Научная статья на тему 'Проблемы преподавания и изучения пропедевтического курса русской литературы в контексте теории межкультурной коммуникации'

Проблемы преподавания и изучения пропедевтического курса русской литературы в контексте теории межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Rhema. Рема
Область наук
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СФЕРА / АЛГОРИТМ ДИАЛОГА КУЛЬТУР / INTERCULTURAL COMMUNICATION / SCIENTIFIC-EDUCATIONAL STRATEGY / EDUCATIONAL-TEACHING FIELD / ALGORITHM OF THE DIALOG OF THE CULTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрухина Н. М.

В статье представлена концепция филологического научно-образовательного направления в преподавании русской литературы, связанного с изучением разноуровневых «межлитературных общностей» в контексте как общей теории межкультурных коммуникаций, так и научно-образовательных полиуровневых стратегий. Отмечается, что такой подход актуализирует в образовательной сфере вопросы компаративистского изучения истории, теории и методологии литературы и концептуализирует при разработке научного направления историзм как принцип исследования литературного развития. Поэтому в представленном научном направлении наиболее перспективными являются проблемы сравнительно-исторического, сравнительно-типологического изучения разнонациональных литератур вопросы развития узбекской, русской и мировой литератур, современные аспекты теоретической истории литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the conception of philological scientific-research school of the teaching of Russian literature which is connected with philological investigation of the national «inter-literary communities» in the context of the common theory of intercultural communication and scientific-educational strategy. It should be noted that such method of approach actualizes the problems of the comparative studying of history, theory and methodology of literature and literary analyses in the educational field. The historical method is determined the theoretically principle of the investigation of literary dialectal development. Thus in the present scientific-research school the most perspective problems are the questions of the comparative-historical and comparative-typological methods of investigation the various kinds of national literatures the problems of Russian, Uzbek and world literary artistic system"s development the contemporary aspects of theoretical history of Literature.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания и изучения пропедевтического курса русской литературы в контексте теории межкультурной коммуникации»

Методика

Н. М. Петрухина

Проблемы преподавания и изучения пропедевтического курса русской литературы в контексте теории межкультурной коммуникации

В статье представлена концепция филологического научно-образовательного направления в преподавании русской литературы, связанного с изучением разноуровневых «межлитературных общностей» в контексте как общей теории межкультурных коммуникаций, так и научно-образовательных полиуровневых стратегий. Отмечается, что такой подход актуализирует в образовательной сфере вопросы компаративистского изучения истории, теории и методологии литературы и концептуализирует при разработке научного направления историзм как принцип исследования литературного развития. Поэтому в представленном научном направлении наиболее перспективными являются проблемы сравнительно-исторического, сравнительно-типологического изучения разнонациональных литератур; вопросы развития узбекской, русской и мировой литератур, современные аспекты теоретической истории литературы.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, научно-образовательная стратегия, образовательно-педагогическая сфера, алгоритм диалога культур.

Современные условия реформирования структуры и функциональной содержательности высшего образования диктуют и определенную необходимость трансформировать филологическое образовательное пространство в соотнесении как с глобальными концептуальными аспектами новой образовательной стратегии, так и частными, продиктованными внутренними государственными стандартами. И важнейшую роль в этом играет методология формирования определенных учебных курсов в системе высшего филологического образования, которые бы соотносились со всеми этими ключевыми параметрами. В этом плане, на наш взгляд, показательным является «Пропедевтический курс русской литературы», в системе которого на первом курсе бакалавриата факультета русской филологии начинается практическое включение студентов в структуру литературоведческой специализации с акцентом на механизмах научно-образовательной подготовки специалистов-литературоведов.

«Пропедевтический курс русской литературы» основан на принципах теоретико-практического изучения русской литературы, ее истории

и специфики в объеме программы начального этапа филологического образования. В соответствии с этим целью и задачами курса является не получение студентами знания последовательного развития русского литературного процесса (в соотнесении с хронологией этапов его развития), а, скорее всего, знаний методологического и практического характера - особенностей изучения русской литературы в контексте общетеоретических механизмов становления истории русской литературы, специфики ее художественно-направленческой системы и особенностей авторских систем ключевых писательских фигур.

Однако, учитывая фактор современного развития литературоведческой науки Узбекистана, ориентированной в большей степени на исследование проблем филологической компаративистики и межкультурных коммуникаций в целом, в структуру дисциплины «Пропедевтический курс русской литературы» включены тематические разделы, предполагающие как уровень сравнительного изучения русской литературы в контексте мировой (например, темы «Идейно-тематическое своеобразие рассказов А. Чехова и А. Каххара»; «Метафорика свободы в лирике А. Пушкина и Д. Байрона» и т.д.), так и уровни междисциплинарных межкультурных коммуникаций (например, «Этика любви в повести Куприна “Гранатовый браслет” в контексте религиозно-христианской традиции»).

Такое целенаправленное усложнение курса обеспечивает перспективу выбора студентами на следующих этапах образования бакалавриата (а впоследствии и магистратуры) научно-исследовательского направления, связанного именно с этой парадигмой научного знания. Тем более, что высшее образование Узбекистана сегодня ориентируется на концептуализацию синтетической стратегии научно-образовательной парадигмы, основанной на принципах поэтапной системной подготовки научных кадров высшей квалификации, начиная с самых первых уровней вузовского образования в целом (а в ряде направлений - с лицея).

Кроме того, на наш взгляд, при выработке механизмов научно-образовательного развития тех или иных структур (научных или образовательных), как дифференцированных, так и комплексных, очень важно учитывать многоаспектность трактовки понятия «диалог культур». Поскольку теоретизация научно-образовательной вузовской стратегии в реалиях Республики Узбекистан предполагает учет как многонациональной структуры образовательного пространства, так и непосредственной ориентированности работы вузовских кафедр на синтез научно-исследовательских и образовательно-педагогических направлений, то для нас наиболее актуальными являются два - диалог научной и образовательной культуры, диалог разнонациональных культур.

Филологические

науки

Методика

В связи с учетом специфики иноэтнокультурного пространства филологическое образование в Узбекистане ориентировано на выработку такого научно-методического направления, которое бы учитывало в «диалогическом» соотнесении научной и образовательно-педагогической сферах фактор научных исследований в системе сопоставительного изучения межлитературных общностей (соотносимых с русской (как предмет основной специальности), узбекской (как литература страны проживания) и полисистемой мировой (как предмета ряда сопутствующих специальностей и специализаций) литератур). Несмотря на то, что «Пропедевтический курс русской литературы» призван позиционировать литературную парадигму русской литературы, на наш взгляд, соотнесение в системе отдельных тематических блоков произведений русской, узбекской и мировой литератур способствует более углубленному изучению специфики именно русской литературы (выявляемой в сравнительно-типологическом контексте с явлениями «другой» литературы), а также формированию и развитию навыков критического мышления (на основе компаративистской ментальности), как одной из общих воспитательно-образовательных задач системы образования Узбекистана в целом.

Более того, такой подход позволяет учитывать и междисциплинарный аспект «диалога культур», который, по мнению А. П. Валицкой, определяет устремленность и культуры в целом и образования в частности «к полипарадигмальному (междисциплинарному) диалогу» [1, с. 9]. Именно такая методология во многом определяет основу для выстраивании «диалогической» взаимообусловленности научно-исследовательской работы вузовской кафедры и «организации образовательного процесса в алгоритмах диалога культур» [Там же], соотносимых, в нашем случае, с русской, узбекской «межлитературными» общностями и различными уровнями всемирной литературно-культурной системы.

К началу ХХ1 в. в процессе исторического развития гуманитарной сферы знания в целом и литературной науки в частности, выработалась необходимость актуализации целого ряда вопросов, обусловленных появлением нового типа научно-теоретического мышления, аналитически осложненного современным уровнем диалектико-логического процесса познания, трансформировавшимся в результате общемировых тенденций интеграции и глобализации научного знания. В результате назрела необходимость совершенствования системы научно-теоретических, историко-литературных и методологических направлений в современной науке о литературе. Тем более, что в последние годы в мировой науке наблюдается возрастающее внимание не только к исследованию однонаправленных вопросов истории, теории и методики литературы, но

и к синтетическому процессу обобщения этих вопросов и к разработке проблем, одновременно направленных на историко-литературное, теоретическое и методологическое изучение литературы в контексте общих и частных проблем межкультурной коммуникации.

Проблема межкультурной коммуникации в современной научной и образовательной парадигме актуализируется как следствие процессов глобализации и интеграции, предопределивших становление совершенно нового типа мышления, основанного на восприятии «свое через чужое» (М. Бахтин). Более того, говоря о маргинальном статусе современной культуры в целом, ряд исследователей напрямую связывают с этим и концептуализацию «диалога культур» как основы для научно-исследовательских структур в частности, так и для филологического образования в целом. С. И. Шарина, например, подчеркивает, что «понятие диалога культур стало чрезвычайно модным в современной реальности, причем в самых разных областях знаний - в культурологии, в искусствознании, в литературоведении как пограничной между искусствознанием и филологией области, в лингвистике, точнее, в тех ее разделах, которые связаны с проблемой “язык и культура”, а также в педагогике, связанной с обучением представителей этнических меньшинств или учащихся, составляющих многонациональные коллективы, и в школах, и в вузах» [3, с. 511].

Современный этап в развитии образовательного пространства Республики Узбекистан отличается от предыдущих стремлением к модернизации структуры и содержания обучения и воспитания молодого поколения в комплексной системе научно-образовательной парадигмы параллельно с технологизацией процесса обучения. Это означает переход на новые интерактивные педагогические технологии как в процессе подготовки научных кадров в системе вузовского образования, так и в разработке научно-образовательных направлений вузовских кафедр, ориентированных на совмещение научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Связано это, в первую очередь, с тем, что в современном образовании изменились качественные требования к специалисту. Поэтому следует коренным образом пересмотреть теорию и методику преподавания, ориентированного в новых условиях не только на образовательно-информативную стратегию обучения, но, как уже отмечалось, и на научную направленность деятельности обучающихся. В этой связи особую важность приобретают исследования проблем воспитания и обучения в процессе научно-исследовательской деятельности в контексте теории меж-культурной коммуникации. Особенно актуализируются такие основные

Филологические

науки

Методика

педагогические направления в теории и методике образования, как оптимизация и интенсификация процесса обучения русскому языку и литературы в условиях иноэтнокультурной аудитории с использованием современных педагогических и информационных технологий и модульного обучения, синтезирующих образовательную и научно-исследовательскую программы высшего образования на всех ключевых этапах - бакалавриат, магистратура и, как следствие, - аспирантура. Общие и частные вопросы теории и практики научно-образовательной стратегии на сегодня остаются малоразработанными.

В связи с этим наиболее актуальными нам представляются вопросы разработки в системе «Пропедевтический курс русской литературы» именно таких форм новых педагогических технологий, которые позволили бы активизировать три доминантных целевых уровня данной дисциплины: 1) получение теоретических фундаментальных знаний (в первую очередь, связанных со спецификой русской литературы - как первый этап в подготовке аудитории к последовательному историко-литературному изучению курса «История русской литературы»: русское устное народное творчество, древнерусская литература, литература ХУШ в. - 1 курс, три этапа истории русской литературы Х1Х в. - 2 и 3 курсы, история русской литературы ХХ в., современный литературный процесс - 3 и 4 курсы); 2) выработка методологических умений и навыков анализа литературных явлений (с акцентацией как на моноанализ произведений русской классики, так и на актуализацию двух обозначенных выше межкультурных и междисциплинарных аспектов изучения русской литературы в контекстуальном поле); 3) актуализация творческих способностей студентов в области научно-исследовательской работы, предполагающих как умение применить полученные теоретические, методологические и аналитические навыки при изучении русской литературы, так и навыки контекстуального решения актуальных литературоведческих задач в системе межкультурной и междисциплинарной парадигмы), и выработка самостоятельных методов как индивидуальной научно-исследовательской деятельности, так и организации процесса самообучения.

Именно поэтому важный акцент при разработке программы курса делается на уровень практической работы студентов и самостоятельной работы, которая предполагает не только творческое изучение теоретических и методологических источников, но и непосредственно аналитическую работу с текстами русской литературы (например, в комплекс СМРС входят такие задания, как - составить слайд-презентацию по творчеству одного из русских писателей-классиков, сделать целостный анализ одного из произведений русской литературы, составить анализ-комментарий

к одному из прозаических произведений русской классической литературы, написать реферат и т.д.).

Сегодня в структуре высшего образования Узбекистана проводится серьезная работа по реформированию стратегии обучения, основанной на проектировании и реализации целостных образовательных технологий по конкретным учебным предметам. Ученые и педагоги, разрабатывающие подобный учебно-методический комплекс новационных педтехнологий подчеркивают, что новая модель обучения, представленная в авторских образовательных технологиях, базируется на следующем:

- личностно-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход, гуманизация и демократизация отношений субъектов образования;

- изменение роли студента в обучении: он становится равноправным субъектом образовательного процесса, самостоятельно ведущим активную познавательную деятельность;

- изменение роли преподавателя: он выступает уже в качестве организатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучающихся, их компетентного консультанта и помощника, обеспечивающего не просто контроль знаний и умений студентов, а диагностику их обученности с целью своевременной коррекции намечающихся отклонений;

- изменение способов и средств обучения: 1) становятся традиционными методы активного и интерактивного обучения, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной творческо-исследовательской деятельности, направленной на поиск и решение проблем, применение знаний на практике; 2) коллективная и групповая работы превалируют над фронтальной формой обучения; 3) информационные технологии широко применяются наряду с традиционными средствами обучения; 4) учебные материалы используются студентами для самостоятельного поиска знаний;

- изменение способов и средств педагогического управления: преподаватель становится менеджером, способным выявлять проблемы, регенерировать идеи, принимать решения и нести ответственность за их реализацию, он прогнозирует, проектирует и планирует не только педагогическую, но и учебную деятельность студентов, т.е. разрабатывает структуру и содержание совместной деятельности по реализации поставленной образовательной цели и достижению планируемых результатов учебной деятельности, инициирует и поддерживает обучающихся при прогнозировании, планировании и организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности, строит образовательный процесс как учебный диалог и полилог [2].

Филологические

науки

Методика

В связи с этими концептуальными установками в системе «Вводного курса к русской литературе» также разработаны многоуровневые технологические карты, в систему которых структурированы различные формы новационных педтехнологий (инсерт, кластер, Т-схема, диаграмма Вейна и т.д.), призванные реорганизовать процесс обучения в группах, и слайд-презентации по определенным темам и СМРС, нацеленные на индивидуально-творческую работу студентов.

Организация «Пропедевтического курса русской литературы» в контексте инновационных механизмов современных педагогических технологий позволяет на базе даже одной учебной дисциплины создать многоуровневую образовательную модель, которая учитывала бы следующие концептуальные принципы современной образовательной системы.

1. Создать синтетическую научно-образовательную парадигму, позволяющую обеспечить целостность процессов обучения и подготовки научных кадров.

2. Обеспечить актуализацию дидактических целей и задач процесса образования в целом и обучения на уровне конкретной дисциплины.

3. Создать алгоритм формирования и развития механизма самостоятельного процесса обучения-изучения в контексте взаимодействия с педагогом.

Библиографический список

1. Валицкая А.П. Как возможна общая теория образования, или о междисциплинарном статусе понятия «диалог» // Диалог в образовании: Сб. материалов конференции. Серия «Symposium». Вып. 22. СПб., 2000. - С. 9-16.

2. Ходиев Б.Ю., Голиш Л.В., Хашимова Д.П. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов. - Изд. 2-е, доп. и испр. Ташкент, 2010.

3. Шарина С.И. Понятие «диалог культур» и образовательный процесс // Инновации и образование: Сб. материалов конференции. Серия «Symposium». Вып. 29. СПб., 2003. - С. 511-514.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.