ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО: МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
Анисимкова Н.В.,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Проблема реализации прав несовершеннолетних детей всегда присутствовала в нашем государстве. Эпоха перестройки, тяжелые 90-е годы существенно усугубили ее, и даже ратификация Конвенции о правах ребенка в целом не привнесла кардинальных перемен в лучшую сторону. Безусловно, появление главы «Права несовершеннолетних детей», рассмотрение несовершеннолетнего в первую очередь как носителя прав и обязанностей, а не только как объект родительской заботы, является достижением отечественного законодательства. В тоже время, провозглашая права, законодатель не позаботился о гарантиях их реализации. В первую очередь это касается права на получение алиментов.
Уклонение от уплаты алиментов составляет 60 % от всех видов посягательств на права несовершеннолетних, при устойчивой динамике роста этого преступления1. За прошлый год к производству в службу судебных приставов поступило порядка 2 миллионов дел по фактам злостного уклонения от уплаты алиментов. Из них лишь 82 тысячи были исполнены. Общий долг родителей перед детьми в России на сегодняшний день составляет около 1 миллиарда рублей2. На протяжении всего периода развития отечественного законодательства и правоприменитель и законодатель обращали внимание на неудовлетворительное исполнение судебных решений. Были предписания, призывающие бороться с уклоняющимися от уплаты алиментов. Решающую роль в обострении ситуации всегда играют социально-экономические факторы (безработица, низкий уровень заработной платы и др.) Что же касается воз-
1 См.: Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 195.
2 См.: http://www.vesti.ru/doc.html?id=365145.
можностей законодательства в этой сфере, то здесь уместно обратиться к опыту зарубежных государств.
В некоторых странах (Польша, Франция) созданы государственные алиментные фонды, предназначенные для выплат денежных средств на содержание детей на период розыска родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов1. В Польше из этого фонда производятся денежные выплаты при невозможности взыскать алименты с обязанных лиц. Распоряжается средствами фонда Управление социального страхования. Средства фонда формируются из сумм, взысканных с лиц, обязанных платить алименты, дотаций из бюджета, добровольных взносов и иных источников.
Правом на получение выплат и алиментного фонда пользуются дети, которым алименты присуждены судебным решением, но взыскание которых оказалось невозможным. Выплаты производятся в размере, не превышающем суммы, определенной Управлением социального страхования в течение года с последующим новым расчетом. Принимается во внимание размер дохода на члена семьи, получающего алименты. Выплаты прекращаются по достижении совершеннолетия, если ребенок не продолжает учиться в школе2.
В Латвии в 2005 году создан Гарантийный фонд средств на содержание детей, деятельность которого также является весьма эффективной3.
О создании подобного фонда в нашей стране говорили еще в сентябре 2007 г. представители Федеральной службы судебных приставов (ФССП)4. Возможность существования фонда одобрили Общественная палата, Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ5. По мнению приставов, государственный фонд для алиментов, формируемый за счет бюджетных средств, станет наиболее действенной мерой для поддержки матерей, в одиночку воспитывающих детей. Такие родители автоматически будут получать алименты от государства по решению суда, а дело приставов - разыскать неплательщика и заставить его вернуть уплаченное фондом6. Проработкой этой идеи сейчас занимается комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Полный пакет предложений по решению проблем с алиментами будет представлен президенту в мае7. Охрана детства поставлена под защиту государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, ч 1 ст. 1 СК РФ). Последнее должно выполнять взятые на себя обязательства. Фонд является наилучшим выходом из сложившейся ситуации.
Обращаясь к проблеме взыскания алиментов с родителей в пользу несовершеннолетних отметим, что ее предлагают решать и другими способами. Так, применяют ограничение выезда за границу. Из 7 тысяч злостных неплательщиков, которые с начала 2008 года не смогли пересечь границу, око-
1 См.: Уенкова О.Г. К вопросу о защите имущественных прав детей при расторжении их родителями брака // Семейное и жилищное право. 2009. № 1. С. 16-17.
2 См.: Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве РФ. М., 2006. // Информационная база «КонсультантПлюс: Высшая школа».
3 См.: Князева Е. Алиментный фонд найдет должников //http://www.gudok.ru/sociaty/?pub_id=389582.
4 См.: http:// www.hozvo.ru/paholkov/index.php?artes=875.
5 См.: http://www.vesti.ru/doc.html?id=365145.
6 См.: http://www.hozvo.ru/paholkov/index.php?artes=875
7 См.: Князева Е. Алиментный фонд найдет должников //http://www.gudok.ru/sociaty/?pub_id=389582.
т
ло 2 тысяч — алиментщики1. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ П. Астахов считает необходимым ужесточить наказание по ст. 157 УК РФ, установив лишение свободы2. Мы не согласны с данной позицией. Это не поможет решить проблему. Исправительные учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы не обладают возможностью трудоустроить всех осужденных. Лица, обеспеченные работой, получают, как правило, мизерную заработную плату. Так, средний заработок на одного осужденного в день в учреждениях УИС в 2009 г. составил 143 руб. 4 коп.3 Вероятность взыскания алиментов с этой группы осужденных ниже, чем, к примеру, с приговоренных к исправительным работам.
Еще один вопрос, который широко обсуждается на страницах юридической литературы: право пользования несовершеннолетним жилым помещением родителей. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципом обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи4. Согласно ч. 2 ст. 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.89 г. родители несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка5. Прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил ч. 4 ст. 31 ЖК РФ (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» от 2 июля 2009 г.) Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка даже при расторжении брака, признании его недействительным или раздельном проживании родителей6.
На наш взгляд, будет уместным в ст. 60 СК РФ закрепить право несовершеннолетнего пользоваться жилыми помещениями обоих родителей. Предлагаем ч. 4 ст. 60 СК изложить в следующей редакции: «Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Ребенок обладает правом пользования жилыми помещениями обоих родителей. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию». О законодательном закреплении подобной нормы высказывались многие юристы.
До недавнего времени при отчуждении жилого помещения, в котором проживали дети, охранялись интересы только тех из них, которые остались без
1 См.: http://www.hozvo.ru/pаholkov/index.php?аrtes=875.
2 См.: http://www.vesti.ru/doc.html?id=365145.
3 См.: Итоги работы ФСИН России в 2009 году. Выступление генерал-полковника внут-
ренней службы А.А. Реймера на расширенном заседании коллегии ФСИН России 19 февраля 2010 года // http://ufsin.brk.ru/index.php?name=News&op=printpage&sid=127.
4 См.: ч.3 ст. 1 Семейного кодекса РФ. М.: Проспект, КноРус, 2010. С. 3.
5 См.: Конвенция о правах ребенка от 20.11.89 г. // Информационная база «Консультант-Плюс: Высшая школа».
6 См.: Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших
в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» от 2 июля 2009 г. // Информационная база «КонсультантПлюс: Высшая школа».
родительского попечения или находятся под опекой (попечительством). Конституционный Суд РФ признал п. 4 ст. 292 ГК РФ отчасти не соответствующим Конституции РФ1, как нарушающий права несовершеннолетних, находящихся под заботой родителей. О необходимости внесения изменений в п. 4 ст. 292 ГК ученые и практики (И.П. Безрук, А. Головань, О.Ю. Ильина и др.) говорят давно. Действительно гражданским законодательством была создана беспере-цендентная ситуация, когда права соседей охранялись законом (ст. 293 ГК), а права несовершеннолетних оказывались незащищенными. Возможности родителей по продаже своего жилого помещения должны быть ограничены истребованием согласия органа опеки и попечительства. П. 2 ст. 209 ГК гласит «собственник вправе ... совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону ...». Такие ограничения в первую очередь касаются тех родителей, которые злоупотребляют спиртными напитками и наркотическими веществами. Дети не должны оказываться на улице из-за заболеваний родителей, даже когда вопрос стоит исключительно о собственности законных представителей.
Согласно ст. 57 СК РФ ребенку предоставлено право самостоятельно выражать свое мнение. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет обязателен. Надо отметить, что суды зачастую игнорируют это положение статьи. Дети редко становятся участниками судебных заседаний. Особенно это касается вопроса места жительства ребенка при разводе родителей2.
Семейным кодексом установлены случаи, когда орган опеки и попечительства или суд принимают решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. К таким случаям относятся:
1) изменение имени и фамилии ребенка;
2) восстановление в родительских правах;
3) усыновление;
4) изменение фамилии, имени, отчества усыновленного ребенка;
5) запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка;
6) изменение фамилии, имени, отчества при отмене усыновления;
7) назначение опекуна.
Считаем обоснованным добавить к данному перечню:
1. продажу недвижимого имущества ребенка. С 14 лет несовершеннолетний сам, с письменного согласия своих законных представителей, отчуждает имущество, что же касается малолетнего, то его мнение не имеет существенного правового значения. В то же время, имущество может быть очень дорого ребенку, а родители, орган опеки и попечительства, думая, что действуют в интересах ребенка, не слышат его;
2. согласно Правилам создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.05.09 г. № 423 передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия. Ч. 2 ст. 152 СК гласит: «К отношениям, вытекающим из
1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке
конституционности п. 4 ст. 292 ГК РФ в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой» от 8 июня 2010 г. N 13-П.
2 См.: Эрделевкий А. Ребенок - тоже человек // Человек и закон. 1998. № 11-12. С. 74.
договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК»1. Таким образом, правила гл. 20 распространяются на рассматриваемые отношения только после того как договор заключен. Получается, что необходимость получения согласия ребенка, достигшего 10 лет, устанавливается подзаконным нормативным актом. Считаем необходимым внести соответствующие дополнения в Семейный кодекс РФ.
О необходимости расширить случаи, когда мнение ребенка должно быть учтено пишет и О.Ю. Ильина. В работе «Интересы ребенка в семейном праве РФ» она отмечает: « . мнение ребенка характеризуется наличием правовой значимости и в ряде случаев учет мнения ребенка является юридическим основанием для принятия того или иного решения. С целью обеспечения прав и интересов детей предлагаем внести в ст. 57 СК РФ следующие дополнения:
1) перечень случаев, когда органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста, должен быть расширен с одновременным внесением дополнений в соответствующие статьи Семейного кодекса:
- при рассмотрении судом иска об установлении отцовства в отношении данного ребенка (п. 4 ст. 48);
- при рассмотрении судом иска об отмене усыновления (ст. 142);
2) следуя принципу разграничения правового статуса малолетних и несовершеннолетних, должно быть придано правовое значение достижению ребенком возраста 14 лет. В связи с чем представляется обоснованным включить в ст. 57 СК РФ правило: "В случаях, предусмотренных законом, обязательным является согласие ребенка, достигшего возраста 14 лет";
3) исходя из вышесказанного, необходимость получения согласия ребенка, достигшего возраста 14 лет, нужно учитывать:
- при расторжении брака в судебном порядке, в частности, при решении вопроса о месте жительства несовершеннолетних детей;
- при заключении между родителями, проживающими раздельно, соглашения о месте жительства детей, что предполагает, в свою очередь, внесение дополнений в п. 2 ст. 24 и п. 3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации»2.
Несовершеннолетние - особая категория, в силу возраста, развития они нуждаются в специальной защите. Во вне от их имени выступают законные представители. С 14 лет ребенок вправе обратиться в суд самостоятельно, до достижения этого возраста - в орган опеки и попечительства. Проблема заключается в том, что не все дети знают о своих возможностях. Введение в школьный курс дисциплины «Обеспечение прав несовершеннолетних» будет способствовать преодолению правовой безграмотности и активизации несовершеннолетних в вопросе самостоятельной защиты своих прав. В нашей стране дети практически не обращаются за защитой своих прав.
Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных
1 См.: Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 г. // Информационная база «КонсультантПлюс: Высшая школа».
2 См.: Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве РФ. М., 2006. // Информационная база «КонсультантПлюс: Высшая школа».
интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (ч. 3 ст. 56 СК РФ).
Надо отметить, что всех вышеперечисленных мер оказывается недостаточно, органы опеки и попечительства не на все случаи реагируют, нет учета детей, нуждающихся в помощи. Применительно к последнему хотелось бы обратиться к законодательству Великобритании, где ведется Реестр защиты детей. Для внесения в Реестр дети регистрируются по определенным категориям. Деление на категории может производится по принципу пренебрежительного отношения к детям (невыполнения обязанности в отношении ребенка) либо физического, эмоционального, сексуального злоупотребления родительскими правами.1
Обращая внимание на недостатки в этом вопросе В.Н. Герасимов пишет: «Уместно организовать специальную службу безопасности детей. Она может быть структурным подразделением МЧС либо современных органов опеки и попечительства. Ее сотрудники - инспектора - должны знать условия жизни каждого ребенка на своем участке, имеет необходимые чрезвычайные полномочия для спасения ребенка - жертвы разнообразных негативных явлений. Полезным здесь может оказаться опыт дореволюционной России. В 1892 г. в Санкт-Петербурге был учрежден особый отдел защиты детей, участковые попечители которого должны были собирать сведения обо всех случаях жестокого обращения с детьми и имели полномочия на беспрепятственный доступ во все места, где могли нарушаться интересы малолетних»2. Согласно ст. 8 федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.08 г. «к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: 1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства ...». Второй вариант, предложенный В.Н. Герасимовым, более соответствует ныне действующему законодательству. Необходимость в таком подразделении действительно имеется, создав подобную структуру, у нас будет возможность вести указанный Реестр детей, нуждающихся в защите. Повторимся, что органы опеки и попечительства не всегда получают сведения о детях, нуждающихся в защите, соседи заняты своими вопросами, равно как и учителя, а ребенок просто растерян и не знает, куда обратиться.
Подводя итог, отметим, построение правового государства не обусловливается исключительно провозглашением прав человека и гражданина, оно связывается также и с созданием условий их реализации. Закрепление норм, нарушающих права ребенка, многолетнее обсуждение необходимости создания алиментного фонда, отсутствие механизма реализации прав несовершеннолетнего не способствуют повышению авторитета правоохранительных органов. Дети - наше будущее. Наше отношение к ним есть, в то же время, забота и о нас самих.
1 См.: Татаринцева Е.А. Защита прав ребенка по английскому праву //Защита прав ребенка в современной России / отв. ред. А.М. Нечаева. М.: ИГП РАН, 2005. С. 48, 49.
2 См.: Герасимов В.Н. Семейно-правовые принципы воспитания и защиты детей //Защита прав ребенка в современной России / отв. ред. А.М. Нечаева. М.: ИГП РАН, 2005. С. 58.
її'