Научная статья на тему 'Проблемы реформирования Гражданского кодекса: перерегистрация юридических лиц'

Проблемы реформирования Гражданского кодекса: перерегистрация юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
686
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС / НОРМА / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / УСТАВНОЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нехай Рашид Айдамирович, Еронченко Анастасия Александровна

В новой редакции Гражданского кодекса, которая вступила в силу с 1 сентября 2014 года, законодательно закреплено понятие «корпоративные юридические лица» (или корпорации), под которыми понимаются, прежде всего, хозяйственные общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реформирования Гражданского кодекса: перерегистрация юридических лиц»

w

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА: ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Нехай Рашид Айдамирович, Еронченко Анастасия Александровна, Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, г. Армавир

E-mail: alexkat_salnikov@mail. ru

Аннотация. В новой редакции Гражданского кодекса, которая вступила в силу с 1 сентября 2014 года, законодательно закреплено понятие «корпоративные юридические лица» (или корпорации), под которыми понимаются, прежде всего, хозяйственные общества.

Ключевые слова: юридическое лицо, гражданский кодекс, норма, акционерное общество, уставной капитал.

Именно хозяйственные общества рассматриваются как основная форма организации бизнеса. При этом хозяйственные общества будут разделены на публичные и непубличные.

Цель этого деления - установить разные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций и долей в уставном капитале ООО).

В свою очередь эта цель была обусловлена давней дискуссией о том, какими должны быть пределы императивного вмешательства законодательства во внутрикорпоративные отношения участников коммерческих корпораций. Иными словами, в каком объеме следует императивно регулировать правила внутрикорпоративного поведения, а в какой степени можно предоставить участникам корпорации свободу самим определять правила своего взаимодействия.

Сторонники максимальной свободы внутрикорпоративной самоорганизации исходят из того, что хозяйственные общества - это добровольные объединения. Поэтому логично, чтобы их участники могли самостоятельно определять условия своего взаимодействия. Императивное вмешательство законодательства

135

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

во внутрикорпоративные отношения нужно ограничить только особо значимыми сферами.

Представители традиционного подхода к регулированию корпоративных отношений возражают тем, что императивные правила призваны минимизировать негативные последствия фактического неравенства участников таких отношений. Равноправие участников общества имеет лишь формальный характер, а в действительности объединение неравных капиталов дает неравный объем корпоративных прав. Доминирующее участие в уставном капитале позволяет формировать волю общества, которая становится обязательной для всех его участников. Следовательно, чрезмерная свобода внутрикорпоративной самоорганизации может привести к тому, что доминирующие участники навяжут неконтролирующим участникам правила взаимодействия, которые не будут отвечать интересам последних.

Общество может принять статус публичного для повышения своей кредитной привлекательности, поскольку публичные общества соответствуют более высоким стандартам корпоративного управления.

Результатом этой дискуссии стали разные режимы правового о регулирования, установленные в новой редакции Гражданского кодекса для публичных и непубличных обществ. В этой статье будет показана основная разница между этими двумя видами обществ (ссылки на нормы Гражданского кодекса приведены с учетом новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 года).

Понятия публичных и непубличных обществ закреплены в статье 66.3 Гражданского кодекса. «Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным» (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).

Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ) [1].

Если объяснить проще, то публичные общества - это общества, которые основаны на акциях (ценных бумагах), имеющих масштабный рынок свободного обращения. Это общества с неограниченным и динамично меняющимся составом участников.

Деятельность публичных обществ в большей мере регулируется императивными нормами, к ним предъявляются специальные требования, и у

136

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

них незначительная свобода внутрикорпоративной самоорганизации (то есть меньше диспозитивности в регулировании внутрикорпоративных отношений). Тем самым обеспечивается баланс интересов большой массы неоднородных участников публичных обществ, а это в свою очередь служит гарантией инвестиционной привлекательности общества. Потенциальные инвесторы знают, что деятельность компании и права ее акционеров регулируются императивными правилами (которые касаются наиболее значимых

корпоративных действий и правил поведения) и их нельзя изменить по усмотрению преобладающих участников общества.

Соответственно, непубличные общества - это хозяйственные общества, основанные на акциях, которые не выходят на организованный рынок обращения, или общества, основанные на малооборотном активе - доле в уставном капитале (ООО). В обоих случаях это общества с относительно небольшим и фиксированным составом участников. Такие компании имеют возможность контролировать персональный состав своих участников с помощью специальных механизмов (необходимость получения согласия других

^ участников на переход доли участника к третьим лицам, преимущественное о право покупки доли). В отличие от публичного общества непубличное не должно отражать свой непубличный статус в фирменном наименовании. Будут «публичное акционерное общество» и просто «акционерное общество».

У непубличного общества больше свободы для внутрикорпоративной самоорганизации. Его деятельность в значительной степени регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые допускают возможность участников корпорации устанавливать иные правила поведения (взаимодействия) по их усмотрению.

Как было указано выше, в отношении публичных обществ законодательство устанавливает специальные императивные требования. Ранее Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - закон № 208-ФЗ) не оперировал понятиями публичных и непубличных обществ, мы могли говорить лишь о требованиях Гражданского кодекса и требованиях законодательства о рынке ценных бумаг к эмитентам акций, обращающихся публично. После изменений к ним добавились специальные требования закона об акционерных обществах (п. 7 ст. 97 ГК РФ). Кроме того, поскольку предполагалось, что публичные акционерные общества являются участниками биржевого оборота ценных бумаг, нужно учитывать, что биржи могут устанавливать для них свои дополнительные требования. В частности, биржи обычно требуют обязательного наличия комитетов и независимых членов в коллегиальном органе управления общества (наблюдательном или ином совете).

Публичное акционерное общество обязано представить для внесения в

137

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

ЕГРЮЛ сведения о своем фирменном наименовании, которое должно содержать указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ). Однако, согласно переходным положениям, акционерные общества, созданные до 1 сентября и отвечающие признакам публичных обществ, признаются публичными вне зависимости от того, присутствует ли в их фирменном наименовании указание на публичность (п. 11 ст. 3 Федерального закона от 05.05.14 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса», далее - закон № 99-ФЗ).

Императивные требования к публичным обществам:

1. Минимальный размер уставного капитала публичного общества устанавливается законом, определяющим особенности правового положения таких обществ. В настоящее время такого закона пока нет (в закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» изменения тоже не внесены, а переходные положения о вступлении в силу новой редакции ГК РФ не содержат правила о том, что положения закона № 208-ФЗ об открытых акционерных обществах автоматически применяются к публичным обществам).

2. Право размещать путем открытой подписки акции акционерное общество о получает со дня включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о своем фирменном наименовании, которое содержит указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ). То есть сначала необходимо зафиксировать статус публичной корпорации (в уставе общества и ЕГРЮЛ), привести внутрикорпоративные отношения в соответствие с требованиями биржи и только после этого можно приступать к эмиссии по публичному размещению ценных бумаг или выводить их на публичное обращение. Публичное акционерное общество не вправе размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (п. 1 ст. 102 ГК РФ).

3. Публичное общество обязательно регистрирует проспект публично размещаемых и (или) публично обращающихся ценных бумаг и в дальнейшем в обязательном порядке раскрывает определенную информацию (п. 6 ст. 97, п. 4 ст. 67.2 ГК РФ, п. 2 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

4. В публичном акционерном обществе обязательно образуются коллегиальный орган управления (п. 3 ст. 97 ГК РФ) и ревизионная комиссия (право отказаться от создания ревизионной комиссии или создавать ее исключительно в случаях, предусмотренных уставом, предоставлено только непубличным обществам - подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Кроме того, устав публичного общества не может относить к компетенции общего собрания акционеров те вопросы, которые не относятся к компетенции данного органа в

138

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

соответствии с ГК РФ или законом об акционерных обществах (право наделить общее собрание дополнительной компетенцией предоставлено только непубличным обществам - подп. 8 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ)

5. Минимальное количество членов коллегиального органа - пять. Порядок образования этого коллегиального органа управления устанавливают закон об акционерных обществах и устав (п. 3 ст. 97 ГК РФ). В данном случае имеется в виду применение кумулятивного голосования при избрании членов коллегиального органа [1].

6. В публичном акционерном обществе нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ).

7. Устав публичного акционерного общества не может предусматривать необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, прямо

^ предусмотренных законом об акционерных обществах [1]. о

Акционерное общество, которое не соответствует признакам публичного, то есть чьи ценные бумаги еще публично не размещались и публично не обращаются, вправе по своей инициативе принять статус публичного общества. Для этого необходимо внести в ЕГРЮЛ сведения о фирменном наименовании, содержащем указание на публичность (п. 1 ст. 97 ГК РФ). В частности, это обязательное предварительное условие для публичного размещения ценных бумаг (IPO) или для вывода на публичное обращение ранее размещенных ценных бумаг (SPO).

Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества автоматически влечет недействительность тех положений устава и внутренних документов общества, которые противоречат императивным правилам законодательства, установленным для публичных акционерных обществ (п. 2 ст. 97 ГК РФ). Поэтому приобретение статуса публичного общества должно сопровождаться внесением изменений в устав и внутренние документы общества, отражающие специальные требования к публичным обществам.

Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения. То есть этим обществам предоставлена большая свобода внутрикорпоративной самоорганизации.

Гражданский кодекс разделяет корпоративные органы на две основные

139

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

группы: органы, которые обязательно должны быть образованы во всех корпорациях, и органы, которые образуются в отдельных видах корпораций в случаях, предусмотренных законодательством или уставом самой корпорации (ст. 65.3 ГК РФ).

К обязательным органам относятся общее собрание участников (высший орган любой корпорации) и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т. п.). А к органам, которые образуются лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или уставом корпорации, относятся: коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.), коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), который контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, а также ревизионная комиссия. Для публичного общества в соответствии с законодательством обязательно образование большинства из этих органов (на усмотрение самого общества оставлена только необходимость образования коллегиального исполнительного органа), тогда как для непубличного общества обязательно образование только ^ двух корпоративных органов, а остальные факультативны (см. таблицу 2). о

Это значит, что участники непубличного общества могут по своему усмотрению определить целесообразность образования следующих органов: коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и т. п.), коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета) и ревизионной комиссии (ревизора).

Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ). В частности, пункт 3 статьи 97 Гражданского кодекса требует обязательное образование коллегиального органа управления в публичных обществах. Но действующий закон № 208-ФЗ предусматривает образование в акционерном обществе совета директоров во всех акционерных обществах за исключением тех, в которых число акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти. Поэтому получается, что, пока в закон № 208-ФЗ не будут внесены изменения, в непубличных акционерных обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций пятьдесят и более наличие коллегиального органа управления по-прежнему будет обязательным.

В то же время Гражданский кодекс прямо позволяет непубличным акционерным обществам отказаться от ревизионной комиссии (ревизора) путем внесения соответствующего положения в устав по единогласному решению всех акционеров (подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Данная норма сформулирована императивно и не предусматривает, что иное может быть установлено другими законами. Следовательно, она имеет приоритет над положением закона № 208-

140

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

ФЗ об обязательном рассмотрении годовым общим собранием акционеров вопроса об избрании членов ревизионной комиссии или ревизора (абз. 3 п. 1 ст.

47 закона № 208-ФЗ). Это значит, что вышеуказанное положение закона № 208-ФЗ не препятствует непубличному акционерному обществу отказаться от ревизионной комиссии (ревизора). Но для этого необходимо не просто убрать из устава упоминание о ревизионной комиссии, а включить прямое указание о том, что в обществе отсутствует ревизионная комиссия (ревизор), или о том, что эта комиссия создается исключительно в случаях, предусмотренных уставом (и, соответственно, указать такие случаи).

В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - закон № 14-ФЗ) в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества (п. 2, 2.1, 6 ст. 32 закона № 14-ФЗ). Учитывая, что новая редакция Гражданского кодекса тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса этот орган для ^ обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его о создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом).

Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом (подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Сохранение в уставе бывшего ЗАО правил о преимущественном праве приобретения акций в случае их отчуждения акционером третьим лицам не требует каких-либо решений общего собрания акционеров.

Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.

Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь

141

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

единогласия всех участников (акционеров).

Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, - это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ).Для непубличных акционерных обществ возможны варианты, которые зависят от количества акционеров. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии выполняет регистратор (п. 1 ст. 56 закона № 208-ФЗ).

То есть профессиональный реестродержатель в силу закона выполняет функции счетной комиссии, соответственно, на него возложена обязанность удостоверять состав участников и принятые собранием решения. Профессиональные регистраторы (реестродержатели) делали это и раньше, регистрируя участников собрания и подводя итоги голосования.

В обществе, в котором акционеров - владельцев голосующих акций 500 и менее, может быть своя счетная комиссия. В таком случае у них есть выбор: сохранить свою счетную комиссию и тогда к проведению общих собраний ^ привлекать нотариуса или передать функции счетной комиссии регистратору о (соответственно, тогда функция удостоверения будет у регистратора).

Для обществ с ограниченной ответственностью важно закрепить в уставе порядок выражения воли участников собрания и принятых ими решений. И связано это не только с тем, что новая редакция Гражданского кодекса предусматривает для этих обществ по умолчанию нотариальное удостоверение, если они самостоятельно не установили альтернативный вариант, но и с тем, что закон № 14-ФЗ вообще не содержит требований ни к форме протокола общего собрания, ни к процедуре голосования (путем поднятия рук, именными бюллетенями или опросным листом), ни к порядку оформления принятых ими решений. С учетом этого в подавляющем большинстве случаев в уставе или положении об общем собрании участников ООО указывают, что протокол подписывают председатель и секретарь собрания, которые избираются на собрании, и что голосование осуществляется путем поднятия рук. Однако использование таких чрезмерно простых процедур влечет риск недобросовестного искажения результатов голосования. Например, если участник собрания покинет его еще до голосования, а в протоколе, который удостоверяется лишь подписью председателя, будет указано, что этот участник голосовал за принятое на собрании решение, то этот участник не сможет доказать обратное при попытке оспорить решение собрания.

Кроме того, в уставе необходимо указать, что каждое решение, принятое общим собранием участников, подписывается в протоколе участниками, которые голосовали за него. Вариант подписания протокола всеми участниками собрания

142

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

(без учета того, голосовали они «за» или «против») неконструктивен: участник, который не поддерживает принятое решение, может просто отказаться подписывать протокол.

В связи с делением акционерных обществ на публичные и непубличные возникает естественный вопрос о судьбе ЗАО. С ними не происходит никакой революции. Хотя такой тип акционерного общества не предусмотрен в новой редакции главы 4 Гражданского кодекса, она не запрещает использовать в непубличном акционерном обществе механизм, который является основным признаком закрытых обществ, а именно контроль персонального состава участников (преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых отдельными акционерами третьим лицам). Запрет на использование этого механизма установлен только в отношении публичных обществ (п. 5 ст. 97 ГК РФ), следовательно, непубличных обществ он не касается. Просто если раньше этот механизм был обязательным (императивным) для ЗАО, то теперь в связи с исчезновением из законодательства такого типа акционерного общества этот механизм превращается в право по выбору для непубличных обществ. То есть ^ этот механизм может применяться по усмотрению акционеров непубличных о акционерных обществ. Для этого его надо включить в устав, а бывшим ЗАО достаточно сохранить его в уставе.

Но при этом нужно учитывать следующее обстоятельство. Согласно пункту 9 статьи 3 закона № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 года к ЗАО применяются нормы новой редакции Гражданского кодекса об акционерных обществах. А специальные положения закона № 208-ФЗ о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Это значит, что как только общество уберет из своего фирменного наименования слово «закрытое», оно не сможет опираться на нормы закона № 208-ФЗ, регулирующие деятельность ЗАО.

В том числе для него перестанут действовать те положения закона № 208-ФЗ, которые регулируют порядок реализации преимущественного права приобретения акций. Поэтому порядок реализации этого права теперь нужно указать в уставе (если в нем нет соответствующих положений). Для этого не обязательно дублировать в уставе соответствующие нормы закона № 208-ФЗ, учитывая, что они все равно потеряют силу для общества. Можно предусмотреть любой разумный порядок реализации преимущественного права.

Бывшие ОАО, которые попадут в категорию непубличных обществ, тоже смогут применять преимущественное право приобретения акций, если включат соответствующие положения в устав. Включение в устав непубличного акционерного общества норм о преимущественном праве или установление особого порядка реализации этого права осуществляется большинством в 3/4 голосов участников собрания (подп. 1 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 закона № 208-ФЗ).

143

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Литература:

1. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ

«Об акционерных обществах».

о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

144

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.