Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую'

Проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2600
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ / ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хураськина Н. В.

В статье рассмотрены проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF TRANSFER OF LANDS FROM ONE CATEGORY TO ANOTHER

The problems of legal regulation of the transfer of land from one category to another are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую»

Социально-политические науки

1’2013

3.5. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ

Хураськина Н.В., к.биол.наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую.

Ключевые слова: правовое регулирование, категории земель, перевод земель из одной категории в другую.

THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF TRANSFER OF LANDS FROM ONE CATEGORY TO ANOTHER

Khuraskina N.V., Ph.D. in biology, associate professor of civil and legal disciplines of the Chuvash State University.

Summary: The problems of legal regulation of the transfer of land from one category to another are considered in this article. Key words: правовое регулирование, категории земель, перевод земель из одной категории в другую.

В соответствии с нормами действующего законодательства земли в Российской Федерации разделены по категориям в соответствии с их целевым назначением. Использование земель не в соответствии с целевым назначением не допускается.

Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования (ч. 4 ст. 9 ГсК РФ).

В настоящее время нормы права, в той или иной степени регулирующие вопросы перевода земель из одной категории в другую, содержатся в ряде нормативно-правовых актов земельного, лесного, водного и градостроительного законодательства. Кроме того, действует ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. Существует также ряд нормативноправовых актов субъектов Российской Федерации, посвященных тому же вопросу.

На сегодняшний день порядок перевода земель и земельных участков достаточно проработан. Однако в правоприменительной практике остаются нерешенными некоторые вопросы, связанные с решением нестандартно поставленных задач. Так, многие вопросы, касающиеся порядка перевода земель, возникают при переводе в категорию "земли населенных пунктов" земельных участков из земель иных категорий. Основная проблема возникает в связи с тем, что при присоединении к существующему населенному пункту земельного участка из состава иных земель необходимым условием является перенос границ населенного пункта.

Норма ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» об установлении и изменении границ населенных пунктов сформулировано неясно. Это позволяет отметить, что при установлении или изменении границ населенных пунктов

целевое назначение земельных участков изменяется, и перевод земли из одной категории в другую осуществляется автоматически.

Перевод земельных участков из одной категории в другую производится в соответствии с определенной процедурой. Она является единой для земель всех категорий, с определенными особенностями, предусмотренными тем же федеральным законом. Полностью исключать прохождение подобной процедуры для категории земель населенных пунктов, фактически подменяя ее процедурой установления или изменения границ населенных пунктов, было бы неверным, противоречащим основным принципам земельного законодательства.

Кроме того, ст. 8 ЗК РФ четко разделены полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, связанные с переводом земельных участков. Так, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, -органами местного самоуправления.

Установление и изменение границ населенных пунктов являются прерогативами органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации. Так, если вследствие изменения границ населенного пункта, без прохождения установленной процедуры перевода земель было бы изменено целевое назначение земельного участка, находящегося, например, в федеральной собственности, такое изменение целевого назначения нельзя было бы признать законным.

Представляется, что логичным было бы изменение и уточнение соответствующих норм ЗК РФ и ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Много вопросов возникает при отграничении категорий земель «земли лесного фонда», «земли сельскохозяйственного назначения» от территориальных зон земель населенных пунктов. Достаточно сложно определить на практике целевое назначение и категорию земель пригородных зон.

Н.В. Хураськина

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ ИЗ

ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ

В соответствии с положениями ст. 86 ЗК РФ в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. В них выделяют территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Если такие пригородные зоны находятся вне границ населенных пунктов и сами по себе населенными пунктами не являются, значит, они имеют какое-либо иное целевое назначение и не относятся к категории земель населенных пунктов.

Таким образом, основные проблемы действующего законодательства, регулирующего порядок перевода

земель и земельных участков из одной категории в другую, разрешаются на уровне правоприменительной практики, но не на уровне нормативно-правовых актов. Такую ситуации нельзя назвать положительной, так как фактически судам приходится брать на себя несвойственную им правотворческую функцию. Они в свою очередь часто занимают диаметрально противоположные позиции.

Представляется, что назрела необходимость как внесения ряда изменений в действующие законодательные акты, так и принятия новых актов. Они должны регулировать актуальные вопросы, связанные с понятием «категория земель» и изменением целевого назначения земельных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.