ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Фадеева Г.В., генеральный директор ЗАО «Сибирский РЦЦС», кандидат экономических наук, заслуженный экономист России
Строительная отрасль по самому характеру своей деятельности требует крупных и долгосрочных инвестиций, зависит как от объема предложения финансовых ресурсов в стране, так и от ожиданий корпоративных и индивидуальных инвесторов.
Ключевые слова: строительство, мировой финансовый кризис, технико-экономическое обоснование строительства.
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF A TECHNIQUE OF INVESTITSIONNO-BUILDING DESIGNING IN THE CONDITIONS OF A FINANCIAL CRISIS
Fadeeva G., The general director of Joint-Stock Company «Siberian RCCS», Cand.Econ.Sci., the deserved economist of Russia
The building branch on the character of the activity requires large and risk assets, depends as on volume of the offer of financial resources in the country, and from expectations of corporate and individual investors.
Keywords: building, a world financial crisis, the building feasibility report.
В настоящее время ситуация в строительстве тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. Как показывает рассмотрение статистических данных, в 2000-х годах в России наблюдались в целом высокие темпы развития строительной отрасли.
Так, объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство», возрастал каждый год на 10-13% к предыдущему году в сопоставимых ценах, в 2006-2007 году темп прироста достиг 18%'. Объективные данные подкреплялись опросами строительных организаций: рос индекс предпринимательской уверенности в строительстве (рис. 1). Оценка экономической ситуации в строительстве рассматривалась как нормальная или лучше нормальной подавляющим большинством строительных организаций.
Рассмотрение факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций (табл.1), показывает, что важнейшей причиной позитивных экономических ожиданий строительных организаций стал резкий рост спроса на строительство: процент организаций, указавших недостаток заказов на работы как ограничивающий фактор деловой активности, стремительно снижался: с 30-35% до 12% в 2007 году. Так же выросла платежеспособность заказчиков: процент организаций, указавших платежеспособность заказчиков как ограничивающий фактор, сократился с 82% до 27%.
Резкое повышение спроса на строительство объяснялось как мультипликативным эффектом доходов от экспорта сырья, так и возрастающим инвестиционным спросом на квартиры со стороны населения, который стимулировался ростом цен, представляя таким образом самоподдерживающийся процесс. Инвестиционный спрос на квартиры был в значительной степени обусловлен исторически сложившимся (и усугубленным кризисом 1998 года) недо-
верием населения к банковской системе, отечественной валюте, дефицитом надежных и доступных средств долговременного инвестирования сбережений. В этих условиях недвижимость приняла функции средства сбережений, что вызвало возможность резкого поднятия цен, которое по сути содержало элемент сеньоража - дохода от производства квазиденег (недвижимости как средства накопления), позволяя строителям, особенно столичного региона, получать существенные прибыли без жесткого контроля себестоимости. Спрос на квартиры дополнительно «подогревался» наличием достаточно доступной ипотеки.За счет этого резко возросла доля строительства, финансируемого за счет населения: если общий объем вводимых жилых домов к 2007 г. вышел на уровень 1990, то вводимых за счет населения - четырехкратно его превысил.
В этих условиях возрастали и инвестиции в основной капитал на развитие производственной базы организаций, осуществляющих деятельность в строительстве, при этом увеличивалась их доля в процентах от общего объема инвестиций в основной капитал.
Однако ситуация в строительной отрасли начала изменяться под воздействием мирового финансового кризиса. Российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований»2 . В реальном секторе сильнейший спад начался в октябре-ноябре.
Согласно данным, обнародованным 23 января 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 года паде-
Рис. 1. Индекс предпринимательской уверенности в строительстве
1 Россия в цифрах. 2008: Крат.стат.сб.- М.: Росстат, 2008. - 510 с.
2 Всемирный банк. Доклад об экономике России. № 18 // http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/ rer18rus.pdf
Таблица 1. Оценка факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций (в процентах от общего числа строительных организаций)
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Высокий уровень налогов 59 81 73 67 64 61 47 50 42
Неплатежеспособность заказчиков 87 82 65 62 55 49 38 37 27
Высокая стоимость материалов, конструкций, изделий 53 45 50 48 45 37 38 42
Недостаток заказов на работы 49 29 30 35 33 28 17 20 12
Конкуренция со стороны других строительных фирм 16 24 30 33 36 32 36 34
Недостаток квалифицированных рабочих 10 13 20 22 22 28 25 26 26
Нехватка и изношенность машин и механизмов 31 35 40 20 15 13 7 7 6
Высокий процент коммерческого кредита 36 36 31 17 13 17 11 15 13
Таблица 2. Динамика строительства в России
Млрд.рубл ей В % к
соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду
2008г.
I квартал 705,4 128,9 63,3
II квартал 1083,3 118,2 147,2
III квартал 1304,6 109,5 107,5
Октябрь 439,1 105,9 94,8
Ноябрь 438,9 106,3 99,7
Декабрь 556,8 100,1 128
IV квартал 1434,8 103,8 103,7
Год 4528,1 112,8
2009г.
Январь 190,4 83,2 34,9
Февраль 195,1 79,3 101,8
Март 254,8 79,8 133,8
I квартал 640,3 80,7 49,2
Апрель 284,2 83,7 112,7
ние промышленного производства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года3.
В строительной отрасли спад проявился с небольшим замедлением, что обусловлено большей длиной производственного цикла (см табл.2).
Общероссийские тенденции развития строительной отрасли нашли свое отражение и в регионах Сибири, в частности, в Омской области. В 2009 году, как и во всей России, в Омске констатируют значительное падение производства и связывают это в первую очередь с ухудшением ситуации на строительном рынке.
По всей России резко сократились программы ипотечного кредитования:
3 квартал 2008 - выдано ипотечных жилищных кредитов на 200 млрд.руб. (точно - 199), 4 квартал 2008 - на 100 (точно - 96), 1 квартал 2009 - на 25 (точно - 24,5). Падение в 2 раза и затем еще в 4 раза.
По сравнению с 1 кварталом 2008 в 1 квартале 2009 выдано населению меньше ипотечных кредитов в 6,16 раза4.
Сократились так же финансовые возможности промышленных предприятий - заказчиков строительных работ, как за счет падения экспортной выручки, так и за счет общего кредитного кризиса.
В условиях резкого сокращения возможностей населения и промышленности по инвестированию строительства роль инвестора вновь может взять на себя государство, решая как социальные (улучшение жилищных условий социально незащищенных групп граждан), так и экономические (инвестиции в строительство являются эффективным мультипликативным механизмом оживления деловой активности в экономике в целом, т.к. строительство предъявляет спрос на значительный объем сырья, материалов, людских ресурсов) задачи. Кроме этого, в период кризиса важным средством стимулирования экономики являются государственные инвестиции в инфраструктуру. Это подтвердждается, в частности, опытом политики администрации Рузвельта в годы «великой депрессии». В настоящее время Китай, столкнувшись с сокращением зарубежного спроса на китайские товары, перешел к программе стимулирования внутреннего спроса, выделив на это огромные ресурсы, создана программа колоссальных государственных вложений в инфраструктуру - дороги, аэропорты и т.д. И КНР демонстрирует
3 www.gks.ru
4 www.gks.ru
продолжение экономического роста (хотя и не такими высокими темпами как раньше), тем самым доказывая, что политика замещения сократившегося внешнего спроса внутренним возможна и эффективна.
Необходимость развития методики инвестиционно-строительного планирования в условиях кризиса, характеризуемого резким сокращением финансовых ресурсов, требует увеличения роли сметного нормирования, повышения его качества.
Качество сметного проектирования характеризуется, прежде всего, его точностью. Достижение большего качества требует больших затрат времени и людских ресурсов. Поэтому рациональная степень качества изменяется в зависимости от стадии инвестиционно-строительного проекта.
Предварительное планирование строительства объекта требует применения наиболее оперативных методик расчета стоимости с обеспечением достаточной точности.
Технико-экономическое обоснование строительства (ТЭО) требует большей точности в определении прогнозной стоимости. Погрешность таких расчетов составляет около 15% и, при наличии соответствующей базы данных, требуется минимальное время для составления смет. Составление смет, определяющих стоимость строительства при рабочем проектировании на основании стоимости по основным конструктивным элементам или на основании единичных расценок, связано с существенным повышением трудоемкости и ростом результирующей точности (погрешность расчетов составляет около 5%).
Особенно важным аспектом качественного формирования цен на строительную продукцию является наработанная методика и инфраструктура учета регионального аспекта ценообразования.
Развитие методики инвестиционно-строительного проектирования позволит существенно повысить финансовую устойчивость строительного комплекса за счет научно обоснованного контроля себестоимости проводимых работ, увеличить объем долговременных крупномасштабных строительных проектов в условиях кризисного сокращения заемного финансирования за счет повышение предсказуемости потребности в денежных средствах на всех этапах строительства.
АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПОНЕНТЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ
Фадеева Г.В., генеральний директор ЗАО «Сибирский РЦЦС», кандидат экономических наук, заслуженный экономист России
В состав локальных смет включаются затраты на материалы, оплату труда, эксплуатацию строительных машин. Основными затратами являются материалы, которые имеют различный уровень цен в зависимости от территориального района. Однако, сметная стоимость строительства зависит не только от материалов, но и от стоимости строительных услуг включающих в себя услуги автотранспорта и машин.
Ключевые слова: автотранспорт, сметная стоимость, транспортные услуги, экспертиза сметный расчетов.
THE ANALYSIS REGIONAL TRANSPORT COMPONENTS OF THE BUILDING COST PRICE
Fadeeva G., The general director of Joint-Stock Company «Siberian RCCS», Cand.Econ.Sci., the deserved economist of Russia
The structure of local estimates joins expenses for materials, the wage, operation of building cars. The basic expenses are materials which have a various price level depending on territorial area. However, the building estimate of cost depends not only on materials, but also from cost of building services including services of motor transport and cars.
Keywords: motor transport, the estimate of cost, transportation services, examination budget accounts.
Стоимость доставки строительных материалов от приобъектного склада до рабочей зоны строительства учитывается в составе элементных сметных норм и единичных расценок.
Изложена методика определения стоимости услуг на перевозку грузов с учётом надбавок за перевозки спецавтотранспортом, учитывая грузоподъёмность, приведён расчёт размера провозной платы за перевозку груза и влияния стоимости перевозки на стоимость строительства.
Разработанная методология поправок к сметной стоимости строительства на перевозку грузов автотранспортом позволяет достаточно точно определить стоимость перевозки в зависимости от расстояния от базового центра, а так же дифференцированно по видам выполняемых работ.
Сравнительный анализ стоимости 1 машино-часа автотранспортных услуг по регионам на примере бортового автомобиля грузоподъемностью 12,5 тн, в руб., по регионам: