Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования в реализации принципа территориальной организации местного самоуправления'

Проблемы правового регулирования в реализации принципа территориальной организации местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
540
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОРОДСКОЙ ОКРУГ / ORGANS OF THE LOCAL HOME RULE / LOCAL BUDGETS / MUNICIPAL REGION / MUNICIPAL FORMATION / TOWN COUNTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Салов Сергей Юрьевич

В статье автор анализирует процесс реформирования местного самоуправления на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он приходит к выводу, что необходимо установить в соответствии с требованиями закона границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the legal regulation in realization of the local government territorial organization principle

In article author in detail analyses the process of the undertaking the reform of the local home rule on the grounds of Federal law FZ "About the general principle of the organizations of the local home rule in Russian Federation" from October 6 2003 in which organ state authorities subject to Russian Federation was ordered before 1 March 2005 to install in accordance with requirements of the Law of the border of the municipal formation and provide with corresponding to municipal formation by status town, rural settling, town neighborhood, municipal region.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования в реализации принципа территориальной организации местного самоуправления»

С.Ю. Салов

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Согласно ст. 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с вполне определенными и исчерпывающе обозначенными требованиями. Так, указывается, что вся территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями (сельскими и городскими). В свою очередь, территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. Входящие в территории поселения земли не зависят от форм собственности и целевого назначения. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

В ходе обсуждения законопроекта об общих принципах организации местного самоуправления выдвигались различные предложения относительно порога численности населения городского поселения (в частности, 50 тыс. жителей, 200 тыс. жителей и более), однако в окончательный текст закона они не попали, и этот вопрос остается открытым. Размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения. При этом границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не соблюдаться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях. Данные законодательные положения также являются новеллами.

Вместе с тем хотя новый закон и упорядочил определенным образом проблему правового регулирования территориальной организации местного самоуправления, однако остался ряд нерешенных вопросов. Это касается, в частности, общетеоретических вопросов соотношения административно-территориального устройства и территориальной организации местного самоуправления. Есть точка зрения, согласно которой административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации как механизм организаций государственной власти и административно-территориальное деление как способ организации местного самоуправления могут не совпадать, поскольку преследуют различные цели [1, с. 23].

Однако это весьма спорный момент. И в целом нужно отметить, что проблемы территориальной организации местного самоуправления во многом обусловлены тем, что отсутствует необходимое единство в правовом регулировании вопросов территориального устройства субъектов Российской Федерации. При рассмотрении территориальной организации местного самоуправления важным является вопрос о целесообразности организации двухуровневой системы местного самоуправления. Дело в том, что в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» он решается однозначно - двухуровневая система местного самоуправления становится обязательной для всех субъектов и действует на всей территории Российской Федерации. И если ранее эти вопросы могли регулироваться и другими федеральными законами, то теперь все сосредоточивается в одном акте. Одной из причин усиления федерального участия в правовом регулировании организации местного самоуправления послужили серьезные пробелы в нормативной базе о местном самоуправлении. И хотя субъекты Российской Федерации сохранили некоторые свои полномочия, их участие в нормативном решении многих вопросов местного самоуправления теперь не предусмотрено. Таким образом, содержание общих принципов

организации местного самоуправления, находящихся согласно Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в новом законе выглядит иначе, чем в прежнем. Их «федеральная составляющая» в большей степени, чем прежде, перевешивает «региональную» [2, с. 103].

Федеральный законодатель взял на себя решение вопросов, многие из которых уже апробированы в региональном законодательстве, и с принятием ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003) существенно изменилась система всех правовых актов о местном самоуправлении. Смысл этих изменений заключается в том, чтобы повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий, привести нормативную модель местного самоуправления в соответствие с общественной практикой. Вместе с тем, как представляется, федеральный законодатель занял излишне жесткую позицию, не допуская вариантов территориального устройства субъектов РФ в зависимости от местных условий.

В развитие федерального закона на уровне субъектов федерации издавались законы, в которых определялись территориальные принципы организации местного самоуправления. Обычно это проводилось в рамках законов о местном самоуправлении. Так, в Краснодарском крае в 2004 г. был принят закон «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» [3]. Здесь, в частности, устанавливается, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Краснодарского края в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и т.п. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами Краснодарского края в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 11-13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6).

В законе довольно подробно (ст. 7) регулируются вопросы границ муниципальных образований. Подчеркивается, в частности, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: 1) территория Краснодарского края разграничивается между поселениями; 2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, входят в состав муниципальных районов; 3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; 4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; 5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями); 6) в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 3 000 человек и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 3 000 человек каждый; 7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения; 8) в соответствии с законом Краснодарского края статусом сельского поселения с учетом плотности населения Краснодарского края и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 000 человек; 9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения, и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте; 10) размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения; 11) границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального

района - с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района; 12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения; 14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района; 15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами Краснодарского края; 16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

При этом первоначально (после издания Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.) границы определялись законами субъектов РФ.

Еще одним существенным полномочием субъекта Российской Федерации является также первоначальное наделение населенных пунктов определенным муниципально-правовым статусом. Так, указанным законом Краснодарского края определено, что наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом Краснодарского края при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами Краснодарского края, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами Краснодарского края.

Вместе с тем практика показывает, что первоначально определение муниципально-правового статуса населенных пунктов на основе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. не всегда осуществлялось с учетом сложившихся исторических, культурных и иных условий. Одна из причин этого заключалась в том, что, приблизившись к разграничению института административно-территориального устройства как института организации государственной власти и института территориального устройства местного самоуправления как института организации муниципальной власти, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. оставил неясность в том, на каком уровне должны быть определены базовые территориальные категории обоих институтов, в частности, какие органы государственной власти - федеральные или региональные - должны разграничить понятия сельского и городского населенных пунктов и какие признаки следует положить в основу такого разграничения, а также в решение вопросов о том, по каким критериям отдельные поселки включать в составы городских округов или предоставить им статус самостоятельного муниципального образования. А ведь окончательное прояснение соотношения административно-территориального деления субъекта Федерации и муниципального территориального устройства невозможно без применения единого понятийного аппарата того и другого на федеральном уровне [4, с. 11].

Так, проблемная ситуация сложилась в Коми Республике. Здесь в состав городского округа Сыктывкар первоначально, в порядке реализации ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», был включен поселок городского типа Эжва, который ранее обладал статусом муниципального образования. И вот с тех пор продолжается, приобретая достаточно острые формы, противостояние общественных организаций и многих жителей Эжвы за статус самостоятельного городского округа для

территории данного населенного пункта [5]. Следует отметить, что основания для придания Эжве городского округа достаточно весомые. Дело в том, что изначально поселок Эжва сформировался во время строительства крупнейшего целлюлозно-бумажного комбината как «приложение». Затем, после пуска комбината в эксплуатацию, в него стали поселяться работники данного комбината. Следует отметить, что в целом это был чисто промышленный район. В силу своих больших возможностей комбинат стал вкладывать довольно большие средства в развитие поселка и довольно скоро (уже к середине 1970-х гг.) поселок превратился в современный городок. Административно-территориально он с самого начала относился к городу Сыктывкару, находясь от него на расстоянии 20 километров и имея некоторую автономию, заключавшуюся в том, что это был единственный обособленный район со своими РК КПСС и райисполкомом на территории Сыктывкара. Данное обстоятельство не вызывало каких-либо трений, учитывая имевшуюся в СССР вертикаль власти. Однако после начала 1990-х гг. ситуация кардинально изменилась. Поселок Эжва с крупнейшим в Европе целлюлозно-бумажным комбинатом был вполне самодостаточным, и вполне естественно, что после принятия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. там было сформировано муниципальное образование с избранными населением органами местного самоуправления. Но такая ситуация не устраивала ни руководство столицы Коми Республики города Сыктывкара, враз лишившегося огромных, по местным меркам, налоговых поступлений от предприятия-гиганта, ни руководство Республики, заинтересованное в приоритетном развитии ее столицы. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., как отмечалось, позволял «нарезать» муниципальные образования, не спрашивая население соответствующих территорий (здесь могут быть иные варианты [6, с. 22], но к данному случаю они не относятся, о некоторых из них речь пойдет ниже), что и было сделано с поселком Эжва, который в качестве внутригородского административного района был включен в состав муниципального образования город Сыктывкар с потерей муниципальных полномочий. Такое решение сомнительно с точки зрения конституционного положения о том, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

В этой связи в литературе справедливо отмечается, что изменения, вносимые в территориальную организацию местного самоуправления, не должны нарушать структуру данной организации, осуществляться с соблюдением основных начал регулирования территориальной основы местного самоуправления. Кроме того, при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, должен соблюдаться конституционный принцип учета мнения населения соответствующих территорий. При этом важнейшее значение при определении границ территорий сельских и городских поселений будут играть оценочные критерии и принципы, на основе которых субъекты Российской Федерации будут устанавливать границы муниципальных образований. В частности, именно в сфере ведения субъектов Российской Федерации будет находиться решение таких вопросов установления площади поселений и районов в малонаселенных территориях. В границы района включаются территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также межселенных территорий [2, с. 112].

Изложенное дает основание полагать, что при разграничении полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере территориальной организации субъектов Российской Федерации следует учитывать важность того или иного элемента территориального устройства, его место в общей системе территориальной организации Российской Федерации. Федеральное регулирование должно охватывать наиболее важные вопросы территориальной организации субъектов Российской Федерации, имеющие общегосударственное значение, такие как определение критериев отнесения территории к категории поселения - базового, первичного элемента территориальной организации государства; определение порядка формирования уровня территориальной организации субъекта Российской Федерации, являющегося базовым для организации деятельности федеральных государственных органов в субъекте Российской Федерации. Остальные вопросы, в том числе определение уровней системы муниципальных образований, должны решаться, на наш взгляд, на уровне субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Берг О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты // Журнал российского права. 2001. № 4.

2. Черкасов В.А. Территориальная организация местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

3. Закон Краснодарского края от 07 июля 2004 го-да № 717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» (ред. от 04.07.2006) // КонсультантПлюс

4. Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: продолжение спора // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2004.

5. Молодежь Севера. 2006. 15 октября.

6. Замотаев А.А. О некоторых проблемах реализации переходных положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (о вопросах установления границ и статусов муниципальных образований) // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.