Научная статья на тему 'Проблемы регионального управления системой среднего профессионального образования в сфере подготовки педагогических кадров и направления их решения'

Проблемы регионального управления системой среднего профессионального образования в сфере подготовки педагогических кадров и направления их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / EDUCATIONAL SERVICES / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SOCIAL EFFICIENCY / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / EDUCATION MANAGEMENT / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES / БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ / BUDGET OF THE REPUBLIC / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / EFFECTIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакин Дмитрий Александрович, Коротаева Елена Анатольевна

В статье рассмотрены вопросы состояния среднего профессионального образования (СПО) в республике. Отмечено, что престиж российского образования в последнее время заметно снизился, особенно сложная ситуация складывается в сфере среднего профессионального образования. Указывается, что учреждения системы СПО становятся все менее популярными среди молодежи, которая отдает предпочтение высшему профессиональному образованию. При этом за последние годы идет сокращение числа учреждений СПО, в том числе и в Ижевске. Проанализированы основные показатели конкретной образовательной организации в сфере среднего профессионального образования. В результате проведенного исследования выявлены проблемы функционирования колледжа, обусловленные в первую очередь сложившейся системой управления. Отмечено, что в последние годы государственные, в том числе и республиканские, учебные заведения испытывают огромные финансовые трудности на фоне того, что год от года снижется процент их финансирования из бюджета страны либо региона. Большая доля расходов перекладывается на сами учебные заведения, заставляя их выживать в непростых экономических условиях рынка. Авторами особенно обращено внимание на уменьшение спектра образовательных услуг, сокращение числа преподавателей и старение педагогического состава колледжа, замедление темпов обновления материально-технической базы колледжа. На основе проведенного анализа определены перспективные направления повышения эффективности управления БПОУ УР «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж» г. Ижевска Удмуртской Республики. В целях повышения эффективности деятельности БПОУ УР и использования потенциала системы среднего профессионального образования в сфере подготовки педагогических кадров в целом в качестве перспективного направления развития рекомендовано создание на базе БПОУ УР «УРСПК» «Многофункционального центра повышения качества профессионального образования». Ссылаясь на актуальность данного вопроса в современных условиях, когда на сами профессиональные образовательные учреждения перекладывается привлечение дополнительного финансирования для их функционирования, что прямо предусматривается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, разработан и обоснован перечень дополнительных образовательных услуг в рамках функционирования БПОУ УР «УРСПК».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балакин Дмитрий Александрович, Коротаева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGIONAL administration of the SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF TEACHER TRAINING AND WAYS OF THEIR SOLUTION

The article deals with the issues of the status of secondary vocational education in the Republic. It is noted that the prestige of Russian education has considerably decreased in recent time. The situation is especially difficult in the field of secondary vocational education. The institutions of secondary vocational education are becoming less popular among young people. Young people give preference to higher professional education. In recent years there is a reduction in the number of secondary vocational education institutions, including in Izhevsk. The authors of the paper analyze the main indicators of the specific educational organization in the field of vocational education. As a result of their study they have revealed problems in the functioning of the College. These problems are primarily due to the current management system. It is noted that in recent years public educational institutions, including regional ones, face enormous financial difficulties because of the fact that every year the percentage of their funding from the budget of the country or region is reduced. A large part of costs is shifted to educational institutions themselves, forcing them to survive in difficult economic conditions of the market. The authors especially focus on the reduction of the spectrum of educational services, the reduction of the number of teachers and the aging of the teaching staff of the College, the slowdown in updating of material-technical base of the College. On the basis of the conducted analysis the authors define perspective directions of increasing the efficiency of management of the “Udmurt Republic socio-pedagogical College” in Izhevsk, the Udmurt Republic. In order to improve the efficiency of the College and use the potential of the system of secondary professional education in the field of teacher training, it is recommended to establish the "Multi-function center of improving the quality of vocational education” on the basis of the College as a promising direction of the development. Recalling the importance of the question in modern terms, when professional educational institutions have to attract additional funding for their operation, which is directly envisaged by the Federal law "On education in Russian Federation" № 273, a list of additional educational services in the framework of “Udmurt Republic socio-pedagogical College” has been developed and justified.

Текст научной работы на тему «Проблемы регионального управления системой среднего профессионального образования в сфере подготовки педагогических кадров и направления их решения»

УДК 332.1:338.2(470.57X045)

Д.А. Балакин, Е.А. Коротаева

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье рассмотрены вопросы состояния среднего профессионального образования (СПО) в республике. Отмечено, что престиж российского образования в последнее время заметно снизился, особенно сложная ситуация складывается в сфере среднего профессионального образования. Указывается, что учреждения системы СПО становятся все менее популярными среди молодежи, которая отдает предпочтение высшему профессиональному образованию. При этом за последние годы идет сокращение числа учреждений СПО, в том числе и в Ижевске. Проанализированы основные показатели конкретной образовательной организации в сфере среднего профессионального образования. В результате проведенного исследования выявлены проблемы функционирования колледжа, обусловленные в первую очередь сложившейся системой управления. Отмечено, что в последние годы государственные, в том числе и республиканские, учебные заведения испытывают огромные финансовые трудности на фоне того, что год от года снижется процент их финансирования из бюджета страны либо региона. Большая доля расходов перекладывается на сами учебные заведения, заставляя их выживать в непростых экономических условиях рынка. Авторами особенно обращено внимание на уменьшение спектра образовательных услуг, сокращение числа преподавателей и старение педагогического состава колледжа, замедление темпов обновления материально-технической базы колледжа. На основе проведенного анализа определены перспективные направления повышения эффективности управления БПОУ УР «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж» г. Ижевска Удмуртской Республики. В целях повышения эффективности деятельности БПОУ УР и использования потенциала системы среднего профессионального образования в сфере подготовки педагогических кадров в целом в качестве перспективного направления развития рекомендовано создание на базе БПОУ УР «УРСПК» «Многофункционального центра повышения качества профессионального образования». Ссылаясь на актуальность данного вопроса в современных условиях, когда на сами профессиональные образовательные учреждения перекладывается привлечение дополнительного финансирования для их функционирования, что прямо предусматривается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, разработан и обоснован перечень дополнительных образовательных услуг в рамках функционирования БПОУ УР «УРСПК».

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, образовательная услуга, качество образования, социальная эффективность, управление образованием, качество профессионального образования, дополнительные образовательные услуги, бюджет республики, эффективность управления.

Россия как государство, которое стремится стать одним из лидеров мирового развития, должна учитывать, что именно современное, качественное образование является гарантом построения эффективной, конкурентоспособной экономики государства. Образование всегда было и будет основой стабильности и процветания страны в будущем.

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу 1 сентября 2013 г. [1], изменились подходы к образованию, система управления образованием также претерпела изменения.

Следует отметить, что престиж российского образования в последнее время заметно снизился. Особенно сложная ситуация складывается в сфере среднего профессионального образования (СПО). Учреждения здесь становятся все менее популярными среди молодежи, которая отдает предпочтение высшему профессиональному образованию. При этом за последние годы идет сокращение числа учреждений СПО, в том числе и в Ижевске.

Очевидно, что сложилось противоречие между потребностями рыночной экономики в выпускниках учреждений среднего профессионального образования и предложениями на рынке труда. Решение данной проблемы заключается в грамотном управлении сферой образования.

В условиях современной рыночной конкуренции, затронувшей сферу образовательных услуг, функционирует БПОУ УР «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж», который является одним из ведущих средних профессиональных учебных заведений в сфере подготовки педагогических кадров как в республике, так и за ее пределами.

Целями деятельности БПОУ УР «УРСПК» являются:

- подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства;

- удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Для достижения поставленных целей колледж реализует следующие основные виды деятельности:

- реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена;

- реализация дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки.

Контроль за деятельностью колледжа осуществляет Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство финансов Удмуртской Республики и другие органы в пределах предоставленных им полномочий.

Следует отметить, что в последние годы государственные, в том числе и республиканские, учебные заведения испытывают огромные финансовые трудности на фоне того, что год от года снижется процент их финансирования из бюджета страны или региона. Большая доля расходов перекладывается на сами учебные заведения, заставляя их выживать в непростых экономических условиях рынка.

Финансовое обеспечение образовательного учреждения за 3 последних года представлены в табл. 1.

Таблица 1

Финансовое обеспечение БПОУ УР «УРСПК»

Наименование показателя 2012 2013 2014

Всего, руб. Всего, руб. Всего, руб.

Поступления, всего 48973000 56418000 64307900

в том числе

Субсидии на выполнении государственного задания 42445000 46294000 51360000

Субсидии на иные цели 2325000 5840000 7139000

Внебюджетная деятельность от платных образовательных услуг 3685000 3950000 5362900

Иная платная деятельность (арендная плата, возмещение коммунальных услуг) 518000 334000 446000

Выплаты, всего 48675000 55553000 61280000

в том числе

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, всего 40392000 44272000 47950000

Иные расходы 8283000 11281000 13330000

Данные табл. 1 позволяют выявить увеличение бюджетного финансирования, темпы прироста которого составили 15,2 % на 2013 г. и 31,3 % на 2014 г. по отношению к 2012 г. Ежегодно в среднем бюджетное финансирование увеличивалось на 7667,4 тыс. руб. или на 7,05 %. Подобная тенденция сложилась и в расходах колледжа за тот же период: ежегодно в среднем расходы увеличивались на 6302,5 тыс. руб. или на 5,93 %.

Одними из наиболее важных показателей эффективности деятельности образовательной организации являются данные по численности обучающихся, а также результаты образовательного процесса.

Данные динамики численности студентов, приходящееся на одного педагогического работника позволяют сделать вывод о том, что за период с 2011 по 2015 гг. количество студентов постоянно менялось (табл. 2).

В 2011-2012 гг. наблюдался спад на 187 человек, что связано с сокращением студентов по некоторым специальностям: «Информатика», «Педагогика дополнительного образования» и др. С 2013 г. начался рост количества студентов, хотя к 2015 г. оно не достигло числа студентов за 2011 г. При этом необходимо заметить, что с 2012 г. общее число студентов, приходящееся на одного педагогического

работника колледжа, неизменно росло. К сожалению, нормативов соотношения количества студентов на 1 преподавателя учреждений СПО на сегодня нет, но если учитывать, что СПО относится к уровню профессионального образования наряду с высшим образованием, то можно учитывать некоторые нормы для вузов в данном вопросе. Норма для профессорско-преподавательского состава вузов России колеблется от 1:3 до 1:5 для очного отделения [2]. Получается при указанной норме, что нагрузка на преподавателей БПОУ УР «УРСПК» более чем в 2 раза превышена. В то же время не следует забывать, что в колледже есть и заочная форма обучения. А здесь норма 1:12. Тем не менее, учитывая даже соотношение преподавательского состава и студентов в среднем 1:8,4, здесь норма превышена в 1,7 раз. Данная ситуация связана с сокращением преподавательского состава колледжа и одновременным увеличением как государственного задания, так и количества поступающих.

Таблица 2

Динамика численности студентов, приходящейся на одного педагогического работника

в БПОУ УР «УРСПК»

Показатели Годы

2011 2012 2013 2014 2015

Штатные преподаватели 93 65 56 60 55

Совместители 13 7 8 8 8

Всего 106 72 64 68 63

Общее число студентов колледжа 845 658 741 783 777

из них по очной форме обучения 617 496 545 539 505

Число студентов, приходящееся на одного на педагогического работника СПО, всего 9,1 9,1 11,6 11,5 12,3

в т.ч. в расчете по очной форме обучения 6,6 7,6 9,7 9 9,2

Оценка эффективности управления образовательной организацией среднего профессионального образования может быть проведена с использованием разных методик. В частности, применительно к колледжу заслуживает внимания методика оценки эффективности управления, разработанная в [3].

В соответствии с указанным подходом, деятельность БПОУ УР «УРСПК» оценивалась по четырехбалльной системе, где общий показатель вычислялся по формуле:

ОП = П + П2 + ... + П„ ,

где ОП - общий показатель (общее количество баллов).

Средний показатель эффективности управления вычисляется по формуле:

СП _ общее количество баллов

V 1 1 --5

общее количество показателей

где СП - средний показатель эффективности управления.

В результате расчетов ОП составил 36 баллов, а СП = 36 / 15 = 2,4, что соответствует высокому (оптимальному) уровню эффективности управления.

Таким образом, анализ показателей деятельности БПОУ УР «УРСПК», а также выявленный средний показатель эффективности управления 2,4 позволяет оценить эффективность системы управления колледжем как достаточно высокую (оптимальную).

Для общей оценки эффективности использования государственной (региональной) собственности и имущества нами был применен для оценки показатель обеспеченности квалифицированными кадрами (Кобк):

К

к _ кфк

обк -щу. '

К

где Кобк - коэффициент обеспеченности квалифицированными кадрами; Ккфк - количество квалифицированных (аттестованных, классных) кадров фактически, чел.; Кккш - количество квалифицированных (аттестованных, классных) кадров согласно штатному расписанию, чел.

Если Кобк > 0,95 - высокоэффективное использование имущества по качественному критерию; 0,95 >

К0бк > 0,90 - эффективное использование; 0,90 > Кобк > 0,85 - недостаточно эффективное использование; Кобк < 0,85 - низкая эффективность использования имущества.

Годы

2010 - 2011 гг.

2011 - 2012 гг.

2012 - 2013 гг.

2013 - 2014 гг.

2014 - 2015 гг.

В среднем за 5 лет

Коэффициент обеспеченности квалифицированными кадрами Кобк = 90 / 93 = 0,97 Кобк = 60 / 65 = 0,92 Кобк = 54 / 56 = 0,96 Кобк = 55 / 60 = 0,92 Кобк = 50 / 55 = 0,91 Кобк = 0,94.

Следовательно, 0,95 > Кобк = 0,94 > 0,90, и можно говорить об эффективном использовании региональной собственности и имущества в колледже.

Таким образом, оценка эффективности управления БПОУ УР «УРСПК» позволяет сделать вывод о достаточно эффективной системе управления.

В то же время в деятельности БПОУ УР «УРСПК» можно выявить ряд проблем:

- Уменьшение спектра образовательных услуг в связи с сокращением ряда педагогических специальностей.

- Сокращение числа преподавателей и вместе с тем опасность потери накопленной за многие годы большой методической и психолого-педагогической базы подготовки профессиональных кадров в сфере образования.

- Недостаточная информатизация образовательного процесса по причине старения парка компьютеров и относительно невысокой степени оснащенности кабинетов колледжа комплектами интерактивного оборудования, а также неполной сформированности электронных учебно-методических комплексов по всем дисциплинам и модулям.

- Необходимость оптимизации учебно-производственного процесса ввиду неэффективной системы сбора и обработки данных, ведения мониторинга в колледже.

- Проблемой остается и невысокая скорость доступа в Интернет, что увеличивает время загрузки контентов и уменьшает доступность электронной информации.

- Старение педагогического состава колледжа и невысокая доля работающих молодых специалистов.

- Неоптимальное использование спортивно-физкультурного комплекса в деле сохранения и повышения физического здоровья сотрудников.

- Замедление темпов обновления материально-технической базы, учебного оборудования, ремонта здания в связи с сокращением финансирования учреждений СПО в Удмуртской Республике.

- Низкая активность и деятельность молодежных общественных организаций, таких как волонтерский отряд, студенческий совет. Организационно-правовое оформление студенческого соуправле-ния находится в процессе развития.

Исходя из проведенного исследования системы управления БПОУ УР «УРСПК», можно выделить следующие перспективные направления развития:

- Совершенствование структуры образовательной организации, создание новых структурных подразделений, в частности центра, на базе которого будут проходить повышение квалификации педработников, работать стажировочные площадки, осуществляться процедура сертификации квалификации педработников, апробироваться технологии, позволяющие повышать качество профессионального образования.

- Расширение спектра дополнительных образовательных услуг.

- Дальнейшая информатизация образовательного процесса, обновление парка компьютеров, создание по всем дисциплинам и модулям электронных учебно-методических комплексов.

- Укрепление взаимодействия с социальными партнерами, представителями работодателей, направленного на совершенствование качества подготовки специалистов.

- Прием на работу молодых специалистов, адаптация их к рабочему месту под руководством

опытных педагогов.

- Развитие деятельности спортивного клуба, на базе которого студенты колледжа и жители микрорайона будут заниматься физической культурой и совершенствовать спортивное мастерство.

- Совершенствование материально-технической базы образовательного учреждения, обеспечивающей создание оптимальных условий для обучающихся, проведение всех видов занятий, предусмотренных государственными образовательными стандартами.

- Активизация деятельности молодежных общественных организаций, включая волонтерский отряд и студенческий совет, через реализацию социальных проектов.

Безусловно, решение выявленных проблем, в том числе с применением указанных направлений их решения, требует большого количества финасновых, трудовых, временных ресурсов. Однако, будучи объектом региональной собственнности, рассматриваемая организация служит единицей, которая, как указывается Е.А. Коротаевой [4], в числе прочих объектов является «экономической основой регионального управления и, безусловно, мощнейшим рычагом повышения уровня социально-экономического развития регионов». В рамках данной работы рассмотрены направления повышения эффективности управления образовательной организацией, которые представляются наиболее перспективными и реализуемыми на практике для республики в настоящее время.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примерные затраты на реализацию перечня мероприятий по созданию «Многофункционального центра повышения качества профессионального образования»

в БПОУ УР «УРСПК»

Затраты Усл. обозн. Примерный объем финансирования, руб.

Обновление нормативной документации в связи с созданием «Многофункционального центра, повышения качества профессионального образования» Зд 10000

Совершенствование материально-технической базы и приобретение дополнительного оборудования для функционирования Центра З 400000

Затраты на оплату труда администрации (начальник Центра) З 360000

Затраты на оплату труда педагогическим работникам высшей категории (в расчете на 5 человек) З зпп 139200

Приобретения информационных стендов для освещения работы Центра 2м х 1м З 10000

Издание материалов реализации проекта (буклетов), в том числе Зб

черно-белый вариант А4 (200 шт.) 9000

цветной вариант А4 (200 шт.) 22000

Приобретение расходных материалов для печати информационной продукции Центра, в том числе З

бумага (2 упаковки) 4800

заправка картриджа 3600

Проведение курсов и семинаров для преподавателей и администрации колледжа в рамках внедрения новой системы электронного мониторинга Зк 40000

Поддержка технического обслуживания компьютерных и телекоммуникационных систем Зтоб 70000

Прочие затраты (на канцтовары, транспортные услуги, работы, услуги по содержанию имущества и т.д.) З пр ~1050000

ИТОГО зу ~2118600

В целях повышения эффективности деятельности БПОУ УР и использования потенциала системы среднего профессионального образования в сфере подготовки педагогических кадров в целом представляется целесообразным создание на базе БПОУ УР «УРСПК» «Многофункционально-

го центра повышения качества профессионального образования». Необходимость подобного центра обусловлена, в частности, высоким уровнем спроса на образовательные кадры, необходимостью профессионального переобучения учителей, квалификационными требованиями о прохождении периодической аттестации. Кроме того, существовавший Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики в настоящее время несколько сменил вектор деятельности. После реорганизации основными направлениями деятельности Института развития образования (АОУ ДПО УР ИРО) являются профессиональная переподготовка, повышение квалификации, послевузовское образование, однако резервы для удовлетворения предъявителей спроса в данном секторе остаются достаточно обширными.

Примерные затраты на реализацию перечня мероприятий по созданию «Многофункционального центра повышения качества профессионального образования» в БПОУ УР «УРСПК» приведены в табл. 3.

У З _ З + З + З + З + З + Зб + З + З + З б + З _ 2118600 руб.

/ ' у д мт зпа зпп ст б рм к моб пр

Таким образом, затраты на создание «Многофункционального центра повышения качества профессионального образования» в БПОУ УР «УРСПК» составят примерно 2118,6 тыс. руб.

Источники средств на создание «Многофункционального центра повышения качества профессионального образования» в БПОУ УР «УРСПК»:

- Бюджет Удмуртской Республики;

- Внебюджетные средства от платных образовательных услуг.

Предположим, что половина затрат будет восполняться за счет внебюджетных средств. Тогда прирост финансовой нагрузки на бюджет Удмуртской Республики составит:

Зб = Зу / 2 = 2118600 / 2 = 1059300 руб.

Исходя из имеющихся на сегодняшний день данных, плата за обучение по внебюджету в расчете на одного обучающегося составит 1500 руб. за прослушивание одной программы. Ориентировочное число слушателей - 500 человек в год.

Годовой эффект (результат) = 1500 руб. х 500 чел. = 750000 руб.

Коэффициент экономической эффективности (Кэ) вычисляем по формуле:

К _Рнб_^«т_0,7, э Зк 1059300

где Рвнб - конечный результат (эффект), Зк - управленческие затраты колледжа.

Кэ = 0,7 < 1, тогда определяем период окупаемости затрат (Тэ) по формуле:

Т _ _ 1059300 _ 14 э Рвнб 750000 ' ■

Таким образом, период окупаемости затрат за счет привлечения внебюджетных средств (Тэ) составит 1,4 года.

Выстроенная структура управления и деятельности Центра в БПОУ УР «УРСПК» будет иметь большую социальную эффективность и позволит:

- реализовывать государственную и региональную политику в сфере профессионального образования на территории района и города Ижевска и обеспечивать взаимодействие между образовательными учреждениями, направленное на повышение качества профессионального образования;

- способствовать улучшению качества работы педагогических работников через систему курсов повышения квалификации, работы стажировочных площадок;

- создавать условия для удовлетворения потребностей педагогических работников в получении новых профессиональных знаний и навыков в области образовательной деятельности;

- организовывать и проводить научно-практические исследования и консультационную деятельность, а также апробировать технологии, позволяющие повышать качество профессионального образования;

- осуществлять научно-методическую экспертизу программ, проектов, рекомендаций, других

документов и материалов педагогических работников;

- осуществлять анализ и прогнозирование образовательных процессов в колледже (концепция развития как одно из важнейших условий эффективного функционирования учреждения профессионального образования).

Кроме того, ожидаемым результатом по созданию Центра с точки зрения социальной эффективности для самого БПОУ УР «УРСПК» будет:

- увеличение числа потребителей образовательных услуг на 30 %;

- увеличение поступлений от внебюджетной деятельности (платных образовательных услуг) на

15 %;

- увеличение зарплаты педагогического состава в среднем на 20 %;

- снижение уровня оттока кадров и привлечение высококвалифицированных кадров в среднем на 10 %;

- повышение уровня удовлетворенности педагогов своим трудом;

- создание условий для реализации и развития индивидуальных способностей педагогических работников колледжа;

- повышение качества образования за счет апробации новых педагогических технологий;

- создание возможности повышения квалификации преподавателей колледжа на месте, без отрыва от педагогической деятельности;

- создание возможности получения новых профессиональных знаний и навыков в области образовательной деятельности путем обмена опытом в рамках деятельности Центра;

- увеличение профессионального уровня педагогических кадров.

В соответствии с федеральным законодательством в сфере образования, одним из инструментов реализации конкурентных преимуществ образовательной организации является расширение спектра дополнительных образовательных услуг.

БПОУ УР «УРСПК» не только является образовательным учреждением среднего профессионального образования, но также ведет достаточно активную культурно-массовую и просветительскую деятельность, участвует в мероприятиях г. Ижевска (городское мероприятие «Ижевск - цветущий город» в рамках ежегодного Праздника цветов; несение Почетного караула на Посту №1 у Вечного Огня; гражданско-патриотическая акция «Во славу Отечества»; эстафета «Дружба» Устиновско-го района; педагогические гостиные; выставки творческих работ учащихся школ города и студентов колледжа; городские конкурсы и др.) и республики (республиканские конкурсы; гражданско-патриотические акции; встречи с интересными людьми; краеведческие выезды в национальные районы республики и др.).

Кроме того, наличие достаточной учебно-материальной базы и технического оборудования, а также опытных педагогов по разным направлениям, дает возможность расширения спектра дополнительных образовательных услуг для жителей как близлежащих микрорайонов, так и г. Ижевска.

Особо актуальным является данный вопрос в современных условиях, когда на сами профессиональные образовательные учреждения накладывается привлечение дополнительного финансирования для их функционирования, что прямо предусматривается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

Предлагаемые дополнительные образовательные услуги в рамках функционирования БПОУ УР «УРСПК»:

1. Проведение обучающих семинаров по направлениям: дошкольного образования - «Родитель и дитя», «В помощь начинающим родителям» и др.; психолого-педагогического - «Трудные подростки»; «Как уберечь ребенка от наркотиков» и др.

2. Проведение курсов для жителей близлежащих микрорайонов: курсы «Подготовка ребенка к школе»; курсы вышивания; курсы вокала; курсы по изодеятельности и др.

3. Проведение физкультурно-оздоровительных курсов: волейбол, гимнастика и др.

Для оказания данных услуг могут привлекаться родители (законные представители) студентов, у которых есть младшие дети, пенсионеры, взрослое население близлежащих микрорайонов, учащиеся близлежащих школ (например, МБОУ СОШ № 49 г. Ижевска, МБОУ СОШ № 16 г. Ижевска).

Кроме того, часть данных курсов может проводиться дистанционно. В частности, дистанционные курсы могут проводиться в форме видеоконференции, онлайн-курсов и т.п.

Возможные риски при оказании дополнительных образовательных услуг - конфликт интере-

сов, сложности в привлечении преподавателей для работы, высокая степень занятости преподавателей, сложность в привлечении к деятельности социальных партнеров (например, школ) - могут быть преодолены:

- созданием четкой нормативно-правовой базы;

- проведением разъяснительной работы;

- обучением преподавательского состава;

- материальным поощрением (например, премии, похвальные листы и т. д.);

- формированием команды единомышленников;

- гибким графиком работы на курсах привлекаемых преподавателей и методистов, разумным распределением обязанностей между ними;

- общим интересом и взаимовыгодным сотрудничеством.

Примерные затраты на реализацию расширения спектра дополнительных образовательных услуг в БПОУ УР «УРСПК» представлены в табл. 4.

Таблица 4

Примерные затраты на реализацию расширения спектра дополнительных образовательных

услуг в БПОУ УР «УРСПК»

Мероприятия Условное обозначение Примерный объем финансирования, руб.

Обновление нормативной документации Зд 10000

Совершенствование материально-технической базы и приобретение дополнительного оборудования З 100000

Общие затраты на оплату труда педагогическим работникам (в расчете на 10 человек) З 139200

Материалы для курсов вышивания, изодеятельности, спортинвентарь и т.п. З 51000

Издание материалов реализации проекта (буклетов), в том числе Зб

черно-белый вариант А4 (200 шт.) 9000

цветной вариант А4 (200 шт.) 22000

Приобретение расходных материалов для печати материалов Центра, в том числе З ■-'рм

бумага (2 упаковки) 4800

заправка картриджа 3600

Прочие затраты (на канцтовары, работы, услуги по содержанию имущества и т. д.) З 200000

ИТОГО Зу ~539600

У З = З + З + З + З + Зб + З + З = 539600 руб.

/ ' у д мт зпп тм б рм пр ГУ

Таким образом, затраты на оказание дополнительных услуг в БПОУ УР «УРСПК» составят примерно 539,6 тыс. руб.

Учитывая, что затраты будут восполняться за счет внебюджетных средств, можно рассчитать экономическую эффективность.

Оплата 1 курса (дополнительной услуги) на человека в месяц = 500 руб.

Курсы будут проходить в течение 8 месяцев, за это время ориентировочное число слушателей курсов составит ~ 600 человек.

В год эффект (результат) = 500 руб. х 600 чел. = 300000 руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент экономической эффективности (Кэ) вычисляем по формуле:

где Рп - конечный результат (эффект); Зу - управленческие затраты.

Кэ = 0,6 < 1, тогда определяем период окупаемости затрат (Тэ) по формуле:

Тэ

э Р„ 300000

1,8.

Таким образом, период окупаемости затрат (Тэ) составит 1,8 лет.

Кроме того, ожидаемым результатом от расширения спектра дополнительных образовательных услуг в колледже будет и социальная эффективность:

- реализация государственной и региональной политики в сфере повышения образовательного уровня населения на территории района или города Ижевска;

- создание условий для удовлетворения потребностей населения в получении новых образовательных знаний и навыков;

- организация консультационной деятельности.

Для самого колледжа социальная эффективность составит:

- увеличение числа потребителей образовательных услуг на 35 %;

- увеличение поступлений от внебюджетной деятельности (платных образовательных услуг) на

- увеличение зарплаты педагогического состава в среднем на 20 %;

- повышение уровня удовлетворенности педагогов своим трудом;

- создание условий для реализации и развития индивидуальных способностей педагогических работников колледжа.

Итак, совершенствование управления профессиональным образовательным учреждением -процесс сложный, предполагающий постепенное обновление и совершенствование как методов, средств, технологий, так и содержания управления, что, в конечном итоге, оказывает влияние на качество профессионального образования. Без развития элементов управления образовательными учреждениями в условиях современных требований к образованию невозможно достижение эффективного управления, ориентированного на освоение ключевых компетенций профессионального образования. Таким образом, новые направления и механизмы деятельности будут способствовать дальнейшему совершенствованию управлением учреждения среднего профессионального образования и обеспечат качественный подход к профессиональному образованию.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (в ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.

2. Постановление Правительства РФ от 17.03.2015 г. № 234 «О соотношениях численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций высшего образования» (в ред. от 29.06.2015) // Рос. газ. 2015. 30 мар. № 65.

3. Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 12.05.2004 г. № 97102/19 «О Критериях оценки эффективности управления развитием I ступени школы на муниципальном уровне».

4. Коротаева Е.А. Региональная собственность как условие развития региона // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2015. Вып. 1. С. 79-82.

5. Устав Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж» от 05.05.2014 г.

6. Официальный сайт БПОУ УР «УРСПК». URL: http://www.urs-pedcollege.ru.

10 %;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Поступила в редакцию 01.12.15

D.A. Balakin, E.A. Korotaeva

PROBLEMS OF REGIONAL ADMINISTRATION OF THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF TEACHER TRAINING AND WAYS OF THEIR SOLUTION

The article deals with the issues of the status of secondary vocational education in the Republic. It is noted that the prestige of Russian education has considerably decreased in recent time. The situation is especially difficult in the field of secondary vocational education. The institutions of secondary vocational education are becoming less popular among young people. Young people give preference to higher professional education. In recent years there is a reduction in the number of secondary vocational education institutions, including in Izhevsk. The authors of the paper analyze the main indicators of the specific educational organization in the field of vocational education. As a result of their study they have revealed problems in the functioning of the College. These problems are primarily due to the current management system. It is noted that in recent years public educational institutions, including regional ones, face enormous financial difficulties because of the fact that every year the percentage of their funding from the budget of the country or region is reduced. A large part of costs is shifted to educational institutions themselves, forcing them to survive in difficult economic conditions of the market. The authors especially focus on the reduction of the spectrum of educational services, the reduction of the number of teachers and the aging of the teaching staff of the College, the slowdown in updating of material-technical base of the College.

On the basis of the conducted analysis the authors define perspective directions of increasing the efficiency of management of the "Udmurt Republic socio-pedagogical College" in Izhevsk, the Udmurt Republic. In order to improve the efficiency of the College and use the potential of the system of secondary professional education in the field of teacher training, it is recommended to establish the "Multi-function center of improving the quality of vocational education" on the basis of the College as a promising direction of the development. Recalling the importance of the question in modern terms, when professional educational institutions have to attract additional funding for their operation, which is directly envisaged by the Federal law "On education in Russian Federation" № 273, a list of additional educational services in the framework of "Udmurt Republic socio-pedagogical College" has been developed and justified.

Keywords: secondary vocational education, educational services, quality of education, social efficiency, education management, quality of professional education, additional educational services, budget of the Republic, effective management.

Балакин Дмитрий Александрович, преподаватель БПОУ УР «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж» E-mail: dimadaver@yandex.ru

Коротаева Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: kora-tay@yandex.ru

Balakin D.A, lecturer

Udmurt Republican Socio-Pedagogical College E-mail: dimadaver@yandex.ru

Korotaeva E.A.,

Candidate of Economics, Associate Professor Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: kora-tay@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.