Научная статья на тему 'Проблемы рационализации организационно-правовых форм Российской кредитной кооперации'

Проблемы рационализации организационно-правовых форм Российской кредитной кооперации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / КООПЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Невлев В.В.

Рассматриваются исторические этапы становления организационно-правовых форм кредитной потребительской кооперации. Проводится сравнительный анализ их взаимодействия в российском кредитном законодательстве конца XX начала XXI веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF STREAMLINING THE ORGANIZATIONAL-LEGAL FORMS RUSSIAN CREDIT COOPERATION

The historical stages of formation of the organizational-legal forms of credit consumer cooperatives. A comparative analysis of their interaction in the Russian credit legislation late XX early XXI centuries.

Текст научной работы на тему «Проблемы рационализации организационно-правовых форм Российской кредитной кооперации»

УДК 346.27:334.732.2

ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ РОССИЙСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ

В.В. Невлев

Белгородский университет кооперации, экономики и права e-mail: kaf-srp@bukep.ru

Рассматриваются исторические этапы становления организационно-правовых форм кредитной потребительской кооперации. Проводится сравнительный анализ их взаимодействия в российском кредитном законодательстве конца XX - начала XXI веков.

Ключевые слова: кредитная кооперация, кооперативные признаки, правовое регулирование, организационно-правовая форма, кооперативное законодательство

Изучение особенностей правовой деятельности кредитной потребительской кооперации по логике исследования необходимо начинать с уточнения категории «организационно-правовая форма», Природа данного термина неоднозначна, включает в себя помимо правовой области организации и деятельности конкретного юридического лица, отраженной в совокупности закрепляющих его статус признаков, еще и динамику институционального развития законодательства о данном юридическом лице.

К элементам организационно-правовой формы кредитных потребительских кооперативов следует относить: правовое регулирование их создания, реорганизации и ликвидации; правоспособность юридического лица; статус участников (пайщиков); правовой режим имущества кооператива; регулирование организации и деятельности системы управления; юридическую ответственность кооператива и его членов (пайщиков) и другие. Совокупность вышеуказанных элементов организационно-правовой формы позволяет дифференцировать юридические лица, отграничивая их друг от друга.

В силу того, что кооператив является юридическим лицом, он обладает рядом общих для всех юридических лиц признаков, среди которых можно выделить -организационное единство, наличие обособленного имущества, возможность приобретать и реализовывать права, нести обязанности и так далее. Помимо вышеуказанных свойств кооператив обладает специфическими чертами, присущими только кооперативным формам хозяйствования. Теоретики потребительской кооперации конца XIX - начала XX века1 выделяли следующие особые признаки: создание кооперативов для обслуживания потребностей своих членов; взаимопомощь членов; отсутствие цели получения прибыли; устойчивые связи членов кооператива, основанные на личном общении; сочетание личных и общих (кооперативных) интересов; субъектный состав членов преимущественно их малообеспеченных слоев населения; открытость членства и другие.

Чаянов А. Краткий курс кооперации. М., 1925; Хейсин М.Л. История кооперации в России. Л.,

1926.

Анализ современных организационно-правовых форм потребительской кооперации позволяет заключить, что им присущи определенные родовые признаки. Среди главных из них назовем дуалистичность правовой природы кооператива, являющегося одновременно и хозяйственным предприятием, и общественной структурой, входящей в систему институтов гражданского общества.

Сложность разграничения кооперативов и хозяйственных предприятий по внешним юридическим признакам отмечалась многими исследователями. Так, М.И. Туган-Барановский писал: «Кооператив обращается прежде всего к хозяйственному интересу человека, и в этом существенное сходство кооператива со всеми другими хозяйственными организациями капиталистической системы... По внешним признакам кооператив столь мало отличается от обычного капиталистического предприятия, что по ним невозможно определить, имеется ли перед нами кооператив или капиталистическое товарищество» . Тем не менее, имея некоторое сходство с хозяйственным предприятием, кооператив все же преследует в корне иные цели, не связанные с получением прибыли.

Вся предпринимательская деятельность кооператива, в том числе, кредитного, основывается на социальных идеях взаимопомощи и поддержки. Это особенно наглядно показывает пример кредитных кооперативов райффейзенского типа, в которых паевой капитал или полностью отсутствует, или присутствует в символических размерах. Такие кредитные кооперативы существуют не в интересах вкладчиков, а исключительно для реализации потребностей заемщиков, заинтересованных в получении займов под максимально низкие проценты. Таким образом, хозяйственная деятельность любого кооператива наполнена социальным содержанием.

В качестве родового признака кооператива можно рассматривать и собственность кооператива на имущество. В этом аспекте, видимое различие между хозяйственным предприятие и кооперативом заключается в том, что в кооперативе имущество существует не в интересах получения прибыли, а в интересах потребителей. По этому поводу теоретик кооперации А. Чаянов писал: «В кооперации капитал - слуга, а не хозяин»3'

Безусловно, любой субъект экономической деятельности, независимо от организационно-правовой формы, нуждается в имуществе и капитале, но в кооперации последние выступают лишь средством для достижения иных целей. Имущество кредитных потребительских кооперативов формируется за счет паевых и иных взносов членов (пайщиков), доходов от деятельности кооперативов, привлеченных средств и иных не запрещенных законом источников.

Родовым признаком кооперативов является солидарная материальная ответственность их членов. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, как полностью, так и в части долга, а кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. Эта обязанность закреплена в ч. 2 п. 4 ст. 116 части первой ГК

2 Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 2010. С. 64-65.

3 Чаянов А. Краткий курс кооперации. М., 1925. С. 10.

РФ4, устанавливающей, что члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Солидарное несение членами кредитного кооператива (пайщиками) субсидиарной ответственности по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кредитного кооператива (пайщиков) отражено и в федеральном законе «О кредитной кооперации»5. Данный закон предусматривает, что лицо, вступающее в ранее созданный кредитный кооператив, несет солидарно с членами кредитного кооператива (пайщиками) субсидиарную ответственность в пределах невнесенной части дополнительного взноса по обязательствам кредитного кооператива, которые возникли до вступления указанного лица в кредитный кооператив при условии подтверждения в письменной форме данным лицом факта ознакомления со сметой доходов и расходов кредитного кооператива, с финансовой (бухгалтерской) отчетностью кредитного кооператива и согласии нести такую ответственность.

Создание кооперативов для обслуживания потребностей его членов - родовой признак потребительской кооперации. Потребительское общество по своей правовой природе призвано преследовать цели обеспечения потребления. В частности, основной целью кредитной потребительской кооперации является удовлетворение финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) за счет взаимопомощи. Таким образом, кооперативы создаются не для получения прибыли, а для помощи в реализации потребительских нужд своих членов, в том числе за счет уменьшения расходов членов на эти нужды.

Рассмотрев некоторые родовые признаки, позволяющие отграничить потребительский кооператив от хозяйственных товариществ и обществ, следует обратить внимание и на черты, позволяющие произвести дифференциацию кооперативов и общественных объединений. Так как общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан, то можно утверждать о наличии сходных с кооперацией черт. Тем не менее, кооператив характеризует совместная хозяйственная деятельность, наличие особой (солидарной субсидиарной) ответственности его членов, чего нет у большинства общественных объединений.

Исследуя проблему соотношения кооперативов и общественных объединений, М.И. Туган-Барановский исходил из классовой сущности кооперации, что в целом было характерно для теории кооперации начала XX века. М.И. Туган-Барановский настаивал на том, что, осуществляя свою деятельность, кооперативы конкурируют с капиталистическими предприятиями, постепенно уничтожая последние. Поэтому, по его мнению, кооперация является «социальной борьбой, столь же принципиальной и идущей до конца, как и политическая борьба рабочего класса»6. В соответствие с концепцией М.И. Туган-Барановского кооперация противопоставляет капиталистической форме производства возможность альтернативной организации хозяйствования на принципиально иных началах. Тем самым, кооперация «борется не

4 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от

5 декабря 1994 г. № 32. Ст. 3301.

5 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. №29. Ст. 3627.

6 Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 2010. С. 96.

насилием, не оружием и не баррикадами, а мирным строительством нового

у

общественного строя» .

Приступая к анализу организационно-правовых форм кредитной потребительской кооперации конца XX - начала XXI веков, следует отметить, что в начале 1990-х гг. на фоне ухудшения социально-экономических условий стали появляться первые кредитные кооперативы как саморегулируемые и самоуправляемые организации, направленные на оказание финансовой взаимопомощи за счет собственных средств граждан.

Предпосылки правового регулирования кредитной кооперации были созданы

о

законом СССР «О потребительской кооперации СССР» от 26 мая 1988 года, с тем, чтобы получить свое дальнейшее развитие в законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»9 от 19 июня 1992 года. Принятая Государственной Думой РФ 21 октября 1994 года ч.1 Гражданского кодекса РФ10 (п. 6 ст. 116) указывала, что правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с данным кодексом законами о потребительских кооперативах.

Дальнейшим шагом на пути формирования законодательства, регулирующего кредитную потребительскую кооперацию, стало принятие Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»11, регламентирующего деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, образуемых для кредитования и сбережения денежных средств своих членов.

Необходимость принятия закона, отражающего фактически существующие

отношения по потребительскому кредитованию, обусловила активную работу

законодателей в данном направлении. Соответствующий законопроект был внесен в

Государственную Думу в 1995 году, принят и одобрен обеими палатами российского

парламента. Однако он трижды отклонялся Президентом РФ: в 1997, 1998 и

2000 годах. С учетом ряда замечаний, в переработанном виде Федеральный закон от

12

7 августа 2001 года «О кредитных потребительских кооперативах граждан» был принят. Изменения, внесенные федеральными законами от 11 июня 2003 года13 и 3 ноября 2006 года14, окончательно разграничили правовые основы деятельности

7 Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 2010. С. 96.

8 О потребительской кооперации СССР: закон СССР от 26 мая 1988 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.

9 О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г. № 30. Ст. 1788.

10 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32. Ст. 3301.

11 О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. № 193-Ф3 //Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4870.

12 О кредитных потребительских кооперативах граждан: федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от

13 августа 2001 г. № 33 (часть I). Ст. 3420.

13 О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 73-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 16 июня 2003 г. № 24. Ст. 2248.

14 О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 183-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 6 ноября 2006 г. № 45. Ст. 4635.

сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и кредитных потребительских кооперативов граждан.

Предметом регулирования закона 2001 года являлись отношения, возникающие в процессе создания, деятельности, реорганизации и ликвидации кредитных потребительских кооперативов граждан, также в нем закреплялись принципы и особенности деятельности подобных кооперативов, права и обязанности их членов и иные вопросы. В ст. 4 Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан»15 2001 года нашло отражение определение потребительского кооператива как кооператива, созданного гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.

При этом кредитные потребительские кооперативы граждан могли создаваться на основании территориального объединения граждан, их профессиональной или иной принадлежности. В законе было отражено существенное отличие кредитных кооперативов от банковских структур, основанное на диаметральной противоположности целей деятельности. Так, согласно закону 2001 года, кредитный кооператив, являясь некоммерческой организацией, в качестве основных задач своей деятельности ставил не получение прибыли, а оказание услуг по кредитованию своих членов для удовлетворения их личных финансовых потребностей.

Принятие Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан»16 в 2001 году не обеспечило эффективного правового регулирования института кредитной потребительской кооперации: некоторые кредитные

17

кооперативы продолжали осуществлять свою деятельность на основе ст.116 ГК РФ , при этом отдельные правоотношения подпадали под действие норм закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»18, федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»19 и другие. Отсутствие единообразного правового регулирования порождало многочисленные финансовые аферы, что, в свою очередь, сдерживало развитие кредитной потребительской кооперации.

Шагом на пути совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность кредитных потребительских кооперативов, стало принятие 18 июля 2009 года федерального закона № 190 «О кредитной кооперации»20. Данный закон определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов.

15 О кредитных потребительских кооперативах граждан: федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. № 33 (часть I). Ст. 3420.

16 Там же.

17 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32. Ст. 3301.

18 О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г. №30. Ст. 1788.

19 О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. № 193-ФЗ //Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4870.

20 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

В соответствии с действующим законодательством на территории РФ действуют четыре вида кредитных потребительских кооперативов. Три из них предусмотрены федеральным законом «О кредитной кооперации» 21 - кредитный кооператив, членами которого могут являться юридические и физические лица; кредитный потребительский кооператив граждан, то есть кооператив, членами которого являются исключительно физические лица; кредитный кооператив второго уровня, то есть кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы. На четвертый вид кредитного кооператива не распространяется действие федерального закона «О кредитной кооперации» - для него существует специальный закон, регламентирующий основы создания и

деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Это

22

федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» .

23

Появление Федерального закона «О кредитной кооперации»23 18 июля 2009 года ознаменовало новый этап в истории кредитной кооперации России, связанный с возрождением системы альтернативного кредитования. Закон минимизирует риски пайщиков и делает кредитные кооперативы более прозрачными с финансовой точки зрения. В нем предпринята попытка систематизировать разрозненную нормативную базу, максимально детально регламентировать условия организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков).

Законом устанавливаются правовые основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов. Отметим, что федеральный закон 2009 года в отличие от федерального закона 2001 года впервые допускает участие в кредитном кооперативе юридических лиц. При этом снимается ранее действовавшее ограничение на максимальную численность пайщиков кредитного кооператива - две тысячи человек.

Федеральный закон «О кредитной кооперации»24 устанавливает следующие минимально допустимые количества учредителей кредитного кооператива: если его членами могут являться юридические и физические лица, то он может быть создан не менее чем 15 физическими лицами или 5 юридическими лицами либо не менее чем 7 указанными лицами; кредитный потребительский кооператив граждан может быть создан не менее чем 15 физическими лицами; кредитный кооператив второго уровня может быть создан не менее чем 5 кредитными кооперативами.

25

Сопоставление норм федерального закона «О кредитной кооперации»25 и федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»26, позволяет прийти к заключению о схожести правового регулирования количества учредителей. Тем не менее, специфика закона, регламентирующего деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, заключается, во-первых, в том, что в нем содержится запрет членства государственных и муниципальных унитарных

21 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

22 О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. № 193-ФЗ //Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4870.

23 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

24 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

25 Там же.

26 О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. № 193-ФЗ //Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4870.

предприятий, а также акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности, во-вторых, число членов таких кооперативов не может быть менее 15 граждан и (или) 5 юридических лиц.

Утративший свою силу федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан»27 помимо минимального количества членов (не менее 15)

содержал ограничение максимальной численности (не более 2000 человек). Ныне

28

действующие федеральные законы «О кредитной кооперации»28 и «О сельскохозяйственной кооперации»29 лишены верхнего порога допустимого членства, что, на наш взгляд, не бесспорно. Ведь, как отмечалось еще в определении

30

Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 года деятельность кредитных потребительских кооперативов базируется преимущественно на личных доверительных контактах их членов, позволяющих обеспечивать стабильность кредитной деятельности. В силу чего «предоставление неограниченному кругу лиц возможности стать членами кредитного потребительского кооператива может повлечь снижение прозрачности финансовых потоков, эффективности организационных и управленческих функций, ухудшение контроля за деятельностью кооператива, повышение рисков личных вложений, а в конечном итоге привести к нарушению интересов граждан - членов кооператива»31.

Статья 11 федерального закона «О кредитной кооперации»32 достаточно подробно отражает механизм приема в члены кредитного кооператива (пайщики). Вопросы приобретения членства лишь фрагментарно были отражены в законе «О кредитных потребительских кооперативах граждан»33, а в законе «О сельскохозяйственной кооперации»34 они носят характер общих нормативов для всех сельскохозяйственных кооперативов, без учета специфики кредитной кооперации. Вследствие чего, безусловным достоинством закона 2009 года стала подробная регламентация вопросов приобретения членства кредитного потребительского кооператива.

35

В соответствие с законом «О кредитной кооперации»35 членами (пайщиками) кредитного кооператива могут быть физические лица, достигшие 16 лет и (или) юридические лица. Претенденты, желающие приобрести членство, должны подать в

27 О кредитных потребительских кооперативах граждан: федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. № 33 (часть I). Ст. 3420.

28 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

29 О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. № 193-ФЗ //Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4870.

30Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан»» // Справочно-правовая система «Гарант»

31 Там же.

32 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

33 О кредитных потребительских кооперативах граждан: федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. № 33 (часть I). Ст. 3420.

34 О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. № 193-ФЗ // Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4870.

35 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правление кредитного кооператива заявление в письменной форме о приеме в члены кредитного кооператива (пайщики). При этом в заявлении должно быть отражено обязательство соблюдать устав кредитного кооператива. Членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения правления кредитного кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков), чему предшествует уплата обязательного паевого взноса, а в случаях, предусмотренных уставом кредитного кооператива, также после уплаты вступительного взноса.

Нововведением федерального закона «О кредитной кооперации»36 по сравнению

37

с федеральным законом «О кредитных потребительских кооперативах граждан» стало обязательство кредитного кооператива выдавать документ, подтверждающего членство. Закон 2009 года формулирует требования, предъявляемые к содержанию данного документа. В нем должны быть отражены: наименование и место нахождения кредитного кооператива, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации кредитного кооператива; фамилия, имя, отчество члена кредитного кооператива (пайщика) - для физического лица или наименование, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика - члена кредитного кооператива - для юридического лица; почтовый адрес, номер телефона члена кредитного кооператива (пайщика), дату его вступления в кредитный кооператив, сумму обязательного паевого взноса и дату его внесения, регистрационный номер записи в реестре членов кредитного кооператива (пайщиков), дату выдачи документа, подтверждающего членство в кредитном кооперативе; иные сведения, предусмотренные федеральными законами и уставом кредитного кооператива.

Отметим, что в ч. 6 ст. 15 федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»38 содержится подобная норма, отражающая обязательство выдачи книжек членам сельскохозяйственных кооперативов, требования к их содержанию. Данная норма распространяет свое действие на членов всех видов сельскохозяйственной кооперации, без учета специфики кредитной сельскохозяйственной кооперации.

Кредитные потребительские кооперативы, в соответствие с федеральным

39

законом «О кредитной кооперации»39, приобрели новую обязанность по ведению реестров членов кредитных кооперативов. Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан»40 не предусматривал подобной процедуры, в федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации»41' напротив, закреплен механизм ведения реестра членов и ассоциированных членов кооперативов.

36 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

37 О кредитных потребительских кооперативах граждан: федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. № 33 (часть I). Ст. 3420.

38 О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. № 19Э-ФЗ // Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4870.

39 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

40 О кредитных потребительских кооперативах граждан: федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. № 33 (часть I). Ст. 3420.

41 О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. № 19Э-ФЗ // Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4870.

Сравнивая положения законов 2001 года и 2009 года, следует отметить, что в новом законе присутствует статья, регламентирующая порядок осуществления деятельности кредитного кооператива, чего не было в предыдущем законе, а также в

42

законе «О сельскохозяйственной кооперации» 1995 года. Несмотря на заявленное название, по сути, статья 4 федерального закона «О кредитной кооперации»43 регламентирует только правовые основы привлечения кредитным кооперативом денежных средств своих членов и предоставления кредитным кооперативом своим членам займов. Произведена четкая дифференциация договоров для членов кредитных кооперативов: если средства юридического лица могут привлекаться на основании договоров займа, то для физических лиц аналогичные действия обретают форму договоров передачи личных сбережений.

Предоставление кредитным кооперативом своим членам займов производится только на основании договоров займа, заключаемых между кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива. Закон 2001 года содержал пункт, предписывающий оформление передачи денежных средств своим членам в виде договора займа, заключаемого в письменной форме. Аналогичное положение содержится в п. 4 ст. 40.1 закона «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 183-ФЗ)44, согласно которому передача членами и ассоциированными членами сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива этому кооперативу средств, не являющихся паевыми взносами, и выдача займов членам кооператива оформляются договором займа, заключаемым в письменной форме.

Таким образом, федеральный закон «О кредитной кооперации»45 не конструирует положений об обязательности письменной формы договора займа. Это и так предполагается, исходя из постулатов ст. 808 ГК РФ46, предписывающих обязательность соблюдения письменной формы договора займа в том случае, когда заимодавцем является юридическое лицо.

Вопросам обеспечения финансовой устойчивости кредитного кооператива в законе «О кредитной кооперации»47 посвящена статья шестая, определяющая перечень запрещенных для кредитного кооператива действий, а также предусматривающая изъятия из этого перечня. Сравнивая положения п. 7 ст. 40.1

48

закона «О сельскохозяйственной кооперации»48, ст. 19 закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан»49 и ст. 6 закона «О кредитной

42 Там же.

43 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

44 О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 183-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 6 ноября 2006 г. № 45. Ст. 4635.

45 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

46 Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5. Ст. 410.

47 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

48 О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. № 193-ФЗ // Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4870.

49 О кредитных потребительских кооперативах граждан: федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. № 33 (часть I). Ст. 3420.

50

кооперации» следует отметить тенденции расширения перечня ограничении деятельности кооперативов.

Так, в соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации»51 сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы не вправе: выдавать займы гражданам или юридическим лицам, не являющимся членами кооперативов; эмитировать собственные ценные бумаги; покупать акции и другие ценные бумаги иных эмитентов, осуществлять другие операции на финансовых и фондовых рынках, за исключением хранения средств на текущих и депозитных счетах в банках и приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг; привлекать средства в форме займов от граждан или юридических лиц, не являющихся членами или ассоциированными членами данных кооперативов.

52

Закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» 2001 года помимо приведенного перечня содержал еще и ограничение на выступление поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц, запрещал внесение кооперативного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов участие своим имуществом в формировании имущества юридических лиц. Но самый обширный перечень запретов сконструирован законодателем в нормативном акте 2009 года.

53

Федеральный закон «О кредитной кооперации»53 насчитывает восемь видов запретов, в частности, кредитный кооператив не вправе: предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками); выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц, а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами; участвовать своим имуществом в формировании имущества иных юридических лиц, за исключением юридических лиц, возможность участия в которых предусмотрена для кредитных кооперативов законодательством; выпускать эмиссионные ценные бумаги; осуществлять операции с ценными бумагами (кроме государственных и муниципальных ценных бумаг), за исключением случаев, предусмотренных законодательством; привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами кредитного кооператива, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; осуществлять торговую и производственную деятельность; вступать в члены других кредитных кооперативов. Последнее ограничение не распространяется на случай вступления кредитного кооператива в кредитный кооператив второго уровня.

Таким образом, закон 2009 года был дополнен еще двумя видами ограничений. По аналогии с нормой ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской

54

деятельности» ' содержащей запрет кредитным организациям заниматься

50 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

51 О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. № 19Э-ФЗ // Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4870.

52 О кредитных потребительских кооперативах граждан: федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. № 33 (часть I). Ст. 3420.

53 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

54 О банках и банковской деятельности: федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. № 395- I- ФЗ // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27. Ст. 357.

производственной, торговой и страховой деятельностью, подобное изъятие в правомочиях было законодательно закреплено и за кредитными кооперативами. Второй запрет ограничивает вступление кредитных потребительских кооперативов в члены других кредитных кооперативов, за исключением кооперативов второго уровня. Последние могут создаваться кредитными кооперативами (не менее чем пятью) в целях удовлетворения своих финансовых потребностей и финансовой устойчивости. За счет расширения перечня ограничений предполагается повысить стабильность и платежеспособность кредитных потребительских кооперативов.

Весьма спорным, на наш взгляд, представляется положение, связанное с обеспечением финансовой устойчивости кредитного кооператива - в ч. 7 ст. 6 закона «О кредитной кооперации»55 указано, что кредитный кооператив вправе страховать свои имущественные интересы в страховых организациях и (или) обществах взаимного страхования. Как указано в п. 2 ст. 929 части второй ГК РФ56 риск утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества и риск ответственности по договорам, представляющий собой вид риска гражданской ответственности, страхуются по договору имущественного страхования, согласно которому одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В соответствие с федеральным законом 2009 года кредитный кооператив при привлечении средств члена кредитного кооператива (пайщика) обязан предоставить ему информацию о страховании риска ответственности кредитного кооператива за нарушение договора, на основании которого привлекаются денежные средства члена кредитного кооператива (пайщика).

Ранее в п. 2 ст. 20 закона «О кредитных потребительских кооперативах

57

граждан» устанавливалось, что кредитный кооператив граждан в соответствии с его уставом или с решением общего собрания членов кооператива страхует риск невозврата займов по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика в государственных страховых компаниях или в страховых компаниях, созданных ассоциациями (союзами) кредитных потребительских кооперативов граждан или при их участии для этих целей. Помимо этого, предусматривалось, что в случае невозможности страхования указанного риска в перечисленных компаниях страховщик утверждается общим собранием членов кооператива по представлению его правления.

Аналогичное положение содержится и в п. 9 ст. 40.1 закона «О сельскохозяйственной кооперации»58, закрепляющем обязанность сельскохозяйственных

55 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

56 Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5. Ст. 410.

57 О кредитных потребительских кооперативах граждан: федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. - № 33 (часть I). Ст. 3420.

58 О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. № 19Э-ФЗ // Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4870.

кредитных потребительских кооперативов страховать риск невозврата займов по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика. По нашему мнению, страхование на уровне законодательного регулирования следует переводить в плоскость обязанности, а не права кредитного кооператива.

Одним из важнейших элементов организационно-правовой формы кредитных потребительских кооперативов является построение управления кооперативом, структурно воплощенное в органах кредитного кооператива, их компетенции. Анализируя положения трех законов («О кредитных потребительских кооперативах граждан», «О сельскохозяйственной кооперации» и «О кредитной кооперации»), следует отметить тождественность правовой регламентации основных органов кредитных кооперативов, демонстрируемую этими законами. Все они предлагают систему органов управления, состоящую из общего собрания, правления, единоличного исполнительного органа, контрольно-ревизионного органа, дополняемую, в соответствие с уставом или внутренними нормативными документами кооператива, иными органами.

Новацией закона «О кредитной кооперации»59 является возможность проведения общего собрания как высшего органа управления кредитного кооператива в форме собрания уполномоченных и в форме заочного голосования. Ведь федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан»60 не знал таких форм управления. Что касается федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»61, то в нем предусмотрена возможность для сельскохозяйственных кооперативов проведения общего собрания в форме собрания уполномоченных, при этом проведение собраний в форме заочного голосования данным законом не предусмотрено.

Законодатель предпринял меры по созданию дополнительных гарантий защиты прав рядовых членов (пайщиков) кредитных потребительских кооперативов, введя в нормативный акт понятие «аффилированные лица». Достаточно подробно в законе регламентированы вопросы бухгалтерского учета, отчетности и хранения документов кредитного кооператива. Существенные изменения коснулись организации контроля и надзора в отношении кредитных потребительских кооперативов. Как тенденцию следует отметить снижение уровня контроля со стороны государственных структур в отношении кредитной потребительской кооперации. Соблюдение установленных требований и стандартов должны теперь контролировать саморегулируемые организации кредитных кооперативов.

Как отмечает генеральный директор Лиги кредитный союзов Александр Соломкин, точных данных по количеству функционирующих в наши дни на территории Российской Федерации кредитных потребительских кооперативов нет62. По данным Минфина на 2008 год было зарегистрировано порядка 3,5 тысяч кредитных кооперативов, окончательное прояснение ситуации станет возможно после

59 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

60 О кредитных потребительских кооперативах граждан: федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. № 33 (часть I). Ст. 3420.

61 О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. № 193-Ф3 // Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4870.

62 Соломкин А. Кредитные кооперативы готовы кредитовать микробизнес [Электронный ресурс] // URL: http:// www.bankir.ru/publication/article/8444168 (дата обращения: 15.02.2011).

4 августа 2011г., когда все кооперативы, в соответствии с требованиями законодательства, должны будут стать членами саморегулируемых организаций63.

Правоприменительная практика в сфере саморегулирования потребительского кредитования может породить немало проблем: это связано, прежде всего, с отсутствием традиций и опыта подобной деятельности. Ведь в Европе система саморегулирования складывалась эволюционным путем на протяжении столетий, в России же она вводится в принудительном порядке сверху.

При этом саморегулируемые организации кредитных кооперативов наделяются значительным объемом полномочий, функций и обязанностей. Так, саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов осуществляют функции по разработке и установлению обязательных для своих членов правил и стандартов, по ведению реестра кредитных кооперативов, по обучению сотрудников кредитных потребительских кооперативов и так далее.

Смогут ли саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов обеспечить должный уровень контроля и надзора, а также координации деятельности кредитных кооперативов станет ясно уже через несколько лет, после вступления в силу соответствующих положений федерального закона «О кредитной кооперации»64 (пункты, касающиеся обязанности кооперативов вступать в саморегулируемые организации начнут действовать по истечении двух лет со дня вступления закона в силу).

Уже сейчас представители кредитной кооперации высказывают опасения относительно целесообразности увеличения различных отчислений, ведь законодательство предполагает внесение средств как в Резервный фонд кредитного потребительского кооператива, так и в Компенсационный фонд саморегулируемой организации, что приведет к выводу из оборота десятой части привлеченных средств65. Это, в свою очередь, обусловит увеличение процентных ставок по кредитам, что нивелирует преимущества институтов потребительского кооперативного кредитования перед банками.

По данным Российского Микрофинансового Центра процентное распределение клиентов институтов микрофинанирования в Российской Федерации в 2009 году составляло: кредитные потребительские кооперативы граждан - 24,2%; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы - 6,1%; потребительские общества - 45,2%; частные фонды - 4,3%; коммерческие небанковские микрофинансовые организации - 3,7%; государственные или муниципальные фонды поддержки предпринимательства - 1,3%; небанковские депозитно-кредитные организации - 0,5%; иные институты - 14,5%66. Принятие нового закона, видимо, изменит ситуацию: некоторые кредитные потребительские кооперативы покинут рынок, вместе с тем ожидается появление новых субъектов кооперативного потребительского кредитования. Введение на уровне федерального закона дополнительных гарантий в виде создания резервных и компенсационных

63 Соломкин А. Кредитные кооперативы готовы кредитовать микробизнес [Электронный ресурс] // URL: http:// www.bankir.ru/publication/article/8444168 (дата обращения: 15.02.2011).

64 О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ

// Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627.

65 Бухарова О., Ларина А., Тараканова Т. Складчина в законе: как в регионах оценивают новации кредитной кооперации // Российская Бизнес-газета. - 2009. № 714 (30). С. 5.

66 Там же.

фондов станет эффективным способом защиты от деятельности финансовых «пирамид».

Список литературы

1. Бухарова О., Ларина А., Тараканова Т. Складчина в законе: как в регионах оценивают новации кредитной кооперации // Российская Бизнес-газета. - 2009. - № 714 (30). - С. 5.

2. О банках и банковской деятельности: федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. № 395- I- ФЗ // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. - № 27. - Ст. 357.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 73 -ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 16 июня 2003 г. - № 24. - Ст. 2248.

4. О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 183 -ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 6 ноября 2006 г. - № 45. - Ст. 4635.

5. О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. - № 29. - Ст. 3627.

6. О кредитных потребительских кооперативах граждан: федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. - № 33 (часть I). - Ст. 3420.

7. О потребительской кооперации СССР: закон СССР от 26 мая 1988 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. - 1988. - № 22. - Ст. 355.

8. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г. - № 30. - Ст. 1788.

9. Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан»» // Справочно-правовая система «Гарант».

10. О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. - № 193-ФЗ //Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. - № 50. - Ст. 4870.

11. Соломкин А. Кредитные кооперативы готовы кредитовать микробизнес [Электронный ресурс] // URL: http:// www.bankir.ru/publication/article/8444168 (дата обращения: 15.02.2011).

12. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. - М., 2010.

13. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. - № 32. - Ст. 3301.

14. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. - № 5. - Ст. 410.

15. Чаянов А. Краткий курс кооперации. - М., 1925.

16. Хейсин М.Л. История кооперации в России. - Л., 1926.

THE PROBLEMS OF STREAMLINING THE ORGANIZATIONAL-LEGAL FORMS RUSSIAN CREDIT COOPERATION

V.V. Nevlev

Belgorod university of cooperation, economics and law e-mail: kaf-srp@bukep.ru

The historical stages of formation of the organizational-legal forms of credit consumer cooperatives. A comparative analysis of their interaction in the Russian credit legislation late XX - early XXI centuries.

Keywords: credit cooperatives, cooperative signs, legal regulation, organizational and legal form, the cooperative legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.