Научная статья на тему 'Проблемы развития профессионально-педагогического образования'

Проблемы развития профессионально-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1562
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИ-ОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МНОГОМЕРНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРА-ЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович

В статье рассматриваются проблемные аспекты теории и практики современного профессионально-педагогического образования. На основе сопос-тавления целевых ориентаций подготовки педагогов показано отличие данного направления образования от собственно педагогического. В качестве методо-логического основания дальнейшего развития профессионально-образователь-ного образования выдвигается эвристическая модель профессионально-обра-зовательного пространства личности, которое рассматривается с позиций синергетики и представлено тремя векторами-координатами: субъектами данного пространства, системой непрерывного образования и профессиональ-ной сферой миром профессий. Межкоординатное пространство модели поз-воляет определить исследовательское поле профессионально-педагогического образования и квалификационную структуру педагогов профессионального обу-чения. Важное место в статье занимает сравнительный анализ парадигм тра-диционного «поддерживающего» и инновационного «опережающего» образова-ния. Прослеживается логика трансформации научных достижений в инновации и их внедрения в образовательную практику. Основным фактором повышения качества инновационного образования автор считает междисциплинарность обучения. Как самый эффективный способ интеграции разных учебных дисцип-лин и наиболее продуктивная инновационная технология формирования меж-дисциплинарных компетенций указывается метод проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития профессионально-педагогического образования»

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Э. Ф. Зеер (г.Москва, Российская Федерация)

В статье рассматриваются проблемные аспекты теории и практики современного профессионально-педагогического образования. На основе сопоставления целевых ориентации подготовки педагогов показано отличие данного направления образования от собственно педагогического. В качестве методологического основания дальнейшего развития профессионально-образовательного образования выдвигается эвристическая модель профессионально-образовательного пространства личности, которое рассматривается с позиций синергетики и представлено тремя векторами-координатами: субъектами данного пространства, системой непрерывного образования и профессиональной сферой - миром профессий. Межкоординатное пространство модели позволяет определить исследовательское поле профессионально-педагогического образования и квалификационную структуру педагогов профессионального обучения.

Важное место в статье занимает сравнительный анализ парадигм традиционного «поддерживающего» и инновационного «опережающего» образования. Прослеживается логика трансформации научных достижений в инновации и их внедрения в образовательную практику. Основным фактором повышения качества инновационного образования автор считает междисциплинарность обучения. Как самый эффективный способ интеграции разных учебных дисциплин и наиболее продуктивная инновационная технология формирования междисциплинарных компетенций указывается метод проектов.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, профессионально-образовательное пространство, многомерность, инновационное образование, интерактивные методы обучения.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL

EDUCATION E.F. Zeer (Moscow, Russian Federation)

Abstract. In article problem aspects of the theory and practice of modern professional pedagogical education are considered. On the basis of comparison of target orientations of training of teachers difference educated the directions from the actually pedagogical is shown.

As the methodological basis of further development of professional and educational education the heuristic model of professional and educational space of the personality which is considered from positions of synergetrics moves forward and is presented by three vectors coordinates: subjects of this space, system of continuous education and the professional sphere - the world of professions. The intercoordinate space of model allows defining a research field of professional pedagogical education and qualification structure of teachers of a vocational education.

The important place in article is taken by the comparative analysis of paradigms of traditional «supporting» and innovative «advancing» education. The logic of transformation of scientific achievements in innovations and their introductions in educational practice is traced. The author considers as a major factor of improvement of quality of innovative education interdisciplinarity of training. As the most effective way of integration of different subject matters and the most productive innovative technology of formation of interdisciplinary competences is specified a method of projects.

Key words: professional pedagogical education, professional and educational space, multidimensionality, innovative education, interactive methods of training.

Переход высшего профессионального образования на многоуровневую систему подготовки кадров, реализация государственных образовательных стандартов нового поколения обусловливают необходимость рефлексии дальнейшего развития профессионально-педагогического образования. Профессионально-педагогическое образование является подсистемой профессионального образования, базисной наукой которой выступает профессиональная педагогика. Несмотря на очевидные достижения теории профессионально-педагогического образования: методологическое

обоснование его концептуальных положений, разработку квалификационной структуры, технологии проектирования содержания образования и его реализации, представляется оправданным обратиться к отдельным инновационным моментам: обосновать отличие профессионально-педагогического образования от педагогического; обогатить методологию профессионально-педагогического образования введением новой концептуальной модели - профессионально-образовательного пространства; рассмотреть возможность расширения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров; обосновать инновационные возможности развития профессионально-педагогического образования в условиях постиндустриального общества.

Прежде всего, следует выявить отличия профессионально-педагогического образования от традиционного «классического» педагогического образования.

1. Объектом педагогического образования выступает дошкольное и общее (школьное) образование, объектом профессионально-педагогического образования - непрерывное профессиональное образование. Предметом педагогического образования являются сущность, закономерности, механизмы воспитания, обучения и развития детей, предметом профессионально-педагогического образования - профессиональное становление обучаемых.

2. Педагогическая деятельность направлена на передачу субъектам общего образования знаний, умений, навыков, профессионально-педагогическая - на

подготовку обучающихся к выполнению социально-профессиональной деятельности.

3. Важной характеристикой образовательных систем является их образовательная область. Для педагогического образования это учебные предметы, для профессионально-педагогического - профессионально-технологические виды деятельности в рамках различных отраслей экономики.

Реализуются эти два вида образования в разнотипных организациях: педагогическое образование - в дошкольных, общеобразовательных, специальных (коррекционных) учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования детей; профессионально-педагогическое - в организациях начального, среднего, высшего и послевузовского образования, а также в учреждениях дополнительного образования взрослых.

Содержание общего образования, оформленное в виде учебных предметов, изоморфно дидактически препарированным отраслям наук. Содержание профессионального образования помимо учебных предметов включает дисциплины, непосредственно связанные с профессионально-технологической подготовкой. В таблице 1 приведены обобщенные характеристики педагогического и профессионально-педагогического образования. Более подробно они представлены в работах Г.М. Романцева, В.А. Федорова, И.В. Осиповой и О.В. Тарасюк [0, с. 35-39].

Таблица 1.

Сравнительные характеристики педагогического и профессионально-педагогического

образования

Характеристика Педагогическое образование Профессионально-педагогическое образование

Объект Педагогическое образование Профессионально-педагогическое образование

Предмет Сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования Сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования и профессионально-педагогических технологий

Образовательная область Учебные предметы Профессионально-технологические отрасли производства

Содержание образования Учебные предметы, изоморфные отраслям наук Учебные предметы и профессионально-технологические дисциплины

Целевая Передача обучаемым знаний, Подготовка к определенному виду

направленность образования умений, навыков профессиональной деятельности

Образовательные организации Дошкольные, общеобразовательные, специальные (коррекционные) организации, а также учреждения дополнительного образования детей Организации начального, среднего, высшего и последипломного образования, а также учреждения дополнительного образования взрослых

На основе вышеизложенных положений приведем определение профессионально-педагогического образования. Это особый вид педагогического образования, направленный на подготовку профессионально -педагогических работников для организаций начального, среднего, высшего и последипломного образования, существенной характеристикой которого является его направленность на профессионально-технологическую подготовку обучаемых. Основными смыслообразующими факторами профессионально-педагогического образования выступают

профессиологическая направленность, динамическая профессиональность и профессионально-технологическая адекватность отраслям экономики. Методологическим основанием развития профессионально-педагогического образования является профессионально-образовательное пространство, обоснованное нами с позиций синергетики [0]. Под профессионально-образовательным пространством личности мы понимаем форму взаимосвязи личности с миром профессий и способами получения профессионального образования. Это открытая неравновесная система взаимодетерминации профессионального становления человека, системы непрерывного образования и мира профессий, определяющих возможности развития всех составляющих пространства.

Опираясь на многомерный подход [0, с. 20-30], мы сконструировали модель профессионально-образовательного пространства (ПОП) человека, образованную тремя векторами-координатами: субъекты деятельности, система профессионального образования и мир профессий (рис. 1). Межкоординатное

пространство образует открытую систему, которая дает представление о междисциплинарном характере рассматриваемой проблемы.

Рис. 1. Эвристическая модель профессионально-образовательного пространства

личности:

ПОП - профессионально-образовательное пространство; ПОД - профессионально-образовательная деятельность;

К1-К2 - профориентология образования; К1-К3 - личностно-развивающее профессиональное образование; К3-К2 - профессионально-отраслевое образование; К1-К2-К3 - профессионально-педагогическое образование; С1-С7 - пространство начального профессионального образования

Вертикальная смысловая координата К1 является профориентологической и определяет проблематику исследования стадий профессионального становления личности: оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной профессионализации, вторичной профессионализации, профессионального мастерства.

На профессиоведческой координате К2 размещены основные типы профессий: человек - живая природа, человек - техника (неживая природа),

человек - человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - бизнес. Для каждой из этих шести групп профессий актуальными являются проблемы проектирования учебных профессий, профессиографирования, профессиональной пригодности и надежности, проектирования психологосообразных профессий, конструирования стандартов профессий и др. Смысловая координата КЗ - образовательная: она характеризует уровни профессионального образования (допрофессиональное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, последипломное). Межкоординатные взаимосвязи профессиональных составляющих определяют исследовательское поле профессионально-педагогического образования:

- проблемы профессионализации и ее психологического обеспечения (К1-

К2);

- проблемы профессионального самоопределения, профессионального развития на разных уровнях образования, опережающего профессионального образования, разработки технологий профессиологии и др. (К1-К3);

- проблемы образования по группам профессий и специальностей, проектирования государственных образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, непрерывного образования и др.

Отображение профессионально-образовательного пространства личности в системе трех смысловых векторов-координат позволяет сформулировать базовые и междисциплинарные проблемы, которые, в свою очередь, можно рассматривать в качестве тем магистерских диссертаций, а также дипломных работ. Модель профессионально-образовательного пространства позволяет определить профессионально-квалификационную структуру подготовки педагогических кадров для предпрофессионального и непрерывного профессионального образования. Так, например, предпрофессиональное образование, ориентированное на предпрофильную подготовку и профильное обучение в общеобразовательной школе по шести группам профессий, реализует учитель технологии и предпринимательства, имеющий

квалификацию бакалавра. На основе этой квалификации целесообразна подготовка магистров-профориентологов.

Другое профессионально-образовательное пространство определяет подготовку мастеров производственного обучения и преподавателей для организаций начального и среднего профессионального образования. Обязательным требованием к уровню их подготовки должно стать получение степени магистра. Инновационным направлением подготовки педагогических кадров может стать магистратура по естественно-научным дисциплинам на базе бакалавриата педагогического образования. Очевидна также возможность подготовки преподавателей общетехнических (общепрофессиональных) и специальных дисциплин из выпускников инженерно-технических и отраслевых специализированных вузов.

Сложившаяся в профессиональном образовании ориентация на подготовку специалистов, способных выполнять конкретные профессиональные функции и решать типовые производственные задачи, входит в противоречие с заказом современной экономики на динамическую профессиональность -подготовленность выпускника к выполнению широкого радиуса социально-профессиональных функций, обеспеченную сформированными в профессиональной школе компетентностями, компетенциями и метапрофессиональными качествами.

Инновационные преобразования систем профессионального и последипломного образования, интенсивное развитие дополнительного образования и отраслевого (корпоративного) обучения на предприятиях и в организациях актуализировали поиск новых форм подготовки профессионально-педагогических работников.

Корпус педагогов профессионального обучения состоит сегодня в основном из работников, не имеющих специального профессионально-педагогического образования, что обусловлено: неудовлетворительным уровнем заработной платы и низким социальным статусом профессии педагога; плачевным состоянием учебно-материальной базы учреждений начального и

среднего профессионального образования; снижением престижа рабочих профессий среди молодежи и др.

Одной из причин (отнюдь не главной) кризиса профессионально-педагогического образования является структурно-организационное однообразие сложившейся в стране системы обеспечения педагогическими кадрами развивающейся рыночной экономики, которая сводится: к подготовке педагогов профессионального обучения по отраслям в двух специализированных вузах страны и на многочисленных факультетах и отделениях отраслевых вузов; дополнительной психолого-педагогической подготовке на курсах повышения квалификации лиц, не имеющих базового профессионально-педагогического образования. В настоящее время в связи с модернизацией профессионального образования появляется возможность использования альтернативных форм подготовки профессионально-педагогических кадров.

1. Введение новых квалификаций: бакалавр профессионального образования; магистр профессионального образования; специалист (менеджер образования, технолог образования, преподаватель информационных технологий, преподаватель социальных технологий и т.п.).

2. Переход от подготовки педагогов по отраслям производства к подготовке педагогов по основным социально-профессиональным технологиям. Дифференциация бакалавриата и магистратуры по наиболее распространенным технологиям.

3. Подготовка магистров профессионального образования на основе базового (отраслевого) высшего образования.

4. Введение в техникумах (колледжах) подготовки бакалавров с последующей разработкой сопряженных ФГОС среднего и высшего профессионально-педагогического образования.

5. В системе дополнительного профессионально-педагогического образования - подготовка педагогов в отраслевых вузах и колледжах путем введения в учебные планы блока психолого-педагогических дисциплин.

В таблице 2 обобщены наши представления о возможной диверсификации квалификационной структуры профессионально-педагогического образования.

Таблица 2.

Профессионально-квалификационная структура подготовки кадров _по направлению «Профессиональное обучение»_

Должность Уровни образования Образовательные организации Область профессиональной деятельности

Учитель технологии и предпринимательства Бакалавриат Общеобразовательные школы, гимназии, лицеи Среднее общее образование, центры профориентации

Профориентолог Магистратура

Мастер производственного обучения Бакалавриат Техникумы, колледжи Среднее профессиональное образование (НПО, СПО)

Преподаватель естественнонаучных, общетехнических и специальных дисциплин Магистратура, супервизия (педагогическая интернатура)

Ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор Магистратура, аспирантура, докторантура Вузы Высшее образование

Педагог-технолог, профконсультант, инструктор по труду Магистратура, супервизия (интернатура) Институты повышения квалификации, корпоративные университеты Дополнительное образование

Эксперт-профессиолог, сетевой координатор профориентации и трудоустройства Магистратура Ресурсные центры сертификации и квалификаций Психолого-педагогическое обеспечение образования

В условиях модернизации образования остро стоит проблема перестройки его целей, содержания, форм, методов, средств и всей его организации в соответствии с требованиями инновационной экономики страны. В настоящее время утверждается новая парадигма высшего образования, так называемое инновационное образование. При этом используются понятия инновационного и поддерживающего образования. В таблице 3 представлены отличия этих двух видов образования.

Таблица 3.

Сопоставление парадигм поддерживающего и инновационного профессионального _образования_

Компоненты образовательных парадигм Традиционное (поддерживающее) образование Инновационное (опережающее) образование

Тип социопрофессионального общества Индустриальное (технократическое) общество Постиндустриальное (информационно-коммуникационное) общество

Методологическая доминанта (тип научной рациональности) Классический тип научно рациональности. Системообразующим фактором профессиональной деятельности выступает наука Неклассический и постнеклассический типы научной рациональности. Научные знания являются основанием развития социально-профессиональных технологий

Целевая ориентация Освоение знаний, умений, навыков и компетенций по отраслям производства, формирование профессионально-педагогической компетентности Освоение знаний, умений, навыков, компетенций, формирование метапрофессиональных качеств, социально-технологической образовательной компетентности

Содержание образования Дисциплинарная организация содержания обучения, изоморфная специальностям отрасли Междисциплинарная организация содержания образования, изоморфная социально-профессиональным технологиям

Технологии образования Формы и методы обучения, ориентированные на передачу готовых знаний, освоение умений, навыков и компетенций; решение задач, имеющих однозначные ответы Формы и методы обучения, ориентированные на освоение методологии учебно-профессиональной деятельности, формирование инновационности и мобильности

Средства обучения Учебная книга, учебно-пространственная среда Информационно-коммуникационная среда, открытая профессионально-образовательная среда

Контроль и оценка результатов обучения Контроль и оценка сформированности знаний, умений, навыков и компетенций преподавателем Самоконтроль и самооценка сформированности знаний, умений, навыков и компетенций, экспертиза качества профессиональной подготовки работодателями

Под инновационной деятельностью в образовании понимается педагогическая деятельность, направленная на внедрение результатов законченных научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений, а также объектов интеллектуальной собственности в новый или усовершенствованный педагогический продукт, реализуемый на рынке образовательных услуг, в новый или усовершенствованный образовательный процесс, в практическую педагогическую деятельность, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Педагогическая инновация представляет собой результат педагогической инновационной деятельности, обеспечивающий получение нового образовательного эффекта, включая его экономические, управленческие, социальные, экологические, здоровьесберегающие и иные аспекты.

Инновационное образование основано на интеграции научно-исследовательской, учебно-профессиональной и профессиональной

деятельности. Важность интеграции этих видов деятельности обусловливает необходимость пересмотра понимания фундаментальности образования. На смену традиционной фундаментальности приходит фундаментальность неклассического характера. Дисциплинарно выстроенное образование противоречит контекстно-компетентностному подходу. Его реализация возможна в условиях междисциплинарности построения образовательных программ, а разработка междисциплинарных модулей в профессиональном образовании становится особенно актуальным.

Инновационные изменения в образовании происходят сегодня по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; разработка новых приемов, методов, форм и средств обучения; создание условий для самоопределения учащихся в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними и пр. [0, с. 354].

Из приведенных определений очевидно, что законченные психолого-педагогические исследования, их результаты лежат в основании инновационной педагогической деятельности, являются теоретическим базисом педагогических инноваций. Следовательно, необходима интеграция педагогической науки, образовательной практики и педагогических инноваций. Трансформация научных достижений через инновационную деятельность педагогов схематически представлена на рис. 2.

Рис. 2. Преобразование научных исследований в образовательную практику

Таким образом, инновации в образовании являются смыслопорождающим фактором интеграции науки и образования, что содействует внедрению научных достижений в образование и его развитию. В целях дифференциации этих трех взаимосвязанных видов педагогической деятельности в табл. 4 приведены их идентификационные признаки. Осмысление потенциала образовательных инноваций, их влияния на ход социального и экономического развития России привело к актуализации проблемы оценки качества педагогических инноваций, разработки необходимых для этого критериев, решения задачи организации экспертизы педагогических инноваций. Эта проблема требует системного решения - разработки системы оценки качества педагогических инноваций.

Опираясь на известные определения понятия «качество», мы предлагаем понимать под качеством образовательной инновации степень её соответствия (т.е. соответствия совокупности присущих ей характеристик) актуальным требованиям, которые общество предъявляет к ней. Можно также говорить о соответствии произошедших в результате нововведения изменений в образовательном процессе или системе тем ожиданиям общества, которые оно связывало с данным нововведением.

Таблица 4.

Дифференциация научной, инновационной и образовательной деятельности

Идентификационный Научные Инновационная Образовательная

признак исследования деятельность практика

Методологическая Высокая Редуцированная Практико-

обоснованность теоретическая ориентированная

Новизна Объективная Внедренческая Организационно-технологическая

Масштабность Федерального и Регионального значения Локального значения

(уровни) реализации мирового уровней для образовательных учреждений

Практическая Инновационный Воспроизводимость Полезность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

значимость потенциал

Результативность Новое научное Социально-экономическая Повышение качества

знание эффективность образования

Современной формой повышения качества образования становится междисциплинарность. Междисциплинарность, по утверждению

Э.А. Манушина, характеризует современную форму фундаментальности образования. Междисциплинарный характер образования заставляет переосмысливать содержание образовательной деятельности. При этом необходимо учитывать серьезное давление рынка труда, где растет спрос на специалистов, обладающих не фундаментальными (следовательно, не междисциплинарными), а практическими знаниями. Тем не менее, междисциплинарность как современная форма фундаментальности образования - основное направление модернизации высшего образования, а разработка междисциплинарных модулей в университетском образовании выходит на первый план [0].

Междисциплинарность отвечает инновационному характеру профессионального развития специалиста, и, как следствие, в образование приходит понимание необходимости новых моделей профессиональной подготовки. Адаптационная модель и модель самодеятельной организации сменяются моделью профессионального саморазвития, ориентированной на профессиональную мобильность.

Для определения качества образовательной инновации в обществе должен быть сформирован определённый взгляд на совокупность её свойств, характеристик, обусловливающих её способность удовлетворять определенные потребности общества и личности в соответствии с назначением объекта инновации. На основании этого должен быть предложен механизм оценки качества педагогических инноваций, который вместе с тем будет выполнять функцию регулирования инновационной активности работников образования.

Реализация инновационного подхода в образовательной практике обусловливает необходимость отбора активных и интерактивных технологий обучения. К ним относятся развивающая диагностика, метод кейс-стади, позиционные дискуссии, рефлексивные, ролевые, деловые игры, анализ ситуаций и др.

Одной из эффективных технологий реализации контекстно-компетентностного обучения инновационной деятельности является метод

проектов. Это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки, а также компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Основная цель метода проектов - интегрировать профессиональную подготовку обучаемых по разным учебным дисциплинам для обеспечения междисциплинарности, а также тесного взаимодействия теории с практикой в обучении. Дидактическая ценность метода проектов заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности обучающихся как основного средства их профессионального развития.

Наиболее эффективными на сегодняшний день признаны групповые проекты, имеющие междисциплинарный характер и являющиеся комплексными. Выполнение групповых проектов имитирует работу специалистов в условиях крупных предприятий на участках боксового производства, а также малых предприятий, оказывающих различного рода услуги населению. При осуществлении таких проектов развиваются междисциплинарные компетенции и метапрофессиональные качества за счет: 1) высокой степени самоуправления обучающихся в решении производственных задач и в реализации проекта; 2) необходимости более эффективно взаимодействовать в малой группе для быстрого и качественного выполнения проекта.

Проведенная нами рефлексия современного состояния профессионально-педагогического образования не исчерпывает всех его аспектов и исследовательских проблем. Отдельные положения носят дискуссионный характер, другие требуют более глубокого и всестороннего анализа, ряд актуальных вопросов остались нерассмотренными. Данную статью следует рассматривать как приглашение ученых к созданию теории профессионально-педагогического образования.

Источники:

1. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука. 2003. № 5 (23). С. 79-90. [Zeer E.F. Professional and educational personality space: a synergetic approach // Obrazovanie i nauka. 2003. № 5(23). p. 79-90. (In Russ.)]

2. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учеб. пособие / под ред. Г.И. Ибрагимова. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2011. 383 с. [Ibragimov G.I., Ibragimova E.M., Andrianova T.M. Learning theory. Textbook for students / Edited G.I. Ibragimov. Moscow: «Vlados», 2011. 383 p. (In Russ.)]

3. Манушин Э.А. Проблемы и перспективы инновационного развития российских университетов // Наука и образование. 2012. № 9 [Электронный ресурс]: http://technomag.bmstu.ru/doc/452571.html [Manushin E.A. Problems and prospects of Russian universities innovative development // Nauka i obrazovanie. 2012. № 9 [Electronic resource]: http://technomag.bmstu.ru/doc/452571.html (In Russ.)]

4. Романцев Г.М., Романцев Г.М., Федоров В.А., Осипова И.В., Тарасюк О.В. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2011. С. 35-39. [Romantsev G.M., Fedorov V.A., Osipova I.V., Tarasuk O.V. Tier professional teacher education: theoretical and methodological foundations of standardization: monographs. Ekaterinburg: Publishing house Russian State Professional Pedagogical University, 2011. p. 35-39. (In Russ.)]

5. Штейнберг В.Э. Многомерность как дидактическая категория // Образование и наука. 2001. № 10 (40). С. 20-30. [Shteinberg V.E. Multidimensionality as a didactic category // Obrazovanie i nauka. 2001. № 10 (40). p. 20-30. (In Russ.)]

References:

1. Zeer E.F. Professional'no-obrazovatel'noe prostranstvo lichnosti: sinergeticheskii podkhod // Obrazovanie i nauka. 2003. № 5(23). S. 79-90.

2. Ibragimov G.I., Ibragimova E.M., Andrianova T.M. Teoriya obucheniya: ucheb. posobie / pod red. G.I. Ibragimova. M.: Gumanit. izd. tsentr «Vlados», 2011. 383 s.

3. Manushin E.A. Problemy i perspektivy innovatsionnogo razvitiya rossiiskikh universitetov // Nauka i obrazovanie. 2012. № 9. [Elektronnyi resurs]: http://technomag.bmstu.ru/doc/452571.html

4. Romantsev G.M., Romantsev G.M., Fedorov V.A., Osipova I.V., Tarasyuk O.V. Urovnevoe professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: teoretiko-metodologicheskie osnovy standartizatsii: monografiya. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof-ped. un-ta, 2011. S. 35-39.

5. Shteinberg V.E. Mnogomernost' kak didakticheskaya kategoriya // Obrazovanie i nauka. 2001. № 10 (40). S. 20-30.

Зарегистрирована: 12.05.2014

Зеер Эвальд Фридрихович (г.Москва), член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор.

Zeer Evald Fridrikhovich (Moscow), Corresponding member of RAE, Doctor of psychological sciences, full professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.