Научная статья на тему 'Проблемы развития туристско-гостиничного бизнеса России и пути их решения'

Проблемы развития туристско-гостиничного бизнеса России и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1209
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСТИНИЧНЫЕ СЕТИ / МЕНЕДЖМЕНТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОХОДНОСТИ / ТOURISM / HOTEL CHAINS / MANAGEMENT / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / MARKETING STRATEGIES / REVENUE INCREASE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костин Константин Борисович

В статье рассматриваются особенности развития российского туристско-гостиничного бизнеса в условиях рынка. Обосновывается актуальность обеспечения гибкого и эффективного менеджмента. Обозначены проблемы и предложены пути их решения с учетом современного состояния российской экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костин Константин Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of tourism and hospitality business development in modern

The article deals with investigation of tourism and hospitality business development characteristics under market conditions in the Russian Federation. The actuality of flexible and effective management provisions is justified. The problems are emphasized and relevant solutions taking into account the current state of the Russian economy are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития туристско-гостиничного бизнеса России и пути их решения»

К Б. КОСТИН

Константин Борисович КОСТИН — кандидат технических наук, доцент кафедры управления предпринимательской деятельностью СПбГУСЭ.

В 1998 г. окончил университет в г. Хантсвилл (США), в 2000 г. — Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ». С 2009 г. по настоящее время работает в СПбГУСЭ.

Автор более 45 научных работ.

Сфера научных интересов — менеджмент в предпринимательской деятельности (включая туристско-гостиничный бизнес), реве-ню-менеджмент, международный маркетинг, глобализация и управление образовательным процессом в мировом информационном пространстве.

-Ф- -Ф- -Ф-

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА РОССИИ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Введение

В настоящее время туристско-гостиничный бизнес по масштабности и обороту денежных потоков выступает в мировой экономике на одно из первых мест. Туризм, ставший безусловным феноменом развития мирового сообщества на протяжении последнего столетия, является сегодня одной их наиболее динамично развивающихся сфер экономической деятельности [3], привлекательность которой состоит в более быстрой по сравнению с другими видами бизнеса окупаемости вложенных в него средств. Благодаря социальному, политическому и экономическому прогрессу за последние двадцать лет, туризм становится доступным все более широким слоям населения, в том числе и в России. Большинство регионов нашей страны обладают значительными потенциальными возможностями развития рекреационного, культурно-познавательного, экологического и т. п. туризма [1; 9].

Постоянный рост общего числа туристов стимулирует развитие гостиничного сектора, главными тенденциями которого являются глобализация и интеграция бизнеса, приводящие к созданию крупных корпораций и сетевых гостиничных комплексов. При этом перманентное накопление материальных активов, использующееся на мировом рынке услуг в качестве ресурса повышения конкурентоспособности, изменчивость и неустойчивость рынка, связанные, в частности, с финансовым кризисом 2009 г., возможная переориентация потребительских предпочтений и т. п. всегда актуализируют проблему обеспечения гибкого и эффективного менеджмента.

Особую значимость эта проблема приобретает для современной России, где туристско-гостиничная индустрия находится пока в стадии становления, а исследования в области создания методологии и алгоритмов управления бизнесом в этой сфере до сих пор носят разрозненный, фрагментарный характер и далеки еще от разработки комплексного подхода к формированию конкурентоспособных стратегий развития.

1. Современное состояние туристско-гостиничной индустрии России

Одна из главных особенностей адаптации российской туристско-гостиничной индустрии к развивающимся рынкам в процессе перестройки 90-х годов заключалась в том, что мировые стандарты ведения бизнеса были предъявлены предприятиям, которые никогда не были рыночными [8]. Для того чтобы понять сущность перемен, происходивших в экономике России на этапе перехода к рыночным методам хозяйствования, необходимо учитывать действие как макроэкономических, так и микроэкономических факторов. Как известно, к важнейшим рыночным реформам на макроуровне, проведенным российским правительством в процессе перестройки, можно отнести либерализацию цен; децен-

Ж

ГРНТИ 06.52.13 ©КБ. Костин,2013

трализацию процессов управления, финансирования и распределения ресурсов; создание новой банковской системы и приватизацию. Устранение административного контроля над принятием решений на микроуровне явилось одним из важнейших достижений в либерализации поведения предприятий туристско-гостиничного комплекса как субъектов хозяйствования. С момента проведения этих реформ прошло более 15 лет, в течение которых туристско-гостиничная индустрия страны претерпела полную перестройку с ориентацией на мировые стандарты XXI в.

Толчком к ее развитию и модернизации, а также возникновению отечественных сетевых гостиничных комплексов послужило появление на российском рынке международных гостиничных сетей. Под их управлением в стране к настоящему моменту функционирует около 10 % от общего количества гостиниц. Предлагаемые ими стандарты и технологии по обеспечению высокого уровня услуг являются моделью развития отечественных гостиничных сетей и повышения эффективности управления национальным гостиничным бизнесом в целом.

К ключевым направлениям развития российского гостиничного рынка можно отнести строительство крупных многофункциональных комплексов, реализацию проектов по возведению типовых гостиниц в регионах, реконструкцию советских гостиниц, строительство мини-гостиниц. В целом по России в городах располагается до 60 % гостиниц, в сельской местности ~34 % [16]. Доминирующее влияние на состояние туристско-гостиничной отрасли страны в целом оказывают гостиничные рынки Москвы и Санкт-Петербурга, где хорошо развита структура делового туризма и высока концентрация западных гостиничных комплексов. Большинство постояльцев московских и петербургских гостиниц — иностранцы и весьма обеспеченные россияне, приехавшие с деловыми целями или с целью туризма, предпочитающие 4-5-звездочные отели. Отечественный гостиничный бизнес, развивая свое присутствие в городах-мегаполисах в условиях жесткой конкуренции с международными гостиничными сетями, позиционирует себя широкой географической репрезентативностью в регионах, как правило, в среднем ценовом диапазоне. Клиентскую базу здесь составляют, главным образом (порядка 87 %), командировочные, путешествующие внутри страны. Рост объема делового туризма, все шире охватывающего мегаполисы и другие крупные города России, безусловно, способствует увеличению темпов развития гостиничного бизнеса в городах. В сельской местности все увереннее завоевывает свою нишу агротуризм, с развитием которого открываются широкие возможности создания альтернативы сетевому бизнесу — организации мини-гостиниц, приобретающих все большую популярность вследствие их высокой рентабельности, растущего спроса на туристские услуги и т. п.

В целом в наши дни туристско-гостиничный бизнес в России вносит свою лепту как в экономическое развитие государства, так и в повышение качества жизни населения. Однако, несмотря на безусловный прогресс в развитии, российская туристско-гостиничная индустрия по мировым стандартам находится до сих пор на начальном этапе своего формирования. Известно, что состояние любой сферы хозяйствования определяется, прежде всего, общим состоянием экономики страны. Нынешнее состояние экономики России характеризуется пока еще несовершенной структурой собственности (несовершенством законодательства в области управления собственностью), неразвитостью рынка труда, финансово-организационными проблемами, отсутствием условий добросовестной конкуренции, нередко отсутствием рычагов урегулирования сложностей внутриотраслевого взаимодействия, в частности в туристско-гостиничной индустрии (между администрацией гостиниц и туроператорами). Кроме того, изменившаяся в стране вследствие мирового экономического кризиса 2009 г. финансовая ситуация привела к пересмотру объемов и сроков реализации многих проектов, а в некоторых случаях — даже к «замораживанию» объектов туристских дестинаций и продаже гостиничных активов.

Проанализируем ряд конкретных задач, решение которых обеспечит дальнейший прогресс в развитии современной туристско-гостиничной индустрии России.

2. Подходы к реализации процесса интенсификации развития российского туристско-гостиничного бизнеса

2.1. Увеличение объемов инвестиций

Увеличение объемов инвестиций характеризует конкурентоспособность экономики. Применительно к туризму и гостиничному бизнесу инвестиции означают использование финансовых ресурсов в форме долгосрочных (на срок более одного года) капиталовложений в туристскую отрасль как внутри страны, так и за границей в целях получения желаемой величины прибыли от вложенных средств.

Для оценки целесообразности вложений в тот или иной объект, выбора альтернативных вариантов и определения эффективности размещения ресурсов используется понятие инвестиционной привлека-

тельности. Под инвестиционной привлекательностью можно понимать предлагаемые государством или компаниями такие условия вложения инвестиций, их гарантированности и привлекательности, которые бы помогали оценить степень вероятности достижения выдвигаемых целей инвестирования, выраженную в индивидуальных ожиданиях инвесторов.

Формирование методологии оценки инвестиционной привлекательности предприятий в России находится на начальной стадии. Проблемы системного исследования закономерностей развития инвестиционной деятельности, повышения эффективности управления движением инвестиционных потоков и выработки подходов к анализу инвестиционной привлекательности в российской экономической науке решаются преимущественно для отраслей материального производства. Между тем в ту-ристско-гостиничном бизнесе проблема инвестиционной привлекательности стоит особенно остро. Инвестиции в туризм и гостиничный бизнес представляют собой процесс создания с помощью капитала новых туристских объектов, модернизацию или реконструкцию существующих объектов, способных производить и оказывать определенные виды туристских и гостиничных услуг, а также нематериальных активов (изобретения, ноу-хау и т. д.). В рамках проводимых автором исследований [5] на основе использования общих экономических основ анализа и оценки финансового состояния, перспектив развития и роста предприятий туриндустрии сформирована стратегия и разработан алгоритм оценки инвестиционной привлекательности компаний туристско-гостиничной отрасли (см. рис. 1).

Инвестиции становятся таковыми, если на них имеются спрос и предложение, а также если интересы продавцов, покупателей и других участников инвестиционного процесса совпадают, т. е. имеется баланс интересов. Если эти условия соблюдены, то инвестиции в туризм и гостиничный бизнес будут выгодны как сотрудникам туристской отрасли, так и туристам. Ценность проводимых в этой сфере бизнеса исследований заключается в том, что предлагаемые модели и практический инструментарий могут быть непосредственно использованы как самими предприятиями туриндустрии, так и потенциальными инвесторами для принятия правильных инвестиционных решений.

Прим:, коэффициент Р/Е (англ. Price to Earnings — цена на прибыль) показывает, за какой период времени компания окупит вложения в нее; коэффициенты р и а оценивают влияние рынка и выбранной компанией стратегии на доходность; коэффициент Шарпа (англ. Sharp ratio) характеризует соотношение между доходностью и риском [12]. В — коэффициент удержания некоторой части прибыли компании с целью ее последующего реинвестирования; g — коэффициент роста компании, который определяется из анализа модели устойчивого роста [11].

Рис. 1. Алгоритм оценки инвестиционной привлекательности компаний туристско-гостиничного бизнеса

2.2. Развитие и использование маркетинговых стратегий

Анализ состояния проблемы использования маркетинга как эффективного средства развития тури-стско-гостиничного сектора экономики России приводит к следующим не слишком утешительным выводам.

Маркетинговые стратегии российских предприятий туристско-гостиничного бизнеса, являющиеся, по сути, основным инструментом конкурентной борьбы, пока не всегда успешны и эффективны. Следование основным принципам маркетинга, включающим в себя, прежде всего, главный момент — фокусирование на удовлетворении нужд клиента, — еще не стало доминантой в деятельности большинства предприятий отечественной индустрии гостеприимства. Для представителей российской сферы услуг ответственность перед клиентами и партнерами, бюджетом и акционерами не всегда оказывается приоритетной задачей. Об этом свидетельствует зачастую низкий уровень управленческой дисциплины и качества обслуживания, отсутствие заинтересованности персонала в улучшении работы и т. д. У отечественных маркетологов нет достаточного опыта проведения глубоких маркетинговых исследований, стратегического планирования, работы в информационном пространстве с использованием информационных систем последнего поколения. При этом не всегда и не везде владельцы российских отелей обеспечивают службы маркетинга необходимой материальной базой для проведения маркетинговых исследований на должном уровне с применением современных методик.

Формирование методологии творческого и всестороннего использования всех мероприятий комплекса маркетинга как надежного инструмента достижения успеха на рынке с учетом особенностей развития национальной экономики еще не стало приоритетной задачей российской экономической науки. Недостаточно также изучается и используется опыт работы зарубежных коллег.

Одна из важных стратегических целей маркетинга как средства успешного развития туристско-гостиничного бизнеса страны видится также в создании положительного имиджа России в мировом бизнес-пространстве, формировании позитивного информационного поля вокруг туризма в Российской Федерации.

2.3. Внедрение прогрессивных технологий обеспечения высокой доходности

В условиях деятельности в высококонкурентной среде предприятия туристско-гостиничного сервиса всего мира заняты постоянным поиском новых стратегий и подходов к управлению бизнесом, использованию и внедрению технологий, направленных на обеспечение высокой доходности. Применение описанных далее технологий в российской туристско-гостиничной индустрии находится пока в зачаточном состоянии, но за ними будущее в любой стране, где развитие экономики сферы сервиса относится к разряду приоритетных задач государства.

1. Ревеню-менеджмент — это технология формирования ценовой политики на основе прогнозирования спроса. Основная задача этой технологии в сфере туристского бизнеса — достижение оптимального соотношения между спросом на услуги туристско-гостиничного рынка и соответствующим предложением, иными словами, формирование предложения, соответствующего определенному уровню спроса. Архитектура эффективной системы ревеню-менеджмента для туристского предприятия должна включать в себя четыре уровня, представленных на рис. 2 [10].

Рис. 2. Архитектура ревеню-менеджмента для предприятия ту р и с тс к о - го ст и н и ч н о й индустрии

Первый уровень предполагает создание глубоко продуманной системы сбора соответствующих данных. Например, в гостиничном комплексе целесообразно собирать максимум данных, связанных с пребыванием постояльцев: длительность пребывания; услуги, которыми они пользовались; полная информация по их расходам, сфере деятельности, доходам, семейному положению, контакты и т. д. Чем более полной будет информация на входе системы, тем точнее можно будет ее оценить и получить наиболее точный результат на выходе. Второй и третий уровни — это, по сути, программно реализованный математический алгоритм, который производит оценку, прогнозирование и оптимизацию и, тем самым, обеспечивает создание оптимальной модели спроса на тот или иной товар или услугу.

Таким алгоритмом может быть, в частности, алгоритм, работающий по методу наименьших квадратов (МНК), производящий в доли миллисекунд тысячи итераций под контролем оптимально подобранных весовых коэффициентов [14; 15]. Четвертый уровень — контроль выходных данных — отвечает за распределение товаров или услуг между соответствующими маркетинговыми сегментами — потребителями. Правильно составленный алгоритм обеспечивает получение оптимального решения на выходе, которое даст туристскому предприятию возможность своевременно корректировать ценовую политику и, следовательно, повышать доходность. Комплексное внедрение технологии ревеню-менеджмента может обеспечить предприятиям индустрии гостеприимства значительные преимущества и возможность его дальнейшего развития.

2. RFID-технология. Мировой гостиничный бизнес видит одну из своих первоочередных задач в интенсивном внедрении и использовании самых передовых информационных технологий. Такие технологии позволяют планировать и повышать финансовые показатели, обеспечивают операционную деятельность, способствуют увеличению загрузки отелей и повышению качества сервиса. Одной из них, полностью соответствующей перечисленным критериям, представляется радиочастотная идентификация (Radio Frequency Identification, RFID) — технология автоматической идентификации объектов, в которой посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах или RFID-метках.

Для владельцев мировых туристско-гостиничных комплексов все более очевидным становится тот факт, что RFID-технология представляет собой мощное средство не только оптимизации, но и существенного роста их доходов. Именно на ее основе может быть полностью решена проблема полной автоматизации циклов инвентаризации, формирования отчетности по объектам учета и программной интеграции этих циклов с системой бухгалтерского учета любого объекта туриндустрии. Использование RFID приводит к усовершенствованию работы практически любого производственного цикла, обеспечивающего жизнедеятельность туробъекта. Кроме того, в туристско-гостиничном бизнесе при работе с клиентами RFID-технология является мощным драйвером ревеню-менеджмента — принципы реве-ню-менеджмента в сочетании с RFID-технологией служат основой для создания весьма привлекательных программ лояльности и т. п. Практика показывает, что расходы на освоение радиочастотной идентификации окупаются достаточно быстро, поэтому внедрение ее в деятельность крупных туристско-гостиничных комплексов по всему миру осуществляется в настоящее время достаточно интенсивно.

3. Технология overbooking. Для решения проблемы управления доходами предприятий гостиничной индустрии от продажи номерного фонда (а именно номерной фонд является главным источником дохода любой гостиницы) практикуется использование стратегии овербукинга (англ. overbooking), или сверхбронирования, перебронирования [13], т. е. принятия заявок от потенциальных клиентов на количество номеров, превышающее общий номерной фонд. Основная проблема подавляющего большинства гостиничных комплексов, использующих овербукинг, заключается в том, что, несмотря на принятие заявок на количество номеров, превышающее общий номерной фонд, формируются так называемые «окна», или простои номерного фонда в промежутках между бронью. Большинство программных продуктов, связанных с решением задач овербукинга, закрепляют конкретные номера, удовлетворяющие критериям заявки, за конкретной заявкой и не предусматривают перераспределения номеров при отказах клиентов от брони. В [6] предложена математическая модель и новый, эвристический алгоритм, работа которого нацелена на составление оптимального расписания загруженности номерного фонда.

Нет сомнения, что перечисленные выше технологии со временем найдут широкое применение и в российском туристско-гостиничном хозяйстве, поскольку будущее именно за теми предприятиями, владельцы которых не жалеют инвестировать средства в освоение прогрессивных управленческих технологий, являющихся в настоящее время основой успешного развития практически любого бизнеса.

2.4. Подготовка квалифицированных кадров

Дефицит квалифицированных кадров является в настоящее время одной из самых острых проблем в российской сфере сервиса. С переходом на рыночные методы хозяйствования поле научных исследований, которые проводятся в экономических вузах страны, существенно расширилось [7], при этом новые реалии в экономике потребовали полного изменения идеологии подготовки специалистов. К сожалению, недостаточное финансирование, расширение масштабов коррупции в сфере высшего образования России в постсоветский период, перманентное увеличение коммерческих мест в государ-

ственных вузах и т. п. девальвируют его ценность и качество, не позволяют в должной мере обеспечить использование в образовательном процессе как новых образовательных технологий, так и зарубежного опыта [4], который представляется особенно ценным при подготовке кадров для работы в ту-ристско-гостиничном бизнесе. Образование в этой сфере, при его разноплановости и мультидисцип-линарном характере, кроме обеспечения студентам глубокой теоретической подготовки, обязательно должно быть подкреплено развитием навыков практической работы и формированием таких необходимых в данной профессии качеств, как высокая общая культура, доброжелательность, коммуникабельность, ответственность и одновременно хладнокровие и стрессоустойчивость.

Для того чтобы приблизить отечественную систему высшего образования к мировым стандартам (что тем более важно в свете присоединения России к Болонской декларации [2]), необходимо решать проблему не на уровне каждого отдельно взятого вуза, а в масштабе всего государства. Первоочередными и крайне необходимыми мерами в этом направлении представляются увеличение преподавателям базовой заработной платы до западного уровня; обеспечение вузов всеми техническими средствами, необходимыми для успешного осуществления учебного процесса; внедрение в учебный процесс комплексной системы мотивации как для студентов, так и для преподавателей; введение одновременно с конкурсным отбором абитуриентов жесткого конкурсного отбора преподавателей при их приеме на работу.

3. Перспективы развития туристско-гостиничной индустрии России

Российский туристско-гостиничный бизнес представляется перспективным для предпринимателей и инвесторов различного уровня, потому что этот бизнес молод и несет в себе огромный потенциал развития. Занимая сегменты рынка, свободные от конкуренции с международными сетями, отечественные компании ставят перед собой задачу правильного выбора новых гибких форм управления, направленных на совершенствование турпродукта, повышение спроса, продвижение торговой марки, грамотный подбор кадров, обеспечение адекватного сочетания цена — качество и т. п.

Ведение бизнеса не по стандартным западным сценариям, а с учетом национальной (российской) специфики, местного законодательства, экономических условий хозяйствования, ценовой политики ит. п., может дать неоценимые конкурентные преимущества именно российским операторам в процессе создания своей ниши в индустрии гостеприимства.

Развитие бизнеса в регионах, в том числе с участием иностранного капитала; рост объема делового туризма; повышение статуса России как страны, привлекательной для путешествий в глазах иностранных туристов; повышение благосостояния россиян и появление интереса к отдыху внутри страны — вот основные факторы, определяющие в настоящее время возрастание спроса на услуги турист-ско-гостиничных предприятий.

Будущее российского туристско-гостиничного рынка видится, с одной стороны, в дальнейшем формировании и развитии национальных гостиничных сетей, главным образом в сегменте 2-3 звезды, без прямой конкуренции с международными гостиничными сетями; с другой стороны, в развитии малого предпринимательства в секторе создания мини-отелей, рассчитанных на недорогой туризм.

Заключение

В настоящее время туристско-гостиничный бизнес — наиболее динамично развивающаяся сфера мировой экономики, приносящая многомиллионные прибыли национальным экономикам многих государств. Россия как страна с богатейшими возможностями для организации гостиничного бизнеса, делового, рекреационного, экологического и т. п. туризма не может быть здесь исключением.

Несмотря на ощутимый прогресс в развитии, российская туристско-гостиничная индустрия по мировым стандартам находится пока на начальном этапе своего формирования. Обозначим эффективные подходы к решению существующих проблем:

1) формирование методологии оценки инвестиционной привлекательности предприятий с целью привлечения средств инвесторов в туристско-гостиничный бизнес;

2) развитие и использование маркетинговых стратегий;

3) внедрение прогрессивных технологий обеспечения высокой доходности (ревеню-менеджмент, овербукинг, радиочастотная идентификация и т. п.);

4) решение проблемы подготовки высококвалифицированных кадров.

Состояние туристско-гостиничной индустрии тесно связано с общим состоянием экономики страны. В условиях рыночной экономики в России эта сфера, прежде всего, нацелена на освоение новых перспективных технологий, стратегий и подходов к управлению бизнесом.

Будущее развитие российской туристско-гостиничной индустрии страны связано, с одной стороны, с созданием условий для масштабного делового и рекреационного туризма и, соответственно, дальнейшим формированием национальных гостиничных сетей, с другой — с развитием малого предпринимательства в секторе создания мини-отелей, рассчитанных на недорогой туризм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова Т.В. Малый бизнес и развитие инфраструктуры туризма // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2 (74). С. 50-53.

2. Кантер В.В. Двухуровневая система образования, правовые аспекты // Молодой ученый. 2011. Т. 2. № 12. С. 9-11.

3. Карпова Г.А., Хорева JI.B. Классификация в туризме: практика и методология // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2 (74). С. 64-69.

4. Кириллова О.Ю. Противоречия и перспективы развития российской системы образования // Успехи современного естествознания. 2006. № 10. С. 27-29.

5. Костин КБ. Формирование стратегии оценки инвестиционной привлекательности в системе управления туристским бизнесом //Вестник РАЕН. 2012. Т. 16. № 3. С. 88-93.

6. Костин КБ. Новый подход к решению проблемы о вербу кинга как одного из ключевых методов управления доходами предприятий гостиничной индустрии // Вестник РАЕН. 2012. Т. 16. № 1. С. 133-136.

7. Попов А.И., Плотников В.А. Выбор новой модели развития и модернизация: основы перехода к инновационной экономике // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2 (74). С. 197-209.

8. Скобкин С.С. Цели и задачи маркетинга для российской гостиничной отрасли // Российское предпринимательство. 2002. № 2. С. 1-15.

9. Шубаева В.Г., Бурова П.В. Индикаторы привлекательности региона как туристской дестинации и маркетинговая стратегия ее развития // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2 (74). С. 124-127.

10. Allenby G. and Rossi P. Marketing models of consumer heterogeneity // Journal of Econometrics. 1999. N 89. P. 57-78.

11. Block S.B., Hirt G.A. Foundations of Financial Management. New-York: McGraw-Hill Companies, Inc., 2003. 701 p.

12. Bragg S.M. Business ratios and formulas: a comprehensive guide. Hoboken, N. J.: Wiley, 2007. 364 p.

13. Chatwin R.E. Continuous-time airline overbooking with time-dependent fares and refunds // Transportation Science. 1999. V. 33. P. 805-819.

14. Goodman S., Hedetniemi S. Introduction to the Design and Analysis of Algorithms. New York: McGraw-Hill, 1977.

15. Kostin K.B., Sokolov V.K. Mathematical modeling of an adaptive acousto-optic interference canceller // Proc. SPIE. 2002. V. 5066. P. 265-272.

16. URL: http://www.rustourismnews.com/?p=13589 (дата обращения: 03.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.