществе.

Образование является фактором создания долговременных, устойчивых кон-

курентных преимуществ национальной экономики. Демократические изменения, происходящие в современной России, вызвали необходимость поиска оптимальных путей преобразования различных сторон жизни общества, в том числе и системы послевузовского профессио-

нального образования, одной из подсистем которой является подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре.

Послевузовское профессиональное образование, направленное на подготовку научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации через аспирантуру, становится все более существенным фактором развития образовательной системы России.

Возрастание роли специалистов высшей квалификации обусловливается:

1) потребностью в обновлении научно-педагогических и научных кадров в высшей школе («старение» научно-педагогических кадров);

2) интересом выпускников вузов к послевузовскому профессиональному образованию и к получению ученой степени;

3) потребностью субъектов формирующейся рыночной экономики в специалистах высшей квалификации в связи с повышением сложности решаемых задач;

4) двойственностью задач системы послевузовского профессионального образования: во-первых, она выступает как высшая ступень (уровень) системы образования, а во-вторых, является подсистемой кадрового обеспечения системы образования (в особенности — высшего профессионального образования).

К началу XXI века ускоряющееся развитие системы подготовки кадров высшей квалификации (ПКВК) в России привело к накоплению целого ряда проблем, прежде всего общесистемного характера, которые могут быть сформулированы следующим образом:

1. Неполнота и некоторая противоречивость законодательной базы, регламентирующей условия функционирования системы ПКВК. В качестве примера можно привести значимые для практики организации и подготовки научных кадров в университетах изменения, произошедшие в течение только одного 2007 года в нормативной и законодательной

базе. За этот год появилось более 20 документов по вопросам подготовки научных кадров высшей квалификации.

2. Отсутствие стандартов, регулирующих требования к качеству подготовки кадров высшей квалификации, что приводит к снижению уровня подготовки. Сегодня деятельность аспирантуры регламентируется целым рядом законодательных актов различного уровня: Федеральный Закон «Об образовании», Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», положение «О подготовке научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», «Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования». Следует отметить, что данные документы противоречиво трактуют такие базовые позиции, как место подготовки кадров высшей квалификации в системе непрерывного образования, условия получения ученой степени кандидата наук, характер и наименование итогового документа, фиксирующего достижение уровня послевузовского образования и некоторые другие.

3. Значительная дифференциация уровня подготовки поступающих в аспирантуру. Это связано, во-первых, с разным уровнем базовой профессиональной подготовки, а во-вторых, с наличием различных ступеней подготовки, предполагающих соответственно разный уровень исследовательской квалификации.

4. Наличие различных трактовок основной цели аспирантской подготовки: получение ученой степени путем выполнения кандидатской диссертации и сдачи кандидатского минимума; получение образования, подтвержденного присвоением соответствующей квалификации. Так, защита диссертации, именуемая во Временных требованиях к основной образо-

вательной программе аспирантуры «итоговой государственной аттестацией», не заложена в содержание основной образовательной программы аспиранта. Возникают вопросы: когда же аспирант должен, собственно, защитить диссертацию; что является документом, фиксирующим факт успешного завершения аспирантуры, — удостоверение, выдаваемое по результатам сдачи кандидатских экзаменов, или диплом кандидата наук?

5. Недостаточный уровень финансирования системы подготовки кадров высшей квалификации привел к серьезным последствиям такого рода:

• отсутствие целевого финансирования научных исследований, влекущее за собой уменьшение объемов научных исследований, прежде всего — фундаментальных;

• отток из вузов молодых перспективных научно-педагогических кадров, переход их после обучения в коммерческие структуры;

• разрыв между обучением и наукой, следствием чего стало падение уровня профессиональной подготовки специалистов;

• низкий уровень стипендии, порождающий необходимость поиска дополнительных источников средств существования аспирантами очного обучения, что негативно сказывается на качестве диссертационных исследований, сроках их выполнения и т. д.

Ведущей проблемой, вытекающей из приведенного перечня в современных условиях, очевидно, является поиск ориентиров совершенствования содержания подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. Данная проблема может быть определена как комплексная и многоуровневая, результативность решения которой обусловливается рядом факторов, в основе классификации которых может быть заложено отражение следующих тенденций современного развития:

— науки в информационном обществе, определяющей ценностные ориентиры подготовки;

— университетского образования на всем пространстве Российской Федерации, включающего систему подготовки кадров высшей квалификации как организационную и институциональную структуру и развивающегося как отрасль экономики государства;

— системы аттестации кадров высшей квалификации, изменяющейся в соответствии с требованиями современного общества, в частности, с актуализацией проблемы создания системы сопоставимых ученых степеней в европейском образовательном пространстве.

Значение каждой группы факторов в содержании подготовки кадров высшей квалификации определяет необходимость их детального анализа.

Первая группа факторов обусловлена тенденциями развития науки в информационном обществе. В ХХ веке определился статус науки и роль ее в жизни человечества. Неизмеримо возросший объем знаний способствовал изменению всей технологической базы разных сфер деятельности, началу нового этапа в истории мировой цивилизации. Наука превратилась в главное национальное достояние, в гарант благосостояния и процветания общества. К концу ХХ века развитие науки в отдельных странах, созданный научный потенциал стал определять социально-экономический уровень государства, его роль и место в мировом сообществе. По мнению Ю. Ю. Ковалева [3], наука стала универсальным средством решения актуальных проблем человечества благодаря тому, что:

• во-первых, наука характеризуется непрерывностью, сменой эволюционных и революционных периодов развития;

• во-вторых, развитию науки свойственен прогресс, т. е. каждый новый этап эволюции все более углубляет человече-

ское понимание природных и социальных процессов;

• в-третьих, развитие науки носит экспоненциальный характер, т. е. рост количественных и количественно-качественных характеристик науки постоянно ускоряется;

• в-четвертых, превалирование частных, социальных приоритетов в науке над когнитивными — отличительная черта ее современного периода развития;

• в-пятых, мировая наука обладает определенной пространственной иерархичностью — в ней можно выделить центр и периферию, где центром является та часть мировой научной системы, которая обладает большим притяжением для ученых и которая пользуется огромным авторитетом благодаря своим творческим достижениям.

В развивающемся информационном обществе наука играет особую роль, и при этом не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая средства и методы. Спецификой информационного общества является тенденция к уменьшению надежности использования некогда актуального знания с учетом динамики вновь возникающих знаний. Знание становится весьма недолговечным достоянием, которое быстро устаревает и, в связи с этим, требует постоянной гибкой и точной переориентации и уточнения. В будущем, по-видимому, будут развиваться процессы не накапливания знания, а систематической выработки нового знания достаточно традиционными путями, т. е. при помощи методов и средств интеллектуального труда, озарений, выдвижения и проверки гипотез, реализации идей [4, с. 29-41].

Суть изменений, происходящих в современной науке, может быть определена как переход от стратегии преимуще-

ственно дисциплинарного, предметно-фундаменталистского развития научного познания к проблемно-ориентированным формам научно-исследовательской деятельности, когда новые области знаний развиваются в связи с выдвижением определенной крупной теоретической или практической проблемы. Это требует развертывания междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких научных дисциплин, конкретные сочетания которых определяются характером соответствующей проблемы [3].

В современной науке усилились тенденции дифференциации и интеграции одновременно. Научные направления дробятся на более мелкие отрасли исследования, которые, в свою очередь, дифференцируются на еще более узкие области специализации. Процессы дробления отраслей, все увеличивающаяся специализация происходят одновременно с процессами интеграции и формирования новых наук на границе междисциплинарных областей исследования.

Анализ тенденций развития науки в информационном обществе позволяет выявить ряд особенностей, которые целесообразно учитывать в качестве ориентиров проектирования содержания подготовки кадров высшей квалификации:

1. Изменение средств и методов научно-исследовательской деятельности в условиях информационного общества влечет за собой изменение технологической подготовки будущих ученых. Это изменение будет проявляться в овладении аспирантами всех специальностей методами автоматизации наблюдения и экспериментальной деятельности, а также методами моделирования и анализа изучаемых процессов и явлений с использованием различного рода электронной вычислительной и аудиовизуальной техники.

2. Радикальное изменение доступа к научной информации, благодаря развитию сети Internet, привело к резкому расширению возможностей прямых контактов ученых разных стран, а также к доступности к разнообразным источникам информации практически каждого заинтересованного исследователя. Развитие данной тенденции усиливает внимание к этическим проблемам научного исследования, например, к проблеме точных ссылок не только на публикации, но и на идеи. Поэтому в подготовке аспирантов должно быть предусмотрено обсуждение вопросов научной нравственности и этики. Как отмечает Н. С. Черня-кова [6], ученый может поступать также безнравственно, как и не ученый. Однако, оставаясь именно ученым, он может облекать свою безнравственность в формы, либо имитирующие, либо использующие приемы самой научно-познавательной деятельности. Наличие определенных ценностей и норм, воспроизводящихся от поколения к поколению ученых и являющихся обязательными для человека науки, важно для самоорганизации научного сообщества (подчеркнем, что при этом нормативно-ценностная структура науки не является жесткой).

3. Особенность современного знания, проявляющаяся в его недолговечности, также предъявляет свои требования к содержанию подготовки кадров высшей квалификации. Если традиционный подход к отбору содержания образования можно сравнить с накопительной системой, когда каждое новое знание уточняет, расширяет, конкретизирует уже освоенное знание, то современный подход напоминает скорее гипертекст, когда в предлагаемом содержании сам аспирант выбирает тот компонент, который интересует его больше всего, и уже самостоятельно (или под руководством преподавателя, научного руководителя) углубляется в требуемое знание, устанавливая

для себя лично взаимосвязи нового знания с уже известным.

4. Возрастание роли интеграционных процессов в науке и одновременного усиления дифференциации как обратного закономерного процесса находит свое отражение не столько в содержании дисциплин, изучаемых аспирантами в ходе освоения образовательной программы, сколько в проведении научного исследования. Процесс дифференциации приводит к большему дроблению «единого тела науки» на все более специализированные области, способствуя углублению процесса познания, совершенствованию специальной методики и арсенала познавательных средств, применяемых каждой конкретной наукой, что, в свою очередь, предъявляет более жесткие требования к исследовательским навыкам будущих ученых. Интеграционные процессы, проявляющиеся сегодня не только в научном познании и развитии так называемых комплексных наук, но и в организации научной деятельности, создают впечатление, что производство научных идей «поставлено на поток», индустриализировано, стало делом коллективного творчества (Н. С. Чернякова). Поэтому возникает необходимость приобретения аспирантами опыта участия в коллективных научных исследованиях, когда в ходе совместных исследований создаются устойчивые научные коллективы, имеющие принятую субъектами коллектива единую исследовательскую программу.

Учет этих тенденций в содержании подготовки кадров высшей квалификации предполагает усиление фундаментальной подготовки, введение интенсивных методик освоения академических дисциплин образовательной программы при условии доминирования индивидуализации образовательного процесса.

Говоря о возрастающей роли науки в современном обществе, нельзя не отме-

тить, что одновременно с этим чрезвычайно остро встает проблема воспроизводства научных кадров, которая ставит перед институтом аспирантуры и докторантуры новые задачи привлечения талантливой молодежи к научной и преподавательской деятельности.

Вторая группа факторов обусловлена тенденциями развития университетского образования, включающего систему подготовки кадров высшей квалификации как организационную и институциональную структуру и развивающегося как отрасль экономики.

Именно наука определяет направление развития государства от страны с экономикой, основанной в значительной степени на сельском хозяйстве и торговле природными ресурсами, к государству с все более ярко выраженным третичным сектором, включающим науку, технологию и профессиональные услуги.

Существует прямая зависимость между объемами финансирования науки и образования и экономическим процветанием страны. Так, согласно рейтингу мировой конкурентоспособности, составленному Международным институтом развития менеджмента (International Institute for Management Development — IMD) с использованием 314 критериев с целью выявления степени развития экономики, эффективности государственного управления, производства и качества инфраструктуры, Россия заняла в 2002 году 43 место среди 49 стран (в 2000 году — 47 место, в 2001 году — 45 место). Характерно, что во всех странах, попавших в первую десятку рейтинга (США, Финляндия и др.), отмечается как высокий уровень преподавания в университетах, так и значительный объем инвестиций в обучение служащих либо крупные капиталовложения в научно-исследовательские работы. По мнению экспертов IMD, именно высокий уровень знаний — и научных, и профессиональных — является

одним из главных факторов, стимулирующих рост конкурентоспособности на мировом рынке [7, с. 185-186].

В современном мире имеет место рост международной торговли услугами, включая образование. Учебные заведения все большего числа стран переходят на принцип «академического капитализма», расширяют рынок международных образовательных услуг. По оценке Организации по международной торговле (ОМТ), мировой рынок образования составил в 1995 году 27 млрд дол. США. В большинстве развитых в экономическом отношении стран постепенно распространяется представление о «знаниевой экономике» как источнике богатства страны. В знаниевой экономике имеется скорее изобилие, нежели дефицит ресурсов; снижается значение местоположения и размеров предприятия; существует ориентация на человеческие ресурсы; ключевой формой капитала является человеческий капитал.

Три четверти существующих в настоящее время университетов были основаны в течение ХХ века, половина — с 1945 года. В отличие от тех, что были созданы при монастырях или международными синдикатами независимых ученых, они были в значительной степени основаны национальными правительствами и зависят от них до сих пор, будучи глубоко связанными со служением национальным целям [8].

В ведущих индустриальных странах университеты играют лидирующую роль в развитии науки. На базе университетов выполняется значительная доля фундаментальных исследований. Лучшие западные университеты являются крупнейшими научными центрами, так как главное внимание в научной работе уделяется фундаментальным исследованиям. Их результаты часто не предусматривают непосредственного практического использования, а ассигнования не

предполагают прямой отдачи. Но администрация университетов стимулирует развитие фундаментальных исследований, исходя из того, что они развивают научный потенциал сотрудников, приобщают к исследовательской деятельности лучших студентов, способствуют привлечению к работе в данном университете крупных отечественных и зарубежных ученых.

В последние десятилетия постепенно усиливается практическая ориентированность исследовательской работы в высшей школе. В высшую школу и систему послевузовского профессионального образования интенсивно вторгаются рыночные отношения, поскольку подготовка кадров высшей квалификации наиболее эффективна в тех странах, где имеется непосредственная экономическая заинтересованность и понимание важности этой проблемы, а также понимание необходимости соответствующих инвестиций. Целый ряд исследований подтверждает тот факт, что страны, осуществляющие наиболее крупные инвестиции в образование, имеют огромные преимущества в соответствующих отраслях экономики.

В частности, как отмечает Б. Л. Вульф-сон [2], за последние 10-15 лет произошло изменение финансирования государственных университетов на Западе и в США в силу переоценки ценностей: исследовательская деятельность университетов стала рассматриваться как важный фактор социально-экономического развития региона. Как следствие, изменились приоритеты при финансировании целевых программ. В финансировании научных исследований принимает участие не только государство, но и крупные промышленные компании, заключающие контракты с конкретными профессорами, обладающими высокой научной репутацией. В США преподаватели высших школ начали создавать собст-

венные фирмы с целью доводки своих теоретических идей до практического воплощения и «продажи» научных достижений. По имеющимся данным, в начале 90-х годов более 3% штатных профессоров университетов являлись одновременно владельцами и совладельцами фирм. Иногда исследовательские лаборатории вузов превращаются фактически в частные фирмы со своим аппаратом управления и источниками финансирования.

В ряде стран создаются учебно-научно-промышленные объединения, так называемые парки, или технополисы, сердцевиной которых выступают именно университеты. Эти комплексы соединяют функции подготовки высококвалифицированных специалистов, проведения научных исследований и промышленного освоения их результатов в наукоемких отраслях производства. Один из наиболее известных парков функционирует при Принстонском университете. На его территории в середине 80-х годов размещалось 50 фирм и исследовательских центров, где было занято более 5 тыс. специалистов. Однако этот парк уже считается традиционным, так как сегодня создаются научно-технологические университетские парки нового типа — так называемые инкубаторы. В таких парках ставится задача не привлекать к сотрудничеству уже существующие фирмы, а выращивать собственные.

Таким образом, новейшие тенденции развития университетской науки связаны одновременно с фундаментализацией науки и ее практикоориентированно-стью, с растущим вкладом университетской науки в инновационный и экономический потенциал государства в целом. Поэтому «во всех университетах мира вся работа представляет собой единый процесс, в котором органически связаны научные исследования и преподавание. Чем прочнее этот сплав науки и образо-

вания, тем большим потенциалом успешного развития обладает университет. Там же, где связь ослабевает, возникает угроза падения уровня и научной, и педагогической деятельности университетов» [5, с. 369].

В современной России проблема интеграции науки и высшего образования определяется исторически сложившимся разделением высшего образования, отраслевых НИИ и фундаментальной науки, сосредоточенной по преимуществу в системе Российской академии наук.

Научно-исследовательская работа в России имеет многоструктурную традицию. Следует обозначить не менее четырех сфер, в которых в советский период имела место научно-исследовательская деятельность. Повышенным вниманием пользовалась отраслевая наука, представленная коллективами конструкторских учреждений. Особое место, по причине неограниченного финансирования и повышенного внимания со стороны государства, занимала развивавшаяся наиболее успешно наука в военной области. Эти два направления научной деятельности носили преимущественно прикладной характер, хотя в то же время способствовали ряду выдающихся фундаментальных открытий. Следующие две сферы, где также практиковалась научная работа, — это академические институты и вузы.

Большинство академических институтов финансировалось по остаточному принципу, в результате чего здесь господствовала «свобода творчества», часто ограничивавшаяся выпуском монографий либо дискуссиями на конференциях и симпозиумах. Научная деятельность в вузах, как правило, ограничивалась защитой ученой степени, написанием учебников или методических пособий, т. е. воспроизводством кадров для вуза.

В настоящее время по мере свертывания научной жизни в академических ин-

ститутах наметился рост востребованности вузовской науки. Это закономерно и соответствует стандартам научной деятельности в экономически развитых странах.

В современной России развитие университетов связано, главным образом, со стратегией модернизации образования и направлено:

— на поддержку научных исследований ведущих научно-педагогических школ системы высшего профессионального образования;

— на координацию создания базовых кафедр ведущих вузов в научных учреждениях РАН;

— на создание и развитие на конкурсной основе студенческих конструкторских бюро и других форм вовлечения студентов в научно-инновационную деятельность;

— на совершенствование структуры послевузовского образования, разработку мероприятий для повышения результативности работы аспирантур и докторантур;

— на создание Всероссийского научно-методического центра послевузовского профессионального образования;

— на развитие системы федеральных окружных центров НИРС учреждений высшего профессионального образования;

— на развитие отраслевой системы научных грантов для поддержки аспирантов и молодых ученых;

— на развитие учебно-научно-инновационных комплексов, кафедр, учебно-научно-экспериментальных центров совместного ведения с отраслями в ведущих университетах страны;

— на подготовку предложений по созданию отраслевого научно-методического и информационно-консалтингового Центра по проблемам развития кадрового потенциала высшей школы.

Стратегические действия по интеграции науки и образования должны, преж-

де всего, предусматривать развитие исследовательских университетов как основы научной и образовательной систем и их приоритетную поддержку со стороны государства. В кругу современных задач высшей школы особое место занимают: развитие у молодых людей стремления к научным знаниям и приобщение их к достижениям мировой науки и культуры; организация научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, молодых специалистов; воспроизводство профессорско-преподавательских кадров для системы среднего и высшего образования на основе непрерывного образования. Поэтому участие вузов в научных исследованиях должно жестче учитываться при их государственной аккредитации и периодически проводимой аттестации, способствовать развитию инфраструктуры научно-исследовательской деятельности.

На развитие инфраструктуры университетской системы подготовки кадров высшей квалификации оказывает влияние целый ряд внешних и внутренних факторов — развитие глобального инновационного общества и возрастание роли образования в нем, государственная политика в области науки и технологий, развитие науки в современном мире, развитие высшего, в частности, университетского, образования. К важнейшим внешним факторам, характеризующим особенности научно-исследовательской деятельности университета, относятся государственные решения, которые определяют комплекс мероприятий федерального масштаба по превращению вузовской науки в мощный инновационный ресурс развития научного потенциала страны и системы образования.

Особенностью науки в современном обществе является то, что она постепенно превратилась в особую сферу профессиональной деятельности, поэтому необходимо готовить современных исследо-

вателей к самореализации в этой сфере. Возрастание значения исследовательской подготовки специалистов разного уровня констатируется в настоящее время многими авторами. Поэтому очевидно, что одним из направлений деятельности является совершенствование научно-исследовательской подготовки, приобретающей постепенно характер значимого личного опыта — опыта проведения научного исследования и его рефлексии. Таким образом, послевузовское профессиональное образование, направленное на подготовку научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации через аспирантуру, становится все более существенным фактором развития образовательной системы России, что порождает необходимость поиска оптимальных путей интеграции науки и образования для решения задач подготовки кадров высшей квалификации.

Третья группа факторов вызвана необходимостью совершенствования системы аттестации кадров высшей квалификации в соответствии с изменяющимися требованиями современного общества, в частности, с актуализацией проблемы признания российских ученых степеней в европейском образовательном пространстве.

В связи со вступлением России в Болонский процесс необходимо достижение большей сопоставимости, сравнимости высшего образования и ученых степеней, что «требует непрерывного движения с тем, чтобы быть полностью завершенным» (Болонская декларация). Стратегия, сформулированная в этом документе, предполагает «принятие системы, основанной, по существу, на двух главных циклах — достепенного (до получения первой академической степени) и послестепенного (после получения первой академической степени). Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обу-

чения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, также должна быть востребована на европейском рынке труда как ква-лификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или доктора, как это принято во многих европейских странах. России еще предстоит пройти нелегкий путь к европейскому признанию ученых степеней, и решение данной задачи должно проходить с учетом особенностей нашей системы аттестации, которая доказала свою эффективность, обеспечив создание мощного научного потенциала нашей страны. Каждая диссертация в сложившейся системе проходит комплексную экспертизу, прежде чем ВАК утвердит решение диссертационного совета.

В заключение необходимо отметить, что проблемы, накопившиеся в системе подготовки научных кадров высшей квалификации, и особенности развития науки и образования в современном обществе приводят к необходимости системных преобразований в подготовке кадров высшей квалификации. Думается, что эти изменения связаны со следующими преобразованиями:

1. Интеграция академической и научной подготовки в аспирантуре при условии сохранения статуса самостоятельного диссертационного исследования как важнейшего критерия и показателя квалификации соискателя будет способствовать переходу последипломного образования на этапе аспирантуры на новый уровень развития.

2. Введение более жестких требований, предъявляемых к поступающим в аспирантуру, главным образом, к уровню их методологической подготовки, позволит в условиях массовости данной ступени образования сохранить высокий научный и образовательный ценз аспирантов.

3. Тематика диссертационных исследований должна быть связана не только с личными интересами исследователя или научной школы, в рамках которой он выполняет исследование, но и с задачами развития науки и государства в целом, а также должна согласовываться с планами научных исследований Академии наук и Академии образования, с программами научно-исследовательской деятельности выпускающих университетов.

4. Необходима выработка критериев и механизмов экспертизы качества диссертационных исследований не только на заключительном этапе, т. е. при представлении его результатов в диссертационный совет, но и в процессе выполнения на разных этапах обучения в аспирантуре. Для этого целесообразно возобновить проведение школы молодых ученых по отраслям наук, в различных федеральных округах; разработать систему мер, повышающих личную ответственность научных руководителей, председателей диссертационных советов, оппонентов за качество исследований аспирантов.

5. Развитие методологической культуры и исследовательской компетентности у молодых ученых может быть достигнуто включением аспирантов в состав исследовательских коллективов, выполняющих НИОКР; участием аспирантов в конкурсах научных работ молодых исследователей на получение грантов.

При этом, следует отметить, что совершенствование системы подготовки кадров высшей квалификации в нашей стране не должно проходить в замкнутой среде. Необходимо разумно использовать зарубежный опыт, искать пути интеграции отечественной системы подготовки кадров высшей квалификации в европейское образовательное пространство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования. Режим доступа: http://www.informika.ru

2. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. — М.: Издательство УРАО, 1999.

3. Ковалев Ю. Ю. География мировой науки: Учебое пособие. — М.: Гардарика, 2002.

4. Ленк Х. Становление системотехнологического суперинформационного общества // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. — М., 2000.

5. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. — М., 1995.

6. Чернякова Н. С. Наука как феномен культуры: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

7. Шереги Ф. Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). — М.: Центр социологического прогнозирования, 2002.

8. Scott P. Massification, Internationalization, and Globalization // P. Scott ed. The Globalization of Higher Education. Buckingham: The Society for research into Higher Education and Open University Press, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.