Научная статья на тему 'Проблемы роста малых производств в сельском хозяйстве'

Проблемы роста малых производств в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / SMALL AGRICULTURAL PRODUCTION FORMS / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ДЕФИНИЦИЯ / DEFINITION / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / FEATURES OF DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / КООПЕРАЦИЯ / COOPERATION / КРЕДИТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / LOAN FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толмачев Алексей Васильевич, Лисовская Раксана Николаевна

Рассматриваются проблемы развития малых форм хозяйствования (МФХ) в сельском хозяйстве, содержание определения «малые формы хозяйствования», особенности современного состояния, растущая роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в развитии аграрного малого хозяйствования, новые возможности государственного регулирования, факторы повышения эффективности развития субъектов малых аграрных производственных форм хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of growth of small enterprises in agriculture

There are shown the problems of the development of small forms of management in agriculture, the content of the definition of «small farms management», features of a modern state, the increasing role of agricultural consumer cooperatives in the agricultural development of small agricultural production forms, the new features of state regulation. The factors of increasing affectiveness of development the subjects of small uagricultural production form.

Текст научной работы на тему «Проблемы роста малых производств в сельском хозяйстве»

ISSN 1029-3388

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Лисовская Р.Н.

ПРОБЛЕМЫ РОСТА МАЛЫХ ПРОИЗВОДСТВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Развитие малых производственных форм, чаще всего их называют малыми формами хозяйствования (МФХ), является очень важным условием поступательного развития сельского хозяйства. Основным инвестором роста сельской экономики сегодня по-прежнему является государство. Сегодня годовой объем государственных инвестиционных инструментов по АПК составляет порядка $5 млрд. Государственные и рыночные инструменты регулирования МФХ являются недостаточно эффективными, остаются труднодоступными и слабо реализуют сегодняшний потенциал МФХ. В то же время, как показывает практика, эффективное развитии МФХ повышает их конкурентоспособность, уровень занятости, доходы сельского населения, позволяет решить многие социальные проблемы территорий, укрепляет экологическую и продовольственную безопасность [1, 2].

В этой связи существует настоятельная необходимость уточнения отдельных методологических положений, касающихся дефиниции субъектов МФХ, выявления их особенностей, конкурентных преимуществ, создания эффективных маркетинговых схем функционирования многопрофильных потребительских кооперативов с определением емкости рынка по их продукции.

Несмотря на большое число исследований проблем развития и регулирования малых форм хозяйствования, в научной литературе до сих пор нет однозначной трактовки дефиниции «малые формы хозяйствования», хотя это понятие стало использоваться с начала 2000-х годов для обозначения субъектов малого производства и предпринимательства в с.х.

Наша трактовка дефиниции категории «малые формы хозяйствования» в аграрном секторе экономики представляет их как самостоятельные физические и юридические лица (дачные и домашние производства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, малые сельскохозяйственные организации, потребительские кооперативы) с региональными ограничениями размеров хозяйствования по реализационной выручке до 60,0 млн. руб. при численности работников до 15 чел. с используемой земельной площадью до 1 тыс. га (собственность или аренда), ведущие на свой риск экономическую деятельность.

Особенности функционирования субъектов МФХ можно начинать рассматривать с анализа удельного веса доходов, получаемых каждым участником рынка продукции МФХ. Например, наши исследования показали, что в 2000 г. по молоку жирностью 2,5-3,2% при розничной цене 6,93 руб./л производители малых форм хозяйствования в нашем крае получали 48,3% (3,35 руб./л) розничной цены, в 2005 г. - 46,4%, в 2009

102

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

г. - только 43,2%, в 2012 г. - 47,6%, в 2013 г. - 46,4% при розничной цене 36,41 руб./л, (таблица 1). Волатильность цен, доходов и определенное снижение удельного веса денежных поступлений производителей молока свидетельствует о необходимости отраслевого регулирования, повышения конкурентных возможностей МФХ.

Таблица 1 - Структура доходов субъектов малых форм хозяйствования на рынке молока КРС, Северная зона Краснодарского края

Участники рынка молока 2000 год 2013 год

Руб./л % Руб./л %

Все участники рынка 6,93 100,0 36,41 100,0

Производители молока 3,35 48,3 16,88 46,4

Транспортная логистика 0,49 7,1 2,44 6,7

Переработка и хранение 1,50 21,7 8,30 22,8

Торговля и складская логистика 1,09 15,7 6,45 17,7

Посредники 0,35 5,1 2,08 5,7

Прочие 0,15 2,1 0,26 0,7

Субъекты малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе представляют собой важный сектор экономики (таблица 2). За последние три года в Краснодарском крае средний и крупный аграрный бизнес производит до 60% всей валовой продукции сельского хозяйства, малые формы хозяйствования - более 40% (по другим данным до 54%), в том числе всеми хозяйствами населения, ЛПХ - порядка 28%, крестьянско-фермерскими хозяйствами и малым частным предпринимательством - 12%. Здесь производится 87% картофеля, 82% овощей, более 45% мяса, 55% молока.

Таблица 2 - Численность субъектов малых форм хозяйствования сельского хозяйства Краснодарского края, ед.

Субъекты малых форм хозяйствования 2007 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. в % к 2007 г.

С.-х. потребительские кооперативы 142 187 172 171 120,4

Число членов кооперативов 2635 4270 4381 4581 162,5

Малые с.-х. организации 2650 2711 2616 2562 96,7

Крестьянские (фермерские) хозяйства 17100 17560 16106 16163 94,5

в т.ч. юридические лица 8293 8604 7259 6694 80,7

- индивидуальные предприниматели 8807 8956 8847 9469 107,5

Средний размер земельного участка КФХ, га 48 49,3 49,7 50,1 104,4

103

ISSN 1029-3388

Индивидуальные предприниматели 4109 4137 4170 4303 104,7

Личные подсобные хозяйства населения с с.-х. производством 829100 889700 888900 888100 107,1

Средний размер семейных земельных участков, сот. 14 15,1 15,3 15,6 111,4

Необходимо отметить, что в настоящее время статистическая отчетность по субъектам малых форм хозяйствования довольно приблизительна и, как правило, занижена, что еще более подтверждает значимость этой сферы и актуальность дальнейшего нашего исследования. Стратегию развития и регулирования субъектов малых форм хозяйствования следует строить с учетом местных особенностей и проблем их роста.

Сегодня субъекты малых форм хозяйствования, в отличие от крупных и даже средних предприятий, имеют значительно меньший доступ к финансовым и материальным ресурсам из-за низкого кредитного обеспечения, часто и полного отсутствия залоговой базы. В результате система услуг, заготовки, хранения, переработки и реализации с.-х. продукции по-прежнему остается неразвитой. Проблемы получения доступа к ресурсам, создания более эффективной системы реализации продукции малых форм хозяйствования можно решить образованием вертикально-интегрированной потребительской кооперации с участием государства.

В этом случае сельскохозяйственные товаропроизводители становятся участниками территориальных кооперативов первого уровня. Объединившись, кооперативы первого уровня могут создать второй уровень, кооперативы второго уровня - третий уровень. Основой системы является сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация, опирающаяся, на первых этапах на активное государственное гарантирование. В настоящее время в Краснодарском крае созданы и работают 171 кооперативов, из которых 58 - кредитных, 19 - перерабатывающих, 94 - снабженческо-сбытовых, обслуживающих и прочих. Кооперативы объединяют около 4500 сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Для поддержки системы сельскохозяйственного потребительского кооперирования правительством края образован региональный гарантийный фонд, в который первоначально было направлено из бюджета 199 млн. руб., в 2012 году он был увеличен ещё на 122 млн. руб. Операторами гарантийного фонда являются краевые кооперативы второго уровня «Гарант Кубани» и «Деловой партнёр». Средства гарантийного фонда размещены в двух банках: 55% - в Краснодарском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк», 45% - в ОАО «Юг-Инвестбанк». Благодаря заключённому между кооперативами второго уровня и ОАО «Россельхозбанк» соглашению о введении мультипликатора, равного двум, общий размер поручительств гарантийного фонда на данный момент составляет 270 млн. руб. Мультипликатор банковского финансового механизма позволяет предоставлять на рубль гарантий два рубля кредитных средств.

Принцип работы краевых кооперативов по предоставлению поручительств заключается в следующем. Денежные средства из бюджета края, федерации предоставляются кооперативам второго уровня (они управляют гарантийным фондом). Кооперативы второго уровня предоставляют гарантии своим членам - кооперативам первого уровня

104

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

(обычно районного). Кооперативы первого уровня под гарантии фонда получают кредиты в банке и направляют их на займы своим членам - сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Денежные средства гарантийного фонда размещаются на депозитных счетах банков и выступают в качестве обеспечения при оформлении кредитов кооперативам первого уровня. Кооперативы первого уровня подают заявки на предоставление поручительства по кредиту в кооператив второго уровня, а также заявку на оформление кредита в банк. Краевой кооператив (второго уровня) предоставляет банку в залог денежные средства гарантийного фонда и поручительство. После этого банк предоставляет кредит районному кооперативу. Дополнительный залог в данном случае не требуется. Из полученных средств кооператив первого уровня предоставляет займы своим членам.

В целях дальнейшего совершенствования государственного регулирования малых форм хозяйствования следует также увеличить объемы финансирования, поддержку на возмещение затрат на производство и реализацию мяса и молока. Создавать большие преференции в воспроизводстве племенных нетелей, конематок, овцематок, строительстве теплиц по выращиванию овощей защищенного грунта, создании семейных животноводческих ферм.

Кроме того, необходимо увеличить объемы уставных возможностей ассоциированных членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов для повышения их роли в оказании услуг, связанных с финансовым посредничеством по обеспечению исполнения обязательств сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования.

Литература

1. Парамонов П.Ф. Малые организации в сельском хозяйстве/ П.Ф. Парамонов. -Краснодар: КубГАУ, 2009. -195с.

2. Толмачев А.В. Проблемы функционирования малого и среднего регионального бизнеса АПК / А.В., Толмачев, А.А. Тубалец // Вестник университета (Государственный университет управления). - №19. - М: ГУУ. - 2011. - С. 223-226.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.