УДК 352
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СМИ*
А. В» Минбалеев, кандидат юридических наук; доцент кафедры конституционного и
административного права ЮУрГУ
Проанализированы актуальные вопросы о понятии и сущности Интернет-СМИ как особой формы распространения массовой информации. Автор приходит к выводу, что Интернет необходимо рассматривать не как СМИ, а как среду для их функционирования. Предлагается использование и законодательное закрепление категории «Интернет-СМИ».
Ключевые слова: массовая информация, Интернет, средства массовой информации, правовое регулирование.
Первые российские профессиональные Интернет-СМИ появились на свет в конце XX века. Так, первая в России ежедневная Интернет-газета «Газета.ру» появилась только в 1998 году. Количество российских сетевых изданий сегодня посчитать практически невозможно, так как регистрация не является для них обязательной. Увеличение числа Ин-тернет-СМИ и их вариаций во многом связано и с отсутствием правовых норм, которые регулировали бы отношения в сети Интернет. У исследователей сегодня же вполне закономерно возникает вопрос, что же следует признавать в качестве средства массовой информации в сети Интернет и как осуществлять регулирование отношений, складывающихся по поводу функционирования Интернет-СМИ?
Прежде всего обратимся к категориальному аппарату, который используется для обозначения форм распространения массовой информации в сети Интернет. Для обозначения СМИ, распространяющихся в Интернете, используют следующие понятия: «Интернет-СМИ», «онлайновые СМИ», «on-line СМИ» «электронные СМИ», «сетевые СМИ», «веб-СМИ», «масс-медиа российского Интернет», «четвертое СМИ», «сетевые издания» и т.п. Все они отражают в определенной степени природу данных СМИ, но в большинстве своем страдают отдельными недостатками.
В Законе РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.1 (далее - Закон о СМИ) проблема наименования данного вида СМИ была решена при помощи словосочетания «иные СМИ». На данный момент этого явно не достаточно. Под категорию «иные СМИ» сегодня стали подпадать любые СМИ, распространяющиеся по средствам телеком-
муникаций, в том числе посредством мобильной связи.
Применительно к категории «электронное издание» понятие «издание» сложно применить, например, к вещательным СМИ, распространяющим свою продукцию через Интернет. Как справедливо отмечает В. Н. Монахов, «понятие «электронное издание» достаточно близко, до степени смешения, соприкасается с понятием «электронные СМИ», весьма прочно утвердившимся применительно к телерадиовещательным СМИ»2.
Нельзя назвать идеальным и выражение «сетевые СМИ» - оно довольно активно используется в сфере телерадиовещания, где под ним понимаются СМИ, объединенные в теле- и радио сети.
Представляется, что более логично использовать категорию «Интернет-СМИ» или «СМИ, функционирующие в сети Интернет».
Другой очень серьезной проблемой является рассмотрение сети Интернет в качестве СМИ или в качестве фактора отнесения определенной формы распространения массовой информации к СМИ (например, в Казахстане все сайты, создаваемые в сети Интернет, законодательно отнесены к СМИ). Впервые в России проблема электронных сетей как нового вида СМИ была поставлена в конце XX века. Так, Акопов А. И. одним из первых отмечал, что «без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации» и ставил проблему комплексного изучения компьютерных электронных сетей как нового СМИ3. В. В. Ворошилов тоже указывает на то, что «конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного средства массо-
вой информации - глобальной компьютерной сети «Интернет»4.
В противовес данному подходу сегодня справедливо сформирована иная точка зрения о рассмотрении Интернета как уникального информационного пространства, предоставляющего возможность функционирования неограниченному кругу форм и видов распространения массовой информации. Поскольку в Интернете существует множество ресурсов и сервисов, которые сложно однозначно отнести к СМИ, то и возникают мнения, опровергающие вышеуказанную точку зрения5. Так, И. Засурский определяет Интернет как набор коммуникационных каналов, коммуникационную среду. И. Давыдов определяет Интернет как еще один носитель информации: «Есть общая сфера медиа, внутри которой можно производить различия по типам носителей. И есть с некоторых пор среда, которая позволяет снять противоречия между типами носителей, объединить в рамках одного СМИ все достоинства (впрочем и недостатки) этих носителей»6. По мнению Я. Засурского, «Интернет - многофункциональная система, основными функциями которой являются социальная, информационная и экономическая. Социальная функция приводит к образованию новых форм коммуникативного поведения в среде, где господствуют горизонтальные связи и отсутствуют территориальные, иерархические и временные границы, информационная — обеспечивает хранение, механизмы поиска и доступа к имеющейся информации, экономическая - направлена на получение коммерческой прибыли и на дальнейшее стимулирование развития глобальной информационной инфраструктуры»7.
В энциклопедии Яндекса (Шр://епсус1. yandex.ru) обнаруживаем скорее не определение, а объяснение понятия «Интернет-СМИ»: «Интернет можно рассматривать как медиасреду, аналогичную телевидению, радио и прессе. В Интернете существуют свои средства массовой информации, общие и отраслевые. Некоторые из них зарегистрированы как обычные СМИ, но это пока скорее исключение, чем правило. Под Интернет-СМИ (е-тесИа) понимается регулярно обновляемый информационный сайт, пользующийся определенной популярностью и авторитетом (имеющий свою постоянную аудиторию).
Классическим проявлением Интернет-среды применительно к форме распространения массовой информации сегодня являются
сайты и блоги. Любой сайт и (или) блог сегодня является средством массовой информации в случае, если подпадает под признаки, указанные в ст. 2 и 24 Закона о СМИ. В соответствии со ст. 2 Закона о СМИ «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Соответственно под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Согласно ст. 24 Закона о СМИ («Иные средства массовой информации») «правила, установленные настоящим Законом для* периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное».
В данном случае возникает ряд сложностей при распространении положений о средствах массовой информации на сайт или блог, а также невозможность применения в этой ситуации ряда норм. Так, законодательно не определяется понятие периодичности распространения массовой информации и тиража издания применительно к сайтам, блогам и иным формам распространения массовой информации в Интернете. Кроме того, в Законе о СМИ используется категория «специализированное СМИ», под которым понимается средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого Законом о СМИ установлены специальные правила. Интернет-СМИ, бесспорно, должны быть отнесены к специализированным СМИ, но законодатель не устанавливает особых правил регистрации или распространения таких СМИ.
Таким образом, определение массовой информации вполне подходит к информации на сетевых ресурсах, так как содержащиеся на
Минбалеев А. В.
Проблемы правового регулирования ____________________Интернет-СМИ
них сообщения предназначены «для неограниченного круга лиц». А поскольку периодическое распространение массовой информации является одной из целей многих ресурсов, получается, что любой изредка обновляемый сайт является обычным средством массовой информации. Кроме того, на Интернет-СМИ распространяются и правила, установленные для радио- и телепрограмм, как распространяющие массовую информацию через «иные телекоммуникационные сети». Таким образом, современное законодательство о СМИ не позволяет однозначно разрешить проблемы, связанные с идентификацией СМИ в Интернете.
К сожалению, в настоящее время делаются попытки построения специальной нормативной базы правового регулирования сети Интернет без владения знаниями о технических и иных особенностях данной сети. Сегодня предлагают сделать из популярных интернет-сайтов газеты. Совет Федерации выступил с инициативой изменить Закон о СМИ. Ключевой поправкой должно стать положение об обязательной регистрации тех ресурсов, которые посещают не меньше 1000 человек вдень. В этой связи такие популярные сайты, как «В контакте» и «Одноклассники», а также многочисленные сайты знакомств, блоги в «Живом журнале», дневники, чаты вполне могут быть приравнены к СМИ, что, наверное, недопустимо, хотя бы в целях сохранения системы профессиональной журналистики.
Итак, разнообразие функций и возможностей служб Интернета показывает, что неправомерно относить Интернет в целом к средствам массовой информации. Интернет - это технология организации каналов передачи информации, основанная на цифровом способе передачи данных между компьютерами всего мира. На базе этих каналов и строится передача массовой информации, распространяемой через самые разнообразные формы, существующие в Интернете, многие из которых целесообразно признавать в качестве специализированных СМИ - Интернет-СМИ (СМИ, функционирующих в Интернете).
Проблемы правового регулирования функционирования средств массовой информации в условиях развития информационного общества в России сравнительно недавно стали подниматься в научной литературе. При этом ключевой проблемой в данной сфере является проблема регулирования деятельно-
сти СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет.
В проводившихся исследованиях по этому вопросу высказан ряд возможных вариантов (достаточность современного законодательства для регулирования Интернет-СМИ; необходимость изменения Закона о СМИ в части урегулирования правового статуса Ин-тернет-СМИ; необходимость принятия специального нормативного правового акта, регулирующего деятельность СМИ в Интернете). С позиции сравнительной оценки результатов проведенных исследований можно говорить о выявлении нового подхода возможного регулирования Интернет-СМИ, отличающегося от предложенных.
Прежде всего представляется необходимым внесение изменений в базовое законодательство Российской Федерации об информации и связи. В частности, закрепление базовых понятий (сеть «Интернет», «сайт» (в сети Интернет), домен, доменное имя, оператор услуг сети «Интернет», сетевой адрес (в сети Интернет)). Таким образом, будет сформирован легальный понятийный аппарат, на основе которого можно развивать нормы о регулировании СМИ в Интернете.
Далее необходимо на уровне уполномоченного федерального органа исполнительной власти определить параметры тех информационных объектов, функционирующих в сети Интернет, которые должны подпадать под действие законодательства о СМИ и которые таковыми не являются. Это позволит говорить о возможности использования владельцами информационных объектов, функционирующих в сети Интернет, режима СМИ для своих объектов. И только после этого необходимо вносить коррективы в Закон о СМИ, Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г.8 и другие нормативные акты в части особенностей функционирования Интернет-СМИ, отвечающих формальным критериям. Одним из вариантов решения данной проблемы также может быть развитие институтов саморегулирования. Однако в условиях разобщенности субъектов Интернет-простран-ства данный вариант решения исследуемой проблемы в ближайшие годы вряд ли можно реализовать. Представляется также, что сегодня отсутствует необходимость разработки и принятия специально закона, регулирующего функционирование Интернет-СМИ. Данный акт во многом бы дублировал Закон о СМИ и
привел бы к избыточному правовому регулированию.
1 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1992. - № 7. -Ст. 300.
2 Монахов В. Н. Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации. М., 2005. С. 53.
3 Акопов А. И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ. - 1998. - № 3. — С. 43-51.
4 Ворошилов В. В. Журналистика: учебник. СПб., 2000. С. 56.
5 См.: Чадаев А. Иллюзии русского Интернета: Интернет -СМИ // Русский журнал. - 2001. - 10 апр.; Давыдов И. Книга вымышленных существ // Независимая газета. -2001. - 14 февр.; Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник. М., 2002. С. 102.
6 Давыдов И. Книга вымышленных существ // Независимая газета. - 2001. - 14 февр.
7 Раскладкина М. К. Сетевая пресса как объект коммуникативных исследований // Сб. научных трудов «Тео-
рия коммуникации & прикладная коммуникация». Вестник Российской коммуникативной ассоциации / под ред. И. Н. Розиной. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002. Вып.1. С. 223-224.
8СЗ РФ.-2003.-№ 12.-Ст. 1232.
* Исследование выполнено в рамках поисковых научно-
исследовательских работ по теме «Правовое регулирование деятельности средств массовой информации в условиях развития информационного общества в России» (государственный контракт № П 1020 от 20.08.2009 г.) по проекту: «Проведение поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Юридические и политические науки» в рамках мероприятия 1.2.2 Программы» мероприятия 1.2.2 «Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук» по направлению 1 «Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
Статья поступила в редакцию 23 октября 2009 г.