Научная статья на тему 'Проблемы профессиональной ориентации и профессионально-психологического отбора молодежи'

Проблемы профессиональной ориентации и профессионально-психологического отбора молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1414
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КАНДИДАТЫ НА ОБУЧЕНИЕ / ВУЗЫ МВД РОССИИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / PROFESSIONAL INCLINATION / MATRICULANTS / RUSSIAN MVD INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION / OPTIMIZATION / JOB ORIENTATION / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL SELECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбач Наталья Андреевна, Вершинская Наталья Ивановна, Кузьмина Ольга Андреевна

Результаты исследования профессиональной направленности кандидатов на обучение в СибЮИ МВД России за 2000-2007 гг. выявили тенденции к снижению уровня профессиональной направленности абитуриентов на милицейскую профессию и увеличению доли лиц с незрелой установкой на нее и недостаточным уровнем общего интеллектуального развития. Полученные данные подтверждают необходимость оптимизации профессиональной ориентации и профессионально-психологического отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Горбач Наталья Андреевна, Вершинская Наталья Ивановна, Кузьмина Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Professional Inclination and Professional and Psychological Selection of Young People

The results of the conducted research of professional inclination of applicants to Siberian Law Institute of the MVD of Russia 2000-2007 revealed the tendency of decreasing level of matriculants' professional inclination towards the police profession. It is also discovered that the number of individuals with immature attitude towards the profession and with inadequate intellectual development is constantly rising. The findings prove the need to optimize the job orientation and professional and psychological selection of candidates for education in institutes of higher education of the MVD Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессиональной ориентации и профессионально-психологического отбора молодежи»

Психопого-педагогические аспекты становления и воспитания личности

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА МОЛОДЕЖИ

Н. А. Горбач, Н. И. Вершинская, О. А. Кузьмина

Результаты исследования профессиональной направленности кандидатов на обучение в СибЮИ МВД России за 20002007 гг. выявили тенденции к снижению уровня профессиональной направленности абитуриентов на милицейскую профессию и увеличению доли лиц с незрелой установкой на нее и недостаточным уровнем общего интеллектуального развития. Полученные данные подтверждают необходимость оптимизации профессиональной ориентации и профессиональнопсихологического отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России.

Ключевые слова: профессиональная направленность, кандидаты на обучение, вузы МВД России, оптимизация, профессиональная ориентация, профессионально-психологический отбор.

Будущее развитие общества во многом определяется решением проблем современной молодежи, их профессиональным самоопределением и успешной трудовой деятельностью в соответствии с избранной профессией. Выбор молодыми людьми профессии требует руководства и педагогического контроля, которые предполагают не только профориентационную работу и ознакомление с различными профессиями, но и непосредственное влияние на выбор профессии, осуществляемое на основе всестороннего изучения личности.

В современных условиях проблема формирования высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи в любой сфере, в том числе по охране правопорядка, поставленные перед МВД России обществом и государством, становится чрезвычайно сложной.

В настоящее время система МВД России испытывает острый дефицит в квалифицированных кадрах. В этой связи не может не тревожить тот факт, что на фоне увеличения приема учащихся в образовательные учреждения МВД России остаются устойчивыми показатели текучести кадров среди курсантов и слушателей и молодых сотрудников ОВД, вследствие чего министерство несет неоправданные и невосполнимые затраты. Поэто-

му актуальность изучения проблем профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи в образовательные учреждения МВД России очевидна.

Сложность проблемы обусловлена еще и тем, что среди молодых людей относительно велика доля лиц с девиантным поведением, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, склонных к суициду, совершающих правонарушения (1, 15-220; 2, 23-36; 4, 274-278; 10, 267-270). У многих из них не развита потребность в труде как таковом (6, 57-62). Это диктует необходимость задуматься над тем, как привлечь внимание молодежи к занятиям, полезным не только для них самих, но и для общества в целом, как выбрать молодых людей, желающих посвятить свою жизнь профессии сотрудника ОВД, каковы мотивы профессионального выбора.

М. В. Монахова, изучая особенности мотивации граждан при поступлении на службу в органы внутренних дел на основании анкетирования молодых сотрудников ГУВД Московской области, выявила преобладание позитивной мотивации (способность принести пользу обществу, склонность к воинской службе, возможность самореализации в данной профессии и т. д.). В то же время немаловажное значение в выборе профессии играют и прагматические мотивы: альтернатива военной службы; наличие льгот, предоставляемых для сотрудника органов внутренних дел; карьера (7).

Мотивы позитивной направленности имеют принципиально различную природу: социально ориентированную и личностно ориентированную. В современных условиях мотивационная готовность к службе в ОВД, обусловленная высокими нравственными побуждениями и общечеловеческими идеалами, выражена недостаточно сильно. Представление о возможности принести пользу обществу и людям практически в каждом случае подкрепляется мотивацией личностно ориентированного характера (13). Непосредственное отношение к качественной характеристике мотивационной готовности имеет вопрос, насколько адекватно кандидат представляет себе особенности данной профессиональной деятельности. Поэтому в качестве одного из показателей мотивационной готовности к службе авторами рассматривался уровень информированности о будущей профессии, которая может интерпретироваться как уровень осознанности выбора профессии. Авторами установлено, что большинство молодых сотрудников до прихода на службу не имели адекватного представления о работе в ОВД. Роль ОВД как источника информации в профессиональном выборе молодежи незначительна, и, как

итог, низок уровень информированности молодежи о направлениях и особенностях организации службы, потребностях МВД в кадрах, содержании и перспективах развития тех или иных специальностей, формах их освоения (13).

Низкая мотивационная готовность в ряде случаев может усугубляться негативными личностными особенностями кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России и службу в ОВД. При этом переориентация органов внутренних дел на функции социального обслуживания населения, что отражено в директивных документах МВД России, требует от сотрудников ОВД высокой мотивационной готовности к профессиональной деятельности. Учиться в вузах системы МВД должны те, кто хотят и могут служить Родине и своему народу, кто имеет высокий уровень профессиональной направленности, соответствующий уровень интеллекта и определенные личностные качества. В связи с этим усиливается роль профессиональной ориентации как системы мер, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям.

Профессиональная ориентация - это система пси-холого-педагогических, организационных и иных мер государства и конкретных ведомств, включающая деятельность специалистов-психологов, направленную на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями, а также с учетом потребности в конкретных специалистах. Профессиональная ориентация в системе МВД - это составная часть государственной системы профориентации, задачей которой является сознательное самоопределение кандидатов на профессию в целях удовлетворения потребностей МВД в воспроизводстве кадров (12).

С позиций системного подхода профессиональная ориентация молодежи рассматривается как компонент (подсистема) в общей системе подготовки специалиста. В подсистему профессиональной ориентации органически входят следующие компоненты: начальная профессиональная диагностика; профессиональное просвещение; профессиональная консультация. На этапе проф-просвещения молодым людям даются сведения об общественной значимости, особенностях деятельности и требуемых способностях для современных специальностей, профессии в целом, закладываются основы формирования профессиональных интересов как одного из основных элементов профессиональной направленности, формируются общественно значимые мотивы деятельности и выбора профессии. Задача профессиональной консультации заключается в выявлении и оценке способностей юношей и девушек, оказании им помощи в обоснованном выборе будущей профессии и специальности, подкрепление формирующейся мотивации выбора профессии и корригирующее формирование требуемых, но недостаточно развитых способностей. Консультация, однако, должна проводиться в форме рекомендаций, совета, основанного лишь на вероятностях и предположениях. Консультируемый должен проникнуться уверенностью в целесообразности получаемых

рекомендаций, не воспринимать их как навязанные. Все звенья системы профориентации тесно связаны между собой и взаимообусловлены (3, 89-93).

Среди основных принципов профессиональной ориентации выделяют (13): сознательность (она предопределяет хорошее знание профессии); самостоятельность (окончательное право в выборе профессии остается за самой личностью); свободу выбора (предполагает выбор профессии с учетом потребностей общества и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояния здоровья). Соблюдение в профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью профессии.

Правильный выбор профессии - необходимая предпосылка трудовой удовлетворенности. При неправильном выборе способности человека остаются, по крайней мере, частично, нереализованными, что ведет к трудовой неудовлетворенности и различным потерям -к трудностям овладения профессией, отказу от профессионального совершенствования, смене работы, росту профессиональных заболеваний и производственных травм и т. д. (11, 286-288).

Назначение профориентационной работы в ОВД состоит в том, чтобы привлечь молодых людей, которые в максимальной степени отвечают потребностям системы МВД и из числа которых в последующем произве-дется отбор на службу. В работе по профессиональной ориентации важно подчеркнуть не внешнюю, привлекательную, романтическую сторону профессии, а разъяснять, что профессия офицера сложная, трудная и ответственная и в основе успехов каждого офицера лежит повседневный, почетный, но напряженный труд (15).

Выбор молодежью профессии сотрудника ОВД должен корректироваться эффективной системой методов профессионального отбора. Профессиональный отбор (выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности, успешно пройти профессиональную адаптацию) относится к основным компонентам профориентации. В процессе профессионального отбора определяется профессиональная пригодность человека на основе существующих у людей физических и интеллектуальных различий. Особую роль в формировании кадрового потенциала ОВД играет профессионально-психологический отбор, осуществляемый в образовательных учреждениях МВ Д России с целью качественного комплектования вузов МВД России курсантами и слушателями в соответствии с требованиями обучения и последующей профессиональной деятельности (8; 13).

В СибЮИ МВД России определены и адаптированы методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств абитуриентов, обучаемых и выпускников вузов (9), а также разработаны и зарегистрированы в Российском агентстве по патентам и товарным знакам компьютерная программа и база данных «Профессионально-психологическое обследование абитуриентов и социо-психологическое сопровождение обучаемых и специалистов» (17). Результаты обследования абитуриентов, поступающих на обучение, заносятся в базу

данных, которая формируется по годам набора и предоставляет возможность анализировать результаты профессионально-психологического отбора абитуриентов, а также осуществлять мониторинг социопсихологического сопровождения обучаемых и выпускников вузов.

В ходе исследования был проведен сравнительный анализ профессиональной направленности абитуриентов 2000 г. (492 человека) и 2007 г. (422 человека), определяемой с помощью разработанной в СибЮИ МВД России методики «Профессиограмма», по следующим контролирующим параметрам: установка на милицейскую профессию (зрелая, частично зрелая, незрелая); сформированность представлений о выбранной профессии (верные, неверные) и собственных возможностях (завышенные, нормальные, заниженные); мотивы выбора профессии (общественно значимые, общественно не значимые); степень ориентации на службу в ОВД (устойчивая, частично устойчивая, неустойчивая); соответствие личных качеств нормам морали (соответствуют, частично соответствуют, не соответствуют); смысложизненная ориентация (социально-творческая, демократическая, теологическая, нигилистическая).

Достоверность различий показателей 2000 г. и 2007 г. определялась по 1-критерию Фишера-Стьюдента (5).

В результате исследования выявлено, что за изученный период произошли изменения в профессиональной направленности абитуриентов, выразившиеся в тенденции к снижению уровня общей профессиональной направленности (табл. 1). Так, доля лиц, имеющих высокий и средний уровень, сократилась (с 43,3 ± 2,2% в 2000 г. до 38,8 ± 2,4% в 2007 г.), а ниже среднего и низкий - увеличилась (с 56,7 ± 2,2% до 61,2 ± 2,3% ), р > 0,05.

При детальном анализе компонентов профессиональной направленности было выявлено, что установка на милицейскую профессию у абитуриентов по-прежнему в основном частично зрелая (61,2 ± 2,2% и 58,8 ± 2,4%), однако почти в два раза снизилась доля лиц, у которых она была зрелой (соответственно с 6,7 ± 1,1% до 3,8 ± 0,9%), при одновременном росте доли лиц, имеющих незрелую установку (соответственно с 32,1 ± 2,1% до 37,4 ± 2,4%), (р > 0,05). Следует особо отметить, что практически каждый третий абитуриент как в 2000 г., так и в 2007 г. имел незрелую установку на милицейскую профессию с тенденцией к ухудшению ситуации. У большинства абитуриентов представление о выбранной профессии верное как в 2000 г. (95,7 ± 0,9%), так и в 2007г. (97,6 ± 0,7%). По-прежнему более чем у половины из них представления о собственных возможностях завышенные, причем доля таких лиц имеет тенденцию к росту (с 50,6 ± 2,3% до 56,4 ± 2,4%).

Отметим, что мотивы выбора профессии у большинства кандидатов на обучение в образовательное учреждение МВД России общественно значимые как в 2000 г. (93,3 ± 1,1%), так и в 2007г. (96,4 ± 0,9%). Однако ориентация на службу в ОВД у подавляющего большинства абитуриентов остается частично устойчивой (95,7 ± 0,9% и 96,2 ± 0,9% соответственно).

Личные качества нормам морали соответствуют в полной мере менее чем у половины абитуриентов как в 2000 г. (47,4 ± 2,3%), так и в 2007 г. (47,2 ± 2,4%).

Следует особо подчеркнуть, что смысложизненная ориентация абитуриентов претерпела существенные положительные изменения, которые проявились в

Таблица 1

сть абитуриентов 2000 г. и 2007 г.

Показатели Год

2000 2007

абс. % абс. %

Установка на милицейскую профессию зрелая 33 6,7 16 3,8

частично зрелая 301 61,2 248 58,8

незрелая 158 32,1 158 37,4

Представления о выбранной профессии верные 471 95,7 412 97,6

неверные 21 4,3 10 2,4

Представления о собственных возможностях завышенные 249 50,6 238 56,4

нормальные 242 49,2 184 43,6

заниженные 1 0,2 0 0,0

Мотивы выбора профессии общественно значимые 459 93,3 407 96,4

общественно не значимые 33 6,7 15 3,6

Ориентация на службу в ОВД устойчивая 15 3,0 6 1,4

частично устойчивая 471 95,7 406 96,2

неустойчивая 6 1,2 10 2,4

Соответствие личных качеств нормам морали соответствуют 233 47,4 199 47,2

частично соответствуют 257 52,2 222 52,6

не соответствуют 2 0,4 1 0,2

Смысложизненная ориентация социально-творческая 250 50,8 205 48,6

демократическая 83 16,9 67 15,9

теологическая 68 13,8 92 21,8

нигилистическая 91 18,5 58 13,7

Общая профессиональная направленность высокая 11 2,2 4 0,9

средняя 202 41,1 160 37,9

ниже среднего 243 49,4 229 54,3

низкая 36 7,3 29 6,9

Итого 492 100,0 422 100,0

уменьшении доли лиц, имеющих нигилистический ее характер (с 18,5 ± 1,7% до 13,7 ± 1,6%), р < 0,05. Хотя при этом одновременно увеличилась доля лиц с теологической ориентацией (с 13,8 ± 1,5% до 21,8 ± 2,0%), р < 0,05. По-прежнему превалирует социально-творческая ориентация (50,8 ± 2,2% и 48,6 ± 2,4%) и практически не изменилась доля лиц с демократической ориентацией (16,9 ± 1,7% и 15,9 ± 1,8%), (р > 0,05).

При сравнительном анализе распределения абитуриентов по результатам исследования особенностей мышления (табл. 2) за 2000 г. и 2007 г. также была выявлена негативная тенденция, проявившаяся в снижении общего интеллектуального развития кандидатов на обучение в вузе МВД России.

Таблица 2

Результаты исследования особенностей мышления абитуриентов 2000 г. и 2007 г., %

Уровень интеллекта 2000 2007

абс. % абс. %

Высокий 49 9,9 23 5,5

Средний 155 31,6 113 26,8

Ниже среднего 217 44,1 212 50,2

Низкий 71 14,4 74 17,5

Итого 492 100,0 422 100,0

Так, практически в два раза сократилась доля лиц, имеющих высокий уровень интеллектуального развития (с 9,9 ± 1,3% до 5,5 ± 1,1%), и значительно увеличилась доля лиц с уровнем интеллекта ниже среднего и низким (с 55,6 ± 2,2% до 67,7 ± 2,3%), р < 0,05.

В СибЮИ МВД России разработана программа мероприятий по ранней профориентации учащейся молодежи и план по ее реализации (14). При этом были учтены рекомендации Программы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения (16). Вместе с тем результаты исследования свидетельствуют о необходимости ее коррекции.

Таким образом, актуальность и практическая значимость решения проблемы профессиональной ориентации и профессионально-психологического отбора очевидны. Результаты изучения профессиональной направленности кандидатов на обучение в СибЮИ МВД России за 2000-2007 гг. показали, что за указанный период произошли изменения в этом явлении, выразившиеся в тенденции к снижению уровня общей профессиональной направленности и увеличению доли лиц с незрелой установкой на милицейскую профессию. При сравнительном анализе распределения абитуриентов по результатам исследования особенностей мышления также была выявлена негативная тенденция, проявившаяся в снижении общего интеллектуального развития. Следовательно, вопросы профессиональной ориентации и профессионально-психологического отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД России нуждаются в оптимизации, разработке и реализации мероприятий совместными усилиями психологов образовательного учреждения МВД России и ГУВД по Красноярскому краю.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биль О. Наркотизация молодежи // Будущее молодежи в Сибири: Молодежь и социум: социальные проблемы молодежи и новые направления развития образования: мат-лы к IV съезду общественного движения «Сибирский народный собор» / отв. ред. Ю. Н. Москвин. - Красноярск, 2004.

2. ГорбачН. А. Проблемы образа жизни и качества жизни молодежи. - Лучшие лекции 2006 года: сб. - Красноярск,

2007.

3. Зайцева Е. П. Профессиональная ориентация несовершеннолетней молодежи // Будущее молодежи в Сибири: Молодежь и социум: социальные проблемы молодежи и новые направления развития образования: мат-лы к IV съезду общественного движения «Сибирский народный собор» / отв. ред. Ю. Н. Москвин. - Красноярск, 2004.

4. Кошелева И. В. Суицид. Массовый психоз // Будущее молодежи в Сибири: Молодежь и социум: социальные проблемы молодежи и новые направления развития образования: мат-лы к IV съезду общественного движения «Сибирский народный собор» / отв. ред. Ю. Н. Москвин. - Красноярск, 2004.

5. Мерков А. М., Поляков Л. Е. Санитарная статистика. -М., 1974.

6. МогильчакЕ. Л. Экономические ориентации студенчества - их взаимосвязи и методы формирования // Социс. -2005. - № 10(258).

7. Монахова М. В. Особенности мотивации граждан при поступлении на службу в органы внутренних дел в мегаполисах и регионах с высоким уровнем экономического развития. -М., 2004.

8. Невирко Д. Д., Горбач Н. А. Методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств молодежи. - Красноярск, 1999.

9. Невирко Д. Д., Горбач Н. А. Методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств абитуриентов, обучаемых и выпускников вузов. - Красноярск,

2008.

10. Неколаева Л. Н. Преступность и правонарушение несовершеннолетних // Будущее молодежи в Сибири: Молодежь и социум: социальные проблемы молодежи и новые направления развития образования: мат-лы к IV съезду общественного движения «Сибирский народный собор» / отв. ред. Ю. Н. Москвин. - Красноярск, 2004.

11. Осипова О. П. Профориентация как способ адаптации молодежи к требованиям рынка труда Красноярского края // Будущее молодежи в Сибири: Молодежь и социум: социальные проблемы молодежи и новые направления развития образования: мат-лы к IV съезду общественного движения «Сибирский народный собор» / отв. ред. Ю. Н. Москвин. -Красноярск, 2004.

12. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: справочное пособие / под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких,

A. Д. Сафронова. - М., 1997.

13. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России: отчет о НИР (заключение) / рук.

B. И. Морозов; исполн.: А. С. Петрова, В. Н. Кривенко. -Тюмень, 2003. - № ГР 01032279.

14. Развитие системы профориентации учащейся молодежи, способствующей комплектованию органов внутренних дел Российской Федерации: отчет о НИР (заключение) / рук. А. Н. Клюшевич; исполн.: А. А. Бекк. - Красноярск, 2006.

15. РезепинА. В. Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы руководителей учебно-строевых подразделений вуза МВД России. - М., 2003.

16. Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел. - М., 2001.

17. Свидетельство об официальной регистрации компьютерной программы в реестре программ для ЭВМ № 2001610126, базы данных в реестре баз данных № 2001620011; правообладатель - Сибирский юридический институт МВД России; авторы - Н. А. Горбач, М. В. Гуляева.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ МВД

Е. М. Щеглова

В статье анализируется структура поликультурной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: поликультурная компетентность, когнитивный, рефлексивный, аффективный, установочный, поведенческий компоненты.

Поликультурная компетентность курсанта академии МВД - это комплексное профессионально-личностное качество будущего сотрудника органов внутренних дел, формирующееся в процессе профессиональной подготовки на основе толерантности, характеризующееся сознанием собственной многокультурной идентичности и проявляющееся в способности решения задач конструктивного взаимодействия с представителями иных культурных групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как поликультурная компетентность пронизывает всю личность, и для ее достижения должны произойти качественные изменения на всех уровнях развития личности - сознательном, подсознательном, эмоциональном, волевом и поведенческом, мы выделили следующие компоненты, составляющие ее структуру: когнитивный, рефлексивный, аффективный, установочный и поведенческий.

Когнитивный компонент является отражением рациональной природы поликультурной компетентности и подчеркивает определяющую роль сознания индивида в межкультурном взаимодействии. Последнее реализуется в ситуации культурных пересечений, где сталкиваются разные представления двух индивидов относительно одного и того же объекта. Для максимальной конструктивности подобного взаимодействия каждому из них необходимо как минимум адекватно представлять себе позицию другого, наличие которой продиктовано культурно обусловленными причинами. Чтобы иметь представление о точке зрения партнера по общению, у индивида должна быть развита способность прогнозировать восприятие ситуации своим собеседником. Для этого необходимо наличие, во-первых, знаний о его культурной идентичности, во-вторых, достаточно глубоких знаний об особенностях данной культурной группы, ее нормах и традициях межличностного взаимодействия. Данный компонент предполагает также сознательное отношение к ситуации взаимодействия в целом и к самому себе как к неотъемлемому элементу ситуации, в частности. Другими словами, быть компетентным к

межкультурном диалоге - это не только всегда сознательно относиться к партнеру по общению, быть способным выявлять причины понимания или непонимания, но и осознавать характер своего отношения к другому человеку, анализировать причины собственного приятия или неприятия партнера и быть способным волевым усилием поставить преграду собственной инто-лерантности, чтобы неприятие оказало минимальное влияние на взаимодействие и не смогло перейти в открытое противостояние или конфликт.

Так как круг профессионального общения сотрудника ОВ Д достаточно широк, он не имеет четких границ и включает, как правило, все слои общества, общение может характеризоваться конфликтностью и активностью противостояния объекта воздействия. Последнее обусловливает необходимость обладания сотрудниками правоохранительной системы межкультурными коммуникативными качествами в целях организации профессионального оптимального общения. В своей основе общение должно быть предельно гибким, нестандартным и творческим, что потребует формирования необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Итак, когнитивный компонент поликультурной компетентности предстает перед нами в виде двустороннего феномена - с одной стороны, он предполагает значительную информированность индивида о культуре, к которой принадлежит его собеседник, ее нормах и традициях, которые могут оказать определенное влияние на результат их взаимодействия, с другой, он выступает в виде требования адекватного восприятия не только своего партнера, но и самой ситуации, способности прогнозировать ее развитие, оказывать на нее влияние с целью ее координации как для достижения оптимального практического результата, так и для сохранения психологически благоприятного климата. Таким образом, развитие поликультурной компетентности обязательно должно включать в себя формирование знаний о феномене культуры, ее типах и разновидностях, наиболее распространенных культурных традициях, а также региональных культурах. Кроме того, общая информированность курсантов академии МВД о культурном многообразии мира, о принципах, приемах межкультурного взаимодействия, способах предотвращения конфликтов, обусловленных культурными различиями, выступает одним из важных критериев индивидуального уровня их поликультурной компетентности.

Если когнитивный компонент выступает как сознательное отношение будущего сотрудника ОВД к ситуации межкультурного взаимодействия (ситуации культурных пересечений) на основе имеющихся знаний и осознанного и обработанного опыта, то рефлексивный компонент полностью направлен на анализ им его собственной культурной природы. Основное отличие данного компонента от предыдущего, а именно от его второй стороны (сознательного отношения к себе как к компоненту конкретной ситуации), состоит в том, что рефлексия не является ситуативно обусловленной, не предполагает связанность рамками отдельной ситуации общения. Основой рефлексии является культурная идентичность индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.