Научная статья на тему 'Проблемы реализации прогрессивной системы при исполнении наказания в виде лишения свободы'

Проблемы реализации прогрессивной системы при исполнении наказания в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
831
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / ТЮРЬМЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ / ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА / ИЗМЕНЕНИЕ ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ПОВЕДЕНИЕ ОСУЖДЕННОГО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомичев Д.А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы прогрессивной системы исполнения наказания в виде лишения свободы, а также предлагаются меры по их преодолению. Исследуются основания перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое, обобщаются мнения авторов на изучаемую проблему, приводится собственная авторская позиция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фомичев Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации прогрессивной системы при исполнении наказания в виде лишения свободы»

УДК 343.842

Проблемы реализации прогрессивной системы при исполнении наказания в виде лишения свободы

■ Д. А. ФОМИЧЕВ - адъюнкт кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России

В статье рассматриваются актуальные проблемы прогрессивной системы исполнения наказания в виде лишения свободы, а также предлагаются меры по их преодолению. Исследуются основания перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое, обобщаются мнения авторов на изучаемую проблему, приводится собственная авторская позиция.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; лишение свободы; исправительные колонии; тюрьмы; осужденные; прогрессивная система исполнения наказания; правила внутреннего распорядка; изменение вида исправительного учреждения; поведение осужденного.

Problems of implementing the progressive system in the execution of imprisonment

■ D. A. FOMICHEV - Adjunct of the Department of Penal Law and the Organization of Educational Work with the Convicts of the Vologda Institute of law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article deals with actual problems of the execution of punishment in the form of imprisonment according to the progressive system, and also proposes measures to overcome them. Studied are the bases for transfer convicts from one correctional institution to another, the opinions of the authors on the problem are summarized, and the author's own position is presented.

Key words: the penal system; deprivation of liberty; correctional colonies; prisons; convicts; progressive system of execution of punishment; inner order rules; changing the type of correctional institution; behavior of the convict.

Эффективное исполнение уголовного наказания является приоритетным направлением уголовной и уголовно-исполнительной политики Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1 УИК РФ целями действующего отечественного уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение

совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Непосредственную реализацию указанных целей осуществляют исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы, одним из наиболее важных критериев эффективности деятельности которых выступает уровень рецидива среди освобожденных лиц. Несомненно, важное значение для предупреждения рецидива преступлений имеет подготовка осужденных к освобожде-нию1. На достижение данной цели направлены институты прогрессивной системы исполнения наказания, к которым относятся изменение условий отбывания наказания и изменение вида исправительного учреждения. Одним из элементов прогрессивной системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы до 1 января 2016 г. выступала зарекомендовавшая себя с положительной стороны система «социальных лифтов»2. Она представляла собой механизм изменения условий отбывания наказания или вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных кри-териев3.

Согласно уголовно-исполнительной классификации (разделению) осужденных в процессе отбывания наказания происходит изменение их правового статуса в сторону сокращения либо увеличения правоогра-ничений. Однако проблема исполнения лишения свободы по прогрессивной системе, в частности института изменения вида исправительного учреждения, недостаточно разработана в теории и не всегда находит абсолютное понимание практическими работниками.

Осужденные к лишению свободы в соответствии со ст. 58 УК РФ и ст. 74 УИК РФ содержатся в исправительных учреждениях - специализированных органах государства, исполняющих наказание в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы. Так, видами исправительных учреждений являются колонии-поселения, исправительные колонии общего, строго и особого режимов, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, а также следственные изоляторы для некоторых категорий осужденных. Данные учреждения призваны, прежде всего, изолировать

опасных преступников от законопослушных граждан, воспитывать их, сочетая в комплексе средства исправления, определенные в ч. 2 ст. 9 УИК РФ, содействовать предупреждению совершения новых преступлений со стороны осужденных и иных лиц.

В современном уголовно-исполнительном законодательстве предусмотрено несколько вариантов изменения вида исправительного учреждения. К переводам положительно характеризующихся осужденных, осуществляемым в порядке поощрения, относятся следующие:

- перевод из исправительной колонии общего или строгого режима в колонию-поселение (п. «в» ч. 2 ст. 78, ч. 1 ст. 128 УИК РФ);

- из тюрьмы в исправительную колонию (п. «а» ч. 2 ст. 78 УИК РФ);

- из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима (п. «б» ч. 2 ст. 78 УИК РФ).

Осужденных, являющихся злостными нарушителями порядка отбывания наказания, переводят следующим образом:

- из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом (п. «а» ч. 4 ст. 78 УИК РФ);

- из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима (п. «б» ч. 4 ст. 78 УИК РФ);

- из исправительной колонии общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму (п. «в» ч. 4 ст. 78 УИК РФ).

Кроме того, возможны переводы осужденных:

- из исправительной или воспитательной колоний, тюрьмы в следственный изолятор для участия в процессуальных мероприятиях;

- из воспитательной колонии в изолированный участок воспитательной колонии (при его наличии), функционирующий как исправительная колония общего режима, или в исправительную колонию общего режима;

- больных осужденных, требующих стационарного лечения, в лечебно-профилактическое учреждение из других исправительных учреждений и обратно;

- осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, для амбулаторного лечения в лечебное ис-

правительное учреждение из других исправительных учреждений и обратно и др.

Таким образом, анализ ст. 78 УИК РФ показывает, что поведение осужденного является главным критерием для принятия решения о переводе его в исправительное учреждение другого вида и, следовательно, лежит в основе прогрессивной системы исполнения наказания.

Еще одним основанием изменения вида исправительного учреждения выступает достижение осужденным определенного возраста в период отбывания наказания в воспитательной колонии (ст. 140 УИК РФ). Положительно характеризующиеся осужденные по достижении ими 18 лет по решению суда могут быть еще на один год оставлены в воспитательной колонии, а отрицательно характеризующиеся осужденные такого права не имеют. Считаем, что администрации воспитательной колонии при формировании документов на конкретного воспитанника и судьям при рассмотрении этого дела следует учитывать все аспекты поведения осужденного в период всего срока отбывания наказания. В связи с этим видится целесообразным ч. 1 ст. 139 УИК РФ после слова «обучение» дополнить словами «положительно характеризующиеся».

Состояние здоровья осужденного, которое может оказать серьезное влияние на процесс отбывания наказания, также является основанием для изменения вида исправительного учреждения (перевод в лечебно-профилактическое или лечебно-исправительное учреждение). Согласно п. 138 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 29.12.2016 г. № 2954, осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, могут быть выписаны из лечебно-профилактических учреждений (это же распространяется и на лечебные исправительные учреждения) и возвращены по прежнему месту содержания при отсутствии медицинских противопоказаний.

Перемещение осужденного из исправительной, воспитательной колонии или тюрьмы в следственный изолятор на срок, определенный органами предварительного расследования, осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальной процедурой.

Таким образом, можно выделить четыре основания изменения вида исправительного учреждения: 1) поведение осужденного; 2) достижение определенного возраста в

период отбывания наказания в воспитательной колонии; 3) состояние здоровья; 4) необходимость решения уголовно-процессуальных вопросов. Однако только первое - поведение осужденного - в разной степени учитывается при всех способах изменения вида исправительного учреждения (за исключением перевода осужденного в следственный изолятор в соответствии с уголовно-процессуальным законом).

Особенности поведения и личности осужденного учитываются при решении многих вопросов, связанных с отбыванием наказания: перевод осужденного в исправительное учреждение другого вида, изменение осужденному вида условий отбывания наказания, применение мер поощрения и взыскания, предоставление права выезда за пределы исправительного учреждения, представление осужденного к условно-досрочному освобождению и др. Вместе с тем конкретные критерии оценки поведения и личности осужденного, его степени исправления, четкого обоснования и закрепления в уголовно-исполнительном законодательстве не получили.

В связи с этим считаем необходимым в статьях УИК РФ закрепить не только способы изменения вида исправительного учреждения, но и критерии оценки поведения и личности осужденных, степени их исправления. Так, ряд авторов считает, что ст. 9 УИК РФ необходимо дополнить следующим положением: «при определении степени исправления осужденного с учетом вида отбываемого наказания учитываются соблюдение им требований режима, отношение к труду, отношение к получению среднего профессионального образования и профессиональному обучению, а также получение осужденным основного общего и среднего общего образования, отношение осужденного к совершенному деянию, раскаяние в совершенном деянии, возмещение причиненного ущерба или иное устранение последствий вреда, причиненного в результате преступления, прохождение осужденным курса лечения от наркомании, алкоголизма, токсикомании, венерических заболеваний, психических расстройств, не исключающих вменяемости, а также его отношение к лече-нию»5.

Заметим, что отсутствует однозначная взаимосвязь стадий изменения условий содержания и изменения вида исправительного учреждения как в отношении осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказа-

ния, так и в отношении положительно характеризующихся осужденных. Так, ч. 2 ст. 78 УИК РФ регламентирует условия изменения вида исправительного учреждения для положительно характеризующихся осужденных, но не содержит требование нахождения осужденных на облегченных условиях отбывания. Такое положение вполне может привести к произволу и коррупции со стороны администрации учреждения при принятии решения о переводе осужденного. Изменение вида исправительного учреждения в отношении положительно характеризующихся осужденных целесообразно только тогда, когда имеющиеся средства облегчения условий отбывания наказания в данном учреждении исчерпаны. Такие осужденные должны иметь поощрения, не иметь взысканий, а также находиться в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов на облегченных условиях отбывания наказания. Принципы прогрессивной системы отбывания наказания необходимо применять и к осужденным, оставленным в воспитательной колонии до достижения возраста 19 лет, законодательно закрепив возможность перевода положительно характеризующихся осужденных в колонии-поселения.

Прогрессивная система исполнения наказания заключается также и в ограничении прав осужденных, нарушающих порядок отбывания наказания, путем применения дисциплинарных мер воздействия (дисциплинарных взысканий, изменения условий содержания). Стоит отметить, что взгляды ученых на юридическую природу данных мер не совпадают. Так, А. И. Марцев объединяет дисциплинарные взыскания, меры, направленные на изменение условий содержания, и меры, применяемые к буйствующим заключенным, в понятие «дисциплинарные меры»6. В. А. Ласточкин считает, что меры дисциплинарного воздействия обозначают совокупность установленных мер поощрения и взыскания7. С. И. Кузьмин отмечает, что меры дисциплинарного воздействия -это только меры взыскания, применяемые к осужденным8.

Мы разделяем мнение А. Е. Федяева, указывающего, что дисциплинарные меры воздействия - совокупность правовых средств, предусмотренных нормами уголовно-исполнительного права, применяемых уполномоченными должностными лицами, как правило, во внесудебном порядке, заключающихся в принуждении осужденных к исполнению правил и обязанностей в целях

способствования индивидуализации исполнения наказания, стимулирования позитивного поведения осужденных в период отбывания наказания, укрепления правопорядка в местах лишения свободы9.

Перечень мер взыскания для осужденных к лишению свободы, являющихся элементами прогрессивной системы, определен в ч. 1 ст. 115 УИК РФ. Особенности условий содержания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах закреплены в одноименной гл. XXIV Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения. Анализ этого нормативного правового акта позволяет сделать вывод о том, что условия содержания в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах не отличаются. Разница видна в содержании нарушителей в штрафных изоляторах, а именно: данный вид дисциплинарного наказания является наиболее суровым и существенно ограничивает права осужденных (в частности, курение там полностью запрещено).

В процессе реализации прогрессивной системы также прослеживается законодательная неопределенность. Например, перевод осужденного в помещение камерного типа, где осуществляется покамерное содержание, по сути, является переводом осужденного в тюрьму. Из этого следует ряд вопросов: чем является помещение камерного типа - мерой взыскания или условием содержания? и почему решение о переводе в помещение камерного типа не принимается комиссионно, как это делается при переводе на строгие условия?

Еще одна проблема прогрессивной системы состоит в соотношении помещения камерного типа и единого помещения камерного типа. Данные меры взыскания можно рассматривать как условия содержания для осужденных, признанных злостными нарушителями, которые отличаются только сроками действия взыскания. Таким образом, в настоящее время в одном исправительном учреждении осужденный, являющийся злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, может содержаться: а) в строгих условиях; б) помещении камерного типа; в) одиночных камерах (в исправительной колонии особого режима); д) едином помещении камерного типа; г) может быть переведен в тюрьму.

Анализ ст. 115, 116 УИК РФ показывает, что отсутствует четкая правовая регламентация

при применении принципов дифференциации и индивидуализации мер взысканий к лишенным свободы, не определены четкие правовые последствия признания осужденного злостным нарушителем режима отбывания наказания. Так, одного нарушителя режима за очередное злостное нарушение водворят в помещение камерного типа, а другого в тюрьму10, что обусловливает возможность злоупотребления должностными полномочиями со стороны администрации исправительного учреждения.

Следующей проблемой прогрессивной системы исполнения наказания следует обозначить нарушение последовательности стадий при изменении вида режима в уголовно-исполнительном законодательстве. В отношении осужденных, признанных злостными нарушителями, изменение вида исправительного учреждения целесообразно только после их перевода в строгие условия.

Наибольшую эффективность применения прогрессивной системы отбывания наказания возможно достичь при непрерывном процессе исправления, то есть при такой его организации, когда осужденные остаются в одном исправительном учреждении до освобождения. В этой связи интересным представляется вопрос, связанный с функционированием исправительных учреждений с различными видами режима.

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы широкое распространение получила практика создания на территориях исправительных учреждений изолированных участков с разными видами режима. На территории исправительных колоний успешно функционируют участки тюремного типа в виде штрафных изоляторов, помещений камерного типа, участков строгих условий, помещений, функционирующих в режиме тюрьмы. Широкое распространение получает организация изолированных участков с режимом колонии-поселения.

Кроме того, на территориях исправительных учреждений созданы и с 1 января 2017 г. реализуют свою деятельность изолированные участки, функционирующие как исправительные центры11. Практика внедрения таких участков получает распространение. Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 2392-р «О создании федеральных казенных учреждений»12 созданы четыре исправительных центра в Приморском и Ставропольском краях, в Тамбовской и Тюменской

областях. Кроме того, при действующих исправительных колониях организовано семь изолированных участков, которые также будут функционировать как исправительные центры. Общий лимит наполнения - 896 осужденных.

На основании вышеизложенного возникает вопрос в определении правовой природы исправительного учреждения с различными видами режима, а также исправительного учреждения, исполняющего разные виды наказаний. Так, ряд авторов определяют данные учреждения как «комплексные исправительные учреждения», состоящие из отдельных изолированных участков (помещений) с установленными в них самостоятельными требованиями порядка и условий отбывания наказания и предназначенных для содержания осужденных, в том числе и к различным видам наказания (лишение свободы, принудительные работы), а также оказания на них исправительного воздействия с помощью закрепленных в законе средств исправления13. Полагаем, следует поддержать высказанное мнение.

Прогрессивная система исполнения наказания в виде лишения свободы требует дальнейшего реформирования, законодательного закрепления исправительных учреждений с различными видами режима. Для этого необходимо исследовать целый ряд важных вопросов, связанных с организацией деятельности таких учреждений: архитектурные модели новых типов учреждений, средства дифференциации режима отдельных структурных частей (изолированных участков) учреждения, нормативное закрепление критериев классификации осужденных на разных этапах отбывания наказания, последовательности стадий при изменении вида режима. В научной литературе отмечается и ряд других проблемных вопросов, связанных с развитием системы так называемых гибридных исправительных учреждений: обеспечения безопасности, прав осужденных, материально-технического обеспечения, профессиональной подготовки кадров и др.14

Таким образом, полагаем, что в настоящее время назрела необходимость пересмотра подходов к системе исправительных учреждений с углублением дифференциации исполнения наказания, а также совершенствования порядка изменения их видов в порядке поощрения и наказания. Для этого необходимы:

1. Научная проработка и обоснование содержания и построения прогрессивной

системы исполнения наказания, ее принципов, уровней и элементов с последующим законодательным оформлением.

2. Систематизация и законодательное закрепление критериев исправления осуж-

денных, в частности критериев оценки их поведения.

3. Определение правовой природы вида исправительного учреждения с различными видами режима.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Южанин В. Е., Кириллов С. И., Бабунов В. Ю. Раннее предупреждение постпенитенциарного рецидива преступлений (уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты) : моногр. Коломна, 2011. С. 175.

2 См., напр.: Голодов П. В. Проблемы применения системы «социального лифта» в условиях исправительного учреждения для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 18. С. 26-33.

3 См.: Методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства : указание директора ФСИН России от 25.03.2011 г. № 15-5093-01.

4 См.: Российская газета. 2016. 29 дек.

5 Голодов П. В., Рудаков А. М. Критерии оценки поведения осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве: вопросы систематизации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 3 (35). С. 64-67.

6 См.: Марцев А. И. Дисциплинарная ответственность осужденных к лишению свободы : учеб. пособие. Омск, 1969. С. 22.

7 См.: Ласточкин В. А. Эффективность наказаний в виде лишения свободы в исправительно-трудовых колониях общего режима : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1972. С. 106.

8 См.: Кузьмин С. И. Развитие советских исправительно-трудовых учреждений в 60-80 годах : учеб. пособие. М., 1990. С. 29.

9 См.: Федяев А. Е. Меры взыскания, применяемые к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005. С. 8.

10 См.: Федореев П. Классификация осужденных по степени исправления // Преступление и наказание. 1999. № 12. С. 68.

11 Об утверждении порядка создания при исправительных учреждениях уголовно-исправительной системе изолированных участков, функционирующих как исправительные центры : приказ Минюста России от 08.04.2014 г. № 67 // Российская газета. 2014. 25 апр.; Утвержден порядок создания при исправительных учреждениях изолированных участков, функционирующих как исправительные центры. URL: http://mosoblproc.ru/explain/utverzhden-poryadok-sozdaniya-pri-ispravitelnyih-uchrezhdeniyah-izoMrovannyih-uchastkov-funktsioniruy-ushhih-kak-ispravitelnyie-tsentryi/

12 См.: СЗ РФ. 2016. № 47. Ст. 6691.

13 См., напр.: Уткин В. А. Ресоциализация и прогрессивная система // Новый юридический журнал. 2012. № 3. С. 69.

14 См.: Усев Р. З. Перспективы развития системы гибридных исправительных учреждений в аспекте обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 4. С. 30-35.

1 Sm.: Juzhanin V. E., Kirillov S. I., Babunov V. Ju. Rannee preduprezhdenie postpenitenciarnogo recidiva prestuplenij (ugolovno-pravovoj i ugolovno-ispolnitel'nyj aspekty) : monogr. Kolomna, 2011. S. 175.

2 Sm., napr.: Golodov P. V. Problemy primenenija sistemy «social'nogo lifta» v uslovijah ispravitel'nogo uchrezhdenija dlja lic, sovershivshih prestuplenija v nesovershennoletnem vozraste // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2012. № 18. S. 26-33.

3 Sm.: Metodicheskie rekomendacii po ispol'zovaniju sistemy «social'nyh liftov» v ispravitel'nyh uchrezhdenijah FSIN Rossii v uslovijah dejstvujushhego zakonodatel'stva : ukazanie direktora FSIN Rossii ot 25.03.2011 g. № 15-5093-01.

4 Sm.: Rossijskaja gazeta. 2016. 29 dek.

5 Golodov P. V., Rudakov A. M. Kriterii ocenki povedenija osuzhdennyh v ugolovno-ispolnitel'nom zakonodatel'stve: voprosy sistematizacii // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2016. № 3 (35). S. 64-67.

6 Sm.: Marcev A. I. Disciplinarnaja otvetstvennost' osuzhdennyh k lisheniju svobody : ucheb. posobie. Omsk, 1969. S. 22.

7 Sm.: Lastochkin V. A. Jeffektivnost' nakazanij v vide lishenija svobody v ispravitel'no-trudovyh kolonijah obshhego rezhima : dis. ... kand. jurid. nauk. Saratov, 1972. S. 106.

8 Sm.: Kuz'min S. I. Razvitie sovetskih ispravitel'no-trudovyh uchrezhdenij v 60-80 godah : ucheb. posobie. M., 1990. S. 29.

9 Sm.: Fedjaev A. E. Mery vzyskanija, primenjaemye k osuzhdennym, otbyvajushhim nakazanie v ispravitel'nyh uchrezhdenijah Rossijskoj Federacii : dis. ... kand. jurid. nauk. Omsk, 2005. S. 8.

10 Sm.: Fedoreev P. Klassifikacija osuzhdennyh po stepeni ispravlenija // Prestuplenie i nakazanie. 1999. № 12. S. 68.

11 Ob utverzhdenii porjadka sozdanija pri ispravitel'nyh uchrezhdenijah ugolovno-ispravitel'noj sisteme izolirovannyh uchastkov, funkcionirujushhih kak ispravitel'nye centry : prikaz Minjusta Rossii ot 08.04.2014 g. № 67 // Rossijskaja gazeta. 2014. 25 apr.; Utverzhden porjadok sozdanija pri ispravitel'nyh uchrezhdenijah izolirovannyh uchastkov, funkcionirujushhih kak ispravitel'nye centry. URL: http://mosoblproc.ru/ explain/utverzhden-poryadok-sozdaniya-pri-ispravitelnyih-uchrezhdeniyah-izolirovannyih-uchastkov-funktsioniruy-ushhih-kak-ispravitelnyie-tsentryi/

12 Sm.: SZ RF. 2016. № 47. St. 6691.

13 Sm., napr.: Utkin V. A. Resocializacija i progressivnaja sistema // Novyj juridicheskij zhurnal. 2012. № 3. S. 69.

14 Sm.: Usev R. Z. Perspektivy razvitija sistemy gibridnyh ispravitel'nyh uchrezhdenij v aspekte obespechenija bezopasnosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2017. № 4. S. 30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.