Научная статья на тему 'Проблемы профилактики экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи'

Проблемы профилактики экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1275
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ВИКТИМОЛОГИЯ / VICTIMOLOGY / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / PREVENTION OF EXTREMISM / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галахов Сергей Сергеевич, Тузов Лев Львович

В статье рассматриваются некоторые проблемы и направления деятельности по профилактике экстремизма. Приводятся факторы, способствующие экстремистской деятельности, и цели, достигаемые при противодействии ей. Приводятся виды информационного обеспечения профилактики экстремизма, задачи, решаемые при ее осуществлении. Рассмотрены уровни профилактики экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of preventing extremism among the minors and youth

The article deals with some of the challenges and actions for the prevention of extremism. It also analyzes the factors stimulating extremist activities and the objectives achieved in combating it. The types of information support for the prevention of extremism, the tasks involved in its implementation and also the levels of prevention of extremism are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы профилактики экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи»

1УДК 343.9 ББК 67.51

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ

С. С. Галахов, Л. Л. Тузов

В статье рассматриваются некоторые проблемы и направления деятельности по профилактике экстремизма. Приводятся факторы, способствующие экстремистской деятельности, и цели, достигаемые при противодействии ей. Приводятся виды информационного обеспечения профилактики экстремизма, задачи, решаемые при ее осуществлении. Рассмотрены уровни профилактики экстремизма.

Ключевые слова: несовершеннолетние, молодежь, экстремизм, виктимология, профилактика экстремизма, воспитание, преступление.

THE PROBLEM OF PREVENTING EXTREMISM AMONG THE MINORS AND YOUTH

S. S. Galakhov, L. L. Tuzov

The article deals with some of the challenges and actions for the prevention of extremism. It also analyzes the factors stimulating extremist activities and the objectives achieved in combating it. The types of information support for the prevention of extremism, the tasks involved in its implementation and also the levels of prevention of extremism are considered.

Keywords: the minors, the youth, extremism, victimology, prevention of extremism, education, crime.

Говоря о проблеме профилактики экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи, нельзя не подчеркнуть, что международное сообщество, включая Россию, до сих пор не достигло ощутимых положительных результатов в их воспитании. Особую озабоченность вызывает распространенность среди молодежи экстремистских настроений. Члены соответствующих организаций активно используют новые технологии, в том числе сеть Интернет, для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности. Количество лиц, разделяющих экстремистские взгляды, увеличивается за счет беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, которые стали возможны вследствие недостатков в воспитании молодого поколения, которые были и всегда будут, а значит, будут негативные последствия.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что «воспитание юношества - главное

средство сохранения государственного строя» [1, с. 44]. Другой известный философ Платон в целях воспитания молодежи разработал методику обучения с учетом возрастных особенностей и доминантной душевной способности: 7-12 лет - посещение государственных школ, где организуется обучение чтению, письму, счету, музыке; с 12 до 16 лет - обучение в школе физического воспитания; с 16 до 18 лет - изучение арифметики, геометрии и др.; с 18 до 20 лет - военная подготовка; с 30 лет - изучение философии. Не все молодые люди проходят эти ступени полностью. Не проявившие склонности к военному делу прекращают образование до военной подготовки и становятся ремесленниками, не склонные к умственным занятиям, до изучения философии, становятся легионерами, а показавшие способности к абстрактному мышлению проходят высшую ступень образования и становятся философами [2].

В России, по гражданскому и уголовному законодательству, лица моложе 18 лет считают-

ся несовершеннолетними. В главе 14 Общей части УК РФ изложены особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. По общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. В ст. 20 УК РФ дан исчерпывающий перечень преступлений, за которые уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 14-летнего возраста. Необходимо отметить, что у каждого из указанных возрастов есть свои особенности, которые следует учитывать при выработке профилактических мероприятий.

Идеологическая составляющая экстремизма, его распространенность в мировоззрении людей, особенно молодежи, выдвигает на первый план проблему эффективной организации профилактики экстремизма в их среде. К сожалению, ряд исследователей абсолютно обоснованно указывает на то, что «в нашей стране не существует единой государственной программы профилактики экстремизма, определяющей функции, задачи, направления деятельности и ответственность ее субъектов» [3, с. 150], это касается и рассматриваемой нами среды. При этом особое значение имеет профилактическая работа в период формирования мировоззренческих взглядов на жизнь, становления основ личности как члена общества.

Преступность молодежи является следствием наличия в обществе определенных общественно-политических и социально-экономических дисгармоний и деформаций, нарушающих баланс интересов личности, общества и государства. Их совокупность и толкает молодых людей на совершение поступков правильных с их точки зрения, но общественно опасных с точки зрения российского законодательства. Недостаточная воспитательная работа и профилактическая деятельность в их среде позволяет представителям экстремистских и террористических воззрений под разными предлогами втягивать молодых людей в преступную деятельность. При этом сохраняется вероятность возникновения очагов социальной напряженности, вызванных попытками экстремистских организаций дестабилизировать обстановку в обществе. На этом фоне возможен рост числа несанкционированных митингов и протестных акций, количества их участников,

включая несовершеннолетних. Для профилактики подобных преступлений Правительством РФ намечено организовать работу в образовательных учреждениях, направленную на получение информации о негативных процессах, происходящих в среде обучающихся, об идеологах и руководителях радикальных организаций, вовлекающих молодежь в совершение правонарушений экстремистской направленности и террористического характера [см: 4; 5].

Проблемы профилактики экстремизма в среде молодых людей невозможно разрешить без комплексного использования различных отраслей знаний. Идея возможности использования результатов комплекса наук в противодействии преступности в целом и несовершеннолетних в частности стала одним из основных принципов юриспруденции и правоохранительной практики.

Научно-практическое изучение преступности несовершеннолетних и молодежи преследует решение теоретико-прикладной задачи -разработку научно обоснованных рекомендаций, способствующих снижению уровня криминализации несовершеннолетних и молодежи; укреплению системы предупреждения беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; повышению антикриминальной безопасности, в первую очередь молодежи.

Преступность рассматриваемой категории лиц - сложное социальное явление, которое проявляется в связи с негативными процессами, происходящими в общественно-экономической сфере, и снижением общего уровня материального благосостояния населения страны, ростом правового нигилизма в подростковой и молодежной среде. Поэтому комплексная постановка вопроса, применительно к рассматриваемой категории преступлений, вполне обоснована. Можно, однако, высказывать разные суждения по поводу приоритетности тех или иных системообразующих мероприятий профилактики экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи. Каждое из них содержит в себе те или иные необходимые в противодействии экстремистской деятельности несовершеннолетних и молодежи признаки, способствующие выбору ее организации и тактики.

Криминология наряду с другими вопросами изучает преступность, виды преступно-

сти, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность применения мер по предупреждению преступлений, а также исследует влияние преступности на общество. Это создает исходную методологическую основу для разработки научных рекомендаций по совершенствованию организации, методики и тактики профилактики экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи в целях:

• нейтрализации негативных процессов, протекающих в среде несовершеннолетних и молодежи, способствующих возникновению причин и условий для совершения ими правонарушений и преступлений экстремистской направленности;

• упреждающего воздействия в отношении определенных категорий несовершеннолетних и молодежи, предрасположенных в силу ряда социальных, экономических, общественных и иных факторов к девиантному и криминальному поведению в сфере экстремистской деятельности.

При этом следует отметить, что в достижении этих целей одной из задач является создание жесткого заслона на пути проникновения в молодежную среду экстремизма и ксенофобии. В этой ситуации огромное значение имеет грамотно организованная,систематическая и планомерная работа по профилактике экстремизма, выявлению его на ранних стадиях и мерам по недопущению его дальнейшего распространения, что неоднократно подчеркивалось в различных документах Правительственной комиссии по профилактике преступлений и правонарушений.

В качестве основных причин подростковой преступности были определены следующие: а) ухудшение экономических условий; б) рост детской безнадзорности и беспризорности; в) культ насилия, господствующий в СМИ; г) недостатки действующего законодательства; д) нестабильность общественного устройства.

Данные причины, безусловно, оказывают влияние на состояние правосознания и экстремистскую активность подрастающего поколения, но невозможно только этим объяснить повсеместное увеличение подростковой преступности.

Степень экстремистской интенсивности и активности молодых людей в субъектах России, а также характер их распределения идентичны этим же показателям «взрослого» экстремизма. Это обстоятельство является свидетельством того, что экстремистская деятельность молодежи формируется в основном под влиянием общих для всей преступности факторов:

а) социальной депривации, то есть различия между завышенными социальными ожиданиями, порожденными трансформацией российского общества в 1990-е гг., и низким реальным уровнем духовного, экономического и социального состояния общества, обусловленного как объективными условиями, в которых происходит трансформация, так и допущенными при этом политическими ошибками. Бедными оказались миллионы семей. Криминальное и полукриминальное поведение взрослых как средство выживания и коррупционный характер социальных отношений усилили криминальный потенциал бытового окружения детей. В этой связи находится и факт значительного увеличения несовершеннолетних, оказавшихся без надлежащего родительского попечения и материальной поддержки;

б) частных, но специфических факторов, существенно травмирующих социальные установки подростков: разрушение и снижение уровня инфраструктуры, обеспечивающей занятием спортом, самодеятельностью и другими эффективными способами проведения досуга; расширение платных форм обучения и других благ обусловило их недоступность для многих подростков; с уходом пионерских и комсомольских организаций с общественной арены им на смену не пришли адекватные требованиям времени организационные формы социализации молодежи. Но именно в этом возрасте человек должен решать фундаментальные проблемы собственной судьбы: у него должны на нравственной основе формироваться защитные психологические механизмы, и на эти же годы приходятся ранние проблемы социальной идентификации. Только в результате направленной социализации ребенок преодолевает агрессивность и лживость. Посещение школы сейчас также не гарантирует усвоение норм поведения, около половины преступ-

ников-подростков являются учениками школ. Стихия в данной среде определяет ювеналь-ную депривацию. Однако преступность несовершеннолетних, рост ее общественной опасности обнаруживает не только общесоциальные, но и правоприменительные проблемы. Речь идет прежде всего о крайней неэффективности существующих форм правоприменения в трех сферах:

• специальной криминологической профилактики;

• собственно ювенальной юстиции;

• ресоциализации бывших преступников-подростков, впоследствии пополняющих ряды молодежных преступников.

В современных условиях экстремистские проявления в среде молодых людей стали дестабилизирующим фактором развития общества, катализатором агрессивности и жесткости криминальных проявлений, на которые действует ряд мощных криминогенных факторов. Мы каждый день являемся свидетелями все большего распространения чуждых российским духовным идеалам и непривычных для нас норм поведения, моральных и нравственных ориентиров в рассматриваемой среде - алчности, стяжательства и равнодушия, жестокости и т. п. Кроме того, в «подростковом возрасте детей волнует проблема самоутверждения, которая решается в процессе взаимодействия с другими подростками. Испытываемое ими чувство социальной незащищенности способствует их объединению. Неформальные молодежные группы со временем приобретают все более устойчивые формы. Желание повысить свой авторитет в среде сверстников, стремление к материальной независимости возрастное легкомыслие нередко способствует совершению преступлений» [6, с. 13]. Экстремистская деятельность молодых людей, как правило, также осуществляется в группе. Именно групповая преступность служит основным каналом вовлечения подростков и молодежи в совершение преступлений экстремистской направленности. Вместе с тем выявление и нейтрализация таких групп ведется неэффективно.

Вышеизложенное требует совершенствование информационного обеспечения организации и осуществления профилактики экстремизма в среде подростков и молодежи. Эта де-

ятельность должна включать значительный объем сведений, но к главным из них следует отнести сведения об экстремистских группах, местах их легальных и нелегальных встреч, их взглядах на проблемы экстремистской деятельности и, наконец, об их организаторах, руководителях и непосредственных участниках. Массив указанной информации должен способствовать правильной организации проведения профилактических мероприятий субъектами противодействия экстремистской деятельности в соответствии с их компетенцией. Он же позволит в случае необходимости использовать в рассматриваемой деятельности возможности оперативных подразделений, входящих в перечень субъектов противодействия экстремистской деятельности.

Из всей информации, обеспечивающей решение задач профилактики экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи, исключительную важность имеют сведения о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления экстремистской направленности, - для возможного предвидения их последующих действий и принятия адекватных мер. Ежедневно в различные оперативные подразделения ОВД поступает немалое количество оперативной информации, которой зачастую не придается большого значения из-за ее неполноты или отсутствия заинтересованности получивших ее оперативных сотрудников в связи с их работой по другим линиям. В связи с этим актуальна задача обобщения и анализа информации об экстремистских проявлениях с целью ее более полного и адресного использования по линии противодействия экстремизму в среде подростков и молодежи.

Одной из основных целей информационного обеспечения профилактики экстремизма в среде молодых людей является выработка и принятие эффективных мер по профилактическому воздействию на них и нейтрализации криминогенных факторов, способствующих противоправной деятельности. Благодаря информационному обеспечению должна создаваться оптимальная программа по проведению оперативно-профилактических мероприятий всеми субъектами противодействия экстремистской деятельности. Однако для их разра-

ботки необходимы конкретные обстоятельства, то есть те криминогенные факторы, которые способствуют совершению преступлений с участием подростков и молодежи. Данные факторы, являясь своеобразными рычагами противодействия экстремистской деятельности в целом, приводят в действие весь его механизм. Располагая соответствующей информацией, субъекты противодействия экстремизму могут разрабатывать мероприятия по ликвидации или нейтрализации криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений экстремистской направленности, их профилактике. Таким образом, процесс информационного обеспечения профилактики экстремизма в среде подростков и молодежи тесно связан с процессом организации этой деятельности. Эффективность исполнения профилактических мер обеспечивает и оперативно-розыскная информация. Важнейшей категорией лиц, участвующих в сборе информации, обеспечивающей профилактику в среде молодых людей, по-прежнему являются граждане, содействующие оперативным подразделениям на конфиденциальной основе.

Информация, обеспечивающая проведение профилактических мероприятий по противодействию экстремизму в среде подростков и молодежи является разновидностью социальной информации. Ее цель - обеспечить деятельность по профилактике экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи, содействовать полной и своевременной постановке на оперативно-розыскные и профилактические учеты лиц из этой категории, склонных к совершению преступлений экстремистской направленности, и их исправлению; устранению тех криминогенных факторов, которые негативно воздействуют на них.

Можно выделить ряд особенностей информации, используемой в профилактике экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи.

Во-первых, средствами получения такой информации, как правило, являются силы и инструменты, используемые правоохранительными органами и оперативными подразделениями. К источникам информации в отдельных случаях можно отнести сведения, опубликованные в средствах массовой информации, на

интернет-сайтах, полученные от общественных организаций, отдельных граждан и т. п.

Во-вторых, информация об экстремистских проявлениях в большинстве случаев проверяется с привлечением ряда субъектов противодействия экстремистской деятельности (в зависимости от возраста объекта профилактики, его социальных связей, места его учебы или работы).

В-третьих, по содержанию профилактическая информация бывает разового и многоразового использования.

К информации разового использования следует отнести такую, на основании которой можно заключить о подготовке или совершении преступления экстремистской направленности. В этом случае должны приниматься незамедлительные меры по пресечению криминальных действий и устранению их причин и условий, оказанию профилактического воздействия на лиц, высказывающих соответствующие намерения.

Профилактическая информация многоразового использования концентрируется в разного рода аналитических документах, отчетах, сводках, делах оперативного учета и способствует выработке правильных решений по организации профилактики экстремизма в среде подростков и молодежи на перспективу.

Различные факторы, которые толкают молодых людей на совершение преступлений экстремистской направленности, не статичны, со временем они изменяются. Поэтому те причины и условия, которые побудили совершить преступление вчера, сегодня могут и не стать таковыми в силу изменившихся обстоятельств. В связи с этим необходимо постоянное совершенствование работы по выявлению причин и условий, способствующих экстремистской деятельности.

Важнейшей составляющей профилактики экстремизма в молодежной среде является предупредительная деятельность сотрудников правоохранительных органов и судей в образовательных учреждениях (школах, колледжах, университетах, институтах и т. п.) в рамках правового воспитания и преодоления в сознании подрастающего поколения правового нигилизма. Образовательные учреждения выступают зеркалом общественных отношений, а потому

нет ничего удивительного в том, что приобщение к экстремизму зачастую происходит именно в них. Проблемы нетерпимости, национализма и ксенофобии, отсутствие толерантности - реальность современной школьной жизни.

Вместе с тем следует признать, что сотрудники правоохранительных органов до сих пор не в полной мере готовы к проведению эффективной профилактической работы в образовательных учреждениях. В первую очередь это относится к сотрудникам полиции, которые несут большую часть ответственности за надлежащую организацию профилактической работы в среде подростков и молодежи, противодействия их экстремистской деятельности. Сложность профилактики экстремизма в этой среде обусловлена акселерацией подростков, которая далеко не всегда пропорциональна уровню их общественного развития, в большинстве случаев в этом возрасте еще не достигается социальная зрелость, которая предполагает способность сознательно выполнять весь круг гражданских обязанностей, понимать высокий уровень нравственной ответственности перед обществом. Если же учитывать такие черты психики подростков, как повышенная впечатлительность, склонность к романтике, приключениям, фантазированию, то опасность их вовлечения в экстремистскую деятельность становится более очевидной.

Таким образом, особенности рассматриваемого объекта профилактики экстремизма требуют от ее субъектов специальных профессиональных и педагогических знаний, умений и навыков и опыта их применения. Материальной же первоосновой любой профессиональной работы, включая рассматриваемую, является разделение труда, ибо оно лежит в основе профессионализации личности и формирования профессионализма. Если его выразить в обобщенном виде, то в качестве характерологических признаков субъектов профилактики экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи выступают интеллектуальные, коммуникативные, волевые и этико-психологиче-ские качества. Необходимы также такие качества, как «человечность, чуткость, внимание, умение проникнуть во внутренний мир человека, найти наиболее целесообразные приемы работы в каждом конкретном случае» [7, с. 138].

В силу изложенного вопросы работы сотрудников ОВД в образовательных учреждениях по профилактике экстремизма еще не получили своего должного комплексного исследования в научной литературе. Хотя нельзя отрицать, что вопросы профилактики экстремизма в этой среде привлекали внимание отдельных ученых [см., напр.: 8].

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) под профилактикой правонарушений и безнадзорности следует понимать систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

• выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Основываясь на этом, можно заключить, что под профилактикой экстремизма в среде подростков и молодежи следует понимать систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению преступлений и правонарушений экстремистской направленности, совершаемых указанной категорией лиц.

Основными задачами такой профилактической работы будут являться:

• предупреждение правонарушений и антиобщественных действий экстремистского характера, совершаемых учащимися школ, иных учебных учреждений, выявление и устранение причин и условий, способствующих таким действиям;

• выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в экстремистскую деятельность.

Подчеркнем различие между целенаправленной деятельностью по формированию толерантного мировоззрения и собственно профилактикой преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности. В данном случае мы не ставим под сомнение тесную связь интолерантного мировоззрения и экстремистской деятельности. Экстремизм по своей сути есть деяния, нарушающие, отрицающие принцип толерантности. Тем самым несформированность толерантного мировоззрения, нарушения и отступления от принципа толерантности в среде молодых людей всегда представляют собой питательную среду для экстремизма.

Вместе с тем в рамках профилактики экстремизма эти две составляющие следует различать. Это различие базируется на различии уровней профилактики (общесоциальная и специальная).

Первый уровень - общесоциальный - включает комплекс профилактических мер, специально не направленных на причины и условия преступления. Это мероприятия по оздоровлению социального климата в образовательном учреждении в целом.

Формирование основ толерантного мировоззрения студентов и школьников как раз и является основной задачей общесоциальной профилактики. В силу того обстоятельства, что речь идет о развитии мировоззрения молодого поколения, процесс формирования толерантности может быть достаточно продолжительным. Отказ от любых форм нетерпимости, национальной, этнической, языковой, расовой, социальной ненависти или вражды должен быть платформой всей сознательной жизни молодого человека.

В силу указанных обстоятельств сотрудники правоохранительных органов не в полном объеме могут решить эту задачу. Ее субъекта-

ми должны быть и члены семьи, педагогические коллективы дошкольных и школьных учреждений, профессорско-преподавательский состав вузов.

Второй уровень - специальный - ориентирован непосредственно на устранение причин и условий экстремистских проявлений. Именно на этом уровне речь идет уже о системе мероприятий, направленных на решение конкретной задачи - предупреждения преступлений и правонарушений экстремистской направленности. Именно на этом уровне роль сотрудников правоохранительных органов становится одной из ведущих.

Элементами специального предупреждения являются криминологическое предупреждение, уголовно-правовое предупреждение, виктимологическая профилактика.

Криминологическая профилактика подразделяется на раннюю, непосредственную профилактику и профилактику рецидива преступности подростков и молодежи. Объектом ранней профилактики являются факторы неблагоприятного формирования личности несовершеннолетних и молодежи, такие формы их антиобщественной деятельности, которые свидетельствуют о возможности совершения преступлений экстремистской направленности. Непосредственная профилактика направлена на лиц, находящихся на грани совершения преступления. По признаку направленности на объект она может быть отождествлена с пресечением преступлений. Профилактика рецидива - это предупреждение повторного совершения преступлений молодыми людьми.

Как известно, криминогенные ситуации очень часто бывают обусловлены неразумными поступками самих несовершеннолетних, втянутых в экстремистскую деятельность [см.: 9, с. 3]. Виктимологическая профилактика, осуществляемая в рамках профилактики экстремизма в среде подростков и молодежи, представляет собой профилактику преступлений путем работы с потенциальными «жертвами» экстремистской идеологии. Поэтому, являясь в определенной степени самостоятельной деятельностью, она дополняет и обогащает профилактику экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи. Осуществление индивидуальной виктимологической профилактики,

как отмечает Д. В. Ривман, требует значительных усилий и особой «деликатности». В большинстве случаев ее объекты, ведущие себя отрицательно и одновременно опасно для себя, как правило, еще не успели нарушить нормы уголовного закона [см.: 10, с. 26]. Поэтому роль всех субъектов противодействия экстремистской деятельности с разными возможностями и компетенцией в данном случае весьма значительна. При объединении их усилий в виктимо-логической профилактике можно не только повлиять на поведение конкретного молодого человека в складывающейся ситуации, но и переориентировать поведение многих, разъяснив им его криминогенную опасность. Таким образом, виктимологическая профилактика в рассматриваемой среде позволяет повысить эффективность противодействия экстремистской деятельности в целом.

Оперативно-розыскная профилактика представляет собой систему осуществляемых с использованием как гласных, так и негласных сил, средств, методов оперативно-розыскных мер, направленных на выявление и позитивное воздействие на детерминанты экстремизма, лиц, подготавливающих и покушающихся на совершение преступлений экстремистской направленности, а также потенциальных жертв экстремистских посягательств.

Следует упомянуть о двух разновидностях специальной профилактики - общей и индивидуальной. Общая профилактика не персонифицирована, она направлена в основном на микросреду преступного поведения. Общая профилактика охватывает направление по изучению и позитивному влиянию на причины преступности, условия, ей способствующие, или обстоятельства, делающие объективно возможным совершение преступлений. Объектом индивидуальной профилактики является личность человека, от которого можно ожидать совершения преступления. В нее входит как деятельность по своевременному выявлению лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, так и оказание на данных лиц воздействия с целью недопущения с их стороны преступлений.

Тем самым профилактика экстремизма в среде молодых людей представляет собой

сложную систему мероприятий, проводимую как на общем (формирование основ толерантного мировоззрения), так и на специальном (собственно предупреждение преступлений и правонарушений экстремистской направленности) уровнях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Политика [Текст] / Аристотель.

- М., 2002. - С. 44.

2. Платон. Государство [Текст] / Платон // Собр. соч. - СПб., 2007. - Т. 3, Ч. 1.

3. Петрова, Т. А. О совершенствовании функций подразделений милиции общественной безопасности по профилактике экстремизма в молодежной среде [Текст] / Т. А. Петрова // Вопр. совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. - М., 2008. - № 15. - С. 150.

4. Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

- Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; п=143162 (дата обращения: 10.09.2014).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации 6 марта 2013 г. № 313-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=143162 (дата обращения: 10.09.2014).

6. Полтарыгин, Р. В. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи (в условиях курортного региона) [Текст] / Р. В. Полтарыгин. - М., 2004. - С. 13.

7. Васильев, В. Л. Юридическая психология [Текст] /В. Л. Васильев. - М., 1991. - С. 138.

8. Сальников, Е. В. Противодействие экстремизму: теория и практика [Текст] / Е. В. Сальников. - Орел, 2010.

9. Полубинский, В. И. Жизнь в зоне риска: как не стать жертвой преступника [Текст] / В. И. Полубинский. - М., 2006. - С. 3.

10. Ривман, Д. В. О виктимологической профилактике преступлений [Текст] / Д. В. Ривман // Вопр. профилактики преступлений. - Л., 1977. - С. 26.

REFERENCES

1. Aristotle. Politika. Moscow, 2002. P. 44. (In Russian)

2. Plato. Gosudarstvo. Sobr. soch. St. Petersburg, 2007. Vol. 3, Part 1. (In Russian)

3. Petrova T. A. O sovershenstvovanii funktsiy po-drazdeleniy militsii obshchestvennoy bezopas-nosti po profilaktike ekstremizma v molodezh-noy srede. Vopr. sovershenstvovaniya deyatel-nosti militsii obshchestvennoy bezopasnosti. Moscow, 2008. No. 15, p. 150.

4. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Fed-eratsii "Obespechenie obshchestvennogo pory-adka i protivodeystvie prestupnosti". Konsul-tantPlyus. Available at: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=143162 (accessed: 10.09.2014).

5. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Feder-atsii 6 marta 2013 g. № 313-r. KonsultantPlyus. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=143162 (accessed: 10.09.2014).

6. Poltarygin R. V. Profilaktika prestupnosti ne-sovershennoletnikh i molodezhi (v usloviyakh kurortnogo regiona). Moscow, 2004. P. 13.

7. Vasilyev V. L. Yuridicheskaya psikhologiya. Moscow, 1991. P. 138.

8. Salnikov E. V. Protivodeystvie ekstremizmu: teoriya i praktika. Orel, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Polubinskiy V. I. Zhizn v zone riska: kak ne stat zhertvoyprestupnika. Moscow, 2006. - P. 3.

10. Rivman D. V. O viktimologicheskoy profilaktike prestupleniy. Vopr. profilaktiki prestupleniy. Leningrad, 1977. P. 26.

Галахов Сергей Сергеевич, доктор юридических наук, профессор кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Московского педагогического государственного университета e-mail: junior86@rambler.ru

Galakhov Sergey S., ScD in Juridical Science, Professor, Judicial Authority, Law-Enforcement and Human Rights Activity Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: junior86@rambler.ru

Тузов Лев Львович, доктор юридических наук, профессор кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Московского педагогического государственного университета e-mail: elenatuz@mail.ru

Tuzov Lev L., ScD in Juridical Science, Professor, Judicial Authority, Law-Enforcement and Human Rights Activity Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: elenatuz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.