Научная статья на тему 'Проблемы развития алмазобриллиантового комплекса на примере компании «АЛРОСА»'

Проблемы развития алмазобриллиантового комплекса на примере компании «АЛРОСА» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1102
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
АЛМАЗОБРИЛЛИАНТОВЫЙ КОМПЛЕКС / МИРОВОЙ РЫНОК АЛМАЗОВ / ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ АБК / ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ОГРАНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильцова В.М., Белов А.К.

Алмазный комплекс один из секторов экономики, сохранивший потенциал расширенного воспроизводства в условиях кризиса. Россия наряду с ЮАР, Австралией, Заиром, Ботсваной, Анголой и Намибией входит в число семи крупнейших алмазодобывающих стран мира и занимает второе место в мире по объему добычи алмазов, являясь мировым лидером по запасам алмазного сырья. Выявлены резервы повышения эффективности на отдельных предприятиях и отрасли в целом. Определены проблемы укрепления положения объекта исследования на внутреннем и внешнем рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития алмазобриллиантового комплекса на примере компании «АЛРОСА»»

УДК 338.26.015; 671.152

В.М. ВАСИЛЬЦОВА, д-р экон. наук, профессор, 19197676fa),mail.ru А.К. БЕЛОВ, аспиранщ vmeste-86(a)/nail.ru Санкт-Петербургский государственный горный институт

V.M. VASILTSOVA, Dr in the Field of Economics, Professor, 19197676(a),mail.ru A.K. BELOV, Posl-Graduate Student, vmesle-86Ca)mail.ru Saint-Petersburg State Mining Institute (Technical University)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АЛМАЗОБРИЛЛИАНТОВОГО КОМПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «АЛРОСА»

Алмазный комплекс - один из секторов экономики, сохранивший потенциал расширенного воспроизводства в условиях кризиса. Россия наряду с ЮАР, Австралией, Заиром, Ботсваной, Анголой и Намибией входит в число семи крупнейших алмазодобывающих стран мира и занимает второе место в мире по объему добычи алмазов, являясь мировым лидером по запасам алмазного сырья. Выявлены резервы повышения эффективности на отдельных предприятиях и отрасли в целом. Определены проблемы укрепления положения объекта исследования на внутреннем и внешнем рынке.

Ключевые слова: алмазобриллиантовый комплекс, мировой рынок алмазов, оптимизация структуры АБК, геологоразведка, налогообложение, огранка.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE DIAMOND COMPLEX ON COMPANY «ALROS»

Diamond complex - one of the economy sectors, the kept potential of the expanded reproduction in the conditions of crisis. Russia, along with the republic of South Africa, Australia, Zaire, Botswana, Angola and Namibia is included into number of seven largest diamond-mining countries of the world and takes the second place in the world on volume of extraction of diamonds, being the world leader on stocks of diamond raw materials. Reserves of increase of efficiency at the separate enterprises and branch as a whole are revealed. Problems of strengthening of position of object of research on internal and a foreign market are defined.

Key words: an almazo-diamond complex, the world market of diamonds, structure ADC optimisation, geological prospecting, the taxation, a facet.

Определяющее место в устойчивом развитии алмазобриллиантового комплекса страны занимает методическое обоснование повышения эффективности производства. Хотя алмазы играют незначительную роль в формировании ВВП страны и ее внешней торговле, отрасль отличается стабильностью поступлений выручки и положительной динамикой. Так, в 2006 г. на нее приходилось всего 0,3 % ВВП России и

0,5 % ее внешнеторгового оборота. В 2007 г. эти цифры выросли на четверть. Стоимостное соотношение между экспортом и импортом алмазов в России составляет примерно 41 : 1, т.е. объемы экспортных поставок (1576 млн долларов США в 2006 г.) значительно превосходят объемы поставок по импорту (38 млн долларов США). Соответственно, доля алмазов в российском экспорте (0,5 %) также сущест-

—_____13

Санкт-Петербург. 2009

венно превышает аналогичный показатель по импорту (0,04 %) [2].

Это обстоятельство связано со следующими факторами:

1) объемы добычи алмазов настолько значительны, что отечественное гранильное производство не в состоянии экономически эффективно их переработать;

2) большая заинтересованность алмазодобывающих компаний в сотрудничестве с иностранными предприятиями, чем с отечественными, что связано с относительно жестким регулированием торговых операций с алмазами со стороны Министерства финансов РФ, а также особенностями взимания НДС и других платежей;

3) низкий уровень механизации производства и закупка алмазного сырья на свободном рынке.

Объемы экспорта алмазов постоянно растут, коррелируя со средней стоимостью экспортируемых алмазов, а импорт алмазов, не имея устойчивой динамики, сопровождается снижением их средней стоимости. Так, в 2006 г. средняя цена вывозимых из России алмазов составляла 50 долларов США за карат, а ввозимых в нее - 400-500 долларов.

Емкость отечественного потребительского рынка ювелирных изделий с бриллиантами в настоящее время невелика (около 150 млн долларов), и около 97 % изготовленных бриллиантов экспортируются [1]. Стратегической задачей алмазного комплекса России является постепенное ограничение экспорта алмазного сырья и максимальное увеличение мощности гранильной промышленности с прямой реализацией бриллиантов и ювелирных изделий из них на внешнем и внутреннем рынках.

Государственные гранильные предприятия из-за потери оборотных средств не имеют возможности закупать сырье. За годы рыночных реформ государственный сектор более чем в 4 раза снизил объемы производства. Если в советское время производством бриллиантов занимались восемь достаточно крупных государственных заводов, то ныне из них работает лишь ПО «Кристалл» в Смоленске, Московский завод «Кристалл» обанкротился, а ПО «Кристалл» на Алтае

производит незначительное количество бриллиантов из давальческого сырья. Место государства на внутреннем рынке заняли более 200 негосударственных предприятий, которые компенсировали падение гранильного сектора алмазобриллиантового комплекса (АБК) страны.

Еще одна проблема АБК - структура взаимной торговли. Речь идет о необходимости увеличения поставок алмазного сырья на внутренний рынок России. В настоящее время около 60 % необработанных алмазов из добычи компании «АЛРОСА», запасов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) потребляются отечественной гранильной промышленностью. Однако потенциал ее значительно выше. Теоретически рассчитанный возможный предел объемов производства нашей огранки - примерно 80 % добычи. Остальные алмазы при достигнутом технологическом уровне нерентабельны для обработки в России. Следовательно, есть резерв в 20 %, который можно направить на внутренний рынок, уменьшив объемы экспорта, в том числе через компанию «De Beers».

В то же время изменения рынка, исчезновение монополии компании «De Beers» на международную торговлю алмазным сырьем объективно требуют от России создания собственной эффективной сбытовой сети. С этой целью компания «АЛРОСА», по поручению государства, осуществляет попытку координации собственных мероприятий международного маркетинга с глобальными игроками на мировом рынке.

Компания «АЛРОСА» - это крупнейшая в России компания, занимающаяся разведкой, добычей, обработкой и реализацией алмазов и один из основных мировых производителей алмазов. Объем производства компании составляет около 98 % алмазов, добываемых в России, и около 20 % мировой добычи алмазов (26 % стоимости).

Основными акционерами компании «АЛРОСА» являются федеральное и региональное (Якутия) правительства (по 32 % акций), работникам компании принадлежит 23 % акций, якутским улусам - 8 %, а Фонду гарантий военнослужащим при Правительстве России - 5 %.

14 _-_._______________

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.184

Структура компании «АЛРОСА»

Так как в процессе создания и развития отечественного АБК широко использовался практический опыт компании «De Beers», то и структура компании «АЛРОСА» идентична структуре вышеназванного холдинга (см. рисунок).

АК «АЛРОСА» представлена сегодня пятью горно-обогатительными комбинатами: Мирнинским, Айхальским, Удачнин-ским, Анабарским и Нюрбинским; она владеет контрольными пакетами акций (более 70 %) в ОАО «Севералмаз» и ОАО «АЛРОСА-Нюрба»; имеет около 100 дочерних компаний, в том числе зарубежных: «ALROSA Finance» (Люксембург), «Sunland Trading» (Швейцария), «Arcos Belgium» (Бельгия), «New Technologies Holdings Ltd.» и «Rolant Investments Ltd.» (Кипр), «Escom-ALROSA Ltd» (Великобритания). При прежнем (монопольном) устройстве алмазного бизнеса это позволяло российскому АБК занимать важное место в нем, но в современных условиях при обострении конкуренции необходима новая стратегия, которая позволит занять устойчивые позиции на мировом рынке и активно влиять на ценообразование алмазного сырья.

Для повышения конкурентоспособности компании в условиях глобализации всех сторон алмазного бизнеса, необходимо кардинально изменить стратегию развития предприятия, которая коснется прежде всего проблем трансформации ее структуры. Представляется перспективным использование кластерного подхода, который позволит уточнить перспективы развития предпри-

ятия и его роли в алмазном бизнесе и скоординировать взаимоотношения с правительственными и иными институтами. Данный подход будет использован как основа эффективного размещения ресурсов для регионального развития и диверсификации компании на отраслевой основе.

Изучение опыта работы зарубежных компаний, таких как «Debswana», входящей в компанию «De Beers» и холдинга «Anglo American» не должно приводить к слепому копированию и подражанию деятельности основного конкурента, как это происходило раньше. Указанные алмазные компании являются преимущественно частными, стремящимися к максимуму прибыли и ее капитализации, а компания «АЛРОСА» в большей степени государственная.

Как показывает российская практика работы государственных компаний, они стремятся увеличить себестоимость и затраты. Этим обусловлено и непомерное усложнение организационной структуры, увеличение количества функций управления, а также рост уровня заработной платы топ-менеджеров компании «АЛРОСА», что на сегодняшний день привело к социальной напряженности в компании и на территории Якутии в целом.

Дальнейшее развитие компании «АЛРОСА» связано не только с реструктуризацией, но и с решением следующих проблем.

1. Как и минерально-сырьевой комплекс России в целом АБК, несмотря на его огромный потенциал и более высокую спо-

15

собность к выживанию по сравнению с другими отраслями экономики, оказался в критическом состоянии из-за отсутствия долгосрочной государственной стратегии разведки, добычи, использования, изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Значительное сокращение в последнее десятилетие объемов геолого-разведочных работ привело к тому, что сырьевая база по многим полезным ископаемым существенно истощилась.

Для восполнения отрабатываемых запасов компания «АЛРОСА», согласно федеральному закону «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы», ежегодно направляла в бюджеты различных уровней 3,5 % средств, получаемых от реализации добываемых алмазов, что составило в 2006 г. около 50 млн долларов США, а в 2007 г. - около 60 млн долларов. Но из перечисленных в бюджеты средств компании на проведение геоло-го-разведочных работ возвращалось всего от 0,5 до 1,0%, что не превышало 10 млн долларов в год.

На текущий момент значительная часть алмазов (до 45 %) находится в глубоких горизонтах трубок. Кроме того, при современной конъюнктуре цен на алмазы часть запасов непригодна не только для подземной, но и для открытой добычи, так как не обеспечивается их безубыточная отработка. Вновь вводимые компанией в эксплуатацию месторождения алмазов не могут в полной мере компенсировать убывающие объемы добычи, поскольку имеют худшие качественные параметры. В создавшейся ситуации, важную роль будет играть не только открытие новых месторождений с высоким средним содержанием алмазов, но и ускоренная разработка россыпных месторождений более мелкими, а потому мобильными предприятиями, специально создаваемыми или привлекаемыми для этих целей. Положительный опыт работы ОАО «Нижне-Ленское» и ОАО «Алмазы Анабара» при разработке ряда россыпных месторождений только подтверждает сказанное.

2. При существующем налогообложении компания «АЛРОСА» не в состоянии

финансировать только из собственных источников геолого-разведочный комплекс, который должен работать фактически на всю Россию. Обеспечить запланированное привлечение до 2010 г. около 5,0 млрд долларов инвестиционных средств (в основном собственных) в развитие алмазодобывающего комплекса при существующем налогообложении отрасли и финансовом кризисе практически нереально.

С момента своего существования общий объем налогов и платежей, уплачиваемых компанией «АЛРОСА» в бюджеты различных уровней, практически не опускался ниже 50 % от объема реализации, что было возможно благодаря отработке открытым способом высокоэффективных запасов базовых для компании месторождений (трубки «Мир», «Айхал», «Интернациональная» и «Удачная»),

3. Доля неучтенного товара на российском алмазобриллиантовом рынке достигает 40 %. Сложившаяся ситуация стала возможной из-за несовершенства налоговой политики в отношении производителей и переработчиков алмазной продукции. В частности, экспортная цена алмазного необработанного изделия составляет 11 долларов за 1 г, в то время как цена аналогичного необработанного изделия внутри страны с учетом НДС и прочих налоговых «накруток» превышает 13 долларов.

Классифицируя теневой рынок, Э.Файг делит его на неучтенный (доходы от хозяйственной деятельности предприятия, в том числе и государственно-частных парт-нерств, выводятся из под налогообложения); нелегальный (применение запрещенных видов деятельности); незарегистрированный (без регистрации хозяйственной деятельности) и неофициальный (предприятие не отчитывается по государственной статистике). На наш взгляд, теневой рынок алмазов следует отнести к разряду неучтенных [3].

4. Практически все добываемые алмазы перерабатываются в бриллианты кроме марок «борт» и «дриллинг». Это сырье по 50 центов за карат перерабатывается на порошки. Готовая продукция дает прирост

16 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.184

примерно 20-25 % к стоимости алмаза и обеспечивает отрасль рабочими местами, связанными с обработкой алмазов. Когда алмазы экспортируют, рабочие места создаются в Бельгии, Израиле, Индии, США, но только не в России.

5. Особый интерес вызывает географическая структура внешнеторговых операций с алмазами. Так, основная часть алмазов экспортируется в две категории стран. С одной стороны, это государства, специализирующиеся на производстве бриллиантов: Израиль, Бельгия, Китай, Армения, Беларусь, Украина, Индия, США. С другой стороны, это государства, специализирующиеся на торговых операциях с алмазами и бриллиантами (Великобритания, по сути «вотчина» компании «De Beers», свободный рынок - Бельгия, Израиль, ОАЭ). Но только на Великобританию и Бельгию в совокупности приходится 80 и 58 % экспорта алмазов РФ соответственно в стоимостном и весовом выражениях. Более того, в отличие от компании «De Beers», которая стремится уменьшить свои издержки за счет торговли алмазами напрямую с гранильными компаниями (программа «Поставщик выбора»), компания «АЛРОСА» - основной производитель и экспортер алмазов в РФ -работает через посредников, уменьшая тем самым потенциальную прибыль, которую она могла бы получить.

Таким образом, необходимо коренным образом пересмотреть порядок оформления экспортно-импортных операций для российских товаропроизводителей, экспортирующих продукцию из драгоценных камней, реформировать эту систему из командно-разрешительной в регистрационно-уведо-мительную, максимально облегчив российским товаропроизводителям выход на мировые рынки драгоценных камней. При этом должен быть усилен государственный контроль за учетом и сохранностью драгоценных камней на стадиях их добычи и производства, т.е. до поступления их на вторичный рынок.

Основной проблемой развития АБК является оптимизация структуры управления

отраслью в целом и компании «АЛРОСА» в частности. В этой связи наиболее актуальными можно считать следующие задачи:

• разработка комплексного подхода при стратегическом планировании в АБК;

• увеличение доли бриллиантового сегмента в структуре комплекса;

• увеличение степени переработки алмазного сырья;

• повышение социально-экономической эффективности АБК на основе создания новых рабочих мест;

• сокращение числа торговых посредников на внешнем и внутреннем алмазо-бриллиантовом рынке;

• расширение бюджетного инвестирования геолого-разведочных работ;

• легализация неучтенного сегмента на российском алмазобриллиантовом рынке;

• создание регистрационно-уведоми-тельной системы государственного контроля, адекватной современным условиям мирового рынка драгоценных камней.

В алмазном комплексе России постепенно осуществляется программа, направленная на использование преимуществ рыночных механизмов, что является важным фактором вывода страны из кризиса и перехода к устойчивому росту экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1 .ЖеховА. Российский рынок алмазов и бриллиантов // Международный промышленный портал. 2008. http://www.promvest.info.html.

2. Потоцкая Т.Н. Внешняя торговля алмазами России в 2003-2006 годы // Алмазы и золото России. 2007. № 20.

3. ФайгЭ. Значение и измерение подпольной экономики // Экономическая теория преступлений и наказаний. 2002. № 2.

REFERENCES

\. Zhehov A. The Russian market of diamonds // International Industrial Portal. 2008. http://www.promvest. info.html.

2. Pototskaya T.I. Foreign trade in diamonds in 2003-2006, Russia// Diamonds and Gold of Russia. 2007. № 20.

3. Fayg E. Meaning and measurement of the underground economy // Economics of crime and punishment. 2002. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.