Научная статья на тему 'Проблемы преподавания и изучения корпоративного управления в юридических вузах в контексте международной магистерской программы двойных дипломов «Европейское и международное право»'

Проблемы преподавания и изучения корпоративного управления в юридических вузах в контексте международной магистерской программы двойных дипломов «Европейское и международное право» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF LEGAL EDUCATION / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / DEVELOPMENT OF CORPORATE GOVERNANCE / РОССИЯ / RUSSIA / ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА / CENTRAL EUROPE / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО / EUROPEAN LAW / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ECONOMIC REFORMS / MAGISTER PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марочкин Сергей Юрьевич, Шуневич Марина Игоревна

В статье утверждается, что, кроме профессиональных правовых знаний, у студентов-юристов следует формировать знания и навыки в сфере управления корпорациями и предприятиями. Такая задача должна быть одной из приоритетных при изучении курса европейского права и освоении магистерских программ направления «Юриспруденция», особенно в свете международной магистерской программы двойных дипломов «Европейское и международное право», осуществляющейся в университетах Восточной Европы. Акцентируется различие корпоративного управления в Центральной Европе и в России и специфика такого управления в российской экономике. Целями описанного в публикации исследования стали анализ и систематизация теоретических и методологических аспектов обучения основам корпора тивного управления в юридических вузах, а также выработка практических рекомендаций преподавателям, читающим курс «Корпоративное право». Методика и методы. Работа базировалась на диалектическом методе, регулирующем законодательные нормы, в том числе корпоративное право и деятельность хозяйствующих субъектов. Использовались ретроспективный анализ педагогических достижений и прогнозирование. Основные результаты. Рассмотрены действующие модели юридического образования и современные образовательные технологии, способствующие систематизации и обобщению ведущих положений корпоративного управления, его принципов. Определена роль корпоративного управления в осуществлении предпринимательской деятельности в России и Центральной Европе. Показана роль курса корпоративного права в учебных планах высшего юридического образования и практическая значимость освоения данного предмета для будущих специалистов-юристов. Научная новизна. Впервые проведен сравнительный анализ преподавания и изучения корпоративного управления в вузах России, Центральной и Восточной Европы. Практическая значимость. Результаты и выводы могут быть использованы как для развития компетенций студентов, так и повышения профессионального уровня преподавателей, а также для усовершенствования корпоративного управления хозяйствующим субъектом любой организационно-правовой формы, в которой разделены функции владения и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Issues of Teaching and Learning of Corporate Governance in Law Institutions and Universities in the Context of the International Master’s Double Degree Program «European and International Law»

The focus of this paper is a necessity for law-students not only to master professional legal knowledge, but also knowledge and skills in the management of corporations and enterprises. This issue is particularly relevant for the course of European law, as well as for the corresponding master’s degree pro grams «Jurisprudence». Key attention is paid to the necessity of including such academic disciplines for students as the topic «Corporate governance» and the theme «Corporate Law» into the magister program of two diplomas «European and International Law» for the universities of Eastern Europe. In this context, development of corporate governance in Central Europe and Russia is compared; the problems of such management in the Russian economy are designated. The aim of this study is analysis and systematization of theoretical and methodological aspects, as well as practical guidance in the development of teaching and studying of corporate governance in high law schools and colleges. To achieve this task the following objectives were: to analyze the basic acting model of legal education and modern educational technologies necessary for the implementation of the system of higher education; organize and summarize the theoretical and methodical bases of corporate governance, its principles; define the role corporate governance in the implementation of business activity, as well as to compare its role in Russia and Central Europe; explore the practical importance of training in the field of corporate law Methods. The research is based on the dialectic method regulating legislative norms, including the corporate right and activity of managing subjects. The retrospective analysis of pedagogical achievements and forecasting were used. Results. Working models of the juridical education and the modern educational technologies are considered in the present paper. Such models help promote systemization and generalisation of leading positions of a corporate governance, and its principles. The corporate governance role in realisation of enterprise activity in Russia and the Central Europe is defined. The role of corporate law course in the curriculum of higher legal education and the practical significance development of the given subject for the future experts-lawyers is shown. Scientific novelty. The value of teaching and learning issues of corporate governance in the course of legal institutions and higher educational institutions is reviewed and analyzed for the first time with regard to the new initiative of the international double degree program among the members of the consortium of several universities in Russia and Central and Eastern Europe. Practical significance. The research findings and results of the study can be used as for the development of both the level of students’ knowledge and expand the professional level of teachers’ skills, as well as to solve the problems of improvement of corporate management business entity of any organizational-legal form, in which the functions are separated by ownership and management.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания и изучения корпоративного управления в юридических вузах в контексте международной магистерской программы двойных дипломов «Европейское и международное право»»

fety: system errors in mathematical education of Russia and the USA]. Obrazova-nie i nauka. Izv. UrO RAO [Education and science. News of Ural Branch of Russian Academy of Education]. 2013. № 8. P. 14-31. (In Russian)

5. Sharipov V. Ovcy, sobaki i vozrast pastuha. Chto dajut investicii v chelo-vecheskij kapital: interv'ju s professorom Tehasskogo universiteta M. A. Chosha-novym Sheep, dogs and age of the shepherd. What's available of investments into the human capital: interview with the professor of the Texas university M. A. Choshanov. Kazan' i kazancy. [Kazan and citizens of Kazan]. Urbi et orbi. P. 8-19. (In Russian)

УДК 34

Марочкин Сергей Юрьевич

доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права и международного права Института государства и права Тюменского государственного университета, Тюмень (РФ). E-mail: s.y.marochkin@utmn.ru

Шуневич Марина Игоревна

магистрант второго года обучения (Магистерская программа «Гражданское, семейное и международное частное право») Института государства и права Тюменского государственного университета, Тюмень (РФ). E-mail: marina. igorevna72@gmail. com

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ДВОЙНЫХ ДИПЛОМОВ «ЕВРОПЕЙСКОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»1

Аннотация. В статье утверждается, что, кроме профессиональных правовых знаний, у студентов-юристов следует формировать знания и навыки в сфере управления корпорациями и предприятиями. Такая задача должна быть одной из приоритетных при изучении курса европейского права и освоении магистерских программ направления «Юриспруденция», особенно в свете международной магистерской программы двойных дипломов «Европейское и международное право», осуществляющейся в университетах Восточной Европы. Акцентируется различие корпоративного управления в Центральной Европе и в России и специфика такого управления в российской экономике.

Целями описанного в публикации исследования стали анализ и систематизация теоретических и методологических аспектов обучения основам корпора-

1 Статья выполнена в рамках проекта «Темпус» № 544117-TEMPUS-1-2013-1-HR-TEMPUS-JPCR (2013 - 4548/001 - 001) 'European and International Law' Master Program Development in Eastern Europe 'InterEULawEast'.

тивного управления в юридических вузах, а также выработка практических рекомендаций преподавателям, читающим курс «Корпоративное право».

Методика и методы. Работа базировалась на диалектическом методе, регулирующем законодательные нормы, в том числе корпоративное право и деятельность хозяйствующих субъектов. Использовались ретроспективный анализ педагогических достижений и прогнозирование.

Основные результаты. Рассмотрены действующие модели юридического образования и современные образовательные технологии, способствующие систематизации и обобщению ведущих положений корпоративного управления, его принципов. Определена роль корпоративного управления в осуществлении предпринимательской деятельности в России и Центральной Европе. Показана роль курса корпоративного права в учебных планах высшего юридического образования и практическая значимость освоения данного предмета для будущих специалистов-юристов.

Научная новизна. Впервые проведен сравнительный анализ преподавания и изучения корпоративного управления в вузах России, Центральной и Восточной Европы.

Практическая значимость. Результаты и выводы могут быть использованы как для развития компетенций студентов, так и повышения профессионального уровня преподавателей, а также для усовершенствования корпоративного управления хозяйствующим субъектом любой организационно-правовой формы, в которой разделены функции владения и управления.

Ключевые слова: повышение качества юридического образования, магистерская программа, развитие корпоративного управления, Россия, Центральная Европа, международное право, европейское право, экономические реформы.

Marochkin Sergey Yu.

Candidate of Juridical Sciences, Professor, Department of State and Law Theory and International Law, Institute of State and Law, Tyumen State University, Tyumen (RF). E-mail: s.y.marochkin@utmn.ru

Shunevich Marina I.

Master's Degree Student (Master's program «Civil, family and private international law»), Institute of State and Law, Tyumen State University, Tyumen (RF). E-mail: marina. igorevna72@gmail. com

SOME ISSUES OF TEACHING AND LEARNING OF CORPORATE GOVERNANCE IN LAW INSTITUTIONS AND UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF THE INTERNATIONAL MASTER'S DOUBLE DEGREE PROGRAM «EUROPEAN AND INTERNATIONAL LAW»

Abstract. The focus of this paper is a necessity for law-students not only to master professional legal knowledge, but also knowledge and skills in the management of corporations and enterprises. This issue is particularly relevant for the course of European law, as well as for the corresponding master's degree pro-

grams «Jurisprudence». Key attention is paid to the necessity of including such academic disciplines for students as the topic «Corporate governance» and the theme «Corporate Law» into the magister program of two diplomas «European and International Law» for the universities of Eastern Europe. In this context, development of corporate governance in Central Europe and Russia is compared; the problems of such management in the Russian economy are designated.

The aim of this study is analysis and systematization of theoretical and methodological aspects, as well as practical guidance in the development of teaching and studying of corporate governance in high law schools and colleges. To achieve this task the following objectives were: to analyze the basic acting model of legal education and modern educational technologies necessary for the implementation of the system of higher education; organize and summarize the theoretical and methodical bases of corporate governance, its principles; define the role corporate governance in the implementation of business activity, as well as to compare its role in Russia and Central Europe; explore the practical importance of training in the field of corporate law

Methods. The research is based on the dialectic method regulating legislative norms, including the corporate right and activity of managing subjects. The retrospective analysis of pedagogical achievements and forecasting were used.

Results. Working models of the juridical education and the modern educational technologies are considered in the present paper. Such models help promote systemization and generalisation of leading positions of a corporate governance, and its principles. The corporate governance role in realisation of enterprise activity in Russia and the Central Europe is defined. The role of corporate law course in the curriculum of higher legal education and the practical significance development of the given subject for the future experts-lawyers is shown.

Scientific novelty. The value of teaching and learning issues of corporate governance in the course of legal institutions and higher educational institutions is reviewed and analyzed for the first time with regard to the new initiative of the international double degree program among the members of the consortium of several universities in Russia and Central and Eastern Europe.

Practical significance. The research findings and results of the study can be used as for the development of both the level of students' knowledge and expand the professional level of teachers' skills, as well as to solve the problems of improvement of corporate management business entity of any organizational-legal form, in which the functions are separated by ownership and management.

Keywords: improvement of the quality of legal education, magister program, development of corporate governance, Russia, Central Europe, International law, European law, economic reforms.

На современный процесс высшего юридического образования, несомненно, оказывают влияние управленческие процессы, а также социокультурные изменения, которые происходят в нашей стране. Смена социальных приоритетов ставит перед юридической школой следующие вопросы: какова должна быть модель обучения, в чем состоят особенности современного содержания образовательного процесса, какие ценности правовой культуры должны стать личностно значимыми, какая методика будет адекватной современной модели правового обучения. Сегодня изменения, происходящие в жизни общества и государства, требуют от системы образования формирования нравственной, суверенной, критически

мыслящей, универсально развитой личности, «субъекта гражданской самодеятельности - не жалкого агента, не объекта естественно-исторического процесса, а его творца» [1].

Возрастает потребность внедрения в учебный процесс case-study: анализа учебных конкретных ситуаций, имитационных упражнений, разбора документации, исполнения ролей, выполнения действий по инструкции, игрового проектирования, деловых игр, эксперимента - т. е. современных образовательных технологий ситуационного обучения, основанных на конкретных ситуациях. Введение этих методов предполагает глубочайшие изменения в обучении и оценке знаний студентов, организации учебного процесса, внутренней культуре учебных заведений.

В российских университетах распространяется практика, когда студенты осваивают часть программы в вузе-партнере. Программы двойных дипломов - закономерный результат сотрудничества университетов России и европейских стран. Реализация подобных программ в последние годы набирает обороты в связи с проведением реформ в отечественном образовании (переходом на двухуровневую систему, введением стандартов третьего поколения, дифференциацией статуса университетов и т. д.) и серьезной финансовой поддержкой государством инновационной и исследовательской составляющих деятельности вузов.

В последнее время в управленческой науке утвердились гуманистические идеи, что отражено, например, в работах В. И. Загвязинского [3]. При развитии интеграционных процессов, экономических, правовых и управленческих составляющих высшей школы необходимо учитывать данные идеи. Современные образовательные программы, особенно программы магистратуры, должны преодолевать узкие рамки одной конкретной отрасли, профиля, дисциплины и т. д. Все более актуальными и востребованными у работодателей и обучающихся (студентов бакалавриата и магистратуры) становятся межкафедральные, междисциплинарные, межвузовские, международные программы. Так, сугубо юридические программы, изначально создававшиеся в рамках одной отрасли права и соответствующей кафедры, сейчас дополняются экономическими, управленческими дисциплинами и учебными курсами других институтов и вузов. Научная интеграция обеспечивает формирование целостных знаний, умений и навыков, углубляет понимание будущими специалистами взаимосвязи между дисциплинами и позволяет рассматривать их как единую открытую систему [2].

Сказанное применимо и к курсу европейского права при подготовке бакалавров к магистратуре, в частности по международной программе двойных дипломов «Европейское и международное право». Один из аспектов данной программы - корпоративное управление. В условиях рыночной экономики корпорации - основная форма осуществления юридическими лицами предпринимательской деятельности, успех которой зависит от корпоративного управления, означающего «управление хозяйственным обществом и системой отчетности контролируемых лиц» [9].

Важность действенных механизмов корпоративного управления не может быть переоценена в современном мире. Глобализация в этом отношении открывает новые возможности для стран с переходной экономикой и в то же время возлагает бремя огромной ответственности на их руководство. Понимание и соблюдение правил и норм корпоративного управления влияют на экономические показатели и качество жизни отдельных государств и мира в целом.

При сравнении развития корпоративного управления в России и Восточной Европе можно выделить ряд сходств и различий. С одной стороны, все они были вовлечены в два основных экономических процесса ХХ века: коммунистический эксперимент с командной экономикой и последующий переход от плановой экономики к рыночной. Последний все еще продолжается и дает различные результаты в разных государствах. Например, между 1990 и 1999 г. ВВП Польши вырос более чем на 40%, в то время как в РФ он упал на те же 40% [8]. Осознание взаимосвязи между успехом реформ и качеством корпоративного управления актуализирует обсуждаемую проблему как в России, так и в Европе.

Сравнительный анализ отдельных институтов корпоративного управления показывает, что советы директоров крупных компаний во Франции, Германии или Италии, а также в России не особенно активны и в основном состоят из «инсайдеров», аффилированных с собственниками и менеджментом компаний. Миноритарные акционеры здесь в явном меньшинстве. В Великобритании же и США подобные советы, напротив, весьма деятельны и состоят большей частью из независимых директоров.

Согласно данным исследовательского центра корпоративного управления «Rise Survey», наиболее сильной стороной в области корпоративного управления многих стран является нормативно-правовая база, слабым местом - деятельность правоохранительных органов. Медлительность судов, неэффективность арбитража, а также уклонение от исполнения решений судов - самые распространенные проблемы [14].

Однако корпоративное управление в ЕС и в России существенно различается в силу определенных объективных и субъективных факторов: деловых, правовых и социальных традиций, потребностей бизнеса, разных правовых систем, методик оценки бизнеса. Различна степень зрелости институтов корпоративного управления и в самой «еврозоне», что особенно отчетливо проявилось после присоединения к ЕС ряда государств Восточной Европы, хотя некоторые «старые» члены Евросоюза, например Португалия или Греция, лишь незначительно обогнали Россию по уровню развития рассматриваемых институтов [6].

Бизнес-сообщество не только в России, но и во многих европейских странах еще не достигло настолько высокого уровня самоорганизации и самодостаточности, чтобы самостоятельно влиять на формирование принципов корпоративного управления. Преобладание в отечественных и многих европейских компаниях концентрированной структуры собственно-

сти существенно сказывается на таких ключевых аспектах их деятельности, как взаимоотношения собственников и менеджмента, акционеров и управленцев, а также на информационной прозрачности и принятии независимых решений советами директоров.

В процессе реформ все страны сталкиваются с аналогичными проблемами, такими как инсайдерские сделки, нарушение прав акционеров и др. [13], но ведущую роль в формировании производительности национальной системы корпоративного управления играют изначальные политические, экономические и социальные условия в стране.

Эффективность деятельности юриста в значительной мере зависит от того, насколько глубоко он может анализировать как экономические, так и управленческие процессы, и юридические школы должны оказывать студентам помощь в приобретении сложных юридических и деловых навыков, необходимых для практической деятельности в сфере корпоративного права [10]. Будущие специалисты, желающие в дальнейшем реализовать себя, например, в практике проведения трансакций, должны освоить специально разработанные курсы, чтобы научиться структурированию сложных сделок, совершаемых при слиянии бизнеса, поглощении и лицензировании внешнеторговых операций. Студенты же, собирающиеся в дальнейшем специализироваться на судебных тяжбах, должны приобрести знания и навыки по подготовке и участию в судебных заседаниях, что поможет им в перспективе справляться с возникающими проблемами при корпоративных разбирательствах. При этом важны форма, в которой преподносятся знания, и ценностный багаж преподавателя: даже самый полезный учебный материал, предоставляемый в авторитарном стиле, останется мало востребованным, если преподаватель не будет толерантным, способным уважать личность обучающегося [5].

Вводный курс корпоративного права содержит общий обзор законодательства, регулирующего деятельность корпораций. Будущим юристам необходимы знания о законах в деловом мире и навыки консультирования клиентов по достижению конкретных бизнес-целей. Однако в контексте расширения межгосударственных отношений, интеграции различных правовых систем, в том числе российского законодательства с европейским, следует рассматривать корпоративное управление в сравнительно-правовом аспекте.

Специалисты в сфере корпоративного права помогают осуществлять деятельность юридических лиц в различных организационно-правовых ситуациях: сопровождают процесс работы с акциями и облигациями, взаимодействуют с банками, страховыми компаниями, финансирующими предприятиями, выполняют роль консультантов при подписании соглашений, заключении сделок между организациями. Для исполнения данных функций требуется иметь представление о правовых ограничениях, вытекающих из современных рыночных отношений, социальной ответственности и роли государства в осуществлении таких отношений, федеральном и международном законодательном регулировании.

Как развитию студентов, так и повышению профессионального уровня преподавателей юридических дисциплин способствуют совместные научные исследования по таким вопросам корпоративного права, как, например, основные причины неуспешного управления компанией, финансовые революции в экономических системах, фондовые «пузыри» и др. Для лучшего усвоения знаний о сущности и основных принципах корпоративного управления, тенденциях его развития, применении нормативно-правовой базы по защите прав акционеров, осуществлении правил корпоративной культуры в компании, а также для приобретения навыков самостоятельного расширения теоретических знаний корпоративного правового регулирования профилирующим кафедрам и юридическим школам следует привлекать специалистов, практикующих в хорошо зарекомендовавших себя юридических фирмах и специализирующихся на вопросах корпоративного права.

Иногда студенты ошибочно полагают, что знание корпоративного и коммерческого права актуально только для сделок в «большом бизнесе» [15]. Действительно, некоторые юристы, занятые в коммерческой сфере, сосредоточены исключительно на бизнес-операциях и корпоративном регулировании, другие работают только с ценными бумагами. Однако есть и такие, кому приходится работать с коммерческими организациями различного статуса, а в широком смысле коммерческое право предусматривает еще и защиту интересов потребителей, поэтому многие юридические и экономические учебные заведения включают в свои учебные программы курс корпоративного права или корпоративного управления. Данная учебная дисциплина является комплексной, так как она рассматривает аспекты и частного, и публичного правового регулирования деятельности корпораций. Как правило, в рамках курса изучаются доктрина корпоративного права, особенности и состояние корпоративного законодательства, варианты создания и учреждения хозяйственных обществ, формирования уставного капитала, порядок выпуска ценных бумаг акционерного общества и т. д. Отдельный блок составляют вопросы формирования и компетенций совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов общества акционеров, спорные положения о правах акционеров и способах защиты их прав и интересов, возможности совершения сделок, порядок реорганизации и ликвидации общества.

Потребность в юристах, специализирующихся в области корпоративного права, растет по мере распространения организаций, созданных по корпоративному типу, и интеграции России в мировое сообщество, где такие организации превалируют. Процессы глобализации, концентрации капитала, развития внешнеэкономических связей определяют формирование государственно-экономических отношений между хозяйствующими субъектами в разных странах. В связи с этим повышается роль изучения правовых аспектов организации и их функционирования в условиях свободного экономического пространства.

Говоря о взаимосвязи между правовыми системами, надо принимать во внимание весьма неоднозначное соотношение европейского и международного права. По мнению Katja S. Ziegler, Европейский союз (ЕС) сегодня -международная организация, в которой существует огромное количество наднациональных нормативно-правовых актов. Однако международная конституционная природа ЕС довольно противоречива:

• в законодательстве Европейского союза существует напряженность в отношениях между интернационализмом и конституционализмом, что очень заметно при анализе отношений между нормами ЕС и нормами международного права;

• большую вероятность конфликтов норм и конфликтов между судами и трибуналами различных уровней порождают трехсторонние отношения между законодательством ЕС, международными законами и законами государств-членов союза, поскольку отсутствие четкого разграничения юрисдикции каждой из сторон оставляет место для содержательной интерпретации правовых актов;

• наблюдается «извлечение» общими нормами международного права выгоды из более развитой, более конституционной его части - права международных организаций [16].

Чтобы понять взаимосвязь между европейским и международным правом, необходимо выяснить, действительно ли международное право позволяет принимать решения ЕС и каково влияние международного права на правопорядок в Европейском союзе [11]. Первый вопрос включает два аспекта: 1) правосубъектность ЕС в рамках международного права и его способность действовать на международном уровне; 2) определение сферы полномочий ЕС. По поводу этих вопросов ведутся сложные, демонстрирующие различие правовых европейских и международных систем дебаты о природе, функциях и полномочиях юридического лица [12].

Доля участия ЕС в международном общении и его активность в осуществлении внешней деятельности связаны прежде всего с пределами интеграции суверенных государств [7]. ЕС создан на основе принципа делегирования ими полномочий союзу для достижения общих целей и решения общих задач, прежде всего утверждения идей мира, продвижения и защиты европейских ценностей и одновременно национальных интересов, строгого следования международному праву и Уставу ООН.

Таким образом, соблюдение международного права обязательно для членов Европейского союза. Вместе с тем это не означает идентичности этого права и правовой системы ЕС. Они отличаются и характером источников норм, и кругом регулируемых отношений, и составом субъектов права. Katja S. Ziegler пишет: «...даже если придерживаться позиции, что законодательство ЕС является лишь особо продвинутой подотраслью международного права, отношения между законодательством ЕС и нормами международного права становятся крайне сложными.» [16]. Сказанное касается и корпоративного права, регулирующего деятельность организа-

ций и отношения между ними на европейском и мировом пространстве, поэтому необходимо включение одноименного курса в международную магистерскую программу двойных дипломов «Европейское и международное право». Изучая данный раздел, студенты

• ознакомятся с различными концептуальными теориями корпоративного управления;

• приобретут углубленные знания и компетентности в сфере корпоративного управления, в том числе государственной политики в области формирования корпоративных стандартов международными корпорациями;

• изучат средства и инструменты корпоративной защиты при реорганизации компаний и определении их эффективности;

• освоят методики и практику рейтинговых оценок качества корпоративного управления субъектов рыночных отношений, выставляемых международными и национальными агентствами (институтами).

Пока преподавание в российских юридических вузах строится по институциональному признаку, в соответствии с которым в течение всего срока обучения студенты изучают отдельные отрасли права. При этом практически не учитываются связи между отраслевыми нормами, их реальное применение и функциональное назначение юридической работы. В реальности же практикующему юристу, особенно юристу, работающему в корпорации, приходится заниматься не изолированным применением отдельных правовых норм, а решением комплексных конкретных задач, стоящих перед той или иной организацией. Подготовить к такой профессиональной деятельности будущих специалистов призван курс «Корпоративное право» в рамках вышеназванной программы.

Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. А. Ф. Закировой

Литература

1. Вайсберг Л. М. Правовое и моральное сознание личности в контексте культурологии / / Взаимодействие правового сознания с моралью и нравственностью в обществе переходного периода. Алматы: Жет жаргы, 1995. С. 106-109.

2. Загвязинский В. И. Методика и методология дидактического исследования. Москва: Педагогика, 1982. 160 с.

3. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. Москва: Академия, 2006. 192 с.

4. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) / / Вестник высшего арбитражного суда Российской Федерации. 2009. № 11. С. 6-99.

5. Овчинникова Ю. В. Актуальность повышения квалификации преподавателей права в направлении развития педагогической составляющей их профессиональной компетентности // Юридическое образование и наука. 2011. № 4. С. 20-22.

6. Поршаков С. А. Корпоративное управление в России и странах ЕС: пути совершенствования // Россия в глобальной политике. 2006. № 1. С. 3-22.

7. Стоякин С. Г. К вопросу о природе и понятии правопорядка европейских сообществ // Международное публичное и частное право. 2005. № 2. С. 15-27.

8. Andreff W. Beyond the Principal-Agent Model, in E Rosenbaum, F Bön-ker and H-J Wagener (eds.), Privatization, Corporate Governance and the Emergence of Markets. London, 2000. 296 p.

9. Farrar J. Corporate Governance in Australia and New Zealand. Oxford University Press, 2002. 552 c.

10. Higher school of economics, Master of Law - is professional with communicative skills. http://www.hse.ru/news/2953181.html.

11. Klabbers J. Presumptive Personality: The European Union in International Law', in Martti Koskenniemi (ed.), International Law Aspects of the European Union. Martinus Nijhoff Publishers, 1998. 323 р.

12. Klabbers J. The EU and International Law. http://ivr-enc.info/in-dex.php? title=The_EU_and_International_Law; Marochkin S. Yu. On the Recent Development of International Law: Some Russian Perspectives / / Chinese Journal of International Law (Oxford Journal). 2009. Vol. 8. № 3. P. 695-714.

13. Pistor K. Patterns of Legal Change: Shareholder and Creditor Rights in Transition Economies, in European Business Organization Law Review. Princeton, NJ, Cambridge University Press, 2000. C. 59-110.

14. The Merit Research «Risk Survey». http://www.merit-research.cz/cgr/.

15. The University of San Francisco School of Law, Corporate & Commercial Law. http://www.usfca.edu/law/jd/curriculum/ccl/.

16. Ziegler K. S. The Relationship between EU law and International Law, University of Leicester School of Law Research Paper. № 13-17. Leicester, 2013.

References

1. Vaisberg L. M. Pravovoe i moral'noe soznanie lichnosti v kontekste kul'turologii. [Legal and moral consciousness of the individual in the context of Cultural Studies]. Vzaimodejstviepravovogo soznanija s moral'ju i nravstvennost'ju v obshhestve perehodnogo perioda. [Interaction legal consciousness of lecturing and morality in a society in transition]. Almaty. 1995. Р. 106-109. (In Russian)

2. Zagvyazinsky V. I. Metodika i metodologija didakticheskogo issledovani-ja. [Technique and methodology of didactic research]. Moscow: Pedagogy, 1982. 160 p. (In Russian)

3. Zagvyazinsky V. I. Teorija obuchenija: sovremennaja interpretacija [Learning theory: a modern interpretation]. Moscow: Publishing Center «Academy», 2006. 192 p. (In Russian)

4. Koncepcija razvitija grazhdanskogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii (odobrena resheniem Soveta pri Prezidente RF po kodifikacii i sovershenstvovaniju grazhdanskogo zakonodatel'stva ot 7 oktjabrja 2009 g.). [The concept of the civil legislation of the Russian Federation (approved by the Resolution of the Presidential Council for the codification and improvement of the civil law, d.d. 7 October, 2009]. Vestnik vysshego arbitrazhnogo suda Rossijskoj Federacii. [Bulletin of the

Supreme Arbitration Court of the Russian Federation]. 2009. № 11. P. 6-99. (In Russian)

5. Ovchinnikov Yu. V. Aktual'nost' povyshenija kvalifikacii prepodavatelej prava v napravlenii razvitija pedagogicheskoj sostavljajushhej ih professional'noj kompetentnosti. [The Relevance of training law professors in the direction of the development of pedagogical component of their professional competence]. Juridic-heskoe obrazovanie i nauka. [Legal education and science]. 2011. № 4. P. 20-22. (In Russian)

6. Porshakov S. A. Korporativnoe upravlenie v Rossii i stranah ES: puti so-vershenstvovanija. [Corporate Governance in Russia and the EU: ways to improve] Rossija v global'noj politike. [Russia in Global Affairs]. 2006. № 1. P. 3-22. (In Russian)

7. Stoyakin S. G. K voprosu o prirode i ponjatii pravoporjadka Evropejskih soobshhest. [The nature of the rule of law and the concept of the European Communities]. Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. [International public and private law], 2005. № 2. P. 15-27. (In Russian)

8. Andreff W. Beyond the Principal-Agent Model, in E Rosenbaum, F Bönker and H-J Wagener (eds.), Privatization, Corporate Governance and the Emergence of Markets. London, 2000. 296 p. (Translated from English)

9. Farrar J. Corporate Governance in Australia and New Zealand. Oxford University Press, 2002. 552 p. (Translated from English)

10. Higher school of economics, Master of Law - is professional with communicative skills. Available at: http://www.hse.ru/news/2953181.html. (Translated from English)

11. Klabbers J. Presumptive Personality: The European Union in International Law, in Martti Koskenniemi (ed.), International Law Aspects of the European Union. Martinus Nijhoff Publishers, 1998. 323 p. (Translated from English)

12. Klabbers J. The EU and International Law. http://ivr-enc.info/in-dex.php? title=The_EU_and_International_Law; Marochkin S. Yu. On the Recent Development of International Law: Some Russian Perspectives. Chinese Journal of International Law (Oxford Journal). 2009. Vol. 8. № 3. P. 695-714. (Translated from English)

13. Pistor K. Patterns of Legal Change: Shareholder and Creditor Rights in Transition Economies, in European Business Organization Law Review. Princeton, NJ, Cambridge University Press, 2000. P. 59-110. (Translated from English)

14. The Merit Research «Risk Survey». Available at: http://www.merit-rese-arch.cz/cgr/. (Translated from English)

15. The University of San Francisco School of Law, Corporate & Commercial Law. Available at: http://www.usfca.edu/law/jd/curriculum/ccl/. (Translated from English)

16. Ziegler K. S. The Relationship between EU law and International Law, University of Leicester School of Law Research Paper. № 13-17. Leicester, 2013. (Translated from English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.