Научная статья на тему 'Проблемы развития международного воздушного права'

Проблемы развития международного воздушного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2464
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимова М. Н., Алексеев Р. Р., Фарафонтова Е. Л.

Проблемы международного воздушного права продолжают оставаться актуальными на сегодняшний день. Рассматриваются вопросы правоприменения Варшавской и Монреальской конвенции, анализируются недостатки указанных документов и определяются пути решения проблем их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития международного воздушного права»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 669.713.7

М. Н. Максимова, Р. Р. Алексеев Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА

Проблемы международного воздушного права продолжают оставаться актуальными на сегодняшний день. Рассматриваются вопросы правоприменения Варшавской и Монреальской конвенции, анализируются недостатки указанных документов и определяются пути решения проблем их реализации.

Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция 1999 года) вступила в силу 4 ноября 2003 г. в 90 странах мира. Япония, Португалия, Мексика, Канада, США и другие страны приняли ее и ратифицировали, но многие из этих государств до сих пор не отменили действие Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Гамбургские правила), следовательно, в них действуют две системы - варшавская и монреальская. Возможность параллельного участия в обеих системах существенно замедляет процесс замены варшавских правил более универсальной системой, предложенной Монреальской конвенцией [1].

Основными причинами принятия Монреальской конвенции являлись слишком низкие по сравнению с сегодняшними социальными и экономическими стандартами пределы ответственности Варшавской системы, проблема длительных разбирательств, вредящих деловой репутации воздушного транспорта в целом, увеличение разными государствами пределов ответственности, необходимость консолидации всего имеющегося конвенционального механизма по вопросам воздушных перевозок, а также учета направлений сложившейся международной практики.

Монреальская Конвенция дает новое, более адаптированное под современное время определение международной воздушной перевозки, называя в качестве таковой всякую перевозку, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв или перегрузка, расположены либо на территории двух государств-участников конвенции, либо на территории одного и того же государства-участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если государство не является государством-участником Монреальской конвенции.

На момент принятия Монреальской конвенции Варшавская система насчитывала уже свыше 10 документов, что представляло большую сложность в определении и разграничении всех режимов ответственности и являлось причиной путаницы для практикующих юристов. В связи с этим уже на конференции 1975 г. в Монреале был поставлен вопрос о создании Единой конвенции для унификации некоторых правил о международной воздушной перевозке. Результат этой многолетней работы - Монреальская конвенция 1999 г. -действительно основывается на консолидации всех существующих документов Вар-

шавской системы в редакции Монреальского протокола и с учетом последних документов не конвенционального характера, повысивших на практике ответственность воздушного транспорта перед пассажирами.

Монреальская конвенция узаконила существование двух видов перевозочной документации, применяемой при оформлении международных воздушных перевозок: бумажного и электронного билета. Если используются электронные средства оформления договора, пассажиру вручается письменное уведомление о том, что Монреальская конвенция регламентирует и может ограничивать ответственность перевозчиков в случае причинения вреда его жизни и здоровью, в случае несохранности багажа и при задержке в перевозке.

Варшавская конвенция, в силу своего создания в 1929 г., не могла предусмотреть применение электронного билета [2].

Однако принятие Монреальской конвенции не устранило ни проблему комплексности конвенций, ни действие актов Варшавской системы, что создает для правоприменителя определенные трудности. Монреальская конвенция, таким образом, на настоящий момент стала лишь еще одним документом в области регулирования международных воздушных перевозок. В связи с этим нередко встречаются суждения негативного характера в отношении этой унификации.

Более того, в случаях признания государствами единообразных правил, но для одних - закрепленных в тексте Монреальской конвенции, а для других - в соответствующих документах Варшавской системы (например, Монреальский протокол или Гвадалахар-ской конвенции), при перевозке между этими государствами формально признанные ими положения могут оставаться бездействующими.

Единственный выход из сложившейся ситуации здесь - чтобы все государства - участники Варшавской системы как можно быстрее ратифицировали Монреальскую конвенцию, равно как и Монреальские протоколы 1975 г., с тем, чтобы свести к минимуму количество применяемых режимов Варшавской системы [3].

С 2013 года Россия присоединилась к Монреальской конвенции. Она регулирует только международные перевозки, упрощает требования к документу, выдаваемому перевозчиком пассажиру, предусматривает значительное повышение ответственности авиакомпаний, а также упрощает механизм получения компенсаций. Интересы пассажиров согласно Монре-

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

альской конвенции выше интересов перевозчиков. Сейчас уже более 100 государств отказались от использования Варшавской системы и применяют правила и нормы Монреальской конвенции [4].

Библиографические ссылки

1. Газета «АГ». 2012. № 16.

2. URL: http://pravorub.ru/articles/18766.html (дата обращения: 26.03.2013 г.).

3. URL: http://otherreferats.allbest.ru/law/00087853 _1.html (дата обращения: 25.03.2013).

4. Деловой авиационный портал. URL: http://www.ato.ru/content/rossiya-ratificiruet-monrealskuyu-konvenciyu-do-konca-2012-goda //.

© Максимова М. Н., Алексеев Р. Р., 2013

УДК 341.229:339.9

Н. И. Наумцев Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривается нормативно-правовое регулирование экспортного контроля в области космической деятельности. Цели, принципы, методы осуществления экспортного контроля, а также списки (перечни) контролируемых товаров и технологий в области космической деятельности.

В связи с ростом производства продукции космического назначения, а также возможностью применения данной продукции в качестве товаров двойного назначения применяется экспортный контроль, правовое регулирование которого на современном этапе осуществляется не только национальным законодательством, но и законодательством Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь (Таможенный союз). Так, согласно федеральному закону от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов [1].

Экспортный контроль преследует следующие цели:

1. Защита интересов Российской Федерации.

2. Реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения.

3. Создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

4. Противодействие международному терроризму

[1].

Для достижения целей экспортного контроля применяются принципы государственной политики в данной области:

1. Добросовестность выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения.

2. Законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля.

3. Приоритет интересов безопасности государства.

4. Осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей [1].

Для успешной реализации принципов государственной политики в области экспортного контроля применяются методы правового регулирования внешнеэкономической деятельности для их реализации. К таковым методам относятся следующие:

1. Идентификация контролируемых товаров и технологий.

2. Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролирующими товарами и технологиями.

3. Таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации.

4. Организация и проведение проверок соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности требований в отношении порядка осуществления внешнеэкономических операций [1].

Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций предусматривает собой лицензирование. Органом, уполномоченным выдавать лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю [2].

Органом, задачей которого является организация работ по обеспечению экспортного контроля и таможенного оформления товаров в области космической деятельности, является Роскосмос.

В связи с тем, что Российская Федерация является неотъемлемой частью Таможенного союза, то списки (перечни) товаров, подлежащих экспортному контролю, являются общими для государств - участников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.