Научная статья на тему 'Проблемы преподавания творчества Н. С. Лескова в школе и вузе (на примере повести "Леди Макбет Мценского уезда")'

Проблемы преподавания творчества Н. С. Лескова в школе и вузе (на примере повести "Леди Макбет Мценского уезда") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1036
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.С. ЛЕСКОВ / N.S. LESKOV / РУССКАЯ ПРОЗА / RUSSIAN PROSE / ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ / LITERATURE IN SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кашкарева Алена Петровна

В статье рассматривается роль творчества Н.С. Лескова в современном филологическом образовании. Указывается, что художественное наследие автора необходимо для изучения в школе и вузе, поскольку обладает высоким духовно-нравственным потенциалом. Обозначены возможные проблемы, связанные с перспективой исключения творчества Н.С. Лескова из школьной программы, и как следствие из курса русской литературы в высших учебных заведениях. Предлагается оригинальная методическая разработка, позволяющая организовать деятельность учеников школ, студентов вузов, которая будет направлена на постижение особенностей творчества русского писателя, понимания мировоззрения Лескова. Материалом для рассмотрения стала не только повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», но и статья автора 1860-х годов «Русские женщины и эмансипация». Комплексное изучение наследия Лескова позволит ученикам и студентам аргументированно рассуждать о творческих интенциях автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the role of N.S. Leskov's creative work in modern philological education. It points out that the author's artistic heritage must be studied at school and university, because it has big spiritual and moral value. The article touches upon the problems connected with the exclusion of Leskov's books from school syllabus as well as from university syllabus. The author of the article gives some teaching techniques to discuss N.S. Leskov's creative work and to understand his philosophy. The author of the article also used N.S. Leskov's article of 1860 «Russian women and emancipation». The comprehensive study of Leskov's heritage will allow pupils and students to understand his creative intentions.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания творчества Н. С. Лескова в школе и вузе (на примере повести "Леди Макбет Мценского уезда")»

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА Н.С. ЛЕСКОВА В

ШКОЛЕ И ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ «ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА»)

А.П. Кашкарева

Ключевые слова: Н.С. Лесков, русская проза, литература в школе.

Keywords: N.S. Leskov, Russian prose, literature in school.

Н.С. Лесков - прозаик и публицист второй половины XIX века. Среди его литературных заслуг традиционно выделяют создание галереи праведников, а также считают Лескова непревзойденным мастером сказа. Известно и то, что Лесков всегда занимал и продолжает занимать совершенно особое место в русской литературе. В некрологе, опубликованном 28 февраля 1895 года, русский философ, поэт и литературный критик Вл.С. Соловьев предсказал судьбу творческого наследия писателя: «Сочинения Лескова, вероятно, вызовут серьезную и обстоятельную критику, и, вопреки его завещанию, умершего писателя будут много порицать; но все сойдутся, конечно, в признании за ним яркого и в высшей степени своеобразного таланта, которого он не зарывал в землю, а также - живого стремления к правде» [Соловьев, 1991, с. 606]. В самых первых попытках обращения исследователей к творчеству Н.С. Лескова обозначился тезис, что в обрисовке персонажей Лесков выбирает только ему свойственный путь. Так, А.И. Введенский важной заслугой Лескова считал силу «изображения душевных типов» и оригинальную обрисовку персонажей, которых «нигде больше не встретишь в таком своеобразном освещении» [Введенский, 1890, с. 393]. Похожие мысли находим у А. Измайлова («<...> искание положительного типа после Гоголя, может быть, всего ярче отличает Лескова» [Измайлов, 2011, с. 392]), у Г. Гунна («Персонажи эти (персонажи Лескова. - А.К.) сами по себе исключительны, единичны <...>» [Гунн, 1990, с. 16]) и др. Буквально лейтмотивом всех работ, посвященных выявлению черт героев Лескова, проходит идея, что образы, созданные автором, останутся «большой вехой на одном из главных путей художника: постичь и раскрыть национальные особенности характера русского народа» [Чуднова,

1975, с. 106] (М. Горький, Л.Г. Чуднова, А.А. Горелов, В.Ю. Троицкий и др.). Да и сам Н.С. Лесков, объясняя замысел своих произведений, признавался в желании погрузиться в глубины русского национального характера.

Знакомство с произведениями писателя дает широкие возможности для развития духовного потенциала подрастающего поколения, обогащает внутренний мир школьников и студентов, формирует самосознание личности, раскрывает особенности национального характера и национальной истории, а значит, вносит неоценимый вклад в подготовку подростков и юношества к самостоятельной взрослой жизни.

Сознавая это, сложно представить программу общего (полного) среднего образования по литературе без произведений Николая Лескова, Ивана Крылова, Василия Жуковского и проч. Но предполагается, что с 2020 года российские школьники не будут изучать многие произведения русских классиков, ставшие эталонными (например, «Медного всадника» А.С. Пушкина, «Даму с собачкой» А.П. Чехова). А это, вероятно, вновь может привести к тому, что системе гуманитарного образования уже пришлось пережить однажды - до 1960-х годов Лескова не изучали в школе, он не был включен в вузовские курсы истории литературы.

В год 185-летнего юбилея Н.С. Лескова задача современных исследователей, учителей-практиков состоит в том, чтобы не допустить подобного положения вещей и способствовать привлечению школьников и студентов к творчеству автора, пониманию лесковской картины мира.

Традиционным в школьной и вузовской программе по литературе является обращение к повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). Очерк (жанровое определение Н.С. Лескова. - А.К.) «Леди Макбет...», как пишет Н. Лесков, «составляет 1-й № серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности» [Лесков, 1956, с. 253]. Для того чтобы приблизиться к пониманию необходимости создания подобного образа в русской литературе Н. Лесковым, важно познакомиться со статьей автора «Русские женщины и эмансипация», которая предшествовала появлению очерка. Женские проблемы в XIX веке были неотъемлемой компонентой культурной панорамы общественной жизни России. «Женский вопрос» - явление, связанное с полемикой по вопросам места и роли женщин в обществе - стал одним из широко обсуждаемых вопросов XIX столетия. Н.С. Лесков откликнулся на события эпохи и вступил в полемику по «женскому вопросу».

Предполагается проведение двух занятий среди учащихся 10 -х классов и со студентами, изучающими курс русской литературы XIX столетия. Система из двух занятий обусловлена тем, что многие вопросы при анализе художественного текста Лескова будут сняты с помощью рассмотрения указанной статьи автора.

Занятия по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» разработаны на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Задания, предлагаемые ученикам / студентам для выполнения, направлены на то, чтобы заинтересовать их, пробудить интерес к исследовательской, творческой деятельности. Преподавателю важно

предоставить возможность ученикам / студентам продемонстрировать уже имеющиеся знания, но и, кроме того, создать условия для изучения нового материала.

Данные занятия, согласно технологии РКЧМП, имеют следующую структуру: вызов - осмысление - рефлексия.

Первая стадия (вызов) позволяет вызвать интерес к теме, мотивировать учеников / студентов к учебной деятельности, а также актуализировать уже имеющиеся знания по данной проблеме. Вторая стадия (осмысление) позволяет ученику / студенту получить новые знания, осмыслить их и соотнести с уже имеющимися. На третьей стадии (рефлексия) все усилия преподавателя и учеников / студентов направлены на целостное осмысление рассматриваемой проблемы, на формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На каждой из стадий учебного занятия используются свои методические приемы, но наиболее успешными являются следующие:

1) прием «Составление кластера». Уместно составить кластер на стадии осмысления материала. Этот прием позволит систематизировать сравнительно новую для учеников / студентов информацию (эмансипация как социокультурное явление) и представить собственную позицию в отношении обозначенной проблемы.

2) Прием «Денотатный граф». Один из приемов технологии критического мышления. Он является одним из способов вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

3) Прием «Чтение с остановками» используется, чтобы привлечь внимание учеников/студентов к теме занятия, проблеме, побудить их к осмысленному чтению.

В качестве варианта для практической работы по творчеству Н.С. Лескова предлагаем оригинальную методическую разработку по указанной повести автора.

«...Стали звать ее леди Макбет Мценского уезда» (X класс)

Ход первого занятия: Мотивационный блок подготовки учащихся/студентов к обучению

Работа с ключевыми словами (сочетаниями слов): русская женщина, эмансипация, 1860-е годы в истории России, Николай Семенович Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда».

Формулировка темы урока, цели и задач.

Стадия вызова

Обсуждение с аудиторией следующих проблем:

• эпоха XIX столетия: характерные черты и тенденции;

• смысловое поле понятия «русский национальный характер»: типичное и индивидуальное;

• специфика женских характеров (ключевые особенности понимания женской природы).

На данном этапе преподаватель, задавая вопросы, помогает ученикам / студентам актуализировать уже ранее пройденный материал (эпоха XIX столетия), кроме того, подготавливает аудиторию к осмысленной работе с текстом (необходимость обращения к культурным традициям).

Выявление первичного восприятия художественного текста

• О чем рассказывается в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»?

• Какой предстает в повести главная героиня (портрет, особенности характера)?

• Где происходит действие?

• В какое время разворачиваются события повести?

• Какова проблематика художественного текста?

Ключевая идея диалога: Лесков подходит к изображению женского характера в очерке со стороны человека своего времени, создавая тем самым портрет женщины из купеческой среды XIX столетия.

Информационный блок

Слово учителя

Одним из самых читаемых, любимых произведений Лескова всегда было его раннее произведение «Леди Макбет Мценского уезда». Характер героини привлекал не одно поколение режиссеров и композиторов, вдохновляя собой, заставляя размышлять об особенностях устройства общества. Достаточно сложно назвать характер Катерины Измайловой типичным для того времени, но то, что он явился неожиданным для читателя и подчас непонятным - явление бесспорное.

Учащиеся работают с фрагментами статьи Н.С. Лескова «Русские женщины и эмансипация» (1861) в любом удобном для них формате (кластер, денотатный граф и проч.).

Технология составления кластера по обозначенной теме: ученики / студенты записывают в центре листа ключевое понятие (в нашем случае - Н.С. Лесков «Русские женщины и эмансипация», поскольку необходимо вывести ключевые идеи, содержащиеся именно в этой статье автора), а от него рисуют стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это понятие с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее (см. приложение).

Технология работы с денотатным графом: ученик / студент выделяет ключевое понятие (существительное), а ниже он подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (существительным). Поскольку на данном этапе важно осмысление ключевых идей статьи Н.С. Лескова «Русские женщины и эмансипация», то в качестве пояснений к глаголам вводятся цитаты из нее (см. приложение).

Аналитический блок

Групповое обсуждение. Обмен впечатлениями о статье Н.С. Лескова «Русские женщины и эмансипация».

Вопросы для группового обсуждения:

1. Как вы думаете, почему Н.С. Лесков откликнулся на проблему эмансипации своей статьей?

2. Обратили ли вы внимание на название статьи? В чем его особенность?

3. Вступает ли Н.С. Лесков с кем-либо в полемику по «женскому вопросу»?

4. Какой позиции придерживался Лесков в отношении эмансипации?

5. Какова ключевая идея статьи?

Презентация работ. Фиксация в рабочих тетрадях основных положений статьи Н.С. Лескова.

Эмансипация в России, как считает Н. Лесков, - это явление ложное и сводится исключительно к пренебрежению семейными правами и обязанностями женщин. Лесков не снимает ответственности и с самих женщин, говоря о том, что «одного протеста, самого красноречивого, еще слишком мало для того, чтобы достичь своей цели. <...> Женщины же наши, сетуя на свое зависимое положение, порываются к улучшению своего быта, к своей эмансипации под влиянием минутных впечатлений, без средств, без плана, без обдуманных приемов, да и то больше на словах, чем на деле. Они только все протестуют.» [Лесков, 1996, с. 340]. Лесков выступил сторонником «разумной эмансипации», говоря, что «<...> под словом эмансипация мы разумеем право и возможность учиться, право и возможность честно зарабатывать деньги и тем содержать семейство, если оно есть, или добыть собственно себе безбедную жизнь, обеспеченную от нужды старость без помощи других, право употреблять на пользу общую данные природой способности. Мы говорим не о забвении обязанностей, удальстве и возможности во имя принципа эмансипации бросать мужа и даже детей, а об эмансипации образования и труда на пользу семьи и общества» [Лесков, 1996, с. 331-332].

Подведение итогов.

Основная идея статьи Н.С. Лескова заключается в том, что он не отказывает женщине в труде, образовании, в собственном развитии («в просвещенной, трудящейся и мыслящей женщине легче любить и мать, и подругу. <■■> Вне способности быть самостоятельной нет никакой эмансипации» [Лесков, 1996, с. 350]), но при этом подчеркивает, что главная ее роль - роль матери и супруги, которую нельзя предавать забвению.

Ход второго занятия:

Мотивационный блок подготовки учащихся к обучению

Просмотр трейлера фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989, режиссер: Роман Балаян).

Филолого-педагогический учебный диалог:

1. В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета?

2. Каковы особенности образа Катерины Львовны (портрет, черты характера, особенности речи)?

3. Какие элементы текста позволяют судить о душевном состоянии героини (специфика хронотопа, система мотивов)?

4. Какую роль в его раскрытии играет пейзаж?

5. Какова роль композиционного решения очерка?

6. Каков центральный конфликт очерка «Леди Макбет...»?

7. Какова авторская позиция по отношению к образу главной героини?

8. Как выражена авторская позиция в тексте?

9. В чем смысл названия очерка?

10. Какие основные идеи, выраженные в статье «Русские женщины и эмансипация», находят отражение в тексте очерка «Леди Макбет.»?

Небольшой по объему художественный текст позволяет вести подробный учебный диалог. Основной прием - «медленное чтение» (в нашем случае - «перечитывание»).

Ключевые идеи учебного диалога:

• характеризуя образ Катерины Измайловой, необходимо обращаться к тексту, комментируя фрагменты, способствующие раскрытию образа героини (1-2, 4, 6, 12-13, 15 главы). Работа с системой мотивов (мотив лени, скуки, злобы) - отношение героини к собственной свободе, особое толкование Катериной личной свободы, «падение женщины» из-за любви.

• Наиболее важным видится обращение к эпизоду убийства Катериной племянника Феди (глава 10) и эпизоду отречения героини от собственного ребенка (глава 12), поскольку женщина, подобно Богине-матери, фактически выступает как начало, участвующее в творении человека и мира. Главная задача женщины - созидание жизни, а Катерина несет разрушение. Материнское начало представлено в очерке как важнейший фактор, обеспечивающий целостность героини.

Только с образом младенца Н.С. Лесков связывает возможность продолжения жизни Катерины, но в связи с убийством племянника, отказом от ребенка, в ее судьбе наступает «обрыв», разлом. Младенец - признак божьего благословления, а отказ от ребенка противоречит природе женщины, ее истинному предназначению и расценивается как сумасшествие (в связи с отступлением от архетипа). Материнство несет в себе идею спасительной миссии женщины, представление о женской святости, о женском начале как воплощении морального идеала.

На данном этапе необходимо задать ученикам вопросы, которые акцентируют их внимание на том, что у Катерины нет обратного пути, ее судьба предрешена:

• Почему Катерина решается на убийство племянника?

• Что происходит дальше с ее жизнью?

• Каким образом отрекается от своего собственного ребенка Катерина? Было ли для нее это тяжело?

• Могла ли судьба Катерины сложиться иначе? Что могло бы спасти

ее?

При обсуждении обозначенной проблемы целесообразно комментирование следующих философских идей:

И.П. Золотусский: «Россия издавна считалась "Домом Пресвятой Богородицы", "необоримым Богородицыным достоянием"» [Золотусский, 2006, с. 139].

Г.П. Федотов: «Божественное материнство - это самое сердце русской религиозности» [Федотов, 1991, с. 55].

H.А. Бердяев: «Русская религиозность - женственная религиозность <...> Это не столько религия Христа, сколько религия Богородицы» [Бердяев, 1990, с. 10].

• Пейзаж в тексте художественного произведения (глава 6) позволяет понять душевное состояние героини (внутреннее смятение, «темноту» души): «На дворе после обеда стоял пеклый жар», «лунный свет, пробиваясь сквозь листья», «дышалось чем-то томящим, располагающим к лени, к неге и к темным желания». В этом контексте важны слова Катерины Львовны: «Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой!» (традиционное восприятие райского сада и его интерпретация Лесковым). Особенности звукописи и цветописи.

• В названии текста необходимо обратить внимание не только на интертекстуальность (Лесков показал, что и в недрах русской провинции не редки личности шекспировского масштаба), но и на понятие «леди» внутри наименования (отражение западной тенденции обращения к женщине). В этом смысле важным видится обращение к тексту повести: «.Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали называть ее леди Макбет Мценского уезда» [Лесков, 1956, с. 96]; «<...> совершающая драму любви Катерина Львовна!» [Лесков, 1956, с. 139].

Рефлексивный блок Обсуждение позиций. Выдвижение собственной гипотезы

Вопросы для обсуждения:

I. В чем особенность образа Катерины Измайловой?

2. Почему у Николая Лескова возникает необходимость создания данного женского образа именно в 1860-е годы XIX столетия?

3. Как статья Н. Лескова «Русские женщины и эмансипация» помогает при анализе текста повести «Леди Макбет Мценского уезда»?

В своем очерке «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лесков указал на то, что Катерина Измайлова интуитивно чувствовала несовершенство привычного уклада жизни. Ведь все ее действия были сопряжены со скукой: «<...> скука непомерная <...> не раз наводила на молодую купчиху тоску», «скучною жизнью жилось Катерине Львовне» и т.д. Желание избавиться от скуки проявилось в Катерине стихийностью. О природе стихийности русской культуры и русской женщины пишет Н.Н. Жолнеркевич: «Женственно-стихийное, всепоглощающее начало русской культуры желает вместить в себя то чужое (западное, мужское) и сделать его своим <...>» [Жолнеркевич, 2004, с. 169], то есть стремительность, страстность, без-

удержность - это решающие факторы стихийности жизни русской женщины, которые подчас приводят к разрушению сложившихся мировоззренческих основ - истощению в женщине женского начала - что, собственно, и происходит с Катериной Измайловой.

Таким образом, то явление, которое в середине XIX столетия обозначилось среди просвещенной публики как «эмансипация», «женский вопрос», в среде купеческой -зарождалось интуитивно, стихийно. В статье «Русские женщины и эмансипация» Н.С. Лесков пишет о необходимости самим женщинам понять, в чем именно заключается женская эмансипация (в случае Катерины Измайловой - освобождение, уход от привычной, скучной жизни) и понять, что «всякая цель достигается только при известных средствах»; «Женщины же наши, сетуя на свое зависимое положение, порываются к улучшению своего быта, к своей эмансипации под влиянием минутных впечатлений, без средств, без плана, без обдуманных приемов <..»> [Лесков, 1996, с. 340].

Образ Катерины Львовны в очерке «Леди Макбет Мценского уезда» -сигнал, оповещающий о необходимости пересмотра места и роли женщины в семье и обществе, о важности ее (женщины) развития посредством чтения (вспомним, что «читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому ж, окромя киевского патерика, в доме их не было» [Лесков, 1956, с. 98]) с одной главной целью - правильного понимания своей миссии -«божественного материнства».

Литература

Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

Введенский А.И. Современные литературные деятели. II. Николай Семенович Лесков // ИВ. 1890. № 5.

Гунн Г. Очарованная Русь. М., 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жолнеркевич Н.Н. Осмысление концепта «русская культура» в контексте тендерных исследований // XXI век: актуальные проблемы исторической науки. Мн., 2004.

Золотусский И.П. От Грибоедова до Солженицына. Россия и интеллигенция. М.,

2006.

Измайлов А. Лесков и его время // Н.С. Лесков: классик в неклассическом освещении. СПб., 2011.

Лесков Н.С. Собрание: в 11-ти тт. М., 1956. Т. I.

Лесков Н.С. Полное собрание сочинений: В 30-ти тт. М., 1996. Т. 1.

Соловьев Вл.С. Лесков Н.С. // Соловьев Вл.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

Чуднова Л.Г. Лесков в Петербурге. Ленинград, 1975.

Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по народным стихам. М.,

1991.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Денотатный граф: Н.С. Лесков «Русские женщины и эмансипация»

(вариант)

Эмансипация

I

Направлена на(цель)

« ...Говорим не о забвении обязанностей, удальстве и возможности во имя принципа эмансипации бросать мужа и даже детей, а об эмансипации образования и труда на пользу семьи и общества» [ПСС:30,1,331-332].

Опирается на

_!_

«Из статьи английского политико-эконома Джона Стюарта Милля «Об эмансипации женщин»; «Известно, что на митингах, происходивших в Ворстере и Массачусетсе, под именем "Конвенция о правах женщин"...»; «...философа Прудона, г-жу Сталь, Рахиль, Жорж Санд...» [ПСС:30,1, 331-332].

Достигается через

__1_

«Самим женщинам предстоит труд положить основной камень своей эмансипации <...>. Нужно, чтобы женщины наши поняли, в чем именно заключается женская эмансипация, чего им следует желать, что устранять от себя <...>» [ПСС:30,1, 339]. «Не протестовать нужно, а делать дело: усваивать себе полезные знания, заниматься тем, к чему чувствуется способность и влечение, не обращая внимания на тупые насмешки <...>» [ПСС:30,1, 350].

Приводит к (результаты)

«В первом приёме женщин к труду и занятиям будет верный шаг их к своей эмансипации» [ПСС:30,1, 350].

В просвещённой, трудящейся и мыслящей женщине легче любить и мать, и подругу. <...> Вне способности быть самостоятельной нет никакой эмансипации» [ПСС:30,1, 350].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.