Научная статья на тему 'Проблемы предоставления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество'

Проблемы предоставления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конобеевская И. М.

В статье изложены актуальные проблемы предоставления информации о регистрации прав на недвижимое имущество. Предложены пути решения указанных проблем. Делается вывод о то, что необходима разработка эффективного информационно-технического обеспечения системы предоставления информации во всех территориальных органах Росрегистрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы предоставления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество»

рог Российской Федерации / Под ред. Т.Е. Абовой, В.Б. Ляндреса. М., 1998. С. 17.

19 Морозов СЮ. Указ. соч. С. 10.

20 См.: Кабалкин А.Ю. Классификация и толкование договоров // Российская юстиция. 1996. № 7. С. 14.

21 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин. М., 2002. С. 818.

22 См: ЗавидовБ.Д. Комментарий к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. М., 2003. С. 7.

23 См.:Морозов СЮ. Указ. соч. С. 9-17.

24 Савичев Г.П. Правовое регулирование перевозок народно-хозяйственных грузов. М., 1986. С. 35-36.

25 Брагинский В.В., Витрянский В.В. Договорное право: В 4 кн. Кн. 4. М., 2003. С. 264.

26 ХаснутдиновА.И. Годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом // Правоведение. 1976. № 1. С. 47.

27 См.: Ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ // Система ГАРАНТ, 2008. - 10.12.09.

28 Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. М., 1965. С. 165.

29 См.: Андреева Н. Соотношение договора транспортной экспедиции и перевозок грузов // Право и экономика. 2006. № 9. Сентябрь. С. 92.

30 См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.: В 2 т. Т. 2. М., 1997. С. 409; Пу-гинский Б.И. Российская юридическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Я. Сухарева. М., 1999. С. 293-294.

31 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (с изменениями от 26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г., 2 ноября 2004 г., 20 декабря 2005 г., 4 декабря 2006 г., 8 ноября, 6 декабря 2007 г.) // Система ГАРАНТ, 2008. - 10.12.09.

32 Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (с изменениями от 8 июля 1999 г., 22 августа, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября, 1, 4 декабря 2007 г.) // Система ГАРАНТ, 2008. - 10.12.09.

33 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (с изменениями от 5 апреля, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября, 6 декабря 2007 г.) // Система ГАРАНТ, 2008. - 10.12.09.

34 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 2. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Ка-балкина. М., 2006. С. 195-196.

35 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М., 2005. С. 195-196.

УДК [349:347.22.02](470+571)

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

И.М. Конобеевская

Саратовский государственный университет E-mail: jurid@info.sgu.ru

в статье изложены актуальные проблемы предоставления информации о регистрации прав на недвижимое имущество. Предложены пути решения указанных проблем. делается вывод о том, что необходима разработка эффективного информационно-технического обеспечения системы предоставления информации во всех территориальных органах росрегистрации. Ключевые слова: государственная регистрация, предоставление информации, недвижимое имущество, единый государственный реестр прав.

Problems of Informing about the Recorded Entitlement to Real Property

I.M. Konobeevskaya

The article deals with the latest problems of informing about the recorded entitlement to real property. The ways of solving these problems are suggested. The conclusion is made: it is necessary to work out the efficient informational and technical support of the

system of rendering information in all Federal Registration Service departments.

Key words: federal registration, entitlement of information, real property, Unified State Register of Rights.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним»1 государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Кроме того, п. 2 ст. 7 указанного закона обязывает орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в течение пяти рабочих

© И.М. Конобеевская, 2009

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 2

дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.

П. 7 ст. 33 указанного Закона гласит: «До создания системы электронного обмена информацией между органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество предоставляется по месту совершения государственной регистрации прав (в территориальных органах Росрегистрации)».

В соответствии с п. 2 ст. 8 закона орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, бесплатно предоставляет информацию о правах на объект недвижимого имущества в соответствующие организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества и в орган по учету государственного и муниципального имущества в том объеме, который необходим для их работы. Информация также предоставляется бесплатно о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам:

- правоохранительных органов, судов, судебных приставов-исполнителей по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- налоговых органов на территории, находящейся в их юрисдикции;

- государственных органов по контролю за использованием и охраной земель и других природных ресурсов;

- органов государственной статистики;

- федерального антимонопольного органа и его территориальных органов на территориях, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;

- Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

- организаций, определенных законами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона за предоставление информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества взимается плата, которая установлена постановлением Правительства Российской Федерации № 773 от 14.12.2004 «Об утверждении правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме»2 и составляет для физических лиц 100 руб. и для юридических лиц 300 руб.

Сегодня, на наш взгляд, следует отказаться от работы со сложными, казуистическими и платными запросами для того, чтобы обеспечить

82

полноценное предоставление информации по простым, распространенным и бесплатным запросам.

Бесплатное предоставление информации в том виде, в котором она имеется в органах власти, не является непосильной задачей ни с финансовой, ни с организационной точки зрения. Кроме того, надо иметь в виду, что количество письменных запросов будет напрямую зависеть от степени открытости компьютерной информационной системы государства. Чем более полным будет электронный банк данных и чем более совершенна будет ее поисковая система, тем меньше будет индивидуальных письменных запросов о предоставлении информации. Между тем крайне важно обратить внимание на то, что нельзя допускать ни в коем случае полного отказа от работы органов власти с письменными запросами о предоставлении информации на том основании, что будет создана всеобъемлющая электронная система государственной информации.

Органы власти не могут делегировать свою обязанность предоставления информации, установленную ч. 2 ст. 24 Конституции РФ3, ни государственным организациям, ни коммерческим фирмам, которые обслуживают электронную систему государственной информации. Это исключается самим смыслом законодательства о доступе к информации, которое известно развитым демократическим странам. Назначение процедур получения информации от органов власти состоит в значительной мере не только в самом факте получения информации, факте информированности отдельных граждан, но и в возможности непосредственного обращения в орган государственной власти и получения ответа именно от органа государственной власти. Это важнейшая гарантия открытости, прозрачности государства в демократических странах. Поэтому создание еще одного искусственного слоя между государством и обществом в виде посреднических организационных и технологических механизмов, по сути, противоречит задачам законодательства о доступе к информации. Электронная информационная система может быть лишь сопутствующим механизмом, оптимизирующим предоставление информации, но она не может исключать возможность непосредственного обращения в орган власти с письменным запросом.

Итак, если говорить о механизме предоставления «простой» государственной информации, то есть требующей не создания нового уникального документа, а обычного копирования, то необходимо сохранение вариативности способов доступа граждан. Оптимальной была бы модель, когда заинтересованное лицо могло бы выбирать, обратиться ли к общедоступному в Интернете электронному банку данных официальной информации либо направить непосредственно в орган власти письменный запрос по обычной почте.

Наиболее целесообразна, на наш взгляд, была

Научный отдел

бы схема работы с письменными запросами, которая предусматривала бы следующие параметры:

- вся информация предоставляется бесплатно;

- находящаяся в распоряжении органов власти информация (документы и материалы) предоставляется только в том виде, в котором она содержится в органах власти;

- предусматривается предоставление некоторого ограниченного, но достаточно значительного объема информации в бумажном виде;

- бесплатный лимит бумажных копий документов исчисляется из расчета на одного запрашивающего информацию в какой-либо календарный период;

- при превышении лимитов гражданину предлагается не оплачивать превышающий объем документов, а направляется в ответном письме вебссылка (ссылки), индивидуализирующая запрашиваемый документ в Интернете.

Необходима разработка эффективного информационно-технического обеспечения системы во всех территориальных органах Росреги-страции в целях регистрации прав и взаимодействия с внешними потребителями информации.

В России используется примерно 50 разных прикладных программ для регистрации. На

сегодняшний день, чтобы упростить межрегиональную передачу информации, необходимо создание согласованных стандартов обслуживания и процедур. В регионах все регистрационные сведения, содержащиеся в обособленных подразделениях территориальных органов, должны иметь резервную копию, из которой будет выдаваться информация по запросам и заявлениям из других регионов.

Примечания

1 Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594; 2008. № 20. Ст. 2251; 2009. № 1. Ст. 14.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2004 г. № 773 «Об утверждении правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме» // СЗ РФ. 2004. № 51. Ст. 5187.

3 Конституция Российской Федерации. СПб.: Издат. дом «Литера», 2008. 64 с.

Право

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.