Научная статья на тему 'Проблемы развития аудита в России'

Проблемы развития аудита в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / КАДРЫ / ЗАКОН ОБ АУДИТЕ / AUDIT / HUMAN RESOURCES / AUDIT LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Видяпин Виталий Иванович

в статье рассматривается продвижение бухгалтерских и аудиторских реформ в России, законодательная основа для этих реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Видяпин Виталий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития аудита в России»

Видяпин В. И.

г. Москва

Проблемы развития аудита в России

Видяпин Виталий Иванович Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Аннотация: в статье рассматривается продвижение бухгалтерских и аудиторских реформ в России, законодательная основа для этих реформ. Abstract: the article deals with the promotion of accounting and audit reform in Russia, the legislative framework for these reforms.

Ключевые слова: аудит, кадры, Закон об аудите. Keywords: audit, human resources, Audit Law.

В 90-е годы происходит в Российской Федерации синхронное продвижение бухгалтерских и аудиторских реформ. Для развития аудиторской профессии прежде всего необходимо было разработать бухгалтерское законодательство. После многих лет разработки в РФ утвержден и вступил в силу 21 ноября 1996 г. закон "О бухгалтерском учете". Бухгалтерское законодательство оказалось более продвинутым, и это обстоятельство, безусловно, способствует проведению аудиторской реформы. Аудит должен основываться на современной бухгалтерской системе. Подготовленный специалистами проект закона об аудиторской деятельности требует своего скорейшего утверждения и вступления в действие вместо Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных 22 декабря 1993 г. Проект закона об аудиторской деятельности предусматривает возложение вопросов регулирования аудиторской деятельности на федеральный орган исполнительной власти. Планируется, что данный орган будет обеспечивать соблюдение требований законодательства по осуществлению лицензирования, ведение реестров аудиторов и аудиторских организаций. Для улучшения качества аудита нужна интенсификация усилий, направленных на принятие Закона об аудите. Закон об аудите является основой аудиторской деятельности и призван обеспечивать ее долгосрочное развитие. Это первая проблема, от решения которой зависит дальнейшее развитие аудита. Решение этой первой проблемы предполагает разграничение "государственного" и "независимого аудита", определение видов аудита. К настоящему времени мы не смогли обеспечить обязательный аудит тех объектов, перечень которых утвержден правительством. Есть перечень субъектов, которые подлежат обязательной проверке. Минфин РФ и Аудиторская комиссия при президенте РФ обратились в правительство по вопросу о том, чтобы дать указания налоговым службам не принимать отчеты без аудита. Принятие Закона о

бухгалтерском учете сняло проблему обязательности проведения аудита. В этом законе, вступившем в силу с момента его опубликования, в состав бухгалтерской отчетности включено наряду с балансом и другими формами отчетности аудиторское заключение.

В настоящее время в России существует 4 категории аудита, 3 органа, осуществляющих лицензирование. Органами, на которые возложены функции лицензирования аудиторской деятельности, являются: Центральная аттестационнолицензионная аудиторская комиссия Министерства финансов, которая осуществляет лицензирование по аудиту бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общему аудиту; Аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия Росстрахнадзора -осуществляет лицензирование по аудиту страховой деятельности; Аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия Центрального банка РФ - осуществляет лицензирование по банковскому аудиту. Уже выданы 7 тыс. лицензий фирмам во всех регионах России (кроме Чечни и Ингушетии). Как должно развиваться лицензирование дальше, в этих четырех параллельных направлениях в части общего аудита; аудита бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; аудита страховых компаний и банковского аудита, или же целесообразно иметь один единый орган, регулирующий аудиторскую деятельность в России? Эта проблема назрела и ждет своего решения.

Значительно усложняет задачи профессионального, качественного проведения аудита фактически отсутствие аудиторских стандартов, хотя процесс их разработки весьма усиленно осуществляется работниками Минфина РФ, Комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ и Аудиторской палатой России при участии ученых и практикующихся аудиторских фирм. В стадии разработки находится ряд стандартов, приведем некоторые из них:

- проект стандарта "Аудиторская выборка";

- проект стандарта "Контроль качества работы аудитора";

- проект стандарта "Планирование";

- проект стандарта "Порядок документирования аудита";

- проект стандарта "Оценка системы внутреннего контроля" и др.

Отсутствие стандартов не позволяет адекватно оценивать ситуации, в

которых ставится вопрос об отзыве аудиторских заключений. Пока неясно, какие обязательства несет аудитор за совершенные им ошибки, каким уровнем штрафных санкций должны ограничиваться обязательства и ответственность аудиторов за некачественно оказанные услуги. Штрафные санкции от ухода от аудита, а также некачественное его проведение фактически не действуют.

Решение проблемы разработки стандартов аудиторской деятельности тесно связано и предполагает разработку Кодекса этики аудиторов. Число аудиторов в России достигло около 20 тыс. человек, что в 3 раза больше, чем в Германии. Однако рынок аудиторских услуг пока еще не сложился. В деятельности аудиторов наблюдаются негативные явления в их профессиональном поведении, коррумпированность, стремление получить гонорары за невыполненные работы. В условиях отсутствия стандартов и Кодекса этики аудиторов принимать решения об отзыве аудиторских

лицензий весьма непросто. В России сделаны только первые шаги в разработке Кодекса этики аудитора. Президиум Аудиторской палаты РФ разработал проект профессиональной этики аудитора. Уже прошло первое обсуждение модели Кодекса аудиторов в ноябре 1996 г. на методологическом совете по бухгалтерскому учету и аудиту Минфина РФ. Поставлена задача коренной его доработки. Принятие Кодекса аудиторов повысит авторитет аудитора, улучшит взаимоотношения между аудиторами и клиентами, аудиторами и руководителями аудиторских фирм. Кодекс на первый план выдвигает общественные интересы. Аудитор должен работать не только в интересах клиента, но и всех пользователей информации. Кодекс провозглашает необходимость объективности аудиторского заключения, поднимает проблему независимости аудитора, ставит задачу конфиденциальности отношений, обеспечения добросовестной рекламы аудиторских услуг.

С развитием аудиторской деятельности возникла проблема подготовки аудиторских кадров к их аттестации. Такая работа проводится ассоциациями бухгалтеров и аудиторов СНГ и РФ, а также учебно-методическими центрами (их в России уже больше 60), создаваемыми при университетах, академиях, министерствах, осуществляется профессиональная подготовка аудиторов в системе бизнес образования на коммерческой основе. Российская система бизнес образования за последние 2 -3 года претерпела существенные количественные и качественные изменения, Резко возросла конкуренция, борьба за клиента, в результате чего многие учебные заведения сошли с дистанции. По информации ВАК РФ увеличился поток соискателей ученых степеней в области бухгалтерского учета и аудита. Это объясняется рядом причин.

Во-первых, в рамках закона РФ "О государственной службе" к чиновникам тоже предъявляются повышенные требования по образовательному цензу при занятии вышестоящих должностей в государственных организациях. Центральный банк РФ также ужесточил требования к профессиональному уровню главных бухгалтеров коммерческих банков. Многие докторантуры и аспирантуры стали платными. Необходимо отметить, что на смену стадии количественного экстенсивного развития подготовки кадров в области учета и аудита пришел этап интенсивного или качественного развития. Возрастает популярность различных форм дистанционного (заочного) обучения, что обусловлено относительно низкими ценами и возможностью проходить обучение без отрыва от производства. Однако эта проблема не столько настоящего, сколько будущего. И ее надо решать незамедлительно в методическом и организационном аспектах. Весьма важной проблемой развития аудиторской деятельности является проблема обеспечения независимости аудиторов в РФ. Аудиторам совершенно необходимы мощные профессиональные организации, которые смогут внести определенный вклад в развитие и регулирование аудиторской деятельности в РФ. Такая организация уже создана в декабре 1995 г. Это Аудиторская палата России, имеющая устав и пакет внутренних положений. В состав ее учредителей вошли более 20 ранее сформированных объединений аудиторов и бухгалтеров. Кроме того, в состав учредителей вошли 7 ведущих вузов России, на базе которых созданы центры подготовки и аттестации аудиторов.

Именно Аудиторская палата РФ ставит задачей своей деятельности разработку и утверждение Кодекса профессиональной этики аудитора, стандартов аудиторской деятельности и в целом регулирование независимого аудита в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.