ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
Ю.Ю. Чернявская
Аннотация. Выявлено содержание продовольственного, определена специфика регионального продовольственного рынка, интегрирующего в едином процессе товародвижения производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия, оптовых торговцев, непосредственно потребителей продукции конкретного региона и соответствующую инфраструктуру.
Ключевые слова: продовольственный рынок, региональный продовольственный рынок, продуктовый сегмент, продовольственная безопасность, конкуренция, «эффект блокирования».
Продовольственный рынок с позиции системного подхода выступает одновременно как организационная структура и регулируемый экономический механизм. В системе современных экономических отношений продовольственный рынок является важным регулятором воспроизводственного процесса в сфере аграрного производства.
Институционализация современного продовольственного рынка в стране находится на недостаточном уровне. Органичной частью продовольственного рынка является агропродовольственный рынок или, как определено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264 - ФЗ «О развитии сельского хозяйства», рынок сельскохозяйственной продукции, представляющий собой совокупность разнообразных видов сельскохозяйственных рынков, на которых реализуются экономические отношения между сельхозтоваропроизводителями и потребителями по поводу производства, обмена и потребления сельскохозяйственного сырья и продуктов питания.
Можно выделить два аспекта сегментации агропро-довольственного рынка: продуктовый (по видам продукции) и территориальный (по регионам). В продуктовый сегмент входят: зерновой, мясомолочный, овощной и другие продуктовые рынки, в территориальный - федеральный продовольственный рынок и региональные -продовольственные рынки субъектов Российской Федерации. Региональные рынки, в свою очередь, включают в себя рынки различных уровней: областной, муниципальный и поселковый (рынки поселений). Каждый из этих рынков характеризуется системой специфических показателей, отражающих спрос на конкретную продукцию, объем текущего потребления, уровень конкуренции, цены.
Формирование и развитие продовольственного рынка обусловливаются определенными факторами, которые в экономической литературе рассматриваются преимущественно на федеральном уровне. Применительно же к региональному уровню они требуют определенной конкретизации.
Для регионального уровня продовольственную безопасность следует рассматривать как продовольственную независимость определенного региона, понимаемую нами как способность региональной экономической системы стабильно обеспечивать все категории населения продуктами питания на территории региона в пределах минимальной потребительской корзины.
Важнейшими условиями обеспечения продовольственной независимости региона являются экономическая доступность продовольствия и рациональное сочетание обеспечения населения продовольствием за счет собственного производства и внешних поставок в рамках единого экономического пространства страны. Продовольственная независимость региона характеризуется, на наш взгляд:
- специфическими особенностями с позиций возможностей развития и состояния агропромышленного производства и продовольственного рынка;
- уровнем доходов населения и цен на продовольственные товары;
- уровнем продовольственного самообеспечения (в том числе и за счет личных хозяйств населения);
- степенью удовлетворения потребностей населения в основных продуктах с точки зрения как рационального, так и минимального уровня питания с учетом региональной специфики потребления;
- размером переходящих запасов продовольствия в регионе.
Оценка уровня продовольственной безопасности осуществляется с помощью системы показателей, характеризующих воздействие неблагоприятных факторов. С учетом специфики регионального уровня продовольственной независимости к дестабилизирующим факторам можно отнести падение уровня производства сельхозпродукции, нарушение хозяйственных связей, недостаток у населения денежных средств для приобретения оптимального количества продовольствия, обеспечивающего его рациональное питание. По причине многообразия форм проявления неблагоприятных факторов недопустимо использовать некоторые экономические показатели для оценки уровня продовольственной независимости региона изолированно, необходимо их комплексное и взаимодополняющее рассмотрение.
Сфера продовольственного обеспечения в системе АПК регионов с функциональных позиций и с позиций конечного потребления формируется и развивается в рамках розничной торговли и вывоза продовольственных товаров, общественного питания, натуральных поступлений пищевых продуктов и имеет соответствующую производственную и социальную инфраструктуры. При этом агропродовольственный рынок входит в сферу продовольственного обеспечения. Он формируется как разница между объемами сферы продовольственного обеспечения и натуральных поступлений продуктов питания.
Организационно-экономические отношения между субъектами зернового рынка возникают и формируются путем планирования производственной деятельности, создания системы договорных отношений, осуществления маркетинговой деятельности, взаиморасчетов, разработки и применения ценового механизма, экономического стимулирования и оплаты труда работников, а также финансирования и оценки деятельности хозяйствующих субъектов.
Экономические отношения между хозяйствующими субъектами зернового рынка по характеру их содержания можно подразделить на отношения товаропроизводителей АПК с государством, отношения между сельхозпредприятиями отрасли, взаимоотношения товаропроизводителей зерна с предприятиями по производству средств производства для зернопродуктово-гоподкомплекса АПК и организациями по переработке зерновой продукции.
Формирование производственно-экономических связей субъектов зернового рынка на основе их согласованных действий и усилий рассматривается как средство обеспечения единства целей, направленное на сокращение потерь и повышение качества произведенной продукции.
Продуктовая структура рынка продовольствия региона складывается из сельхозпродукции, продукции перерабатывающих отраслей и продукции оптовой и розничной торговли.
Формирование регионального продовольственного рынка обусловливается уровнем развития в регионе сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности с объемами товарной продукции и услуг, обеспечивающими участие региона в формировании внутрирегиональных и межрегиональных связей по продовольственным товарам. Степень сформированно-сти регионального продовольственного рынка, как и продовольственного рынка в целом, определяют специфические показатели. Нами предложена система показателей оценки сформированности регионального продовольственного рынка, включающая в себя: место АПК в составе региональной экономики, потенциал и состояние регионального АПК, доступность продовольствия, экономическое и финансовое состояние субъектов продовольственного рынка, структуру каналов реализации продукции сельхозпредприятий (см. таблицу).
Доступность продовольствия для городского населения выше, чем для работников сельскохозяйственных организаций в связи с более высокой их среднемесячной заработной платой. Прибыльных предприятий больше убыточных примерно в два раза, тем не менее кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий существенно выше полученного финансового результата. Наибольшая доля произведенной продукции реализуется на основе товарно-денежного обмена перерабатывающим предприятиям, организациям оптовой торговли и на рынке. В целом же степень сформированности агропродовольственного рынка области можно характеризовать как удовлетворительную.
Для нашей области позитивной тенденцией развития зернового рынка можно считать повышение степени удовлетворения потребности в зерне и продукции его переработки за счет собственного производства. Наметился рост самообеспеченности продовольственным зерном, но это связано не с увеличением его производства, а с негативной тенденцией сокращения потребления зерна на фуражные цели. Одновременно с сокращением импорта продолжается экспорт зерна. Исходя из высоких показателей производства зерна в расчете на душу населения, Курская область является зерновывозящим регионом. Но один из 3-4 лет становится неурожайным и возможности для реализации зерна по межрегиональным договорам и за рубеж значительно снижаются.
Наметившиеся положительные тенденции развития конкурентной среды на агропродовольственном рынке, а также уже имеющийся внутренний потенциал предприятий, способствующий формированию их долгосрочных конкурентных преимуществ на отечественном и мировом рынках, могут быть реализованы в полной мере при активной политике государства по созданию институциональной среды конкуренции. Эта политика предусматривает создание равных условий развития всех форм собственности и форм хозяйствования, защиту прав собственности, эффективную антимонопольную политику, стимулирование малого бизнеса. Кроме того, важное значение имеет создание благоприятных макроэкономических предпосылок: стимулирование внутреннего спроса, эффективная протекционистская политика, взаимодействие реального и финансового секторов экономики, развитие инновационного сектора.
Современный подход к формированию конкурентных стратегий предполагает совмещение конкуренции с сотрудничеством. При этом все участники такого процесса образуют так называемую экосистему, действующую на основе соконкуренции. Комбинация сотрудничества и конкуренции придает большую динамичность отношениям, чем та, которую предполагают слова «конкуренция» и «сотрудничество», используе-
мые по отдельности. Это позволяет извлечь наибольшую пользу от сочетания творческого, интеллектуального и лидерского потенциалов и помогает предприятиям достигнуть наилучших результатов.
Действенной формой поддержки конкуренции является целенаправленная структурная политика, способная обеспечить институциональную либерализацию экономики. Речь идет об устранении правовых, организационных и административных ограничений на «вход» новых капиталов на рынки и о свободном перемещении товаров и капитала внутри страны, включая ликвидацию криминальных барьеров. Именно эти ограничения и барьеры в настоящее время выступают главными препятствиями на пути развертывания конкуренции, так как ведут к искусственному снижению численности компаний в прибыльных отраслях.
Неэффективность института барьерного регулирования объясняется в значительной степени наличием «эффекта блокирования», когда любые попытки отменить существующие входные барьеры определенного вида встречают сопротивление заинтересованных групп из представителей государственного аппарата и коммерческих структур, делающих «барьерный бизнес» и извлекающих статусную ренту. Общая линия борьбы должна быть направлена в большей степени на преодоление условий, делающих привлекательными инвестиции в «барьеростроение», чем на борьбу с отдельными барьерами. К наиболее существенным барьерам входа на продовольственный рынок относятся:
- экономические барьеры (налоговая, кредитная, инвестиционная, ценовая политика государства, сроки окупаемости капиталовложений, неплатежи и др.);
- административные барьеры (устанавливаемые органами исполнительной власти всех уровней процедуры регистрации предприятий, выдачи лицензий на право деятельности, предоставление помещений и земельных участков, порядок ввоза-вывоза продукции, квотирование и т. д.);
- барьеры, возникающие вследствие проведения определенной политики уже существующими на рынке структурами, в том числе вертикально и горизонтально интегрированными;
- барьеры, связанные с ограниченной емкостью рынка, спросовые ограничения;
- барьеры, обусловленные неразвитостью рыночной инфраструктуры;
- объективно существующие барьеры, связанные с ограниченностью природных ресурсов и необходимостью природоохранной деятельности;
- барьеры криминального характера.
С точки зрения отрицательных экономических последствий, экономические потери, возникающие от существования барьеров, могут быть разграничены:
- на прямые потери, обусловленные завышением розничных цен хозяйствующими субъектами вследствие включения в них официальных и теневых выплат, которые вынуждены осуществлять хозяйствующие субъекты для формального выполнения «барьерных правил»;
- косвенные потери, связанные с недопроизводством ВВП из-за снижения эффективности использования имеющихся ресурсов ввиду затрудненного входа субъектов малого и среднего бизнеса на рынке.
По уровню барьеров, устанавливаемых на пути входа новых фирм на рынок, отрасли классифицируются, как известно, на следующие типы:
1) отрасли со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами; цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек;
2) отрасли с краткосрочными барьерами входа: старые фирмы могут получать положительную экономическую прибыль в краткосрочном периоде за счет краткосрочного недопущения новых фирм на рынок, однако преимущества старых фирм исчезают в долгосрочном периоде;
3) отрасли с замедленным входом: старые фирмы обладают преимуществами перед новыми фирмами и проводят ценовую политику, которая препятствует проникновению новых фирм на рынок, в результате чего старые фирмы получают положительную прибыль даже в долгосрочном периоде;
4) отрасли с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долгосрочном периодах.
Зерновой и мясной отраслевые рынки могут быть отнесены к третьему типу входа новых фирм на рынок. На этих рынках в большинстве случаев установилась олигополия, сформировались крупные зерновые компании, холдинги, полностью контролирующие рыночную конъюнктуру. Вход на данный рынок новых фирм практически невозможен.
Молочный и овощной отраслевые рынки следует отнести к имеющим второй тип барьеров. Здесь сложилась преимущественно монополистическая конкуренция, на рынке преобладают средние и мелкие фирмы, оказывающие определенное влияние на формирование рыночной цены.
Сейчас динамика развития регионов начинает опережать динамику развития г. Москвы. В ближайшее время наибольший рост рынка будет наблюдаться именно в российских регионах. И тут встает самый главный вопрос - когда этот бурный рост закончится? Что касается остальной России, то здесь ожидается бурный рост еще в течение полутора десятков лет. И на фоне этого роста будет происходить и удвоение, и утроение, и еще большее увеличение рынка. По предварительным прогнозам, через 6-7 лет Россия сможет опередить по уровню потребления продуктов питания, если не все, то большинство европейских стран. До 2022 г., когда потребление продуктов питания окажется на уровне $240-280 на человека в месяц, рост российского рынка продолжится. Сейчас многие бизнесмены планируют либо входить в регионы, либо стараться удерживать в них свои позиции. Существуют ли технологии для входа на новые рынки? Какие решения можно использовать для удержания существующих позиций? К каким технологиям надо готовиться при переходе рынка к более медленным темпам развития?
Список использованных источников
1 Зарецкая В.Г. Прогнозирование потребностей региона в реальных инвестициях // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №15. - С. 28-33.
2 Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. -2-е изд., доп. - М.: Экономика, 2005. - 603 с.
3 Барбашин А.И. Экономическое обоснование и организационные формы специализации сельского хозяйства. -М.: Экономика, 1993. - 199 с.
4 Векленко В., Золотарева Е. Проблемы устойчивости сельскохозяйственного производства // АПК: экономика и управление. - 2006. - №10. - С.49-56.
5 Личко К.П. Прогнозирование и планирование аграр-но-промышленного комплекса: учебник. - М.: Гардарики, 1999. - 264 с.
Информация об авторе
Чернявская Юлия Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики им. проф. А.И. Барбашина ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».