Научная статья на тему 'Проблемы проектирования ассоциативно-образного строя электронных журналов для iPad'

Проблемы проектирования ассоциативно-образного строя электронных журналов для iPad Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы проектирования ассоциативно-образного строя электронных журналов для iPad»

Проблемы проектирования ассоциативно-образного строя электронных журналов для iPad

Д.В. Пономарев,

преподаватель кафедры графического дизайна и анимации

Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова

Бурное развитие и удешевление планшетных компьютеров открыло широкие возможности для развития электронных изданий, в том числе журналов. Появление в 2010 году платформы iPad компании Apple вызвало небывалый интерес как у крупных издательских домов, таких как Conde Nast, так и большого числа независимых издателей. iPad долгое время оставался единственным в своей рыночной нише, но даже после появления схожих устройств остался абсолютным лидером. За год существования платформы один только Conde Nast запустил шесть и готовится запустить еще несколько электронных версий всемирно-известных изданий из своего портфеля брэндов. Отсутствие понимания того, как в современных условиях должен проектироваться ассоциативно-образный ряд мультимедийных журналов, заставляет издателей применять при их разработке подходы, свойственные печатным изданиям. В большинстве случаев это сводится к простой адаптации уже готового контента к новой платформе. В сложившейся ситуации нехватка знания не позволяет использовать весь потенциал нового медиа и сдерживает качественный рост в нише мультимедийных журналов для iPad. Обозначение подходов к проектированию ассоциативно-образного строя позволит создать действительно новый вид журналов, принципиально отличающихся от своих печатных аналогов.

В рамках прошедшей 13 апреля в Москве конференции Conde Nast Digital Day старший вице-президент по редакционным проектам Conde Nast Рик Левин (Richard Lavine) заявил, что пока электронные журналы в их нынешнем виде вполне удовлетворяют читателей. Некоторые аналитики и участники издательского процесса готовы поспорить с этим

утверждением [5]. В сложившейся ситуации издатели, по сути, продают один и тот же контент дважды: в печатном и электронном виде. Мультимедийный журнал превращается в слегка расширенную за счет видео и дополнительного фотоматериала версию своего печатного аналога.

Издательский процесс в сложившейся ситуации практически не претерпел никаких изменений по сравнению с печатным. По словам бывшего креативного директора журнала Wired, а ныне исполнительного директора редакционного развития Conde Nast, Скотта Дадича (Scott Dadich), создание электронных журналов издательского дома Conde Nast является адаптацией материалов для печатного номера под разные платформы. Производится она силами дизайнеров все тех же издательств. И это не удивительно - ведь рабочий процесс и в том, и в другом случае построен на основе Adobe InDesign. Принимая во внимание то, что пока электронные издания являются убыточными, подобная экономия кажется вполне оправданной. Похожая ситуация сложилась и в других издательских домах.

2 февраля 2011 года произошло событие, которого с нетерпением ждала профессиональная общественность - выход первого мультимедийного издания, спроектированного специально под iPad. Этим изданием является The Daily Руперта Мердока (Rupert Murdoch). Создатели утверждали, что команда профессионалов из разных изданий (конечно же печатных) в количестве около 100 человек создала продукт совершенно нового типа с контентом, подготовленным специально для i Pad. Сенсации не состоялось. Несмотря на то, что The Daily действительно готовится «с нуля», подходы к его проектированию остались совершенно традиционными. В своем подробном анализе исследователь журнального рынка и обозреватель The Wall Street Journal Эндрю Лосовски (Andrew Losowsky) рассмотрел структуру, оформление, навигацию, а также информационное наполнение The Daily и пришел к выводу, что «структура и дизайн очень печатные» [6].

Чтобы ответить на вопрос, в чем же различие между печатным и мультимедийным журналами на уровне подачи и организации контента, необходимо показать различия этих медиа в способах передачи информации.

Являясь посредником в коммуникации между издателем и читателем, журнал передает информацию, закодированную определенным способом. В своей работе «Семиотика книги» Теодор Заберский рассматривает вопрос кодирования сообщений в многостраничных изданиях. Он выделяет коды естественного языка, научные, эстетические и иконические коды [1]. Таким образом, традиционным печатным изданиям, в том числе и журналам, доступны три основных типа кодирования: вербальный, визуально-образный и пиктографический. В первом передача информации осуществляется через слова, во втором - через

зрительные образы, в третьем - знаки и символы. Визуально-образный ряд журнала составляют статические изображения (вне зависимости от техники исполнения). Кроме элементов, участвующих в передаче информации, визуально-образный ряд дополняют декоративные, пробельные и служебные элементы, не имеющие конкретной смысловой нагрузки [2].

Природа мультимедиа изданий позволяет использовать для передачи сообщения большее количество сред: помимо графической и текстовой информации в мультимедийных приложениях может содержаться аудио- и видеоинформация. При этом взаимодействие читателя с контентом является интерактивным и нелинейным, то есть мультимедийный контент может являться гипермедиа [4].

Таким образом, организация информации, а, следовательно, и структура контента, напрямую связаны с ее характером, то есть вербальной составляющей контакта, а также способом взаимодействия (интерактивный или нет, линейный или гипертекстовый). В свою очередь, ассоциативно-образный строй определяется тем, в какой форме передается сообщение (графической, аудио, видео), каким способом кодируется информация (визуально-образным, пиктографическим), какие элементы оформления (иллюстративные, пробельные, декоративные или служебные) участвуют в процессе, а также уже упомянутый выше способ взаимодействия.

В своем выступлении перед студентами МГУ философ и писатель Умберто Эко отметил, что наша цивилизация с середины ХХ века становится ориентированной на зрительный образ [3]. Однако простая замена статичных изображений на видео и формальный подход к интерактивности не делает публикацию, отображаемую на экране iPad мультимедийным журналом. Поскольку новый медиа принципиально отличается от печатного журнала, изменился и характер контента, а следовательно необходимо пересмотреть подходы к разработке ассоциативно-образного строя, обеспечивающего коммуникацию. Например, интеграция каждого устройства в Интернет, делает возможным увеличение доли материалов, обусловленных предпочтениями читателя или его местоположением. Изменение подхода должно выражаться не в увеличении числа изображений и оформительских приемов, а изменении характера нашего взаимодействия с новыми видами контента, который существует по иным принципам. Изменение ассоциативно-образного строя должно быть направлено, в первую очередь, на улучшение процесса передачи информации и соответствие формы передачи сообщения ее содержанию.

По всей видимости, на данный момент еще никто не может сказать с уверенностью, какими должны быть мультимедийные журналы. Планшетному компьютеру iPad всего год с небольшим, а конкурен-

там и того меньше. Несмотря на то, что уже продано свыше 15 миллионов устройств [1], трудно говорить о том, что и в какой форме хотят получить пользователи нового медиа. Однако одно обстоятельство выделяется все большим и большим числом экспертов - мультимедийные журналы должны быть изобретены заново, а не перенесены на экраны мобильных устройств со страниц печатных изданий.

Подводя итог, можно сказать, что потенциал нового устройства пока еще полностью не раскрыт. В первую очередь это связано с тем, что проектная технология мультимедийных журналов не соответствует в полной мере технической базе. Разработка гипермедиа - качественно иное явление, нежели проектирование традиционных печатных изданий. Необходим поиск новых подходов к проектированию мультимедийных журналов, которые будут соответствовать возможностям современных мобильных устройств и позволят улучшить как коммуникационную, так и художественную составляющую.

Библиографический список

1. Теодор Зверский. Семиотика книги / Зберский Т. - М. : Книга, 1978.

2. Рожнова О.И. Генезис журнальной формы. Стилеобразу-ющая роль структуры издания / О.И. Рожнова. - М., 2007. - С. 226.

3. Эко Умберто. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст / Эко Умберто // Библиотека Гумер. 1998. http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eko/Int_Gutten.php (дата обращения 18.03.2011)

4. Theodor Nelson. Literary Machines 93.1 // Mindful Press. -

1992.

5. Andrew Losowsky. The Truth Behind The Failure of iPad Magazines // The Hospital Club. 2011. http://www.thehospitalclub.com/ socialsite/features/view/07-02-11-the-truth-behind-the-failure-of-ipad-magazines (дата обращения 16.02.2011)

6. Andrew Losowsky. iPad Review: The Daily // Magtastic Blogsplosion. 2011. http://www.losowsky.com/magtastic/2011/ipad-review-the-daily (дата обращения 15.02.2011)

7. ErickSchonfeld. Nobodt Predicted The iPad's Growth. Nobody // TechCrunch. 2011. http://techcrunch.com/2011/01/19/nobody-predicted-ipad-growth (дата обращения 4.05.2011)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.