Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования предоставления гражданам отсрочек от военной службы по семейным обстоятельствам'

Проблемы правового регулирования предоставления гражданам отсрочек от военной службы по семейным обстоятельствам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
258
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ОТСРОЧКА / СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ / ОТСРОЧКА ПО СЕМЕЙНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каменев Денис Александрович

В статье анализируются некоторые проблемы предоставления гражданам отсрочек от военной службы по призыву по семейным обстоятельствам, возможные пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каменев Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования предоставления гражданам отсрочек от военной службы по семейным обстоятельствам»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ _ПРАВО_

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ ОТСРОЧЕК ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО СЕМЕЙНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

Каменев Д.А.

Каменев Денис Александрович - студент, юридический факультет, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются некоторые проблемы предоставления гражданам отсрочек от военной службы по призыву по семейным обстоятельствам, возможные пути решения этих проблем.

Ключевые слова: военная служба, отсрочка, служба по призыву, отсрочка по семейным обстоятельствам.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, что непосредственно установлено в статье 59 Конституции. Данное конституционное положение получило свое развитие в Федеральном законе № 53 от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" [1] и Федеральном законе № 31 от 24 января 1997 г. "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" [2].

Закон о воинской обязанности устанавливает различные формы реализации этой обязанности: воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. К этому списку, на мой взгляд, следует добавить альтернативную гражданскую службу, поскольку она может рассматриваться как форма реализации воинской обязанности в России, так как предусматривает осуществление трудовой деятельности в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву.

Однако в современный период, в связи с проведением военной реформы, наиболее актуальными являются проблемы реализации воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву, так как организация призыва на военную службу - это сложное организационно-правовое действие, связанное с реализацией комплекса правовых норм. В частности, проблемы правового регулирования предоставления отсрочек от призыва на военную службу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу, среди прочего, не призываются граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим предоставление отсрочек от военной службы, является названы выше федеральный закон, а именно - статья 24. В соответствии с конструкцией данной нормы основания получения отсрочки можно разделить на императивные и диспозитивные.

Императивные основания имеют место, когда в силу сложившихся фактических обстоятельств гражданам в обязательном порядке предоставляются отсрочки от военной службы, к таким относятся основания, содержащиеся в части первой названной статьи. Эти основания являются обязательными по различным причинам, в

их числе: состояние здоровья самого гражданина, состояние здоровья членов его семьи, семейные обстоятельства, связанные с наличием и воспитанием детей, обязанности по опеке и попечительству, особенности профессиональной деятельности гражданина.

Диспозитивные основание отличаются тем, что по ним отсрочка предоставляется гражданину только при наличии его непосредственного волеизъявления отсрочить прохождение военной службы, то есть гражданин имеет возможность реализовать его субъективное право на получение отсрочки. Данные основания установлены частью второй статьи 24 ив общем виде к ним можно отнести основания, связанные с обучением гражданина в образовательных учреждениях, а также иные основания.

Касательно проблем правового регулирования предоставления отсрочек от военной службы следует более детально рассмотреть некоторые основания для их предоставления, связанные с различными семейными обстоятельствами, так как именно эти основания представляются наиболее проблематичными.

Законодательство устанавливает такие основания, исходя из интересов ребенка и семьи, что соответствует части второй статьи седьмой Конституции Российской Федерации, так как эта норма гарантирует государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.

В частности, по подпункту «б» пункта 1 статьи 24 отсрочка от призыва предусмотрена для граждан, занятых постоянным уходом за близкими родственниками. Для наличия этого основания должны быть соблюдены определенные законом требования. Помимо прочего закон устанавливает перечень членов семьи, необходимость ухода за которыми является условием получения отсрочки на мой взгляд слишком узок. Этот перечень не включает себя достаточно широкий круг лиц, уход за которыми, на мой взгляд, мог бы служить основанием для получения отсрочки при соблюдении иных условий. Среди них отчимы (мачехи), бывшие опекуны, попечители гражданина, а также фактические воспитатели, то есть лица, которые могли воспитывать и содержать гражданина, не имея с ним близких родственных связей. С другой стороны, в случае безосновательного расширения такого круга лиц, возможно злоупотребление со стороны граждан, желающих избежать призыва. Однако, чтобы предупредить такие злоупотребления следует использовать уже существующие механизмы административного, пенсионного, трудового и семейного законодательства.

Множество проблем существует и в рамках оснований для получения отсрочек от военной службы, связанных с рождением и воспитанием детей. Нормы, устанавливающие эти основания, на мой взгляд, характеризуются некоторой неполнотой и неточностью. Приведу несколько примеров. Подпункт «г» пункта 1 статьи 24 федерального закона устанавливает такое основание, как наличие двух и более детей. Фактически, принимая решение о предоставлении отсрочки гражданину по этому основанию, призывная комиссия освобождает его от военной службы, так как только абсолютно исключительные обстоятельства (смерть детей, лишение родительских прав) могут повлечь прекращение отсрочки. В виду этого не ясно, почему этот факт юридически является основание для предоставления отсрочки, а не для освобождения от военной службы по призыву. Подпункт «в» части 1 названной статьи устанавливает право на отсрочку в случае, если мужчина воспитывает ребенка без матери. Данная формулировка явно нуждается в уточнении, поскольку существует немало жизненных обстоятельств, при которых ребенок может расти без матери, например: смерть матери, усыновление (удочерение) неженатым мужчиной, принятие судом решения об оставлении ребенка с отцом при расторжении брака, ограничение или ограничение родительских прав матери. В первых двух случаях ситуация представляется более ясно, так как отец, являясь единственным родителем ребенка в принципе, имеет право на отсрочку. Однако при расторжении брака вопрос о предоставлении отсрочки от военной службы решить не так просто. Исходя из

67

положений Семейного кодекса Российской Федерации [3] (п. 1 ст. 55), расторжение брака, как и признание его недействительным, не влияют на права ребенка, в частности, в случае раздельного проживания родителей, ребенок имеет право на общение с каждым из них, что не противоречит праву родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ребенком, участие в его воспитании, решении вопросов образования. На законодательном уровне не существует процедуры по передаче ребенка, проживающего совместно с отцом, матери на время прохождения его отцом военной службы или по каким-либо иным уважительным обстоятельствам отсутствия отца. В связи с вышесказанным возникает вопрос, попадает ли ситуация, когда ребенок воспитывается отцом и проживает с ним под категорию, установленную законом как основание для предоставления отсрочки, а именно «воспитывающим без матери». Ответа на этот вопрос в законодательстве нет, однако представляется, что следует законодательно закрепить специальный порядок решения вопроса о передаче ребенка его матери на период прохождения отцом военной службы, при обязательном участии органов опеки и попечительства при разрешении этого вопроса. Обязательность участия органов опеки и попечительства обоснована тем, что в абсолютном большинстве случаев по решению суда ребенок остается с матерью, а если суд решил оставить ребенка с отцом, значит на это есть веские обстоятельства, а передача его на время прохождение отцом военной службы матери может создать определенную опасность для ребенка.

Анализ указанных обстоятельств показывает, что они нуждаются в определенной доработке и конкретизации, так как они являются в некоторой степени неточными и могут вызвать проблемы в их понимании при непосредственном правоприменении.

Решение указанных проблем может быть осуществлено несколькими способами. В частности, возможно сокращение оснований для получения отсрочек от военной службы, однако этот метод представляется неоправданным и вызовет определенное недовольство граждан, так как может нарушать их конституционные права и свободы. Если обратиться к зарубежному законодательству, то, обращаясь к закону Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих», в связи с тем, что в части первой статьи 35 «отсрочка от призыва на воинскую службу» указано, что отсрочка от призыва на воинскую службу предоставляется гражданам по решению районной призывной комиссии, а сами основания указаны более коротко и неконкретезированно, можно сделать вывод, что законодатель, указав общие основания, предоставил большие полномочия компетентным органам власти в части установления оснований и предоставления отсрочек от военной службы, то есть делегировал возможность расширительного толкования норм права органам власти.

Однако представляется, что законодателю в России следует пойти по пути уточнения, конкретизации и устранения пробелов в законодательстве в части установления оснований для предоставления отсрочек от военной службы гражданам Российской Федерации. Такой метод представляется наиболее соответствующим общим принципам права Российской Федерации, законности и справедливости.

В заключении хотелось бы отметить, что хоть и правовое регулирование предоставления гражданам отсрочек от военной службы по семейным обстоятельствам имеет определенные проблемы и пробелы, в государстве существуют необходимые правовые инструменты и возможности для устранения проблем в указанной сфере правового регулирования.

Список литературы

1. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «О воинской

обязанности и военной службе». Собрание законодательства Российской

Федерации, 1998. № 13. Ст. 1475.

2. Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-Ф3 (ред. от 18.12.2018) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. № 9. Ст. 1014.

3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 18.03.2019) \\ Собрание законодательства РФ, 1996, № 1. Ст. 16.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Головнева В.И.

Головнева Виктория Игоревна - студент, факультет подготовки специалистов для судебной системы, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация: в данной статье будут исследованы виды налоговых льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства. Особое внимание уделяется налогу на профессиональный доход.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), налоговые льготы, специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, налог на профессиональный доход.

ВО!: 10.24411/2412-8228-2019-10401

Первоначально необходимо определиться с самим понятием данных субъектов. Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - «МСП») - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [1].

К субъектам МСП относятся: хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Критерии, по которым происходит отнесение данных субъектов предпринимательской деятельности к субъектам малого и среднего предпринимательства, следующие:

1) Что касается численности работников, то для малого предпринимательства предельная численность составляет - 100 человек, а для микропредприятий эта цифра равна 15. Что касается среднего предпринимательства, то для них количество работников может варьироваться от 101 до 250 человек;

2) Сумма выручки без НДС за год для малых предприятий равняется 800 000 000 рублей, а для микропредприятий - 120 000 000 рублей. Для субъектов среднего предпринимательства эта сумма равняется [2];

3) Доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных в уставном капитале ООО не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц или юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49% [3].

Также имеются и другие критерии, которые установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.