Научная статья на тему 'Проблемы правового регламентирования местного самоуправления в России в условиях двоевластия (февраль-октябрь 1917 года)'

Проблемы правового регламентирования местного самоуправления в России в условиях двоевластия (февраль-октябрь 1917 года) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
815
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОМИТЕТЫ / ВОЛОСТНЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ / ВОЛОСТНЫЕ ЗЕМСКИЕ СОВЕТЫ / УЕЗДНЫЕ И ГУБЕРНСКИЕ ЗЕМСКИЕ УПРАВЫ / УЕЗДНЫЕ И ГУБЕРНСКИЕ КОМИССАРЫ / ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОСЕЛКОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОРОДСКАЯ И ЗЕМСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дерябина Екатерина Семеновна

В статье анализируется система законодательства по вопросам местного самоуправления в феврале-октябре 1917 года. Обращается внимание на традиционное проявление вмешательства центральной власти в решении местных вопросов через институт губернских и уездных комиссаров Временного правительства. В связи с этим, стремление создать действенную систему местного самоуправления обернулось возвращением к системе местного управления, контролируемой центральной властью. Другая проблема, с которой столкнулось Временное правительство - это невозможность полноценно реализовать свои законодательные идеи в условиях двоевластия. Поэтому принятие множества нормативных актов по реформированию системы местного самоуправления в условиях проявления многовластия, как в центре, так и на местах, не могло дать желаемого результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дерябина Екатерина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation Problems of Local Government in Rus-sia under Dual Power (February-October 1917)

The legislation system on local government issues in February-October 1917 is analyzed in the paper. Special attention is paid to traditional interference of central power into solving local issues through the institution of provincial and district commissioners of Provisional government. Hence, the desire to create effective system of local government resulted in return to the system of local government controlled by the central power. Provisional government also found difficulty in realizing fully its legislative ideas under dual power. Adopting a lot of legal acts on reforming the system of local government under polycracy could not give the desired result.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регламентирования местного самоуправления в России в условиях двоевластия (февраль-октябрь 1917 года)»

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

2.3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДВОЕВЛАСТИЯ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРЬ 1917 ГОДА)

Дерябина Екатерина Семеновна, канд. ист. наук, доцент. Должность: доцент. Подразделение: кафедра гражданского и предпринимательского права. Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Филиал: Пермский филиал. E-mail: esderyabina@mail.ru Аннотация: В статье анализируется система законодательства по вопросам местного самоуправления в феврале-октябре 1917 года. Обращается внимание на традиционное проявление вмешательства центральной власти в решении местных вопросов через институт губернских и уездных комиссаров Временного правительства. В связи с этим, стремление создать действенную систему местного самоуправления обернулось возвращением к системе местного управления, контролируемой центральной властью. Другая проблема, с которой столкнулось Временное правительство - это невозможность полноценно реализовать свои законодательные идеи в условиях двоевластия. Поэтому принятие множества нормативных актов по реформированию системы местного самоуправления в условиях проявления многовластия, как в центре, так и на местах, не могло дать желаемого результата.

Ключевые слова: местное самоуправление, общественные комитеты, волостные хозяйственные советы, волостные земские советы, уездные и губернские земские управы, уездные и губернские комиссары, городское управление, поселковое управление, городская и земская избирательные реформы.

LEGAL REGULATION PROBLEMS OF LOCAL GOVERNMENT IN RUS-SIA UNDER DUAL POWER (FEBRUARY-OCTOBER 1917)

Deryabina Ekaterina Semenovna, PhD in History, associate professor. Position: Associate Professor. Place of employment: National Research University Higher School of Economics. Branch: Perm branch. Department: civil and business law chair. E-mail: esderyabina@mail.ru Annotation: The legislation system on local government issues in February-October 1917 is analyzed in the paper. Special attention is paid to traditional interference of central power into solving local issues through the institution of provincial and district commissioners of Provisional government. Hence, the desire to create effective system of local government resulted in return to the system of local government controlled by the central power. Provisional government also found difficulty in realizing fully its legislative ideas under dual power. Adopting a lot of legal acts on reforming the system of local government under polycracy could not give the desired result.

Keywords: local government, public committees, volost economic councils, volost zemsky councils, uyezd and provincial zemstvo administration, uyezd and provincial commissioners, municipal government, township government, town and zemstvo election reform

Изучение особенностей системы местного самоуправления в переходные периоды отечественной истории актуализировано в связи с необходимостью осмысления проблем функционирования данной системы в современной России. В настоящее время достаточно часто муссируется вопрос о необходимости передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, исходя из имеющейся российской историко-правовой традиции, включая период двоевластия.1 Однако необходимо отметить, что сложность государственно-правовой ситуации периода двоевластия заключалась в отсутствии единого центра реализации высших властных полномочий, что не могло не отразиться не только на правовой регламентации местного самоуправления в феврале-октябре 1917 г., но и на сбое в реализации основных правовых идей, заложенных в действующее законодательство того времени.

Из выдвинутой актуализации темы исследования вытекают следующие задачи: раскрыть основные направления правовой регламентации системы местного самоуправления в условиях двоевластия (февраль-октябрь 1917 г.); выявить особенности функционирования данной системы в указанный период. В связи с чем, для историко-правового анализа этого не простого вопроса выбраны исторический, сравнительноправовой и системный методы исследования.

Отличительной чертой периода двоевластия в феврале-октябре 1917 года является создание множества органов местного самоуправления, имевших различные названия: общественные комитеты, волостные хозяйственные советы, волостные земские советы, волостные комитеты народной власти, общественнокрестьянские комитеты, комитеты Думы и др. Наряду с этими органами Временным правительством были образованы волостные, уездные и губернские продовольственные и земельные комиссии и комитеты.

Прежняя система местной административной власти некоторое время оставалась без изменений. Но революционная активность на местах заставила Временное правительство осуществить некоторое реформирование системы местного самоуправления. В связи с этим, при Министерстве внутренних дел под председательством С.М. Леонтьева было созвано Особое совещание. Начав работу 26 марта 1917 г., совещание за 6 месяцев выработало основной пакет документов, большинство из которых были утверждены Временным Правительством. В качестве основных задач по реформе местного самоуправления были поставлены: создание волостного земства и поселкового управления; реформа избирательного права в земствах, а также пересмотр земского и городового положений; устройство милиции; устройство местных органов административной юстиции; разработка правил о комиссарах Временного правительства; изменение местного финансирования в связи с определением порядка взыскания сборов; реформа местного устройства в не земских губерниях. В целом, удалось утвердить более сорока документов, направленных на реформирование всей системы местного самоуправления.

Необходимо отметить, что в реформах системы местного управления и самоуправления в описываемый период вновь просматривались два направления: восстановление властной вертикали (создание института

1 Гадельшина Л.И. Содержание принципа передачи финансовых средств органам местного самоуправления, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий //Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 1. С. 35-38.

58

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В 1917 ГОДУ

Дерябина Е.С.

комиссаров правительства) и демократическое преобразование системы земского и городского самоуправления, шедшее «снизу». Согласимся с точкой зрения Выштыкайловой А.А. в вопросе о необходимости разведения этих двух категорий по их правовому содержанию.2 Система местного управления отличалась формированием местных органов «сверху», единой вертикалью и строгой «иерархией администраторов», отсутствием самостоятельности в решении местных дел, наличием полномочий двух видов - «осуществление государственных и управление местными делами», единой бюджетной схемы и сметного финансирования.3 В свою очередь, идеальная модель системы местного самоуправления предполагает выборность местных органов, их относительную самостоятельность в решении вопросов местного значения, финансовую независимость. На протяжении всего периода двоевластия эти две тенденции будут иметь место. По мнению Евдошенко И.В., проявление двух тенденций связано еще и с тем, что взгляды на местное самоуправление у правительства и у значительной части «демократической общественности» не совпадали. Поэтому, не доверяя коалиционным комитетам, Временное правительство «стремилось сформировать собственную систему государственного управления, используя в качестве ее фундамента земские организации».4 Поскольку земства «привыкли работать под строгим административным надзором царских губернаторов»5, постольку становится понятным введение института комиссаров Временного правительства для создания подконтрольной им системы местного самоуправления.

В течение апреля-сентября 1917 г. Временное правительство приняло ряд важных нормативно-правовых актов, касающихся реформирования городского и поселкового самоуправления. Одним из таких актов было Постановление «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях» от 15 апреля 1917 г., утвердившее временные правила о производстве выборов гласных городских дум в городах, в которых продолжало действовать Го-родовое положение от 11 июня 1892 года, а также временные правила об участковых городских управлениях. В городских поселениях учреждалась система общественного управления.6 Правом участия в выборах гласных были наделены российские граждане обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составления избирательных списков двадцати лет, проживающие в данном городе, либо имеющие в городе «домашнее обзаведение», или состоящие «там на службе» или же имеющие «иные, связанные с городом, определенные занятия».7 Лица, состоящие на военной службе, принимали участие в выборах на общих основаниях. Из-

2 Выштыкайлова А.А. Местное управление и местное самоуправление в дореволюционной России // Сибирский юридический вестник. 2010. №1(48). С.22.

3 Выштыкайлова А.А. Там же. С. 22-23.

4 Евдошенко И.В. Трансформация местного управления и самоуправления России в феврале-октябре 1917 г.// Российский юридический журнал. 2005. № 3. С. 145.

5 Евдошенко И.В. Там же.

6 Постановление Временного Правительства «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях» / URL: constitutions.ru/archives/4984 копия (дата обращения: 15.02.14 г.)

7 Временные правила о производстве выборов гласных город-

ских дум / URL: constitutions.ru/archives/4984 копия (дата обраще-

ния: 15.02.14 г.)

бирательного права были лишены представители административной власти, их заместители, градоначальники, монашествующие лица, признанные в судебном порядке «безумные, сумасшедшие, глухонемые», приговоренные судом к уголовным наказаниям.8 Таким образом, новая избирательная система отменила принцип сословности, предоставив право на участие в выборах гласных городских дум всем гражданам, имеющим какую-либо связь с городом.

В продолжение городской избирательной реформы Временное правительство приняло ряд системообразующих актов, касающихся не только городского, но и поселкового самоуправления: Наказ о производстве городских выборов (3 мая); Преобразование 41 поселения в городские, с введением Городового Положения (30 мая); Городовое Положение (9 июня); Введение Городового Положения в дворцовых городах (26 мая и 14 июня), в городах Туркестана и в Темире Уральской области (14 июня); Положение о поселковом самоуправлении (15 июля); Наказ по поселковым выборам и Наказ о выборе поселковых гласных (11 августа); О порядке выделения городов из земств (сентябрь); Временное положение о поселковом управлении. Органам поселкового самоуправления «на основании общих гражданских законов» разрешалось «приобретать и отчуждать имущества, заключать договоры, вступать в обязательства, а также вчинять иски и отвечать на суде по делам поселка, с соблюдением правил, установленных для казенных управлений. Для удовлетворения потребностей, отнесенных к ведению поселкового управления, поселковое собрание имело право облагать денежными сборами, находящимися в пределах поселка, недвижимые имущества и устанавливать иные сборы. Поселковым управлениям предоставлялось, на основании особых правил, вступать в союзы и товарищества для удовлетворения тех потребностей, которые входят в круг ведомства названных управлений.9 Подобные функции были и у органов городского самоуправления. Таким образом, городские муниципалитеты и органы поселкового управления становились хозяйствующими субъектами. По мнению Мамаева А.В., сохранив прежние полномочия, муниципалитеты получали дополнительно возможность составлять и изменять план города, заботясь «о лучшем устройстве», вести надзор за правильностью строительства, проводить статистические обследования. Впервые в законе был зафиксирован факт наличия в ведении городов муниципальных предприятий, хотя их деятельность по-прежнему оставалась вне сферы правового регулирования. Расширялись полномочия муниципалитетов в сфере народного образования: городским самоуправлениям была предоставлена возможность заведования учреждениями народного образования не только в административно-хозяйственном, но и в учебном отношениях, право организации «просветительских и общеполезных учреждений».10

В области губернского, уездного и волостного самоуправления необходимо отметить следующие акты

8 Там же

9 Временное положение о поселковом управлении. // Местное самоуправление в России: отечественный исторический опыт. Сб. документов (1861-1917 г. г.) / URL: emsu.ru/ lm / monf / library / MUN 4 cont. htm (дата обращения: 16.09.2014 г.)

10 Мамаев А. В. Демократизация городского самоуправления в 1917 г.: Законодательство временного правительства в муниципальной сфере //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 5.

59

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

Временного правительства: Постановление о выборе уездных и губернских гласных в 43 губерниях Европейской России (21 мая и 11 августа) и Положение о волостном земстве в тех же губерниях (21 мая); Положение о Всероссийском земском союзе (7 июня) и Земское Положение (9 июня); Наказ о производстве выборов волостных гласных в 43 губерниях Европейской России (11 июня) и Наказ о производстве выборов уездных и губернских земских гласных в тех же губерниях Европейской России (17 июня); Введение земства в Архангельской губернии (17 июня), в Сибири (26 августа), в Степном крае (17 июня), в Туркестане (1 июля), в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях (30 марта и 22 июня), в Калмыцкой степи (1 июля) и в Киргизской орде Астраханской губернии (5 августа), в инородческих частях Ставропольской губернии (1 июля), в Измаильском уезде Бессарабской губернии (1 июля), в области Войска Донского (10 августа) (ввиду возникших осложнений окончательного утверждения проекта не последовало), Виленской и Ковенской губерниях (26 июля), в Камчатской области (26 августа); Выборы волостных земских гласных в Виленской и Ковенской губерниях (26 июля); Положение о губернских и уездных комиссарах (19 сентября); Постановление по улучшению земских финансов (21 сентября). Анализ вышеизложенных документов позволяет выделить не только расширение компетенции земских органов самоуправления, но и обратить внимание на появлении новой, более мелкой управленческой единицы - волостного земства. В связи с чем, многие исследователи данного вопроса полагают, что в период с февраля по октябрь 1917 г. в России «впервые проявилась законченная система местного самоуправления».11

Одновременно были разработаны и переданы на места для обсуждения проекты нормативных документов: «О мировых посредниках»; «О составлении городами планов и «Об образовании в крупных городах домовых комитетов; «Об основах земской реформы и переделе губерний и уездов в Закавказском крае»; «О введении земства в Тверской и Кубанской областях и «О земском самоуправлении для русских поселенцев Уранхайского края». Важно обратить внимание на наиболее существенные положения реформы. Выборы в волостное земство осуществлялись, как правило, по мажоритарной системе. Число гласных определялось по 29-50 на волость. Гласные составляли волостное земское собрание. Председатель избирался гласными из своей среды, исполнительным органом была волостная земская управа во главе с председателем.11 12 Выборы в уездное земство проводились обязательно по пропорциональной системе. Города составляли самостоятельный избирательный округ. Города с населением не менее 50 тыс. жителей и губернские города не выбирали гласных в уездное земство, так как сами приравнивались по правам к уездному земству. Гласные губернии выбирались уездными собраниями или городскими думами. В состав земских собраний входили только избранные гласные. От участия в них представителей ведомств и должностных лиц полно-

11 Иваненко И.Н., Чуева А.С. О состоянии законодательства о местном самоуправлении в России в начале XX века.// Научный журнал КубГАУ. № 98(04). 2014. С.11.

12 Наказ о производстве выборов волостных земских гласных;

Временное положение о волостном земском управлении. / URL: Местное самоуправление в России: отечественный исторический опыт. Сб. документов (1861-1917 г.г.) / emsu.ru/ lm / monf / library / MUN 4 cont. htm (дата обращения: 16.09.2014 г.)

стью отказались. Председатель избирался гласными из своей среды на один год. Очередные собрания созывались раз в год, чрезвычайные - по мере надобности. Должностные лица управ не утверждались. Выбирать в управу можно было любого гражданина, имеющего где-либо избирательное право. Срок полномочий управы составлял три года. Не допускалось совмещения земских должностей ни с какими другими платными должностями по государственной и общественной службе. Земские служащие перестали утверждаться в должности административным аппаратом и имели право на профсоюзную деятельность.13

Земство получало новое место и значение в общем строе государственного управления, ему передавалась вся полнота власти на местах. К новым функциям местного самоуправления следует отнести оказание юридической помощи населению, заведование школьным делом в учебном отношении, устройство бирж труда, меры по охране труда, заведование милицией. Уездный и губернский комиссары осуществляли надзор за деятельностью губернских и уездных земств, а также волостного земства. Он выражался в форме протестов, вносимых в административный отдел окружного суда, и протесты допускались лишь в случае нарушения закона.

По организационному и финансово-экономическому обеспечению становления местного самоуправления наибольшее значение имели следующие акты: Постановление о союзах, товариществах и съездах земств, городов и поселков (23 июня); Положение о милиции (17 апреля) для Петрограда, Москвы, Киева и Одессы (29 июня); Административные суды и их штаты (30 мая); О реформе воинских присутствий (5 августа); О гарантировании займов городов и земств (8 августа); О преобразовании кассы городского и земского кредита в банк (14 сентября); Об улучшении городских и земских финансов (21 сентября) и др. Закон от 22 сентября 1917 г. предусматривал пути упорядочения земских финансов. Устанавливались в пользу земств надбавка к государственному подоходному налогу, обложение сельских построек, разрешалось предусматривать ряд новых сборов. Закон от 17 июня 1917 г. определил, что волостные земства могут взимать не более 30% уездных сборов. Законом от 19 сентября 1917 г. касса городского и земского кредита была преобразована в Государственный банк земского и городского кредита.

По закону о милиции от 17 апреля 1917 г. задача охраны порядка и безопасности становилась одной из составных частей земской и городской деятельности, а служащие в милиции - одной из категорий земских служащих. Должность начальника милиции замещалась уездной или городской управой, и он отвечал перед уездным земством или городом за работу милиции, выбирал себе помощников, которые заведовали отдельными участками. Милиционером по закону мог быть любой русский подданный, достигший 21 года, если он не состоял под следствием и судом, а также не являлся несостоятельным должником.

Особое внимание было уделено коллективной деятельности земских и городских учреждений. Подготовленный по поручению Временного Правительства проект Правил о товариществах, союзах и съездах

13 Наказ уездным земским учреждениям о применении временных правил о производстве выборов губернских и уездных земских гласных от 17 июня 1917 г. / URL: Местное самоуправление в России: отечественный исторический опыт. Сб. документов (1861-1917 г.г.) / emsu.ru/ lm / monf / library / MUN 4 cont. htm (дата обращения: 16.09.2014 г.)

60

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В 1917 ГОДУ

Дерябина Е.С.

земских учреждений, городских и поселковых управлений (утвержденный особым законом от 9 июня 1917 г.) предусматривал регламентацию различных видов добровольных объединений земский учреждений и, что представляется наиболее важным, различия между такими объединениями, исходя из функций и целей их создания. Право на создание того или иного вида объединения предоставлялось губернским, уездным и волостным земским учреждениям, а также городским и поселковым управлениям на основании постановлений соответствующих земских собраний, городских и поселковых дум.

Товарищества образовывались для совместного участия в торговом, промышленном и ином предприятии, т.е. для коммерческих целей, направленных на удовлетворение общих потребностей. Союзы могли создаваться, как общие - по всем предметам ведения этих учреждений, так и специальные - по отдельным отраслям их ведения. Таким союзам могли передаваться все права земских собраний и городских дум, за исключением права налогообложения и издания, обязательных для населения постановлений.

Для обсуждения общих вопросов, касающихся потребностей земских и городских учреждений, могли созываться Съезды их представителей. Состав и порядок созыва Съезда определялся учреждениями, принявшими решение о его созыве. 7 июня 1917 г. на заседании Временного Правительства было утверждено Положение о Всероссийском земском союзе, который определялся, как объединенная организация земских учреждений и был призван осуществлять мероприятия, вызываемые: а) потребностями и задачами обще земского характера, б) войной и ее последствиями, в) иными причинами по соглашению с соответствующими правительственными учреждениями. Для реализации поставленных задач Земскому союзу предоставлялось право учреждать предприятия, учебные заведения, издавать и распространять печатные материалы. Руководство Союзом осуществлялось Собранием уполномоченных, в состав которого входило по три представителя от каждой губернии, избираемых губернскими земствами.14

Таким образом, реформа охватила широкий круг вопросов, касающихся кардинального изменения системы местного самоуправления на всех уровнях: от поселкового и волостного до городского и земского. Однако практика реализации указанных Положений и Постановлений Временного правительства давала сбои в силу отсутствия не только единой вертикали власти (Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов), но и отсутствия единства осуществления власти на местах. Так, например, уже в марте 1917 г. в ряде городов Советы упраздняли старые городские думы, проведя выборы на демократических началах. Иногда местные губернские и уездные советы, распустив Думы, не объявляли выборов в новое городское самоуправление, а назначали гласными новых дум своих депутатов. Поэтому, с одной стороны, к июню 1917 г. четко проявилась тенденция усиления власти губернских и уездных комиссаров, у которых появилось право надзора за деятельность городских дум на основе Закона от 9 июня 1917 г. Наиболее важные постановления городских дум подлежали утверждению Министром внутренних дел. Таким образом, желание Временного правитель-

14 Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. - М.: 1999. С. 112.

ства создать эффективную систему местного самоуправления реализовывалось через воссоздание системы местного управления периода либеральных реформ 60-70 г.г. XIX века.

А с другой стороны - эта попытка поставить под контроль местные органы власти объективно не увенчалась успехом в условиях многовластия и политического хаоса. Стоит согласиться с Герасименко Г.А., высказывающемся о Временном правительстве и Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов, как о центрах «притяжения и отталкивания различных слоев населения», выражающих интересы прямо противоположных частей общества.15 Подобное противостояние не могло не отразиться на сбоях в реализации правовых решений и в области местного самоуправления.

Список литературы:

1. Временные правила о производстве выборов гласных городских дум /URL: constitutions.ru/archi-ves/4984 копия (дата обращения: 15.02.14 г.)

2. Выштыкайлова А.А. Местное управление и местное самоуправление в дореволюционной России // Сибирский юридический вестник. 2010. №1(48). С.22-

26.

3. Гадельшина Л.И. Содержание принципа передачи финансовых средств органам местного самоуправления, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 1. С. 35-38.

4. Герасименко Г.А. Исторический выбор России./ Политические партии в российских революциях в начале XX века / Под ред. Г.Н. Севастьянова. Ин-т рос.истории.- М.: Наука, 2005. 533 с.

5. Евдошенко И.В. Трансформация местного управления и самоуправления России в феврале-октябре 1917 г.// Российский юридический журнал. 2005. № 3. С. 143-151.

6. Иваненко И.Н., Чуева А.С. О состоянии законодательства о местном самоуправлении в России в начале XX века.// Научный журнал КубГАУ. № 98(04). 2014. С.1-11.

7. Мамаев А.В. Демократизация городского самоуправления в 1917 г.: Законодательство временного правительства в муниципальной сфере //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 3-9.

8. Местное самоуправление в России: отечественный исторический опыт. Сб. документов (1861-1917 г.г.) / URL: emsu.ru/ lm / monf / library / MUN 4 cont. htm (дата обращения: 16.09.2014 г.)

9. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. - М.: 1999. С. 112.

10. Постановление Временного Правительства «О

производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях» / URL:

constitutions.ru/archives/4984 копия (дата обращения: 15.02.14 г.)

11. Еремин А.Р., Конкин В.И. Проблемы классификации гарантий местного самоуправления // Социальнополитические науки. - 2012. - №3.

12. Николаев М.Ю. К вопросу о возможности реализации конституционного принципа самостоятельности

15 Герасименко Г. А. Исторический выбор России./ Политические партии в российских революциях в начале XX века / Под ред. Г.Н. Севастьянова. Ин-т рос.истории.- М.: Наука, 2005. С. 9.

61

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

местного самоуправления // Бизнес в законе. - 2012. -№1.

Literature list:

1. Vremennye pravila o proizvodstve vyborov glasnyh gorodskih dum/ URL: constitutions.ru/archives/4984. (Access date : 15.02.14 g.)

2. Vyshtykajlova A.A. Mestnoe upravlenie i mestnoe samoupravlenie v dorevoljucionnoj Rossii // Sibirskij juridicheskij vestnik. 2010. № 1(48). S.22-26.

3. Gadel'shina L.I. Soderzhanie principa peredachi finansovyh sredstv organam mestnogo samoupravlenija, neobhodimyh dlja osushhestvlenija otdel'nyh gosudarstvennyh polnomochij //Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2014. № 1. S. 35-38.

4. Gerasimenko G.A. Istoricheskij vybor Rossii./ Politicheskie partii v rossijskih revoljucijah v nachale XX veka / Pod red. G.N. Sevast'janova. In-t ros.istorii.- M.: Nauka, 2005. 533 s.

5. Evdoshenko I.V. Transformacija mestnogo upravlenija i samoupravlenija Rossii v fevrale-oktjabre 1917 g.// Rossijskij juridicheskij zhurnal. 2005. № 3. S. 143-151.

6. Ivanenko I.N., Chueva A.S. O sostojanii

zakonodatel'stva o mestnom samoupravlenii v Rossii v nachale XX veka.// Nauchnyj zhurnal KubGAU. № 98(04). 2014. S.1-11.

7. Mamaev A.V. Demokratizacija gorodskogo

samoupravlenija v 1917 g.: Zakonodatel'stvo vremennogo pravitel'stva v municipal'noj sfere //Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Gumanitarnye nauki. 2012. № 2. S. 3-9.

8. Mestnoe samoupravlenie v Rossii: otechestvennyj istoricheskij opyt. Sb. dokumentov (1861-1917 g.g.) / URL: emsu.ru/ lm / monf / library / MUN 4 cont. htm. (Access date: 16.09.2014 g .)

9. Ovchinnikov I.I. Mestnoe samoupravlenie v sisteme narodovlastija. - M.: 1999. S. 112.

10. Postanovlenie Vremennogo Pravitel'stva «O proizvodstve vyborov glasnyh gorodskih dum i ob uchastkovyh gorodskih upravlenijah»/ URL: constitu-tions.ru/archives/4984. (Access date: 15.02.2014 g .)

Реиензия

На статью Дерябиной E.C. «Проблемы правового регламентирования местного самоуправления в России в условиях двоевластия (февраль-октябрь 1917 года)».

Период двоевластия в истории отечественного государства и права безусловно вызывает особый научный интерес в силу сложности и значимости его осмысления. Необходимо отметить, что сложность государственно-правовой ситуации данного периода заключалась в отсутствии единого центра реализации высших властных полномочий, что не могло не отразиться не только на правовой регламентации местного самоуправления в феврале-октябре 1917 г., но и на сбое в реализации основных правовых идей, заложенных в действующее законодательство того времени.

Дерябина Е.С. обращается к анализу законодательства по вопросам местного самоуправления в феврале-октябре 1917 года. В ходе исследования автором выделяются и анализируются основные виды нормативно-правовых актов Временного правительства по вопросам городского, поселкового и земского самоуправления. Автор отмечает, что реформа охватила широкий круг вопросов, касающихся кардинального изменения системы местного самоуправления на всех уровнях. В связи с этим, стоит отметить попытку Вре-

менного правительства изменить сложившуюся правовую традицию, предоставив реальные полномочия органам местного самоуправления всех уровней по вопросам управления своими территориями, включая расширение их финансово-хозяйственной компетенции. Однако, как справедливо отмечает автор, практика реализации Положений и Постановлений Временного правительства давала сбои в силу отсутствия не только единой вертикали власти (Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов), но и отсутствия единства осуществления власти на местах. Поэтому в условиях многовластия объективно не могла быть реформирована система местного самоуправления в том варианте, как она первоначально задумывалась.

Данная работа качественно дополняет не только информационное поле историко-правовых наук, но и обогащает методологию исследования систем управления в сложные переходные периоды.

Полагаю, что статья Дерябиной Е.С.: «Проблемы правового регламентирования местного самоуправления в России в условиях двоевластия (февраль-октябрь 1917 года)» обладает научной и практической значимостью и рекомендуется для печати.

Доктор исторических наук, профессор кафедры теории и практики управления Пермского филиала РАН-ХиГС М.Г. Суслов

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.