Научная статья на тему 'Проблемы социальной ответственности маркетинга в промышленно развитых странах с рыночной экономикой и в Украине в условиях затяжного мирового экономического кризиса'

Проблемы социальной ответственности маркетинга в промышленно развитых странах с рыночной экономикой и в Украине в условиях затяжного мирового экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
ЕКОНОМіЧНі СИСТЕМИ / ЯКіСТЬ ПРОДУКЦії / БАНКИ / КРИЗА і ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ЕКОНОМіКИ / СОЦіАЛЬНА ВіДПОВіДАЛЬНіСТЬ / СЕРТИФіКАЦіЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / КРИЗИС И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ECONOMIC SYSTEMS / PRODUCT QUALITY / BANKS / CRISIS AND THE STATE OF THE ECONOMY / SOCIAL RESPONSIBILITY / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Пётр Аркадьевич

Обоснован вывод, что концепция социально ответственного маркетинга, в основе которой лежит опора только на рост сознательности собственников предприятий и социальных инициатив не может быть реализована. Эта концепция является следствием приверженности её авторов доктрине неолиберализма. Ведущую роль должно играть эффективное государственное регулирование и общественные организации по защите прав потребителей. Эффективность государственного регулирования сильно зависит от качества экономической системы, развития демократии в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Social Responsibility of Marketing in Developed Countries with a Market Economy and in Ukraine in a Protracted Global Economic Crisis

It was grounded the conclusion that the widely held concept socially responsible marketing, which is based on reliance only on the growth of awareness of owners of enterprises and social initiatives can not be realized. This concept is a consequence of the commitment of its sponsors the doctrine of neoliberalism. Leading role in the development of socially responsible marketing should play an effective government regulation and public organizations for the protection of consumer rights. Effectiveness of state regulation is highly dependent on the quality of the economic system, the development of democracy in the country.

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной ответственности маркетинга в промышленно развитых странах с рыночной экономикой и в Украине в условиях затяжного мирового экономического кризиса»

ЕКОНОМІКА механізми регулювання Економіки

проблемы социальной ответственности маркетинга в промышленно развитых странах с рыночной экономикой и в Украине в условиях затяжного мирового экономического кризиса

ОРЛОВ п. А.

УДК 338.l24.4

Орлов п. А. проблемы социальной ответственности маркетинга в промышленно развитых странах с рыночной экономикой и в Украине в условиях затяжного мирового экономического кризиса

Обоснован вывод, что концепция социально ответственного маркетинга, в основе которой лежит опора только на рост сознательности собственников предприятий и социальных инициатив, не может быть реализована. Эта концепция является следствием приверженности её авторов доктрине неолиберализма. Ведущую роль должно играть эффективное государственное регулирование и общественные организации по защите прав потребителей. Эффективность государственного регулирования сильно зависит от качества экономической системы, развития демократии в стране. Ключевые слова: экономические системы, качество продукции, банки, кризис и государственное регулирование экономики, социальная ответственность, сертификация.

Библ.: 29.

Орлов Пётр Аркадьевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и маркетинга, Харьковский национальный экономический университет (пр. Ленина, 9а, Харьков, вИвв, Украина)

E-mail: kafedra_eim@mail.ru

УДК 338.l24.4

Орлов П. А. Проблеми соціальної відповідальності маркетингу в промислово розвинених країнах з ринковою економікою і в Україні в умовах затяжної світової економічної кризи

Обґрунтовано висновок, що концепція соціально відповідального маркетингу, в основі якої лежить опора тільки на зростання свідомості власників підприємств і соціальних ініціатив, не може бути реалізована. Ця концепція є наслідком прихильності її авторів доктрині неолібералізму.

Провідну роль у розвитку соціально відповідального маркетингу має відігравати ефективне державне регулювання і громадські організації із захисту прав споживачів. Ефективність державного регулювання дуже залежить від якості економічної системи, розвитку демократії в країні.

Ключові слова: економічні системи, якість продукції, банки, криза і державне регулювання економіки, соціальна відповідальність, сертифікація.

Бібл.: 29.

Орлов Петро Аркадійович - доктор економічних наук, професор, завідувач кафедри економіки та маркетингу, Харківський національний економічний університет (пр. Леніна, 9а, Харків, вИвв, Україна)

E-mail: kafedra_eim@mail.ru

UDC 338.124.4

Orlov P. A. The Problems of Social Responsibility of Marketing in Developed Countries With a Market Economy and in 5kraine in a Protracted Global Economic Crisis

It was grounded the conclusion that the widely held concept socially responsible marketing, which is based on reliance only on the growth of awareness of owners of enterprises and social initiatives, can not be realized. This concept is a consequence of the commitment of its sponsors the doctrine of neoliberalism. Leading role in the development of socially responsible marketing should play an effective government regulation and public organizations for the protection of consumer rights. Effectiveness of state regulation is highly dependent on the quality of the economic system, the development of democracy in the country Key words: economic systems, product quality, banks, crisis and the state of the economy, social responsibility, certification.

Bibl.: 29.

Orlov Pyotr A.- Doctor of Science (Economics), Professor, Head of the Department of Economics and Marketing, Kharkiv National University of Economics (pr. Lenina, 9a, Kharkiv, 61166, Ukraine)

E-mail: kafedra_eim@mail.ru

Мировой экономический кризис продолжается пятый год и по отрицательным социальным и экономическим последствиям превосходит Великую депрессию 1929 - 1932 гг., поэтому его уже можно назвать «второй Великой депрессией». По данным информационного агентства Ие^еге, в начале октября 2012 г. главный экономист Международного валютного фонда (МВФ) Оливье Бланшар заявил, что мировой экономике понадобится еще минимум 10 лет для избавления от последствий финансового кризиса, начавшегося в 2008 г. Наиболее тяжкие последствия кризиса наблюдаются в странах с менее развитой экономикой.

По мнению автора, проблемы кризиса и повышения социальной ответственности маркетинга тесно взаимосвязаны, так как именно социальная безответственность американских банков спровоцировала в ноябре 2007 года мировой финансовый кризис, переросший в сентябре 2008 г. в мировой финансово-экономический.

Весьма актуальным проблемам и аспектам кризиса посвящено огромное количество работ известных зарубежных и отечественных учёных- экономистов (например, [3 - 5, 7]). Актуальной проблеме развития социально ответственного маркетинга посвящены работы Р. Рейденбаха, П. Робина, Ф. Котлера, К. Л. Келлера, Ж.-Ж. Ламбена, Р. А. Фатхутдинова, В. Руделиуса, Е. М. Азарян, А. Ф. Павленко, Д. И. Акимова, М. И. Белявцева, М. А. Окландера и многих других известных отечественных и зарубежных учёных [9 - 15].

Целью настоящей работы является теоретическое обобщение и развитие подходов к обеспечению социальной ответственности и социально ответственного маркетинга субъектов хозяйствования в условиях преодоления негативных последствий затяжного мирового экономического кризиса.

Небезынтересно заметить, что проблемы социальной ответственности маркетинга стали предметом

научных исследований только во второй половине 90-х годов ХХ века, хотя появились они задолго до появления маркетинга как науки и учебной дисциплины. Это дает основания предположить о сознательном замалчивании этой чрезвычайно важной проблемы в угоду бизнесу, который всегда был и остаётся ориентированным преимущественно только на увеличение прибыли.

Известные американские экономисты К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю [8] и многие другие зарубежные и отечественные ученые по форме собственности и способу регулирования экономической деятельности выделяют следующие типы экономических систем: традиционную, чистого капитализма, командную и смешанную. В этой классификации к традиционным отнесены экономические системы отсталых развивающихся стран, командной названа экономическая система бывшего СССР и других социалистических стран. Экономические системы большинства современных развитых капиталистических стран характеризуются как смешанные. В экономической литературе выделяют ряд моделей смешанной экономической системы: американская, немецкая, французская, шведская, японская, южнокорейская и другие. Основные отличия между ними заключаются в уровне социальной направленности экономики и способе участия государства в управлении экономикой. Лучше других преодолевают кризис капиталистические страны с моделями смешанных экономических систем, которые имеют достаточно высокий уровень государственного регулирования и социальной направленности экономики, например: Швеция, Норвегия, Германия, Франция, Япония, Южная Корея, Австралия, Финляндия.

Современный кризис с первых дней ознаменовался резким усилением государственного регулирования экономики во всех промышленно развитых странах, т. е. существенным сдвигом их экономических систем в направлении командной. Анализируя действия администрации США и стран ЕС в сентябре 2009 р., известный французский экономист Жорж Аттали подчеркнул: «Колоссальная перемена произошла с людьми, которые месяцем ранее почти единогласно заявляли, что самое лучшее - ничего не предпринимать и что дерегуляция и свобода рынков являются ключом к экономическому и политическому успеху!» [3, с. 93 - 94]. Именно усиление государственного регулирования экономики позволяет постоянно выявлять предприятия, практикующие социальную безответственность, которая зачастую началась очень давно. В 2012 году широкий резонанс получил скандал вокруг британского банка Barclays, который был оштрафован британским и американским органами финансового регулирования на 452 млн долларов за манипулирование ставкой межбанковского кредита LIBOR. Руководители банка признали, что в период с 2005 по 2009 гг. они участвовали в таких манипуляциях [20].

Банковские системы США, Англии и других стран в течение многих докризисных лет в значительной мере развивались на основе концепции неолиберализма. Банкам были созданы весьма благоприятные условия, даже во время кризиса. Однако, как показали крупные скандалы последних лет, а также устойчивый рост бону-

сов для банкиров, недостаточное государственное регулирование этой сферы обернулось огромным ущербом не только для национальной, но и мировой экономики.

Британское Управление по финансовому регулированию и надзору (FSA) подозревает банкиров в манипуляции ставками Libor и аналогичными общеевропейскими ставками - Euribor. Множество банковских продуктов зависят от этих ставок. По различным оценкам, от 360 до 600 трлн долларов ежегодно обмениваются на основе этих ставок. А эти суммы соответствуют 5 - 10 объёмам ежегодного мирового внутреннего продукта. Начато уголовное разбирательство. Подчёркивается, что манипулирование ставками Libor ударило по карману рядовых налогоплательщиков и компаний по всему миру, а этот скандал снова подрывает доверие к мировой банковской системе [18].

На основе ставок Libor и Euribor, которые пересматриваются ежедневно, банки выдают кредиты друг другу. От этих ставок зависят ставки выдаваемых кредитов юридическим и физическим лицам, в том числе потребительских и ипотечных. Они определяются как средние величины по выборке банков (16 для Libor и 43 для Euribor) среди которых был банк Barclays. Одному только банку Barclays без договоренности с сообщниками махинации были бы не под силу. В числе подозреваемых оказались такие крупные банки, как Citigroup, Royal Bank of Scotland, UBS, JP Morgan, HSBC и Deutsche Bank. Британским и американским органами финансового регулирования ведется расследование в отношении подозреваемых сообщников. Высказывается мнение, что после завершения расследования сумма штрафов будет исчисляться миллиардами долларов, так как ущерб от манипулирования ставками оценивается в 1 трлн долларов [18].

Главным итогом завершившегося в октябре 2012 г. в Брюсселе саммита ЕС стало введение в зоне евро с 2014 г. контроля деятельности всех шести тысяч банков еврозоны Европейским центробанком (ЕЦБ). Президент Евросоюза Херман ван Ромпей дал такой комментарий: «Ведь суть наших проблем заключается в финансовом кризисе. Если бы у нас был такой механизм в 2008 году, то кризис не достиг бы такого размаха, как сегодня». При этом президент Франции настаивал на том, чтобы ЕЦБ стал надзорным органом уже с 2013 года [22]. В очередной раз получила убедительное подтверждение острая необходимость масштабного усиления скоординированного государственного регулирования банковской сферы, например, в рамках стран G20, а также существенного усиления ответственности за махинации.

Очень важную роль призвана выполнять такая подсистема экономической системы как способ участия государственных органов в координации и управлении экономической деятельностью и социальной ответственностью субъектов хозяйствования в стране (механизм управления). Сейчас социальная ответственность предприятий состоит в обеспечении комфортных, безопасных условий труда и достойной его оплаты для своего персонала, обеспечении охраны окружающей среды, а также в использовании социально ответственного маркетинга (СОМ).

ІНФОРМАЦІЯ довідкова інформація

ІНФОРМАЦІЯ довідкова інформація

В работе [16] автор отметил, что достаточно обосновано цели СОМ определены в работах известных зарубежных учёных Ф. Котлера и К. Л. Келлера, Ж.-Ж. Лам-бена. Однако в приведенных ими определениях СОМ отсутствуют основные его критерии, а СОМ сводится к добровольным социальным инициативам бизнес-структур.

По мнению автора, социально ответственный маркетинг предприятия - это неукоснительное выполнение требований государственных нормативных актов в сфере обеспечения социальной ответственности бизнеса на территории страны базирования и стран, в которые экспортируется продукция предприятия; недопустимость производства и реализации продукции, опасной для морали, здоровья, жизни и имущества потребителей, а также окружающей природной среды и общества в целом; недопустимость недобросовестной рекламы и методов психологического воздействия на потребителей с целью навязать им любую покупку; проявление социально направленных инициатив. При этом среди перечисленных критериев СОМ наиболее весомым является не проявление социально направленных инициатив, а остальные критерии. Предприятие, которое по каким-то причинам ещё не проявляет социально направленные инициативы, но отвечает всем остальным критериям, на взгляд автора, можно считать практикующим СОМ. Социально же направленные инициативы иногда бывают прикрытием в глазах общественности аморального обогащения предприятия за счёт социально безответственного маркетинга. Широкое становление СОМ может обеспечить только надлежащее государственное регулирование.

Эффективное государственное регулирование в этой сфере любой страны, на взгляд автора, предполагает:

+ наличие качественно разработанных законов и нормативных актов, обеспечивающих приоритетную ориентацию предпринимательства на недопущение выпуска и реализации продуктов и услуг, опасных для морали, здоровья, жизни и имущества потребителей, окружающей среды и общества в целом;

+ разработка эффективных механизмов их реализации;

+ искоренение коррупции;

+ регулярное и в полном объёме финансирование из госбюджета лабораторных исследований качества подукции;

+ разделение власти и бизнеса.

В современных условиях можно отметить, с одной стороны, рост числа социально ответственных предприятий, которые не только создают комфортные условия своему персоналу, производят качественную продукцию, но и занимаются благотворительной деятельностью. С другой стороны, растет и количество предприятий, владельцы которых эксплуатируют не только своих работников, но и потребителей производимой продукции ненадлежащего качества. Особенно это касается продуктов питания, спиртных напитков, медикаментов и медицинских услуг. Под видом качественных продуктов такие предприятия реализуют фальсификаты, практи-

куют недобросовестную рекламу. В результате они получают огромную дополнительную прибыль за счет преступного присвоения результатов труда (доходов) своих потребителей. Это и есть скрытая уголовная форма эксплуатации. Примеров тому существует множество в сфере производства и реализации продукции, опасной для морали, жизни, здоровья и имущества граждан, широкомасштабной подделки медикаментов, различных форм мошенничества, включая мошенничество фармацевтических компаний и создание финансовых пирамид. Во время мирового экономического кризиса были разоблачены крупные финансовые пирамиды в США, Франции, Японии, России. В начале 2011 г. разразился диоксиновый скандал в ФРГ. Фирма Harles & Jentzsch - производитель кормового жира - в погоне за прибылью могла причинить непоправимый ущерб здоровью миллионам жителей ФРГ и других стран (см. подробнее в [16]).

В 2011 г. мировую известность получил скандал вокруг некачественных женских протезов для увеличения груди, производимых французской компанией Poly Implant Prothese (PIP). Компания ежегодно производила около 100 тысяч протезов, из которых более 80% экспортировалось в 65 стран мира. Основатель компании Жан-Клод Мас признал, что мошенничество началось с 2001 г., когда 75% силикона, разрешённого для производства протезов, стали заменять в десять раз более дешёвым силиконом промышленного назначения. Это обеспечивало компании дополнительную прибыль около 1 миллиона евро в год. В начале 2010 г. Французское государственное агентство санитарной безопасности продуктов здравоохранения (Afssaps), которое действует с 1998 г., приняло решение о снятии протезов PIP с рынка. В конце 2010 г. компания была ликвидирована. В настоящее время в мире насчитывается 400 - 500 тысяч женщин, которые должны пройти операцию по удалению уже порвавшихся грудных протезов PIP или угрожающих это сделать в ближайшее время [24].

В 2012 г. в Германии на одной из ферм, где около

12 тыс. птиц, вновь нашли диоксин в куриных яйцах. Всю продукцию фермы отозвали с рынка, а на ферме объявили карантин для установления причины заражения диоксином [25]. Информация, с одной стороны, тревожная и свидетельствует, возможно, о необходимости повысить ответственность для виновных, а с другой - она подтверждает наличие строгого государственного контроля.

В этом же году одна из крупнейших в мире - Британская фармацевтическая компания Glaxo Smith Kline признала себя виновной в мошенничестве и сокрытии данных о безопасности продукта и согласилась выплатить рекордный в истории США штраф в 3 миллиарда долларов. Штат компании составляет 96,5 тыс. человек и имеет представительства более чем в 100 странах. GlaxoSmithKline обвинялась в продвижении на американском рынке антидепрессанта Paxil и других лекарств, не утверждённых к применению в США, а также в незаконном влиянии на врачей с целью побуждения их к назначению своих препаратов. По оценкам кардиолога Стива Ниссена: «От 50 до 100 тысяч диабетиков перенесли сердечный приступ или скончались из-за пре-

парата компании «Ауап&а». Показательно, что в ходе судебного разбирательства действующий помощник генерального прокурора США Стюарт Делери заявил: «Махинации с лекарствами - это эпидемия, затрагивающая нас всех. Но слишком часто приходится слышать, что фармацевтическая индустрия рассматривает выплаты компенсаций как составную часть бизнеса. Поэтому мы будем бороться против таких махинаций всеми доступными средствами» [20].

С учётом того, что самые крупные преступления в сфере социальной ответственности за последние четыре года были раскрыты в таких высокоразвитых странах, как США, Англия, Германия, Франция, Япония, Швейцария, можно сделать вывод об имманентном пороке в этой сфере капиталистических экономических систем существующих моделей. По мнению автора, эти преступления могли быть выявлены значительно раньше при наличии в докризисное время надлежащего государственного контроля.

Украина очень сильно пострадала от кризиса. По данным Госкомстата, за 2009 г. наша страна имела очень высокое по мировым меркам снижение ВВП по сравнению с предыдущим годом - на 14,8%. Падение промышленного производства тоже было одним из самых высоких в мире - 21,9%, продукции машиностроения - на 45,1%, объёмов строительства - на 48,2%, экспорта - на 49,9%. Реальная заработная плата уменьшилась на 10%, количество преступлений увеличилось на 12,6%, а число потерпевших от них - на 23,8%. Уровень безработицы среди трудоспособного населения, исчисленный по методике Международной организации труда, составил 9,4%. Размер ВВП Украины за 2010 г. составил 65,8% по сравнению с 1990 г. По данным за 2011 г., за чертой бедности в стране оказалось 25,4% населения с доходами ниже 1025 грн на человека в месяц [23].

Среди основных причин таких тяжёлых последствий кризиса в нашей стране, по мнению автора, можно выделить следующие: в 2008 г. Кабинет Министров с большим опозданием заметил негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на социально-экономическое развитие Украины и не разработал комплексную программу преодоления его последствий; ненадлежащий уровень государственного регулирования экономики с ориентацией во многих сферах на рекомендации неолиберализма; невостребованность рекомендаций отечественных экономистов, которые не входят в состав правительства или правящих партий; мощное лоббирование интересов бизнеса в Верховной Раде; высокий уровень коррупции; создавшийся приоритет политики над экономикой. Перечисленными выше причинами объясняется либо низкое качество принимаемых нормативных актов, либо их направленность на обеспечение выгоды для отдельных видов бизнеса или политических сил, несмотря на ущерб для экономики в целом.

Состояние государственного регулирования экономики в нашей стране имеет недостатки по всем пунктам предлагаемых требований к его эффективности:

+ часто отсутствуют качественно разработанные законы и нормативные актов в сфере социальной ответственности организаций;

+ иногда для качественно разработанных законов и нормативных актов нет эффективных механизмов их реализации;

+ медленно снижается высокий уровень коррупции; + допускается даже экономия на финансировании из госбюджета лабораторных исследований качества продукции;

+ не обеспечено полное разделение власти и бизнеса.

Очевидной стала неэффективность проведенного «революционного» перехода республик бывшего СССР от плановой экономики к рыночной методом так называемой «шоковой терапии» под влиянием советников из развитых капиталистических стран и МВФ. При этом широко использовались рецепты неолиберальной концепции Милтона Фридмена [6].

Реформирование сельского хозяйства началось с ликвидации колхозов и распаивания земли. Разрушая крупные сельскохозяйственные предприятия и во многих случаях ничего вместо них не создавая, реформаторы проигнорировали известные ещё со времен Адама Смита преимущества кооперации и специализации труда. В результате пришли в упадок сельское хозяйство, сельскохозяйственное машиностроение, социальная сфера в сельской местности. В мае 2012 г. Министерством аграрной политики и продовольствия Украины был разработан проект стратегии социальноэкономического развития сельских территорий «Родное село», который ориентирован на создание сельскохозяйственных кооперативов и поддержку государством мелких и средних товаропроизводителей. Крестьянам предлагается объединиться в сельскохозяйственные кооперативы, используя опыт США, Канады, Китая, Кореи и стран ЕС. Представляя этот проект, министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк подчеркнул, что в 2011 г. в хозяйствах населения было произведено 80% молока, 47% мяса, 99% картофеля, а кроме того, в таких хозяйствах содержится 77% коров, 56% свиней и 47% птицы, а мелкие хозяйства не могут конкурировать с крупнотоварными по себестоимости продукции и по средствам производства. Через систему кооперации мелкий производитель сможет получить государственную поддержку, донорскую помощь и доступ к кредитным ресурсам [17]. С доводами об ожидаемой эффективности проекта «Родное село» нельзя не согласиться. Однако потребовалось более 20 лет для того, чтобы в Министерстве аграрной политики и продовольствия, состав которого многократно изменялся, осознали бездарность реформирования сельского хозяйства. И это при том, что изначально можно было усовершенствовать организационно- правовую форму колхозов.

Мелкотоварное производство молока, мяса и других продуктов резко усложняет контроль их качества при поступлении на перерабатывающие предприятия, требует жёсткого государственного контроля качества продуктов их переработки в торговых организациях. В условиях отсутствия должного государственного контроля приходится констатировать наличие большого количества фальсификатов на рынке продовольственных

ІНФОРМАЦІЯ ДОВІДКОВА ІНФОРМАЦІЯ

ІНФОРМАЦІЯ ДОВІДКОВА ІНФОРМАЦІЯ

товаров ещё и из-за использования переработчиками всевозможных добавок ( кокосовое, пальмовое масло и т. п.).

Кроме того, в результате отсутствия надлежащего госрегулирования цен на молоко, мясо и другие сельхозпродукты основная прибыль от их производства достаётся посредникам, переработчикам и торговле, а для хозяйств населения часто оказывается убыточным. Этим объясняется ежегодное снижение у них численности коров, свиней. Например, на 1 января 2012 г. общее поголовье крупного рогатого скота в стране составило 4,5 млн голов (на 0,5% меньше, чем на 1 января 2011 г.), в т. ч. коров - 2,6 млн (на 1,6% меньше), свиней - 7,5 млн (на 6,1% меньше). По состоянию на 01.01.1990 г. поголовье крупного рогатого скота составляло 25,19 млн голов, в т. ч. коров 8,53 млн голов, т. е. было больше в 5,6 и 3,3 раза соответственно [23].

Например, по сравнению с нашей страной лучше обстоит дело с сельским хозяйством в Беларуси, где был взят курс не на ликвидацию колхозов, а на их развитие при достаточно высокой поддержке государства. Многие хозяйства изменили организационно-правовую форму, занялись диверсификацией деятельности. Так, в ОАО «Беловежское» (Брестская область) в 2011 г. на откорме содержалось 100 тыс. свиней и крупный рогатый скот, имелись собственный комбикормовый завод, мясокомбинат, колбасный цех и фирменные магазины по продаже готовой продукции. Рентабельность деятельности превысила 25%. Средняя заработная плата по предприятию - 3 млн рублей в месяц (более 300 долларов США). К ней ежемесячно работнику бесплатно добавляют 15 кг мяса и 15 литров молока, а также ежедневные обеды. Молодожены предприятия получают в качестве подарка ключи от собственного дома с приусадебным участком. После пяти лет работы предприятие каждому начинает формировать специальный пенсионный фонд [22]. Диверсификация деятельности позволяет защитить производителя сельскохозяйственной продукции от пагубного влияния «невидимой руки рынка», когда основная прибыль достаётся переработчику продукции и торговле. Развитие сельского хозяйства на основе крупнотоварного производства позволяет обеспечивать более высокое качество продукции, успешнее развивать социальную сферу на селе, сельскохозяйственное машиностроение и другие отрасли промышленности, укреплять продовольственную безопасность страны.

К сожалению, в нашей стране также имеется много предприятий, владельцы которых эксплуатируют либо только своих работников, либо своих работников и потребителей производимой продукции ненадлежащего качества. Первая ситуация характерна для предприятий, которые не создают безопасные, комфортные условия труда, достойную его оплату. Вторая ситуация характерна для многих производителей продуктов питания, спиртных напитков, горючего, медикаментов и медицинских услуг.

По поручению премьер-министра Николая Азарова Госпотребстандарт в ноябре 2011 г. проверил качество и безопасность мясомолочной продукции, реали-

зуемой в супермаркетах Киева и области. Комментируя результаты проверки, Николай Азаров отметил, что в молоке 20 процентов жиров оказались немолочного происхождения; в вареной колбасе - соя, наличие которой не указано на этикетке; консерванты и красители; завышено содержание воды; занижена указанная на упаковке жирность сметаны (вместо 21% - 18,5%), а также обнаружено значительное содержание жиров немолочного происхождения; в сосисках детских высшего сорта было занижено содержание белка и выявлена соя вместо мяса. Он пришёл к выводу, что одна из основных причин такого положения дел состоит в том, что в 2008 - 2009 гг. Госпотребинспекции вообще не выделялись деньги на проверку качества продуктов.

Глава Государственной инспекции по защите прав потребителей Сергей Орехов сообщил, что в октябре 2011 г. впервые за последние 3 года на лабораторные исследования выделено из госбюджета 1,7 млн грн, а в госбюджете 2012 г. предусмотрено 24 млн грн, что позволит активизировать работу по защите прав потребителей [26]. Но, к сожалению, и в 2012 г. СМИ сообщали об отсутствии финансирования лабораторных исследований, например, в Харьковской области. Трудно представить последствия отравления диоксином молока, мяса, яиц в Германии, если бы там тоже решили экономить на проведении лабораторных исследований продовольственных продуктов. Продовольственные продукты, отравленные диоксином, можно сравнить с оружием массового поражения замедленного действия. Экономить на этих расходах недопустимо и в Украине. Данная статья бюджета должна быть отнесена к защищённым.

Кроме того, согласно Закону «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» № 877-У от 5 апреля 2007 г., проверяющие органы обязаны предупредить предприятие о предстоящей проверке не менее, чем за 10 дней. Это также снижает эффективность проверок [26]. К сожалению, эта норма действует до сих пор.

Расцвет финансовых пирамид в бывших республиках СССР пришелся на 1990-е годы. От банкротства в 1994 г. гораздо менее крупной финансовой пирамиды ОАО «МММ» Сергея Мавроди пострадали несколько миллионов человек, в том числе некоторые покончили жизнь самоубийством. В этом же 1994 г. в Украине была разоблачена финансовая пирамида «Кий-Траст», а ее основатель, который присвоил 3 млн долл., четыре года скрывался от следственных органов.

Пользуясь недостатками государственного регулирования экономики, Сергей Мавроди, отбыв тюремное заключение, в январе 2011 г. создал виртуальную финансовую пирамиду «МММ -2011». Деятельность пирамиды развивалась не только в России, но и в Украине и Беларуси. Только в мае 2012 г., когда в эту деятельность было вовлечено несколько десятков миллионов человек, в Новосибирской области против С. Мавроди было возбуждено уголовное дело по признакам пособничества в незаконном предпринимательстве.

В корыстных целях использует бизнес недостатки законодательства о рекламе. Например, с 1 января 2009 г.

вступили в силу некоторые изменения в статье 22 Закона Украины «О рекламе». Так, в соответствии с п. 2 этой статьи реклама алкогольных напитков, реклама знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки, на радио и телевидении запрещается с 6 до 23 часов.

Но в п. 4 говорится, что разрешается спонсорство теле-, радиопередач, театрально-концертных, спортивных и других мероприятий с использованием знаков для товаров и услуг, под которыми выпускаются алкогольные напитки. Поэтому практически все популярные спортивные передачи с целью рекламы алкогольной продукции спонсируют её производители. Она рекламируется во всех выпусках новостей и популярных развлекательных телепередачах [1]. До такого новшества, к счастью, не додумались в других странах.

Кроме того, нигде в законе не отмечено, что к алкогольной продукции относится также пиво и другие слабоалкогольные напитки, которые являются причиной заболевания алкоголизмом в очень тяжёлой форме. Видимо, по этой причине производители пива и других слабоалкогольных напитков, пользуясь недостатками законодательства, рекламируют свою продукцию без всяких ограничений и зарабатывают огромную прибыль на преступном растлении, прежде всего, молодёжи. При этом в рекламе используется якобы существующая тесная связь потребления этих напитков с футболом и другими популярными видами спорта. Эту проблему необходимо срочно решить.

Пользуясь недостатками и «дырами» этого закона, широко практикуется недобросовестная реклама фармацевтической и другой продукции. По мнению автора, недостатки и «дыры» этого и многих других законов являются следствием отмеченных выше недостатков государственного регулирования экономики, мощным лоббированием интересов бизнеса в Верховной Раде.

Очень тревожная ситуация сложилась в связи с выявлением огромного количества реализуемых фальсифицированных медикаментов. Так, по информации первого заместителя председателя Гос-службы по лекарственным средствам И. Б. Демченко, сотрудниками УБЭП Львовской области и Госслужбы в ноябре 2012 г. изъяли из оборота около трех тонн фальсифицированных лекарств. Среди фальсификатов впервые в больших количествах (около 30%) были обнаружены детские препараты. Оказалось, что склады, на которых хранились фальсификаты, не имели лицензий, а реализовывались они через аптеки частных предпринимателей. Было подчёркнуто, что выявить торговцев поддельными лекарствами не так-то просто, так как контролирующие организации обязаны за десять дней предупредить аптеки о предстоящей проверке. За это время аптеки успевают многие фальсификаты убрать с прилавков.

Отмечено, что в 2011 г. в Украине было изъято 3,5 миллиона упаковок фальшивых лекарств [28]. Хочется надеяться, что виновники этого страшного преступления будут должным образом наказаны, а не повторится происшедшее в г. Васильков Киевской области.

В «Подробностях недели», на телеканале «Интер» 25.11.2012 г. сообщалось,что в г. Василькове после выявления производителей фальсифицированных лекарств два года ведётся расследование. Но до сих пор никому не предъявлено обвинение, никто не арестован, а расследование дела приостановлено [29]. И это при том, что суровую ответственность должны нести производители фальсификатов, собственники и руководители аптек, обеспечившие их реализацию, а также посредники.

Народный депутат Украины Валерий Коновалюк подчеркнул: «Производство некачественных лекарств на первом месте по теневому доходу. Даже превышает наркотические средства, торговлю оружием. Это тот бизнес, который сегодня пустил метастазы во всю систему здравоохранения. У них есть представители в системе на местах, в контролирующих органах, правоохранительных. И они очень щедро делятся своим доходом. Поэтому эта вся система буксует на месте и абсолютно не работает» [29]. По сути, Валерий Коновалюк назвал основную причину происходящего. Другой причиной наблюдаемой «эпидемии» фальсификации лекарств, на взгляд автора, является чрезмерно широкое развитие сети частных аптек. Учитывая сложившуюся ситуацию, в законодательстве следует срочно предусмотреть возможность их национализации в случае выявления подобных преступлений. В государственных аптеках таких чудовищных преступлений никогда не было.

К сожалению, никто в органах государственного управления серьёзно не занимается оценкой колоссального ущерба, причинённого потребителям фальсифицированных лекарств, продуктов питания, напитков, а также недобросовестной рекламы.

выводы

Анализ происходящего в развитых капиталистических странах, Украине, России позволяет сделать вывод о том, что широкое становление СОМ может обеспечить только надлежащее государственное регулирование экономики и развитие общественных организаций по защите прав потребителей. Эффективность государственного регулирования сильно зависит от качества экономической системы, развития демократии в стране. В странах, экономические системы которых не в состоянии обеспечить надлежащий уровень государственного регулирования экономики и социальной ответственности бизнеса, население обречено на эксплуатацию социально безответственными субъектами бизнеса, моральную и физическую деградацию и даже вымирание.

Одновременно выявился парадокс, который заключается в следующем. По классификации К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю и многих других экономистов, лучшие экономические системы стран оказались ближе других к командной экономике. Реформирование же экономики Украины, России и некоторых других бывших республик бывшего СССР продолжительное время осуществлялось по рецептам неолиберализма с его существенными недостатками. Хочется надеяться, что концепцию неолиберализма уже никогда не удастся реанимировать даже с помощью самых престижных в мире премий в области экономики. ■

ІНФОРМАЦІЯ ДОВІДКОВА ІНФОРМАЦІЯ

ІНФОРМАЦІЯ довідкова інформація

ЛИтЕРАтУРА

1. Закон України «Про рекламу» II Урядовий кур'єр. -199б. - № 137-138 (зі зминамі та доповняніми). - С. б - 7.

2. Закон Украины «О защите прав потребителей» II Ведомости Верховной Рады. - 1991. - №30. - Ст. 379 (с изменениями и дополнениями).

3. Аттали Ж. Мировой экономический кризис... А что дальше? I Ж. Аттали Ж. - СПБ. : Питер, 2009. -17б с.

4. Стиглиц Дж. Крутое пике. Америка и новый экономически порядок после глобального кризиса I Дж. Стиглиц. -М. : Эксмо, 2011. - 512 с.

5. Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису I В. Мау II Вопросы экономики. -2009.- № 2. - С. 4 - 23.

6. Фридман М. Капитализм и свобода I М. Фридман. - М. : Новое издательство, 200б. - 240 с.

7. Кизим Н. А. Модель общества, его реформирование и модернизация экономики Украины I Н. А. Кизим II Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції 19 -20 травня 2011 р. - Х. : ФОП Александрова К. М.; ВД «ІНЖЕК», 2011. - 72 с.

8. Макконелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика : в 2-х т., пер. с англ. 11-го изд. Т. 1 I К. Р. Макконелл, С. Л. Брю. - М. : Республика, 1992. - № 1. - 399 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kotler P. Marketing Management I Р. Kotler. - 9th edn. Englewood Cliffs NJ, Prentice Hall. 1997.

10. Котлер Ф. Маркетиг менеджмент I Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - 12-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 81б с.

11. Reidenbach R. E. and Robin P. A. Conceptual Model of Corporate Moral Development II Journal of Business Ethics, April. 1991. - С. 30 - 37.

12. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок I Пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова I Ж.-Ж. Ламбен. - СПб. : Питер, 2004. - 800 с.

13. Маркетинг: Підручник I В. Руделіус, О. М. Азарян, Н. О. Бабенко та ін.; Ред.-упор. О. І. Сидоренко, Л. С. Макарова. - 2-ге вид. - К. : Навчально-методичний центр «Консорціум

із удосконалення менеджмент-освіти в Україні», 2008. - б48 с.

14. Акимов Д. И. Социальный маркетинг I Д. И. Акимов. - К. : Наукова думка, 2008. - 143 с.

15. Маркетингова політика розподілу : навч. посіб. I М. І. Бєлявцев, Г. Д. Леонова, А. М. Зайцева. - 2-е вид., пере-роб. і доп. - Донецьк : ООО «Норд Комп'ютер», 2010. - 280 с.

16. Орлов п. А. Проблемы повышения социальной ответственности маркетинга в Украине I П. А. Орлов II Социальная экономика. - 2011. - № 2, апрель - июнь. - Х. : ХНУ им. В. Н. Каразина. - С. 215 - 227.

17. Микола Присяжнюк: «реалізація ініціативи «Рідне село» сприятиме формуванню середнього класу в Українському селі» [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http II WWW.MINAGRO.GOV.UAINEWSI?PG=13338

18. Rabreau Marine.Libor : le scandale qui fait trembler la planete financeII Le Figaro, 0б.07.2012.

19. Libor преткновения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IIru.euronews.comI2012I07I02Iwhat-is-libor-and-why-should-we-careI

20. Крупнейшая судебная сделка в истории США [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IIru.euronews. comI2012I07I03Igsk-settles-record-healthcare-fraud-case/

21. Дело всей жизни II Газета «Республика». - 27 января 2012 г.

22. Саммит ЕС: «маленькая революция» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IIru.euronews.comI2012I06I29/ eurozone-bends-the-rules-to-save-single-currency

23. Офіційний сайт Державної служби статистики України [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http:II www.ukrstat.gov.ua

24. Hayat Gazzane. La trajectoire troublante de Poly Implant ProtheseII Le Figaro, 24.12.2011.

25. В Германии вновь нашли диоксин в куриных яйцах [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IIwww. utro.uaIruIproisshestviyaIv_germanii_vnov_nashli_dioksin_v_ kurinyh_yaytsah1340194371

26. Госпотребстандарт провел экспертизу мясомолочной продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа : HTTP:IIBIZ.LIGA.NETIALLIPRODOVOLSTVIE/ NOVOSTII20831 43-GOSPOTREBSTANDART-PROVEL-EKSPERTIZU-MYASOMOLOCHNOY-PRODUKTSII.HT

27. YEARS OF HUMAN DEVELOPMENT REPORTS [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IIhdr.undp.orgIenI reportsI

28. Во Львове тоннами продавали поддельные лекарства, в том числе для детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IIwww.segodnya.uaIukraine/Vo-Lvove-tonnami-prodavali-poddelnye-lekarstva-v-tom-chisle-dlya-detey.html

29. Государство не справляется с наплывом фальшивых лекарств [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IIpodrobnosti.uaIhealthI2012I11I25I872760.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.