Научная статья на тему 'Проблемы развития портового хозяйства Приморского края'

Проблемы развития портового хозяйства Приморского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
771
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / МОРСКОЙ ПОРТ / ПОРТОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГРУЗОПОТОК / ГРУЗООБОРОТ / ГРУЗОПЕРЕРАБОТКА / PRIMORSKY KRAI / SEA PORT / PORT FACILITIES / CARGO TRAFFIC / CARGO TURNOVER / CARGO HANDLING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кривошапова Светлана Валерьевна, Примак Валерия Владимировна

Морские порты играют чрезвычайно важную роль в формировании транспортной системы страны, развитии внешнеэкономических связей. Являясь международными «воротами», они обеспечивают более 50% объема внешней торговли. Значение морских портов для развития не только Приморского края, но и для отечественной экономики в целом очень велико. В статье проводится оценка современного состояния морских портов Приморского края, дается анализ грузооборота, выявляются основные проблемы развития портовой деятельности в Приморье, а также определяются меры, способствующие их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития портового хозяйства Приморского края»

ООО «Апрель Кубань» предлагается система аналитических регистров налогового учета, представленная в таблице 6.

Ведение регистра должно обеспечить возможность группировки информации о суммах не перенесенных убытков обслуживающих организацию отдельно по каждому году в течение установленного законодательством срока переноса убытков на будущее в размере 10 лет, а также возможность формирования суммы убытка, уменьшающего прибыль от реализованных товаров отчетного (налогового) периода.

Следует отметить, что налоговое законодательство не содержит санкций за отсутствие регистров налогового учета. Также их ведение приводит к дополнительным затратам. Но большим плюсом аналитических регистров налогового учета является содержащаяся в них информация, которой достаточно для правильного исчисления налоговой базы, что поможет ООО «Апрель Кубань» избежать штрафов и пеней за несвоевременную и неполную уплату налогов в бюджет.

Список литературы / References

1. Гордеева О.В. Дополнительная налоговая нагрузка / Гордеева О.В. Москва: Налоги, 2015. 335 с.

2. Орлова В.М. Современные методики расчета налоговой нагрузки на предприятии / В.М. Орлова. Москва: Налоги, 2015. 293 с.

3. ФедоровЕ.А. Управление налоговым бременем: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2015. 396 с.

4. Вылкова Е.С. Налоговое планирование. Теория и практика: учебник для вузов / Вылкова Е.С. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 660 с.

5. Островенко Т.К. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели системы: учебное пособие, 2015. 269 с.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОРТОВОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО

КРАЯ

Кривошапова С.В.1, Примак В.В.2 Email: Krivoshapova655@scientifictext.ru

'Кривошапова Светлана Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент; 2Примак Валерия Владимировна—магистрант, кафедра экономики и управления, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

Аннотация: морские порты играют чрезвычайно важную роль в формировании транспортной системы страны, развитии внешнеэкономических связей. Являясь международными «воротами», они обеспечивают более 50% объема внешней торговли. Значение морских портов для развития не только Приморского края, но и для отечественной экономики в целом очень велико. В статье проводится оценка современного состояния морских портов Приморского края, дается анализ грузооборота, выявляются основные проблемы развития портовой деятельности в Приморье, а также определяются меры, способствующие их решению.

Ключевые слова: Приморский край, морской порт, портовое хозяйство, грузопоток, грузооборот, грузопереработка.

PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF THE PORT ECONOMY OF THE PRIMORSKY KRAI Krivoshapova S.V.1, Primak V.V.2

'Krivoshapova Svetlana Valeryevna - PhD, Associate Professor; 2Primak Valeria Vladimirovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF ECONOMIES AND MANAGEMENTS, VLADIVOSTOK STATE UNIVERSITY ECONOMY AND SERVICE, VLADIVOSTOK

Abstract: sea ports play an extremely important role in shaping the country's transport system and developing foreign economic relations. Being an international "gateway", they provide more than 50% of foreign trade. The importance of seaports for the development of not only the Primorsky Territory, but also for the domestic economy as a whole is very large. The article assesses the current state of the seaports of Primorsky Krai, analyzes the cargo turnover, identifies the main problems in the development of port activities in Primorye, and also identifies measures that contribute to their solution.

Keywords: Primorsky Krai, sea port, port facilities, cargo traffic, cargo turnover, cargo handling.

УДК 338.3

Россия - самая большая страна в мире, расположена на двух континентах - Европейском и Азиатском. Водные ресурсы России поражают своими масштабами, она омывается 13 морями, и 3 океанами Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым, где общая береговая линия составляет 61 тыс.км. Помимо этого, внутренние воды насчитывают около четырех миллионов рек и озер, поэтому без стеснения Россию можно назвать морской державой.

Имея такой водный ресурс, невозможно представить себе Россию без совершенных и современных портов, которые являются одной из наиболее востребованных транспортных систем, необходимых для перевалки грузопотоков, через морские ворота страны. В России насчитывается 67 морских портов из них 10 крупнейших, где самым большим является Новороссийский морской порт, и 117 речных портов.

По своей сути Порт - это громадный комплекс, состоящий из гидротехнических, гражданских и транспортных спецсооружений, которые обслуживают движение судов, осуществляют разгрузочно-погрузочные операции, а также хранение поступивших в порт грузов. Особое внимание уделяется безопасности порта при работе технического персонала, пассажиров, осуществляется сохранность грузов. Помимо этого, сотрудники порта проводят хозяйственно-технические работы по снабжению находящихся в порту судов топливом, водой, провизией, производят необходимый для судна ремонт.

Из вышеизложенного, можно сделать вывод, что деятельность портов необычайно разнородна и очень сложна. На мировой арене морские порты России играют значительную роль при распределении грузопотоков, как для отечественных, так и для зарубежных компаний, объединяя государственные и коммерческие структуры. Все российские морские порты соответствуют международным требованиям мореплавания, экологическим нормам, нормам пожарной безопасности [1].

Портовые хозяйства Приморского края представляют собой морехозяйственный комплекс, в котором им принадлежит ведущая роль. Через организации портового хозяйства осуществляются экспортные и импортные операции, внутренние морские транспортировки, что имеет важное экономическое значение для экономики края и экономики Российской Федерации в целом.

Приморский край выступает в качестве связующего звена между Европейским и Азиатско-Тихоокеанским регионами. В данной связи развитие портового хозяйства приобретает особое стратегическое значение [2].

Географическое положение Приморья создало предпосылки для развития здесь мощного транспортного флота. Территориальная организация регионального производства почти во всех отраслях тесно связана с транспортом, особенно с морским. Ведь из общей протяжённости границ края в 3000 км на морские приходится около 1500 км. На всем Тихоокеанском побережье России только в Приморском крае имеются удобные бухты с портами круглогодичной навигации [3]. Все эти обстоятельства сделали Приморье центром важных морских коммуникаций, идущих на Сахалин, Камчатку, Охотское побережье, Курильские острова, Чукотку, в прибрежные районы восточной Арктики. Через приморские порты осуществляются внешнеторговые связи России с рядом зарубежных стран, т.е. они являются конечными пунктами международного транспортного коридора «Восток-Запад». Приморские порты Владивосток и Находку образно называют морскими воротами нашей Родины в бассейн Тихого океана.

Важно отметить, что роль портового хозяйства особенно велика в Приморском крае в силу его географических особенностей, обеспечивающих такие преимущества, как мощную сырьевую базу, благоприятные природно-климатические условия, незамерзающая береговая линия, выход морских портов на Транссибирскую магистраль, расположение вдоль государственной границы, географическая близость к государствам, не присоединившимся к санкциям, наличие режимов льготного администрирования. Вокруг центра Приморского края -

города Владивостока, в радиусе 1000 км (1 час полета на самолете) проживает около 420 млн человек. Это единственный город в России, имеющий выход на такой крупный рынок сбыта. Основные порты, расположенные в Приморском крае (Восточный, Находка, Владивосток), входят в десятку самых крупных портов России. На них приходится более половины грузооборота всего Дальнего Востока.

Деятельность предприятий и организация портового хозяйства Приморского края направлена на обеспечение внешнеторговых, а также каботажных перевозок в границах Дальневосточного региона (в т.ч. Сахалин, Магаданская область, Камчатский край) и охватывает погрузочно-разгрузочные услуги (стивидорные услуги) внутри организации портового хозяйства.

На территории Приморского края работают 11 портов и два порта-пункта. Кроме этого, транспортный комплекс Приморья имеет четыре морских транспортных узла:

- Владивостокский;

- Восточно-Находкинский;

- Хасанский (Южный);

- Северный.

По объему грузооборота порты региона являются самыми крупными в Дальневосточном бассейне, обслуживая большую часть грузов, перемещаемых через восточную границу России.

Крупнейшими портами Приморского края являются: порт Находка, Владивостокский порт и Восточный порт. При этом самым крупным среди названных портов по объемам грузооборота в Приморском крае, имеющим федеральное значение считается порт Восточный.

Грузооборот портовых хозяйств г. Владивостока в 2015 году превысил 38,8 млн тонн, в 2016 году - 45,6 млн тонн, в 2017 году - 52,4 млн тонн [4]. Динамика грузооборота по портовым хозяйствам г. Владивостока представлена на рисунке 1.

2015 г. 2016 г. 2017 г.

Рис. 1. Грузооборот организаций портового хозяйства г. Владивосток за 2015-2017 годы, млн тонн

На данный момент можно выделить ряд острых проблем развития портового хозяйства в Приморском крае. Это ограничения по развитию портовой и припортовой инфраструктуры. Расположение портов в границах населенных городов (Владивосток, Находка) привело к невозможности их дальнейшего развития — строительства портовой инфраструктуры, реконструкции подъездных железнодорожных и автомобильных путей, создания необходимых логистических центров.

В силу того, что порты не являются обособленными объектами, обеспечивающими транспортировку грузов, существенное влияние оказывают другие звенья транспортно-логистической цепочки. Например, тарифы на железнодорожные перевозки, которые влияют как на фактическое функционирование портов, так и на перспективы его дальнейшего развития [5]. Очевидно, что совершенствование опорной транспортно-логистической инфраструктуры Приморского края для осуществления бесперебойного транзита товаров через территорию региона требует увеличения пропускной способности портов и железнодорожных комплексов, развития сети автомобильных дорог и воздушного сообщения для обеспечения мобильности населения и транспортировки грузов [6].

Сегодня порт не является единым предприятием, как это было в прошлом. Погрузочно-разгрузочные и другие работы в портах выполняют разные стивидорные и прочие

самостоятельные компании. А это существенно усложняет управление производственным процессом, в частности, взаимодействие с железной дорогой.

Негативное влияние на развитие портового хозяйства оказывает уровень портовых сборов. Например, в порту Владивостока применяют следующие тарифы портовых сборов (таблица 1) [7].

Таблица 1. Портовые сборы г. Владивостока по состоянию на 31.12.2017 г.

Наименование сбора Ставка, руб./1 GT

все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных накатные, наплавные суда и контейнеровозы наливные суда

Корабельный сбор 6,75 4,73 7,38

Лоцманский сбор

за операцию 0,74 0,51 0,80

за каждую милю 0,56 0,40 0,62

Маячный сбор 0,72 0,50 0,80

Навигационный сбор 7,95 5,57 8,70

в том числе СУДС 2,63 1,85 2,88

Экологический сбор 2,00 1,40 2,19

Сбор транспортной безопасности акватории морского порта * 1,10 0,77 1,21

Немаловажной проблемой для эффективной деятельности портов, является использование устаревшего оборудования, сохранившегося со времен СССР, ведь сегодня время высокого напряжения достигла конкурентная борьба крупнейших портов мира за привлечение грузопотоков. Поэтому наиболее важным фактором успеха становится качество оказываемых услуг, немаловажную роль в котором играет современное оборудование и уровень логистического сервиса.

Существуют и экологические проблемы в портовом хозяйстве. Например, при перегрузке угля возникает большой столб пыли, который загрязняет атмосферу. Данная проблема особо актуальна, на сегодняшний день, в порту Находка. Так как уголь хранится и перегружается в центе города. В заливах все чаще происходят разливы нефтепродуктов при транспортировке, чаще всего по халатности работников.

Рассмотренные проблемы функционирования портового хозяйства в Приморье могут решаться следующим путем:

- организация жесткого контроля мер безопасности окружающей среды в процессе функционирования портов и ужесточения санкций, при их нарушении;

- организация на территории Приморского края Свободной экономической зоны, которая позволит снизить налоги на данный вид деятельности.

- объединение порта со стивидорными и прочими самостоятельными компаниями и создание единого портового комплекса, как было в прошлом, что позволит устранить возникающие проблемы в управлении производственным процессом;

- контроль над тарифами портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» для морских портов, а также тарифами на железнодорожные перевозки;

- привлечения объема частных инвестиций как в логистический комплекс, так и непосредственно производственный комплекс. Это позволит провести модернизацию оборудования, что в свою очередь будет способствовать улучшению качества и ускорению процесса оказываемых услуг [8].

Рассмотрим качественные показатели деятельности портового хозяйства Приморского края за 2015-2017 годы.

Рис. 2. Динамика введенных в действие морских причалов в портовом хозяйстве Приморского края

за 2015-2017 г., пог. м

Отметим, что за указанный период было введено в действие более 509 погонных метров причалов морских портов. На рисунке 2 представлена динамика введения морских причалов за 2015-2017 годы.

Из представленных на рисунке 2 видно, что за 2015-2017 годы наблюдается увеличение введенных в действие причалов.

В таблице 2 представлены показатели совокупного внешнеторгового оборота контейнерных грузов, прошедших через портовой хозяйство Приморского края за 2015-2017 годы.

Таблица 2. Показатели совокупного внешнеторгового оборота контейнерных грузов, прошедших через порты Приморского края за 2015-2017 годы

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. Темп прироста, %

Совокупный оборот внешнеторговых контейнерных грузов, тыс. ТЕи 230,0 235,8 242,6 +5,5

Увеличение пропускной способности терминалов портового хозяйства, % 17,0 16,0 16,0 -5,9

Увеличение объемов грузопереработки, % 6,4 7,2 7,0 +9,4

Из представленных в таблице 2 данных видно, что совокупный оборот внешнеторговых контейнерных грузов, прошедших через портовое хозяйство Приморского края в 2017 году составил 242,6 тыс. ТЕи, что на 5,5% больше показателя 2015 года (ТЕи - двадцатифутовый эквивалент (ДФЭ, англ. ТЕи) - условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков, пропускной способности контейнерных терминалов или вместимости грузовых транспортных средств.

При этом ежегодно отмечается увеличение пропускной способности терминалов портового хозяйства. Так, в 2015 году оно составило 17%, в 2016 и 2017 годах по 16%.

Положительным моментом также является увеличение объемов грузопеработки. Так, в 2015 году увеличение по отношению к 2014 году составило 6,4%, в 2015-2016 годы - 7,2%, в 2017 по отношению к 2016 году 7,0%.

На рисунке 3 представлена динамика объемов грузопереработки по ряду крупнейших портов портового хозяйства Приморского края за период 2015-2017 годов.

Итак, за 2015-2017 годы увеличение объёмов грузопереработки отмечено в таких портах, как: Восточный - на 11,67%, Находка - на 35,4%, Посьет - на 43,1%.

Рис. 3. Динамика объемов грузопереработки по ряду крупнейших портов портового хозяйства Приморского края за 2015 - 2017 годы, млн т

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом портовой хозяйство региона имеет положительную динамику своего развития. Однако, такие факторы, как неудовлетворительное техническое состояние портовых сооружений и оборудования, нехватка обеспечивающего флота, низкая скорость обработки грузов и другие, оказывают отрицательное влияние на качество услуг и уровень логистического сервиса портового хозяйства, что, несомненно, играет сдерживающую роль на развитие внешнеторгового сотрудничества российских производителей с зарубежными странами и создает угрозы экономической безопасности региона.

Список литературы / References

1. Титов А.В., Ивашкович Д.Б. Современные тенденции развития морских портов в мире и их влияние на портовую индустрию России // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия Морская техника и технология, 2016. С. 115-123.

2. Ююкина Т.И. Значение территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток для выхода России на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2017. № 4 (106). С. 175.

3. Корнейко О.В. Портовое хозяйство Приморского края: состояние и оценка угроз экономической безопасности//Национальная безопасность, 2017. № 4. С. 36-49.

4. Грузооборот портов в 2013 г.// МИА «Россия сегодня». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/economy/20140114/989126015.html (дата обращения 18.12.2018).

5. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года // Официальный сайт ФГУП «Росморпорт». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmorport.ru/investors/seastrategy/ (дата обращения 17.12.2018).

6. Корнейко О.В. Перспективы развития рыбохозяйственной деятельности Приморья в условиях Свободного порта Владивостока / О.В. Корнейко, О.Ю. Ворожбит-М: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2015. 180 с.

7. Портовые сборы и тарифы//Официальный сайт ФГУП «Росморпорт». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmorport.ru/filials/vlf__portcharges/ (дата обращения 17.12.2018).

8. Ворожбит Д.И., Петрук Г.В. Особенности функционирования портового хозяйства Приморского края // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5 (12). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(12).pdf/ (дата обращения: 18.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.