Научная статья на тему 'Проблемы развития обязательного медицинского страхования'

Проблемы развития обязательного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1662
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / MEDICAL INSURANCE / ANALYSIS OF PROFITS AND EXPENDITURES OF OBLIGATORY MEDICAL INSURANCE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оношко Сергей Сергеевич

Представлен анализ функционирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) за период с 2004 по 2006 г. по нескольким направлениям, уделено внимание соотношению ресурсов ОМС и расходов на здравоохранение в целом, организационной структуре системы ОМС, исполнению Программы государственных гарантий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBLIGATORY MEDICAL INSURANCE SYSTEM' PROBLEMS OF DEVELOPMENT

The author presents the analysis of profits and expenditures of obligatory medical insurance system (OMI) for the 2004-2006 years period. A great attention is paid to the correlation of OMI resources and health system expenditures on the whole, organizational structure of OMI system and fulfillment of the national guarantees program.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития обязательного медицинского страхования»

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

УДК 368.9 С.С. ОНОШКО

ББК 65.272.5 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: r221kk@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Представлен анализ функционирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) за период с 2004 по 2006 г. по нескольким направлениям, уделено внимание соотношению ресурсов ОМС и расходов на здравоохранение в целом, организационной структуре системы ОМС, исполнению Программы государственных гарантий.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, анализ доходов и расходов системы обязательного медицинского страхования.

В сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) главной целью является обеспечение качественного медицинского обслуживания населения, а также равных возможностей в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств ОМС всем гражданам РФ.

Для того чтобы оценить достигнутые за период с 2004 по 2006 г. результаты, необходимо провести анализ развития системы ОМС, который включает следующие направления:

- оценка объемов расходов на здравоохранение по отношению к ВВП;

- анализ удельного веса ресурсов обязательного медицинского страхования в общей структуре расходов на финансирование здравоохранения;

- характеристика организационной

структуры системы ОМС;

- оценка финансовых ресурсов Федерального фонда ОМС и направления их использования;

- мониторинг реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Количественной характеристикой финансового обеспечения системы здравоохранения является доля ВВП, перераспре-

деляемая в пользу финансирования затрат на медицинское обслуживание. Так, за период с 2003 по 2006 г. наблюдался рост данного показателя: в 2003 г. доля расходов на здравоохранение в ВВП составила 2,9%, в 2004 г. — 2,9%, в 2005 г. — 3,0%, в 2006 г. — 3,2%. Следует отметить, что, согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), минимальный размер расходов для поддержания приемлемого уровня здравоохранения составляет 5% ВВП. Таким образом, несмотря на положительную динамику доли ВВП, перераспределяемой в пользу финансирования здравоохранения, ее размер все же остается недостаточным по принятым в международной практике нормам. Однако рассмотрение фактического финансирования системы здравоохранения Российской Федерации за счет государственных источников за период с 2004 по 2006 г. (табл. 1) говорит о постоянном росте основных показателей в данной области, что способствует приближению финансовых показателей развития здравоохранения Российской Федерации к нормам ВОЗ.

Анализ данных, приведенных в табл. 1, позволяет сделать следующие выводы. Объем финансирования системы здраво-

© С.С. Оношко, 2008

охранения в 2006 г. увеличился по сравнению с 2004 г. в 1,8 раза. Основными источниками финансирования здравоохранения в РФ являются средства консолидированных бюджетов, объем которых в абсолютном выражении без учета взносов на ОМС неработающих граждан стал больше на 106,4 млрд р.

Следует отметить, что с 2004 по 2006 г. расходы федерального бюджета на здравоохранение возросли в 5,3 раза. В 2006 г. из средств федерального бюджета на реализацию национального проекта «Здоровье» израсходовано 59,7 млрд р., из средств

обязательного медицинского страхования — 19 млрд р.

Далее рассмотрим структуру системы обязательного медицинского страхования. По состоянию на 1 января 2007 г. на территории Российской Федерации функционировало 90 территориальных фондов ОМС, 155 страховых медицинских организаций, имеющих статус юридического лица, и 239 филиалов страховых медицинских организаций (СМО), которые вели деятельность по обязательному медицинскому страхованию на территории 86 субъектов Российской Федерации.

Таблица 1

Фактическое финансирование системы здравоохранения РФ за счет государственных источников в 2004—2006 гг.

Источник финансирования 2004 2005 2006

млрд р. % млрд р. % млрд р. %

Консолидированные бюджеты субъектов РФ 241,9 50,4 288,0 43,9 348,3 40,1

Средства системы ОМС 191,8 40,0 225,7 34,4 278,4 32,1

Федеральный бюджет 45,9 9,6 142,3 21,7 241,5* 27,8

Всего 479,6 100,0 656,0 100,0 868,2 100,0

* С учетом расходов на дополнительное лекарственное обеспечение, социальную поддержку отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, страхование неработающего населения и на реализацию национального проекта «Здоровье».

Таблица 2

Состав и структура доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2004—2007 гг., млрд р.

Статья 2004 2005 2006 2007

Плановые показатели % к итогу Плановые показатели % к итогу Плановые показатели % к итогу Плановые показатели % к итогу

ЕСН, зачисляемый в ФФОМС 6 200,0 96,78 34 580,0 39,98 55 685,0 48,01 68 004,0 43,95

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 87,9 1,37 145,7 0,17 296,2 0,26 420,4 0,27

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 78,1 1,22 133,3 0,15 242,5 0,21 309,2 0,20

Единый сельскохозяйственный налог 1,0 0,02 1,0 0,001 1,4 0,001 2,7 0,002

Недоимки, пени и штрафы по взносам в ФФОМС 39,2 0,61 340,0 0,39 61,5 0,05 46,9 0,03

Неналоговые доходы - - - - - - 105,9 0,07

Средства федерального бюджета, передаваемые ФФОМС на реализацию мер по дополнительному лекарственному обеспечению 48 291,7 55,83 29 083,9 25,08 56 900,3 36,77

Средства федерального бюджета (других бюджетов), передаваемые ФФОМС 3 000,0 3,47 30 610,0 26,39 28 947,1 18,71

Всего 6 406,2 100 86 491,7 100 115 980,5 100 154 736,5 100

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

На территории четырех субъектов РФ ОМС осуществлялось без участия СМО. Число самостоятельных лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе ОМС, включая ведомственные, составило 8 136, из них 7 633 — медицинские учреждения общей сети. При этом динамика организационной структуры системы ОМС показывает, что ежегодно сокращается количество СМО. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что в связи с изменениями требований к обеспечению финансовой устойчивости страховщиков минимальный размер уставного капитала для компаний, осуществляющих медицинское страхование (в том числе обязательное), составил 30 млн р. Невыполнение данных требований привело к отзыву лицензий у ряда страховщиков, кроме того, некоторые компании были поглощены более крупными страховщиками. Данная тенденция характерна для страхового рынка России в целом.

Реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования возложена на Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, финансово-экономическую деятельность которых представляется возможным оценить с помощью анализа доходов и расходов бюджетов фондов.

Состав и структура финансовых средств Федерального фонда ОМС в рассматриваемый период существенно изменялись (табл. 2).

Анализируя показатели бюджетов фонда, можно сделать следующие выводы. В рассматриваемый период объем финансовых ресурсов ФФОМС ежегодно увеличивался.

В 2005 г. по отношению к 2004-му объем поступлений возрос в 13,5 раза. Это объясняется, прежде всего, изменениями в налоговом законодательстве, связанными с перераспределением средств от поступления единого социального налога в пользу ФФОМС.

С 1 января 2005 г. ставка ЕСН для всех налогоплательщиков, зачисляемая в Федеральный фонд ОМС, составила 0,8%, в ТФОМС — 2,0%, с 1 января 2006 г. и по настоящее время в Федеральный и территориальные фонды зачисляется 1,1 и 2,0% соответственно. В этой связи налоговые доходы ФФОМС в рассматриваемом периоде ежегодно увеличивались.

Для характеристики системы обязательного медицинского страхования, на наш взгляд, необходимо не только анализировать объемы финансовых ресурсов ОМС, распределение средств между участниками системы, но и проводить мониторинг реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (далее — Программа), так как именно данный документ призван создать единый механизм реализации конституционного права граждан на получение бесплатной медицинской помощи за счет всех источников финансирования.

Рассмотрим показатели фактического финансирования Программы государственных гарантий за 2004-2006 гг. (табл. 3).

Как показывают данные, содержащиеся в табл. 3, ежегодно объемы финансирования Программы увеличиваются. Так, в 2006 г. объем финансовых ресурсов превысил показатель 2004 г. на 255,5 млрд р.

Таблица 3

Фактическое финансирование Программы государственных гарантий

в 2004-2006 гг.

Источник финансирования 2004 2005 2006

млрд р. % млрд р. % млрд р. %

Федеральный бюджет 31,5 7,3 89,3 16,0 117,4 17,0

Консолидированные бюджеты субъектов РФ 217,3 49,9 253,0 45,2 317,2 45,9

Средства системы ОМС 186,4 42,8 217,2 38,8 256,1 37,1

Всего 435,2 100,0 559,5 100,0 690,7 100,0

В % к ВВП 2,7 - 2,6 - 2,6 -

Источник: Доклад о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 г.

(в относительном выражении на 58,7%) и составил 690,7 млрд р. Следует отметить, что в рассматриваемый период существенно увеличился показатель финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, что связано в том числе и с реализацией мероприятий в рамках национального проекта «Здоровье». Так, в 2006 г. за счет бюджетных средств осуществлялось финансирование следующих расходов: на дополнительное лекарственное обеспечение (42,6 млрд р.), на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению (9,6 млрд р.).

В то же время по отношению к объему ВВП общий объем финансирования Программы в 2006 г. снизился и составил 2,6%. По сути, недостаточный объем финансирования является одной из важнейших проблем здравоохранения. Как уже отмечалось, минимальный размер финансирования здравоохранения, по данным ВОЗ, должен составлять не менее 5% ВВП. Кроме того,

для иллюстрации существующей проблемы приведем данные о выполнении Программы за 2005 г. Расчетная стоимость Программы государственных гарантий в рассматриваемый период с учетом средств федерального бюджета составила 752,8 млрд р. (3,5% ВВП). Потребность в финансировании Программы без учета расходов федерального бюджета составила 598,0 млрд р. (2,8% ВВП), фактическая ее стоимость без расходов федерального бюджета — 470,2 млрд р. (2,2%). Соответственно, дефицит финансирования Программы от этой потребности достиг 127,8 млрд р. (21,4%). Следует отметить, что Программа государственных гарантий содержит минимальный перечень услуг в рамках бесплатной медицинской помощи, который, согласно произведенным расчетам, не может быть обеспечен за счет всех источников финансирования. Тем не менее существует необходимость снижения объемов оказываемых населению платных медицинских услуг и поиска путей увеличения финансовых резервов ОМС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.