Научная статья на тему 'Проблемы развития образовательного и научного направления "Инноватика"'

Проблемы развития образовательного и научного направления "Инноватика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАТИКА / ТРЕБОВАНИЯ К АБИТУРИЕНТУ / ПРЕПОДАВАТЕЛЮ / ВЫПУСКНИКУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / INNOVATICS / UNIVERSITY ENTRANT / TEACHER / GRADUATE / PROFESSIONAL STANDARD / PERSONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробот П.Н., Дробот Д.А.

Введение. В статье выявлены и обсуждаются проблемы развития нового научного и образовательного направления «Инноватика», которые в целом сводятся к трем основным тезисам: требования к абитуриентам, выпускникам и преподавателям. Цель статьи раскрыть основные проблемы развития, выраженные в особых требованиях к личностным параметрам абитуриента и к профессорско-преподавательскому составу; в сущности профессионала-инноватика; в разработке профессиональных стандартов, соответствующих инноватике; в особом профессиональноличностном портрете инноватика специалиста по управлению инновациями. Методология. Исследование проводится на основе анализа авторских публикаций по инноватике, опыта автора в обсуждениях профессионального стандарта для инноватики и новых профессиональных стандартов «Специалист по управлению инновациями» и «Специалист по оценке инновационных проектов». Результаты. Проблемы роста и развития образовательного и научного направления «Инноватика» определяются в основном его изначальной междисциплинарностью и мультидисциплинарностью, которые связаны с разнообразием инноваций. Инновации относятся к различным предметным дисциплинарным областям, а также могут создаваться, что эффективнее всего, на стыке различных наук. Кроме того, причина сложности инноватики в природе ее происхождения в ней заложено сочетание широкого спектра технических и специальных управленческих дисциплин, что необходимо для создания специалистов, разрабатывающих и управляющих разнообразными инновационными проектами и программами коммерциализации инновационных разработок. Заключение. Основываясь на полученных результатах, авторы выявили и раскрыли основные проблемы развития инноватики: особые требования к личностному портрету абитуриента, поступающему на бакалавриат «Инноватика» (эрудиция, начальная креативность и способность к принятию решений в условиях неопределенности), особенная подготовка кадров профессорскопреподавательского состава для успешной образовательной деятельности по инноватике (сочетание технического или физико-математического и управленческого образования); профессиональная сущность специалиста-профессионала по инноватике (разработчик и управленец как технических, так и нетехнических инновационных проектов и программ коммерциализации инновационных разработок); профессиональные стандарты в сфере инноватики (сложность разработки и утверждения), особый профессионально-личностный портрет специалиста-инноватика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC DIRECTION “INNOVATICS”

Introduction. The article identifies and discusses the problems in the development of a new scientific and educational direction “Innovatics”, which are generally reduced to three main theses: requirements for applicants, graduates and teachers. The purpose of the article is to reveal the main development problems, expressed in special requirements to the personal parameters of the entrant and to the professors-teaching staf; in the development of professional standards corresponding to innovation; in a special professional-personal portrait of an innovator-specialist in the management of innovations. Materials and Methods. The research is based on the analysis of author’s publications on innovatics, the author’s experience in discussions of the professional standard for innovation and new professional standards “Innovation Management Specialist” and “Specialist on the evaluation of innovation projects”. Results. The problems of growth and development of the educational and scientific direction of “Innovatics” are determined mainly by its original interdisciplinary and multidisciplinary, related to the diversity of innovations. Innovations are related to different areas, and also, what is most effective, at the intersection of different sciences, can be created. In addition, the reason for the complexity of innovation in the nature of its origin is the combination of a wide range of technical and special management disciplines that is necessary for creating specialists developing and managing a variety of innovative projects and commercialization programs for innovative developments. Conclusions. Based on the results obtained, the authors identified and uncovered the main problems of the development of innovation: special requirements for the personal portrait of the entrant who enter the bachelor’s program “Innovatics” (erudition, initial creativity and ability to make decisions in conditions of uncertainty), special training of faculty for a successful educational activities on innovation (a combination of technical or physical, mathematical and management education); the professional essence of a specialist in the field of innovation (a developer and a manager of both technical and non-technical innovation projects and programs for the commercialization of innovative developments); professional standards in the field of innovation (the complexity of development and approval), a special professional and personal portrait of a specialist-innovator.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития образовательного и научного направления "Инноватика"»

12. Haldarov L. E. Ekologicheskoe obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya kak uslovie sovershenstvovaniya professional'nyh kompetencij pedagoga [Environmental education for sustainable development as a condition for improving the professional competence of the teacher]. Scientific and pedagogical review, 2016, no. 3 (13), pp. 76-80. (In Russian).

13. Hatuntsev J. L. Ekologiya i ekologicheskaya bezopasnost' [Ecology and environmental security]. Moscow, 2002, 478 p. (In Russian).

14. Shakhmardanov Z. Ekologicheskoe obrazovanie - faktor ustojchivogo razvitiya obshchestva [Environmental education - a factor of sustainable development of society]. Astrakhan Vestnik of Ecological Education, 2014, no. 2 (28), pp. 112-144. (In Russian).

15. Shushpanova D. V. Formirovanie ekologicheskogo myshleniya u studentov vuzov vo vremya vneauditornyh zanyatij [Formation of ecological thinking among University students during extracurricular activities]. Young Scientist, 2017, no. 8 (142), pp. 382-386. (In Russian).

УДК/UDC 378 П. Н. Дробот, Д. А. Дробот

P. Drobot, D. Drobot

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ИННОВАТИКА»

PROBLEMS DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC DIRECTION "INNOVATICS"

Введение. В статье выявлены и обсуждаются проблемы развития нового научного и образовательного направления «Инноватика», которые в целом сводятся к трем основным тезисам: требования к абитуриентам, выпускникам и преподавателям. Цель статьи — раскрыть основные проблемы развития, выраженные в особых требованиях к личностным параметрам абитуриента и к профессорско-преподавательскому составу; в сущности профессионала-инноватика; в разработке профессиональных стандартов, соответствующих инноватике; в особом профессионально-личностном портрете инноватика — специалиста по управлению инновациями.

Методология. Исследование проводится на основе анализа авторских публикаций по инно-ватике, опыта автора в обсуждениях профессионального стандарта для инноватики и новых профессиональных стандартов «Специалист по управлению инновациями» и «Специалист по оценке инновационных проектов».

Результаты. Проблемы роста и развития образовательного и научного направления «Инноватика» определяются в основном его изначальной междисциплинарностью и мультидис-циплинарностью, которые связаны с разнообразием инноваций. Инновации относятся к различным предметным дисциплинарным областям, а также могут создаваться, что эффективнее всего, на стыке различных наук. Кроме того, причина сложности инноватики в природе ее происхождения — в ней заложено сочетание широкого спектра технических и специальных управленческих дисциплин, что необходимо для создания специалистов, разрабатывающих и управляющих разнообразными инновационными проектами и программами коммерциализации инновационных разработок.

Заключение. Основываясь на полученных результатах, авторы выявили и раскрыли основные проблемы развития инноватики: особые требования к личностному портрету абитуриента, поступающему на бакалавриат «Инноватика» (эрудиция, начальная креативность и способность к принятию решений в условиях неопределенности), особенная подготовка кадров профессорско-преподавательского состава для успешной образовательной деятельности по инноватике (сочетание технического или физико-математического и управленческого образования); профессиональная сущность специалиста-профессионала по инноватике (разработчик и управленец как технических, так и нетехнических инновационных проектов и программ коммерциализации инновационных разработок); профессиональные стандарты в сфере инноватики (сложность разработки и утверждения), особый профессионально-личностный портрет специалиста-инноватика.

Introduction. The article identifies and discusses the problems in the development of a new scientific and educational direction "Innovatics", which are generally reduced to three main theses:

requirements for applicants, graduates and teachers. The purpose of the article is to reveal the main development problems, expressed in special requirements to the personal parameters of the entrant and to the professors-teaching staf; in the development of professional standards corresponding to innovation; in a special professional-personal portrait of an innovator-specialist in the management of innovations.

Materials and Methods. The research is based on the analysis of author's publications on innovatics, the author's experience in discussions of the professional standard for innovation and new professional standards "Innovation Management Specialist" and "Specialist on the evaluation of innovation projects".

Results. The problems of growth and development of the educational and scientific direction of "Innovatics" are determined mainly by its original interdisciplinary and multidisciplinary, related to the diversity of innovations. Innovations are related to different areas, and also, what is most effective, at the intersection of different sciences, can be created. In addition, the reason for the complexity of innovation in the nature of its origin is the combination of a wide range of technical and special management disciplines that is necessary for creating specialists — developing and managing a variety of innovative projects and commercialization programs for innovative developments.

Conclusions. Based on the results obtained, the authors identified and uncovered the main problems of the development of innovation: special requirements for the personal portrait of the entrant who enter the bachelor's program "Innovatics" (erudition, initial creativity and ability to make decisions in conditions of uncertainty), special training of faculty for a successful educational activities on innovation (a combination of technical or physical, mathematical and management education); the professional essence of a specialist in the field of innovation (a developer and a manager of both technical and non-technical innovation projects and programs for the commercialization of innovative developments); professional standards in the field of innovation (the complexity of development and approval), a special professional and personal portrait of a specialist-innovator.

Ключевые слова: инноватика, требования к абитуриенту, преподавателю, выпускнику, профессиональный стандарт, личностная модель.

Keywords: innovatics, university entrant, teacher, graduate, professional standard, personal model.

Введение

На рубеже XX-XXI вв. в Санкт-Петербургском политехническом университете (СПбПУ) было разработано образовательное и научное направление «Инноватика». Своевременно и последовательно были сформированы, вначале как эксперимент, а затем на постоянной основе, бакалавриат «Инноватика», специальность «Управление инновациями» и магистратура «Инноватика». В настоящее время образовательный процесс по этому направлению ведется по двум ступеням: бакалавриат и магистратура. Как научное направление, инноватика изучает теорию инноваций, закономерности инновационных процессов, модели инновационного развития, лучшие методы и способы разработки и управления инновационными проектами; разрабатывает программы коммерциализации инноваций; занимается проблемами создания национальных инновационных систем.

Авторами инноватики, ее отцами-основателями, стали сотрудники кафедры управления проектами СПбПУ, имеющие ученые степени в области технических наук. К необходимости нового направления они пришли через свой опыт участия в Федеральной целевой программе по развитию в стране инжиниринговой сети технических нововведений. Через несколько лет работы программы стало ясно, что в стране ежегодно появляются многочисленные патенты на изобретения, но большинство патентов в производство не внедряется, до новых технологий не доводятся.

Становление нового образовательного направления и его развитие неизбежно связаны с проблемами роста, которые обусловлены разными причинами, фактами и обстоятельствами, в том числе синергетического свойства. Поэтому цель настоящей работы — выявление основных проблем в развитии направления «Инноватика» и путей их решения.

Методология

Один из соавторов настоящей работы имеет несколько авторских свидетельств и патентов на изобретения и владеет методологией изобретательской деятельности. Автор состоит в научно-

методическом совете по направлению «Инноватика» федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по укрупненной группе направлений и специальностей (УГНС) 27.GG.GG «Управление в технических системах» в СПбПУ. Второй соавтор имеет опыт и владеет методологией продвижения инновационных разработок посредством выставочной и другой инновационной деятельности (Осциллисторный сенсор температуры с частотным выходом//Диплом VI Международного салона инноваций и инвестиций. М., 7-1G.G2.2GG6). Кроме того, у него большой опыт работы по организации нового набора в университет, и он хорошо представляет требования успешного обучения в вузе к абитуриенту, желающему получить знания и необходимые навыки по инноватике. Основываясь на наших практиках, мы можем провести анализ и сделать выводы как о причинах возникновения нового образовательного направления «Инноватика» и соответствующей новой профессии, так и о неизбежных проблемах, связанных с ростом и развитием нового направления.

Последняя задача представляется наиболее важной, а ее решение позволит устранить выявленные проблемы или наметить пути их решения в интересах повышения качества образования.

Результаты

«Инноватика» — это молодое, современное образовательное направление, которому около 12 лет с момента своего рождения в 2GG5 г., когда вышел приказ Министерства образования РФ о направлениях подготовки (специальностях) высшего профессионального образования, в том числе об инноватике.

В России успешно изобретают, но хуже доводят изобретения до новых промышленных технологий и продуктов. Об этом нам говорит исторический материал об изобретательской активности в России с XVII в. [1]. Поэтому и стала необходимой подготовка специалистов нового типа как с высшим образованием по широкому спектру технических наук, так и владеющих проектной методологией Project Management Institute (PMI), основанной на Своде знаний по управлению проектами Project Management Body Of Knowledge (PMBOK) и навыками оценки эффективности инновационных проектов, разрабатываемых на основе технических нововведений.

Мы выделяем пять основных проблем развития инноватики в отношении: 1) требований к личностному портрету абитуриента, поступающему на бакалавриат «Инноватика»; 2) подготовки кадров профессорско-преподавательского состава для образовательной деятельности по иннова-тике; 3) сущности специалиста-профессионала по инноватике; 4) профессиональных стандартов в сфере инноватики; 5) проблемы особого профессионально-личностного портрета специалиста-инноватика.

Рассмотрение и анализ указанных проблем позволили получить определенные результаты.

Требования к личностному портрету абитуриента, поступающего на бакалавриат «Инноватика»

Актуальной и обсуждаемой темой является тема профессий будущего и своевременная подготовка кадров для таких профессий. Инноватика—уникальное образовательное направление, единственная профессия по которому по своему определению и назначению сочетает широкое знание технических дисциплин и специальное знание управленческих дисциплин. Это обусловливает предъявляемые требования к абитуриенту, к его склонностям, образованности и пр. При поступлении на бакалавриат «Инноватика» абитуриент сдает вступительные экзамены по русскому языку, математике, физике. Соответственно, он должен иметь склонность к точным наукам, через изучение которых лежит путь к освоению многих технических дисциплин учебного плана бакалавриата: от химии до электроники. Среди желательных склонностей и способностей абитуриента мы хотим отметить системное мышление и способность к действиям в условиях высокой степени неопределенности. Любой инновационный проект представляет собой динамичную систему задач и работ, затратных материальных, трудовых и временных ресурсов, и успешно работать с проектом возможно только на основе системного подхода и системного мышления. Инновационная деятельность связана с высоким уровнем рисков инновационного проекта, что приводит к высокому уровню неопределенности. Именно способность к действиям в таких условиях определяет успех инновационного проекта.

Среди предпочтительных требований к абитуриенту мы особо выделяем эрудицию и креативность. Ю. Р. Нурулин и И. В. Скворцова в своей книге [2] в разделе «Креативность в инноватике» проделали большую работу по этому вопросу, доказали, что креативность — одно из важнейших качеств инноватора, и подробно рассмотрели методы развития креативности. Проблема креа-

тивности в инноватике также исследована авторами работы [3], где разработана методика занятий шахматами для развития креативного мышления и выполнен проект шахматной лаборатории «Chess4i» в Институте инноватики ТУСУР, г Томск.

Эрудиция, всесторонняя образованность, широкие познания во многих областях, многосторонняя ученость, начитанность — все это необходимо для освоения междисциплинарного и муль-тидисциплинарного направления, каким является инноватика по своей природе и происхождению. Рядом с эрудицией стоит креативность - способность принимать творческие решения и создавать принципиально новые идеи. Высокий уровень креативности определяет восприимчивость к инновациям и способность самому их генерировать, а управление инновациями от идеи до ее воплощения в проект коммерциализации является сущностью инноватики. В процессе получения образования бакалавриата «Инноватика» системное мышление, способность действовать в условиях высокой степени неопределенности, эрудицию и креативность студента необходимо развивать и усиливать. Успех в этом деле тем больше, чем выше начальный уровень этих параметров у абитуриента.

Подготовка кадров профессорско-преподавательского состава для образовательной деятельности по инноватике

Направление «Инноватика» относится к технической укрупненной группе специальностей 27.00.00 «Управление в технических системах», и, естественно, научные и технические дисциплины (от математики, физики, химии до материаловедения и электроники) в учебных планах бакалавриата по направлению «Инноватика» занимают более половины от всех дисциплин. Вместе с тем главными специальными дисциплинами являются дисциплины управленческого плана: теоретическая инноватика, маркетинг в инновационной сфере, управление инновационной деятельностью, технологии нововведений, управление инновационными проектами.

Изучение этих дисциплин обеспечивает инженерные, технологические, экономико-управленческие основы и правовое обеспечение инновационной деятельности. Практики, курсовые, проектные и выпускные квалификационные работы, соответственно, имеют междисциплинарный характер. На этой основе можно сформировать профессиональный портрет преподавателя по инноватике.

Своеобразие и оригинальность инноватики, заключенные в ее междисциплинарности, предъявляют сложные требования к профессиональной подготовленности самих преподавателей, задействованных в учебном процессе.

Российская статистика показывает, что большинство инноваций и инновационных проектов имеют техническую основу. Известно, что в учебных планах экономических и управленческих образовательных направлений отсутствуют технические дисциплины. Преподаватель с базовым экономическим или управленческим образованием изначально очень далек от глубокого понимания техники, необходимого для большинства инновационных проектов. По аналогичным причинам преподаватель с базовым техническим или физико-математическим образованием далек от экономики и управления. Поэтому в каждом из этих случаев уровень преподавания по указанным выше специальным дисциплинам учебного плана бакалавриата «Инноватика» оставляет желать лучшего. Особенно это относится к преподаванию дисциплины «Управление инновационными проектами», являющейся квинтэссенцией образования профессионала инноватики. Преподавание по этой дисциплине требует как освоения проектной методологии PMI/PMBOK, так и освоения какого-либо программного продукта для управления проектами. Обычно это Microsoft Project или, например, Open Project, Spider Project, Primavera.

Наиболее подходящим преподавателем в образовательном процессе по направлению «Инноватика» был бы специалист, имеющий как техническое или физико-математическое образование, так и образование в области управления и некоторых разделов экономики и финансового анализа, необходимых для оценки эффективности проектов. Этого можно достичь путем систематического повышения квалификации преподавателя с получением удостоверения государственного образца о повышении квалификации. С точки зрения успешной государственной аккредитации направления «Инноватика» на конкретной кафедре желательно, чтобы все необходимые виды дополнительного образования были на уровне профессиональной переподготовки или второго высшего образования. Подготовка преподавателя такого уровня является делом сложным и достаточно трудновыполнимым, не на каждой кафедре есть такая возможность. Но какой бы сложной и трудной не была эта задача, нужно стремиться к ее выполнению для обеспечения высокого качества преподавания по инноватике.

Профессиональная сущность специалиста по инноватике

В период становления и более пятнадцати лет развития образовательного направления «Инноватика» нам не раз приходилось наблюдать непонимание того, каких именно специалистов готовят в этом образовательном учреждении. Сохраняется это положение до сих пор. Ярко выраженное непонимание исходит от преподавателей технических дисциплин с соседних технических кафедр, что крайне отрицательно влияет на самих студентов-инноватиков. Преподаватели — «технари» и студенты этих специальностей знают, что они являются разработчиками технических решений, устройств, аппаратуры и т. п. А вот кто такие инноватики, чем они призваны заниматься, «технарям» бывает совершенно не понятно. Проведенный анализ дает точный ответ и вносит полную ясность: выпускники бакалавриата и магистратуры по направлению «Инноватика» — это тоже разработчики, разработчики инновационных проектов и программ коммерциализации инновационных разработок. Эта работа представляет огромный труд по решению следующих задач: проведение маркетинговых исследований инновационного продукта как кабинетных (инструментарий — патентные базы; ресурс elibrary.ru и другие), так и полевых исследований через прямое взаимодействие с малыми и крупными инновационными предприятиями; разработка и управление инновационным проектом на основе проектной методологии PMI/PMBOK; оценка себестоимости инновационной разработки, определение точки безубыточности, построение бизнес-плана и бизнес-модели; моделирование и расчет программы вывода нового изделия на рынок. Решение этих задач определяется хорошим знанием одновременно как широкого спектра технических дисциплин, так и владения управленческо-экономическими дисциплинами, что и достигается при подготовке специалиста-инноватика.

Эти задачи решаются успешно, если в образовательном процессе по инноватике задействованы преподаватели, сочетающие техническое или физико-математическое образование с образованием в сфере управления и оценки эффективности инновационного проекта, как уже было отмечено выше.

Общая модель компетенций специалиста по управлению инновациями [S] создавалась на базе международного стандарта PMI Project Management Competence Development Framework (PMCDF), или Структура развития компетенций управления проектом. Общая модель компетенций, по аналогии со стандартом PMCDF, содержит 3 основных блока: 1 ) компетенции знания — то, что менеджер проекта знает о процессах, инструментах и техниках управления проектами; 2) компетенции выполнения — как менеджер проекта применяет знания по управлению проектом для соответствия требованиям проекта; 3) личностные компетенции — определяют поведение менеджера проекта во время его управления, отношение к работе и основные черты личности. Также была разработана методика для определения соответствия личностных характеристик инновационного менеджера предъявляемым требованиям, в частности при проведении собеседования на замещение вакантной должности специалистов по управлению инновациями в различных организациях, а также при оценке студентов и присвоении квалификации выпускникам по направлению «Инноватика» [S]. С этим обстоятельством тесно связана современная проблема профессиональных стандартов для специалистов, получивших образование по направлению «Инноватика».

Профессиональные стандарты в сфере инноватики

В России в 2GG4 г. был утвержден профессиональный стандарт «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах» [S, с. 1G3]. Профстандарт ограничен применением только к научно-технической и производственной сферам. Однако в последние годы на предприятиях различных форм собственности и деятельности естественным путем под влиянием объективных предпосылок стали возникать должности и присущие им обязанности и даже отдельные подразделения по инновационному развитию, внедрению новых технологий и разработок, а также другой инновационной деятельности.

Работа по новому профстандарту специалиста по управлению инновациями инициирована и осуществляется iR&Dclub — профессиональным сообществом топ-менеджеров, отвечающих в крупнейших российских компаниях за инновационное развитие, науку, технологическую политику, исследования и разработки. Клуб создан в 2G11 г. по инициативе крупного частного бизнеса и госкомпаний на базе Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. R&D — Research & Development — это научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). К этой аббревиатуре основателями была добавлена буква i от слова innovation — инновация, инновационный, что определило понятное, красивое и емкое название этого сообщества.

В разработанном профстандарте «Специалист по управлению инновациями» указана основная цель вида профессиональной деятельности — обеспечение управления инновациями в компании, включая управление реализацией инновационных проектов, организацию и планирование инновационного развития, формирование инновационной инфраструктуры компании в соответствующей отрасли экономики.

Обобщенные трудовые функции (их 8) формируются вокруг двух основных направлений: инновационное развитие компании и управление реализацией инновационных проектов и программ. Профстандарт «Специалист по управлению инновациями» публично обсуждается и проходит ряд итераций для его утверждения в министерствах.

Наиболее близок к утверждению недавно разработанный профстандарт «Специалист по оценке инновационных проектов» (проект приказа Минтруда РФ по состоянию на 18 января 2018 г об утверждении этого профстандарта). Таким образом, пока еще не утверждены наиболее соответствующие направлению «Инноватика» профстандарты, что также говорит об определенных проблемах становления и развития инноватики.

Проблема особого профессионально-личностного портрета специалиста по управлению инновациями

Изучение характеристик компетентностного профиля специалиста и разработка соответствующей модели личностных компетенций достаточны сложны. В отличие от анализа результатов опросов или экспертных оценок путем статистических методов, модель личностных ком-петенций[4] выполнена на основе системного подхода к разработке компетентностного профиля, а личностные компетенции описываются с учетом влияния факторов и взаимозависимостей. Блок личностных компетенций как часть общей модели компетенций инноватики также был построен на базе стандарта PMI PMCDF. Перечень базовых личностных компетенций проектного специалиста был дополнен компетенциями, специфичными для управления в инновационной сфере. Блок разделен на 6 направлений [4]: 1 ) коммуникации — специалист должен своевременно обмениваться точной, надлежащей и значимой информацией с заинтересованными сторонами;

2) руководство (лидерство) — специалист должен направлять, вдохновлять и мотивировать членов команды проекта и заинтересованные стороны для эффективного достижения целей проекта;

3) управление — специалист должен осуществлять эффективное управление проектом, грамотно распределяя человеческие, финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы; 4) когнитивные способности — специалист должен использовать в необходимой мере чувства, интуицию, аналитические способности для эффективной корректировки проектной деятельности в изменяющихся условиях; 5) эффективность — специалист должен обеспечить получение требуемых результатов, применяя необходимые ресурсы, инструменты и техники во всех процессах управления проектом; 6) профессионализм — специалист должен действовать в рамках профессиональной этики, его поведение должно руководствоваться принципами ответственности, уважения, добросовестности и честности. Каждое направление включает от 4 до 6 конкретных компетенций, для которых разработаны критерии эффективности и указаны источники для получения соответствующей информации.

Заключение

Полученные результаты позволили выявить и раскрыть основные проблемы развития иннова-тики и пути их решения.

Для успешного обучения по направлению «Инноватика» абитуриент должен обладать особым личностным портретом с ярко выраженными характеристиками: эрудиция, креативность и способность к принятию решений в условиях неопределенности. Именно таким абитуриентам следует отдавать предпочтение при отборе для обучения по направлению «Инноватика».

Преподаватель должен сочетать в одном лице техническое или физико-математическое и управленческое образование с основами финансового анализа для оценки эффективности инновационных проектов и программ коммерциализации и для управления ими.

Высококлассный специалист-профессионал по инноватике — это разработчик и управленец как технических, так и нетехнических инновационных проектов и программ коммерциализации инновационных разработок.

Особая сложность инноватики как междисциплинарного и мультидисциплинарного образовательного направления приводит к сложностям утверждения соответствующих профессиональных

стандартов. Решать эту проблему можно только при усилении взаимодействия научно-методического совета по направлению «Инноватика» и соответствующего совета по профессиональным квалификациям путем более интенсивных публичных обсуждений проектов профстандартов.

Профессионально-личностный портрет специалиста-инноватика, на наш взгляд, успешно предлолжен на основе стандарта PMI PMCDF, дополненного компетенциями, специфичными для управления в инновационной сфере. Выделены шесть приоритетных компонент профессионально-личностного портрета: коммуникации, руководство (лидерство), управление, когнитивные способности, эффективность, профессионализм. Это позволит повысить качество образования по инноватике.

Литература

1. Грэхэм Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России. М., 2014. 272 с.

2. Нурулин Ю. Р., Скворцова И. В. Открытая инновационная инфраструктура. Руководство по созданию и использованию. СПб., 2014. С. 76-80.

3. Николаева А. Н., Дробот П. Н. Возможность развития личности инноватора // Инноватика-2013 : сб. материалов IX Все-рос. школы-конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с междунар. участием. Томск, 2013. Т. 2. С. 306-310.

4. Тетеркина Н. Г., Сурина А. В., Дробот П. Н. Создание модели личностных компетенций специалиста по управлению инновациями // Инноватика-2014 : сб. материалов X Всерос. школы-конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с междунар. участием. Томск, 2014. С. 305-310.

5. Туккель И. Л., Сурина А. В., Культин Н. Б. Управление инновационными проектами. СПб., 2011. 416 с.

References

1. Grexem L. Smozhet li Rossiya konkurirovat? Istoriya innovacij v carskoj, sovetskoj i sovremennoj Rossii [Will Russia be able to compete? The history of innovation in Tsarist, Soviet and modern Russia]. Moscow, 2014, 272 p. (In Russian).

2. Nurulin Yu. R., Skvortsova I. V. Otkrytaya innovacionnaya infrastruktura. Rukovodstvo po sozdaniyu i ispolzovaniyu [Open innovation infrastructure. A guide to creating and using]. Saint Petersburg, 2014, pp. 76-80. (In Russian).

3. Nikolaeva A. N., Drobot P. N. Vozmozhnost' razvitiya lichnosti innovatora [Possibility of development of the innovator's personality]. Collection of materials of the IX All-Russian school-conference of students, graduate students and young scientists with international participation «Innovatika 2013». Tomsk, 2013, vol. 2, pp. 306-310. (In Russian).

4. Teterkina N. G., Surina A. V., Drobot P. N. Sozdanie modeli lichnostnyh kompetencij specialista po upravleniyu innovaciyami [Creation of a model of personal competencies of a specialist in innovation management]. Collection of materials of the IX All-Russian school-conference of students, graduate students and young scientists with international participation "Innovatika 2014". Tomsk, 2014, pp. 305-310. (In Russian).

5. Tukkel I. L., Surina A. V., Kultin N. B. Upravlenie innovacionnymi proektami [Management of innovative projects]. Saint Petersburg, 2011, 416 p. (In Russian).

УДК/UDC 378.147 С. А. Карпов, В. А. Андреев,

М. Д. Носков, А. Н. Жиганов

S. Karpov, V. Andreev, M. Noskov, A. Zhiganov

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ В СЕВЕРСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ НИЯУ МИФИ

PERSONNEL TRAINING FOR THE ATOMIC INDUSTRY AT THE SEVERSK TECHNOLOGICAL INSTITUTE OF THE NRNU MEPHI

В ЗАТО Северск Томской области реализуется уникальный мировой проект по ядерной энергетике, в рамках которого предусматривается создание ядерных энергетических технологий нового поколения на базе замкнутого ядерного топливного цикла с использованием реакторов на быстрых нейтронах — проект «Прорыв». В ближайшие годы на площадке АО «Сибирский химический комбинат» (г Северск) планируется возвести опытно-демонстрационный энергетический комплекс (ОДЭК) с реактором БРЕСТ-0Д-300 и свинцовым теплоносителем. Также будет построен пристанционный завод по замыканию ядерного топливного цикла с модулем переработки облученного смешанного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.