Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования в сфере разработки месторождений песчано-гравийных пород на территории Республики Татарстан'

Проблемы правового регулирования в сфере разработки месторождений песчано-гравийных пород на территории Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Георесурсы
WOS
Scopus
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
МЕСТОРОЖДЕНИЕ ПЕСЧАНО-ГРАВИЙНЫХ ПОРОД / ПЕСЧАНО-ГРАВИЙНЫЕ СМЕСИ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / DEPOSIT OF SAND-GRAVEL ROCKS / SAND-GRAVEL MIXTURES / TAX REGULATION / TECHNICAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салиева Роза Наильевна, Шагидуллин Фарид Фуатович

Проведен анализ федерального и республиканского законодательства, регламентирующего хозяйственную (предпринимательскую) деятельность по разработке месторождений песчано-гравийных пород, а также правоприменительной практики. Выявлены проблемы правового регулирования в сфере разработки месторождений песчано-гравийных пород на территории Республики Татарстан. Обоснованы и сформулированы предложения по развитию и совершенствованию правового регулирования хозяйственных отношений в рассматриваемой сфере экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Салиева Роза Наильевна, Шагидуллин Фарид Фуатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation in the sphere of exploitation of sandy gravel rock in Tatarstan

This paper analyzes legal proceedings; federal and republican legislation regulating business undertakings in the sphere of geological studying the process of exploration of sandy gravel rock. Points concerning legal regulation in the sphere of exploitation of sandy gravel rock in Tatarstan are highlighted. Some proposals of improving the laws are made in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования в сфере разработки месторождений песчано-гравийных пород на территории Республики Татарстан»

УДК: 349.6(075.8)

Р.Н. Салиева1, Ф.Ф. Шагидуллин2

'Институт проблем экологии и недропользования АН РТ, Казань, Sargus6@yandex.ru 2Центр информационных технологий Республики Татарстан, Казань, Farid.Shagidullin@tatar.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЕСЧАНО-ГРАВИЙНЫХ ПОРОД НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Проведен анализ федерального и республиканского законодательства, регламентирующего хозяйственную (предпринимательскую) деятельность по разработке месторождений песчано-гравийных пород, а также правоприменительной практики. Выявлены проблемы правового регулирования в сфере разработки месторождений песчано-гравийных пород на территории Республики Татарстан. Обоснованы и сформулированы предложения по развитию и совершенствованию правового регулирования хозяйственных отношений в рассматриваемой сфере экономической деятельности.

Ключевые слова: месторождение песчано-гравийных пород, песчано-гравийные смеси, налоговое регулирование, техническое регулирование.

Производственная деятельность (в том числе предпринимательская) хозяйствующих субъектов в сфере недропользования имеет существенную специфику и данное обстоятельство предопределяет целесообразность специального регулирования, направленного на установление специальных требований к субъектам предпринимательской деятельности.

Специфика обусловлена, во-первых, тем, что предпринимательская деятельность связана с использованием природных ресурсов - недр, содержащих полезные ископаемые. При этом недра предоставляются государством (собственником недр) в пользование субъектам предпринимательской деятельности на основании специального разрешения - лицензии, в которой определяются целевое назначение участка недр и виды работ.

Во-вторых, порядок предоставления недр в пользование и порядок пользования недрами устанавливаются специальным законодательством о недрах. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности при пользовании недрами определяются специальными нормативными правовыми актами и условиями лицензии, устанавливающими специальные правила ведения производственно-хозяйственной деятельности. Содержание прав и обязанностей субъектов при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере недропользования, момент возникновения и момент прекращения прав и обязанностей, специфика ответственности, обусловлены полученным разрешением на проведение определенных работ в сфере недропользования и зависят от вида и содержания лицензии. Проявление указанной специфики можно увидеть при анализе правоотношений, связанных с разработкой месторождений песчано-гравийных пород в Республике Татарстан*.

В соответствии с Распоряжением Министерства природных ресурсов (МПР) РФ N 27-р и Правительства Республики Татарстан N 623-р от 18.05.2006 г. «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископае-

*Законодательство анализируется по состоянию на 30.04.2011 г.

мых по Республике Татарстан» в перечень общераспространенных полезных ископаемых в Республике Татарстан включены такие виды полезных ископаемых, как песчано-гравийные, гравийно-песчаные, песчано-глинистые, глинисто-песчаные породы, а также галька и гравий. Месторождения песчано-гравийных пород расположены в акваториях Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ Республики Татарстан.

Производственно-хозяйственная деятельность организаций-недропользователей (в том числе предпринимательская деятельность), осуществляющих добычу песчано-гра-вийных пород, регламентируется нормами разных отраслей законодательства: нормами законодательства о недрах, а также нормами предпринимательского, гражданского, финансового, экологического права, налогового законодательства.

Как свидетельствует практика, существуют пробелы в правовом регулировании отношений, связанных с предоставлением лицензий на право пользования участками недр, содержащими месторождения песчано-гравийных пород, и это дает возможность недропользователям осуществлять предпринимательскую (хозяйственную) деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых, нарушая в определенной мере общие интересы рационального природопользования и сохранения окружающей среды, а также экономические интересы республики, связанные с взиманием налога на добычу полезных ископаемых.

В целях выявления проблем правового регулирования и обоснования предложений по совершенствованию законодательства проведем анализ действующего законодательства, регламентирующего отношения в сфере разработки месторождений песчано-гравийных пород, и правоприменительной практики.

В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить:

- соблюдение законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

^^шзщж |— научно-технический журнал

Георесурсы 5 (41)

- соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

- соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

- выполнение условий, установленных лицензией и др.

В этой связи важно отметить, что по общему правилу

пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами. Виды пользования недрами определены в ст.6 Закона, в соответствии с которой недра предоставляются в пользование для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых и т.д.

Как отмечено выше, технология ведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе при проведении разведки и добычи полезных ископаемых, должна быть обеспечена соответствующими стандартами (нормами, правилами). Анализ законодательства в этой сфере показал, что сложившийся уровень технического регулирования пока недостаточен и неэффективен.

В развитие вышеуказанных норм закона «О недрах» принято Распоряжение МПР РФ от 05.07.1999 г. N 83-р «Об утверждении Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые)».

В указанном распоряжении важно отметить, что технология и технические средства производства геологоразведочных работ должны определяться с соблюдением действующих стандартов (норм, правил) в области геологического изучения недр, а также условий лицензии на право разведки и добычи полезного ископаемого. Здесь необходимо подчеркнуть, что эффективность регулирования деятельности по добыче полезных ископаемых во многом зависит от условий, закрепленных в лицензии и в проекте разработки месторождения.

Технология и технические средства производства геологоразведочных работ на месторождениях песчано-гра-вийных пород и технологические процессы добычи пес-чано-гравийных пород определяются как общими положениями, содержащимися в Законе РФ «О недрах», так и положениями специальных нормативных актов. Так, например, для работников предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере недропользования, Федеральным государственным учреждением «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» разработаны Методические рекомендации по применению «Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (песок и гравий)», утвержденные Распоряжением МПР РФ от 05.06.2007 г. № 37-р.

В названных Методических рекомендациях определено, что песок и гравий - рыхлые породы, представляющие собой смесь в разной степени окатанных зерен - обломков минералов и горных пород. Причем указано, что Единой общепринятой классификации обломочных пород по

размеру слагающих их зерен и обломков не существует. В большинстве отечественных и зарубежных классификаций к песчаным относят зерна размером от 0,05 до 2,0 мм, к гравийным - от 2,0 до 10,0 мм.

Надо отметить, что в различных отраслях хозяйства, использующих песок и гравий, существуют свои классификации. Согласно ГОСТ 8736-93, к пескам относят материал с размером зерен от 0,14 до 5,00 мм, а согласно ГОСТ 8267-93 к гравию - от 5,00 до 70,00 мм. Если количество обломков, превышающих по размерам песчаные частицы (5,0 мм), в общей массе породы составляет от 7 до 15 %, она называется гравелистым песком, более 15 % - гравийно-песчаной смесью и более 30 % -песчано-гравийной смесью. В строительстве применяется ГОСТ 23735-79 «Смеси песчано-гравийные для строительных работ».

В Приложении к Методическим рекомендациям по применению «Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (песка и гравия)» приведен Перечень основных стандартов и технических условий на материалы и изделия из песка и гравия, которые применяются в таких производственных сферах как:

- строительство и производство строительных материалов и изделий;

- производство стекла;

- литейное производство;

- производство огнеупоров и другие отрасли производства.

На наш взгляд, исходя из целей налогообложения добычи полезных ископаемых применение к добытым полезным ископаемым, которые отнесены к песчано-гравий-ным породам, стандартов и технических условий, разработанных для строительных и других сфер производства, вряд ли целесообразно. Об этом свидетельствуют и судебные споры, возникающие в связи с привлечением добывающих компаний к ответственности за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче песчано-гравийных смесей.

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с применением положений Налогового кодекса (НК) Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дал арбитражным судам следующие разъяснения.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая указанным в пункте 1 статьи 337 НК РФ стандартам.

При применении данной нормы судам надлежит исходить из следующего. Положение пункта 1 статьи 337 НК

5 (41) 2011

^научно-техническим журнал

Георесурсы

РФ, свидетельствующее о том, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.

Как свидетельствует практика, необходимы стандарты (технические условия) для песчано-гравийных пород (смесей) как добытых полезных ископаемых. Кроме того, в целях налогообложения при оформлении лицензии и подготовке проекта разработки месторождения песчано-гравийных смесей необходимо указывать конечную продукцию, получаемую в результате разработки месторождения.

Так, в силу пп. 1 п. 1 ст. 336 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 337 НК РФ в целях гл. 26 НК РФ указанные в п. 1 ст. 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 указанной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия). Согласно пункту 7 статьи 339 Налогового кодекса РФ в целях определения количества добытого полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Следует обратить внимание на то, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком, полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества.

При определении продукции, которая признается полезным ископаемым, для каждого конкретного месторождения полезного ископаемого необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.

Количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется по полезному ископаемому, в отношении которого в данном налоговом периоде завершен технологический процесс по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь).

Технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении полезных ископаемых определяется в техническом проекте разработки данного месторождения полезных ископаемых. Технологический процесс включает в себя помимо самой операции по извлечению минерального сырья из недр (отходов, потерь) комплекс технологических операций (процессов), осуществляемых, как правило, в границах горного отвода, по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами установлен в Постановлении Правительства РФ от 03.03.2010 г. N 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».

В пп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ применительно к песчано-гравийным породам определено, что видом полезного ископаемого является неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (и в том числе песок природный строительный, галька, гравий, песча-но-гравийные смеси).

Производственно-хозяйственные отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований, в частности, к процессам производства, а также разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, выполнению работ или оказанию услуг регламентируются Законом РФ «О техническом регулировании».

Требования к технологическому процессу ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья могут устанавливаться в соответствии с законом «О техническом регулировании». В частности, может применяться система добровольной сертификации.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона «О техническом регулировании» добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Сущность добровольного подтверждения соответствия выражается в осуществлении его по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации и условиям договоров.

Система добровольной сертификации создается юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации,

^нра •— научно-технический журнал

Георесурсы 5 (41)

устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация. Правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты определяют участников данной системы добровольной сертификации. Добровольная сертификация - это сертификация, осуществляемая в рамках конкретной системы добровольной сертификации для подтверждения соответствия объекта требованиям стандартов (в том числе национальных стандартов, стандартов организаций и др.), сводам правил, систем сертификации и условиям договоров.

Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации, определены в Приказе Ростехрегулирова-ния от 25.02.2005 г. N 27-ст. В частности, в соответствии с «Положением о регистрации системы добровольной сертификации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2004 г. N 32, утверждены Рекомендации по стандартизации Р 50.1.052-2005 «Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации».

Для регистрации системы добровольной сертификации представляются следующие документы:

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;

- правила функционирования системы добровольной сертификации;

- изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения такого знака;

- документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

Правила функционирования системы добровольной сертификации представляются заявителем наряду с перечисленными выше документами.

Применительно к песчано-гравийным породам (ПГП) необходимо учитывать, что речь идет о продукции, получаемой при разработке месторождений ПГП, поэтому при разработке системы добровольной сертификации должны учитываться нормы законодательства о недропользовании, соответствующего налогового законодательства (ст.337 НК РФ), а также положения общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД).

В связи с этим, если идти по пути разработки системы добровольной сертификации, то необходимо:

1) Определить объекты сертификации, исходя из того, что сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

С учетом законодательства о недропользовании такими объектами могут быть:

- продукция отраслей горнодобывающей промышленности (код 142900 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг);

- технологический процесс по добыче ПГП;

- производство работ, связанных с разработкой месторождений ПГП.

2) Исходя из объекта сертификации целесообразно создание в установленном порядке соответствующих Правил функционирования Системы добровольной сертификации в сфере производства работ, связанных с пользованием недрами (либо в сфере производства работ, связанных с разработкой месторождений ПГП). Наряду с Правилами функционирования системы добровольной сертификации, видимо, необходим стандарт (регламент) «Смеси песчано-гравийные, щебень и гравий для строительных работ в Республике Татарстан».

Также целесообразно разработать и принять «Порядок пользования недрами при разработке месторождений песчано-гравийных пород в акваториях рек (водных объектов)», «Инструкцию по учету объемов горных работ при добыче ПГП в акваториях...» и др.

Применяемый ГОСТ 23735-79 «Смеси песчано-гравий-ные для строительных работ. Технические условия», относится к строительной деятельности, а не к деятельности по добыче и обогащению песчано-гравийных пород, поэтому вряд ли возможно применение данного ГОСТа к технологическим процессам ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.

В соответствии с лицензией на пользование недрами недропользователи осуществляют работы по добыче полезных ископаемых. Лицензию они получают не на переработку, как это указывается на практике, а на добычу полезных ископаемых. В связи с этим в лицензии должны быть четко прописаны целевое назначение лицензии (например, недра предоставляются для разведки и добычи ПГП) и виды работ.

При определении видов работ целесообразно руководствоваться ОКВЭД, где в разделе «Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических» определены виды деятельности по добыче прочих полезных ископаемых (п. 14.2 - добыча гравия, песка и глины; п. 14.50.29 -добыча и обогащение горных пород, содержащих графит и прочие полезные ископаемые, не включенные в другие группировки).

В целях эффективного регулирования во всех документах целесообразно установить единую терминологию. Пока, к сожалению, нет терминологического единства, встречаются термины «песчано-гравийные породы», «песчано-гравийные смеси», «нерудные строительные материалы». При этом надо учитывать, что в соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Республике Татарстан, утв. Распоряжением МПР России и Правительства РТ от 18 мая 2006г. № 27-р/623-р песчано-гравийные породы определены как вид общераспространенных полезных ископаемых. А в Приказе Минфина РФ от 29.12.2006 г. N 185н (ред. от 31.12.2008) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и порядка ее заполнения» в перечне видов добытых полезных ископаемых названы песчано-гравийные смеси, песок природный строительный, галька, гравий.

Термин «песчано-гравийные породы» характеризует полезные ископаемые, находящиеся в недрах, а термин «песчано-гравийные смеси» применяется к добытым из

5 (41) 2011

^научно-техническим журнал

Георесурсы

недр полезным ископаемым (песчано-гравийным породам), которые в соответствии с проектом разработки месторождения прошли соответствующую обработку, доведены до соответствующего состояния - соответствуют стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия), и являются добытым полезным ископаемым, подлежащим налогообложению.

В целях налогообложения необходимо руководствоваться:

- определением добытого полезного ископаемого, которое содержится в п.1ст.337 НК РФ (полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси) первая по своему качеству соответствующая стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия));

- либо п. 3 ст. 337 НК РФ, согласно которому полезным ископаемым признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ, а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок);

- техническим проектом разработки месторождения песчано-гравийных пород, в котором должна быть указана продукция, являющаяся конечным результатом разработки (в рассматриваемом случае результатом разработки является получение песчано-гравийных смесей);

- общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД).

Целесообразно провести ревизию лицензионных соглашений на предмет включения в них условий о соблюдении технологии добычи и обогащения ПГП и конечном результате разработки месторождения ПГП, установленном в техническом проекте разработки месторождения. Видимо, целесообразно разработать типовой технический проект разработки месторождения ПГП в акваториях.

В случае несоблюдения условий лицензий возможно применение ст. 20 Закона «О недрах» о прекращении права пользования недрами и п.10.2 «Порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых в Республике Татарстан».

Возможно применение ст. 51 Закона РФ «О недрах» о возмещении вреда, причиненного государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в действиях, которые привели к порче месторождений, но при условии оформления надлежащим образом доказательных документов.

R.N. Salieva, F.F. Shagidullin. Legal regulation in the sphere of exploitation of sandy gravel rock in Tatarstan.

This paper analyzes legal proceedings; federal and republican legislation regulating business undertakings in the sphere of geological studying the process of exploration of sandy gravel rock. Points concerning legal regulation in the sphere of exploitation of sandy gravel rock in Tatarstan are highlighted. Some proposals of improving the laws are made in the article.

Keywords: deposit of sand-gravel rocks, sand-gravel mixtures, tax regulation, technical regulation.

Роза Наилъевна Салиева

доктор юридических наук, профессор, действительный член РАЕН, заведующая лабораторией правовых проблем недропользования и экологии Института проблем экологии и недропользования АН РТ.

420087, Казань, ул. Даурская, 28. Тел.: (843) 275-96-35.

Фарид Фуатович Шагидуллин заместитель генерального директора ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

420107, Казань, ул. Петербургская, 52. Тел.: (843) 296-40-40.

Готовится к изданию

Природно-очаговые инфекции в лесах города Казани и Приказанского региона

Под редакцией В.А.Бойко, В.А.Трифонова, Р.С.Фассахова

В монографии, с использованием материалов 9-летних натурных съемок состояния элементов очагового комплекса, а также фондовой эпидемической информации учреждений Роспотребнадзора Республики Татарстан, изложены результаты исследований биологической структуры, эпизоотической активности, эпидемического проявления природных очагов клещевого энцефалита, иксо-дового клещевого боррелиоза и геморрагической лихорадки с почечным синдромом в лесах г. Казани и Прика-занского региона с разной степенью антропогенной (техногенной и рекреационной) нагрузки. Рассмотрены вопросы иммунологической структуры населения к возбудителям указанных инфекций и способы специфической и неспецифической профилактики заболеваний.

Книга предназначена для специалистов лечебно-профилактической службы и учащихся медико-биологических учебных учреждений.

I-■ •— научно-технический журнал

^^ Георесурсы 5 ир 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.