Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования таможенных платежей'

Проблемы правового регулирования таможенных платежей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2425
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования таможенных платежей»

Елена КОВАЛЕНКО

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Обеспечение уплаты таможенных платежей используется в таможенном законодательстве в целях гарантирования своевременного и полного поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, а также предотвращения возможного ущерба от их несвоевременного или неполного поступления. Правовые основы обеспечения уплаты таможенных платежей содержатся в гл. 31 Таможенного кодекса Российской Федерации1 (далее по тексту ТК РФ) «Обеспечение уплаты таможенных платежей», закрепляющей общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также конкретные способы обеспечения уплаты таможенных платежей. Анализ положений, закреплённых в указанной главе ТК РФ, позволяет сделать вывод, что использование обеспечения возможно лишь при уплате таможенных пошлин, налогов. Это, безусловно, подтверждается сложившейся практикой применения обеспечения при исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и не используется при исполнении обязанности по уплате таможенных сборов. В связи с этим предлагаем законодателю заменить название гл. 31 ТК РФ «Обеспечение уплаты таможенных платежей» на «Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов» и, соответственно, слова «обеспечение уплаты таможенных платежей» заменить на «обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов» в ст. 338, 339, 340,

341, 342, 345, 347 ТК РФ.

Следует особо отметить, что в отличие от гл. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов», гл. 31 ТК РФ более детально регулирует отношения, возникающие по поводу обеспечения

1 Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп. на 3 декабря 2008 г.) // СЗ РФ, 2003, № 22, ст. 2066, 2008; № 49, ст. 5748.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп. на 26 ноября 2008 г.) // СЗ РФ, 1998, № 31, ст. 3824, 3825; 2008, № 48, ст. 5519.

исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Также ТК РФ оперирует понятием «обеспечение», и, в отличие от НК РФ, исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечивается не только при предоставлении отсрочки и рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, но и в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством. В этом и заключается специфика института «обеспечения», используемого в таможенной сфере.

Статья 337 ТК РФ содержит общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Во-первых, исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях:

- предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей;

- условного выпуска товаров;

- перевозки и (или) хранения иностранных товаров;

- осуществления деятельности в области таможенного дела (ст. 337 ТК

РФ);

- выпуска товаров до истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 149 ТК РФ);

- если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными, либо заявленные сведения должным образом не подтверждены (п. 3 ст. 153 ТК РФ);

- изъятие товаров и наложение ареста на них могут не производиться, если лицо, у которого они обнаружены, предоставляет обеспечение уплаты таможенных платежей (п. 4 ст. 377 ТК РФ);

- в соответствии с п. 2 ст. 391 ТК РФ;

- в иных случаях, предусмотренных ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации (ст. 17 ТК РФ)1.

Также ТК РФ определяет случаи, при которых обеспечение не предоставляется, а именно:

- если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов составляет менее 20 тыс. руб.;

- если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

Однако на практике бывают случаи, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов составляет менее 20 тыс. рублей, однако таможенный орган требует от обязанного лица предоставить ему обеспечение.

По мнению автора, второй случай, при котором обеспечение не предоставляется, имеет дискреционный характер (то есть, реализуемый по собственному усмотрению), поскольку таможенный орган самостоятельно определяет данные условия. Кроме того, действующее таможенное законодательство не содержит норм, чётко закрепляющих критерии, позволяющие таможенному органу определить, что обязательства перед ним будут выполнены. Следует согласиться с мнением некоторых учёных, что формулировка «имеет основания полагать» наделяет таможенные органы огромными дискреционными полномочиями, в связи с чем введение законодателем в п. 2 ст. 337 ТК РФ данного положения «вряд ли является оправданным». Безусловно, данное положение нарушает презумпцию добропорядочности участников гражданского оборота и новый для таможенного законодательства принцип добросовестности участника внешнеэкономической деятельности2.

1 Распоряжение ГТК РФ от 29 октября 2003 г. № 596-р «Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей» // Таможенный вестник, 2004, № 5.

2 Шавшина В.П., Васильев С.В. Комментарий к порядку работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей, утверждённый распоряжением ГТК России от 29.10.2003 № 596-р // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров, 2005, № 6-8 // Справочноправовая система «Гарант».

Вышеизложенная точка зрения полностью поддерживается автором. Кроме того, по нашему мнению, указанное положение является коррупционным и не соответствует направлениям государственной политики в сфере борьбы с коррупцией. Поэтому считаем, что указанное положение, содержащиеся в п. 2 ст. 337 ТК РФ, следует либо исключить, либо изложить в следующей редакции: «Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб., а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством», с учётом того, что указанные случаи чётко будут регламентироваться таможенным законодательством.

В целях детализации применения положений п. 2 ст. 337 ТК РФ федеральный таможенный орган в издаваемых им актах даёт следующие разъяснения. Согласно п. 2 ст. 337 ТК РФ обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены, независимо от того, соблюдением каких условий, установленных таможенным законодательством, внесение такого обеспечения обусловлено (за исключением случаев, когда внесение обеспечения является условием для включения в реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также прямых предписаний нормативных правовых актов в области таможенного дела). Решение о необходимости внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимает начальник таможенного органа с учетом системы анализа и управления рисками. При принятии решения надлежит руководствоваться в первую очередь тем, что задолженность по уплате таможенных платежей, возникшая в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства, взятого перед таможенным органом, должна быть погашена в любом случае1.

1 Письмо ГТК РФ от 26 апреля 2004 г. № 01-06/15406 «О предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей» // Таможенный вестник, 2004, № 10.

Во-вторых, п. 3 ст. 337 ТК РФ закрепляет условия принятия таможенными органами генерального обеспечения. Г енеральное обеспечение является одним из видов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, который применяется в случаях, когда одним и тем же лицом совершаются несколько таможенных операций в определённый срок. Таможенные органы принимают также данное обеспечение для совершения таможенных операций в нескольких таможенных органах, если оно может быть использовано ими при нарушении обеспечительных обязательств. Считаем, что целесообразно указанный пункт дополнить словами «порядок принятия таможенными органами генерального обеспечения определяется нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела».

В-третьих, п. 4 ст. 337 ТК РФ определяет круг лиц, которые могут производить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенные органы не выказывают заинтересованности как в установлении конкретного плательщика таможенных платежей, так и лица, предоставляющего обеспечение. В связи с чем на практике возникает вопрос: нет ли противоречия между нормами ст. 45 НК РФ о том, что за другое лицо налоги платить нельзя, и правилами п. 2 ст. 328 ТК о том, что любое лицо вправе уплатить (в том числе, и вместо другого лица) таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу? 1

На наш взгляд, безусловно, противоречие между НК РФ и ТК РФ есть, поскольку речь идёт именно об уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, но, по нашему мнению, для целей таможенного законодательства нормы ст. 328 ТК имеют приоритет по сравнению с НК РФ.

1 Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Гуева. - М. : Экзамен, 2007.

В-четвертых, п. 5 ст. 337 ТК РФ регламентирует общий порядок возврата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В свою очередь, в ст. 357 ТК РФ закрепляется особый порядок возврата денежного залога.

Думается, что к вышеперечисленным общим условиям обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов следует причислить и иные условия, закреплённые таможенным законодательством. Например, нормы (ст. 338 ТК РФ), регулирующие порядок определения размера обеспечения исполнения уплаты таможенных пошлин, налогов, поскольку эти нормы относятся ко всем способам обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а без определения размера обеспечения невозможно представить непосредственно само обеспечение.

В соответствии с п. 1 ст. 338 ТК РФ размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенными органами. При расчёте в качестве верхнего предела используют суммы таможенных платежей и процентов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения при ввозе товара или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта. При этом размер обеспечения уплаты таможенных платежей не может превышать размер указанных сумм. Вопрос о размере обеспечения уплаты таможенных платежей решается таможенным органом на основании сведений, поданных декларантом, о наименовании товаров, их характере, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости.

Однако нередко в таможенной практике оказывается невозможным определить точную сумму подлежащих уплате таможенных платежей. В данном случае размер обеспечения определяют исходя из наибольшей величины ставок таможенных платежей, стоимости и (или) количества товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений (п. 2 ст. 338 ТК РФ).

При осуществлении контроля таможенной стоимости, как правило, возникают сомнения не столько в характеристиках товара (его наименовании, количестве, стране происхождения), сколько в правильности определения таможенной стоимости в соответствии с заявленным методом её определения. В этом случае необходимо уточнение уже заявленной таможенной стоимости с учётом конкретных обстоятельств сделки. Таможенный орган вправе начислить дополнительно таможенные платежи, которые должны быть обеспечены. В этом случае размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется как разница между суммой таможенных платежей, дополнительно начисленных с учётом требований, содержащихся в п. 1 и 2 ст. 338 ТК РФ, и суммой уплаченных таможенных платежей (п. 3 ст. 338 ТК РФ).

Рассмотренный порядок расчёта размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, позволяет сделать вывод о том, что в целях усовершенствования данной процедуры в таможенном законодательстве необходимо закрепить определённый срок, в течение которого таможенный орган обязан рассчитать размер требуемого обеспечения. Негативным моментом является то, что в настоящее время не существует утвержденной методики определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей на сегодняшнем этапе развития российской экономики является эффективной гарантией наполнения государственной казны. Поэтому выявленные проблемы в процессе анализа общих условий обеспечения уплаты таможенных платежей, а также предложенные пути их преодоления, безусловно, будут способствовать совершенствованию таможенного законодательства и, как следствие, стабильности всей финансовой системы государства.

КОВАЛЕНКО Елена Петровна - аспирант СЮИ МВД РФ; ассистент по кафедре конституционного и муниципального права СГУ им. Н.Г. Чернышевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.