ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
© Мункодугарова А.Б.*, Бабуева Н.А.*
Бурятский научный центр СО РАН, г. Улан-Удэ
Проведен анализ программ социально-экономического развития муниципальных образований по Сибирскому федеральному округу. Дана сравнительная оценка эффективности реализации Программ социально-экономического развития в отдельных районах Республики Бурятия и Забайкальского края. По результатам исследований предложены направления совершенствования механизма формирования и реализации программы социально-экономического развития муниципального образования.
Ключевые слова Программа социально-экономического развития, оценка эффективности, стратегическое планирование, муниципальные образования.
Для становления экономической основы самоуправления необходимо формирование эффективной системы планового регулирования развития территорий муниципальных образований (МО), основу которой составляет стратегическое планирование социально-экономического развития (СЭР).
В условиях складывающегося в России механизма хозяйствования централизованное начало является объективной необходимостью для решения проблем межотраслевого и территориального характера, что требует, в свою очередь, использования адекватных методов и форм планирования на всех уровнях управления. Именно поэтому стратегическое планирование следует рассматривать как инструмент эффективного решения целого ряда проблем комплексного социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований. Муниципальные стратегические планы определяют важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации.
Инструментами, обеспечивающими реализацию стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования, являются ресурсное, институциональное и программно-целевое обеспечение. На муниципальном уровне стратегическое планирование представлено Программами социально-экономического развития (Программа СЭР) на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
* Инженер отдела региональных экономических исследований.
* Ведущий экономист отдела региональных экономических исследований.
Проведенный анализ Программ СЭР муниципальных районов во всех субъектах Сибирского федерального округа выявил, что отсутствует единый образец паспорта и структуры программ. Наиболее содержательными, развернутыми и схожими по структуре представляются программы муниципальных районов Новосибирской области и Забайкальского края. Достаточно развернутыми представляются структуры программ районов Республики Бурятия и Иркутской области. Индикаторы развития во всех программах присутствуют в той или иной степени в разных разделах.
Все программы муниципальных районов разработаны по однотипному, принятому в каждом регионе, шаблону. Все программы имеют единую стратегическую цель - повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого экономического и социального развития района. Программами СЭР МО обобщены конкурентоспособные приоритетные направления развития экономики с учетом районной специфики.
Сравнение Программ СЭР МО Республики Бурятия и Забайкальского края показало, что по структуре и качеству написания Забайкальский край превосходит Республику Бурятия. В целом рассмотренные программы СЭР МО Забайкальского края и Республики Бурятия различаются по терминологии, формулировке целей и задач, порядку и горизонтам планирования. Отсутствие единой методики стратегического планирования СЭР на межрегиональном уровне и уровнях управления (региональном, муниципальном) можно объяснить разноплановостью экономического и социального развития МО, различием в СЭР и природных условиях не только самих МО, а также и регионов, в которые они входят.
Оценка результатов выполнения Программ СЭР МО позволяет судить об эффективности управления процессом их реализации. Так, в Республике Бурятия муниципальными органами власти формируются отчеты «О ходе реализации Комплексной программы социально-экономического развития», носящие в большей степени констатирующий характер. В Забайкальском крае муниципалитеты отчитываются «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления», что имеет более критичный характер оценки.
Угрожающая тенденция снижения численности населения отдаленных и северных районов вызвала необходимость исследования северных и приграничных районов Республики Бурятия и Забайкальского края. По Республике Бурятия оценка выполнения Программ за 2011-2013 гг. в приграничных районах показала выполнение основных экономических индикаторов Программы на уровне 110-120 %. Наиболее высокие результаты показали Окинский, Закаменский и Джидинский районы.
Из северных районов Республики Бурятия наиболее успешно и стабильно развивался Северо-Байкальский район: интегральный показатель выполнения Программы в 2011 составил 174,4 %, в 2012 г. - 152,6 %, в 2013 г. - 131,9 %.
102 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ
Сильное положительное влияние на развитие района оказывает БАМ. Также в Северо-Байкальском районе растут объемы инвестиций в основной капитал, развивается туризм, малое предпринимательство и строительство. В целом, за 2011-2013 гг. все северные районы перевыполнили индикаторы Программ СЭР.
Из северных районов Забайкальского края наиболее экономически развит Каларский район, основные показатели которого являются выше, чем в среднем по краю, и плановые показатели Программы СЭР в районе выполняются с превышением. Сильное положительное влияние на экономику района оказывает БАМ. В районе развито оленеводство и лесоперерабатывающее производство. Два других северных района: Тунгиро-Олекминский и Тунгокочен-ский районы имеют показатели немного ниже, чем в среднем по краю.
Из приграничных районов наиболее экономически развиты: г. Красно-каменск и Краснокаменский, Калганский и Забайкальский районы. Отстающими являются Акшинский, Борзинский и Ононский районы. Показатели по Акшинскому району значительно снизились в 2013 г. Выполнение показателей Программы СЭР в указанных районах является нестабильным, но в целом они выполняются.
Несмотря на общую положительную динамику выполнения плановых показателей Программ СЭР в приграничных и северных МО Республики Бурятия и Забайкальского края, данные показатели ниже среднего уровня по субъекту. Возможно, что в Программах СЭР изначально взяты заниженные показатели для перестраховки при их выполнении. Изначально заниженные показатели не способствуют интенсивному развитию экономики районов, и, наоборот, оказывают анти-стимулирующий эффект. Муниципальные образования находятся скорее на стадии выживания, а не развития. При этом федеральная или региональная поддержка не обеспечивает их выхода из бедственного положения. Помимо этого, проблемы использования внутреннего потенциала, стоящие перед муниципалитетами вследствие недостаточности поддержки, не включают в себя представление о пространственном ресурсе. Необходимо не просто включение вопросов комплексного территориального развития в региональную политику, а проведение политики собственно территориального развития. Документы территориального планирования должны быть важной составной частью стратегической долгосрочной программы развития района или региона, так как они могут связать реализацию любых планов, программ и проектов не только во времени, но и в пространстве [2, с. 144].
Как уже отмечалось, в программах социально-экономического развития субъектов Сибирского федерального округа нет единого макета и подхода в их разработке, что затрудняет в последующем сравнительную оценку успешности реализации Программ СЭР в субъектах и их муниципальных образованиях. Наиболее грамотный подход использован в Новосибирской об-
ласти и Забайкальском крае. В Республике Бурятия используемый подход к их применению скорее формальный.
В качестве инструмента усовершенствования процесса планирования могут быть использованы разработка и применение макетов программ СЭР, включающих базовую и вариативную части, с соответствующим методическим обеспечением. Единая базовая часть позволит корректно сравнить и оценить результаты реализации программ СЭР в разных муниципальных образованиях. Вариативная часть - учесть специфику разных районов. Методическое обоснование макета будет способствовать более тщательной разработке и постановке целей СЭР как локальных, так и комплексных, упростит процедуру сводного анализа показателей и даст возможность повысить уровень эффективности Программ СЭР МО.
Список литературы:
1. Иванков В.И., Квашнин А.В., Псарёв В.И. и др. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. - Новосибирск: Межрегион. ассоциация эконом. взаимодействия субъектов РФ, 2005. - 342 с.
2. Игнатова О.А. Роль территориального планирования в социально-экономическом развитии муниципальных образований // География и природные ресурсы. - 2011. - N 1. - С. 143-149.
3. Методика формирования и анализа комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований / В.И. Псарёв, Т.В. Псарёва, Н.В. Сушенцева, И.А. Гончаров; под общ. ред. В.И. Псарёва, Н.В. Сушенцевой. - Новосибирск, 2010. - 511 с.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 2008-2009 ГГ. И 2014-2015 ГГ.
© Никшина Т.А.*
Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк
В статье проведен анализ эффективности антикризисных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации в разные годы, отмечена значимость антикризисных программ, сравнены процессы кризисных явлений 2008-2009 гг. и 2014-2015 гг. Меры антикризисного
* Студент.