Научная статья на тему 'Проблемы сезонности в туристской отрасли Республики Крым на примере города ялта'

Проблемы сезонности в туристской отрасли Республики Крым на примере города ялта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
317
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЗОННОСТЬ / ТУРИЗМ / КУРОРТ / СЕЗОН / МЕЖСЕЗОНЬЕ / ЯЛТА / РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никифорова Мария Павловна, Бойчук Екатерина Викторовна

Отдых в Республике Крым всегда был востребован, а в последнее время он становится более привлекательным и комфортабельным. Разнообразие курортных зон, достопримечательностей и пляжей, теплое Черное море создает отдых на полуострове интересным и запоминающимся. Здесь соединен сильный природно-климатический и историко-культурный потенциал, который является основой для развития курортно-туристской сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы сезонности в туристской отрасли Республики Крым на примере города ялта»

ПРОБЛЕМЫ СЕЗОННОСТИ В ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЯЛТА

1 2 Никифорова М.П. , Бойчук Е.В.

1Никифорова Мария Павловна - старший преподаватель, кандидат географических наук;

2Бойчук Екатерина Викторовна - магистрант, кафедра туризма, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Севастополь

Аннотация: отдых в Республике Крым всегда был востребован, а в последнее время он становится более привлекательным и комфортабельным. Разнообразие курортных зон, достопримечательностей и пляжей, теплое Черное море создает отдых на полуострове интересным и запоминающимся. Здесь соединен сильный природно-климатический и историко-культурный потенциал, который является основой для развития курортно-туристской сферы.

Ключевые слова: сезонность, туризм, курорт, сезон, межсезонье, Ялта, Республика Крым.

Для туристской отрасли характерен фактор сезонности. Погодная неустойчивость влияет на продолжительность туристских путешествий. Туристский сезон устанавливается в каждом отдельном случае с учетом природно -климатических условий и колеблется от 3 до 6 месяцев. Сезонные колебания потоков туристов достигают 50 - 60% в туристский сезон и 40 - 50% в межсезонья [2].

Крым - это уникальное место для отдыха, которое поражает большим количеством тайных жемчужин каждого туриста полуострова. Он сочетает в себе множество пещер, ущелий, рек и озер, лесов и лугов. Частный гостиничный бизнес развивается интенсивно, появляются новые мини-отели, комфортабельные частные гостиницы хорошего качества.

На данной территории чётко выражен фактор сезонности, поскольку имеет место резкая внутригодовая климатическая контрастность. В связи с этим, туристская деятельность носит массовый характер в летний период, а холодный период года - это низкий, который так же можно назвать «мертвый», сезон.

На проявление сезонности в туризме указывает резкое увеличение туристских потоков летом и спадом в межсезонье. На сезонность влияют климатические и социальные факторы. Под климатическими факторами подразумевается погодные условия, которые являются комфортными для отдыха, а под социальными - показатели, как возраст, занятость, наличие одиноких людей, бездетных пар, возрастные тенденции к вступлению в брак, пенсионный возраст, расширение социального состава туристов и т.д.

У большинства туристов отпуск приходится на летнее время года, поэтому большая часть года основная масса мест в гостиницах остается не востребованной и многим предприятиям приходится закрываться в межсезонье.

Для привлечения туристов, предпринимателям приходится проводить гибкую ценовую политику, снижать цены на размещение и транспортное сообщение.

Самым востребованным курортом в Республике Крым является город Ялта, где высокий сезон начинается с мая по октябрь. Остальное время характеризуется как «мертвый сезон». Различие в загруженности отелей Ялты в сезон и межсезонье может достигать до 80%, при этом даже климатические особенности региона не могут обеспечить оптимального уровня загрузки в межсезонье [3].

С экономической точки зрения большинство отелей работают исключительно в высокий сезон, так как не могут обеспечить загрузку в холодное время года.

Большое количество туристов посещающих Республику Крым едут в Ялту, около 40% от общего количества туристов в 2016 году посетили данный курорт. В 2017 году на новогодние праздники Ялту посетило около 19% от общего количества прибывших

туристов в Республику Крым, а на конец мая количество составило уже 37%, что на 1,2% больше, чем в прошлом году. Количество прибывших туристов выросло с учетом посещения таких мероприятий как: фестивали, ярмарки и выставки [5].

Рис. 1. Количество туристов посетивших г. Ялта за 2016 - 2017 гг.

В Ялте насчитывается 154 объекта туристской индустрии, из них 84 функционируют круглогодично. Количество гостиниц составляет 43 из них круглогодично - 28, санаториев -55, круглогодично - 35; дома отдыха - 12, круглогодично - 10; пансионатов - 44, круглогодично - 9 [4].

На территории Ялты находится большое количество санаториев и пансионатов: «Запорожье», «Ялтинский», «Санаторий им. Кирова», «Россия», «Орлиное гнездо». При этом если брать территорию «Большой Ялты», в которую включаются близ ближайшие поселки, то можно отметить такие санатории, как «Мисхор» (пос. Мисхор), «Ай-Петри» (пос. Мисхор), «Ливадия» (пос. Ливадия), «Южнобережный» (г. Алупка), «Гурзуф» (пос. Гурзуф), «Курпаты» (пос. Курпаты). Данные сооружения - наследие СССР, из-за которых Крым прозвали «всесоюзной здравницей».

Сейчас одним из главных направлений развития туризма в межсезонный период является развитие и реконструкция санаторно -курортного комплекса Республики Крым, что поспособствует снижению фактора сезонности из-за круглогодичной основы функционирования.

Подводя итоги можно сказать, что сезонность создает немалые трудности в индустрии туризма, снижая рентабельность туристических предприятий, эффективность использования основных фондов, ухудшая обслуживание туристов, особенно в разгар туристского сезона, вызывая текучесть кадров вследствие не полного функционирования предприятий туристской отрасли в межсезонный период, тем самым вызывая проблемы в обслуживании туристов.

Для того чтобы сгладить сезонные колебания в наиболее слабые месяцы рекомендуется применять методы стимулирования сбыта, такими методами могут служить предоставление скидок, распространение рекламы курорта и другое. Для продления сезонности требуется разработать и продвигать новые виды турпродукта за низкую цену, которые не подвергаются сезонным колебаниям, например, событийный туризм, конгресс-туризм, конференции, выставки, а также важную роль играет активный вид туризма, которые будут проводиться в межсезонье.

Список литературы

1. Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017 -2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/file/ postanovlenie

_soveta_ministrov_respubliki_krim_ot_29_dekabrya_2016_g_650.pdf/ (дата обращения:

14.06.2017).

2. Министерство курортов и туризма Республики Крым. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2017).

3. Министерство курортов и туризма Республики Крым. Ялта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mtur.rk.gov/Yalta/.ru/ (дата обращения: 10.06.2017).

4. Реестр субъектов и объектов туристской индустрии Республики Крым. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=610895/ (дата обращения: 10.06.2017).

5. Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/file /spravochnaya_informatsiya _13012017.pdf/ (дата обращения: 29.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.