Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования обязательного социального страхования в Российской Федерации на современном этапе'

Проблемы совершенствования обязательного социального страхования в Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3760
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касачева Оксана Викторовна

Анализируются наиболее актуальные проблемы развития обязательного социального страхования в Российской Федерации, связанные с деятельностью государственных социальных внебюджетных фондов. Предлагаются пути улучшения существующей в России системы социального страхования, позволяющие обеспечить социальную защиту в соответствии с требованиями социально ориентированной рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Perfection of Compulsory Social Insurance in the Russian Federation at the Present Time

More actual problems of development of compulsory social insurance in the Russian Federation, being connected with work of the state social out of budgetary funds, are analyzed. Ways of improvement of the existent in Russia system of social insurance, allowing to provide social defence in accordance with the requirements of the socially-oriented market economy, are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования обязательного социального страхования в Российской Федерации на современном этапе»

О.В. Касачева

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Анализируются наиболее актуальные проблемы развития обязательного социального страхования в Российской Федерации, связанные с деятельностью государственных социальных внебюджетных фондов. Предлагаются пути улучшения существующей в России системы социального страхования, позволяющие обеспечить социальную защиту в соответствии с требованиями социально ориентированной рыночной экономики.

За последние пятнадцать лет в Российской Федерации была создана по существу новая система обязательного социального страхования, которая охватывает все основные социальные страховые риски, известные в мировой практике [1. С. 21]. В условиях масштабных изменений общественного устройства страны данный институт социальной защиты позволил предотвратить крайние формы бедности и нищеты населения, сыграл положительную роль в экономических преобразованиях.

Система обязательного социального страхования, функционирующая на данный момент в России, характеризуется следующими основными чертами:

- существуют три внебюджетных федеральных социальных фонда: Пенсионный (ПФ), Социального страхования (ФСС) и Обязательного медицинского страхования (ФОМС). Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации имеется территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС);

- указанные фонды покрывают расходы, связанные с наступлением таких страховых случаев, как достижение пенсионного возраста, временная нетрудоспособность, несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, а также необходимость в медицинской помощи;

- финансирование расходов, связанных с наступлением такого страхового случая, как потеря работы, производится из средств федерального бюджета (до 2001 г. - за счет средств внебюджетного Фонда занятости);

- установление тарифов платежей в систему обязательного социального страхования - исключительная прерогатива Федерального собрания - происходит ежегодно путем принятия специального закона;

- до 2001 г. платежи в систему обязательного социального страхования имели форму страховых платежей, основная часть которых была заменена Единым социальным налогом (ЕСН);

- все платежи в систему обязательного социального страхования производятся работодателем (до введения ЕСН работник переводил 1% своей оплаты труда в ПФ);

- управление социальными внебюджетными фондами, несмотря на участие в работе их правлений представителей профсоюзов и объединений работодателей, фактически осуществляется Правительством Российской Федерации, а в отношении ТФОМС - региональными администрациями.

Сегодня существует ряд проблем, характерных для каждого из видов обязательного социального страхования: пенсионного, медицинского, социального.

1. Доминирующая роль государства в управлении системой обязательного социального страхова-

ния. В России, имея в виду последний современный период ее истории, социальное страхование было введено по инициативе государства, его структуры - внебюджетные фонды и их региональные отделения -имеют статус государственных организаций. Средства, собираемые и направляемые в бюджеты этих фондов, согласно действующему законодательству являются федеральной, т. е. государственной, собственностью.

Действительность сегодня такова, что в России государство владеет, распоряжается и напрямую управляет страховыми фондами. Руководители внебюджетных фондов назначаются и освобождаются от должности решениями правительственных органов; основные нормативные акты разрабатываются в недрах государственных структур. Бюджеты и главные бюджетные параметры данных фондов утверждаются высшими органами законодательной власти. Это все убедительно свидетельствует о том, что социальное страхование у нас - практически полностью «огосударствленный» социальный институт. Необходимо отметить, что в структурах управления внебюджетных фондов есть такой орган, как правление, куда включаются представители работодателей, профсоюзов и иных органов [2. С. 3]. Но сегодня это представительство имеет совещательный и рекомендательный характер, основные решения все равно принимаются на уровне государственных органов.

Поскольку государство является собственником и распорядителем страховых активов, оно имеет возможность использовать данные средства по своему усмотрению для решения широкого круга социальных задач или, наоборот, превращая социальные страховые фонды в своих своеобразных «технических агентов», поручает им осуществление в регионах организационных мероприятий и финансирование новых социальных программ, которые к социальному страхованию отношения не имеют. Так, с 2004 г. в соответствии с Федеральным Законом № 122, «собирательно» именуемым Законом о монетизации натуральных льгот, ФСС оплачивает путевки на санаторно-курортное лечение и технические средства реабилитации отдельным категориям граждан, с 2005 г. в рамках реализации национального проекта «Здоровье» осуществляет расходы на оплату услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, а с 2007 г. оплачивает услуги детских поликлиник по диспансерному наблюдению детей в течение первого года жизни [3]. На органы ПФ России с 2007 г. возложены функции по регистрации возникновения права и учету лиц - получателей базового материнского капитала [4].

2. Несбалансированность объема имеющихся финансовых ресурсов и государственных обяза-

тельств. В 2001 г. в соответствии с Налоговым кодексом (ч. 2, гл. 24) произошла замена страховых взносов работодателей в социальные внебюджетные фонды на ЕСН, что противоречит сущности социального страхования. Поскольку налоги носят фискальный характер, постольку замена страховых взносов налогом лишает данные средства их целевого предназначения, они утрачивают возмездный, эквивалентный и соподчиненный характер по отношению к взносам, подрывая тем самым принципиально важное положение социального страхования, а именно связь страховых платежей и выплат с заработной платой конкретных работников.

Высокая ставка ЕСН (35,6%) не решила проблемы дефицита средств социального страхования для финансирования установленных государственных гарантий, а сохраняющаяся тенденция несбалансированности доходов и расходов стала причиной устойчивого сокращения ранее принятых обязательств страховщиков перед застрахованными гражданами.

Курс на снижение ЕСН (26% с 2005 г.), необходимый для дальнейшего стимулирования отечественного бизнеса, проблемы внебюджетных социальных фондов пока только усугубляет.

Тенденция дефицита бюджетов фондов обозначилась уже с 2002 г. Но она в определенном смысле маскировалась из-за ограничения уровня роста пенсий, которые значительно отставали от уровня и темпов роста других доходов, а также поэтапного сворачивания Фондом социального страхования определенных видов своей деятельности и ограничения выплат по ряду обязательств. В настоящее время практически ликвидированы за счет средств социального страхования программы оздоровления трудящихся и членов их семей (санаторно-курортное лечение трудящихся сведено только к долечиванию), с 2002 г. введены ограничения на страховые выплаты по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, с 2003 г. исключены расходы на оздоровление детей-сирот, с 2005 г. первые два дня нетрудоспособности стали оплачиваться за счет работодателей [5].

Все большее число работников исключается из различных систем обязательного страхования социальных рисков.

Начиная с 2003 г. из системы обязательного социального страхования практически полностью исключены работники организаций, перешедших на специальные режимы налогообложения. Страховщиком за счет страховых выплат работникам компенсируется в среднем только десятая часть пособия по временной нетрудоспособности. Выплата остальной части данного пособия возложена на работодателей [6]. Исключены из пенсионной реформы 19 млн граждан 1953-1967 г. р., для которых прекращено ранее предусмотренное законодательством обязательное формирование накопительной части их пенсии, а для граждан после 1967 г. р. перенесено на более поздние сроки увеличение размера отчисления на накопительную пенсию [7. С. 17].

Однако дефицит фондов по-прежнему сохраняется. Но если текущий дефицит ФСС РФ по обязательному социальному страхованию перекрывается пока за счет переходящего остатка средств на начало года (дефицит 2007 г. - 28,82 млрд руб.) [8], то обеспечение сбаланси-

рованности ПФ осуществляется за счет средств федерального бюджета. Ежегодное увеличение средств федерального бюджета на дотации пенсионной системы (в 2007 г. - более 50% бюджета ПФ) подтверждает усиливающуюся зависимость бюджета ПФ от федерального, отход пенсионной системы от страховых принципов [9].

3.Сохранение нестраховых принципов. Средства государственных внебюджетных социальных фондов направляются на выплаты как страхового, так и нестрахового характера, что свидетельствует об отсутствии реального разделения системы социального страхования и системы социальной помощи.

Так, в 2004 г. средства Пенсионного фонда РФ направлялись на работы по укреплению материальнотехнической базы государственных и муниципальных стационарных учреждений; оказание адресной социальной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам; оказание медицинской и лекарственной помощи; на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной материальной помощи неработающим пенсионерам; строительство и восстановление учреждений социального обслуживания населения. В системе обязательного социального страхования на финансирование нестраховых пособий и расходов, не связанных с утратой заработка (пособия по уходу за ребенком, при рождении, пособие на погребение, оздоровление детей, частичное финансирование детско-юношеских спортивных школ), в 2004 г. было направлено 21,5% средств ЕСН, поступивших на страхование в ФСС РФ [10]. Значительная часть населения, так называемые «неработающие», получают медицинские услуги независимо от того, вносят за них местные власти взносы или нет.

4. Низкий уровень страховой защиты, не обеспечивающий достойную жизнь в старости, в случаях болезни, инвалидности. В России совокупный объем финансовых ресурсов ПФ, ФСС и ФОМС составляет всего около 8% ВВП. Столь низкая доля расходов на цели социальной защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже, чем в странах Европейского сообщества (ЕС)) позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие в основной своей массе всего 30-35% от размера предшествующей заработной платы, которая в свою очередь в пять-шесть раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС [11]. В соответствии с требованием Европейской социальной хартии и Конвенции МОТ от 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» данное соотношение должно быть не менее 40%.

В странах Европейского сообщества объем финансирования социального страхования составляет 1620% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45-55% ВНП). Столь крупный финансовый ресурс социального страхования позволяет обеспечить высокие жизненные стандарты и уровни защиты застрахованным. Размер пенсий и других выплат составляет в развитых странах в среднем 65-75% от заработной платы для большинства получателей страховых выплат.

5. Отсутствие принципа личной ответственности работников и их участия в финансировании социального страхования. В России работающий человек отчужден от процесса социального страхования, поэтому он не осознает, что это реальный механизм социальной защиты, а точнее сказать, самозащиты. Не участвуя лично в формировании страховых фондов, человек не проявляет заинтересованности в развитии этой сферы. С одной стороны, причины такой пассивности нашего населения - низкая заработная плата, с другой - сложившийся стереотип, согласно которому Россия - особая страна, в которой ничего нельзя планировать. Не секрет, что в любом государстве с рыночной экономикой, где также случаются кризисы, банкротство, ответственность за собственное благополучие лежит, в том числе, и на самих людях. С тем, чтобы изменить отношение населения к своей социальной защите, нужна масштабная эффективная разъяснительная и воспитательная работа.

До сих пор не используется потенциал и негосударственных институтов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов) в страховании социальных рисков. Частные компании отстранены от государственного социального страхования (за исключением ОМС и инвестирования средств пенсионных накоплений). Сегодня совершенно ясно, что только одно государственное страхование уже не в состоянии обеспечить социальную защиту населения на должном уровне с учетом разнообразия специфических рисков и различных групп населения.

Таким образом, существующая система социального страхования в России все еще не соответствует требованиям социально-ориентированной рыночной экономики. В современных концепциях развития социального страхования, как правило, предлагаются следующие меры по преодолению дальнейшего свертывания социального страхования наемного работника, снижения уровня и объемов его социальных гарантий [11,12]:

1. Разграничить (отделить) социальное страхование работающих и социальное обеспечение граждан по источникам их финансирования и реализуемым задачам.

2. Обеспечить целевое использование страховых средств при наступлении страховых случаев.

3. Совершенствовать механизм организации управления системой социального страхования:

- обеспечить автономность фондов;

- реализовать механизм паритетного участия социальных партнеров в управлении и контроле за целевым использованием страховых средств;

- определить меры ответственности субъектов страхования (государства, работодателя и работника) в формировании страховых систем.

4. Перейти к установлению экономически обоснованных страховых тарифов, поддерживающих определенный уровень замещения заработка работника при наступлении страховых случаев.

Наряду с данными предложениями, по мнению автора, также необходимо:

1. Законодательно определить в соответствии со статьей 143 БК статус государственных внебюджетных социальных фондов в целях совершенствования системы управления обязательным социальным страхованием с учетом ее современного состояния, перспектив развития.

2. Усилить ответственность работодателей за применение «нелегальных» схем при оплате труда, введя соответствующие статьи в административный и уголовный кодексы.

3. Повысить заработную плату при одновременном увеличении ее доли в ВВП, рассматривая эту меру как антикризисную по устранению диспропорций, сложившихся при реформировании социального страхования.

4. Остановить свертывание отдельных видов социального обеспечения работников, прекратить практику поэтапной ликвидации так называемых нестраховых видов выплат и обеспечить их перевод на бюджетное финансирование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Симоненко Г.С. К вопросу о реформировании социального страхования // Вестник государственного социального страхования. 2005. № 3.

2. Постановление Правительства РФ от 22.02.1994 года N° 101 «О фонде социального страхования » // Российская газета. N° 35. 22.02.1994 г.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 ноября 2005 года № 701 «О родовом сертификате» // Российская

газета. № 10. 20.01.2006 г.

4. Федеральный Закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

5. Федеральный Закон от 29.12.2004 года № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2005 год» // Российская газета. № 292.

31.12.04 г.

6. Федеральный Закон от 31 декабря 2002 года № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан,

работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 1, ст. 5.

7. Афанасьев М.А. Особенности инвестирования пенсионных накоплений в УК и НПФ // Вестник государственного социального страхования.

2007. № 4. С. 17.

8. Федеральный Закон № 234-ФЗ от 19 декабря 2006 года «О бюджете Фонда социального страхования на 2007 год» // Российская газета.

№ 295. 29.12.06 г.

9. Федеральный закон от 19.12.2006 г. № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда на 2007 год» // Российская газета. № 290. 23.12.2006 г.

10. Еремеев О.В. «О реформировании системы обязательного социального страхования: позиция». Режим доступа: http// www.kcorr.ru/reforma/

11. Роик В. Концептуальные основы формирования рыночной финансовой модели социального страхования для России // Государственная политика. 2005. № 4(22).

12. Павлюченко В.Г., Ланцов В.И. Социальному страхованию в России 10 лет // Вестник государственного социального страхования. 2001. № 11. Статья представлена научной редакцией «Экономика» 31 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.