Научная статья на тему 'Проблемы привлечения долгосрочного инвестора на фондовый рынок россии'

Проблемы привлечения долгосрочного инвестора на фондовый рынок россии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Е. В., Плешакова М. В., Широкая Л. П.

Cтатья посвящена проблемам, связанным с привлечением на фондовый рынок долгосрочных инвесторов. В качестве целевого сегмента рассматривается население России. Для выяснения отношения к данной форме инвестирования проведено исследование в динамике лет, которое позволило выявить особенности инвестиционного поведения и обозначить причины, мешающие приходу массового частного инвестора на фондовый рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения долгосрочного инвестора на фондовый рынок россии»

Фондовый рынок

Удк 316.334.2

проблемы привлечения долгосрочного инвестора на фондовый рынок России

е. в. Мельникова,

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и управления E-mail: evm. 34@yandex. ru

М. В. ПЛЕШАКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: vgdpgg@mail. ru

Л. п. широкая,

магистрант кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: Lyudmila. P. SMrokaya@raijjeisen. ru Волгоградский государственный технический университет

Cтатья посвящена проблемам, связанным с привлечением на фондовый рынок долгосрочных инвесторов. В качестве целевого сегмента рассматривается население России. Для выяснения отношения к данной форме инвестирования проведено исследование в динамике лет, которое позволило выявить особенности инвестиционного поведения и обозначить причины, мешающие приходу массового частного инвестора на фондовый рынок.

Ключевые слова: инвестиционное поведение, финансовая грамотность, фондовый рынок, позиционирование.

Инновационное развитие предприятий стало ключевым направлением в современном экономическом развитии. Смещение сфер деятельности предприятий в сторону инновационного развития

требует привлечения финансовых ресурсов на длительный период времени. Проблема финансирования долгосрочных инвестиционных проектов является актуальной во всей новейшей истории, начиная с приватизации государственного имущества.

Большое внимание на протяжении рассматриваемого периода уделялось привлечению иностранного капитала, в котором многие видели панацею в решении всех возникающих проблем.

Необходимо понимать, что иностранный инвестор является:

- хорошо подготовленным;

- финансово грамотным;

- имеет большой опыт инвестирования.

Такой инвестор учитывает:

- риски, присущие российскому рынку;

- его волатильность и неопределенность.

Отмечая все особенности нашего рынка, можно сказать, что иностранные инвесторы предпочитают краткосрочное вложение, стремясь к максимизации прибыли и минимизации рисков.

Такое инвестиционное поведение не способствует решению проблем российской экономики. Поэтому необходимо привлечь собственных инвесторов. Для этого следует:

- повысить финансовую грамотность населения страны;

- проводить политику продвижения финансовых инструментов;

- стремиться к тому, чтобы фондовый рынок стал реальным институтом по перераспределению накоплений в наиболее перспективные отрасли российской экономики.

Динамично развивающаяся экономика базируется на развитом финансовом рынке страны. Наличие финансовой инфраструктуры позволяет обеспечить всестороннее развитие и экономическую активность субъектов рынка.

По объемам фондового рынка можно судить не только о его развитии в текущий момент. Это позволяет также:

- делать выводы о состоянии всей экономики в целом;

- строить дальнейшие прогнозы по ее динамике.

Поэтому фондовый рынок часто называют «зеркалом экономики», поскольку он отражает положительные и отрицательные моменты политической и экономической жизни страны.

История формирования российского фондового рынка демонстрирует негативное отношение к нему инвестора с длинными деньгами и длительным сроком инвестирования. Даже в периоды хорошего роста в течение нескольких лет на рынке в основном присутствовали краткосрочные инвесторы со спекулятивными стратегиями.

Формирование современного фондового рынка невозможно без массового участия мелких частных инвесторов. Основная доля привлекательного сегмента потенциальных участников рынка сконцентрирована в больших городах и мегаполисах. Проблемы их привлечения для формирования активного инвестиционного поведения существуют уже не первый год и лежат в различных пространствах социальных взаимодействий.

В последнее время интерес к фондовому рынку вырос как со стороны ученых, так и со стороны

потенциальных участников. Наиболее активными участниками на фондовом рынке все чаще выступают городские жители.

Например, о существовании фондового рынка в стране в 2004 г. знало 65,3 % населения города Волгограда, а в 2011 г. доля осведомленного населения составила 79,3 %.

Однако состояние цен на рынке в 2004 г. интересовало около 30 % жителей, а к 2011 г. значение данного показателя снизилось до 20,6 %.

Динамика развития рынка дает основания утверждать, что он пока остается:

- нестабильным;

- очень волатильным (изменчивым).

Об этом свидетельствуют:

- произошедшие экономические кризисы;

- показатели основных российских индексов ММВБ и РТС.

Такая ситуация негативно сказывается на привлечении инвесторов. Больше половины опрошенных (53,9 % в 2004 г.; 66,1 % в 2011 г.) не хотят вникать в состояние дел на рынке ценных бумаг.

В 2004 г. запасы денежной массы населения чаще перетекали в иностранную валюту. Об этом свидетельствуют данные исследования, отражающие тот факт, что иностранная валюта занимала второе место по популярности вида сбережений:

- 35,7 % сбережений аккумулировалось в национальной валюте;

- 17,5 % - в иностранной валюте;

- 4,7 % - в ценных бумагах.

К 2011 г. ситуация несколько изменилась:

- выросла доля накоплений в национальной валюте - с 35,7 до 40,1 %;

- существенно снизилась доля сбережений в валюте - с 17,5 до 7,7 %;

- увеличилась доля ценных бумаг - с 4,7 до 3,2 %.

Данные, полученные при исследовании экономического поведения жителей Волгограда, дают возможность понять проблемы большинства регионов. Российские предприятия не рассматриваются в качестве привлекательной формы для инвестиций основной массой населения даже в крупных городах. Российская экономика не получает необходимых ресурсов для своего развития. Это не позволяет обеспечить высокие темпы ее роста.

Такая ситуация в экономике может быть сопоставлена с обескровленным организмом, в котором дефицит крови не позволяет бороться с имеющи-

мися заболеваниями. Недостаток денег на рынке и в экономике как недостаток крови в организме мешает нормальному функционированию всей системы и не дает ей шансов для дальнейшего развития.

Фондовый рынок (как и любой другой рынок) предполагает отношения обмена. На фондовом рынке в процессе обмена присутствуют ценные бумаги и деньги. Баланс между спросом на финансовые инструменты и потребностью в деньгах определяет котировки ценных бумаг. Приток денег на рынок:

- приводит к увеличению курсовой стоимости бумаг;

- способствует дальнейшему перетоку денежных средств в ценные бумаги.

Отток денег на рынке может быть спровоцирован:

- политической ситуацией;

- спекулянтами, уходящими с рынка.

Такой процесс отталкивает потенциальных инвесторов от дальнейшего вложения средств. За рассматриваемый период доля населения, которая уделяет внимание инвестиционным рискам, выросла с 30,1 до 40,3 %. Это свидетельствует о положительной динамике в финансовой грамотности населения.

Можно сказать, что фондовый рынок является очень психологизированным сегментом всего рынка, так как многие периоды падения, а также периоды стремительного роста курсовой стоимости ценных бумаг объясняются позитивными или негативными ожиданиями участников. Совокупность этих ожиданий и определяет направление движения фондового рынка.

В настоящее время фондовый рынок:

- является одним из слабых звеньев экономики страны;

- демонстрирует слабую способность противостоять кризисам.

Несмотря на небольшой срок функционирования, этот рынок пережил несколько кризисных периодов. Капитализация рынка снижалась в несколько раз и приводила к потерям финансовых средств инвесторов. Это свидетельствует о том, что рынок характеризуется:

- высокорискованностью;

-нестабильностью.

Он находится в стадии формирования и роста. Это также проявляется в его сильной зависимости от крупных и развитых рынков, в том числе от рынка США. Такая корреляция между рынками выража-

ется в том, что новости одного рынка оказывают влияние на другой рынок.

До недавнего времени между американскими и российскими индексами существовала прямая зависимость. Так, снижение американского индекса ценных бумаг приводило к снижению российского индекса РТС. Фондовый рынок РФ активно реагировал на чужие новости, дополнительно усиливая мощный рынок Соединенных Штатов и ослабляя собственный рынок, собственную экономику.

Общую позицию участников по отношению к фондовому рынку можно оценить как «недоверие и опасение». Очень важное влияние на формирование такого мнения оказала теневая экономика. Об этом свидетельствуют данные, полученные в результате социологического исследования (табл. 1). В итогах исследования отмечено, что наряду с низкими доходами населения особые опасения вызывает коррумпированность экономики страны:

- 36,1 % опрошенных выделяют в качестве факторов, мешающих развитию фондового рынка, низкие доходы населения;

- 16 % опрошенных - коррумпированность экономики.

Анализ данных, приведенных в табл. 1, показывает, что на 7,4 п. п. снизилась доля населения, которая отмечала важность низких доходов. Недостаток информации в настоящее время беспокоит на 5,7 п. п. населения больше, чем в 2004 г. Население стало в большей степени ощущать недостаток знаний, демонстрируя рост по этому фактору на 8,8 п. п.

Все эти проблемы ограничивают возможность стремительного роста числа долгосрочных инвесторов. В связи с этим необходимо:

Таблица 1

Причины, мешающие развитию фондового рынка в россии в 2004 и 2011 гг.*

Причина 2004, % 2011, % изменение, п.п.

Низкие доходы населения 36,1 28,7 -7,4

Существующее законодательство 9,7 11 1,3

Недостаток информации 7,4 13,1 5,7

Недостаток знаний у населения 9,4 18,2 8,8

Коррумпированность экономики 16 17,9 1,9

Другие причины 0,2 1,8 1,6

Затруднились с ответом 20,7 9 -11,6

*Данные получены на основании авторского исследования, проведенного среди населения г. Волгограда в 2004 и 2011 гг.

рис. 1. Темпы прироста ВВП отдельных стран в 2010 г., в процентах к 2009 г

Германия Италия

Китай Россия Соединенное США Франция Япония Королевство (Великобритания)

- рассматривать возможности потенциального сегмента;

- правильно позиционировать фондовый рынок в умах инвесторов.

На стадии сегментирования особую роль стоит уделить географическому признаку. Региональная составляющая программы продвижения фондового рынка прежде всего должна быть нацелена на жителей крупных российских городов, имеющих положительную динамику среднедушевого дохода.

На первой стадии позиционирования рынка задача рекламных коммуникаций должна лежать в области информирования населения о новых возможностях инвестирования. Поэтому акцентирование необходимо производить на:

- инструменты фондового рынка;

- их возможную доходность;

- рыночный риск.

Проведение грамотной политики продвижения и позиционирования фондового рынка позволит расширить число инвесторов за счет наиболее активной и трудоспособной части населения городов.

Наибольшее значение для динамичного развития фондового рынка в России имеет привлечение долгосрочного инвестора. Принятие инвестици-

онного решения во многом зависит от динамики макроэкономических показателей, основу которого составляет ВВП. Анализ ВВП за 2009 и 2010 гг. по странам показывает, что лидером прироста является рынок Китая, демонстрируя увеличение ВВП более чем на 10 % (рис. 1). Россия обеспечила рост ВВП на 4 %. Однако этот неплохой результат во многом объясняется эффектом низкой базы, так как в 2009 г. наблюдалось снижение данного показателя [2].

Динамика денежных доходов и накоплений населения свидетельствует о том, что, несмотря на рост накоплений в 2010 г. по сравнению с 2009 г., вложения средств в ценные бумаги увеличились незначительно (табл. 2). В структуре накоплений этот показатель снизился на 1,8 %, что говорит о непривлекательности такого инвестирования. Анализ также показывает, что за это время выросла доля на банковских счетах с 57,92 до 62,99 % (прирост составил 5,07 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост вкладов банковские аналитики объясняют своим успешным менеджментом, а также повышением финансовой грамотности населения. Однако такое объяснение вряд ли может быть убедительным, поскольку банки в конце 2010 г. существенно снизили процентные ставки по депозитам. Это

Таблица 2

Объем и состав денежных накоплений населения в 2009-2010 гг.

Год Накоплений, всего, млрд руб. Остатки вкладов Остатки наличных денег Ценные бумаги

Млрд руб. В процентах к общему объему накоплений Млрд руб. В процентах к общему объему накоплений Млрд руб. В процентах к общему объему накоплений

2009 92 919,2 53 818,2 57,92 29 135,2 31,36 9 965,8 10,73

2010 122 230,1 76 996,9 62,99 34 314,9 28,07 10 918,2 8,93

70 60 ЬО

40 -.....

30 -20

10 ,2

о

5П.1

53.7

..........................-57,8..........

55,1

15.6

3.9

9.8

0.1

— 1-А

4.5

16.8

6:5"

1.6

0.1

—7 Л

.10.4.

4.5

(.5

Ц.4

0.1

7.7

13.3

3.5,

'1.3

о=е

—&

10.9

56,2

1Э.Э

3.1

—-7-

12.6

3.6

19.2

'0.1

2005

2006

2007

2008

2009

2010

■ га срок свыше Э лет пНа срок от 1 года до : лег иНа срок от 181 дня до 1 года пНа срок от 91 да 130 дней

С-5 ;зок от 31 до 90 дней □ На срок до 30 дней аДо востребования

Рис. 2. Структура депозитов физических лиц в 2005-2010 гг. по срокам привлечения, руб.

привело к тому, что реальная доходность инвестора приблизилась к нулевой отметке или стала отрицательной.

Анализ данных рис. 2 также свидетельствует, что подавляющая доля вкладов не является долгосрочной, вклады со сроком более 3 лет на протяжении всего представленного периода находятся в пределах 7 %. Это свидетельствует о дефиците «длинных» денег в экономике и проблемах, которые возникают в связи с реализацией долгосрочных инвестиционных программ (рис. 3).

График капитализации рынка показывает, что цены активов приблизились к докризисным значениям. Так, в мае 2008 г. капитализация рынка составила 31 255,66 млрд руб., на пике падения в декабре 2008 г. снизилась до 8 909,76 млрд руб., а в марте 2011 г. достигла значения 28 530,31 млрд руб. [3].

Если соотнести этот график с динамикой доходов и структурой накоплений, то становится понятно, что рост на рынке не связан с увеличением инвестиций в ценные бумаги населением. То

12

10

8

6

2

есть возникает ситуация спекулятивного движения на рынке без участия долгосрочного инвестора.

Для привлечения на рынок ценных бумаг населения, которое могло бы стать массовым частным инвестором, обеспечивающим долгосрочный

2

10,42

8,8

1

8,8

6,79

2009

2010

Рис. 3. Соотношение уровня инфляции и ставок по депозитам в 2009-2010 гг., %: 1 - инфляция; 2 - ставка по депозиту

горизонт инвестирования, необходимо решить ряд проблем.

Основной проблемой является повышение финансовой грамотности населения. Ряд вопросов касается узости рынка, его непрозрачности, отсутствия диверсификации и т. д. Немаловажное значение также имеет позиционирование рынка ценных бумаг и его инструментов.

При продвижении данного продукта для широкого круга потребителей можно использовать новое направление в экономике - экономику впечатлений. Экономисты Б. Джозеф Пайн II и Джеймс Х. Гилмор [1] указывают на то, что потребители устали от стандартизированной продукции: они стремятся получить товар, созданный специально для них, который соответствует их внутреннему миру. Поэтому, по мнению авторов, в настоящее время особую актуальность приобретает экономика впечатлений, ориентированная на ощущения потребителя.

Потребительская ценность предложения может быть выражена моделью позиционирования «пользователь - как - герой». Данная схема позволит:

- сосредоточить внимание на потребностях клиента;

- добиться массовой персонализации;

- представить экономическое предложение в доступном виде.

Учитывая степень участия инвестора и тип отношений, проявляющихся от простого созерцания или поглощения до погружения, можно выделить четыре основных типа потенциальных потребителей.

Первый тип поведения потребителя будет характеризоваться как бездеятельное погружение. Прежде чем какая-то часть целевого сегмента станет реальным потребителем данного товара, его необходимо проинформировать об имеющемся товаре или услуге. Для этого нужна информационная реклама, рассчитанная на различные социальные слои, а также учитывающая возраст целевого покупателя. Задача рекламных обращений на этом этапе:

- создать благоприятный образ пользователя -владельца финансовых инструментов;

- дать повод задуматься о том, какую модель поведения на данном рынке можно выбрать.

Второй тип покупательского поведения будет обусловлен готовностью к пассивному поглощению. Для такого потребителя необходимо сформулировать комплекс пассивного инвестирования, базирующийся на редком внимании к своему портфелю. Поэтому ему можно принять участие в фондах коллективного инвестирования, что позволит обеспечить прирост капитала в длительном периоде.

Третий тип подразумевает активное поглощение, что характеризует прежде всего готовность к обучению. Обучение может быть самостоятельным, но также можно повысить свою финансовую грамотность в брокерских компаниях, проводящих курсы для начинающих инвесторов. Государственная программа по ликвидации финансовой безграмотности также способна дать базовые знания для участия на рынке, выступить платформой для дальнейшего изучения фондового рынка.

Четвертый тип характеризуется активным погружением, что присуще профессиональным участникам рынка. Для такого инвестора маркетинг является актуальным в меньшей степени, поскольку он сам мотивирован на поиск информации, ее анализ и принятие решений.

Каждый тип инвестиционного поведения будет коррелировать с возрастными, социальными и психографическими признаками целевого сегмента. Таким образом, для успешного позиционирования фондового рынка необходимо:

- выбрать целевой сегмент с учетом его дальнейшей инвестиционной стратегии;

- использовать схему позиционирования с акцентом на «героя», который усилит экономическое предложение.

Применение обоснованных стратегий позиционирования позволит увидеть положительные изменения в отношении населения к фондовому рынку.

Список литературы

1. Джозеф Пайн II Б., Джеймс Гилмор Х. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. М.: Вильямс. 2005.

2. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/finance/.

3. URL: http://www. finam. ru/analysis/ macroevent/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.