Научная статья на тему 'Проблемы развития предприятий трубной отрасли России в условиях финансового кризиса'

Проблемы развития предприятий трубной отрасли России в условиях финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1019
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ХОЛДИНГ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / ПРИНЦИПЫ / ФАКТОРЫ / АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ёлкин П.А.

Дана общая характеристика сегментов рынка труб по принципу классификации труб по отраслям применения, рассмотрено состояние дел в трубной промышленности России на современном этапе. На основе проведенного анализа выявлены факторы, способствующие и препятствующие развитию и эффективному функционированию предприятий трубной промышленности России в условиях финансового кризиса. В статье предложен авторский подход к выделению направлений государственной политики поддержки предприятий трубной отрасли в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития предприятий трубной отрасли России в условиях финансового кризиса»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

ТРУБНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

П. А. ЁЛКИН, аспирант кафедры экономической теории E-mail: pashacommersant@rambler.ru Волго-Вятская академия государственной службы

Дана общая характеристика сегментов рынка труб по принципу классификации труб по отраслям применения, рассмотрено состояние дел в трубной промышленности России на современном этапе. На основе проведенного анализа выявлены факторы, способствующие и препятствующие развитию и эффективному функционированию предприятий трубной промышленности России в условиях финансового кризиса. В статье предложен авторский подход к выделению направлений государственной политики поддержки предприятий трубной отрасли в современных условиях.

Ключевые слова: предприятие, холдинг, внешняя и внутренняя среда, принципы, факторы, антидемпинговые процедуры, частно-государственное партнерство.

Трубная отрасль относится к четвертому переделу металлургической промышленности, который отличается высокой степенью обработки металла и интенсивным применением новейших технологий. В начале 1990-хгг. Россия являлась одним из мировых лидеров в производстве труб, выпуская около 10 млн т в год. Общеэкономические тенденции середины 1990-хгг. и экономический кризис 1998 г. привели к падению производства в трубной отрасли более чем в 3 раза.

Стабилизация экономической жизни страны, наметившийся рост экономических и производственных показателей последних лет позволили значительно повысить загрузку трубных предприятий России, увеличить уровень производства труб и продолжить работу по дальнейшему повышению их конкурентоспособности.

Продолжая оставаться привлекательной для инвестиций, отечественная трубная отрасль, начиная с 1999 г., приступила к восстановлению своего производственного потенциала. Российское производство стальныхтруб составило [1,4]:

Год........ 1991 1997 1998 1999 2000 2001 2004 2007 2008 Январь-

сентябрь 2009

Млнт... 10,5 3,5 2,8 3,3 4,9 5,4 6,1 8,7 7,8 4,7

Из этого следует, что, начиная с 1999 г., происходит увеличение производства российских труб. В 2007 г. российский рынок труб достиг максимального значения — 8,7 млн ттрубной продукции. Росту рынка способствовал в первую очередь рост цен на нефть и газ, т. е. развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Начиная с масштабного освоения новых нефтегазовых месторождений в Западной Сибири в 1970-хгг., импортные поставки стальных труб в Российскую Федерацию всегда превышали экспорт. Но с 2002 г. ситуация поменялась: сегодня объем экспорта труб из России превышаетимпорт(табл. 1)

Надежным источником развития металлургического комплекса в последние годы становится внутреннее потребление. Его рост определяют следующие основные факторы:

• необходимость технического перевооружения основных фондов отраслей экономики;

• реализация новых проектов в промышленности, энергетике, а также реализация национальных проектов;

• рост спроса со стороны предприятий, производящих вооружение и военную технику;

Таблица 1

Экспортиимпортстальныхтруб,тыс. т, в 2007—2009гг. [1]

Вид поставки 2007 2008 Январь—сентябрь 2009

Импорт 1 500 950 380

Экспорт 1 000 1 300 808

• прогнозируемое в среднесрочной перспективе импортозамещение отдельных видов машин и оборудования.

Начавшийся в сентябре 2008 г. кризис привел к резким сокращениям объемов производства, в том числе в силу особенностей предъявляемого на металлургическую продукцию спроса, который резко сократился как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Первыми на внутреннем рынке в силу собственных проблем стали сокращать потребление металлопродукции ключевые потребители для трубной отрасли — строительство (водогазопро-водные и тонкостенные электросварные трубы), машиностроение (трубы катаные и тянутые общего назначения, трубы специального назначения), а также предприятия ТЭКа (обсадные, нефтепровод-ные электросварные, бурильные, нефтепроводные бесшовные трубы).

В 2009 г. снизился выпуск всех видов труб. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, динамика производства труб по основным видам в январе—октябре 2009 г. (по отношению к аналогичному периоду 2008г.) составила, %:

• труб тянутых общего назначения — 42,2;

• бурильных — 47;

• катаных общего назначения — 61,2;

• нефтепроводных электросварных — 62,2;

• водогазопроводных — 69;

• бесшовных — 69,1;

• нефтепроводных бесшовных — 71,3;

• сварных — 72,3;

• тонкостенных электросварных — 74;

• обсадных — 75,2;

• электросварных —81,3;

• сварных больших диаметров — 98;

• насосно-компрессорных — 99 [4]. Ситуация начала выправляться только летом.

В июне, июле и августе производство начало расти, что связано с некоторым оживлением экономики, и, прежде всего, с повышением инвестиционной активности нефтегазовых компаний из-за подросших цен на нефть. Кроме того, многие компании российского ТЭКа стали сознательно отказываться от покупки импорта, следуя рекомендациям правительства о поддержке отечественной промышленности.

События, происходящие в последнее время в экономике России, со всей очевидностью показали, что наиболее устойчивыми к экономическим потрясениям являются крупные вертикально и горизонтально интегрированные холдинги, со-

зданные на основе технологически и кооперационно связанных промышленных хозяйствующих субъектов, выпускающих конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию. В современных условиях хозяйствования рынок предъявляет требования, с одной стороны, к снижению производственных затрат, а с другой — к повышению качества выпускаемой продукции, увеличению ее объемов. Укрупнение производства и связанная с ним концентрация капитала позволяют наиболее эффективно решать эти задачи. В качестве импульса для такой интеграции можно назвать множество причин, главные из которых следующие:

• глобализация трубного рынка. На этом рынке действует ограниченный круг крупных потребителей, общие потребности которых составляют до 80 % выпускаемой продукции. Естественно, что для улучшения взаимодействия с потребителями поставщикам выгодно объединяться, чтобы предлагать весь спектр необходимых труб одновременно;

• создание конкурентных структур холдингового типа. Процессы объединения всегда служат стимулом для других участников, чтобы укрупниться самим и сохранить за собой занятую рыночную нишу;

• наличие тесных горизонтальных связей между предприятиями. Это упрощает процессы интеграции и позволяет провести их с наименьшими потерями. Как правило, холдинговые структуры имеют один центр управления всеми активами, что снижает затраты на маркетинг продукции, ликвидирует дублируемые функции, упрощает логистические цепи, что в конечном счете ведет к сокращению издержек. В трубной отрасли из 46 предприятий основной

объем производства обеспечивают 9 предприятий, объединенных в трех холдингах:

• Трубная металлургическая компания (Синарс-кий трубный завод, Северский трубный завод, Таганрогский трубный завод, Волжский трубный завод);

• Объединенная металлургическая компания (Вы-ксунский металлургический завод, Альметьев-ский трубный завод, завод «Трубодеталь»);

• Группа Челябинского трубопрокатного завода (Челябинский трубопрокатный завод, Пер-воуральский новотрубный завод). Данные холдинги отличаются достаточно узкой специализацией в своем сегменте. Ориентируясь на закупку стали у сторонних поставщиков, они практически полностью лишены собственного

сырьевого обеспечения, имея в своем составе

сравнительно небольшие мощности по заготовке лома.

Основным активом Объединенной металлургической компании (ОМК), обеспечивающим группе более 80 % денежных поступлений, является Выксунский металлургический завод, основную часть продукции которого составляют трубы большого диаметра. Компания является поставщиком нефтегазовой отрасли, в частности, Североевропейского газопровода, оператором которого является ОАО «Газпром». Трубная продукция группы используется также при строительстве таких трубопроводов, как Восточная Сибирь — Тихий Океан и «Балтийская трубопроводная система». Предприятия холдинга выпускают также железнодорожные колеса (Выксунский металлургический завод), автомобильные рессоры (Чусовской металлургический завод), специализированные сплавы и металлическую ленту, применяемые в конструкциях телевизионных кинескопов и мониторов (ОАО «Щелмет»), ОМК имеет тесные связи с предприятиями «Евразхолдинга», которые выступают поставщиками угля и железной руды. Ключевым поставщиком стали на ВСМЗ является «Северсталь». Для покрытия потребности группы в ломе черных металлов в 2005 г. была создана дочерняя компания ООО «ОМК ЭкоМеталл», специализирующаяся на металлотрейдинге.

Все предприятия, входящие в структуру Трубной металлургической компании, специализируются в одной отрасли — производстве труб и деталей трубопроводов. Это предопределяет стратегию группы на горизонтальную экспансию в этой отрасли и приобретение трубных активов за рубежом. В 2007 г. компания получила контроль над Российским НИИ трубной промышленности, объединив его со своими заводскими лабораториями. Тесное сотрудничество с нефтяной компанией «ТНК-ВР» привело к тому, что в середине 2007 г. последняя продала Трубной металлургической компании два предприятия по обслуживанию трубного комплекса — ООО «Центральная трубная база», ЗАО «Управление по ремонту труб». Группа сотрудничает также с другими ведущими нефтегазодобытчиками в стране, в частности, заключены стратегические договоренности с ОАО НК «Роснефть» и ООО «НГК «ИТЕРА». Ключевым потребителем трубной продукции выступает ОАО «Газпром».

Ядром Группы Челябинского трубопрокатного завода является Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ), занимающий сильные позиции на

рынке труб среднего и большого диаметра. Участие в проекте строительства трубопровода Восточная Сибирь — Тихий Океан обеспечивает компании стабильный спрос на трубы. Характерной особенностью ТМК является централизация каналов поставок и сбыта в рамках единой структуры — «Торгового Дома ТМК». Именно через эту структуру продается за рубеж более 50 % продукции группы. ТМК является лидером в России по производству бесшовных нарезных труб нефтегазового сортамента — одного из наиболее рентабельных направлений деятельности в отрасли. Поставщиками стали на предприятия Группы Челябинского трубопрокатного завода являются металлургические комбинаты сторонних холдингов, в частности, «Евразхолдинг», ММК, «Металлоинвест». Однако группа предпринимает усилия по расширению собственных каналов снабжения сырьем, делая ставку на формирование сети по сбору металлолома. В состав холдинга входит также сервисный сегмент в виде предприятий ЗАО «ЧТПЗ-КТС», специализирующихся на производстве трубопроводной арматуры. Кроме того, Группа Челябинского трубопрокатного завода владеет блокирующим пакетом ОАО «Трубодеталь» (входит в состав ОМК), специализирующегося на производстве соединительных деталей трубопроводов. В начале 2008 г. группа получила контроль над еще одной компанией, обеспечивающей трубное производство насосной арматурой — ОАО «АЛНАС». Эта компания обслуживает высокоприбыльный сегмент экономики — нефтяную промышленность, снабжая ее погружными насосными установками для добычи нефти, а также услугами по их обслуживанию.

Основные показатели деятельности трех крупнейших игроков на рынке стальных труб в 2008—2009 гг. показаны в табл. 2.

Для выявления факторов эффективного функционирования и развития предприятий трубной промышленности в современных условиях необходимо выделить отдельные сегменты рынка труб.

Таблица 2

Основные отечественные игроки на российском рынке стальных труб в 2008—2009гг. [1]

Производство, тыс. т Доля на рынке, %

Предприятие 2008 2009 (январь-сентябрь) 2008 2009 (январь-сентябрь)

ТМК 3227 1918 41 41

ОМК 1500 1150 19 24

(Выксунский

завод)

ЧТПЗ 1509 826 19 18

Так, согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг класс 27 «Металлургическое производство» включает в себя подкласс 27.2 «Производство чугунных и стальных труб». Трубы стальные включают порядка 90 видов труб, трубы чугунные — 4 вида. Стальные трубы классифицируются по способу производства, по форме сечения, по отделке концов, по назначению и т. д. По мнению автора, с позиций анализа состояния конкуренции целесообразно классифицировать отдельные сегменты рынка труб не по технологическому принципу, когда в основу классификации кладутся способы производства товаров, а по принципу классификации труб по отраслям применения — машиностроение, нефтегазовый комплекс, коммунальное хозяйство, что позволит выявить и более точно проанализировать все основные группы труб. С этих позиций можно выделить следующие основные группы труб.

1. Трубы общего назначения. Сюда относится три группы труб. Во-первых, трубы нефтепроводного сортамента. Они применяются непосредственно нефтегазодобывающими компаниями. Данный рынок достаточно узок по кругу поставщиков (как правило, крупных производителей) и кругу потребителей (нефтяных и газовых компаний), а наличие высоких барьеров входа подразумевает некоторую стабильность предложения и потребления.

До 2000 г. трубы данного сортамента, произведенные на уральских заводах, традиционно потреблялись на местном и сибирском рынках. В Центральном районе были сильны позиции украинских производителей, поставляющих трубы, как правило, по более низким ценам. Однако после повышения цен на транспортировку украинских труб, а также введения квот на поставку труб из Украины (согласно Соглашению о регулировании поставок труб из черных металлов от 10.04.2001), их позиции ослабли. Кроме того, рост спроса как у традиционных потребителей — нефтедобывающих компаний, так и у строителей, породил рост цен и ограниченность предложения.

В связи с возросшей необходимостью увеличения работ по бурению и обустройству скважин, замены большого количества изношенных труб и строительства новых участков нефте- и газопроводов наблюдается увеличение спроса на внутреннем рынке на стальные высококачественные трубы, используемые при добыче и транспортировке нефти и газа.

Во-вторых, к трубам общего назначения относятся горячекатаные бесшовные трубы (для

водогазопроводов и систем отопления). Данный сегмент рынка наиболее устойчив, и потребление такого рода труб находится на достаточно стабильном уровне. Однако рынок существенно зависит от зарубежных поставок, в первую очередь с Украины. После повышения железнодорожного тарифа на украинские трубы аналогичного сортамента на рынке стал ощущаться дефицит предложения, главным образом потому, что отечественные производственные мощности, прежде всего технически, не готовы в полной мере удовлетворить внутренний спрос. Для решения данной проблемы российским трубным предприятиям необходимо реализовывать инвестиционные программы по увеличению отечественного производства труб данных групп. Спрос на эти стальные трубы уменьшается вследствие появления большого количества товаров-заменителей — стек-лопластиковых и полиэтиленовых труб.

В-третьих, к трубам общего назначения относятся электросварные трубы. Производство данных труб происходит из разной степени раскисления углеродистых и низколегированных видов сталей. Таким трубам могут придавать нужную форму: круглую, квадратную, прямоугольную или овальную. Электросварные трубы используются в деревообрабатывающей, строительной, пищевой и других сферах производственной и непроизводственной деятельности.

2. Трубы большого диаметра (диаметром более 508 мм). Основные потребители труб большого диаметра (ТБД) в России — компании «Газпром» и «Транснефть». Их потребность в трубах большого диаметра формируется за счет строительства новых магистральных нефте- и газопроводов, а также ремонта существующих. ТБД подразделяются на спиралешовные, двухшовные и одношовные. Од-ношовные ТБД являются самыми качественными и могут использоваться для подводных частей нефте- и газопроводов.

Спиралешовные и двухшовные ТБД используются в основном при строительстве и ремонте наземных проектов. В современных экономических условиях спрос на трубы со стороны крупнейших потребителей — Газпрома и Транснефти — смещается в сторону труб, рассчитанных на новые стандарты трубопроводов. Наиболее сильными конкурентными позициями на рынке ТБД обладают производители одношовных труб диаметром 1420 мм (такие трубы производятся на Выксунском металлургическом заводе и на Ижорском).

3. Профильные трубы используются в мебельной промышленности, машиностроении, строительс-

тве. В последние годы спрос на профильные трубы значительно возрос, особенно в строительной сфере, где их применяют для выпуска ограждений, внутренних пролетов, лестниц, металлических дверей.

Ужесточение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках трубной продукции делает для российских производителей труб актуальной задачу повышения их конкурентоспособности. На устойчивое функционирование российских трубных предприятий большое влияние оказывают как внешние факторы, определяемые ситуацией в экономике страны, на мировом и внутреннем рынках и действующими законодательными нормами, так и внутренние факторы, определяемые экономическим положением в отдельных компаниях. По мнению автора, существует следующая взаимосвязь между внешними и внутренними факторами, влияющими на устойчивое функционирование предприятия (рис. 1).

Надо также отметить, что повышение конкурентоспособности продукции (фактор внутренней среды) возможно лишь при условии повышения качества труб. С этой целью предприятиям трубной отрасли необходимо совершенствовать технологии, обновлять оборудование, расширять сортамент выпускаемой продукции, снижать производственные затраты, организовывать совместную работу производителей и потребителей по повышению качества труб, сертификации выпускаемой продукции по международным стандартам. Для решения поставленных задач металлургические и трубные предприятия должны реализовывать программы технического перевооружения. Так, например, в 2008—2009 гг. успешно реализованы проекты, которые позволили:

• запустить 1-ю очередь литейно-прокатного комплекса на Выксунском металлургическом заводе (ЗАО «ОМК»);

• запустить новый трубопрокатный комплекс по производству бесшовных труб на Таганрогском металлургическом заводе (ОАО «ТМК»);

• ввести в эксплуатацию трубоэлектросварочный стан по производству прямошовных одношов-ныхтрубдиаметром 1 420мм (ОАО «ТМК»);

• ввести в эксплуатацию электросталеплавильные комплексы на Северском трубном заводе (ОАО «ТМК») и на Первоуральском новотрубном заводе (ЗАО «Группа ЧТПЗ»), Эффективное функционирование и развитие

предприятий трубной отрасли невозможно без учета и соблюдения основных принципов (табл. 3)

Важную роль в устойчивом функционировании и развитии предприятий трубной промышленности должно отводиться выявлению факторов, способствующих или препятствующих развитию предприятия. Автор считает, что можно систематизировать данные факторы следующим образом (табл. 4).

Из выделенных факторов в современных условиях на конъюнктуру российского трубного рынка влияют три: 1) инвестиционная активность предприятий энергетического сектора; 2) физическое состояние трубопроводного транспорта; 3) макроэкономические показатели экономики в целом.

Таблица 3

Основные принципы, обеспечивающие эффективное функционирование и развитие предприятия трубной отрасли

Окончание табл. 3

Принцип Общая характеристика

Целенаправленность Вся деятельность предприятия должна быть направлена на достижение целей его деятельности с наименьшими затратами ресурсов

Соразмерность Обоснованность организационно-экономических действий

Адаптивность Своевременное реагирование на изменения внутренней и внешней среды

Целесообразность Достижение поставленной цели с лучшими экономическими, организационными и социальными результатами

Принцип Общая характеристика

Инновацион-ность Внедрение нововведений, позволяющих интенсифицировать использование необходимых ресурсов и получать лучшие результаты

Системность Наличие между мероприятиями и действиями устойчивого взаимодействия и взаимосвязи, приносящих дополнительный эффект

Актуальность Систематическое обновление организационно-экономических мер и действий, обеспечивающих достижение целей предприятия

Целостность Структурная и логическая взаимосвязь между мероприятиями и управленческими решениями

Факторы, препятствующие и способствующие развитию и эффективному функционированию предприятий трубной отрасли

Таблица 4

Факторы

Препятствуют развитию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способствуют развитию

Экономические

Общий экономический кризис в стране; снижение объемов производства предприятий-потребителей металлургической продукции;

высокие ставки по кредитам; инфляция

Наличие резервного фонда; наличие постоянных клиентов; долговременные договора с поставщиками

Социально-культурные

Сопротивление переменам; боязнь неопределенности; неумение рисковать

Создание эффективной системы мотивации (материальной и нематериальной);

нормальный психологический климат в коллективе

Технические

Недостаток средств для финансирования технического развития;

низкая инновационная активность предприятий комплекса;

слабая материально-техническая и научная

база

Наличие прогрессивных технологий; наличие материально-технических средств; система материального поощрения за инновационную деятельность

Политико-правовые

Ограничения со стороны антимонопольного налогового, патентно-лицензионного законодательства;

открытый доступ на российский рынок дешевой металлургической продукции из-за рубежа

Проведение активной политики в международных организациях;

увеличение импортных пошлин на металлургическую продукцию;

отмена пошлин на импортируемое технологическое оборудование для металлургии, не производимое в России;

предоставление налоговых льгот при внедрении технологий, обеспечивающих улучшение экологической ситуации;

проведение антидемпинговых процедур в отношении стран-импортеров металлургической продукции; государственная поддержка инноваций; координация планов развития металлургического комплекса со стратегиями развития отраслей-потребителей металлопродукции и регионов России

Организационно-управленческие

Негибкая организационная структура; централизация власти; авторитарный стиль управления; неэффективные межотраслевые и межорганизационные взаимодействия; ориентация на определенный сегмент рынка

Гибкая организационная структура; децентрализация власти; демократический стиль управления; тесное межотраслевое и межорганизационное взаимодействие предприятий; ориентация на сложившиеся рынки; формирование проектных и рабочих команд

В связи со сложившейся в трубной отрасли ситуацией, по мнению автора, становится очевидным, что ей необходима поддержка со стороны государства. Основные ее направления можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).

Основными направлениями государственной политики развития предприятий трубной отрасли в современных условиях являются:

1) совершенствование действующих законов (нормативно-правовой базы) — это создание благоприятного правового и экономического климата для дальнейшего развития российских предприятий трубной отрасли;

2) координация планов развития металлургического комплекса со стратегиями развития отраслей-потребителей металлопродукции и регионов России с генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог. Так, российский рынок стальных труб зависит от развития отраслей топливно-энергетического комплекса, машиностроения и строительства, поэтому ключевые направления и параметры развития трубопроводной промышленности должны быть отражены не только в Стратегии развития металлургического комплекса России до 2020 г., но и в стратегиях развития отраслей-потребителей, например, в Энергетической стратегии России до 2020 г.;

3) частно-государственное партнерство — это развитие взаимодействия государства и отраслевого бизнеса, направленное на устранение инфраструктурных ограничений раз-

вития. Расширение роли заинтересованного в дальнейшем подъеме металлургического комплекса бизнеса не должно сдерживаться ничем, кроме объективных ограничений, связанных с безопасностью страны;

4) проведение активной политики в международных организациях, осуществляющих допуск на мировые рынки металлопродукции, так как сегодня в отношении российской металлопродукции действует 27 ограничительных мер вИ странах мира [3];

Государственная поддержка предприятий трубной отрасли в условиях финансового кризиса

8 сфере налогообложения:

- /ъготное налогообложение:

- создание благоприятных условий для предприятий, осуществляющих техническое перевооружение

В таможенной сфере:

- увеличение импортных пошлин на аналогичную металлопродукцию;

- снижение таможенных пошлин на импортное оборудование для отечественных предприятий;

- обеспечение таможенного контроля на ввоз ипортных товаров;

- проведение антидемпинговых расследований

В сфере международных отношений:

- проведение эффективной государственной политики по защите внешнеэкономических интересов россиийских предприятий трубной промышленности;

- взаимодействие с международными организациями, регулирующими торговую деятельность на мировом рынке

8 финансово-инвестиционной сфере:

- частно-государственное партнерство,

- координация стратегий и программ развития металлургического комплекса со стратегиями развития отраслей-потребителей [ТЭК. машиностроение, строительство);

- расширение внутреннего спроса на продукцию предприятия;

- льготное кредитование предприятий трубной отрасли

Повышение конкурентоспособности российских труб

Рост продаж

Повышение эффективности производства

Рис. 2. Основные направления государственной политики в условиях финансового кризиса

5) увеличение импортных пошлин. В ряду таких мероприятий в первую очередь следует отметить увеличение в 3—4 раза (с 5 до 20 %) ввозных пошлин на 46 видов стальных труб. Данная мера привела к суммарному сокращению импорта за девять месяцев 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. почти на 48 %, в том числе из Китая — на 85%. В октябре 2009 г. Правительство РФ установило специальную пошлину в 28,1 % на ввоз 19 видов труб из коррозионно-стойкой стали диаметром до 426 мм, в том числе на стальные трубы для нефте- и газопроводов [1];

6) создание благоприятных условий для предприятий, осуществляющих техническое перевооружение — это отмена пошлин на импортируемое технологическое оборудование для металлургии, не производимое в России, предоставление налоговых льгот при внедрении технологий, обеспечивающих существенное улучшение экологической ситуации;

7) проведение антидемпинговых процедур в отношении стран — импортеров металлургической продукции. Так, в октябре 2009 г. Министерство промышленности и торговли РФ завершило антидемпинговое расследование в отношении подшипниковых труб, импортируемых из Китая. В ходе расследования российское ведомство установило, что импорт китайских труб с 2005 по 2008 г. вырос почти в семь раз — с 900 тыс. до 6 200 тыс. т. В первом полугодии 2008 г. 1 т китайских подшипниковыхтруб стоила 1300 долл., тогда как остальной импорт находился на ценовом уровне 1 800 долл. Российская продукция в тот же период была на 50 % дороже китайской. Российское правительство доказало, что китайские производители целенаправленно занижали цену на трубы, экспортируемые в Россию. В 2007 г. внутри КНР 1 т подшипниковыхтруб на условиях БОВ стоила 1171 долл. (без НДС), в Россию эти трубы продавались по 1 142 долл. за 1 т. Причем перевозка морем и страховка труб в Китае в 2007 г. составляла 126 долл. за 1 т, а транспортировка по железной дороге — 67 долл. за 1 т. За весь 2007 г. занижение цены китайских производителей подшипниковыхтруб со-

ставило почти 4 млн долл. Такие действия привели к сокращению спроса на продукцию российских производителей и снижению их доходов. С 2005 по

2007 г. производство российских подшипниковых труб снизилось на 34 %, а загрузка производственных мощностей сократилась в 2005 г. с 43 до 32 % в

2008 г. Объем продаж российских производителей подшипниковых труб внутри России упал почти на 40% [2]. При этом если объем импорта в этом сегменте труб увеличивался кратно, то экспорт за тот же период вырос всего на треть. Таким образом, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выявило очевидный материальный ущерб, причиненный российским производителям китайской продукцией, и получил право ввести заградительную пошлину на этот вид труб. Аналогичные расследования были проведены и в отношении других видов труб.

Таким образом, финансовый кризис оказал негативное влияние на показатели деятельности предприятий трубной отрасли России, прежде всего из-за снижения спроса на нее ключевых потребителей — строительство, машиностроение, предприятия ТЭКа. В современных условиях хозяйствования предприятия трубной отрасли должны создавать и поддерживать свои конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Немалую помощь в этом должна оказать продуманная государственная поддержка, направленная на развитие и эффективное функционирование предприятий.

Список литературы

1. Мартынов К. Иностранцам труба // Коммерсантъ. Приложение Business Guide. 2009. № 209.

2. Попова Е. Спрос на пошлину // Коммерсантъ. Приложение Business Guide. 2009. № 209.

3. Сидибе П. В российском прокате // Российская газета. 2009. № 136.

4. Федеральная служба государственной статистики //URL: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.