Научная статья на тему 'Проблемы правового обеспечения противодействия организованной преступности'

Проблемы правового обеспечения противодействия организованной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
525
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ORGANIZED CRIME / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / COUNTERACTION OF ORGANIZED CRIME / ПОДРЫВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ / UNDERMINING OF ECONOMIC BASES / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATIONAL AND SEARCH ACTIVITY / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин А.Е.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности органов внутренних дел по подрыву экономических основ организованной преступности, предлагаются направления совершенствования правового регулирования в данной сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Support Issues of Counteraction of Organized Crime

The article deals with legal regulation issues concerning the activity of law-enforcement agencies, undermining economic bases of organized crime. The author offers concrete directions of legal regulation improvement in the before mentioned sphere.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового обеспечения противодействия организованной преступности»

_I

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:

состояние и пути совершенствования

А.Е. ИльИн,

докторант1 кафедры иностранного языка, кандидат психологических наук

(ФГКОУ ВПО

«нижегородская академия МВД России»)

A.E. ILYIN,

Candidate for a doctor's degree2, Candidate of Psychology (Federal State Governmental Educational Institution «Mzhegorodskay Academy of Ministry for Internal Affairs of Russia»)

УДК 343.9.02

Проблемы правового обеспечения противодействия организованной преступности

Legal Support issues of Counteraction of Organized Crime

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности органов внутренних дел по подрыву экономических основ организованной преступности, предлагаются направления совершенствования правового регулирования в данной сфере деятельности.

Организованная преступность, противодействие организованной преступности, подрыв экономических основ, правовое регулирование, оперативно-разыскная деятельность, органы внутренних дел.

The article deals with legal regulation issues concerning the activity of law-enforcement agencies, undermining economic bases of organized crime. The author offers concrete directions of legal regulation improvement in the before mentioned sphere.

Organized crime, counteraction of organized crime, undermining of economic bases, legal regulation, operational and search activity, law-enforcement agencies.

Подрыв экономических основ организованных преступных структур наряду с противодействием организованной преступности более десяти лет назывался в директивных документах МВД России одной из основных задач оперативных подразделений органов внутренних дел.

Однако по прошествии указанных лет результаты деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур не могут служить предметом гордости

органов внутренних дел, так как в большинстве случаев такие результаты отсутствуют.

При этом отсутствие показателей деятельности органов внутренних дел по подрыву экономических основ организованных преступных структур практические работники повсеместно связывают с тем, что в теории оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД) нет серьезной научной проработки данного вопроса, а действующее законодательство не содержит четкого обозначения

1 Ранее - заместитель начальника УЭБ и ПК ГУ МВД России по г. Москве.

2 Early - Deputy chief, Department for Economic Security and Corruption Counteracting, Main Directorate, Ministry for Internal Affairs of Russia, Moscow.

К S

I

<

м

0 03

н и

1

и

а

а и оэ

0 и

S

н

^

с S

И

5

1 к

о н

и о и

6 03

н

и

л

<

и

н

$

0

1

о

а

<

6

оснований и обстоятельств, при которых названная деятельность может быть реализована. Кроме того, сотрудники органов внутренних дел считают, что потребности практики не были учтены нормой об установлении имущества, подлежащего конфискации, недавно включенной в перечень задач оперативно-разыскной деятельности (абз. 4, ч. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» [2]. Данная новелла не регулирует деятельность субъектов ОРД по подрыву экономических основ организованных преступных структур.

Такая ситуация, по нашему мнению, во многом складывается из-за того, что отечественные исследователи, вопреки мнению своих зарубежных коллег, не выделяют экономическую основу (финансовую и (или) материальную базу организованных преступных структур) в качестве обязательного признака организованной преступности.

Изучение вопроса введения в теорию оперативно-разыскной работы термина «подрыв экономических основ организованной преступности» показало, что впервые он был использован в отечественной правоохранительной практике в качестве задачи Комитета федеральной криминальной милиции, созданного в 2001 г. в системе МВД России [5].

Такие комитеты были созданы также в каждом субъекте РФ, в число их основных задач входили:

1) борьба с организованной преступностью, выявление, предупреждение и пресечение деятельности организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций);

2) подрыв экономических основ деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) [7, 8].

Впоследствии задача подрыва экономических основ организованной преступности была возложена на главные управления МВД России по федеральным округам (упразднены в 2014 г.), в структуре которых функционировали одноименные подразделения [3].

В настоящее время в положениях о территориальных органах МВД России (МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам РФ) [4] и в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [3] такие задачи отсутствуют.

Долгое время большинство теоретиков и практиков ОРД связывали надежды на надлежащее правовое регулирование оперативно-разыскной деятельности, в том числе по борьбе с организованной преступностью, с новым ведомственным нормативным актом, регулирующим основы организации и тактики оперативно-разыскной деятельности (Наставлением).

Однако почти 100 % респондентов подходят к принятому в 2013 г. Наставлению скептически, упрекая его разработчиков в излишнем дублировании положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (особенно это касается общих положений, а также оснований и условий проведения оперативно-разыскных мероприятий) и неточных формулировках (по-разному обозначаются дела оперативного учета, а также категории лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность). Помимо этого, специалисты отмечают излишнюю детализацию функций отдельных категорий сотрудников (например, учетных подразделений), а также формулировку некоторых положений, порождающую их неоднозначное толкование (в описании оперативно-разыскного мероприятия «оперативный эксперимент» указывается, что оперативный работник или гражданин, действующий по его поручению, может сделать лицу, представляющему оперативный интерес, ненавязчивое предложение выполнить какие-то действия, однако критерии, с помощью которых можно определить, насколько ненавязчивым было предложение, отсутствуют).

Еще одно критическое замечание — выход за правотворческие пределы, установленные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, ст. 4 названного закона дозволяет субъектам ОРД издавать в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие только организацию и тактику проведения оперативно-разыскных мероприятий, а Наставление, судя по его названию, регулирует всю оперативно-разыскную деятельность органов внутренних дел РФ. Сомневаемся, что кто-либо из специалистов ОРД сможет поставить знак равенства между организацией и тактикой оперативно-разыскных мероприятий и организацией и тактикой оперативно-разыскной деятельности в целом.

Поэтому какие бы усилия ни прилагали ученые и практики по систематизации ведомственного правового материала и обоснованию, что при осуществлении ОРД по подрыву экономических основ организованной преступности можно пользоваться и отдельными имеющимися нормами, ничего не получится без разработки и принятия нормативных правовых актов на законодательном и подзаконном, в том числе ведомственном, уровне. Необходимо либо усовершенствовать существующие нормативные документы, либо принять самостоятельный ведомственный нормативный правовой акт, регулирующий оперативно-разыскную деятельность по указанному направлению.

Не обнаружив в ведомственных нормативных актах решений правовых задач, позволяющих оперативным подразделениям осуществлять деятельность по подрыву экономических основ организованной преступности, мы проанализировали межведомственные нормативные акты. Но и в них, к сожалению, в основном освещаются вопросы взаимодействия между субъектами, их издающими. Безусловно, при этом они играют положительную роль в решении задач оперативно-разыскной деятельности, так как формируют правовую основу для совместных действий, в том числе в борьбе с организованной преступностью. К ним можно отнести ряд совместных приказов и распоряжений [9, 10, 11, 12].

К группе межведомственных нормативных правовых актов относятся также акты международного уровня, например, соглашение между Правительством РФ и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства общественного порядка Греческой Республики в области борьбы с преступностью [1, 6].

В межведомственных актах, в том числе международного характера, рассматриваются отдельные вопросы борьбы с организованной преступностью, приведены примеры успешных оперативно-разыскных мероприятий (например, контролируемой поставки наркотиков), но ни один из них напрямую не регулирует деятельность органов внутренних дел по подрыву экономических основ организованной преступности — ни оперативно-разыскную, ни какую-либо еще.

Таким образом, вывод о состоянии ведомственного и межведомственного нормативно-правового регулирования оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по подрыву экономических основ организованной преступности весьма неутешителен: такое регулирование отсутствует.

Имеются отдельные правовые нормы, регламентирующие борьбу органов внутренних дел с организованной преступностью. Например, в 2004 г. на базе МВД Республики Татарстан, УВД Архангельской и Липецкой областей проводился эксперимент по совершенствованию борьбы с организованной преступностью, в обосновании которого было сформулировано несколько понятий, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме:

1) организованное преступное формирование (ОПФ) — сплоченная организованная преступная группа либо объединение организованных преступных групп, оказывающих значительное влияние на криминальную, со-

циально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в регионе. Среди признаков ОПФ были указаны: наличие у представителей ОПФ единых преступных целей, организатора (руководителя), устоявшихся связей, финансовой базы, конспирации, иерархии, подчинения, распределения ролей и функций, единых правил взаимоотношений, аккумулирование денежных и иных доходов от преступной деятельности, тщательное планирование и подготовка преступной деятельности, техническое оснащение, подготовка заранее орудий преступлений, тяжесть совершаемых преступлений и др.;

2) финансовая база организованного преступного формирования — источники поступления денежных средств и товарно-материальных ценностей в ОПФ либо его отдельным представителям (незаконный оборот наркотиков и оружия, вымогательство, легализация, проституция, мошенничество и т. д.);

3) подконтрольный организованному преступному формированию объект экономики — предприятие, учреждение или организация независимо от форм собственности, доходы (часть доходов) от деятельности которых аккумулируются в ОПФ либо у его отдельных представителей.

Однако цели эксперимента были связаны с совершенствованием организации борьбы с организованной преступностью; на подрыве экономических основ организованной преступности акцент сделан не был (несмотря на то что подрыв экономических основ ОПФ направлен на освобождение сфер (отраслей) и объектов экономики от криминального влияния), поэтому вышеприведенные положения не получили достойного развития ни в теории оперативно-разыскной деятельности, ни на практике.

Поэтому в завершение еще раз повторим, что МВД России необходимо усовершенствовать нормативно-правовое регулирование основ организации и тактики оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации путем:

1) внесения дополнений либо включения в Наставление раздела «Организация и тактика проведения оперативно-разыскных мероприятий по подрыву экономических основ организованных групп, преступных сообществ (организаций), экстремистских сообществ (организаций), террористических организаций и незаконных вооруженных формирований»;

2) принятия самостоятельного ведомственного нормативного правового акта, регулирующего оперативно-разыскную деятельность по подрыву экономических основ организованной преступности.

к S

X

<

м О 03

н и X

и

а

а и оэ

О и

S

н

^

с S

И

5 X К

о н

и о и

6 03

н

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

<

и

н

$

о X

о

а

<

7

Список литературы

к S

I

<

BQ

0 03

н и

1

и

а

а и оа

0 и

S

н

^

с S

И S

1 к

о н

и о и

о

03

н

и

л

<

и

н

$

0

1

о

а

<

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства общественного порядка Греческой Республики в области борьбы с преступностью (заключено в г. Афины 6 декабря 2001 г.) // СПС Кон-сультантПлюс.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) // СПС КонсультантПлюс.

3. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 20 января 2015 г.) // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.

4. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 (ред. от 20 января 2015 г.) // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1335.

5. О подразделениях криминальной милиции: постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 925 // СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4904.

6. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства общественного порядка Греческой Республики в области борьбы с преступностью: постановление Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. № 840 // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4751.

7. Об утверждении Устава Комитета федеральной криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области: приказ МВД России от 28 марта 2001 г. № 372 // СПС КонсультантПлюс.

8. Об утверждении Устава Комитета федеральной криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области: приказ МВД России от 28 марта 2001 г. № 375 // СПС КонсультантПлюс.

9. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. // СПС КонсультантПлюс.

10. Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем: приказ Генпрокуратуры России № 309, МВД России № 566, ФСБ России № 378, ФСКН России № 318, ФТС России № 1460, СКП России № 43, Рос-финмониторинга № 207 от 5 августа 2010 г. // СПС КонсультантПлюс.

11. Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола: приказ МВД России № 786, Минюста России № 310, ФСБ России № 470, ФСО России № 454, ФСКН России № 333, ФТС России № 971 от 6 октября 2006 г. (ред. от 22 сентября 2009 г.) // СПС КонсультантПлюс.

12. О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма: распоряжение Генеральной прокуратуры РФ № 270/27р, МВД России № 1/9789, ФСБ России № 38 от 16 декабря 2008 г. // СПС КонсультантПлюс.

Тел.: 8 (831) 464-30-18

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.